Источник

84. О вознаграждении за грехи

Приступая к исповеди, мы должны спросить сами себя: достаточное ли мы принесли Богу вознаграждение за наши грехи? Довольно ли мы молились и постились? Довольно ли подали милостыни или на церковь Божию? Кто нам даст ответ на это? Очевидно – наш духовник. Кто лучше знает: долго ли диету держать больному, долго ли принимать лекарство, кроме лекаря? Правда, что болезни душевные – не то, что телесные. Застарелую болезнь трудно и долго надобно лечить; а есть и такие болезни, от которых человек несколько лет лечится; есть и такие, что нужно их выжигать, или отрезывать целые члены. Неужели душевные болезни легче лечить? Правда, что наш Лекарь премудрый и всемогущий Христос Господь! Что же если Он несколько раз уже нас вылечивал; но мы, по упорству своему, по нерадению, по безрассудству, опять обратились к тем же грехам? Мне кажется, что мы мало молились, недостаточно постились, не принесли Богу жертвы, особенно те из нас, которые носят в душе своей грехи застарелые, давние, грехи упорные. Так, если кто из нас лет двадцать пьянствует и еще не хочет отстать от этой грешной привычки, – можно ли его исцелить от сей привычки в три дня? Если кто оскорбил Бога тем, что собрал себе сокровища, нажил капитал чужими трудами, давал мерзнуть и голодать братьям Христовым в течение двадцати лет: неужели Бог его простит, если он подаст перед исповедью копеечную милостыню? Правда, мы знаем, что некий скупец бросил один хлеб в нищих, чтобы от них избавиться, и этот хлеб на весах правосудия перевесил все его грехи; но этот грешник был тем скуп, что своего чужим не давал, и в составе его имения не было чужих трудов, чужих слез; он честным образом нажил свое состояние. Одного разбойника, на тех же весах Божиих, перевесил все его тяжкие грехи один его платок; но этот платок был весь омочен слезами. Правда, что Господь многомилостив, но только к истинно кающимся. А тот, кто после покаяния опять грешит и не хочет отстать от греха, тот запутывается в грехе до того, что одна смерть его распутает. Нет! Трудно лечить застарелые болезни, а грехи застарелые еще труднее. Правда, что Бог всемогущ, но и Он спасти нас без нашего желания не может. Да и как спасти? Как уврачевать? Вот вы приступите к исповеди, перескажите все ваши грехи; но уверяю вас, что некоторые из вас не отстанут от своих грехов: пьяница, отговевшись, опять станет пить; сребролюбец станет продолжать собрание денег; распутный будет грешить, гордый – гордиться, завистливый – завидовать и проч. Что ж? Бог поругаем не бывает. Для таких грешников врачевство послужит во вред, как вредна больному здоровая пища; они телу и крови Христовой приобщаются только в суд и в осуждение91, – говорит Апостол, ибо они недостойно принимают его. Прежде принятия св. Таин подумайте: достаточно ли вы приготовились к тому? Решились ли более не грешить? Вполне ли оплакали грех свой? Впереди много еще времени для подвигов поста и молитвы, для милостыни и для слез, воздыханий, коленопреклонений, подумайте об этом и решитесь на что-нибудь: или отстаньте от греха, или не приступайте к принятию святых и животворящих Таин: служите мамоне или Богу, или Христу или Велиару, или изберите путь более продолжительный для совершенного очищения от ваших застарелых, давних и упорных грехов. Избирайте или грех или добродетель, или спасение или погибель, или рай или ад; подумайте, что лучше для вас, и не забывайте, что то и другое вечно. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle