епископ Можайский Василий (Преображенский)

Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1

Выпуск 2 →

Содержание

Предисловие

Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф. 21:33–44; Марк. 12:1–11; Лук. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лук. 14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф. 22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф. 13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лук. 13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф. 13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф. 9:16–17; Мк. 2:21–22 и Лук. 5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лук. 14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лук. 15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лук. 15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лук. 15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф. 13:1–9, 18–23; Марк. 4:1–9, 14–20; Лук. 8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Марк. 4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф. 13:33; Лук. 13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф. 13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф. 13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф. 13:31–32; Марк. 4:30–32 и Лук. 13:18–19)  

 
Предисловие

В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих.

Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину (Иоан. 18:37). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина (Иоан. 14:6). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти. Иными словами, Господь наш Иисус Христос есть Пророк. Он именно Тот Самый Пророк, о Котором некогда провещал законодатель ветхого Завета, дивный Моисей. «И сказал мне Господь, так пророчествовал он, Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им все, что Я повелю Ему: а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:17–19). И вот егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены (Гал. 4:4–5), на землю, к людям, чтобы просветить их светом истинной веры и открыть им правила жизни богоугодной. Возвещали о Боге, учили благочестию и пророки ветхого завета. Но ни один из них не имел полной меры боговедения. Пророки ветхого завета получали от Бога дары Духа Святого не во всей полноте, но в меру служения. Посему и то, что они открывали людям о Боге и Его святой воле, было не полно и не совершенно. Только Господь Иисус Христос есть Пророк, Помазанник паче причастник своих, только Ему одному сообщены дары Святого Духа без меры, сполна (Иоан. 3:34). Сам Он в назаретской синагоге о Своем пророческом служении изрек словами Исаии пророка: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя в отраду; проповедати лето Господне приятно (Лук. 4:18–19.) В этих словах Божий пророк Исаия провещал о том счастливом времени, когда явится на землю Мессия Господь. Преизобильно на Нем почиет Дух Господень. Помазанный свыше, Он совершит беспримерное, никогда не бывшее прежде, служение роду человеческому. Он будет благовествовать людям, сидящим во тьме и сени смертной, радостную весть о наступившем времени духовного прозрения, введет их в новый союз с Богом и избавит от рабства диаволу. Теперь все мы вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Иоан. 5:20). «Знаем мы, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная». Откуда же мы это узнали? От Матери нашей – Церкви Святой. Она научила нас веровать так. Иисус Христос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы, явившись на землю во плоти, ради нашего спасения, благоволил принять на Себя вместе с царским и первосвященническим служением и пророческое, учительское. И был Он и есть единственный Учитель, Просветитель мира. Сам Он сказал о Себе: един есть учитель ваш Христос (Мф. 23:20). Это и значит, что Он есть единственный и всемирный Учитель, Пророк. Как Бог, Он Учитель всеведущий. Как Господь всех, Он учит от Себя. Тако глаголет Господь, сия глаголет Господь, обыкновенно начинали свое учение от имени Бога ветхозаветные пророки. Аз же глаголю вам, говорил Господь Иисус Христос. Он учил не как уполномоченный только передать не Свое учение, а яко власть имея (Мф. 8:29), и со властью бе слово Его (Лук. 4:32).

Чему же учил Господь наш Иисус Христос? Почитай святое Евангелие, послания святых апостолов, т. е. все книги Священные нового Завета, почитай творения св. отцов Церкви, определения соборов святых и правила церковные, и ты сполна узнаешь, чему Он учил. Все, что нужно нам знать для того, чтобы Богу угодить и душу спасти, обо всем этом благовествовал Господь Иисус. Святая Церковь кратко изложила учение Его в Никео-Царьградском символе веры, который мы читаем и поем ныне. В нем указаны все главнейшие предметы учения Спасителя о том, как всякому члену Церкви Христовой должно веровать. Но Спаситель ясно указал, что веры одной, хотя бы и правой недостаточно для спасения человека. Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7:21). Воля Божия выражена была и в заповедях закона Моисеева. И Спаситель повелел исполнять их. Но Он сделал к ним дополнения и новые откровения воли Божией. Кто пожелает исполнять заповеди Господа, а сего всякий должен желать, тот легко узнает их. Святая Церковь Православная неустанно возвещает их и чрез Священное Писание и чрез Свящ. Предание. На незнание ни один православный христианин не может и не должен ссылаться. Даже неграмотность не считается достаточным извинением. Пусть даже такое печальное явление, как неграмотность, было неизбежным по разным обстоятельствам жизни твоей, благочестивый слушатель. Знай, что ныне грамотных людей везде найдешь. Они у нас на Руси родной любят читать для других. А если бы и не оказалось на месте твоего жительства грамотея, так решись неопустительно ходить в Божий храм к богослужениям. В пении, чтении и поучениях церковных всегда имеется в виду одно – научить православных богомольцев правой вере и жизни святой по заповедям Божиим. Церковь имеет Главою Своею Господа Иисуса Христа. Его учение она и преподает. Он единственный непогрешимый и Учитель, и Законодатель в нашей православной Церкви. Все прочие учители суть только истолкователи Его учения, Его велений и Его заповедей.

Возвещая Свое Божественное учение, Господь Иисус Христос пользовался разными приемами и формами. То Он говорил беседы, то речи, а весьма часто и притчи, подобия и сравнения.

Под притчами разумеется такой способ беседы, в котором какая либо мысль, высокая истина веры или благочестия, облекается и выражается в форме повествования о событиях из окружающей и обыденной жизни. Повествуется, например, о том, как сеятель сеял семя на поле своем. Кто же не видал такого явления? Действие самое обычное. Когда он сеял, то семена падали в разные места. Так как почва оказалась неодинаковою, то и плоды получились различные. Все здесь понятно и близко слушателю беседы. Всякий некнижный и, как у нас любят выражаться простые люди, темный человек знает и понимает, что Спаситель этим рассказом не учил ведь правилам сеяния и обработки почвы. Да Он и Сам сказал после повествования о сеятеле: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 13:9). Это значит, что слушатели должны обратить внимание, подумать и размыслить. О чем же? Если рассказу придать прямое значение и смысл, то и размышлять не о чем будет. В нем все так житейски просто. Ясно, что каждый из слушавших беседу Спасителя знал опытно действие сеяния и что выходит из него. А ученикам Своим Спаситель после изъяснил значение рассказа. Оказалось, что он был притчею, подобием. Семя есть слово о Царствии Божием, а почва суть сердца людей с их расположением к восприятию благовестия. Вот и поймите теперь, что такое притча? В ней внутренним ядром является какая либо высокая истина. Эта истина облекается покровом подобия из обыденной жизни или из окружающей природы. Раскрой покров, и уразумеешь истину. Обратите внимание, какими образами и подобиями пользовался Спаситель, поучая о Царствии Божием. Подобно есть царствие небесное зерну горушичну... квасу... сокровищу сокровену на селе... паки подобно цартвие небесное человеку купцу... неводу ввержену в море (Мф. 13:31, 33, 44, 45, 47); уподобися царствие небесное человеку царю (18:23)... человеку домовиту (20:1)... десятим девам (25:1). Сеятель, семя, горчичное зерно, закваска, невод, человек купец, домовитый человек, царь, девы и другие лица и предметы, всем близкие и знакомые, служили для Спасителя и пособиями и образами, под которыми Он изъяснял важнейшую часть Своего учения о Царствии Божием.

Но для чего же Господь наш Иисус Христос, благовествуя людям о царствии Божием, пользовался притчами? Достойно замечания, – Он так часто говорил притчами, что Евангелист Матфей об одном времени Его учения сказал: сия вся, т. е. учение о царствии небесном, глагола Иисус в притчах народом, и без притчи ничесоже глаголаше к ним (Мф. 13:34). Значит, за то время, на которое указывает Евангелист, Спаситель поучал только притчами. Этому немало удивлялись ученики Его и даже осмелились спросить: почто притчами глаголеши им?(13:10). Быть может, и теперь многие желают слышать ответ на вопрос, ради чего Спаситель часто говорил в притчах? Он дал ответ ученикам Своим. Мы изложим его ниже. А теперь обратим внимание на следующее:

Господь наш Иисус Христос Сам благоволил сказать: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:17–18). Все вещания и пророчества ветхого Завета должны были исполниться на лице Спасителя. А в ветхом Завете от лица Мессии пророк Божий взывал: внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва (Псал. 77:1–2). Вот, по пророчеству, Мессия будет проповедовать в притчах. Приметьте это, люди Израиля. Внемлите! Эта приточная речь Мессии будет одним из признаков, по которым вы узнаете Его. И Евангелист Матфей, который более других Евангелистов имел в виду показать, что на лице Господа Иисуса исполнились все пророчества ветхого Завета, точно усматривает в приточной форме учения Спасителя исполнение пророчеств – да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя... (Мф. 13:35).

Но, с другой стороны, мы не можем не заметить, что Спаситель, говоря и поучая притчами, оказывал великое снисхождение в любовь к слушателям. Кто были в числе их? Большею частью люди простые, некнижные, не разумевшие поучений закона и пророков: земледельцы, виноградари, рыболовы, пастухи, мытари и др. «Этот народ невежда в законе, проклят он» (Иоан. 7:49), говорили гордые Фарисеи книжники об этих людях. Но те, которых вожди и руководители народа отталкивали с презрением, как проклятых невежд, вызывали у Спасителя сострадание, милосердие и любовь. Им Он благовествует тайны царствия Божия. Но они косны и неподготовлены к усвоению того, что должны и действительно с любовью желали слушать. Как же им помощь оказать? Мудрый и опытный учитель всегда сочтет нужным, особенно в начале учения, снизойти до уровня способностей учащихся. Только в таком случае и можно будет ожидать успеха в учении. Большую пользу приносят при этом и пособия в виде картин, карт с обозначением местностей, событий и др. Вот и Господь Иисус, примечая косность слушателей, снисходит к ним. Как Божественный Учитель, испытующий сердца учеников, Он указует им предметы, близкие к ним, и берет примеры из жизни обыденной, всем знакомой. Нет никакого затруднения понять и представить, как сеятель сеет семя, как рыболовы вытаскивают сеть и делают разбор пойманных рыб, как пастух радуется, нашед заблудшую овцу и многое другое. Но Учитель ведь наперед сказал, что царствие Божие, небесное подобно, похоже на эти действия. Какое же сходство? Не всегда и не всем Спаситель объяснял значение и внутренний смысл притчей. Иногда и ближайшие ученики Его не понимали их. Но они имели возможность спросить своего Божественного Учителя. Что есть притча сия? вопрошали они Спасителя, когда Он произнес притчу о сеятеле и семени (Лук. 8:9). Скажи нам притчу плевел сельных, т. е. изъясни нам притчу о плевелах на поле (Матф. 13:36), опять, не разумея смысла притчи, умоляли они своего Учителя. И Учитель, Просветитель душ, снисходил к немощи Своих учеников и изъяснял им притчи. Но другие-то слушатели, значит, уходили без разумения их смысла? Да, часто уходили. Но и опять приходили слушать Спасителя. Он же снова говорил притчами. Что же значит это? Неужели Он желал, чтобы благовестие Его спасительных тайн не было усвояемо простыми людьми, так доверчиво и со вниманием слушавшими Его? О, нет, великую радость доставляло Ему, если Он примечал в Своих слушателях, хотя неглубокое, разумение тайн царствия Божия. Тогда Он молитвенно обращался к Отцу: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие (т. е. разумение тайн царствия Божия) от мудрых и разумных (каковыми считали себя книжники фарисеи и саддукеи), и открыл младенцам», т. е. людям простым, некнижным (Лук. 10:21). Спаситель уразумение тайн царствия Божия считает даром Бога Отца. Но дар сей подастся тем, которые ищут и просят его. А искать способен бывает только человек с сердцем смиренным, негордый и не тщеславный. И подается дар сей свыше не разом, а постепенно, по мере усердия принимающего. Хорошо было и радостно, когда слушатели понимали благовестие Спасителя. Но и непонимание их не удерживало Его от бесед притчами. Господь ведал, что истины, возвещаемые Им под покровом притчей, не всегда останутся тайною неразгаданною. «Для того ли, вопрошал Спаситель, приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» (Марк. 4:21–22). Истина есть свет. Она приносится пока под сосудом притчи. Но сосуд должен быть снят, чтобы свет истины светил по всей вселенной. Кто же снимет покров? Сам Бог, видя усердие людей и их великое желание сделать это и прошение о помощи. Но, видишь, усердие людей требуется. Они должны запомнить притчу. Это не трудно. У жителей Святой Земли приточный язык был в почете. Они имели навык объясняться притчами. Но таких притчей, какие произносил Господь Иисус Христос, они никогда не слышали. Да и много их предлагал Спаситель вниманию Своих слушателей. Однако ведь Он образы и покровы для истины брал из жизни обыденной. Их всякий легко мог запомнить. А, оставаясь в памяти, притча побуждала ум потрудиться снять приточный покров с истины. Так являлось внимание к благовестию Спасителя. Внимание же пробуждало желание, охоту и любовь к нему. Это можно уже назвать семенем, посеянным в сердце. Есть надежда, что, при помощи Божией, оно и принесет плод обильный в разумении Божественных тайн. Рост, спеяние и вызревание ведения тайн царствия Божия Спаситель изображает под образом того, как человек вметает семя в землю, и спит, и восстает нощию и днию: и семя прозябает и растет яко же не весть он (Марк. 4:26–27). Сам Бог растит в сердце человека, плоды веры и разумения истин спасения, но при усердии и деятельности самого человека. Сам по себе, своими только силами человек не возрастит в себе ни веры, ни жизни святой. Но и Бог не сделает сего, если человек не пожелает и не направит душевных сил своих к приобретению разумения тайн царствия Божия. Пример сего представляют книжники фарисеи с саддукеями.

В числе слушателей благовестия Спасителя бывали и фарисеи с саддукеями. Это были две враждовавшие между собою партии иудейские. Фарисеи считали себя охранителями и защитниками еврейской народности. Они изучали закон и пророков. Сверх сего они с великим усердием хранили предания старцев, т. е. своих давно живших учителей. Эти предания почитались ими наравне со Свящ. Писанием. Как люди книжные, фарисеи были руководителями народа. Они очень любили, чтобы их называли учителями и оказывали им уважение и почет. – Саддукеи были вольнодумцами среди евреев. Они хвалились своим неверием. Предания старцев саддукеи совсем отрицали. Они даже из священных книг многих не признавали. Этого мало, даже Богооткровенные истины, как бытие ангелов, бессмертие души, воскресение мертвых они готовы были осмеивать. И вот таким-то людям нужно также было благовествовать тайны царства Божия. Они давно уже составили себе свои представления о царстве Мессии. Эти представления были ложны. Но фарисеи книжники да и саддукеи этого не сознавали. Они были уверены в своей непогрешимости. А ведь это были все руководители народа. Народ им доверял. По выражению Спасителя, они были слепыми вождями. Слепоты же своей они не только не замечали, но считали своим недругом всякого, который решился бы указать им на нее. Но дабы и эти люди не могли сказать, что они были оставлены, Господь Иисус Христос благовествует и им вместе с прочими слушателями в притчах. Это приводило в недоумение даже Апостолов. Они вопрошали Спасителя: почто притчами глаголеши им? (Мф. 13:10). Кому же это? Всем, кроме самих Апостолов. Евангелист Марк называет их внешними слушателями (4:2). Во главе их стоят книжники фарисеи, учители народные и руководители. По выражению Спасителя, они взяли ключ разумения и сами не хотели войти в царство Божие и желавшим войти препятствовали (Лук. 11:52 ср. Мф. 23:13). Как же было учить таких людей, которые и сами не хотели учиться и другим мешали. Мы, говорили они, сведущи, а потому, и слушать не хотим. Это самодовольство было ложно и душепагубно. Отвечая на вопрос Апостолов, Спаситель сказал: вам дано есть разумети тайны царствия небесного, оным же не дано есть. Иже бо имать, дастся ему, и преизбудет ему, а иже не имать, и еже имать, возмется от него (Мф. 13:10–12). «Вам дано знать тайны царствия небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет, и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Тайны Царствия небесного это суть истины, которые возвещал на земле Господь наш Иисус Христос. Он Своим особенным доверием почтил двенадцать избранных Им учеников. Апостолы с великим усердием слагали в сердце своем учение Своего Божественного Учителя. Любовь и усердие к учению всегда облегчает усвоение его. Потому при содействии Божией помощи Апостолы уразумевали тайны царствия Божия. Разумение было дано свыше, но дано именно потому, что они желали научиться и просветиться. Таковым ученикам можно было и без притчей излагать истины о царстве Божием. Но вот благовествовать о них нужно было и внешним. Во главе их стоят книжники фарисеи. Простой народ, столь ими презираемый, находится под их опекою. Они вожди, по выражению Спасителя, слепые; но слепоты своей они и не подозревают. У фарисеев были свои понятия о царстве Мессии. Они учили и других тому, в чем были убеждены сами, что Мессия будет царь воинственный, сильный, победитель врагов, избавитель от рабства и податель земных благ. Понятия эти были ложные, вымышленные. Но в них просвечивала, как искра во тьме, доля истины. Мессия точно будет Победителем и Благодетелем. Он избавит людей от рабства диаволу и доставит мир с Богом. Как евреи, и Апостолы не чужды были еврейских понятий о царстве Мессии. Но с покорною верою слушая своего Божественного Учителя, они очищали свои малые знания от ложных наростов, исправляли их и приумножали. Так и сбывались на них слова Господа: «кто имеет, тому дано будет и приумножится». А гордые книжники фарисеи слушать не хотели благовестия о Божием Царствии. Сего ради, продолжал Спаситель Свой ответ ученикам, в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют (Мф. 13:13). Это ведь было намеренное закрытие глаз, чтобы не видеть, и ушей, чтобы не слышать. Это греховное нежелание просветиться. Оно корень имеет в сердце человека. Отолсте бо сердце людей сих, т. е. огрубело сердце этих людей (Мф. 13:15). А в таком сердце как посеять семя Божественной истины? Оно неплодоносно, каменисто. Люди с загрубелым сердцем «и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13:15). Спаситель приводит эти слова из пророчества Исаии (6:9–10). Они хорошо идут к описанию сердечного настроения фарисеев. Эти вожди народа были грубы сердцем, коснели в своем ослеплении. Коснение их было произвольное. Они дорожили им. Но если бы эти люди решились сознать свое опасное положение и принести покаяние, то Господь Иисус Христос даровал бы им исцеление с прощением греха. Но как же воздействовать на совесть грубых людей, гордых своим мнимым знанием? Говорить им открыто о тайнах спасения, это означало, как предостерегает Сам Спаситель, повергать жемчуг пред нечистыми животными. Есть опасность, что они будут попирать ногами данные им драгоценности, и в злобе могут растерзать тех, которые подали им то, что ненужно им и чем они не могли воспользоваться (Мф. 7:6). Истина не вразумила бы этих высокомерных, самодовольных людей. Они не стали бы и слушать ее. Но если бы истина коснулась сердца их, то она только привела бы в озлобление и поселила бы в них ненависть к Проповеднику истины. Людям, каковыми были фарисеи, удобнее было благовествовать тайны царствия Божия под покровом притчи. Свет истины в ней прикрывается завесою. Больные глаза самообольщенного ума легко вынесут его. Истина ничего не потеряет от того, что является под покровом. А людям невнимательным и даже испорченным она делается доступнее. Притча сама по себе, до выяснения значения ее, привлекает их внимание. При внимании же даже малом она иногда скоро обнаруживает то, что скрывает. Так истина, прикрытая притчею, пролагает себе путь к сердцу человека даже грубого. И точно, мы замечаем, что она производила такое действие на книжников фарисеев. Приведите на память, как они относились к Спасителю с первых же дней Его открытого служения роду человеческому? Зависть, злоба их и ненависть преследовали Господа на всяком шагу и почти во всякое время. Фарисеи книжники и саддукеи не хотели слушать Его. Если же видели и слышали что о чудесных делах Его и учении, то перетолковывали и клеветали на Него. Злоба фарисеев понуждала их говорить о Спасителе явно ложное. Примечая, что Он желает привести их к Богу, даровать им свободу от рабства диаволу, они говорили Ему: не добре ли мы глаголем, яко самарянин еси Ты и беса имаши (Иоан. 8:48). А таковый уже, конечно, не может учить согласно с волею Божией. Но Спаситель творил чудеса в доказательство истинности Своего учения и бесов изгонял, как Победитель ада. А злобные и грубые фарисеи, чтобы не верить Его чудесам, распускали слух, что Он о князе бесовстем изгонит бесы (Мф. 9:34). И когда очевидцы дел Спасителя удивлялись и говорили, не Сей ли есть Христос, Сын Давидов, фарисее же слышавше, реша: сей не изгонит бесы, токмо о вельзевуле князе бесовстем (Мф. 12:23–24). Сами фарисеи не могли верить своей злой выдумке; но они усердно распространяли ее в народе, желая отвлечь его от Господа Иисуса Христа. Но, когда Спаситель говорил гордым книжникам фарисеям притчами, они слушали Его. Даже и в том случае, когда скоро понимали смысл их, они показывали вид, что притчи к ним не относятся и хранили наружное спокойствие. Они смущались, но и вида этого смущения не показывали. Да и клеветать и злословить истину, прикрытую притчею, они не могли. Так божественно мудрый способ благовестия избрал Господь наш Иисус Христос. Святейшие небесные тайны Царствия Божия Он облек в форму притчей. Для любящих истину, ищущих спасения, они не представляли, при помощи Божией, затруднения в уразумении их. А людям гордым, самодовольным, не желавшим слышать об истине во спасение, полагалось в притчах препятствие к злоречию и клевете.

Но какие истины Господь наш Иисус Христос излагал в притчах? Читая св. Евангелие, мы замечаем, что много небесных высочайших истин, непостижимых для ума человеческого, Он открыл без притчи, в речи прямой, необразной. Но как скоро Спаситель заводил речь о новом Царстве Божием, так речь Его облекалась в форму притчи. В притчах таким образом по преимуществу благовествуется о Царстве небесном, о Царстве Божием. Это Царство устрояется на земле. Бог так возлюбил мир, что Сына Своего единородного послал на землю для устроения его! И вот Господь всего, явившись на земли, начинает Свое дело благовестием о наступавшем небесном Царстве. Покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 4:17). Что же может быть радостнее этой вести? Бог Сам воцаряется над людьми. Он призывает всех в Свое Царство. Всем указываются и необходимые условия для вступления в него, правила поведения и жизни в нем. Членам его предоставлены великие блага наследства царства славы, вечного блаженства, впрочем под условием, если они, вступят в Царство Божие, соблюдут все, что заповедано делать в нем. Но и те, которые не желают вступить в небесное Царствие, открывшееся на земле, не будут безответными. Всем надлежит явиться пред судищем Христовым (2Кор. 5:10). Тогда воздано будет всякому по нелицеприятному суду Божию.

Что же такое это Царство Божие, Царствие Небесное, о котором Спаситель благовествовал в притчах? – Святая наша православная Церковь. Она основана на земле для спасения людей. Сам Господь Иисус Христос есть единый Глава ее, а она есть Его духовное тело (Ефес. 1:22–23). В ней пребывает Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, и поставляет пастырей для совершения таинств во освящение членов Церкви (Деян. 20:28). Церкви святой обещано Самим Главою ее, Господом Иисусом Христом, пребывание на земле до скончания века (Мф. 16:18; 28:20).

В притчах Своих Господь наш Иисус Христос не дал подробного начертания всех церковных установлений и правил богослужения, совершения таинств, обрядов и пр. Все это преподано было Им уже по воскресении Его, когда Он, в продолжение сорока дней являясь Своим ученикам, говорил им о Царствии Божием (Деян.1:3) В притчах Спаситель благовествовал о начале Церкви, Царства Божия на земле. Бог возлюбил мир, а потому и открыл Свое благодатное Царство для спасения людей. Это Царство назначено для всех. В него могут войти на земле добрые и злые. Но настанет время, когда произведен будет суд, и злые зле погибнут. Но те, которые будут иметь ревность к спасению, получат его. Однако необлагодатствованный человек не может быть членом Царства Божия. Да и сам он своими силами и средствами не в силах соделать себя достойным сего. Вот тогда Церковь снисходит к человеку, дарует ему освящение, внутреннее возрождение и обновление, делая его, таким образом, достойным членом Царствия Божия. Но, получив дары туне, человек должен сохранить их, как зеницу ока. Средством для сего служит жизнь добродетельная и святая. Главнейшими же добродетелями в царстве Божием почитаются: вера, надежда и любовь. Вот в кратких чертах предметы, о которых благовествовал Господь наш Иисус Христос, поучая притчами. Мы будем подробно беседовать о сем. Просим при снисхождении внимания. Благослови, Господи!

Для удобства обозрения притчей Спасителя мы разделили их все на шесть отделов или глав. В первой главе содержатся и изъясняются с подобающими наставлениями такие притчи, в которых Господь наш Иисус Христос благоволил открыть людям о Церкви вообще, о начале ее, жизни и конечной судьбе. Вторая глава посвящена беседам о тех притчах, в которых изображаются условия для вступления в Царство Божие отдельных членов его. В третьей главе дается объяснение (с наставлениями) тем притчам, в которых Господь Иисус Христос указывал на Царство Божие в душе верующего человека, или, иначе, указал силу действия его на душу верующего и на внешний успех Церкви Божией. Предметом четвертой главы служат те притчи, в которых изъясняется значение веры для членов Царствия Божия. В пятой главе помещены беседы на притчи, в которых выставляется сила христианской добродетели, именуемой надеждою. Шестая и последняя глава посвящается беседам на притчи, уясняющие важность для членов Царства Божия добродетели – любви. Первые три главы составят первый выпуск наших бесед, а последние три – второй.


Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Выпуск 1 / Священник Василий Преображенский. Москва, типо-литография И.Е. Ермакова, 1897 г. 319 с.

Комментарии для сайта Cackle