Азбука веры Православная библиотека епископ Василий (Родзянко) Дух Божий в нас: Спасение. 1985 года, Св. Николаевский Собор, Вашингтон
Распечатать

епископ Василий (Родзянко)

Дух Божий в нас: Спасение. 1985 года, Св. Николаевский Собор, Вашингтон

Подготовка сошествия Святого Духа на людей фактически началась с момента изгнания из Рая и даже в некотором отношении до этого, потому, что осуществление вечной жизни в Раю во всей полноте, если бы не было грехопадения, должно было быть во всецелом соединениии с Богом в Духе Святом. Грехопадение сделало обратное – и вместо Духа Святого открыло двери другому духу – духу зла, духу тьмы, искусителю.

Искушению духа зла поддалось человечество в своих прародителях и с ними впустило его в этот мир. Князем, которого, по выражению Священного Писания стал дьявол. Так произошла духовная подмена. Дух вошёл в мир и сошёл на человека, но дух был не тот. Его присутствие мы ощущаем в мире, мы видим плоды этого духовного жуткого наития, мы пережили страшные плоды его во всей нашей человеческой истории и в наше время особенно. Плоды эти всем известны: о них пишут все наши газеты, показывает телевидение, вещает радио.

Но милость Божия не допустила окончательную победу зла. Промысел Божий начал сразу же готовить мир, готовить человека к сошествию на него Святого Духа Божия. Если дух зла разбил мир, человека, живую тварь, вовлёк ум человеческий в состояние гордого прeвозношения, приведшего к раздроблению языков и полному непониманию друг друга, Вавилонскому столпотворению. То Дух Святой, сойдя на человека, ведёт его в обратном направлении: к восстановлению единства, взаимопониманию, прeодолению разноязычности и полному постижению мысли друг друга и соединению всех спасенных с Богом в Царстве Божием. Это соединение с Богом и есть спасение, спасение от ужаса, в который вверг человека и мир – дьявол. Об этом рассказывает нам повествование второй главы из книги деяний Апостольских. Дух Святой именно потому и сошёл на нас, потому и осуществил спасение, принесённое на землю Христом, Его крестной жертвой за людей, что Он, Дух Святой, и есть та сила Божия, которая осуществляет полное единство в самом Боге. Дух Святой соединяет в Себе Отца и Сына до такой беспредельной степени, что в Нём Отец и Сын – одно, безграничной своей любовью.

Любовь не может быть в одиночестве, тогда она не любовь, а себялюбие. Одинокий, замкнутый в себе, eдиноличный бог – не бог, а обратное ему – единоличный демон, знающий только себя, любящий только себя, гордящийся только собой, видящий лишь свой собственный нарцисцизм, в постоянном любовании собой и потому ненавидящий всех и вся, которых по выражению Лермонтова: «он иль призирал, иль ненавидел».

Божественная любовь может быть только тройственная, так она отразилась и в нас людях: её принцип в полном приодолении всякой самости, снятия всех приград в отношении друг к другу, в отсутствии какого-то бы нибыло самоцентризма, так, что всё внимание, все мысли, все чувства, все дела обращены на другого, не на себя. Если этого нет, то такая любовь – эгоистична. Это справедливо и в отношении даже двоих, любящих друг друга людей, замкнутых в этой своей любви и не имеющих никого третьего или третьих, которого или которых они любили бы совместно. Такой замкнутой любовью двоих является, например, любовь гомосексуалистов и лезбиянок, у которых не может быть детей и потому нет чувства обращенного на третьего и третьих. Эта любовь по существу – демоническая. Образ Божий в человеке и в человеческой любви – остаток Рая, как её называют – семья. Именно в семье человек сохранил райскую любовь. Любовь мужа к жене, и жены к мужу не полна, если не основана на общей любви к Богу. Такая трагичность обнаруживается уже в Раю. Когда первая пара людей отдалилась от Бога в эгоистической любви друг к другу. Но если семья настоящая, то её любовь подлинно райская, божественная. Любовь отца к матери, и матери к отцу не самозамкнута потому, что с самого начала её цель не только в друг друге, но и в детях, ради которых сама их любовь и которым до ещё их рождения уже обращено родительское внимание, забота, любовь. А если детей нет, по промыслу Божию, то тогда эта любовь обращена, как и всегда и во всём, – к Богу и к другим людям, к третьим в жизни. То же относится к истинной дружбе: мужской, женской или смешанной. В наш испорченный век дружба часто на подозрении является предметом сплетен, ревности, но только, если она самозамкнута. Когда двое друзей, независимо от пола, привлекают к себе других общих друзей, всегда имеют в своей дружбе место для третьего общего любимого друга – тогда дружба чиста, тогда даже самый испорченный взгляд не сможет подметить ничего предрасудительного, потому, что такая дружба открытая, светлая, привлекательная. Это, в частности , относится к монашествующим, которых именно так описывает Святой Василий Великий. И так, настоящая человеческая любовь всегда тройственна и все человеческие отношения тройственны. Вся жизнь и человека и мира тройственна – отношения ко времени: прошедшее, настоящее и будущее – тройственно; отношение к пространству: три измерения – тройственно; и отношения к другим людям тоже тройственно. И не потому ли во всём человечестве нет языка, нет граматики, в которых бы было, так называемое, четвёртое лицо. Грамматика всех языков имеет только три лица: я, ты, он, она, они. Вся тройственность в мире – потрясающий образ в мире Божием, образ Божественного триединства, объединяющий всех людей в единый дух спасённого человечества, лежащего в основе этой тройственности – образ Святого Духа Божия, сошедшего на Апостолов и на всех нас христиан, на всю Церковь Божию.

В этой тройственности, в этом сошествии родилась Церковь Христова. Обратим внимание, что это рождение совершилось в единстве духа спасенного человечества. Так было ещё до этого, когда воскресший Иисус пришёл к ученикам, оказавшийся для них при запертых дверях, за которыми они спрятались от врагов в страхе, но тем не менее, они там были уже не разбежавшись, как во время распятия, а в единодушии общей скорби, собравшись вместе. Прежде, чем на всех присутствовавших сошёл Дух Святой, все они были единодушно вместе. Это единодушие было той человеческой основой на которой воздвиг Дух Святой всё строение Церкви. Подготовка этого единодушия была долгая, в течении тысячелетий, с момента как мы видели изгнание из Рая и даже до этого, с момента, творения мира. Вот первые слова Библии об этом, с которых начинается вся эта священная книга: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водой. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы» (Бт. 1:1–4).

Безвидность, пустота и мрак, как толкуют некоторые, – первозданная земля Адама, была ещё в состоянии потенциальности, не оформленная и не осуществленная, то есть в состоянии энергетическом. Это была первооснова всей будущей материи – первоэнергии – это, что касается земли. Духовный мир ангелов – Небо, сотворённое в самом начале, т.е. ещё до земли и материи. В отличие от материи, этот духовный мир был в полноте своего творческого завершения, потому, что ничего уже там не сказано о его дальнейшем развитии, как это сказано о земле.

Небо, тот духовный мир, который не подвержен никакой физике, мир метафизический, мир иных измерений и иных трансциндентных координат. То Небо, которое духовно окружает Отца Небесного – Бога, явленного творением. Без этого сотворённого Неба, Бог был бы совершенно за пределами всех и всего, абсолютно непостижим и неощутим. Небо, та высшая форма творения, в которой становится видим свет Духа Святого, Дух Отца Небесного, Его триединая золотая связь Божественной любви в Духе Святом. Этот союз мира – синдесмос, по-гречески, творческая сила божественного света в акте творения, становится осуществлённой в мире Ангелов и Архангелов, Херувимов и Серафимов и всех Сил Небесных, пламенеющих огнём триединой любви к Богу, друг ко другу и к творимому вслед за ним человеку. В этом сиянии виден: «Отец иже есть на Небеси», как говорится в молитве Отче Наш. И так, как это представляется нам, именно из этого небесного сияния сходит на первоэнергию материи свет Духа Святого, Который по словам Библии «носится над водой», т.е. над первой стадией её развития. Носится, еврейский глагол, тождественный с тем, который употребляется в отношении насетки, распростёршейся над созревающими в яйцах цыплятами, животворящая в своём тепле материнская любовь. Характерно, что дух, по-еврейски, руах, женского рода.

Всё дальнейшее творение, а после грехопадения, божественный промысел, ведущий творение ко спасению, совершается этой материнской любовью Духа Святого, божественной любовью Отца и Сына, триединством Святой Единосущной Тройцы. Во всём творческом акте этого действия сияет несотворенный свет Духа Святого, его божественная благодать, преображающая всё творение. Эта благодать видима именно в единодушии. Благодать Святого Духа собирает воедино первооснову творения, первозданную энергию и её первую стадию – воду. Как мы видили в рассказе Библии: «Дух Святой осуществляет совместное единство, сотрудничеством всех частей единого мира, в разнообразии видов и многоразличной жизни». Это осущестляется в шести днях дальнейшего творения.

Райский сад – высшая форма этого многоразличного мира и его центра – древа жизни. Так, Спаситель называет Себя виноградной лозой: «Я есмь лоза, а вы – ветви»,(Ин. 15, 5) которые ничего не могут сделать без лозы. И как говорит Спаситель ученикам: «И вы не можете ничего делать без Меня».

Боговоплощение – для соединения человечества, и друг с другом, и с Богом во Христе. Голос Божий в Раю, после грехопадения, воззвавший: «Адам! Где ты?» (Бт. 3, 9) – тот же свет Духа Святого, на этот раз призывающий, благодать зовущая к покаянию. Этот Божественный зов, этот голос райский, этот призыв будет звучать во все века подготовки к пришествию: сначала, Спасителя и созревание того народа и той семьи, в которых произойдёт Воплощение, а потом, сошествие Святого Духа на Апостолов и на всю Церковь. Об этом будут говорить в последствии пророки, через которых будет звучать тот же голос Святого Духа и виден тот же свет его, созидающий единый дух спасённого человечества. Одно из этих пророчеств будет цитировать Святой Апостол Пётр, в самый день сошествия Святого Духа, узнает этот голос и увидит этот свет:

«И будет в последнии дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения, и так же на рабов и рабынь в те дни излию Духа Моего и покажу знамение на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма, солнце превратится во тьму, и луна в – кровь, прежде ли чем наступит день Господен – великий и страшный, и будет всякий, кто призовёт имя Господне – спасётся, ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь» (Дн. 2:17–21).

Суть и смысл этого пророчества заключается в том, что сошествие Святого Духа означало эсхаталогический момент в истории человека, оно отождествляется с последними днями, с концом мира и пришествием Христовым для последнего суда. Это значит, что сошествие Святого Духа есть уже начало этой эсхаталогии, этого перехода всей человеческой жизни, тех, кто спасается, в иной мир, который должен уже начаться здесь на земле, сейчас. Сошествие Святого Духа – это возвращение в потерянный Рай и восшествие на Небо, наступление на земле Царства Божьего и сошествия Неба на землю. Небо и земля, земля и Небо – это другие категории жизни, уже больше не категории падшего мира, а начало его преображения, его становления в воскресении Христовом и первотворческом бытии – в свете Духа Божьего. Указание на превращение солнца во тьму и луны в кровь – напоминающие Христово пророчество о конце мира – говорит о том, что несовершенство падшего мира, включая космическую вселенную, будет перестроено и раздробленный мир вернётся к своему изначальному единству.

Мистически уже всё это начинается в новой жизни, в Духе Божием. В этом природа родившейся в этот момент – Церкви.

Внезапный шум с неба, несущийся как бы ветер, огненное пламя в виде языков над головами всех присутствовавших – всё это образы иного мира и символы нового рождения – огонь и свет Духа Святого – силы Божии.

Наступившее чудо разговора на иных, до сих пор незнакомых языках, их понимание и проповедь на этих языках о великих делах Божих, свидетельствует о восстановлении, нарушенного грехом, единства и преодолении Вавилонского столпотворения и наступившего тогда взаимного непонимания. Это теперь символ Вселенской Соборной Кафолической Церкви – Тела Христово, наступающего Царства Божьего.

Господи, Иисусе Христе, Боже наш, открой сердца наши и дай нам живую воду Твою, и свет Твой Небесный, Духа Твоего Святого, везде присутствующего и всё наполняющего, сокровищницу всего доброго, Подателя жизни! Да бы Он вселился в нас, очистил от всего скверного и спас души наши. Аминь.

Сказана на День Святого Духа, 1985-й год

Комментарии для сайта Cackle