Источник

Глава 4. Об обязанностях христианина в состоянии домашнем

Все вообще люди суть наши ближние, и потому всем должны мы оказывать любовь и уважение; но есть между ними такие, которые имеют особенное преимущественное право на то, и в отношении к которым должны исполнять много такого, чего не обязаны делать по отношению к другим. Это те, с коими находимся мы в некоторых ближайших и определенных отношениях, – каковы суть отношения 1) к дому, 2) к обществу гражданскому и 3) к Церкви.

Общество домашнее

В состав домашнего общества входят: 1) супруги, 2) родители и дети и 3) господа и слуги

Важность супружества

Супружество имеет важное достоинство и назначение. Оно установлено самим Богом в раю, – сам Бог привел к мужу жену, образованную из ребра его, и благословил супружеский союз их (Быт. 2:21,22).

Сей союз установлен Богом к продолжению, нравственному образованию, временному и вечному благополучию человеческого рода. По Его намерению он должен быть союзом самым искренним и неразрывным, союзом священным, который служил бы постоянным источником благородных и благодетельных поступков между мужем и женой, между родителями, детьми и потомками. На это ясно указывает нам самая история сотворения жены: образованная из ребра мужа, взятая близ сердца его, она никогда не должна поэтому уклоняться от его сердца, но всегда должна быть соединена с ним священным союзом любви, – и оба они должны составлять одно (Быт. 2:21–25). Это утверждает, как естественная любовь родителей к детям, нежное попечение о сохранении и воспитании их, в чем они имеют совершенную нужду, так и естественная любовь детей к родителям, их нежная привязанность к ним и совершенная зависимость от них. Этого требуют важные и священные обязанности родителей, которые надлежащим образом не иначе могут быть выполняемы, как при неразрывности супружеского союза.

Но в последствии времени мы видим, что люди, уклоняясь вообще от воли Божией к собственному произволу, мало-помалу уклонились и от сего благодетельного назначения. Сам Божественный Законодатель – Моисей позволил Иудеям, хотя и с некоторым ограничением, разводиться со своими женами. Впрочем, Иисус Христос объяснил, что Моисей позволил им это только по их жестокосердию, – допустил развод, как меньшее зло для предотвращения большего.

Восстановитель падшего человечества восстановил первоначальное единство и неразрывность супружеского союза: Не читали ли вы, сказал Он Фарисеям, что сотворивший человека вначале, мужа и жену сотворил их. И сказал: по сему оставит человек отца своего и матерь, и прилипится к жене своей, и будут два одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19:4–6). И когда Фарисеи указали Ему на позволение разводиться с женами, данное Моисеем, Он сказал им в ответ: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; сначала же не было так.

Иисус Христос не только возвратил супружескому союзу первоначальное его достоинство и единство, но и благоволил даровать ему новое высокое достоинство, сделавши брак Таинством в своей Церкви (Ин. 3:29; Еф. 3:24,32), дабы чрез то Христиане-супруги могли получать новые дары Благодати к достодолжному исполнению важных обязанностей супружества, к ревностному взаимному содействию в устроении временного благосостояния и в достижении блаженства вечного.

И сколько благ и истинных наслаждений доставляет истинное Христианское супружество! Будучи самым искренним и священным союзом дружества, оно возвышает и умножает радости жизни, облегчает тягости и труды, услаждает горести, сохраняет чувство целомудрия, поддерживает трудолюбие, предохраняет от многих пороков, приготовляет истинных сынов Отечеству и Церкви и в этом открывает новый обильный источник чистейших наслаждений. В сем учреждении снова проявляется любовь и благость Отца небесного, что он наилучшие из радостей земных соединил с домашним отношением, в которое каждый может поставить себя, как богатый, так и бедный, как высокого, так и самого низкого звания человек.

При сем должно, однако же, заметить, что, как ни важно достоинство и назначение супружеского союза, но девство выше его, если только сохраняется во всей чистоте. Это ясно открывается из следующего изречения Иисуса Христа: Не все вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий вместити, да вместит (Мф. 19:11,12); и также из слов Апостола Павла: Глаголю же безбрачным и вдовицам, добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли неудержатся, да посягают (1Кор.7:8,9).

Приготовление к супружескому состоянию

Впрочем, чтобы сделаться участником того благополучия, которое может доставить супружество, Христианин и со своей стороны должен достойным образом приготовить себя к тому. Собирают ли, сказал Спаситель наш, с терновника виноград, или с репейника смоквы (Мф. 7:16)? Столько же мало можно ожидать и того, чтобы человек, проведший молодость в распутстве, мог быть счастливым в супружеском состоянии и надлежащим образом исполнять обязанности, с ним сопряжённые. Здесь каждый обыкновенно пожинает плоды прежней жизни, плоды употребления юношеских лет. Целомудрие, воздержание, трудолюбие, кротость и снисходительность суть необходимые условия для счастья супружеской жизни, равно как и для надлежащего исполнения обязанностей, сопряжённых с сим состоянием. Но сии качества не приходят сами собой в день бракосочетания, а приготовляются заблаговременно.

Выбор жены

Св. Писание научает нас, что жизнь и судьба наша находится под правлением Всевышнего (Притч. 20:24); следственно, и устроение супружеского счастья не есть дело просто человеческой мудрости, но действие Его отеческого о нас попечения и благости. И Премудрый ясно говорит, что добродетельная жена есть дар Божий и даётся боящемуся Бога (Сир. 26:3). Поэтому Христианин, представляя себе всю важность супружеского союза, и желая найти в нем истинное счастье, прежде и паче всего с детской доверенностью должен молить Отца небесного, чтобы Он руководствовал его в выборе жены и даровал ему найти разумную и добродетельную подругу в жизни.

Но так как Бог даровал человеку для руководства разум и хочет, чтобы он не пренебрегал сим даром, но старался употреблять его; то Христианин, возлагая все свое упование и надежду на милость Отца небесного, должен и со своей стороны употреблять благоразумие и большую осторожность в столь важном деле.

Самое главное качество, которое должно иметь в виду при выборе жены, и без которого супружеский союз не может быть прочным и соответствующим своему назначению, есть благочестие. Только истинная Христианка может с точностью исполнять обязанности супружества, и, невзирая ни на какие обстоятельства, свято и ненарушимо сохранять супружескую верность; только она может быть истинной хозяйкой дому, матерью детям, женой мужу, утешительницей в его страданиях, попечительницей в его болезни и вообще нежной подругой и неизменной спутницей в земном его странствовании. Блажен, кто избирает и находит такую жену! Как взошедшее солнце есть украшение высокаго неба, говорит Премудрый, так добродетельная жена есть украшение дома (Сир. 26:21). Напротив, горесть и раскаяние бывают обыкновенными следствиями такого выбора, который по одной слепой склонности, без зрелого рассуждения, без внимания к благочестию, без благословения Божия начат и решен.

При сем должно заметить, что хотя брачные союзы с лицами другого Вероисповедания и позволительны, но тот благоразумнее поступает, кто при выборе жены обращает внимание и на единство Веры. Ибо там больше можно предполагать согласия и единодушия, где у мужа с женой, у родителей с детьми все общее.

При мысли о вступлении в супружеское состояние, каждый рассудительный человек естественно должен обращать внимание на то, имеет ли он достаточное имущество и способы для безбедного содержания семейства. Но тот безрассудно поступает, кто богатство почитает существенной принадлежностью избираемого им лица, главным условием при заключении супружеского союза. Брак, основанный на корысти (когда вступают в союз не столько с лицом, сколько с его имуществом), не может иметь хороших последствий, как противный намерению Учредителя оного. – Притом богат, собственно, не тот, кто обладает имуществом, но тот, кто доволен своим состоянием. Мудрый Христианин довольствуется всегда тем, чем Бог благословляет его трудолюбие и прилежание. Но кем обладает суетность, тот никогда не будет богатым, т.е. довольным.

Что касается до наружной красоты, то она имеет свое достоинство только при других существенных качествах, и, следственно, не должна решать выбора. Она скоро проходит, и потому если душевная красота не вознаграждает тогда сей потери, то печальна бывает супружеская жизнь. – А чтобы в этом случае не быть обманутым собственным своим сердцем, для сего никак не должно позволять себе приступать к столь важному делу без совета и благословения родителей, чего, кроме того, необходимо требует и должное уважение и любовь к ним.

Наконец, так как супруги должны быть самыми искренними друзьями, а дружество обыкновеннее существует между равными; то при выборе жены не излишне принимать в уважение равенство состояния и возраста.

Обязанности супругов

Обязанности супругов заключаются уже в их добровольном союзе, который они торжественно утвердили между собой пред лицом Бога и Церкви, и в их взаимном священном обете, – жить до смерти друг для друга и для детей своих, помогать друг другу в устроении земного благосостояния и в достижении блаженства небесного. Сей священный обет не может быть исполняем должным образом без постоянной супружеской верности и взаимной любви. Итак, супружеская верность и взаимная любовь суть главные обязанности супругов.

Супружеская верность

Супружеская верность есть непременная обязанность мужа и жены. Они заключают между собой союз на всю жизнь такой, в котором никто третий не должен участвовать. Иисус Христос ясно внушает это, когда одно воззрение мужа на чужую жену (равно так и жены на чужого мужа), соединенное с вожделением, называет уже преступлением (Мф. 5:27,28).

Нарушение супружеской верности есть самый постыдный порок и сопровождается гибельными последствиями. Оно расторгает святейший союз, заключенный пред лицом Бога и Церкви, утвержденный и освященный Таинственным Священнодействием, и уничтожает благодетельное намерение Творца, по которому муж и жена должны составлять одно. Лицо, виновное в нарушении супружеской верности, делает самую чувствительную обиду другому лицу; похищает у детей родительское сердце, полагает основание нескончаемому семейному раздору и вообще разрушает все домашнее благополучие. И какой ужасный пример для детей!

Посему-то нарушение супружеской верности у всех народов считалось великим преступлением и наказывалось очень строго. По закону Моисееву нарушители супружеской верности побиваемы были камнями. Апостол Павел, увещевая Христиан, как призванных к высшему совершенству и святости, соблюдать непорочность в супружеской жизни, присовокупляет страшную угрозу, что несоблюдающие оной царствия Божия не наследуют (1Кор. 6:9,10).

Впрочем, недовольно того, чтобы только на самом деле соблюдать верность: для твердости супружеского союза, для сохранения домашнего спокойствия надобно остерегаться и того, чтобы не подавать никакого повода к подозрению в неверности и потому избегать слишком свободного обращения с посторонними лицами другого пола и подавлять в себе наклонность – нравиться другим и делать на них впечатление.

Взаимная любовь

Другая столько же существенная обязанность супругов есть взаимная искренняя любовь. Это ясно внушает Иисус Христос, когда говорит: Оставит человек Отца своего и матерь, и прилепится к жени своей и будета оба в плоть едину, темже уже неста два, но плоть едина (Мк. 10:7,8). То же самое заключается и в словах Апостола Павла: Тако должни суть мужие любити своя жены, яко своя телеса. Любяй бо свою жену, себе самаго любит (Еф. 5:28). Притом, где разрешены или ослаблены между супругами узы взаимной любви, там мало-помалу исчезают и прочие семейственные добродетели.

А чтобы с течением времени взаимная любовь не охлаждалась, для сего супруги непрестанно должны стараться поддерживать ее достойными любви качествами и благородными Христианскими поступками и без крайней нужды не разлучаться друг с другом на долгое время. Крайне также должно остерегаться как самого опасного врага для счастья супружеского, для искренней любви и верности, рассеянной жизни, при которой легко и неприметно могут возникать и утверждаться в нас нечистые плотские вожделения, охлаждать взаимную любовь и потрясать супружескую верность.

Чувство целомудрия

Сохраняя взаимную супружескую верность и питая постоянную любовь друг к другу, муж и жена должны также помнить, что супружество есть союз священный, имеющий важное назначение, и потому должны наблюдать воздержание и хранить чувство целомудрия, – что весьма много может содействовать к поддержанию взаимной любви и предохранению от холодности.

Обязанности мужа

Муж, как глава жены, 1) должен с благоразумием и любовью руководствовать свою жену советами и наставлениями (Еф. 5:22,23), с кротостью замечать и исправлять ее недостатки, равно как и от нее, как от друга, выслушивать советы и замечания, сносить небольшие слабости ее, как слабейшего сосуда; защищать ее от всяких неприятностей, утешать во время скорби, подавать нежную и деятельную помощь в ее болезни и вообще обращаться с ней с любовью и приличной ей честью, как это внушает св, Писание: Мужья! Любите жен своих, так как свои тела; обращайтесь с ними благоразумно, как с сосудом слабейшим, и оказывайте им честь, как сонаследницам животворной благодати (Еф. 5:28; 1Пет. 3:7).

2) Как хозяин дома, он должен иметь в нем главное над всем смотрение, вести порядок, стараться об устроении внешнего благосостояния и управлять своим имением с благоразумием и бережливостью, так чтобы у него оставалось еще для благотворения (Евр. 13:16).

И, наконец, 3) как глава семейства, он должен быть для него примером благочестия, воздержания, трудолюбия, порядка, честности и всех вообще добродетелей.

Обязанности жены

Жена должна оказывать покорность своему мужу и повиноваться ему во всем, что честно и справедливо (1Тим.2:12; Еф. 6:22,24); сносить его погрешности и недостатки, если не может исправить их ласковыми словами; пещись о его здоровье, покое и чести; нежностью и усердием облегчать труды его звания, щадить его от огорчения, удалять от него печаль; радоваться, видя его веселым, плакать, видя его слезы, и вообще делить с ним все, как надежды, так и заботы, как радость, так и печаль.

Как хозяйка дома, она должна иметь смотрение за внутренними домашними делами, содержать порядок и опрятность, с Христианским благоразумием сберегать то, что приобретается трудами мужа, наблюдать за поведением принадлежащих к семейству, предохранять их от соблазна, замечать и исправлять их погрешности с благоразумием и кротостью, и, что всего важнее, возбуждать и питать в них словом и делом религиозное чувство.

Обязанности родителей

Главная и существенная обязанность родителей состоит в воспитании детей, или в ревностном попечении о том, чтобы бытие, которое дети получили чрез них, было для них истинным благодеянием.

Самое величайшее благо для человека есть то, чтобы принадлежать к числу учеников и последователей Иисуса Христа. Поэтому Христианские родители, желая истинного счастья своим детям, должны вводить их, вскоре по их рождении, посредством Таинства Крещения в Церковь Христову и таким образом при самом явлении их в мир делать их причастниками благодати и обетований, дарованных Иисусом Христом Церкви Его.

Потом – так как в человеке раскрываются прежде способности и силы телесные; то попечение родителей о воспитании и образовании детей их сначала должно быть обращено на укрепление их здоровья. Преимущественные обязанности, которые они должны исполнять в сем отношении и которые начинаются еще до рождения детей, суть следующие:

1) Из опыта известно, что от здоровых родителей, большей частью рождаются и дети здоровые, от болезненных – слабые и больные; поэтому супруги, равно как и те, которые приготовляются к супружескому состоянию, с сугубым тщанием должны беречь свое здоровье не как только собственность, им принадлежащую, но и как драгоценное сокровище, которое должно перейти в наследство детям их, преимущественно мать во время плодоношения должна тщательно избегать всего того, что может иметь вредные последствия для здоровья дитяти.

2) Здоровая мать, следуя голосу природы, должна в чувстве матерней любви воспитывать детей собственным своим молоком. Пренебрежение сей обязанности есть нарушение порядка природы, которое нередко наказывается тяжкими болезнями и весьма вредно бывает для дитяти. Трудно найти здоровую и благонравную кормилицу, и потому малютка вместе с чужим молоком часто всасывает или болезнь, или некоторые душевные дурные качества. Кроме сего, такое отступление от порядка природы доставляет повод и случай многим матерям оставлять в пренебрежении своих детей, отнимать у них принадлежащую им пищу и отдавать чужим, и также покойная жизнь, какой обыкновенно пользуются кормилицы, портит нравственность их, приучая их к роскоши, праздности и изнеженности.

3) Родители должны пещись об укреплении тела детей своих; иметь за ними смотрение и предохранять их от всего вредного для их здоровья и заблаговременно приучать их к терпению, воздержанию, строгому повиновению и порядку, – чем облегчится для них переход и к нравственному воздержанию, терпению и порядку в жизни.

Что касается до нравственного образования, то родители прежде всего должны возбуждать в них врождённое чувство сыновней любви и вместе с тем внушать им охотное повиновение; потом, как скоро язык и мысли их начинают действовать свободнее, вкоренять чувство священного страха ко всему худому и с сим нравственным чувством соединять чувство благодарной любви, охотного повиновения и благоговения к Богу, представляя Его наилучшим Отцом, щедро изливающим на всех дары свои, и внушая им, приспособительно к их понятиям и возрасту, как много сделал для человеков Единородный Сын Божий, Иисус Христос, как любил Он детей, и какое счастье – принадлежать Ему, или быть Христианином. И так как пример родителей весьма важен для детей, гораздо важнее, нежели устные их наставления; то родители сугубую имеют обязанность наблюдать за своим поведением, дабы оно не только не заключало в себе ничего укоризненного, но и служило живым примером добра, внушаемого ими детям.

В кругу детей любовь родительская преимущественно должна бодрствовать над движениями возникающих в них страстей и в самом начале подавлять своенравие, упрямство, зависть, тщеславие, мщение, гордость и проч.

Чтобы чувственные побуждения, которые пробуждаются очень рано, не усилились в них и не сделали их впоследствии своими рабами, для сего родители часто должны отказывать детям и в том, что само по себе невинно, но что может сделаться вредным от привычки к нему.

Весьма важно также в нравственном отношении и вообще полезно для детей, если они с малых лет приучены бывают к трудолюбию и довольству малым. Это соблюдет их от многих искушений и неприятностей в жизни.

Чтобы впоследствии предохранить детей своих от тлетворного духа времени, родители должны стараться питать и укоренять в них священное чувство стыда, какое Бог вложил в сердце человеческое, и чувство вездеприсутствия Божия, – укоренять тем глубже, чем приманчивее правила мира, которыми сии святые чувства могут быть ослабляемы; удалять их от сообщения с людьми безнравственными и вольномыслящими, равно как и от чтения книг, опасных для Веры и нравственности.

Укореняя в детях и учением, а паче всего собственным примером, правила Веры и нравственности Христианской и полагая оные в основание образования их, родители должны стараться или сами, или посредством других образовать детей в полезных науках и искусствах, сообразно своему состоянию, дабы они в последствии времени могли быть полезными членами гражданского общества.

Что же касается до выбора состояния, то родители не должны стеснять в этом случае детей своей властью, но предоставлять это тем паче, что добрые благовоспитанные дети, имея полную доверенность и уважение к родителям, никогда не позволят себе без совета их приступить к какому-либо важному делу. Преимущественно же родители должны стараться поселить в своих детях такие расположения и чувствования, чтобы они все важные дела всегда с Богом начинали, продолжали и оканчивали.

И естественная любовь к детям, и дух Христианской Религии, и ясное учение Апостола (Кол. 3:21) внушают родителям обращаться с детьми со всей кротостью и нежностью и приучать их к повиновению охотному. Но та же самая любовь к детям и священный долг, возлагаемый на родителей Религией, обязывают их употреблять по временам при воспитании детей своих и строгие меры, как скоро кроткие оказываются малоуспешными (Сир. 30:1,2,5; 10:13). Илий оставил разительный урок родителям, которые по слепой любви к детям не предпринимают строгих мер к их исправлению.

Прилагая нежное попечение о воспитании детей своих, родители должны заботиться и о том, чтобы дети их жили между собой во взаимном согласии и любви, и потому тщательно остерегаться того, чтобы не обнаруживать к некоторым их них преимущественного пред другими расположения и чрез то не подавать им повода к несогласию и раздору, как это мы видим в семействе Иакова (Быт. 37:3,4).

Обязанности детей в отношении к родителям

Родители после Бога суть первые величайшие наши благодетели. Являясь в мир сей бессильными и слабыми, мы скоро лишились бы драгоценного дара жизни, если бы нежная любовь родителей не приняла нас под свое покровительство, и если бы нежные попечения их, простирающиеся до самоотречения, не охраняли нас от опасностей и не доставляли нам всего нужного для продолжения нашей жизни. И кто может изобразить все то, что делает для детей любовь родительская, – те заботы, скорби и труды, которые родители имеют при воспитании детей! Поэтому нет ничего справедливее и естественнее, как постоянно питать в душе и доказывать на самом деле благодарную любовь к родителям: Чадо! увещевает Премудрый всем сердцем твоим прославляй отца твоего, и матерних болезней не забуди. Помяни, яко тема рожден еси, и что има воздаси, якоже они тебя (Сир. 7:29,30).

Благодарная любовь, которую дети должны иметь к своим родителям, доказывается 1) постоянным уважением, или таким поведением в отношении к родителям, по которому дети не только бывают скромны и почтительны в словах и поступках своих в отношении к ним, но и снисходительны к их погрешностям и слабостям. Это, впрочем, не то значит, чтобы дети не должны были замечать и не одобрять в душе своей слабостей своих родителей; это явно послужило бы ко вреду их, если бы то, что есть в родителях укоризненного, они не почитали таковым. Но они обязаны, невзирая на недостатки и слабости родителей, всегда воздавать им должное уважение и с терпением переносить все неприятности, которые могут быть причиняемы им погрешностями и недостатками родителей, припоминая себе те неприятности и заботы, которые они причинили родителям во время своего детства.

2) Покорностью и послушанием, – к чему обязывает детей и большая естественная зависимость их от родителей, и недостаток собственных познаний, и доверенность к доброжелательству и опытности родителей, и пример Иисуса Христа (Лк. 2:51); и, наконец, ясное учение Св. Писания: Чада! Послушайте родителей своих во всем; сие бо угодно есть Господеви (Кол. 3:20; Еф. 6:1). Впрочем, послушание родителям должно быть небезусловное; воля Божия всегда должна быть для нас выше всякой человеческой воли (Деян.5:29). И потому если бы родители, паче чаяния, потребовали от детей чего-либо противного воли Божией; то таковых требований дети не обязаны исполнять и должны в ответ сказать им со всей, впрочем, скромностью и почтительностью, то же, что сказали некогда Апостолы начальникам Иудейским, возбранявшим им говорить о имени Иисуса Христа: Судите сами, справедливо ли пред Богом, вас слушать болие, нежели Бога? (Деян. 4:19)

3) Усердной молитвой Богу о здравии и благоденствии их;

4) Стараниемподражать им во всех добрых качествах и поступках их и доставлять им добрым поведением своим утешение и радость;

5) Постоянной сердечной готовностью вспомоществовать им в нуждах их и нежным попечением о них во время старости или болезней их;

6) И, наконец, почтением памяти их по смерти и молитвой о спасении душ их.

Сии обязанности чрезвычайно важные и служат основанием для всех прочих обязанностей в отношении к ближним. Добрый сын, свято исполняющий обязанности свои к родителям, наверное будет добрым братом и добрым родственником, и добрым другом, – во всех отношениях добрым; напротив, чего доброго можно надеяться от того, кто не имеет любви к своим родителям и не воздает им должного уважения, кто является грубым и неблагодарным к самым величайшим своим благодетелям! Посему-то заповедь о почитании родителей поставлена первой из заповедей в отношении к ближним, и к ней одной присоединено обетование (Еф.6:2,3). И вообще Св.Писание многократно и с некоторой особенной разительностью внушает нам сию заповедь. Приведем некоторые места из Писания:

Чада! Послушайте своих родителей о Господи; сие бо есть праведно. Чти отца твоего и матерь: яже есть заповедь первая в обетовании (с обетованием): да благо ти будет и будеши долголетен на земли (Еф. 6:1–3).

Сыне, храни законы отца твоего, и не отрини наказания матери твоея. Слушай, сыне, отца родившаго тя, и не презирай, егда состариется мати твоя. Да веселится отец и мати твоя, яко родиша тя (Притч.6:20; 23:22,25).

Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Благословение бо отчее утверждает домы чад, клятва же матерня искореняет до основания.

Чадо! заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его. Аще и разумом оскудевает, прощение имый. Милость бо отча не забвена будет, и в день скорби твоея воспомянет тя. Чтый отца, очистит грехи. Чтый отца, возвеселится о чадех, и в день мольбы своея услышан будет. Прославляяй отца долгоденствовати будет (Сир. 3:12–15, 3:5, 6).

Коль хулен оставляяй отца, и проклят Господем раздражаяй матерь (Сир. 3:16).

Око ругающееся отцу и досаждающее старости матери, да исторгнут е вранове от дебрия, и да снидят е птенцы орли (Притч. 30:17).

В Законе Моисеевом почтение к родителям предписывалось под страхом смерти: Иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет (Исх. 21:16).

Примечание. Само собой разумеется, что сии обязанности к родителям мы должны исполнять и в отношении ко всем тем, которые заступают для нас место родителей.

Обязанности господ в отношении к слугам

Господа, имея право требовать от слуг своих того, чтобы они трудились для них и по воле их, должны при сем помнить, как увещевает Апостол, что и над ними самими, равно как и над их слугами есть на небесах Господь, у котораго нет лицеприятия (Еф.6:9), и пред которого некогда предстанут все в равном достоинстве; что любовь и уважение, внушаемые Евангелием, они обязаны иметь ко всем вообще людям, кто бы они ни были, что Христиане, несмотря на различие земных отношений, все вообще должны отличаться взаимной услужливостью (Ин. 13:13; Лк. 22:26) и потому, пользуясь правом господства, должны пользоваться им с большим ограничением и наблюдать в отношении к слугам своим следующие обязанности:

1) Оказывать им справедливость, как а) при требовании услуг – не требовать от них того, чего они не могут или не должны делать, что сопряжено с вредом для их здоровья, тем паче для их нравственности, и вообще при своих требованиях или приказаниях соображаться с обстоятельствами времени, места и со способностями слуг; так и б) при награде за услуги – не только не удерживать должной им платы, ибо горе тому, у негоже ближний его делает туне, и мзды его не воздаст ему (Иер. 22:13); но и быть внимательными к их услугам и трудящихся усердно отличать от тех, которые все делают неохотно и с принуждением, дорого ценить их верность и преданность (Сир. 7:22,23) и не забывать о них и тогда, когда они по старости или слабости не в состоянии более трудиться для них.

2) Иметь к ним снисхождение (Еф. 6:9), т. е. не только не позволять себе никаких жестокостей против них и избегать при обращении с ними оскорбительного своенравия, презрительной гордости и вообще всех выражений грубости, но н стараться кротким обращением, ясной определенностью отдаваемых им приказаний, терпением, когда не все тотчас исполняется, извинением небольших проступков, делаемых ненамеренно, выражением довольства оказанными услугами и, наконец, участием в судьбе их и во всем, до них касающемся, приобретать их любовь и приверженность и облегчать состояние их. А чтобы живее чувствовать обязанность такого поведения в отношении к слугам, для сего господа должны часто мысленно поставлять себя на месте их и спрашивать себя, какого обращения хотели бы они от своих господ, если бы были слугами (Мф. 7:12), и никогда не забывать того, что и слуги их такие же человеки, что и за них пролита пречистая кровь Искупителя и что только незаслуженная ими благость Божия возвысила их над ними. Впрочем, с другой стороны надобно остерегаться и излишней снисходительности или послабления к слугам, что может портить их, и также большего сближения с ними, от чего легко могут происходить нестроения в семействе и раздоры с родными, с друзьями и проч. Кроткое обращение со слугами всегда должно быть соединено с некоторой важностью, так чтобы они никогда не забывали своих отношений к господам и находились, так сказать, в некотором расстоянии от них.

3) Пещись о нравственности их, как сонаследников вечной жизни, наблюдать за поведением их, предостерегать и удалять их от соблазнов и искушений, доставлять им возможность и случаи приобретать правильные понятия о Христианском благочестии, утверждать их в том собственным своим примером и строго наблюдать за тем, чтобы они в воскресные и праздничные дни без важных причин не опускали общественного Богослужения и ежегодно исповедовались и приобщались Св. Тайн. Такого попечения о нравственности слуг требует и Христианская обязанность всеобщего человеколюбия и собственная польза господ, которые тогда только могут ожидать от слуг своих верности и усердия в исполнении обязанностей, когда они будут иметь в сердцах своих страх Божий.

И, наконец, 4) пещись об их благосостоянии – доставлять им хорошее содержание, предохранять их от всего, опасного для жизни и здоровья их, подавать им помощь во время болезней, дабы таким образом они, видя в господах своих отцов и благодетелей, охотно и весело исполняли свои обязанности в отношении к ним и трудились как бы для самих себя, и, будучи довольны своим состоянием, благословляли Бога.

Обязанности слуг в отношении к господам

Слуги со своей стороны должны помнить, что Всевышний управляет судьбами человеческими, и что каждый должен служить и благоугождать ему на том месте, на котором поставлен (1Кор. 7:20,21), строгим исполнением тех обязанностей, которые сопряжены с его званием, и потому, покоряясь премудрой и всеблагой воле Провидения и желая сподобиться некогда в день всемирного воздаяния от небесного Домовладыки мзды верных и добрых рабов (Мф. 25:21), должны строго исполнять свои обязанности в отношении к господам своим и именно должны оказывать им:

1) Уважение, т.е. охотно признавать принадлежащие им права и преимущества и выражать это в своем поведении в отношении к ним: Все рабы, говорит Апостол, должны почитать господ своих достойными всякой чести (1Тим. 6:1).

2) Повиновение и покорность, или в точности и без прекословия исполнять приказания, получаемые от них и непротиворечащие воле Божией: Рабы, во всем будьте послушны господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца со страхом Божиим (Кол. 3:22).

3) Верность, т. е. не только наблюдать во всем честность и избегать всякого рода обмана, лукавства и расхищения принадлежащего господам имущества, но и стараться, сколько возможно, усердной и ревностной службой содействовать приращению и умножению оного: Рабов, пишет Апостол Павел Титу, увещевай не красть, но оказывать всю надлежащую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога (Тит. 2:10).

4) Должны быть довольными тем содержанием, какое получают от господ своих, равно как и их обращением с ними, дорого ценить каждое доказательство их благосклонности к ним и попечение о них, извинять излишнюю строгость их в отношении к ним, поставляя иногда мысленно самих себя на место их, и с терпением переносить от них все неприятности, огорчения и несправедливости; ибо то угодно Богу, говорит Апостол Петр, обращаясь к слугам, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо (1Пет. 2:19).

И, наконец, 5) все сии обязанности должны исполнять по совести и со всем усердием, из послушания и любви к Богу и Иисусу Христу, представляя себе, как бы они служили самому Господу и ожидая от Него праведного воздаяния за то, и, следственно, охотно исполнять сии обязанности не только в отношении к господам добрым, но и суровым; ибо так учит Писание: Слуги! Со всяким страхом повинуйтеся господам, не только добрым и кротким, но и суровым, не при глазах только служа, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с готовностью, как Господу, а не человекам, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие; ибо вы служите Господу Христу (1Пет. 2:18; Еф. 6:6,7; Кол.3:24).


Источник: Об обязанностях христианина. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Рос. акад. наук, 1839. - [4], 221 с.

Комментарии для сайта Cackle