Источник

105. Об ожесточении грешника

Не так опасен грех, как опасна привычка к нему, пристрастие к нему, любовь ко греху, застарелость в нем. Если ты однажды впал в грех, то слезы, покаяние, сокрушение сердца, собственное твое страдание за грех, наложенное правосудием Божиим, особенно кровь Сына Божия – изглаждают твой грех, как бы он ни был велик и тяжек; но если ты часто и долго грешишь, получил привычку ко греху, пристрастился ко греху, полюбил грех, состарился в нем, – тогда, о, тогда трудно очиститься, омыться от греха, – тогда нужно великое покаяние, огонь тяжких страданий, ходатайство пред Богом многих святых, великая Божия благодать для очищения и прощения. Все же и это возможно, только при глубоком покаянии и долговременном раскаянии со стороны согрешившего. Но вот несчастье в чем, что многочастное и продолжительное согрешение окаменяет, ожесточает сердце, делает его неспособным к покаянию: мы видим примеры, что благодать Божия, и одна только благодать Божия, коснувшись сердца грешника, может привести его к покаянию; но человеческие средства ничего не могут сделать при исправлении грешника. Много ли видим покаявшихся из тех, которые пьют запоем? Много ли из сребролюбцев и любостяжателей чрез милостыню сделались нищими? Много ли из блудников или блудниц, долго пребывавших во грехе, покаялись? Много ли из воров и татей, которым ворованный кусок сделался сладок – перестали воровать? Много ли из пристрастившихся к модным нарядам оделось в рубища? Много ли из гордых стали смиренными? Много ли из завистников, гневливых, осудителей, ропотников, сластолюбцев и привыкших к роскоши – переменились и исправили свои старые привычки ко грехам? Есть примеры обращения и величайших грешников, только весьма редкие; а то чаще умирают во грехах те, которые много лет грешили. Нечестивый Манассия обратился к Богу с покаянием тогда, когда окованный цепями в темницу впал; Варрава разбойник принялся за покаяние тогда, когда благодать коснулась его сердца, когда ощутил боль от удара ветви по лицу – и вспомнил о великих муках во аде; Мария Египетская тогда принялась за покаяние, когда сила Божия не пустила ее в церковь приложиться к животворящему кресту. Гордого Навуходоносора нужно было, чтоб его смирить, обратить на семь лет в скота, в лесного зверя; Тиридата царя – обратить в вепря, или в свинью; но человеческое исправление и наказание, без Божией благодати – никогда не упользует нераскаянного грешника, а чаще ожесточит. Почему? Потому, что когда Господь касается благодатью сердца грешника, то вместе и очищает грех, а человеческое наказание не очищает греха. Правда, что и влас главы нашей не падет без воли Божией, что всякое событие с нами бывает по попущению Божию; однако, плодом благодати Божией всегда бывает раскаяние, сознание своего греха, своей виновности. Были примеры, что убийцы сами просили себе, как милости, жестокого наказания, дабы облегчить муки совести и муки адских будущих наказаний.

Ты мне одно твердишь, что между нами нет такого грешника, нет убийц; но разве убить свою душу не то же самое значит, что убить своего ближнего? А ты убиваешь свою душу – или пьянством, или роскошью, или гордостью, или блудодеянием; ибо все это смертные грехи и творящие их не наследуют царствия небесного. Ты убиваешь ближнего – гневом, завистью, презрением, грабежом, обманом, укоризнами, бранью, соблазном; ибо и сии грехи называются смертными, и творящие их не наследуют царствия небесного. Всякое противление заповедям Божиим, воле Божией – есть смертный грех. Прародители только раз не послушали Бога – и заслужили проклятие, болезнь и смерть для всего рода человеческого. Тот слепец, кто не видит своих грехов. „Покаюсь“, – говоришь ты. Да ты сто раз уже каялся, и все же не перестаешь грешить, все же распинаешь Господа славы, и давно уже, быть может, промысел Божий предвидел твое упорство и предопределил тебя к вечной погибели. Перестань грешить несчастный, оплачь грехи свои, омывай горькими слезами, ибо смерть над тобою давно носится, уже секира при корени древа лежит, уже и дерево выросло для гроба и могила готова.

Господи! приведи нас к истинному покаянию. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle