Реформация в Англии: Генрих VIII и Эдуард VI

Источник

Содержание

Введение

Глава I. Политико-экономическая оппозиция папской власти в Англии до реформации Глава II. Оппозиция католическому духовенству в Англии до реформации Глава III. Религиозно–богословская оппозиция католической системы вероучения и обрядов в Англии до реформации Глава IV. Начало реформации. Генрих VIII. Уничтожение папской власти в Англии и утверждение в ней королевского главенства над церковию Глава V. Перемены в положении английского духовенства после уничтожения папской власти и утверждение церковной супрематии короля Глава VI. Уничтожение монастырей Глава VII. Вероучение и культ английской церкви при Генрихе после её разрыва с Римом Глава VIII. Перевод Библии на английский язык и распространение её в народе Глава IX. Оппозиция протестантов и католиков церковным реформам Генрихова царствования и борьба с нею правительства. Общий взгляд на церковный переворот, произведенный при Генрихе Глава X. Эдуард VI. Временное правительство, установившееся в Англии до совершеннолетия короля. Подготовительвые меры Эдуардова правительства в видах дальнейшей религиозной реформы Глава XI. Влияние иностранных протестантов на Англию при Эдуарде. Довершение дела религиозной реформы. Богослужение и обряды Глава XII. Вероучение английской реформированной церкви. Попытка реформы церковного права. Заключение  

 
Введение

С именем реформации обыкновенно соединяется представление о религиозном движении, которое в шестнадцатом веке охватило почти всю западную Европу. Это движение имело впереди более или менее ясно созванную цель, стремилось к осуществлению своей определённой задачи. Самое имя реформации с достаточною ясностью доказывает свойство её задачи. Если идёт речь о реформации, то при этом необходимо предполагается предшествовавшая ей деформация, т. е. порча и извращение первоначальной формации. Задача первой, по смыслу самого понятия, в том и должна состоять, чтобы исправить и уничтожить накопившуюся на первоначальной формации порчу и восстановить её в её чистоте. Отсюда религиозная реформация шестнадцатого века необходимо предполагает предшествовавшее ей накопление злоупотреблений и порчу римско–католической церкви и поставляет своей задачей исправить эту порчу, восстановить христианство в его первоначальной чистоте. Но само собою разумеется, что недостаточно ещё одного существования порчи, чтобы произошла реформация. Необходимо, чтобы общество пришло к сознанию этой порчи и чтобы вследствие этого воспиталась в нем потребность реформы. Только тогда, когда потребность реформы достигает достаточной силы, она переходит в деятельность и здесь начало реформации. Конечно, в различных национальностях, при разных условиях и в разные времена эта потребность порождалась, развивалась и обнаруживалась не одинаково; но так или иначе, везде, где только началась реформация, она необходимо ей предшествовала и её обусловливала. Если так, то, приступая к исследованию истории реформации в Англии, мы должны предварительно проследить происхождение и постепенное развитие в Английском народе потребности реформы. Но римско–католическая церковь, как развилась она к концу средних веков, представляла собою учреждение не религиозное только, а на половину политическое. Такой характер её необходимо должен был оказать некоторую долю влияния и на характер реформации. Революция ХVI–го века выражаясь словами Лорана, была столько–же политическою, сколько и религиозною, потому что власть, против которой восставала она, была столько–же политическою, сколько и религиозною 1. Если так, то и постепенного развития потребности реформы мы должны искать не с религиозной только, но и с политической стороны.

* * *

1

Laurent. Histoire du droit des gens. – tome IX. p. 8. Bruxelles 1863


Источник: Реформация в Англии : (Генрих VIII и Эдуард VI) / В. Соколов. - Москва : тип. Л.Ф. Снегирева, 1881. - [4], 537, IV с.

Комментарии для сайта Cackle