протоиерей Василий Бандаков

95. О том же

Странное дело! тому большая предстоит борьба со грехом, кто долее в оном пребывает, или кто уже заразился грехом. Девственник меньше борется с похотью плоти; не имевший пристрастия к деньгам, легко побеждает сребролюбие; не вкусивший сладости благ земных, легко побеждает сластолюбие; смиренный, легко побеждает гордость. То-то и горе, что мы, когда заразимся совершенно грехом, тогда принимаемся за истребление яда греховного; запутавшись сетями его со всех сторон, тогда принимаемся выпутываться из него; когда уже видим себя на краю погибели, тогда хватаемся за спасение; когда болезнь греха заражает всю нашу душу и тело, тогда принимаемся за лечение. Это-то и тяжкое горе наше! В самом начале захватывай болезнь; в начале поберегись греха; а вкусил яду, старайся тотчас вылечиться от оного. Правда, что лечиться никогда не поздно; но зато трудно, когда болезнь укоренится. Как отстать от роскошного стола, когда к тому приучил и желудок свой и вкус? Как отойти от кучи золота и сребра, когда так давно к ней приковал себя? Как отстать от напитков, когда пьешь уже запоем? Как не объедаться, когда приучил утробу свою к обжорству, расширил ее, как мешок? Как смириться, когда оделся во все знаки гордости? Как жить в убогой хижине, когда приучил себя к простору? Раб греха – грешник. Диавол говорит сребролюбцу: «собирай еще деньги, и будешь богат»; сластолюбцу – «яждь, пий и веселися, имаши блага многа лежаща на лета многа»101. И когда грешник решится отстать от греха, когда пробуждается от греховного усыпления, когда видит свою погибель; тогда бесы толпой принимаются держать его в узах своих: соблазняют во сне и наяву устрашают: тогда долго и мужественно надобно бороться с ними, чтоб их победить. Спросите Марию Египетскую: сколько лет приходили ей на мысль все ее грешные дела: лица, вещи, мягкие одры, сластная пища и все, что приводило ее ко греху. Спрашивается: как же думает спастись тот, кто еще не начинал спасаться; кто поседел во грехе, кто утопает и доселе во грехах? «После», говоришь ты, «еще немного поживу в свое удовольствие, а там уже начну вести истинно христианскую жизнь, – тело еще крепкое». Поверьте: до самой смерти своей такой человек будет себя обманывать. «Еще годок, другой погуляю, еще позабочусь о собрании сокровищ», – и вдруг ни с сего, ни с того умирает, и все погибло. Не обманывай себя, брат мой! не обманывай Бога и себя. Ты так давно грешишь; а кто знает, помилует ли тебя Бог?! Может быть, Господь давно отверг тебя, изгладил из книги живота. Напрасно ты говоришь: «поисповедуюсь, приобщусь – и Бог простит все мои согрешения». Ты забываешь, что ты приобщаешься в суд и в осуждение. Если теперь не каешься, то и пред смертью не принесешь плодов покаяния. Плоды покаяния годами приносятся. «Раздам богатство, другие помолятся за меня», говоришь ты. Обманчивая надежда! Помолиться-то они за тебя помолятся; но к чужим молитвам нужно приложить и свои молитвы, слезы, пост, говение и еще много кое-чего. Кто тебя уверит, что Бог тебе все простит? Правда, сказано: «что разрешено будет на земле, то будет разрешено на небеси»102. Но прощение получается тогда только, когда бывает истинное покаяние и решительное намерение не грешить. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. четвертое испр., Т. 2. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 409 с.

Комментарии для сайта Cackle