протоиерей Василий Бандаков

66. О том же

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче.

В каждое утреннее богослужение вы слышите сии трогательные звуки и слова. Для чего святая церковь так часто повторяет их? Для того, чтобы мы заметили эти слова, затвердили, выучили, и часто повторяли бы их. Не так ли каждая благочестивая мать учит дитя свое Богу молиться? Не каждое ли утро и вечером она заставляет повторять слова одной и той же молитвы? Так и святая церковь поступает; она часто повторяет слова этой трогательной и умилительной песни, дабы мы поняли слова песни сей и часто повторяли в сердце, в мыслях и на устах. В этой молитве, в этом песнопении грешник просит Бога, во-первых. о том, чтобы Он для него отверз, отворил двери покаяния: покаяния отверзи ми двери. Двери покаяния всегда были и будут отверсты для кающихся грешников. Со времени сотворения мира, или лучше – со времени падения Адама, двери милосердия Божия, двери покаяния остаются открытыми. Этими дверями вошло в рай величайшее множество грешников покаявшихся, – да и теперь входят и будут входить до кончины мира. В эти двери вошли Ниневитяне, вошел царь Давид, совершивший убийство и прелюбодеяние, Манассия, мытарь, блудница, разбойник, Петр, отвергшийся Христа, Павел, гонитель христиан, множество грешников из язычников, иудеев и христиан, и многое множество других величайших грешников. Вот почему и теперь, кто только хочет покаяться, должен прежде и чаще всего просить Бога, чтобы Он отверз ему двери покаяния. Где же эти двери? Я трое дверей усматриваю: одни и главные двери в сердце человека, другие двери в церкви, третьи на небе. В первые двери постоянно стучит Господь Христос и говорит: «покайся», и кто из грешников услышит Его голос и отворит двери сердца своего, в того благодать Божия или сам Христос входит, как в свой храм, в свой чертог, и обитает в нем, и царствует в нем, и управляет всей его жизнью, всеми делами его. Итак, помните христиане, что главная дверь покаяния – в сердце нашем, и отворить эту дверь зависит от нас; решается человек оставить грехи навсегда – конец, значит, двери сердца его открыты для истинного покаяния. А когда сия дверь откроется, тогда и другая и третья дверь легко и удобно откроются для грешника. Другая дверь в церкви Божией, третья в раю: церковь принимает кающегося грешника и прощает его грехи: а когда церковь прощает, тогда и Бог прощает: ибо сказано: «что разрешите вы, пастыри, на земле, то разрешено будет на небесах». В прежние времена кающихся, прежде нежели перенесут они наложенную епитимию, не пускали в церковь, и заставляли нести подвиги покаяния там, за дверями церкви; там стояли кающиеся, припадающие, плачущие и оглашенные, по нескольку лет: и долго испытывали, наблюдали, учили грешников, следя строго за их жизнью, узнавая их мысли и сердечные движения, пока они вступали на истинный путь покаяния, оставляли навсегда грехи, и никогда не возвращались более на путь прежних грехов. Теперь церковь наполнена множеством грешников таких, которые в беззаконии проводят всю жизнь, и часто принимает к покаянию таких, которые только на словах каются, а на деле остаются грешниками нераскаянными. Что ж из этого бывает? То, что хотя священник от лица Иисуса Христа разрешает их от грехов, однако сам Христос их не разрешает и не прощает, ибо Христос прощает только те грехи, которые ты бросаешь; прощает, но не разрешает, не дает тебе права и впредь грешить. Подумать, так страшно, однако истинно: как Христос, говорю, так и священник, те только грехи прощает тебе, от которых ты отстал, этого ты никогда не забывай. Поэтому подумай хорошенько: решился ли ты более не грешить? Оторвал ли ты грех от своего сердца? Господь ли живет в твоем сердце вместо греха? Не будешь ты более грешить? В таком разе ты отверз двери сердца твоего для покаяния, отверзнутся для тебя и двери храма Божия, Ты говоришь, что или по немощи плоти, или по причине соблазна мира, или чрез искушение диавола, ты можешь опять после истинного покаяния согрешить. Бог видит: по слабости ли плоти ты согрешишь, или по причине соблазна, или по причине искушения диавола?! Однако же тебе дана благодать Божия в помощь, даны средства избегать соблазнов и препобеждать искушения диавола. Смотри: не отворяешь ли ты для греха дверей сердца своего? Решаешься ли более не грешить, – смотри, сам затворишь себе и двери покаяния в церкви и двери рая на небе. Молись, кайся и проси Бога.

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle