протоиерей Василий Бандаков

44. Во вторник на той же неделе

Аще приступаеши работати Господеви, уготови душу твою ко искушению. (Сир. 2:1).

Кому мы доселе работали? Телу, страстям, чревоугодию, гортанобесию, плотоугодию, роскоши, пьянству, объедению, – тяжела эта работа: кто на голову жаловался, кто на утробу, кто на боль рук и ног, всем нам наскучила эта работа, эта служба плоти и страстям. Станем работать Богу, станем Ему служить, облегчим тяжесть трудов, сбросим иго страстей, облечемся во оружие света; ибо легче работать Богу, нежели миру, легче трудиться духом, нежели плотью: иго Мое благо и бремя Мое легко49, сказал Господь. Какая служба, приносимая Богу? Хождение в церковь, пост, молитва, говение, исповедь и очищение от грехов. Но тут и поднимаются против нас искушения всякого рода: ни миру, ни плоти, ни диаволу не хочется, чтобы мы служили и работали Богу. Настали дни великого поста, – нужно ходить в церковь Божию. – «Э! с понедельника рано, пойду с вторника, с среды, с четверга; в понедельник нужно в баню сходить, нужно похмелиться», говорит бес лености и бес пьянства, тогда как в понедельник ходить в баню, есть или пить строго запрещает церковь: до среды нельзя даже хлеба кушать. «Надобно держать строгий пост, сухоядение». «Что за грех кушать? языком больше согрешишь; не в уста что входит сквернит человека, а из уст», говорит в мыслях и языком бес обжорства. «Нужно ходить в церковь и продолжительно и прилежно Богу молиться», говорит правило церковное. «Почему не прийти в церковь на молитву в конце Богослужения? Разве необходимо класть поклоны? Я не могу ни воздыхать, ни плакать о грехах; лучше ходить в ту церковь, где скорее служат», говорит бес лености. Говеть нужно, исповедать грехи нужно; «Не люблю долго говеть, не люблю священника, который долго исповедует; как бы скорее все это исполнить, да на поле, на море, да за дело приняться», говорит бес любостяжания. Вот какие искушения предлежат тому, кто начинает говеть. «Смотри, – холодно или грязно ходить, – пусть стану ходить, когда потеплеет». Так одно искушение за другим. Но спрашиваю тебя: приготовил ли ты себя против всех искушений? Решился ли держать строгий пост и постоянный? Отложил ли все дела свои и мысли мирские и все попечения в сторону? Принялся ли прилежно за молитву, за хождение в церковь? Припоминаешь ли все грехи, чтобы мог пересказать своему духовнику? A ведь не забывай, что ты приступаешь работать Господу: нужно при всем этом милостыню подавать, ходить в темницу, если можно выкупать сидящего там за долги, посетить больных; словом, все мирское забыть и делать все Божие, Богу приятное. А между тем, смотрите: какое искушение в эти дни всему христианскому миру, в понедельник утром никого не бывает в церкви, тогда как постовое Богослужение начинается еще на масляной; ибо в среду и пяток не положено обедни, а только часы и поклоны, чтоб приготовить православных христиан к совершенному посту святого понедельника; тогда как некоторые христиане продолжают и объедение и даже пьянство в этот святейший день, или отправляются в баню. Не великое ли искушение? Таким, образом православные христиане оканчивают свою масленицу и начинают великий пост наравне с еретиками во вторник и среду. Не величайшее ли это оскорбление Бога и Его святых дней! Смотри, христианин! Когда приступаешь работать Господу, то приготовь душу твою к многоразличным искушениям, и преткновениям и соблазнам.

Господи, вразуми нас достойно проводить дни святого великого поста! Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle