протоиерей Василий Бандаков

62. В день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Марии Александровны

Мария благую часть избра, яже не отнимется от нея.

Лук. 10:42

За нашу русскую – православную Царицу мы ныне приносим молитвы, моления, прошения и благодарения, – за Благочестивейшую Императрицу Марию Александровну, – в честь которой высокое Тезоименитство Ее мы ныне всерадостно празднуем. И если Марию, сестру Лазареву похвалил Господь, которая избрала благую часть, т. е. презрев всякое попечение о пище и об угощении Господа и апостолов, села у ног Его, и внимательно слушала Божественное Его слово; то каких похвал достойна пред Богом и человеками наша порфироносная Мария, которая избрала еще благостнейшую часть, и которая в таком доме, в таком царственном – многочисленном семействе, где Она, яко лоза плодовита – видит окрест трапезы своей столько сынов, внуков, племянников и племянниц,– оставив всякую заботу и попечение о многом по домашности; избрала на потребу души своей и своего порфирородного семейства – такую благую и единственную часть, которая, действительно не только никогда не отнимется от Нее, но которая драгоценнее всех сокровищ пред очами Божиими, – не слушание только слова Божия, но исполнение оного на деле избрала она, так как написано: не слышателие закона, но исполнители онаго оправданы будут76. Сия венценосная Мария Александровна, – Сия, так сказать, матерь всех скорбящих радость, – исключительно приняла на себя многотрудное попечение о сиротах, беспомощных, бесприютных, больных и обо всех несчастных. Не может укрыться град, верху горы стоящий; не может светильник, поставленный на свещнице, не освещать все и всех в доме находящихся. Как же может укрыться от взоров – не город, но столица добродетелей; не светильник, но море света добродетелей русской царицы, разливающей благодеяния свои не только в пределах России, но и за пределами оной? Судя по человечески, казалось бы, что при обычных торжествах царского дома – найдется ли, хотя один час, одна благоприятная минута – не то сделать, но подумать даже о несчастных братиях Христовых; для доброй, сердобольной и истинно благочестивой души Царицы нашей – вероятно все сладости царского стола кажутся горькими при мысли, что на свете есть много несчастных, требующих много забот и попечений и вопиющих о помощи; есть много гладных и хладных братий Христовых, требующих скорого, многостороннего и внимательного попечения и участия. И вот, не уборы царственные, не пиршества вседневные, не человеколаскательство и человекоугодничество занимают ежечасно мысли и сердце матери всех чад Романовых; но болеющие, слепые, хромые, сироты и беспомощные, вопиющие день и ночь о помощи – наполняют эту великую, богоблагодатную душу. Вот почему все сиротские приюты и воспитательные дома и все комитеты о бедных под Ее высоким – непосредственным попечением, надзором и покровительством! Сколь прекрасна, пресветла и благолюбива должна быть сия душа, которая к сердцу своему принимает все болезни несчастных, к слуху все вопли страждущих, и щедродательные руки свои простирает ко всем бесприютным и беспомощным мира сего! Обширна и пространна Россия, – но и в сем нашем, отдаленном от столицы, городе, есть сиротский приют, в котором воспитываются сироты под Ее высоким покровительством и попечением, и когда мы читаем, что наша Благочестивейшая Царица, проезжая летом по разным городам России – принимает букеты цветов из рук сирот Ею воспитываемых, и ведет, как родная мать, с каждым малюткою ласковую речь, утешая и одобряя сладкими словами; то невольно очи орошаются слезами, смотря на земную царицу, как на лучезарное солнце, омывающее, и животворною росою – милосердием своим – орошающее скорбные и бесприютные души и сердца. Верно Она помнит слова св. Апостола Павла: „покажи мне веру твою от дел твоих“77; какова же должна быть вера у той, которая сотни тысяч воспитывает сирот, столько же покоит вдов, столько же питает бесприютных? Люби ближняго, как самаго себя любишь78; но какова же должна быть любовь к ближним у Матери-Царицы; если она забывает свое царское величие – и, как самая простая жена – входит в те притоны несчастных, где вопли и стоны раздирают душу? Ах! Она, кажется – не у ног только Спасителя сидит, но любит стоять при самом кресте братьев Его – среди стонов страдальцев, как бы распятых на кресте! Верно не земное царство и величие занимает и наполняет Ее мысли; но царство будущее – царство славы и страшный суд Божий, на котором всемирный Судия мира во всеуслышание скажет: „болен был Я, и ты посетила Меня; наг – и ты одела Меня; в темнице – и ты пришла ко Мне“.

Жены христианские! вот, какими цветами добродетелей и вам надлежало бы украшать себя! Вот истинное – настоящее, самое драгоценное украшение! Роскошные и разнообразные яства и напитки, модные и пышные наряды не поставят вас пред Богом. Не одобрил Господь попечение о сем усердной Марфы, – нет! Марию похвалил за слушание от Него слова Божия; попечение о столах и нарядах останется по сю сторону гроба; а наши дела пойдут с нами в вечность – оправдают или обвинят нас на страшном суде Божием, смотря по тому – какие они были, или добрые – или злые; так – блаженство вечное дается только за добрые дела, какие совершает в настоящей жизни матерь наша – Царица Всероссийская. Не говорите мне, что у нее много средств на совершение добрых дел, – делайте вы возможное, – делайте вы то же в малом виде, при малых средствах. Она воспитывает тысячи сирот, вдов, бесприютных, – вы можете воспитывать одну сироту или несколько. Подумайте – сколько истрачено вами денег на красная мира сего, на кони и колесницы; – сколько можно было бы отделить в пользу несчастных от роскошных ваших столов, ваших до крайности излишних нарядов, от денег, издерживаемых вами на светские удовольствия, рождающие душевную пустоту. О, если бы вы усмотрели простоту в нарядах вашей Матери-Царицы, – особенно, когда она, при обращении с простыми и бедными, подданными – одевается сама в национальный русский наряд, которого многие женщины стыдятся по пристрастию к иноземным нарядам, которые уподобляют многих из вас нерусским дщерям изысканного запада. Полюбите, полюбите драгоценное убранство добродетелей, и ту простоту нарядов простых, национальных, в которые одевается Благочестивейшая Императрица Мария Александровна. К украшению женщины наружному присовокупите внутреннюю красоту души – целомудрие, кротость, благочестие, любовь к бедным; без какового украшения женщина не имеет ни малейшей цены. О! если бы вы, в подражание Матери-Царицы, бросили в огонь ваши модные журналы, потушили бы пламень ваших страстей – и в лишние свои наряды одели бы бедных сирот; от крупиц роскошных столов питали бы алчущих – дабы не явиться вам на тот свет нагими, но облеченными в одежду Христовых добродетелей.

Господи! умножи лета жизни благочестивой Императрицы Марии Александровны, матери всех скорбящих. Аминь.

* * *


Источник: Простые и краткие поучения, сказанные в Архангело-Михайловской церкви г. Таганрога протоиереем Василием Бандаковым – Изд. первое. Т. 9. - Харьков: Типо-Литография Окружного Штаба, 1880. – 500 с.

Комментарии для сайта Cackle