протоиерей Василий Бандаков

60. На день святого славного пророка Илии

Когда читаем жизнь святого и славного пророка Илии, то удивляемся – с одной стороны упорству грешников евреев, с другой стороны величайшей ревности пророка, который в обличении пороков и в наказании грешников не щадит – ни царя, ни раба, ни старцев, ни младенцев, ни овец, ни людей, ни скотов. Да и беззакония же умножились в Израиле до того, что, казалось, не осталось уже на свете ни одного благочестивого человека, – зато и наказание пророк испросил у Бога на народ такое, которым поражены были все люди, все животные, вся земля – трехлетнее бездождие, засуху и голод. Царь отнял сад у бедного человека Навуфея, и велел побить его самого камнями; – является пророк Илия, и, встретив в том самом саду царя с царицею, любующихся садом и прохлаждающихся проходкою между деревьями – объявляет ему волю Божию, что за убийство Навуфея – он сам будет убит и кровь его прольется на чужой, земле. Царице Иезавеле предсказывает, что ее псы съедят, за то, что она ввела идолопоклонство между израильтянами, и допустила повсюдный разврат. А дабы всему народу доказать, что Бог небесный есть один Бог истинный, а идолы их, которым они поклоняются – ничтожны, пророк собирает на гору Кармил народ и всех жрецов идольских – и в доказательство того, что он есть истинный пророк Божий – Илия низводит огонь с неба, и мечом истребляет всех идолослужителей: тяжкая скорбь поражает пророка Божия за то, что люди оставили почитание истинному Богу, и предались идолопоклонству; смерти одной оставалось ему просить себе у Бога, чтоб не видеть это нечестие, этот повсюдный разврат. И если бы сам Бог не утешил его, и не восхитил на небеса, то оставалось ему только в тяжком горе умереть.

Что, если бы этот славный пророк – такой великий ревнитель благочестия, пришел на землю и посмотрел бы на жизнь нынешних христиан, – а он непременно придет на землю, как говорит писание. Что, говорю, если бы он посмотрел на наш город, на нашу жизнь и на наши дела? Если бы увидел он эти повсюдные питейные дома, эти притоны разврата, эти трущобы пьянства, эти театры, клубы; и если бы при этом узнал, что мы все христиане, что мы все давали обет при крещении жить свято и благочестиво, жить по заповедям Божиим и по Евангелию, – не возревновал ли бы пророк Божий против наших беззаконий? Не возгремел ли бы страшными громами гнева Божия? Уже не голод испросил бы он для нашего поражения; но, быть может, на город наш низвел бы с неба большой огонь, или моровую язву, или что-нибудь еще ужаснее. Что остается делать и всякому ревнителю благочестия, видящему в народе такие тяжкие грехи и таких великих грешников, – что остается делать, как только убежать из мира сего лукавого и прелюбодейного, или испросить у Бога себе смерть, чтоб не видеть этого города, наполненного грехами всякого рода? Не говорите мне, что между нами нет идолопоклонников: разве мамону, сребролюбие и любостяжание апостол не называет идолослужением? Разве чрево не есть бог для того, который, пресыщаясь сластями всякого рода, живет на свете для одного чрева? Разве распутные не одевают жен своих, как некоего идола, и не поклоняются ли оному? А пьянство? Да такого пьянства и во Израиле не было. Не оставили ли Бога и веру свою те, которые не бывают в церкви, не почитают праздников; вкушают мясо и запрещенную пищу в святые посты, которые работают в праздники, торгуют, предаются роскоши, пьянству и разврату? Боже, Боже! как Ты долготерпелив нашим грехам! Давно надлежало бы ревнителю благочестия собрать всех христиан на эту гору и спросить: скажите, кто у нас истинный Бог? Христос, или богачи, которым вы работаете в праздники? Церковь ли святая – место присутствия Божия, или эти клубы, театры, ресторации и питейные дома, где вы проводите праздники? Подождите – вот скоро меч Божий решит этот вопрос: холера недалеко от нас; а умереть скоропостижно, без приготовления, – самая ужасная участь грешника.

Святый пророче Илие, моли Бога о нас грешных. Аминь.


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle