епископ Можайский Василий (Преображенский)

1. Притча о семени и сеятеле (Мф. 13:1-9, 18-23; Марк. 4:1-9, 14-20; Лук. 8:4-8, 11-15)3. Притча о закваске (Мф. 13:33; Лук. 13:20-21)

Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека

2. Притча о растущем семени (Марк. 4:26–29)

Спаситель, поучая слушателей притчами, разными чертами изображал Царство Божие. И глаголаше: тако есть и Царствие Божие, якоже человек вметает семя в землю. «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю (Марк. 4:26). Царство Божие, о котором благовествовал Господь Иисус Христос, есть Церковь Его. А Церковь Святая, как мы уже говорили, есть общество людей, которые соединены между собою верою в Бога и Господа Иисуса Христа и Святого Духа, Божиим законом, священным начальством и таинствами. Господь Иисус Христос есть Глава и Царь ее, а она есть духовное тело Его. Дух Святой живет и действует в Церкви, сообщая верующим членам ее освящение и дух Христов, и соединение с Ним. Как общество людей, соединенное со Христом, Главою, Святая Церковь одною стороною обнимает небо, а другою землю. Обе стороны соединены во Христе. Земная половина Церкви, неразрывная с небесною, великое дело совершает на земле. Ей поручено уловлять людей во спасение их. Со времени греха прародителей дух злобы получил свободный доступ к ним и потомкам их и некоторую власть над ними. Как противник Бога, он и старается увлекать людей на свою сторону. И погиб бы совсем род человеческий, если бы не пощадил Его Господь Бог. Он благоволил даровать людям Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. А сей, Спас наш, явившись на землю, как Богочеловек, основал Церковь Свою, поставил в ней священноначальников, даровал ей благодать Святого Духа и определил ее действия на земле да скончания веков. Не насилием, не войнами открылось Божие Царство на земле, а кротким призывом к покаянию. Тем, которые откликаются на призыв, даруются великие благодеяния, духовные дары: всыновление, освящение и оправдание пред Богом. Чада гнева Божия становятся чадами любви, наследниками вечных благ. Грешные, нечистые омываются и освящаются. Слуги сатаны переходят на служение Богу. Христос воцаряется в душе верующего члена Церкви Святой. Сей Царь и направляет волю его. Он уже чувствует, что в душе его живет Христос, и нет для него иного господина. Когда же Господь Иисус Христос воцаряется в душе человека, тогда и открывается в ней Царство Божие. Посему это царство Господа есть внутреннее. Фарисеи однажды спрашивали Спасителя о времени открытия царствия Божия. Он сказал им: не придет царствие Божие с соблюдением: ниже рекут: се зде, или: онде, се бо царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:20–21). Много раз Спаситель благовествовал о Царствии Божием. Фарисеи не верили Ему. Вопрос их о времени появления этого царства был более насмешлив, чем искренен. Но Спаситель ответил им, что они все могут телесными очами видеть открытие Царства Божия. Оно не походит на мирские царства. О нем, значит, нельзя сказать: вот оно, в таком-то месте появилось. Как не от мира сего, а Божие и небесное, оно духовно. Начало его в душе человека. Но не сам человек насаждает его в себе. «Царство Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю». Человек, бросающий семена в землю, есть сеятель. А сеющий слово Божие есть учитель веры. Первый и всемирный Божественный Учитель есть Господь наш Иисус Христос: Он Сеятель Божественного Откровения. И до Него святые Божии человеки, просвещаемые Духом Святым, возвещали волю Божию, но только по частям, не полно, а сколько Бог им давал. Спаситель же наш есть Сам Бог. Посему Он и мог даровать людям совершенное откровение, достаточное для спасения их. Земля – это люди. Господь Иисус Христос им преподавал свое Божественное учение. Он для того и пришел на землю чтобы свидетельствовать об истине. Много было слушателей у Него. Но не все слушают Его с одинаковым сердечным расположением, не все принимают и хранят в сердце своем слово жизни. Но что же именно Спаситель желал открыть слушателям, когда говорил притчу о растущем семени? Он только что возвестил, что благовествуемое слово Божие может упадать и в сердце, подобное торной дороге, или почве тернистой и каменистой. Но ведь оно падает и на добрую землю. Так как же произрастает оно и плоды приносит, будучи посеяно на хорошей почве?

Слушают слово Господа нашего Иисуса Христа и такие, сердечно к нему расположенные люди, о которых Он Сам мог сказать: «кто от Бога, тот слушает слова Божии» (Иоан. 8:47) и «всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18:37). У таких слушателей сердце готово к восприятию Божественной истины. В душах их и возможно было полагать основание Царству Божию. Они и станут первыми членами Церкви Святой. Небесный, Божественный Сеятель сеет в сердце их слово Божие, истины веры и правила жизни по вере. Посеяв, Он мог бы и успокоиться, как человек, который вметает семя в землю: и спит, и востает нощию и днию, и семя прозябает и растет, якоже не весть он (Марк. 4:27). Посеявший семя в землю, возвращается домой и занимается своими делами. Он знает, что семя без его помощи прозябнет, дает росток зелень, а потом плод, от себе бо земля плодит прежде траву, потом клас, таже исполняет пшеницу в клас, т. е. «ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом полное зерно в колосе» (Марк. 4:28). Земле Бог даровал Свои законы, по которым она приносит различные плоды. Человек, посеяв семя, может наблюдать, когда появится зелень, когда плод созреет, но он никак не может видеть, как совершается самый рост семени от начала прозябания до созревания. Но всякий знает, что кроме удобренной и хорошо возделанной почвы требуются и влага и свет и тепло, чтобы совершилось благополучно и произрастание семени, и созревание плода.

Свои непреложные Божественные законы имеет и Царство Божие на земле. По ним совершается и сеяние семени, слова Божия, и восприятие его только добрым сердцем, способным к усвоению и разумению его. Но принятое сердцем, слово Божие и само в себе имеет силу к произрастанию. Однако требуется непрестанное действие Солнца правды. Господа нашего Иисуса Христа. Нужна и влага, т. е. действие Святого Духа, животворящего. Но сии благодатные дары даются по мере усердия и подвигов человека. Значит, свободная воля ищет их, а даруются они только Богом, в церкви Его, чрез таинства. Само слово Божие имеет великую силу к действию; но и оно не принесет в сердце человека обильного плода, если чрез таинства не воздействует на сердце благодать Божия, исходящая от Господа Иисуса Христа и сообщаемая Духом Святым. Как человек, посеявший пшеничное семя, не может понять роста его, но может наблюдать различные перемены в нем до созревания, так это бывает и в царстве Божием. Посеянное семя слова Божия, при действии благодати Божией, пускает в сердце росток, затем правильно произрастает до предела. А предел сей Самим Господом указан. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», сказал Спаситель (Мф. 5:48). И не может человек знать этого роста. Кто поймет, как действует на сердце благодать Божия, как она перерождает духовно человека? «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким рожденным от Духа», говорил Спаситель Никодиму. Но что же означает слышание голоса? Чувствование действия. Царство Божие в сердце человека дает знать о себе. Царство Божие, говорит Апостол Павел, есть правда и мире и радость о Дусе Святе (Рим. 14:17). Это признаки, по которым человек может замечать действие Духа Божия, оживотворяющего семя слова Божия в сердце. Но что же есть правда? Господь ублажает алчущих и жаждущих правды. Всякое доброе дело, значит, добродетель есть вид правды. Все, что человек сделает согласно с волею Божией, есть правда, праведность пред Богом. Но не это разумеет св. Апостол Павел. Не о такой только правде и Господь говорил, ублажая алчущих и жаждущих ее. «Правда Божия, пишет Апостол Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих: ибо нет различия; потому что все согрешили, и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в Прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:22–26). Оправдание пред Богом человека за веру его в Господа Иисуса Христа есть правда, праведность. Она даруется верующим даром за заслуги Христа. Он, Спас наш, принес Себя в жертву Богу Отцу за людей. Бог Отец принял жертву сию и тем, которые веруют в Господа Иисуса Христа, прощает грехи и считает их праведными. Верующие в Иисуса Христа облекаются в Его праведность. Но веровать в Него значит признавать, что Он есть Бог от Бога, Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти, – всем сердцем принимать то, что Он открыл людям во спасение их, и исполнять все Его заповеди. Без исполнения заповедей Иисуса Христа вера в Него была бы мертвою, недейственною. Сам Христос об этом так поведал нам: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21–23). Если услышите от какого-либо сектанта, что уверуй-де во Христа, и ты спасен, так скажите ему: да, буду спасен, если соблюду с верою и все заповеди Его. Да и как не творить повелений Того, о Ком живем, движемся и существуем (Деян. 17:28), Которым избавлены от рабства диаволу и получили несказанные блага всыновления Богу и наследия вечной жизни? Посудите сами, хорошо ли было бы устами чтить Господа Иисуса Христа, а делами творить свои похоти и тем оскорблять Его?

Так истинно верующий в Господа Иисуса Христа и творящий волю Его в себе сознает Божию правду, т. е. оправдание пред Богом за веру во Христа. С правдою тесно связывается в душе и мир. Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисусом Христом, Имже и приведение обретохом верою во благодать сию, в нейже стоим и хвалимся упованием славы Божья, т.е. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией» (Рим. 5:1–2). Иметь мир с Богом, какое это блаженство для человека! Но разве мог человек сам своими силами достигнуть сего мира с Богом? Грехом своим первый человек Адам навлек на себя гнев Божий. Он оскорбил Бога, за что и понес заслуженное наказание. Гнев Божий тяготел и над всеми потомками первых людей. И никаких средств не было для примирения с Богом. Ничего человек не мог дать от себя, чтобы удовлетворило правде Божией. Все, даже праведные люди, умирая, говорили, что они нисходят во ад. Да, двери райские были заключены. Но первым же людям обещан был и Искупитель. Во время, Самим Богом определенное, явился на землю Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос. Своими страданиями и Своею смертью на кресте, Он принес жертву Богу за грехи людей и сим избавил их от гнева Божия. Может ли человек достойно возблагодарить и прославить Господа за Его благодеяния? Сам Бог по Своему милосердию нашел средство к примирению с человеком. О глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове его, и неизследовани пути его (Рим. 11:33), скажем с Апостолом Павлом. «Слава Богу! Промыслителю и Спасителю нашему»! Так поет, славит и величает Бога человек истинно верующий. Он чрез веру облекается во Христа Праведника и получает оправдание. Правда порождает мир. И мир сей воцаряется в душе верующего. Оба же эти чувства, т. е. правда и мир производят в сердце радость. Не мирская же радость, не плоть и кровь доставляют ее, но Дух Святой. Он пребывает в человеке, оправданном благодатью. А сердце, имея таковое сокровище, хотя и в скудельном сосуде, радуется великою радостью. Таковы признаки благодатного Царства Божия в сердце человека. Как породилось оно, как возросло, человек этого не мог видеть своими очами. Он мог запомнить время, когда в сердце посеяно было семя слова Божия. Иными словами, он может сказать, кто проповедовал слово Божие, в каком месте, сколько было слушателей и внимательно ли слушали благовестника. Далее, человек может ощутить, как слово Божие, слышанное в известное время, сохранилось в сердце. Но как оно будет расти, и плод по роду своему приносить, это тайна для человека.

Как в сердце человека царствие Божие входит сокровенно и внутренно, так неприметно, без шума, без народных кликов основывается на земле Святая Церковь Христова, Небесное, Божие Царствие. Основатель сего Царства, Господь Иисус Христос пришел на землю в тиши, жил до тридцатилетнего возраста в неизвестности, бедности, помогая в трудах Своему мнимому отцу Иосифу. Когда же выступил Он на общественное служение, и тогда не многими был признан за Мессию. Руководители народа, книжники фарисеи, отвергли Его, ненавидели и хулили. Кто мог наблюдать, как полагалось основание Церкви Святой? Фарисеям Спаситель говорил, что Царствие Божие внутрь вас есть (Лук. 17:21). Это значит и то, что среди вас, столь упорных и злых, полагается начало его. Пред вами стоит Основатель Церкви. Но вы закрыли душевные очи, чтобы не видеть и не разуметь. Да и те, которые желают разуметь, не могут еще постигнуть сего великого дела Премудрости Божией. Оно таинственно и непостижимо для ума человеческого. Но семя будет положено и плод принесет. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоан. 12:24), сказал Сам Спаситель. Он желал этими словами указать на то, как в премудром Божием плане спасения рода человеческого Бог определил Единородному Сыну Своему смерть по человечеству и погребение. Но смерть не удержит Подателя жизни во гробе. Он воскреснет, вознесется на небо и пошлет в Церковь Своего Духа Святого. Тогда-то и явится плод того семени, которое посеял Господь наш Иисус Христос. Тогда увидят и люди дело рук Божиих и изумятся. Как пускала росток, какою силою возрастала Церковь и как плодоносит, никто сего и понять не может. Дело Божие Богом созидалось и никто из людей не был советником Богу. Распространение Церкви Христовой на земле и утверждение ее в разных странах есть величайшее чудо. Только Бог и мог сотворить его.

Так, братие, и до ныне и до конца веков будет Царство Божие сокровенно насаждаться и расти Духом Святым чрез таинства в сердцах верующих. И внешне Церковь Божия силою и действием Духа Святого будет распространяться, доколе выполнится назначение ее о проповедании Евангелия во всем мире. А конец все же будет. Так и Господь говорит: Егда же созреет плод, абие послет серп, яко наста жатва. «Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Марк. 4:29). Жатва есть кончина мира. Жатели суть Ангелы. Так возвестил Сам Господь (Мф. 13:39). Плоды семени, которое посеял Иисус Христос, поспеют совсем ко времени кончины мира. Церковь, воинствующая на земле, закончит дни своего существования. Тогда останется только Церковь торжествующая, в которой Ангелы и все святые вечно будут царствовать с Богом во славе. Но и в отношении отдельных лиц, в сердцах которых насаждается и крепнет Царствие Божие, есть предел возрастания или времени созревания их для вечной жизни. Жнецом является смерть. Она разлучает душу от тела. Первую предают Ангелы Господу, а второе люди скрывают в земле до будущего всеобщего воскресения. Мы, конечно, разумеем тех истинно верующих людей, в сердцах которых обретаются: правда, мир и радость о Дусе Святе, а жизнь их украшается плодами духовными, которые суть: любовь, радость, мир с ближними, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость и воздержание (Гал. 5:22–23). Таковые христиане суть истинные наследники царства славы. Они были верными сынами Церкви Святой, в сердце своем насаждали Царство Божие и плод приносили в изобилии. Но нерадящие о спасении, презрители Церкви, не разумеющие и не исполняющие повелений Господа, уподобляются плевелам. Жнецы соберут их для сожжения, а не в житницу Божию. Они достойное воспримут по делам своим, потому что отвергли любовь Божию, не соделали сердца своего плодородною нивою для слова Божия, не искали правды Божией и не знали радости о Дусе Святе. Благодать Святого Духа не привилась к сердцу их. Оно было вместилищем злых мыслей, пожеланий и страстей. Серп смерти посечет всех. Но для грешников смерть будет люта, а жизнь по смерти полна страданий и мук вместе с диаволом. Горе, горе нам, скажут тогда многие, да пособить и избавить их от мук вечных никто не может. Церковь Святая точно молится за своих умерших чад, но таких, которые скончались в вере, христианскою кончиною и с надеждою на милосердие Господа. Но может ли Церковь молится за тех, которые, живя на земле, презрели ее, были непослушны и не хотели пользоваться ни благодатными дарами ее, ни словом Божиим, которое она хранит и преподает верующим и послушным чадам своим? Они отверглись Церкви, и она отверглась их. Против воли и Господь Бог не спасает никого.

Братие мои! Мы по милосердию Господа призваны в Церковь Его Святую. Нам обещано спасение под тем непременным условием, чтобы мы были послушны матери нашей Церкви и сердца свои предоставили Духу Святому. Церковь поучает нас слову Божию. Пусть же оно богатно вселяется в сердца наши. Далее, Дух Святой, пребывающий в Церкви, возрождает нас чрез таинства. Пусть же неленостно мы, возрожденные свыше, освящаем себя таинствами покаяния и причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Благодать Святого Духа возрастит в нас слово Божие, освятит, оправдает и соделает нас праведными пред Богом. Тогда и серп смерти будет нам не страшен. Смерть доставит нам упокоение. Блажени мертвии умирающие о Господе отныне; ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих: дела бо их ходят вслед с ними (Апок. 14:13). Умирает о Господе тот, кто жил о Господе. А жить так значит быть членом Его тела, т. е. Церкви, Царства Божия. Вне Церкви нет и жизни о Господе. Ведь жизнь сия без освящения Духом Святым и животворящим невозможна. А Дух освящает и животворит только в Церкви. Как член нашего тела, отрезанный от тела, не может жить, так и член Церкви, которая есть тело Христа (Ефес. 1:23), не может быть причастным Духа Святого, и потому умирает духовно. А смерть души и есть истинная смерть, ибо она разлучает навсегда от Бога, источника жизни и блаженства. Такой беды избави Господь!


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle