протоиерей Василий Бандаков

64. О том же

Нет такого греха, который остался бы без наказания Божия; и нет такого греха столь тяжкого, которого Бог не простил бы, которого невозможно было бы изгладить покаянием; но только покаянием истинным, полным и совершенным. Правосудие Божие требует того, чтобы, наказать человека; а милосердие Божие требует того, чтобы простить и помиловать грешника; если он принесет в том Богу чистосердечное раскаяние. Адам и Ева соделали грех; но вздумали каяться уже тогда, когда были наказаны и изгнаны из рая; а до того времени только обвиняли друг друга: Адам жену, а жена змия. Каин за братоубийство не только не покаялся; но даже считал для себя покаяние невозможным: просил себе смерти, впал в отчаяние, и понес полное за то наказание со всеми его последствиями. Сто двадцать лет дал Бог для исправления допотопным людям; но они не послушались Бога, не воспользовались данным временем, и погибли все от воды. Евреи в пустыне часто оскорбляли Бога идолопоклонством, ропотом на Бога, распутством; и за то каждый раз, в пример другим, по несколько десятков тысяч, наказаны были смертью. Давид за свой грех наказан тем, что ему предложено правосудием и милосердием Божиим на выбор одно из трех наказаний: или трехлетний голод, или трехмесячную войну, или трехдневную казнь Божию. Давид согласился на последнее, и 75 тысяч иудеев погибло от меча Ангела. Ахав за убиение Навуфея, когда покаялся, то наказание отсрочено было только на несколько лет – до его смерти. За идолопоклонство, которое распространила между иудеями его жена, Ахав и его потомки лишены наследственного царства. Будем же помнить, что и мы за одни грехи, можем быть наказаны при жизни; а за другие после смерти. Не должны мы также забывать и того, что есть грехи, которых зараза распространяется и после смерти нашей, и, для омытия и изглаждения оных, мы должны плакать всю жизнь; потому что одна премудрость Божия может удержать поток беззаконий, одна милость Божия может простить нам грехи. Если мы соделали грех; то мы должны просить Бога, дабы Он наказал нас в этой жизни, с тем, чтобы в будущей простил. Если Он нас наказывает, то мы должны благодарить Бога, зная, что наказание это мы заслужили. Если же не наказывает Бог нас ни чем; то мы должны бояться наказания загробного, зная, что грехи наши должны быть очень велики, что Бог нас в этой жизни не наказывает. Некоторые живут на земле благополучно и думают, что Бог, по любви к ним, ни чем их не наказывает; а о том не думают, что, быть может, им до будущей жизни наказание отложено. Не завидуйте счастливцам мира сего, – их ожидают участь ужасная за гробом; завидуйте убогим, плачущим и несчастным в мире, которым за то обещано блаженство вечное. Правосудный Бог всегда накажет за грехи, если не в настоящей, то в будущей жизни; если не во времени, то в вечности. Но Бог милостив – помилует тебя; если ты покаешься пред Ним, и дашь обещание, что не будешь больше грешить; но горе тебе, если ты станешь обманывать Бога: покаешься и не исправишься; дашь на исповеди Богу обет, что не будешь больше грешить, а потом опять станешь грешить. Сколько слез требуется, чтобы оплакать грехи свои! А ты являешься на суд Божий без слез, без сокрушения, без покаяния; ты идешь на исповедь, как будто святой какой, – идешь оправдывать себя, а не обвинять; ты даже не помнишь за собой важных грехов, хотя упоминаешь об осуждении, празднословии, гневе, достойных геенны. Обдумал ли ты свои грехи; помнишь ли, что ты сделал в течение жизни; знаешь ли важность твоих грехов? Может быть, на твоей совести лежат такие грехи, что они перейдут с тобой в могилу? Не забудь, что Бог правосуден. О, воспользуйтесь вы, христиане, спасительным покаянием; кайтесь в своих грехах полно и совершенно. Быть может, милосердие Божие готово простить вас; но и правосудие Божие готово наказать вас; если вы станете упорствовать, или обманывать Бога. Кто из нас не испытал горечи греха? Чья совесть не мучилась от разврата? Чья утроба не болела от объядения? Чья гордость не была уничижена? Ты скрываешь грех, а Бог явно накажет. Покайся лучше, перемени свою жизнь; начни сокрушаться о грехах своих, дай Богу обет, что больше не будешь грешить. Покаяния двери отверсты перед тобою: милосердие Божие готово тебя простить; если увидит твои слезы, воздыхания и чистосердечное раскаяние. Взывай к Богу; проси ходатайства Царицы Небесной, обратись со слезами к Святым, – мало ли у Бога молитвенников и ходатаев, – и Господь простит тебя и помилует в сей и будущей жизни. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Аминь.



Источник: Харьков. Типолитография Окружного Штаба. 1880

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

5. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

6. Sermons – Week After Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Ерифний профессор Александр Павлович Лопухин

8. Памятники древнерусского канонического права – 55. 1427 г. июня 22. Послание митрополита Фотия в Псков, о стригольниках профессор Алексей Степанович Павлов

9. Послания – Послание 101(289). К Анатолию и Савватию, сынам преподобный Феодор Студит

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Игнатий Иовлевич митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle