протоиерей Василий Бандаков

9. О духовном рождении

Братие! Быть крещеным и причисленным к обществу христиан, причащаться тела и крови Господней во оставление грехов и в жизнь вечную и называться христианином, – еще не значит быть истинным христианином. Правда – крестившийся перерождается, обновляется, получает благодатную силу, которая помогает нашему спасению; но требует нашего желания, нашего стремления к жизни святой и Богоподобной. Ты – получивший в крещении новую жизнь, но живешь ли новой жизнью на самом деле? спроси себя.

Ты рожден в крещении от Бога, ты должен быть подобен Родившему тебя. А если новая душа твоя и крадет, и гордится, и прелюбодействует, и пьянствует, и завидует и вообще обнаруживает качества и нравы такие, которые приличны только врагу Божию – диаволу, а не Богу; то скажи мне: какую пользу получил ты от твоего крещения? Какую силу имеет для тебя крещение? Что из того, что ты называешься христианином? Разве для того только, чтобы огорчить сотворившего тебя Бога? А это не тягчайший ли из всех грехов? Разве Бог может творить тварь с такими свойствами, нравами, привычками, наклонностями? Бог творит все прекрасное, доброе и совершенное; а в тебе где эти Богоподобные качества? Где мудрость? Где благость? Где кротость? Где милосердие? Где любовь? Кто ж поверит тебе, что ты крещен в пресвятую и живоначальную Троицу, что в тебе царствует Дух Божий, – если живут и царствуют в тебе грехи всякого рода? Ты думаешь загладить свои грехи причащением? но это будет новой укоризненной печатью твоих грехов, – если ты продолжаешь грешить. Тут ты уже бесславишь не одну Пресвятую Троицу; но ругаешься над великими страданиями Сына Божия и над Его смертью. Ты принимаешь то тело, которое за тебя страдало на кресте и облекаешься в это животворное – Богоподобное тело; но разве это тело грешило после смерти и воскресения? Ни прежде, ни после того оно не грешило. И если ты вкушаешь оное, то ты должен с принятием оного умереть для греха. Ты говоришь: «я покаюсь». А если не успеешь покаяться? Мало ли людей умирает нечаянно? Да и покаяние твое не будет покаянием, – если ты не принесешь богатых плодов добродетелей прежде времени. Грехи не то, что одежду сбросить: нужно плакать, каяться, милостыню подавать и умолять Бога о прощении; а есть грехи столь тяжкие, что требуют для омытия продолжительных постов, молитв, милостыни, самоуничижения, бдения, сокрушения, слез и проч. Покаешься? Обманывай, обманывай себя и греши каждый день: увидим, как ты покаешься. Если ты не перестаешь грешить, то ты не начинал еще каяться; а если ты не начинал каяться; то ты грешник – раб греха, раб диавола; а раб хуже господина своего, которому он служит.

Да, осквернять образ Божий – царский, который мы получили при крещении; осквернять одежду царскую – тело и кровь Христову, – это такой грех, о котором страшно и подумать. Не даром грешникам приготовляется огнь неугасаемый, который ничем нельзя потушить, и червь вечно угрызающий и душу и тело.

Господи! вразуми нас – да покаемся, – истинно и нелицемерно. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle