Источник

146. Об умерщвлении страстей

Вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. (Кол. 3:3 Слова св. ап. Павла).

«Как же, – скажете, – мы умерли, если мы живем, ходим и говорим, как живые?» То-то, что эти слова апостола надобно понимать иначе, ибо он далее говорит: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение. Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг на друга, – почему? Потому, что гнев Божий грядет на таких сынов противления, – совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового»181. В самом деле: для чего же мы постились? Для чего молились, как не для того, чтобы умертвить в себе всякую страсть? Диавол возжег эти страсти, да и теперь возжигает: или страсть к распутству, или к пьянству, или к деньгам, или чему бы то ни было – так, что есть человеки, которые живут одними страстями, для одних страстей, и похоти плоти признают жизнью для себя, – а это жизнь ложная, диавольская жизнь. Из таких-то страстей некоторые человеки, как бы из некоторых листьев или как бы из какой материи сшивают себе страстнолюбивую одежду, стараясь всемерно возбуждать ту или другую страсть; но в такой одежде человек скоро стареет, ветшает, дряхлеет и умирает. Нет! нужно все эти страсти, все возбуждения и похоти умерщвлять в себе, и нужно – жить новой жизнью, – жизнью Христовой, а не диавольской. Мыто так и начинаем жизнь свою, когда рождаемся в купели крещения, когда постом изнуряем наши страсти, когда живем свято и благочестиво в юности нашей; но когда возрастаем, тогда забываем об обетах нашего крещения; забываем, что мы умерли для страстей, для жизни плотской, греховной; и вот св. апостол Павел напоминает нам, говоря: вы умерли, то есть – для всяких страстей; не давайте же места в теле вашем разным страстям и похотям, не предавайтесь распутству, сребролюбию, гневу, сквернословию, зависти и другим порождениям диавола. Ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге, – то есть, вы соединились со Христом через принятие тела и крови Его; теперь ваша истинная жизнь – святая и добродетельная; вы вместе со Христом в руках Божиих; вы уже не свои, но Богу принадлежите; поэтому у вас должны быть одни Христовы добродетели: милосердие, кротость, вера, любовь и другие, – вы должны облещися в святые добродетели, – в ту невинность, безгрешность, – в тот хитон Христов, в котором вы ходили после вашего крещения; елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. В этой одежде ходили до грехопадения наши праотцы Адам и Ева; а когда согрешили, тогда сшили для себя одежду из смоковных листьев, чтобы прикрыть в себе стыд и греховные страсти, закипевшие в их теле. Станем же, христиане, еще поститься и еще молиться, и всегда будем трудиться, дабы замолкли у нас все страсти, чтобы они уже более не жили в нас, не пробуждались более в нашей душе и нашем теле. Станем жить для Христа и со Христом; умрем для всех страстей и похотей, и да царствуют в нашей душе одни Христовы добродетели, одна благодать Божия, все освящающая и все покрывающая. Кто живет со Христом и во Христе на земле, тот будет с Ним жить вечно на небе, ибо его жизнь будет в руках Божиих, а не в руках диавола. Соединившись со Христом, мы переселимся в рай и будем там жить вечно со всеми святыми. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1903. Т. 3. – 336 с.

Комментарии для сайта Cackle