протоиерей Василий Бандаков

45. В среду на той же неделе

Со вторника начали некоторые говеть, а понедельник где? Где были, если не были в храме Божием? На что употребили этот день? Договорились с Богом работать в Его винограднике с понедельника, и получать за каждый день по динарию, но не работали. Для кого же и для чего положен вчерашний день в число дней постных? Для чего и для кого молитвы, и чтения и песнопения, и поклоны? Кто же должен был вчера присутствовать во храме? Если одни мы, то почему же и не вы? Самый важный день великого поста – это день первый и второй, в которые положено вовсе не вкушать пищи; и этот день – образ того первого дня, в который Бог сотворил небо и землю; в который Дух Божий носился над водами, в который положено начало сотворения мира, – первый день нашего бытия, так как мы из земли сотворены, первое основание нашей жизни и нашего спасения; и в этот первый день нашего покаяния, душевного воссоздания, многие продолжают отдавать себя в жертву плоти, миру и диаволу: одни продолжали, как говорят, полоскать зубы; другие обмывали тело, или очищали дом свой подбелением; а не подумали о спасении; не бросились на очищение души; не поторопились прийти в церковь и положить основание своему покаянию. О! как мы нерадивы к своему вечному спасению! Скажете: «не звонили, не призывали в церковь, не было служения»; для кого же нам звонить? кого звать? для кого служить? И звонили, и служили, и призывали в церковь; да никто не являлся; так мы сами для себя в церкви совершали молитвословие, положенное по уставу церкви для всех. Мудро и благоснисходительно поступила церковь, что она не сразу от мясоедения переводит нас к строгому посту; а учредила мясопустную седмицу для плотоугодников, так называемую пеструю, и, наконец, сырную неделю. Что бы еще нужно для приуготовления себя к посту? Так, нет! хитрый мир умудряется и выдумывает свои правила, дабы самих себя обкрадывать, и Бога прогневлять. Говорю, что вы, не бывшие в первый день поста, потеряли один динарий награды; а кто с завтрашнего дня начнет говеть, тот потеряет два динария, два таланта благодати Божией. Раз в год читается то, что вчера было прочтено, и упустить это – значит потерять для души великую прибыль. Итак, если ты в понедельник не бываешь в церкви, то когда услышишь то, что в понедельник читают и поют? Быть может, ты этого никогда уже не услышишь. В пост только и может христианин услышать чтение всей святой Библии, всей псалтыри и всего святого Евангелия. Вот почему христиане первых веков ежедневно, во всю святую четыредесятницу, ходили в церковь; в чистый четверг приобщались Святых Таин, а иные в каждую субботу и в каждое воскресение. Удивительно ли после этого, что между нами так оскудела благодать Божия, уменьшились дарования, не стало великих чудотворений, мало святых между нами? От того, что мы не спасаемся во дни спасения, а более еще грешим леностью, нерадением, рассеянностью, нехождением в церковь, неслушанием слова Божия, объедением, скорой и неполной исповедью, бесчувственным приступанием к величайшему Таинству приобщения, и грехи остаются в крови нашей, в костях наших, в душе нашей, во всем теле нашем. О! придется нам когда-нибудь тяжко отвечать пред Богом за наше нерадение к нашему вечному спасению.

Господи! вразуми нас грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle