О сельских церковных библиотеках
К чести православного русского духовенства надобно сказать, что оно всегда, более или менее, пользовалось благотворным влиянием на народ. Страницы нашей отечественной истории представят нам целые сотни фактов в подтверждение наших слов. Пусть же и на будущее время духовенство сумеет устоять на видном месте в деле народного образования, о котором теперь так много хлопочут и преимущественно в деле нравственно-религиозного развития народа, которое составляет первейшую и неотъемлемую обязанность священника-пастыря. Если от кого, то именно от духовенства, прежде всего и главным образом, надобно ожидать успеха во всем этом. Кому, например, как не сельскому священнику, лучше всего известны потребности поселянина, кто, кроме его, лучше знаком с домашним бытом последнего, с его складом мысли и пр., и пр.? Впрочем, все это уже давно хорошо сознано и принято всеми.
Но если на пастыре Церкви лежит обязанность заботиться об образовании и нравственно-религиозном воспитании народа; то, с чем, конечно, всякий согласится, деятельность его не должна ограничиваться только тем, чтобы, учредив в своем приходе школу, научить детей грамоте и сообщить им некоторые понятия об истинах веры, как теоретических, так и практических. Этого мало: его обязанность, – положить в детях прочную основу для будущего их нравственно-религиозного развития; и кроме того, у него есть заповедь Апостола: проповедуй слово, настой благовремен и безвремен, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением1. Значит, деятельность пастыря в деле нравственно-религиозного развития лиц, вверенных его руководительству, простирается гораздо дальше пределов школы. Можно ли, после этого не сочувствовать распоряжению Епархиального Начальства, которое вменило пастырям Церкви в непременную обязанность, не опустительно, во все воскресные и праздничные дни говорить народу поучения? Но теперь невольно у нас возникает вопрос: имеет ли сам священник, хотя он окончил и полный курс семинарского образования, достаточную степень образованности для того, чтобы выполнить, как следует, указанную ему обязанность? Справедливо ли, нет ли, в недавнее время семинарское образование подвергалось нареканиям, – мы не намерены разбирать теперь этого вопроса. Но, во всяком случае, заметим; по нашему убеждению, семинарское образование достаточно для того, чтобы, при благоприятных условиях, принести добрые плоды; мы уверены, что каждый поступающий на священническое место, выслушав полный курс семинарского образования, может быть достойным пастырем-учителем, по крайней мере, в селе и надеемся, – против этого никто не будет возражать. Но вот в чем дело. Успех всякого дела зависит от степени внимания к нему и от степени занятия им. Старинная поговорка: repetitio est mater studiorum, одинаково приложима везде. Если бы художник, по выходе из школы бросил заниматься своим делом, то понятно, что с ним сталось бы. Лет чрез десять-двадцать, мы не получили бы от него и мало мальски порядочной картины; а наконец, он и совсем разучился бы рисовать. Тоже самое, бывает и с нашим семинарским образованием. Каждый молодой человек, надобно полагать, принимает на себя сан священника с полной решимостью, – исполнять свой долг так, что бы не только самому избавиться от разного рода нареканий, но и заслужить благодарность других, – особенно после тех укоризн духовенству, которые так не давно щедрой рукой расточала наша светская литература. Но, увы! Он жестоко обманывается. Те семена образования, которые посеяны были в семинарии, постепенно все глохнут и глохнут. И это естественно. При наших сельских Церквах нет библиотек; а это одно из самых сильных зол для умственного и нравственного развития нашего сельского духовенства.
При поступлении на священническое место, молодому человеку, волей не волей, приходится расставаться с тем, что дала ему Семинария. Он и хотел бы, по старой памяти, чем-нибудь позаняться, что-нибудь почитать, но, увы! Под его руками нет ни одной книги, которая бы могла утолить его духовную жажду. Итак, для него теперь наступает время духовного голода и душевного томления. Что тут остается делать молодому человеку? Делать тут нечего; а просто приходится томиться. И вот, совершенный недостаток книг, мало-помалу, становится для него делом обыкновенным, – а разного рода семейные и хозяйственные нужды заставляют во все забывать книжное дело, – и, в конце концов, выходит, что оно начинает казаться, как-будто лишним. Вот тут, при этой апатии к книге и ждите от сельского священника проповедничества и благих от него плодов! Навык к составлению проповедей для народа совсем пропадает и справедливое требование Епархиального Начальства неопустительно по всем воскресным и праздничным дням, говорить народу поучения для многих сельских священников, – слишком тяжелое иго! Облегчить его можно разве только тем, что вместо своих проповедей, начать читать готовые, – печатные проповеди; но и тут опять та же беда; и печатных проповедей нет под руками, как вообще нет никаких книг. Кстати, – представьте теперь, при этом безкнижии в селах, положение исправляющего дьяческую должность молодого человека из воспитанников, окончивших полный семинарский курс. Каково прожить целые два-три года, если не более, когда под руками вовсе нет книг, которыми можно бы позаняться? Выйдет на священническое место, так тут, по крайней мере, займется хозяйством, а здесь и этого нет. Таким образом, то время, которое, при известных условиях, можно бы употребить с пользой для себя, как время приготовления к прохождению высокой священнической обязанности, положительно будет убито. И как ни сильно будут раздаваться в ушах слова Апостола: блюдите убо, како опасно ходите, не якоже не мудри, но якоже премудры: искупующе время, яко дние лукавы суть. Сего ради не бывайте не смыслены, но разумевайте, что есть воля Божия2, – все-таки приходится мириться с своим положением!
Скажут, пожалуй, что библиотеки есть при каждой церкви. Но загляните, читатель, в шкаф библиотеки той или другой церкви, – много ли вы тут найдете книг, которые можно было бы почитать с пользой для себя? He дожидаясь вашего ответа, мы сами скажем, что во многих местах вы не найдете почти ни одной книги. «Как же почти ни одной? Есть библиотека, так есть книги». Правда; но только одни Богослужебные и вообще церковные книги. Но читать только Богослужебные и церковные книги, оставив в небрежении все прочие, – далеко недостаточно. Да и возможно ли познакомиться с ними, как следует, оставив все прочее в небрежении? Этих-то «прочих» книг и нет почти вовсе в церковных библиотеках. Да, по правде сказать, и церковные то книги не все есть. Много ли вы найдите в сельских церквах Владимирской Епархии Четьи-Миней? Сколько нам известно, эти книги встречаются слишком не часто в церковных библиотеках, особенно в целом их составе, то есть за все двенадцать месяцев года. Вот почему, без сомнения, Редакция Владимирских Епархиальных Ведомостей и сделала под статьей ο. М. Панфилова такого рода подстрочное примечание: «да во многих ли церквах есть библиотеки или даже нечто похожее на них?»3.
Какие же нужны книги для сельских библиотек? Да вот, например, как необходимы проповеднику слова Божии, – особенно в селе, – Четьи-Минеи! Можно сказать, что Четьи-Минеи для сельского проповедника нужны прежде и более всех других книг. На эту нужду указываем не мы первые. В 7 № Владим. Епарх. Вед., мы уже слышали жалобу на недостаток книг необходимых для проповедничества и особенно Четьи-Миней, от ο. М. Панфилова. Еще: как нужны для проповедничества свято-отеческие творения, особенно творения Вселенских Учителей Св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого? Творения этих Отцов составляют неоцененное сокровище для каждого христианина. Многие из отеческих творений таковы, что их можно прямо с полной пользой читать в церкви. Как опять необходимы творения Св. Тихона Задонского! Тут мы встречаем слово, обращенное к тому самому народу, которому и настоящие пастыри церкви должны проповедывать, притом на языке совершенно понятном для народа. Между тем, ведь всех этих книг в сельских церковных библиотеках не имеется. К чему же спрашивается, трудится наш ученый мир над переводом на Русский язык древних свято-отеческих творений? He для всеобщего ли употребления?… Спасибо Редакции Влад. Епарх. Вед., которая обещалась в скором времени приступить к изданию сборника поучений, извлекаемых из творений Св. Отцов, преимущественно Св. Иоанна Златоуста, Св. Тихона Задонского и Св. Димитрия Ростовского и др. Этот сборник принесет много пользы, если только составится, как следует, на что смело надеемся. Но еще лучше бы и во сто раз полезнее, если бы церковные библиотеки имели у себя не одни только выписки из святоотеческих творений, а покупали бы полные их переводы.
Вслед за этим, для церковных библиотек нужны лучшие современные сочинения духовного содержания и печатные проповеди лучших современных проповедников, которых, как мы уже имели случай заметить, в церковных библиотеках тоже нет. Причина, – понятна. Далее, по крайней мере, некоторые современные периодические духовные издания, как органы для выражения всестороннего развития духовной жизни, тоже совершенно необходимы для церковных библиотек. Наконец, не бесполезно было бы конечно знакомиться и с тем, что творится в светском ученом мире, что пишется лучшего в светских периодических изданиях. Книги этого последнего разряда, повидимому, менее нужны проповеднику не человеческого учения, a Слова Божия. Но, если при богословском образовании необходимо и всестороннее, то без сомнения нужны для сельских церковных библиотек и светские издания. Впрочем, рекомендуя светские издания, мы вовсе не хотим, чтобы они выписывались без разбора. Много, например, надобно иметь духовной опытности, чтобы читать с пользой, положим, Бокля, Циммермана, Карла Фохта, Дарвина и под. Желательно было бы, чтобы Редакция Влад. Епар. Вед. приняла на себя заботу, хоть время от времени, знакомить своих читателей с лучшими светскими изданиями, чтобы сельские священники могли выписывать для себя только то, что для них будет истинно полезным и пригодным4.
Есть ли средства на покупку книг? Их-то вот и нет. Стало быть, прежде всего, надобно думать о средствах.
В последнее время, вопрос об улучшении материального быта духовенства занял в ряду других вопросов очень видное место. Нечего и говорить о том, что с улучшением материального быта откроются при всех церквах библиотеки. He смотря на внимание Правительства, верных путей к улучшению сего быта еще пока не найдено, – и духовенству все еще приходится оставаться при старом порядке вещей и ждать, чем решится дело… А приходские попечительства? Да, нечего и говорить, что они, по идее, учреждения весьма благотворные, обещающие очень много хорошего. Но каково иметь дело с крестьянами при учреждении сих попечительств? Не входя в разбор статьи ο. П. С-ва5, мы, однако же, заметим, что все высказанное им под цифрами 1, 2, 3 и 4, – горькая правда. Стоит только обратиться в Духовную Консисторию и посмотреть там отзывы благочинных о попечительствах, чтобы согласиться с ο. П. С-вым.
Между тем, потребность книг не терпит отлагательства. Как же помочь делу? В статье о. М. Панфилова: «несколько слов по поводу вменяемости в непременную обязанность каждому сельскому священнику во все воскресные и праздничные дни проповедывать прихожанам Слово Божие»6, замечено: «не обременительно было бы для крестьян всех местностей Владимирской Губернии, если бы Епархиальное Начальство предписало местным благочинным учредить на этот предмет в церквах особые кружки и объявило прихожанам чрез благочинных же, чтобы при требоисправлениях они опускали в оные известное количество копеек, напр., при исповеди 2 коп., при крещении 5, при соборовании 5, при бракосочетании 10». Надобно сказать, что эта мера для улучшения сельских библиотек, вообще хорошая и кажется, вполне законная. Но, нельзя не заметить следующего: 1-е, трудно предположить, чтобы прихожане той или другой церкви очень легко согласились на нее, все новые сборы встречаются ими с большой неохотой, тем более, что 2-е, у самих-то прихожан часто средства бывают очень, очень скудны. Поэтому, указанные о. М. Панфиловым цифры, как повидимому не ограничены, покажутся обременительными для некоторых прихожан. Сам ο. М. Панфилов замечает, что ему приходится большей частью писать все на книжку и на книжку за исправление треб. Если уж за действительный труд не платят того, что обычаем утверждено платить, – как же после этого можно надеяться, что еще в кружку будут класть при крещении, напр., младенца 5 коп., при соборовании 5 и т. д. И тут разве опять на книжку? Но ведь этак дело о библиотеках будет подвигаться вперед право слишком медленно. Впрочем, указанные ο. М. Панфиловым цифры, – вещи условные, – и о. Панфилов не требует, чтобы, напр., при крещении младенца, все и везде непременно клали в кружку именно 5 к. сер. Стало быть в тех местах, где прихожане более состоятельны, там можно класть и более, а где менее состоятельны, там менее. Но, в таком случае, необходимо заметить 3-е, что в бедных приходах, по-прежнему не будет достаточной суммы (если только какая-нибудь и составится) на покупку всех необходимых книг; достаточная сумма составится только в богатых приходах, которые и теперь, при настоящем порядке дел, имеют больше возможности выписывать нужные книги.
К какому же после этого прибегнуть способу для повсеместного улучшения библиотек?
По нашему убеждению можно сделать следующее:
1). Пусть каждая Церковь ежегодно выделяет сумму, какую она, по мере своей состоятельности, может давать на покупку книг.
2). Пусть точно также ежегодно причт каждой церкви выделяет из своих доходов сумму, какую опять может, по мере своей состоятельности, дать на покупку книг.
3). Сведения о всех сих посильных пожертвованиях передаются ведомственному благочинному, который, например, во время последнего обзора вверенных его смотрению церквей или пожалуй, и в другое время, смотря по удобству, получает и сами деньги. Таким образом, 4), в каждом благочинии ежегодно будет, составляться общая сумма денег на приобретение книг.
Нечего и говорить о том, что составленная, таким образом, сумма далеко превзойдет сумму каждой частной церкви. В настоящее время, округ каждого благочинного средним числом состоит, кажется, из двенадцати или тринадцати церквей. Предположим же, что каждая церковь, – средним числом, – ежегодно будет выделять по 3 руб. сер., так. обр., известное ведомство имеет в год на выписку книг: 3х12=36 руб. сер. Предположим еще, что причт каждой церкви ежегодно выделит, – средним числом, – по 2 руб. сер., – и к 36 рубл. сер. еще прибавляется 2х12=24. Всего же: 36+24=60 руб. сер. Читатель видит, что мы взяли среднее число, самое ограниченное; между тем, в общей сумме у нас составилась довольно порядочная цифра. Кроме того, может быть, в некоторых местах найдутся охотники читать книги и из прихожан. Нам кажется, что и их можно пригласить к пожертвованию в библиотеку с правом пользования книгами7.
Таким обр., по нашему убеждению, для сельского духовенства, при настоящих условиях, всего лучше будет учредить общие ведомственные библиотеки. В таком случае и книг можно будет приобретать больше да и в них больше будет разнообразия. В настоящее время, в известную церковь выписывается, положим, журнал «Душеполезное Чтение», в другую церковь опять тоже «Душеполезное Чтение». Но теперь, при указанном нами порядке дел, одно «Душеполезное Чтение» можно будет заменить каким-нибудь другим современным изданием и т. п. Таким образом, можно будет выписывать по одному экземпляру, но за то несколько лучших современных периодических изданий духовных и вообще сочинений духовного содержания, а по мере состоятельности и светских изданий. Ясное дело, что тот причт, который прежде прочитывал в год одно «Душеполезное Чтение», теперь будет прочитывать и другие духовные журналы и т. д.
Вопрос теперь только в том, где и сколько устроить этих общих библиотек?
Где? Всего лучше, кажется, при тех церквах, где находится благочинный. Здесь и получение книг с почты удобнее и рассылка их по округу сподручнее. Удобнее получать с почты, потому что от благочинного на каждой неделе отправляется на почту дежурный. Рассылать благочинному тоже удобнее, потому что тот же дежурный может собирать сведения от духовенства разных церквей, кому какие нужны книги, и он же может развозить их. Для самого дежурного это последнее не составит большого труда; потому что здесь нет надобности два раза путешествовать по округу благочинного. Раздавая книги, он в тоже время всегда может узнавать, какие тому или другому причту нужны будут книги на будущий раз. Притом, еще заметим и один-то раз обойти весь округ благочинного, дежурному не редко бывает необходимо по поручению благочинного и помимо раздачи книг. Стало быть раздача их не составит чего-либо особенно обременительного для дежурного, тем более, что в настоящее время округи благочинных слишком малы и не на далеком расстоянии.
Что касается до того, в каком количестве устроять церковные библиотеки, – то нам кажется, лучше всего устроять их так, чтобы в одном округе одного благочинного была одна общая окружная библиотека. Соединять по два благочиния и тем более, – по три для устройства одной общей библиотеки, мы считаем не удобным за многолюдством и дальним расстоянием. Достаточно и двенадцати приходов для устройства библиотеки; конечно, еще лучше было бы, если бы каждая отдельная церковь имела при себе богатую книгами библиотеку и, кроме того, имела бы возможность ежегодно пополнять оную вновь выписываемыми периодическими изданиями. Но ведь средств нет, – так что же делать?
Можно было бы сим и покончить нам свою статью. Но быть может, еще скажут: «для того, чтобы все было безобидно, надобно, чтобы от всех церквей и от всех причтов в общую окружную библиотеку шла одинаковая сумма». И это повидимому справедливо, но ведь не у всех одинаковы средства. Имея это в виду, более состоятельные лица не должны забывать и того, что благотворительность есть обязанность каждого христианина, тем паче и первее всего духовенства, с которого прихожане могут и должны брать пример. Притом же, для поощрения пожертвований можно предоставить и некоторые права лицам или причтам церквей, вносящим в библиотеку более других, напр., право получать известные книги раньше других, если те будут нужны сразу положим для двух причтов. Кроме того, можно сделать, чтобы церкви с их причтами, делающие большие сравнительно с другими пожертвования, в общей окружной библиотеке и книг имели больше de iure, оставляя их в общее достояние всех только de facto. Этим мы вот, что хотим сказать. Если бы каким-нибудь образом известному селу пришлось отделиться от одной библиотеки, чтобы причислить себя к другой, – например, в таком случае: положим это село в продолжение десяти лет принадлежало благочинию A, а потом его перечислили бы к благочинию Б; то оно могло бы получить себе из общей библиотеки прежнего благочиния число книг соответственно сумме, пожертвованной в продолжение десяти лет. Вот, что говорим возможно, если только это будет нужно. He найдут ли здесь разве не удобством вот что: какие же книги выдать из общей библиотеки отделяющемуся селу соответственно сумме пожертвованной в библиотеку хоть в продолжение десяти лет? Очень просто. Пусть, при выписке книг, каждый причт обозначает, – какие именно ему нужны книги (благочинному ведь надобно же чем-нибудь руководствоваться при выписке оных, – и не по своему же только благоусмотрению их выписывать; a то могло бы случиться, он выписал бы такие книги, к чтению которых не имеют расположенности соучастники библиотеки)8. При отделении известного села от благочиния А к благочинию Б, оно и может из общей окружной библиотеки получить те книги, на которые записывалось.
В заключение заметим: быть может читатели, указанный нами способ улучшения библиотек далеко не признают хорошим или, и признают, но находят в нашей статье некоторые несообразности, либо не договорки; в таком случае, сочувствующие учреждению библиотек пусть исправят ошибки или же укажут лучший способ для улучшения библиотек. Вообще нам, 1) нужны библиотеки, 2) нужна, более или менее, правильная организация их, без которой сами библиотеки будут бесполезны. А чья и какая программа будет принята здесь, нам до этого никакого нет дела. Лишь бы было, да было-то хорошо…
Р-в.
* * *
См. № 7 Влад. Епарх. Вед., стр. 410.
Не отвергая не лишности для священника всестороннего образования, мы, однако ж, совершенно не согласны с тем, чтобы для церковных библиотек, в собственном смысле, приобретались чисто светские книги и периодические издания. Иное дело библиотека церковная и иное, – библиотека приходская или даже церковно-приходская. Согласно с понятием о истинно-христианском просвещении и с характером Прав. Церкви в состав церковной библиотеки должны входить книги, предназначаемые для христианского образования и назидательного чтения, как священно и церковнослужителей, так и всех православных христиан и они, естественно, должны составлять необходимую принадлежность церковную, и неотъемлемое имущество церковное, в котором наравне с другим имуществом церковным, епархиальное начальство имеет право требовать от церковного причта и старосты надлежащей отчетности. При настоящем развитии духовной литературы, на указываемых нами основаниях, устроенная церковная библиотека может иметь широкие размеры, лишь бы были средства для покупки книг. И источником средств, по тем же самым основаниям, во 1-х, должна быть кошельковая сумма, составляющая сбор от всех прихожан, а во 2-х, пожертвования от церковного причта и прихожан которые, естественно, со времени поступления, входят в состав церковной суммы.
И вообще, – телесное обучение вмале есть полезно, – тем более, Св. Церковь, оставаясь верна себе, не может приобретать и давать для чтения книг светских, в которых многие ищут только новостей и развлечений, и нередко печатаются соблазнительные рассказы, а иногда, ясно проводятся не совсем благочестивые мысли. Другое дело, – приходская библиотека; в ней, при благоразумном и благонамеренном выборе, место и светским книгам. Ред.
См. № 13 Влад. Епарх. Ведом., стр. 733–712.
См. № 7 Влад. Епарх. Вед., стр. 411.
В подмогу к указанным нами средствам для увеличения суммы на покупку книг, само собой разумеется, во всякое время можно присовокуплять и другие, лишь бы только кто-нибудь сумел оные найти. Пожалуй, можно бы присовокупить и рекомендуемое о. М. Панфиловым средство, только бы оно могло где-нибудь осуществиться…
Конечно, здесь каждому селу не мешает всякий раз принимать к соображению и то, какие книги уже есть в общей библиотеке и стараться о приобретении тех, которых еще не имеется. Иначе будет крайнее однообразие в книгах.