протоиерей Василий Бандаков

85. О терпении при подвигах покаяния

Святая церковь предлагает ежедневное сухоядение во время св. Великого поста; но что станем делать с миром лукавым? То просьбы жены, то жадные очи наши заставляют нас простирать руку к пище недозволенной – вареной, сластной, вкусной. Что же от этого происходит? Бывает то, что мы с величайшей леностью молимся Богу и кладем поклоны; плоть наша, обременяемая излишними яствами, тяготится на молитве; ум, отуманенный испарениями, не возносится к Богу, а пресмыкается по земле. Что делать в таком случае? Надобно иметь терпение в молитве. Чем тягостнее молитва, тем усерднее надобно молиться. Пока человек привыкнет к молитве, до тех пор он должен принуждать себя, а как скоро привыкнет, то уже ему покажется молитва легкой и приятной. Правда, можно стоя и лежа молиться, произнося молитву Иисусову или призывая святых, которых знаем и почитаем; но приличнее всего пред лицем Божиим стоять на молитве, преклонив или колени или главу до земли. Велик Бог! С каким смирением, с каким благоговением и страхом надлежит стоять пред Его лицем? Если тяжесть грехов и горесть жизни обременяют твое сердце и мучит совесть; то возвысь свой голос пред Богом, взывай, громко молись, воздыхай, думай о том, что ты произносишь словами своими и о чем молишься. Правда, Господь видит и мысли наши, слышит и тайные воздыхания; но полезнее молиться громко с воздыханиями, особенно в доме, так чтоб всякое слово молитвы камнем ложилось на сердце, чтобы каждое слово сопровождалось воздыханиями. Припомни как ты молился, когда или жена, или дитя твое умерло, или ты впал в большое несчастье. О! если бы мы всегда так молились; то нас Господь всегда слышал бы. Утро самое лучшее время для молитвы: тело наше утром бывает бодро, душа не занята мирскими делами – легко может отрешаться от земного и возноситься к небесному; сама природа тогда помогает ей заниматься богомыслием. Бог всегда слышит наши молитвы, но не всегда исполняет их, потому что если бы Он исполнял всякое наше прошение, то мы не дорожили бы Его милостями. Сколько мы в один день получаем от Него даров: и здоровье, когда другие болеют, и насущный хлеб, когда другие голодают, и воздух, которым дышим, и разные утешения; но мы неблагодарны и бесчувственны. Мы привыкли к получению от Него благодеяний; но тогда только о Нем вспоминаем, когда Он карает нас, поражая несчастьями: тогда мы плачем и воздыхаем, и, как говорят, живые до Бога лезем. Нет! потерпим Господа, как Он нас терпит; принудим себя к частой молитве, чтоб каждый шаг мы вспоминали о Боге, – Бог нам необходимее всего на свете; нам придется с Ним вечно жить. Приучим же себя часто с Ним беседовать.

Посмотрите, сколько терпения у земледельца, пока он получит пользу от своей оранки, от своего посева. Как терпеливо ждет он плодов вознаграждения. В молитве, в разговоре с Богом, еще более надобно иметь терпения. Бог всегда слышит нас, да мы часто лениво молимся. Чтобы очистить душу от грехов, надобно долго и прилежно молиться.

Были некогда на земле столь святые люди, которые так пламенно молились Богу, что вместе с мыслями и сердцами их, тела их поднимались на воздух во время молитвы, так что они уже не на земле, а на воздухе молились; например: Иоанн Милостивый, Мария Египетская и другие. Для нас грешных, обремененных беззакониями, довольно было бы и того, если бы наши одни мысли и сердца возносились к престолу Божию. Молитва святого мужа действительно имеет необыкновенную силу, так что с душой и тело может подниматься вверх и носиться по воздуху, проходит чрез большие пространства; но для этого долго и сурово изнуряют тело свое постом и очищают молитвой. Кто не помнит: как святитель Христов Николай еще при жизни явился во сне Этнарху Авлавию? Как являлся на море, и спасал мореплавателей? Такие святители по несколько дней не вкушают хлеба, а мы воздержанием одного дня тяготимся.

Господи! Ты Сам своей благодатью облегчи, освяти Сам души наши и сердца. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle