Заметки о селе Кравотыни

Содержание

Георгафическое положение Древнейшие известия о селе Кравотыни Клир введенской церкви села Кравотыни  

 

Издаваемая статья † проф. В.В. Болотова о селе Кравотыни (Тверской губернии Осташковского уезда), где он родился и вырос и где потом обычно каждый почти год проводил летние каникулы в доме своей матери, была найдена после его смерти в оставшихся после него бумагах. Написана она была не раньше 1895 года , так как в ней (стр. 528) цитируется The Nautica lAlmanac for the year 1898 London [год не обозначен, но в конце предисловия р. IX стоит 1894 ноябрь 26]. Ср. также наименование в ней (стр. 528:531) «покойным» прот. В.П. Успенского, † 28 декабря 1894 г. (М. Рубцов, В.В. Болотов [Биографический очерк]. Тверь 1990, стр. 14). Повидимому, она предназначалась для напечатания где-либо и тщательно переписана В.В. Болотовым, но особого заглавия в рукописи не имеет. Конца рукописи, писанной на отдельных листах большого почтового ормата, не достает (ср. на стр. 539, А, 9 ссылку на недостающее продолжение списка диаконов).

А.Б.

Георгафическое положение

села Кравотыни с точностью неизвестно; но можно с высокой степенью вероятности1 пердполагать, что церковь села Кравотыни лежит под

ϕ =+57°16'50« [северной широты]

λ =+33° 8'20» Greenwich [восточной долготы от Гринвича].

Древнейшие известия о селе Кравотыни

Все, что известно о стародавнем прошлом села Кравотыни, собрано и изложено покойным осташковским археологом, протоиереем Владимиром Петровичем Успенским, в его брошюре: «Часовня Божией Матери Троеручицы Кровотынского прихода Осташковскаго уезда, в связи с историею местности», Тверь 1891, стр. 3–8. К словам этого замечательного знатока осташковской старины можно прибавить лишь очень немногое.

Самое древнее известие о Кравотыни встречается в новгородских писцовых книгах («Новгородския Писцовые Книги, изд. Археографическою Комиссиею. Том первый: Переписная Оброчная Книга Деревской пятины около 1495 г.». С.-Петербург 1859). – Для большей ясности восстанавливаю контекст, в котором упомянута Кравотынь.

Стр. 612. «Погост Жабенской. Великого князя волость Жабна, что бывала владычня. На погосте церковь велики Никола»

Стр. 629. «И всех деревень по старому письму и с погостом 144, а дворов в них пол-600 без двора [т. е. 549 дворов], а людей в них 584 человеки». «И всех деревень в Жабне по новому писму двесте и тритцать и четыре, а дворов семьсот и пятдесят и девять, а людей в них семьсоть и семдесят и пять человек, а обеж семьсот и восмьдесят и полторы обжы =781 ½ , а сох двесте и шестьдесят с полусохою.

В Жабинском погосте великого князя погость Золцо на Селигере озере, что бывал владычнь. На Кровотыне церковь Введенье Святые Богородици:

дв[ор] Онкудинко Левин, дв. Якушко,

дв. Оноимко Илейкин, дв. Пантелейко Костин

дв. Матвейко, дв. Левка Фомькин

Якимько Якушов дв. Опанка Карпиков

дв. Ивашко Якутов [следовательно в погосте Золцы было 8 дворов и 9 «человеков», т. е. 9 домохозяев]; сеют ржы 21 коробью, а сена косять 120 копен, 9 обеж».

Стр. 630. «На Глубоком в Залучье погост владычнь; дв. Тамошка Куземкин» [и т. д.; насчитано 52 двора, 56 человек]; «сеют ржы 105 коробей, а сена косят 420 копен, 51. обжа. А деревень к погосту: Д[еревня] Святое на Святе озере: дв. Максимко Марков» (и т. д.; всего 4 двора, 5 человек); «сеют ржы 9 коробей, а сена косять 50 копен, 4 обжы.Д. Береза: дв. Сергейко Терехов» [и т. д.; всего 4 двора, 5 человек]; «сеют ржы 8 коробей; а сена косят пол-60 =55 копен, 4 обжы. И всех дворов по старому писму на погосте 40 без одного, а людей в них пол-70 человек с одним [= 66 домохозяев], а обеж 50. И прибыло 2 деревни, а дворов 21, а обеж 9. А по новому писму Деревень и с погостом 3, а дворов в них 60, а людей в них 66 человек, а обеж 50 [чит.: 59??], а сох 20 без трети сохи.

Стр. 631. «В Жабне деревни великого князя, что бывали Спаские Футынского манастыря в Кострубле: Д. Волково».

Стр. 639. «Волость великаго князя Березовець2 Марьфинская Исаковы на Селигере озере, что была за князем за Иваном».

Стр. 640. «На Городище церковь Рождество Пречистые, да двор большой. На посаде на церковьной земле: дв[ор] поп Ивоня, дв. дияк Олешко, дв. сторож церковной Калинка. А у Спаса в манастыре3 игумен. Да на монастырьской земле: дв. дьяк Манка, дв. Бориско, дв. церковьной сторож Якушь. А тяглых людей на посаде: дв. Ивашко Левоновья» – – – «дв. Сенка Федков».

На Щеберехе4; дв. Овдейко Мосейков, дв. Еустратик Лукин; сеют ржы полт. 80 [= 75] коробей, а сена косят 500 копен, тридцать обежь и две обжы».

Из приведенных выписок легко понять общий план «Переписной Оброчной Книги»: сперва (со стр. 612) описываются те селения Жабенской волости, «что бывали владычни», т. е. до 1478 г. принадлежали самому новгородскому владыке; затем (со стр. 681) бывшие монастырские имения; наконец (со стр. 639) бывшие помещичьи имения.

Описание Жабенской волости собственно закончено на стр. 629: подведен итог по двум переписям прежней («по старому писму») и новой, бывшей около 1495 г. («по новому писму»). И затем сряду же идет речь о Золце и Залучье. Покойный В. П. Успенский пишет (стр. 4): «Глубокое стало числиться в погосте Жабенском». Я не вижу, на чем основано это мнение. Текст «Переписной Оброчной Книги» (стр. 630) проще всего понять в том смысле, что Залучье составляло особый погост (как и Жабна) и при- том «погость владычнь». «Книга» не говорит здесь: погост великого князя, что бывал владычнь; можно, следовательно,думать, что этот погост на Глубоком в Залучье и около 1495 г. принадлежал новгородскому архиепископу. Во время предшествовавшей переписи Залучье на Глубоком представляло из себя только один «погост» без принадлежавших «к погосту деревень». К 1495 г. появились уже выселки из Залучья – деревни Святое и Береза.

Еще своеобразнее положение «погоста Золца»: к «Жабинскому погосту» он причисляется explicitissime; как и «погост Жабенской», он «бывал владычнь», а теперь принадлежит великому князю; и однако в общий итог жабенской волости Золцо не включается, словно его предназначают быть самостоятельным административным центром вновь возникающей (пока только in potentia) волости. Весьма важно и то, что о цифрах «по старому писму» в описи Золца не упомянуто вовсе: видимо, подобно деревням Святому и Березе, Золцо во время прежней переписи еще не существовало.

И к 1495 году погост Золцо является еще селением весьма незначительным и следовательно юным. аа) Деревень, приписанных к нему, еще вовсе не значится. бб) Со своими 8 дворами и 9 обжами5 Золцо выходить, правда, более значительным, чем деревни Святое и Береза, но далеко уступает нынешнему селу Щучью6 (стр. 622–623: «а в Повиткинском конце» Жабенской волости «д[еревня] Щучье у озера у Щучья» с 14 дворами; «сеют ржи 38 коробей, а сена косят пол-300 копен, 16 обеж») и не выдерживает никакого сравнения с погостами Залучьем (52 двора, 61 обжа) и Березовцем (32 обжи).

Следовательно, без большой погрешности можно принять, погост Зольцо и церковь на Кравотыне существуют только с половины XV века.

Не излишне устранить одно недоразумение, допущенное прот. В.П. Успенским: он думает (стр. 4), что деревня Жар Кравотынского прихода лежала «в Жаровском конце волости Жабны». Обращаю внимание на след. уголок новгородской губернии:


Деревня Поддубье φ =+57°36»,93 λ =+33°44»,07
Село Рождество Богородицы +57°35»,98 + 33°48»,36
Д. Черная Грязь +57°35»,75 + 33°47»,87
Д. Жары +57°33»,64 + 33°41»,63
Д. Гачки +57°28»,34 + 33°32»,45
Село Донкино +57°26»,59 + 33°32»,36

Между Черною Грязью и селом «Рождество Богородицы» протекает река, впадающая затем с юго-запада в р. Шлипу. Эта не названная по имени река имеет протяжение около 40 Верcт и вытекает из озера Гранишна (оно лежить под 57°28» с.ш., 33°28′ в.д. от Гринвича), продолговатого и северо-восточного из трех соседних озер (Серемо, Тихмень, Гранитно). – Сравните с этим данные «Переписной Книги», стр. 615: «А в Жаровском конце д. Сачки (ныне Гачки?] – 6 обеж» «д. Поддубье – 9 обеж» Грязовица [ныне Черная Грязь?] – 4 обжы» – «д. Попирачево на реце на Граничне – 12 обеж, д. Жары – 14 обежь, д. Жары ж – 2 обжы». – – «А в Гранитцком конце» «д. Гачниково [ныне Гачки?], д. Глебездово на р. на Граничне». Из этого во всяком случае ясно, что и Жаровский конец и соседний с ним Гранитцкий конец лежали около Домкина и Рождества Богородицы, не около Жара, Ляпина и Песок против Ниловой пустыни. В конце XV в. Золио представляло из себя крайний предел новгородских посе- лений; к югу и к юго-западу от Золца никаких деревень не было. А к югу от нынешнего Пачкова, приблизительно под φ =+57°12», кончалась и новгородская Деревская пятина и начиналась волость Ржевы Володимеровой7.

«Переписная Оброчная Книга» не сохранила имен членов причта введенской церкви, и это неудивительно: три двора на церковной земле8 представляли с податной точки зрения мало интереса; члены причта – не «тяглые люди».

* * *

Теперь – орфографический вопрос. Известно, что в Тверской губернии есть село Кровотынь, а в Тверской епархии – село Кравоты́нь. Которая из двух орфографий правильна: губернская или епархиальная? То факт, что в «Переписной Книге» написано: «на Кровотыне»; но этим вопрос не решается. Возможно, конечно, и то, что местные жители, произносящие «Кравотнь», своим высоким псковским а заменили древнее неударяемое о; но столь же возможно и то, что окающие новгородцы исказили неударяемое а местного говора. Сравн. (стр. 640) колебание между «манастыре» и «монастырьской»; сравн. «Овдейко» = Ἀβδάς , (и на стр. 629), «Онкудинко = Ἀκίνδυνος, «Онфимко» = Ἄνθιμος. – Тоже самое следует сказать и о «Золцо» вместо местного «Зальцо».

Мне приходилось слышать, будто сам высокопреосв. Григорий, бывший архиепископ Тверской и Кашинский, предложил обяснение названия «Кравотынь» в смысле «крава» корова и «тын»: на месте села Кравотыни якобы стоял когда-то скотный двор. Вероятно этот рассказ о высокопреосв. Григорин – миф. И, предлагаемая этимология, во всяком случае, не из удачных: по характеру русской фонетики, в XV в. на берегах Селигера были возможны только коровы, а не кравы. При том слово «на Кровотыне» – по аналогии с выражениями «на Глубоком», «на Щеберехе» – естественнее понимать как название реки (нынешней Кравотынки) или самой местности (в роде напр. названия «Жалино»), в которой построена была церковь. В том и в другом случае это имя, как географическое, будет древнее села Кравотыни. А в области, некогда безспорно заселенной инородцами9, этимологическия операций над русскими корнями едвали помогут установить смысл географических названий10. По моему мнению, слово «Кравотынь» удастся обяснить только тому, кто поймет значение и таких названий, как «Фу-тынь» (или «Ху-тынь»), «Сковоро-тыня» (по- гост Ржевского уезда). А коль скоро нам непонятен смысл названия «Кравотынь», орфографическая дилемма: «Кравотынь» или «Кровотынь»? остается неразрешимою.

Клир введенской церкви села Кравотыни

Список священно- и церковно-служителей кравотынских можно начать лишь с 1781 г., так как хранящияся в церковном архиве копии метрических книг начинаются с 1781 г.11 Вот полное заглавие двух старейших метрик:


(1781) Книга Осташковского уезда новоприписной Осташковской десятины церькви Введения Пресвятыя Богородицы села Кравотыни священников Моисея Карпова, Ефима Васильева с с причетники записанная о приходских тоя церкви людях на три части кто имянно когда родились браком сочетались и померли в 1781 году. 1782-го года книга записная данная из Осташковского духовного правления в силу присланного из Духовной Преосвященнейшего Арсения Епископа Тверского и Кашинского Консистории в оное правление указа Осташковского уезда церкви Введения Пресвятыя Богородицы села Кравотыни священникам Моисею Карпову и Ефиму Васильеву с с причетники в которую записывать тоя церкви приходских обоего пола людей и кто имянно означеннаго 782. Году Генваря с 1-го числа когда родился или браком сочетался и разными случаями помер без всякия утайки.

Из показаний метрики 1782 г. можно сделать тот вывод, что эти книги только с 1781 г. и появились по распоряжению преосв. Арсения III Верещагина; а до тех пор жили по простоте, без документальной отчетности.

Из этих копий можно извлечь нижеследующий список:

А. Священники.

1. Моисей Карпов

род. ок. 1737 г.12.

Уже священник в 1781 г. Последняя треба им совершена 12. апреля 1805 года (I, 18. 19)13. А «генваря 20» 1807 года (III, 7) погребена «села Кравотыни умершого священника Moиceя Карпова жена вдова Анна Леонтьева, 70 лет»; и в рукоприкладстве в 1805 и 1806 гг. имени священника Моисея Карпова уже нет. Видимо он умер и погре- бен не в Кравотыни.

Кажется, о. Моисей был очень хороший хозяин: он умел не только уладить дело о постройке своего дома на крестьянской земле, но и оформить его документально14 3); за кось, которая была в его владении, и до сих пор назы- вается «Мысеевское». Но у своего ближайшого начальства он, по-видимому, особенным почетом не пользовался: в 1781–1784 гг. в метриках имя Моисея Карпова стоить на первом месте; в 1785 г. первым пишут Ефима Васильева, а с 1786 г. первенство переходить к Максиму Емельянову.

2. Евенмий Васильев

род. ок. 1740 г.15

Уже священник в 1781 г.16 Вдов с 1785 г.17 Скончался, видимо, в 1787 г.18

3. Максим Емельянов

род. в 1739–1740.

Кравотынский священник вероятно с конца 1784 г.19; первенствует с 1786 г.; в 1792 г. (единственный раз) назван блогочинным; 3 октября 1804 г. (I, 88) совершил последнюю требу; а под 16 октября [воскресенье] 1804 г. (III, 53) записано: «Села Кравотыни священник Максим Емелианов (65 лет) волею Божиею умре с покаянием и погребен при церькви; погребен священниками Моисеем и Парфеном с диаконом и причетники».

4. Парфений Евфимиев

род. в 1761–1762 г.

Конечно сын священника Евфимия Васильева (А, 2). 1781 г. застает «Парфения Ефимова» пономарем в Кравотыни. Он женат на Степаниде Афанасьевой (1789 (I) 5 янв.; 1792 (I) 23 сент.). В 1787 г. он руку приложил в званий третьего священника. С мая 1805 г. по сентябрь 1813 г. чему-то оставался единственным священником в Кравотыни; 28 января 1814 г. (II,18) совершил последнюю требe; а «13 марта» 1814 (III, 14) «Кравотыни священник Парфений Ефимов 53 лет погребен священником Иваном Ивановым».

5. Иоанн Иоаннов Панков

Совершил первую требу 30. октября 1813 г. (I, 79) и в выданной «священнику Парфению Ефимову с причетники» на 1813 год книге подписался так: «священник Иоанн Иоаннов за три месяца руку приложил»20. Женат на Евфимии Власьевой (1 мая 1817, I, 43).

6. Иоанн Григорьев [Соколов]

Кравотынский священник с конца 1815 г.21. Женат на Анне Николаевой (15 апреля 1817, I, 40). Последнюю требу совершил 14 апреля 1818 г. (Переведен в село Сухошины)22.

7. Иоанн Васильев Вишняков

С конца 181623. Первую требу совершил 10. января 1817 г. (I). Женат на Анне Стефановой24 Смирновой, дочери священника села Бернова старицкого убада (3 октября 1817, I, 143; 30 марта 1825, I, 39). Последнюю требу совершил 10 мая 1825 г. (III, 16 ж).

8. Василий Мокиев

Первую требу совершил 26 декабря 1819 (I), последнюю 8. января 1821 (I). Женат на Александре Матвеевой, дочери священника села Яконова Вышневолоцкого уезда (13 ноября 1820 I, 165).

9. Арсений Филиппов Соколов

Сын диакона Филиппа Онисимова (Б, 5), женат на Елисавете Петровой25. Первую требу совершил 17 декабря 1827 r. (I, 174)26.

10. Александр Петров Орлов

Сын священника осташковской воскресенской церкви Петра Иванова (16 июня 1881, I), женат на Анне Феодотовой Изотовой из села Голенкова Осташковского уезда. Был в Кравотынской церкви диаконом (первая треба 25 июля 1828 г. [II, 39], последняя 15 февраля 1831 [II]). Первая священническая треба 26 апреля 1831 [I]27.

Б. Диаконы.

1. Иван Карпов

род. ок. 1728 г.

Конечно брат священника Моисея Карпова (А, 1; ср. B, 2), на покой уволен еще до 1781 г.; видимо еще жив в 1793 г.28

2. Иван Харитонов

род. ок. 1739 г.?

Уже диакон в 1781 г.; последнее рукоприкладство, в котором упоминается его имя, – в метриках 1808 г. Женат на Федосье Федоровой?29

3. Никифор Моисеев

род. в 1757–1758 г.

12 февраля 1783 г. (II, 38) села Кравотыни священников сын...

† Проф. В.В. Болотов

* * *

1

Эти вероятные цифры опираются на след. данные:

а) На «Специальной Карте Европейской России», изданной в 1890 г. Военно – Топографическим отделом Главного Штаба в масштабе 1:420000, т.е. в 1 дюйме 10 верст, на листе 42 село Кравотынь стоит

аа) несколько [около ½ миллиметра] севернее, чем Ельцы,

бб) на 10 миллиметров восточнее, чем Нилова Пустынь, иˆвв) на 16 миллиметров восточнее, чем погост Сосницы, так чтоˆгг) разность по долготе между Ниловой Пустынью и Сосницами равна 6 миллиметрам.

ß) В Exposé des Travaux Astronomiques et Géodésiques exécutés en Russie dans un but géographique jusqu’à I’année 1855, par T.F. de Schubert, St. Pétersbourg 1858, p.46, принято, что астрономическая обсерватория при Московском университете лежит под 55014’4’’,499 восточной долготы от Ферро; тогда как в The Nautical Almanac for the year 1898, p. 586, принято, что эта обсерватория лежит в 2h 30m 17s,08 Е [2 час. 30 мин. 17,03 сек. к востоку] от Гринвича, т.е. + 37034’16’’,30 восточной долготы от Гринвича. Следовательно для превращения ферроских долгот в труде генерала Шуберта в гринвичские можно, в пределах губерний Московской, Тверской и Новгородской пользоваться формулой:

F – 17039’48’’,299 = G

y) В том же труде Шуберта находим след. данные:

№№ 11725. Pustyn Nikolaia Stalobenk. Clocher de L’église cathédrale Пустынь Нила Столобенского, соборная колокольня, 57014’7’’,13 сев.50°43′42′′, 1,48 вост. долг.

11756. S. Jeley, clocher de l'église

Село Ельцы, колокольня,

57°16′44′′,58 сев. шир. 50°34′36′′, 90. вост. долг.

11895. S. Sosnicy, clocher de l'église

Село Сосницы, колокольня,

57°23′58′′,65 сев. шир., 50°41'2», 94 вост. долг.

Итак, разность долгот Сосниц и Ниловой Пустыни = 0°2′39′′,54 что равно (по а rr)] 6 millimètres, следовательно 0°0′26′′,59 = 1 millimètre. А потому

50°41′2′′,94 50°43′42′′,48

+ 0°7'5»,44 = 16 mm. + 0°4'25»,20 = 10 mm

=50°48′8′′,38 = долгота с. Кравотыни = 50°48′8′′,38

Ho λ= +50°48′ 8′′,380 F

– 17°39′48′′,299=

λ=+33°8′20′′,081 G

С точностию же географические координаты села Кравотыни неизвестны; во-первых потому, что геодезическая триангуляция, произведенная в 1840–1847 гг. в тверской губернии генералами Шубертом и Тучковым, затронув не мало погостов в Осташковском уезде (напр. под No 11713 Pog. Steri [пог. Стерж], clocher de l'église, 57°13′38′′,63 сев. шир. 50°14′27′′,03 вост. долг., след. λ + 32°34′38′′,701 G), миновала село Кравотынь. А во-вторых, все широты и долготы в труде Шуберта – не астрономические, а геодезические, основанные на сети треугольников, связывающей местности тверской губернии с колокольнею Великого (последняя имеет

астрономическую широту =55°44′52′′,498

геодезическую широту = +55°45′ 0′′, 90 иˆвосточную долготу =+55°17′ 4′′,319 F);

поэтому, напр., г. Осташков (1°24′37′′,29 севернее Ивана Великого по триангуляции) оказывается под ф= + 57°9729»,788, respective + 57°9′38′′,1, тогда как астрономическую широту Осташкова Воинов определил в 1846 г. в + 57°9′42′′,48. Exposé, pp. 44.46.41. Впрочем следует заметить, что с точностью нам известно в географии крайне немногое; напр., даже разность долгот между знаменитейшими в мире обсерваториями гринвичскою и парижскою с безусловною точностью еще неизвестна:

гринвичская обсерватория эту разность полагает в 2°20′13′′,50,

парижская в 2°20′14′′,40,

а берлинская в 2°20′15′′,45.

Сигла λ для означения географических долгот (немцам она напоминает слово Länge, долгота) принята по крайней мере у немецких и английских ученых (французскиө астрономы любят вместо λ ставить фигурное „L“). Сигла ф для означения географических широт общепринята у астрономов (в Германии, Франции, Англии). Вероятно она немецкого происхождения и первоначально заменяла латинское „ph“, т. е. „Polhöhe“, высота полюса (над горизонтом), elevatio poli. Высота полюса есть угол, который земная (и мировая) ось образует с плоскостью горизонта. Этот угол всегда равен географической широте места (напр. на экваторе ось земли лежит в плоскости горизонта, и высота полюса над горизонтом равна, поэтому, 0°: и географическая широта на экваторе = 0°). Широты северные признаются положительными (знак +), южные– отрицательными (знак – ), долготы восточныя – положительными, долготы западныя – отрицательными.---Так называемый начальный (первый) меридиан от Ферро есть в сущности парижский меридиан, только увеличенный ровно 20-ю° градусами. Для научной географии выбор возможен только между меридианами гринвичским и парижским. Пулковская обсерватория и в 1878–1879 г. отдавала предпочтение гринвичскому и в 1884 г. на вашингтонской конференций вместе с большинством делегатов подала голось за гринвичский меридиан. По The Nautical Almanac пулковская обсерватория лежит на 2h [orae] 1m 18s,63 восточнее гринвичской; поэтому долгота от Пулкова + 30°19′39′′,45 – долготе от Гринвича.

2

Это, очевидно, нынешний погост Березовец (с храмовым праздником „заветнаго воскресения»). В Exposé, генерала Шуберта „11798. Pog. Berezofskii, clocher de l'église o +57°18′28′′,78 +32°47′20′′,73 от Гринвича

3

Ныне погость Березовский Рядок (с храмовым праздником Преображения). Следовательно невозможно решить, который из этих двух соседних погостов разумеется в Exposé под No 11798.

4

На „Спец. Карте Европ. России“ к северо-западу от «П[огоста] Березовскаго» в 4,2 верстах прямолинейного расстояния стоит [деревня], Щибериха“ на северном берегу не названного по имени озера, очевидно того самого, которое упоминается уже в «Писцовых Книгах» (стр. 651: «а в Щеберихе озере»).

5

«Обжа 1500 года – 3–6 десятин, но к концу XVIв. постоянно 5 десятин» (П.А. Соколовский). Но обжи „Переписной Книги“ обычно принимают в 21/2 десятины. – Древняя хлебная мера кадь (иначе оков, бочка) делилась на 2 половника, половник на 2 четверти (иначе коробьи), коробья на 2 осьмины (иначе зобницы), зобница на 2 кадки, кадка на 2 малыя кадки (или четвертки = 1/4 зобницы). Десятина делилась на 2 чети (потому что на деcятину полагалось 2 четверти посеву).

6

Exposé: 11880 S[elo Szezuczie el. de l'église en pierre (колокольня каменной церкви) φ = + 57°22′2”,83 λ= + 33°24′54′′,78 от Гринвича.

7

сравн. часть карты древнего Рженского уезда при статье прот. Б.П. Успенскаго: „Литовские пограничные городки: Селук, Горышин и другие“, Тверь 1892. Северная часть нынешнего Осташковскаго уезда. (где лежать Стерж, Увицы, Ельцы, Кравотынь) называется «новгородскою приписью».

8

Совсем невероятно, чтобы в погосте Золцев 1495 г. было причта больше, чем в погосте Березовце.

9

Имени «Волга» нельзя отделять от эстонского walgus (финнского valkeus) свет, эст. walge (финн. valkea белый). И «Селигер вероятно происходит от эст. selge, sälgä (финн. selvă) светлый, ясный, чистый, и эст. järw (финя. järvИ) озеро: = светлое озеро.

10

Следующий пример может служить предостережением против подобных этимологических опытов. На западном берегу Черного моря лежит город Μεσημβρία. Из любого греческого лексикона можно узнать, что μεσημβρία значит полдень и затем юг. Но город Месимврия ни с полднем ни с югом не имеет ничего общего: Страбонт (Geographica, 7, 6:1) сохранил нам положительное известие, что в мнимо-греческом Μεσημβρία скрывается искаженное фракийское название Μενεβρία [точнее следовало бы сказать Μενεβρέ] и что «βρία [вернее βρέ] по-фракийски значит πόλις, город»; так что негреческий по своему происхождению, а фракийский город Μενεβρία [Μενεβρέ] значит Μένα πόλις, город Мена, город построенный Меном.

11

Не достает лишь копий за пять лет (с 1794 по 1798-й год). Копия метрики об умерших в 1809 г. кончается на 15. февраля: очевидно она не дописана. Рукоприкладства иногда опущены (напр., годы 1782, 1791, 1807 и др.), иногда сокращены (в 1786 г. руку приложил лишь священник Максим Емельянов; в 1785 г. опущены дьячки и пономари; и т. п.). Лишь с ХIХ в. утверждается обычай, при совершении треб, точно отмечать, кто именно из причта был при их исправлении. Лишь с апреля 1831 г. в этих записях начинают употреблять и фамилии („крестил свящ. Арсений Филиппов Соколов“); но в рукоприкладстве в этом году фамилии еще опущены („священник Арсений Филиппов“); с 1832 г. фамилии вводятся и в рукоприкладство; но только книги на 1836 год впервые выданы священникам Арсению Филиппову Соколову“ и т. д.

12

В 1737 или 1738 г. родилась его жена.

13

Римские цифры означают части метрических книг (I – родившиеся, II – браком сочетавшиеся, III – умершие), арабские – порядковый № записи.

14

Известное дело дьячка Василия Антипова Тихомирова.

15

Ср. А, 4. Принимаю 20 лет разницы в летах между отцом и сыном.

16

В 1781–1784 гг. пишется вторым; в 1785 г. первым, в 1786 и 1767 гг. на третьем месте стоит: „и Ефиму Леонтиеву». Это „Леонтиевую я ответу на счет небрежности писца, как и „Моисеем Васильевым» (вместо „Никифором Моисеевым“) в рукоприкладстве 1784 г.; как и „Максимом [вместо „Василием Максимовым“] в рукоприкладстве 1792 г.

17

12 января 1785 г. погребена „села Кравотынь священника Евфимия жена Феодосия».

18

На 1787 год книги выданы „священникам Максиму Емельянову, Мойсею Карпову и Ефиму Леонтиеву», по зарукоприкладствованы священниками, Максимом Емельяновым, Моисеем Кариовым и Парфением Ефимовым“.

19

В 1784 г. его имени еще нет в рукоприкладстве; но книги на 1795 г. выданы, «священникам».

20

Преемниками о. Панкова были: а) свящ. Александр Иванович Невский (женат на Елене Иванов Павковой); б) свящ. Павел Алесандрович Невский.

21

В рукоприкладстве 1815 г. его имени нет; но книга на 1816 год выдана „священникам Ивану Иванову и Ивану Григорьеву».

22

9 июня 1818 г. (I, 61) восприемником был , «села Сухошик священник Иван Григорьев».

23

Книга на 1817 г. выдана «священникам Ивану Васильеву, Ивану Григорьеву и Ивану Иванову»

24

Погребена 24 марта 1867 г.

25

Глухонемой брат её, Егор Петров Орлов, золотильщик, проживал в Кравотыни же у о. Арсения и золотил иконостас в ильинском пределе. В этом иконостасе есть иконы святителя Арсения Тверского, преподобной Елисаветы и преподобного Георгия Хозевита.

26

Ясно, что свящ. Иван Григорьев был преемником Парфению Евимиеву, Василий Мокиев – преемником Ивану Григорьеву. Но после 1891 г. место третьего священника было, если не ошибаюсь (след этого, повидимому, есть в клировых), было зачислено за кем-то, еще учившимся в семинарии.

27

Священник А.П. Орлов преемник И.В. Вишнякова. Преемником А.П. Орлова был А.И. Пенкин, женатый на М.А. Орловой. – Преемником священника А.Ф. Соколова был Димитрий Максимович Сперанский; но место третьего священника было признано заштатным, и о. Димитрий переведен в село Святое в новооткрытый приход, – A, 5. 7. 9. 10 можно восполнить совершенно точными датами из клировых ведомостей.

28

Февраля 30 [чит. 3-го] 1793 г. погребена „села Кравотыни престарелого диакона Ивана Карпова жена ево Анна Андреева, 65 лет.

29

Генваря 4, 1819 (III, 3ж) погребена „Кравотыни диаконица вдова Федосья Федорова 80 лет“.


Источник: Болотов В.В. Заметки о селе Кравотыни // Христианское чтение. 1910. № 4. С. 527-539.

Комментарии для сайта Cackle