Поморский Торжественник

Источник

Торжественники, или собрания слов на праздники, издавна появились на Руси; их списки восходят к XV веку. Они употребляются и поныне при праздничном богослужении православными, но исключительно в монастырях, а старообрядцами, вообще в церквах и молельнях.

Вопрос о составе торжественников едва затронут в литературе. Автор описания рукописей Соловецкой библиотеки1 определил деление торжественников по расположению в них слов на Триодные и Минейные, при чем в первых слова расположены применительно к Триодям, а в последних к Минеям месячным.

А.С. Орлов в своей работе о Торжественниках2 интересовался главным образом торжественником, написанным виршами, и почти не коснулся состава обыкновенных торжественников.

Мы можем лишь добавить, что существуют торжественники, совмещающие в себе триодные и минейные слова. Такой экземпляр поступил в 1909 г. в Имп. Публичную библиотеку.

По-видимому, не было определенного типа торжественника по составу слов, а каждый вносил слова по своему выбору.

Это соображение подтверждается еще и тем, что старообрядцы-Поморцы сами составляли торжественники из слов св. отцов и, следовательно, не усматривали в этом противоречия с точки зрения церковной литературной практики. Таков напр. принадлежал библиотеке Имп. Академии Наук Торжественник Сев. № 512 (по описанию В.И. Срезневского № 91 стр. 75), составленный экклезиархом Петром Прокопьевичем и оконченный написанием в 1720 г., и другой, той же библиотеки, Сев. № 513.

Кроме православных торжественников было однако отмечено также существование особого торжественника, состоящего исключительно из слов, написанных Поморскими отцами. Первое описание такого сборника принадлежит А.Н. Попову, и напечатано в его описании рукописей библиотеки А.И. Хлудова, ныне находящейся в Московском Никольском Единоверческом монастыре, где эта рукопись значится под № 2743. До настоящего времени это самый полный по числу слов торжественник.

Слова, написанные Поморскими отцами, начинаются обыкновенно с описания праздника, на который написано слово, затем следуете объяснение символического значения праздника, в конце поучение, обращенное к слушателям. Изложены слова чрезвычайно витиевато по правилам риторики. Любопытно, что в некоторых списках на полях сохранились наименования риторических фигур и схемы, по которым составлялось слово. В начале слов нет обычного в отеческих словах: Благослови отче; они заменены обращением к «слушателям благочестивым», или к «благочестивому собранию». Большинство слов начинается текстом из священного писания или церковного песнопения, который и определяете тему слова.

В настоящей заметке мы не будем наследовать ни редакции слов, ни пытаться определять их авторов: то и другое исследование может иметь место лишь со временем, когда будут обнаружены и приведены в известность новые списки слов и торжественников и выяснены литературные приемы каждого из Поморских отцов. А теперь для такой работы слишком мало материалов. Мы изложим лишь имеющаяся в нашем распоряжении сведения о Поморском торжественнике, которых пока не находили в литературе. Обратимся теперь к обозрению рукописей, бывших в нашем распоряжении: иных, содержащих Поморские торжественники, нам не удалось найти, а начнем его с Хлудовского торжественника как наиболее полного. Приведем здесь его описание, составленное А.Н. Поповым, но сделав к этому описанию надлежащие дополнения и поправки. После каждого слова мы приводим списки, в которых оно встречается, как в других торжественниках, так и отдельно. Объяснения обозначения списков читатель найдет ниже при описании их: там, во избежание повторений, мы будем обозначать слова, встречающиеся в Хлудовском списке по номерам, стоящим впереди слова. Обозначаем этот список литерою X.

Торжественник, или слова на праздники, составленный настоятелями безпоповцами Выгорецкой обители, в 4-ку, Поморского письма XIX века4, на 4 и 522 листах. На полях слова названы главами и отмечены номерами.

Перед текстом на 4-х листах: Оглавление настоящей книги сея торжественника.

1) Л. 1. Месяца сентября в 8 день. На Рождество пречистыя Владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии. Слово похвальное.

Нач: Небо небес радуется днесь, слышателие благочестивии.

Встречается и отдельно: ИПБ. Q. XVII, № 199, л. 44; здесь в заглавии сказано, что слово это сочинено в 7239 (т. е. 1731 году). См. Бычков. Описание собрания Богданова стр. 122.

2) л. 16. Слово на Рождество пресвятыя Богородицы. (Текст)5: Гряди от Ливана, Невесто, гряди от Ливана. Песни песней, глава IV.

Нач: Рождество Владычицы нашея преблагословенныя Богоматере есть всечестный и божественный праздник.

В. л. 1; Д. II л. 1; Д. III л. 10; Д. IV л. 4; С; Я.

3) л. 34 об. Слово на Рождество пресвятой Богородицы. (Текст): Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего. Лука, глава I, зачало 4.

Нач: О новых и преславных вещей, содеявшихся ныне.

Д. I л. 170; Д. II л. 11 об.; Д. III л. 20; С.

4) л. 43. Слово на Воздвижение честнаго и животворящаго креста Господня. (Текст): Аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Словеса Самого Владыки нашего Христа Иисуса во евангелие (Иоановом во главе 12, стих 32.

Нач: Любовь Божия к человеческому естеству.

В. 23; Д. II л. 16; Д. IV л. 28; С; Я.

5) л. 61 об. Слово на Воздвижение честнаго креста. (Текст): Господи, яко оружием благоволения вначале еси нас. Дивная словеса, дивнаго Давида в предивней книзе псаломстей предивне духовозбряцанная.

Нач: Преславно во истинну и зело преславно нам днесь светоносие возсиявает.

Единственный список; заглавие слова взято из оглавления.

6) л. 68. Слово на Введение пресвятыя Богородицы. (Текст): Приведутся царю девы вслед ея, и искренняя Ея приведутся Тебе. Словеса сия суть священнаго песнопевца Давида во псалме XLIV.

Нач.: Превысокое и пребожественное настоящаго дне таинство.

Д. II л. 25; Д. Ill л. 45; Д. IV л. 45; С; Я.

7) л. 85. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы.

(Текст) Откуда мне се, да прииде Мати Господа моего ко мне. Словеса сии суть святаго апостола и евангелиста Луки в книзе благовестия его во главе I, стих 43.

Нач.: Что сия всесладчайшая радость.

Заглавие из оглавления. В. л. 36 об.; Д. II л. 33; Д. IV л. 60 об.; С.

8) л. 93 об. Слово на Введение пресвятыя Богородицы. Нач.: Красный сей и пресветлый настоящий праздника день.

Единственный список.

9) л. 96. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Текст) Рождество Твое, Христе Боже наш, восия мирови свет разумный. Словеса сия суть воскресного церковного песнопения, яже в тропаре настоящего всерадостного праздника всерадостно воспевается.

Нач.: Нынешняго всепресветлого торжества.

Заглавие из оглавления. Д. 1 л. 8; Д. 11 л. 48; Д. IV л. 68; С.

10) л. 104. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа. (Текст) В нем бо звездам служащие звездою поучахуся Тебе кланятися, солнцу праведному. Тропарь Рождеству Христову.

Нач.: Вчерашния многоценныя трапезы.

Заглавие из оглавления. Д. I л. 15; Д. II л. 56 об.; Д. IV л. 75 об.; С.

11) л. 115. Слово на Рождество Христово. (Текст) Христос рождается, славите. Григорий Богослов.

Нач.: Вифлием град Давидов собирает днесь.

Д. II л. 69 об.; С; Я.

12) л. 127. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Нач. Вси убо праздницы Христовы и Богородицы.

В. л. 47.

13) 139 об. На Рождество Христово. (Текст) Се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь. Лука, глава 2, стих 10–11.

Нач.: Что настоящее всекрасное торжество.

Единственный список; на полях приведены названия риторических фигур, по которым писано слово.

14) л. 143 об. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа.

Нач.: Рождество Господа нашего.

На полях приведены названия риторических фигур: по которым писано слово. Я.

15) л. 159. На Рождество Христово.

Нач.: Всекрасное Ваше стечение.

Единственный список.

16) л. 162. Слово на Богоявление Господне. (Текст) Во Иордане крещающутися Господи, тройческое явися поклоняние. Словеса cия суть церковного всекрасного песнословия, яже в настоящий пресветлый праздник всерадастно воспеваются.

Нач. Пречудная настоящаго всекраснаго торжества сладость.

Заглавие из оглавления: В. л. 61 об.; Д. I л. 26; Д. II л. 68; Д. IV л. 85 об. С.

17) л. 176. Слово на Богоявление Господа нашего Иисуса Христа.

Нач.: Вся убо яже от веков.

На полях: Т. П. т. е. Трифона Петрова; затем приведены названия, риторических фигур, по которым писано слово; единственный список.

18) л. 187 об. Слово на Cpетение Господа нашего Иисуса Христа. (Текст) Введоста родителя отроча Ииcyca в церковь сотворити има по обычаю законному о нем.

Нач.: Царское всерадостное торжество.

В. л. 78 об.; Д. I л. 39; Д. II л. 78; Д. IV л. 98 об. С; Я.

19) л. 197 об. Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Нач.: Днесь происходит Царь небеси.

На полях названия риторических фигур, по которым написано слово. Единственный список.

20) л. 208 об. Слово на Благовещение Господне. (Текст) Днесь спасению нашему начаток и вечней тайне явление, Сын Божий, сын девичь бывает, и Гавриил радость благовествует. Словеса святыя церкве в настоящий всечестный праздник в тропаре глаголаемая.

Нач.: Аще кая всесладчайшая радость проуготована бяше.

Заглавие из оглавлении, где слово ошибочно преурочено ко Сретинию Господню.

В. л. 92; Д. I л. 49; Д. И л. 86; Д. IV л. 152; С; Я.

21) л. 219 об. Слово в неделю Цветную. (Текст) Рцыте дщери Сионове: се царь твой грядет тебе кротоквледн осля и жребя, сына яремнича. Матфей, глава 11, зачало 9.

Нач.: Всекрасное настоящее торжество есть всего Mиpa сладкая радость. "

В. л. 106; Д. I л. 94; Д. II л. 94; Д. IV л. 161; С; Я.

22) л. 233. Слово на Воскресение Господне. (Текст) Видехом славу Его, яко единородного от Отца. Словеса сия суть святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в первой его Евангелия главе, стих 14.

Нач.: Христос воскресе, радуйтеся людие.

В. л. 123; Д. I л. 137 об.; Д. II л. 103; Д. IV л.1 72; С.

23) л. 249. На Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Слово торжественно, сочинено в лета 7240.

Нач.: Пасхи светлоносие свидетельствует.

Д. III л. 34 об., где это слово озаглавлено: На святую Пасху слово торжественное, сочиненное символически от создания Mиpa 7242 (т. е. 1734 г.). Стих: Воскресения день, просветимся людие, Пасха Господня. Ирмос, глас 1. песнь 1; С.

24) л. 262. Слово на Воскресение Господа нашего Ииcyca Христа. (Текст) Сей день, иже сотвори Господь, возрадуемся м возвеселимся в онь. Священная Давидова возглашает певница во псалме XVII.

Нач.: Что се есть всепрекрасное и пресветлое настоящее торжество.

Встречается и отдельно: И.П.Б. О. I, № 355 л. 205; Друж6. № 304, л. 109 об. Оба Поморского письма XVIII в.

25) л. 271. Во вторник светлыя недели. Слово похвальное пресвятей Богородицы. (Текст Лицу Твоему помолятся богатыя людстии. Всеселадостно духоносная Давидова глашает цевница во псаломстей книзе.

Нач.: Время нам всепредивныя радости днесь всепредивно возблиста.

В. л. 144 об.; Д. I л. 151 об. Встречается и отдельно: И.П.Б. Q. XVII, № 199 л. 34; здесь оно приписано С. Денисову. В. В. оно названо: Слово пресвятыя Владычицы нашея Богородицы; по страницам сверху: слово пр. Богородицы Одигитрии.

26) 282 об. Слово в Новую неделю. (Текст) Тем же аще кая о Христе нова тварь древняя мимо идоша се быша вся нова.

Нач.: Новая неделя нарицается настоящий день.

В. л. 160; Д. II л. 113; С.

27) л. 308. Слово на Вознесение Господне. (Текст) Господь же убо по глаголании Его к ним, вознеся на небо и седе одесную Бога. Евангелие от Марка глава 16, стих 19.

Нач.: Радуйтеся людие радостию сугубою.

В. л. 194 об,; Д. III л. 369 об.; С.

28) л. 317. Слово на сшествие Святаго Духа. (Текст) И будет по семь излию от Духа Моего на всяку плоть. Иоиль, III.

Нач.: Да возвеселятся небеса и радуется земля.

В. л. 206 об.; Д. III л. 377 об.; С.

29) л. 329. Слово на сшествие Святаго Духа. (Текст) Дух Твой благий наставит мя на землю праву. Псалом CXLII.

Нач.; Ныне вся тварь светло радуется.

Заглавие из оглавления. Д. I л. 197; Д. Ш л. 389 (без текста); С.

30) л. 334. Слово в неделю всех святых. (Текст) Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев. Псалом LXVII.

Нам.: В настоящий святый и всекрасный день.

В. Л. 223; С.

31) л. 343. Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа.

Нач.: Преображения всекрасное торжество.

В. Л. 297; С; Я.

32) л. 352 об. Слово на Успение Пресвятыя Богородицы. (Текст) В рождестве девство сохранила еси и во успении мира не оставила еси, Богородице. Тропарь, глас 1.

Нач.; Праздник светлый и всерадостный восия нам днесь.

Заглавие из оглавления. В. Л. 310; С; Я.

33) л. 365. Месяца сентября в 26 день, на праздник святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, слово поучительное. (Текст) Сей есть ученик свидетельствуяй о сих, иже и написа сия, и вем, яко истинно есть свидетельство его. Иоанна, глава 22.

Нач.: Вси убо святии апостоли велицы суть.

Единственный список.

34) л. 378. Слово на память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Нач.; Красный и всечестный восияй нам праздник днесь.

В. Л. 345 об.; Я.

35) л. 387. Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову. (Текст) Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенный глаголы их. Словеса сия пророческая в книзе псаломстей написанная суть.

Нач.; Якоже звезды пресветлыя на тверди небесней.

Единственный список.

36) л. 394. Месяца сентября в 27 день. Преподобного отца нашего Савватия Соловецкого чудотворца. (Текст);

Уведите, яко удиви Господь преподобного своего. Словеса сия священного Давида глаголанная во псалме IV-м.

Нач.: Что ваше всекрасное днесь празднолюбное собрание.

Встречается и отдельно Друж. № 30 л. 59 XIX в. Здесь приписано А. Денисову; без заглавия.

37) л. 405. Месяца декабря в 6 день. Слово на память святого Николы.

Нач.: Се возлюбленнии приспе всечестное торжество.

B. л. 326 об.; Д. II л. 38; С; Я.

38) л. 419. Месяца апреля в 17 день. Слово на память преподобного отца нашего Зосимы игумена Соловецкого чудотворца. (Текст) Уведите, яко удиви Господь преподобного своего. Псалом IV, стих 4.

Нач.: Светоносная память настоит здесь Зосимы преблаженного.

C.

39) л. 427. Месяца июня в 24 день. Слово на рождество святого Иоанна Предтечи. (Текст) Елисавете же исполнися время родити ей и роди сына. Лука, глава 1.

Нач.: Иоанн днесь раждается и кто возрадуется.

В. л. 235; С; Я.

40) л. 441. месяца июня в 29 день. Слово на память Святых верховных апостол Петра и Павла. (Текст) Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Псалом XVIII.

Нач.: Вопя нам прекрасное светозарное торжество.

В. л. 255 об.; Д. I л. 163; С; Я.

41) л. 447. Месяца августа в 8 день. Слово вспоминательное вкупе и похвалительное о пренесении честных мощей Зосимы и Саваля всепреподобною отцу Соловецкою чудотворцу.

Нач.: Радостна нам и всерадостна настоящего всекраснаго торжества.

Д. V л. 371 и отдельно Друж. № 30 л. 20, XIX в.

42) л. 466. О житии преподобных отец наших Зосимы

и Саватия вкратце собранное, колико и в кая лета бысть пренесение мощей их.

Нач.: Преподобный отец наш Саватий поживе.

И отдельно Друж. № 30 л. 43 об. XIX в.

43) л. 468 об. Слово на память преподобных отец наших Зосимы и Савата Соловецких чудотворцев. (Текст) Праведницы во веки живут.

Нач.: Якоже на тверди небесной два светила великая солнце и луна.

В. Л. 283; С; и отдельно Друж. № 30 л. 46 об. XIX в.; здесь названо: Похвала преподобных отец Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и приписано А. Денисову.

44) л. 478 об. На рождество великого во пророцех Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Слово торжественное сочиненное символически. Стих. Подобает Иоанну благоухание: подобает Крестителю пение и красота.

Нач.: Настоит десь великого во пророцех Иоанна торжество.

Единственный список.

45) л. 498. Месяца июля в 20 день. Святому и славному пророку Илия. (Текст) Взят бысть Илия вихром яко на небо. Четвертых Царств, глава II.

Нач.: Что днесь шум празднующих бывает, о всечестное постническое собрате.

В. л. 264.

46) л. 512. Слово благодарное, егда из Нова Града от заключения свободней Симеон Д(ионисиевич) за усердныя молитвы к Богу и попечение общебратственное а наипаче за неусыпный труд и стараше Андрея Д(ионисиевича) и просить и молить присоединить его общебратскому стаду.

Нач.: Предивного отеческого о Христе сосословия.

Кроме этого, мы имели в нашем распоряжении следующие Торжественники:

2) Библиотеки Имп. Академии Наук Сев. № 514 (АК.) 7

3) Нашей библиотеки № 385 (Д. V).

4) Тоже № 2 (Д. 1).

5) Тоже № 301 (Д. III).

6) Тоже № 384 (Д. IV).

7) Тоже № 300 (Д. II).

8) Библиотеки И. А. Вахромеева № 51 (В).

9) Выписку из оглавления Торжественника, принадлежащего отцу А. Степановичу живущему на Двине (С).

10) Выписку из оглавления Торжественника, принадлежащего одному молитвенному дому в Ярославле (Я).

Приведем здесь краткое описание этих торжественников.

Библиотеки Имп. Академии Наук из приобретений В.И. Срезневского, Сев. № 514, в 4°, писан старым Поморским скорописным почерком разных рук начала XVIII в. В нем 45 отеческих слов и одно, с л. 295, С. Денисова: Слово воспоминательное о святых чудотворцах в России воссиявших, яко о святости жития, тако и о преславных чудесах их. Нач.: Якоже сам пресущественный8. Слова расположены в минейном порядке. Торжественник этот по указанию В. И. Срезневского, находился ранее в библиотеке Выговской пустыни. Обозначаем этот Торжественник литерами АК.

Нашей библиотеки № 385 в 4°, писан теми же старопоморскими скорописными почерками разных рук, начала XVIII в., что и предыдущий. В начале апокалипсису а затем 39 слов отеческих и житий святых и две выписки, одна из книг Маккавейских, а другая из Маргарита. Слова расположены в минейном порядке. В числе слов встречаем два Поморских: одно (л. 312) С. Денисова – это слово вспоминательное о св. чудотворцах, тоже, что и в предыдущем Торжественнике, и его – же (л. 371). Слово вспоминательное и вкупе и похвалительное о перенесении мощей св. Зосимы и Саватии (по X. № 41). Оно известно также в списке XIX в. в нашем сборнике № 30 л. 21. Обозначаем эту рукопись Д. V.

Тоже № 2, в малый лист новейшего плохого полууставного письма не Поморского; в нем Поморские слова чередуются с отеческими; из 26 слов 11 Поморских, а именно: по X. .№№ 9, 19, 16, 18, 20, 21, 22, 25, 40, 3, 29; порядок слов триодный. Он обозначен литерою Д. I.

Тоже № 301 в лист новейшего полуустава; в нем 36 слов, расположенных в минейном порядке из них 30 отеческих, а 6 Поморских по X. №№ 2,23, 27, 28, 29; с л. 357 об. написано слово на Вознесение Господне на текст: Извед же их вон до Вифании и воздвиг руци свои, благослови их, и бысть, егда благословяще их, отступи от них и возношашеся на небо. Нач.: Beлие и преславное есть праздника сего таинство. Слово известно только в этом списке. Он обозначен литерою Д. III.

Тоже № 384 в 4° Поморского скорописного письма конца XVIII века; он делится на две части; первая – до л. 195, заключает поморские слова, а вторая отеческая, жития и рассуждения. Порядок размещения Поморских слов минейный с некоторыми отступлениями. В первой части 17 слов по X. №№ 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 16, 18, 20, 21 и 22. С л. 131: Поучение в неделю Мясопустную (тоже что ниже в Д. II) А. Денисова, 20, 21. 22 и с л. 188 слово на св. Пятидесятницу на текст: Кто Бог велий, яко Бог наш. Словеса сия св. пророка Давида в псалме LXXVI, писанная, ныне гласно в настоящем прокимине воспетая. Нач.: Естество Бога нашего. На поле отмечена форма и фигуры риторическая, по которым оно составлено, а литеры А. Б. свидетельствуют» о том, что автор его А. Борисов. Единственный известный список этого слова. Обозначен литерою Д. IV.

Тоже № 300 в лист, писан скорописью конца XVIII в., бумага 1798–1799 гг.; составлен исключительно из Поморских слов числом 16. Из них 15 имеются в X. а именно: №№ 2, 3, 4, 6, 7, 37, 9, 10, 11, 16, 18, 20, 21, 22, 26 и после них: Поучению в неделю Мясопустную, о втором пришествии Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с текстом во главе: Уподобися царство небесное человеку царю, иже восхоте стязатися о словеси с рабы своими (Евангелие от Матфея глава 18, зачало 77). Нач.: Преблагий и человеколюбивый Бог наш. Оно сочинено А. Денисовым и известно еще по двум спискам Богд. (ИПБ.) № 46 л. 4 и № 49 л. 252 и С. Обозначается литерою Д. II.

Собрания И.А. Вахромеева № 51, ныне Ими. Российского Исторического Музея в Москве № 45899; он описан А.А. Титовым в томе I Описания рукописей И.А. Вахромеева9, где ошибочно отнесен к XVIII в. Список этот написан, судя по бумаге, письму и заставке в середине XIX в. Слова расположены в нем сначала в триодном, а потом в минейном порядке, а именно: по X. №№ 2, 4, 7, 12, 16, 18, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 30, 39, 40, 45, 43, 31, 32, 37, 34. Всего 22 слова и все Поморские; среди них одно (№ 25) принадлежит перу С. Денисова. Обозначаем этот список литерою В.

Кроме описанных выше Торжественников, благодаря иконописцу О.А. Каликину, мы получили составленные им, согласно указаниям нашим, перечни Поморских слов, заключающихся в Торжественник, принадлежащем отцу Акиму Степановичу, живущему на Двине и в Торжественник, находящемся в одном из молитвенных домов в Ярославле. Первый, обозначаемый литерою С., писан в XIX в., содержит по X. №№ 2, 3, 4, 6, 7, 37, 9, 10, 11, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 26, 38, 27, 24, 28, 29, 30, 39, 40, 43, 31, 32 и слова: А. Денисова в неделю Мясопустную (ср. Д. II л. 128) и, другое на текст: Сребру покоряются всяческая (Еккл.10). Нач.: Премудрый царь Соломон. Оно известно по спискам ИПБ. Q. I № 1081, л. 276 и нашей библ. № 81, л. 275. Остальные слова святоотеческие.

Второй, обозначаемый литерою Я, конца XVIII в., кроме отеческих, заключает слова Поморские по X. №№ 2, 4, 6, 37, И, 14, 18, 20, 21, 34, 39, 40, 31, 32 т. е. всего 14 слов. По-видимому, слова расположены в минейном порядке.

К сожалению, нам неизвестно общее число слов в каждой из этих рукописей.

Из сравнения состава выше описанных Торжественников усматриваем что, в списке АК помещено лишь одно Поморское слово, в Д. V имеется два слова Поморского сочинения.

В списки Д. I, Д. Ill, С и Я внесено уже значительное число Поморских слов, но все таки имеется достаточное число и отеческих.

Списки Д. II, В и X состоят исключительно из Поморских слов; из них Д. II, менее полный, состоит из 16 слов, а X наиболее полный из 45 слов. К этой же категории можно было бы отнести и Д. IV, потому что первая часть его, до л. 195, состоит сплошь из Поморских слов, и по составу подходить к Д. II, а вторая часть из житий, статей нравоучительных и слов отеческих: это как бы соединение двух совершенно разнородных Торжественников.

Итак, по числу помещенных слов и по составу последних, Поморские Торжественники не однородны; даже самый полный из них, список X., не вмещает в себе всех Поморских слов на праздники. Нужно заметить, что Поморцы написали значительное число таких слов. Они частью известны по имеющимся в библиотеках спискам, а частью по сочинению Григория Яковлева: «Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, не лицемерное мое, а чистое перед Господом Богом10», близко стоявшего к Поморским отцам и хорошо осведомленного о писаниях их, впоследствии же присоединившегося к православной церкви, и, кроме того, по Каталогу Павла Любопытного.

Первый из них сообщает только кем, и на какие праздники написаны слова; второй же, приводя в списке сочинения авторов наименование праздников, для прославления коих написаны ими слова, дает иногда и начальную строку слов. А так как на одни и те же праздники написано разными отцами обыкновенно по несколько слов и притом иногда один и тот же автор писал по нескольку слов на тот же праздник, то приурочение существующих списков слов к показаниям Г. Яковлева и П. Любопытного довольно гадательно, кроме тех редких случаев, когда известно лишь одно слово, написанное на тот или иной праздник, или когда приводится начало слова, или наконец, когда имя автора обозначено.

Григорий Яковлев11 приписывает А. Денисову (1674–1730 г.) следующие слова: Слова на праздники Господские токмо не на все. Слова на праздники св. Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи краткие.

С. Денисову12 (1682–1741 г.) следующие: Слова на праздники Господские; но на все же не успел написать, а на Пасху не одно есть. Два слова на праздник Иоанна Предтечи. Два слова преподобному Зосиме и преподобному Савватию на памяти их. Слова на память свят. Николая чудотворца. A cии слова пространные и положены в книге церковной в торжественнике, с прочими на чтение всенародное, именно же: Слово на праздник принесение честных мощей преподобных Зосимы и Савватия и Слово на праздник всем российским чудотворцам, сочиненное по именам их и новоявленным, сколько могл собрать вспоминательно изрядне.

Трифона Петрова (1670–1766 г.) сочинения: Слова на все праздники Господские13, Богородичны и Пасху. Слова на рождество св. Иоанна Предтечи, тезоименный свой день, на праздник св. Иоанна Богослова, преподобных Зосимы и Савватия, преподобного Александра Свирского и св. Николая Чудотворца14.

По этим упоминаниям можно приурочить только следующие два слова С. Денисова: Слово вспоминательное о св. чудотворцах России просиявших и на перенесение мощей св. Зосимы и Савватия. П. Любопытный тоже, как увидим ниже, считает их принадлежащими С. Денисову.

П. Любопытный15 приводя первые слова текста, приписывает следующие слова А. Денисову: Слово на Богоявление (Нач.: Понеже праздник всесветлый, 77): на Воскресенье Христово (Нач.: Боголюбивый собор, 83); тоже (Нач.: Всемирного благополучия, 84); на Преображение Господне (Нач.: Понеже убо ваше боголюбное сословие, 80): похвальное св. Александру Свирскому (Нач.: Понеже убо многа ваша любовь и усердие, 99); отцу Савватию Соловецкому (Нач.: Праведник яко финикс процветет, 79): на рождение св. Иоанна Предтечи (Нач.: Сего рождества с рожденными, 87) тоже (Нач.: Авраам праотец велику почесть прия, 86); тоже (Нач.: Великий сей нами празднуемый день Предтечи, 85).

Семену Денисову: Слово на Воскресенье Христово (Нач.: Всемирного благополучия, 84).

Слова эти пока не известны.

Следующие слова упоминаются без обозначения начальной строки.

Андрея Борисова (1734–1791).Слово на праздник св. Троицы (125)16 и в честь св. Иоанна Дамаскина (126).

Г.И. Корнаева, Романовского (1748–1796): Похвальное слово на Введение во храм, (230); св. Иоанну Златоусту, (231); св. Николе Мирликийскому, (233); св. Димитрию царевичу (234).

С. Денисова: Пять слов на богородничные дни, празднуемые в Выгорецкой киновии отлично (506); Слово на Рождество Христово (509); похвальное слово Савватию Соловецкому чудотворцу (514) и похвальное слово Зосиме и Савватию (540).

Трифона Петрова (1670–1766): на Сретение Господне (564); на Рождество пр. Богородицы (565); на день св. Илии пророка (568).

Семена Петрова (1715–1787): похвальное слово Божией Матери (549); на день Знамени пр. Богородицы (548); св. Александру Свирскому (552), на день св. ап. Фомы (550).

Тимофея Андреева (1745–1808): на Знамение пр. Богородицы (570).

Наконец, кроме списков торжественников и известий Г. Яковлева и П. Любопытного, мы имеем списки слов на праздники, встречающиеся отдельно, а именно: А. Денисова – на Рождество Христово (текст: Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе. Нам.: Рождества Христова праздник радости), находящиеся в сборнике ИПБ. Q. I, № 1075 л. 6617 и С. Денисова – на Введение во храм пр. Богородицы (текст: Откуда мне се, яко Мати Господа моего прииди ко мне, священного Луки священное евангелие священно возглашает. Луки зач. 4. Нач.: Преславно нам днесь и всебогато открывается таинство, в списках ИПБ. О I, № 355 л. 213 и нашей библиотеки № 304 л. 109 об. Это последнее слово, вероятно, подразумевает П. Любопытный под № 53018 По-видимому, сюда же относятся нисколько слов, помещенных в сборнике № 88, описанном у Н. И. Петрова в Описании рукописных собраний находящихся в г. Киеве в. I, М 1892 г., на стр. 135: На неделю 23 (фема: Того бо есмы творение. Нач.: Величество души нашей разумной; л. 13 об.); Нач.: Изволение нашего пути; л. 18 об.);

в неделю Воскресенья Христова (фема: Христос воскресе из мертвых.

Нач.: Общего будущего нашего воскресенья надежда; л. 25 об.); в неделю двадцать шестую (фема: блюдите убо опасно како ходите. Нач.: Мудрых есть любомудрое качество; л. 33). Наше предположение основано на форме слов: текст и по его поводу слово и указание на полях той риторической формы, по которой сложено слово: это обычный способ написания Поморских слов.

Имеется еще категория слов, которая встречается в Торжественниках и отдельно, а (именно: Слово на Воскресенье Господне (X. № 24), на рождество пр. Богородицы (X. № 1), во вторник Светлой недели, похвальное пр. Богородице (X. № 25) на сентября 27, св. Савватия (X. № 36), на 8 августа, о перенесении мощей св. Зосимы и Савватия (X. № 41), о житии тех же святых (X. № 42), на память тех же святых (X. № 43), А. Денисов поучение в неделю мясопустную (Д. 11 л. 128, Богд. № 46 л. 4 и № 49 л. 252).

Из обзора всех приведенных сведений о словах на праздники, написанных Поморцами, усматривается, что далеко не все они вошли в даже в самый полный список Торжественника, принадлежащие Хлудовскому собранию; некоторые встречаются отдельно, а другие в Торжественнике и отдельно. Отсюда явствует, что слова писались на праздники в разное время не для Торжественника, а только впоследствии были собраны в особые сборники, описание коих мы привели выше и что Поморский Торжественник, как и православный есть лишь позднейший сборник ранее написанных слов на разные праздники.

Когда же и у кого возникла мысль о внесены в Торжественник слов Поморских отцов? По свидетельству Г. Яковлева, С. Денисов написал два слова для включения в обыкновенный Торжественник19: это слово о всех Российских чудотворцах, и на перенесение мощей св. Зосимы и Савватии. Это известие подтверждают современные авторы списки: АК, с одним словом о Российских чудотворцах, и список Д. V с обоими словами. В последнем только эти два слова принадлежать перу Поморского отца, остальные слова отеческие. Если принять в соображении, что С. Денисов умер в 1741 г., то нужно признать, что попытка ввести слова в текст Торжественника была сделана им, конечно до этого года20. Любопытно отметить, что слова эти не попади в Торжественник, составленный по приказанию Д. Викулина Петром Прокопьевым и А. Денисовым для Лексинской обители и оконченный писанием, согласно записи, 24 дня 7228 г. (т. е. 1720 г.). Этот обширный Торжественник заключает в себе 110 слов, расположенных в минейном порядка. Он принадлежит Библиотеке Имп. Академии Наук21. Быть может, слова С. Денисова не были еще тогда написаны, или же, екклесиарх не решился еще поставить их рядом с отеческими. Наконец, нужно еще иметь в виду, что Г. Яковлев писал свое «Извещение праведное в 174822 г. и что следовательно составление Поморских Торжественников нужно отнести к еще более позднему времени.

Торжественник нашего собрания Д. II, представляющий более краткую редакцию, писан на бумаге с клеймом 1798–1799 гг. и весьма к нему близкой по содержанию Д.V, писанный скорописью XVIII в. дают повод отнести составление этой редакции к концу XVIII или самому началу XIX в.

Подтверждением предположению о более позднем времени составления Поморского Торжественника должно служить внесенное в Д. V слово А. Борисова, жившего с 1734 по 1791 г.

Что касается В., то нужно полагать, что он списан с более раннего списка, т. к. в средине XIX в. вряд ли мог найтись среди Поморцев составитель такого сборника.

Наиболее полная редакция Торжественника пока известна в одном Хлудовском списке, который судя по клеймам бумаги, (1805, 1807 и 1810) писан в первой четверти XIX в.

Такая хронология списков может быть дает основание для выяснения хронологии составлений редакций Поморского Торжественника; постепенное заполнение его состава словами Поморских отцов как бы отражает течение жизни самой Выговской пустыни: Денисовы начали устроение пустыни, – С. Денисов первый внес свои слова в Торжественник; она получила полное развитие при учениках их в течении XVIII века – в списках этого периода число Поморских слов в Торжественнике постепенно увеличивается; полный расцвет ея, вызвавший ея разрушение, относится к концу XVIII и первой трети XIX века: отеческие слова пропадают из списков Торжественника этого периода и заменяются исключительно словами Поморских отцов.

В. Дружинин

* * *

1

Т. I, Казань 1881 г. стр. в 62–695

2

Памятники Древн. Письменности в. 156, Спб. 1905.

3

В описании А. Н. Попова стр. 540, рукопись ошибочно отнесена к XVIII веку: на бумаге имеются водяные знаки «1805,1809 и 1810». Описана она по оглавлению, т. к. пропущены тексты в начале слов.

4

Описание рукописей М. 1872, стр. 540.

5

Поставленное в скобки вставлено нами.

6

Так будем обозначать рукописи нашего собрания.

7

Пользуемся случаем выразить В. И. Срезневскому, заведующему рукописным отделением библиотеки, нашу искреннюю признательность за указание этой рукописи и двух ниже помянутых (Сев. № 512 и 513) и за предоставление возможности воспользоваться ими для настоящей работы.

8

Оно известно еще в следующих списках: нашей библиотеки № 385 л. 312, и № 212 л. 2 XVIII в., ИПБ. Q. I № 1080 л. 184 (Богд. № 41) и нашей библиотеки № 3 оба XIX в. и напечатано старообрядцами в 1786 г., см. И. Бычкова, Описание ркп. Богданова, стр. 103 и Ундольский, Хронологическое описание славяно-русских II книге церковной печати М. 1871, № 2858.

9

М. 1888, стр. 39. К сожалению, описание составлено по оглавлению к рукописи, а не по тексту ея, почему пропущены текст в начале слов и изменены некоторый их заглавия.

10

Издано пр. Субботиным в Братском Слове за 1888 г. отдельно. Ссылаемся на отдельное издание.

11

Стр. 106.

12

Неизвестный биограф С- Денисова также сообщаете, что последний во время заключения в Новгороде написал много слов: Во оное время уединенное зело много потрудися во обыскании конечном философских наук и в прочитании божественных писаний, многия словеса на праздники торжественныя написа и Богоматерь и святых Божиих угодников теми почти. Друж. № 42 л. 29 об.

13

) В X. № 17.

14

Стр. 106–109.

15

№№ Слов приводим по изданию Н. Попова в Сборнике для истории старообрядчества вып. V, приложение, М. 1866.

16

Оно известно по Д. IV л- 188, см. выше стр. 46–47.

17

И.А. Бычков. Описание рукописей Богданов стр. 62.

18

И.А. Бычков. Описание рукописей Богданова стр. 99.

19

См. выше.

20

Нужно заметить, что почему-то слово о Российских чудотворцах исчезло из Торжественника; не потому ли что оно было напечатано старообрядцами в Супрасле?

21

Сев. №512; 33–1–10. Он будет подробно описан в отчете В. И. Срезневского.

22

Стр. 100.


Источник: Поморский торжественник: Посвящается Сергию Федоровичу Платонову: [Собр. сл. на праздники] / В.Г. Дружинин. - Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1911. - [2], 22 с.

Комментарии для сайта Cackle