Нравственные правила
Вернувшись из путешествия по важнейшим аскетическим центрам христианского Востока, свт. Василий Великий составил «Нравственные правила», в числе 80, причем многие из них подразделяются еще на главы. Примерное время написания сочинения – 360-364 гг.
По жанру произведение напоминает «учительные книги». Правила изложены словами Священного Писания и определяют всю христианскую жизнь и деятельность как вообще, так и в разных состояниях (проповедники Евангелия, предстоятели, лица, живущие в супружестве, вдовы, рабы и господа, дети и родители, девы, воины, государи и подданные).
Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет ориентироваться в здешнем временном бытии. Оно определяет всю жизнь христиан как учеников Господа. Поэтому «слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться» (Правило 72, гл. 1). Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет нам ориентироваться в здешнем временном бытии: «По признакам, объявленным нам в Писании, узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела» (Правило 17). Все нормы поведения христиан и их внутреннее устроение души регламентируются Божиими глаголами. Вследствие чего они «как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят или от Христа слышат» (Правило 80, гл. 1), должны направлять жизнь свою к единственной цели – Царству Небесному.
Содержание
Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его Глава 1. Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Глава 2. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния. Глава 3. Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца. Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния. Глава 5. По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу. Правило 2 О том, что тщание желающих благоугодить Богу должно быть ни с чем противным не соединяемо и чисто Глава 1. Вмешивающийся в дела чуждые благочестию не в состоянии будет служить Богу Глава 2. Вступивший в послушание Евангелию должен, прежде всего, очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах святыни. Глава 3. Не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему, или терпит при себе что либо хотя мало отвлекающее от Божией заповеди. Правило 3. О любви к Богу и о том, какой ее признак Глава 1. По засвидетельствованию Господа, первая и большая заповедь в Законе – любить Бога всем сердцем, а вторая – любить ближнего, как себя самого. Глава 2. Не соблюдать заповедей Христовых значит не любить Бога и Христа Его; а признак любви – соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых, даже до смерти. Правило 4. Что такое – честь Богу, и что – бесчестие Правило 5. О взаимной любви друг к другу и о свойствах ее Глава 1. Очистившись от всякой ко всем ненависти, должно любить и врагов, а за друзей, когда потребует сего нужда, полагать душу, имея такую же любовь, какую возымел к нам Бог и Христос Его. Глава 2. Признак учеников Христовых – взаимная друг к другу любовь во Христе. Глава 3. Сделать какой-либо вред ближнему или оскорбить его к ущербу веры, хотя бы поступок по особенной какой причине дозволяем был Писанием, значит не иметь Христовой любви к ближнему. Глава 4. Христианин по мере сил всеми способами должен смягчать того, кто огорчен против него. Глава 5. Кто любит во Христе, тот любимого им иногда и огорчает к его же пользе. Правило 6. О дерзновении в исповедании Бога и Христа Его Правило 7. О том, что исповедание Господа преступающим заповеди Его недостаточно ко спасению Правило 8. О вере, и несомненности глаголов Господних Глава 1. В рассуждении сказанного Господом не должно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен и всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом – и подвиг веры. Глава 2. Кто не верит Господу в малом, тот, очевидно, тем паче не поверит в большем. Глава 3. Должно не на собственных рассуждениях утверждаться и отвергать сказанное Господом, но знать, что глаголы Господни достовернее собственного удостоверения. Правило 9. О знании и незнании того, что до нас касается Глава 1. О знании и незнании того, что до нас касается. Глава 2. Не должно любопытствовать о не касающемся до нас. Глава 3. Имеющим тщание о благоугождении Богу свойственно и других спрашивать о чем должно. Глава 4. Вопрошаемому должно заботиться о том, чтобы дать дельный ответ. Глава 5. Большое осуждение ожидает знающих, но не делающих. Впрочем не безопасно грешить и по неведению. Правило 10. Какой конец греха, и какой конец заповеди Божией Глава 1. Корень греха – смерть. Глава 2. Конец заповеди Божией – жизнь вечная. Правило 11. О судах Божиих и о страхе, какой должны они внушать Глава 1. Должно не пренебрегать судами Божиими, но бояться их, хотя воздаяние и не тотчас следует. Глава 2. Вразумленный по совершении первых грехов и сподобившийся получить прощение, если согрешает снова, уготовляет себе тягчайший прежнего суд гнева. Глава 3. Когда некоторые подпадают суду гнева Божия, тогда прочие, убоявшись, должны вразумиться. Глава 4. Часто и самым порочным делам предается иной в наказание за прежнее нечестие. Глава 5. На милость преклоняет Бога не множество грешников, но благоугождающий Богу, будет ли это муж или жена. Правило 12. Об отриновении Божиих изволений, и о прекословии оным, или о послушании Божией воли и о соблюдении оной Глава 1. Всякое прекословие, хотя оно от приязненного и благоговейного расположения, отчуждает прекословящего от Господа; всякое же слово Господне должно принимать со всею несомненностью. Глава 2. Не должно последовать человеческим преданиям до отриновения Божиих заповедей. Глава 3. Непопустительно должно соблюдать все преданное Господом в Евангелии и чрез Апостолов. Глава 4. Не должно собственной своей воли предпочитать воле Господней; но при всяком деле надобно искать, какая есть воля Божия и исполнять ее. Правило 13. О готовности во всякое время и о неукоснительном тщании тех, которые стараются о благоугождении Богу Глава 1. Зная опасность коснения, всегда должно трезвиться и быть готовым к тщательному совершению дела Божия. Глава 2. Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу. Правило 14. О благовременности каждого дела, взятого в отдельности Правило 15. О надежде на чужие заслуги Правило 16. О думающих, будто бы могут они воспользоваться тем, что живут с людьми добродетельными и богоугодными, тогда как сами себя не исправляют Правило 17. Как должно располагать собою в рассуждении настоящего времени Правило 18. О том, как и с каким расположением исполняет заповедь Божию старающийся об этом исполнении Глава 1. Заповеди Божии надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот, хотя, по видимому, исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога. Глава 2. Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям, и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога. Глава 3. Заповеди Господни исполнять должно с благою совестью и с благим расположением пред Богом и пред людьми. Ибо кто не так исполняет, тот осуждается. Глава 4. За добросовестность в малом праведным судом воздастся большее. Глава 5. Заповеди Господни исполнять должно с ненасытными желаниями, непрестанно поспешая к большему и большему. Глава 6. Заповеди Божии должно так исполнять, чтобы по мере сил исполняющего их, все просвещались и Бог прославлялся. Правило 19. О том, кто препятствует, и о том, кто встречает препятствие к исполнению заповеди Божией Глава 1. Не должно препятствовать исполняющему волю Божию, по заповеди ли Божией, или по разуму, последует он заповеди; и исполняющий заповедь не должен слушать препятствующих, хотя они ближние, но обязан держаться принятого намерения. Глава 2. Кто исполняет заповедь Божию и не по здравому расположению, но, по крайней мере видимо сохраняет в точности учение Господне, тому возбранять этого не должно, поскольку он никому не вредит тем, а иные, может быть, получают от него и пользу; но надобно ему советовать, чтобы имел и мысль достойную доброго дела. Правило 20. О крещении; какое намерение и какая сила крещения Глава 1. Верующие в Господа должны креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. Глава 2. Какое намерение и какая сила крещения? Через него крещеаемый изменяется в уме, слове и деле и по данной ему силе делается тем же, что Родивший его. Правило 21. О приобщении Тела и Крови Христовых, и какое намерение оного Глава 1. И для самой вечной жизни необходимо причащение Тела и Крови Христовых. Глава 2. Приступающий к Причащению без разумения намерения, для которого дается причащение Тела и Крови Христовых, не получает от сего пользы, а причащающийся недостойно – осуждается. Глава 3. С каким намерением должно есть Тело и пить Кровь Господню? В воспоминание Господня послушания даже до смерти, чтобы живущие жили уже не для себя, но для Умершего за них и Воскресшего. Глава 4. Причащающийся Святых (тайн) должен песнословить Господа. Правило 22. Как иной отчуждается от Бога, и посредством чего делается близким Богу Глава 1. Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом. Глава 2. Близость с Господом познается не по плотскому сродству, а по тщательности в исполнении воли Божией. Правило 23. Об одолеваемых даже теми грехами, которых ненавидят Правило 24. О лжи и истине Правило 25. О празднословии, и о наблюдении, чтобы речи были полезны Глава 1. Не должно делать вопросов бесполезных и спорных. Глава 2. Не должно произносить праздного слова, от которого нет никакой пользы. Ибо говорить или и делать даже доброе не к созиданию веры, значит оскорблять Святого Божия Духа. Правило 26. К подтверждению того, что делаем или говорим, надобно, прежде всего, пользоваться свидетельствами Писания, а потом уже и тем, что известно из общего употребления Глава 1. Всякое слово или дело должно подтверждаться свидетельством богодухновенного Писания, в удостоверение добрых и в посрамление злонравных. Глава 2. И известным из природы и обычая в общежитии должно пользоваться к подтверждению того, что делаем или говорим. Правило 27. Об уподоблении, по возможности, Богу и Святым Правило 28. О различении людей добрых и недобрых Правило 29. О том, как можем уверять в своем звании Правило 30. О чествовании того, что посвящено Богу Глава 1. Святыни не должно предавать поруганию, присоединяя к ней что-нибудь из служащего к общему употреблению. Глава 2. Посвященное Богу дотоле должно чествовать как святыню, пока пребывает на то воля Божия. Правило 31. Об употреблении того, что отделено для Святых Правило 32. О долгах и уплате оных Правило 33. О соблазняющих и соблазняемых Глава 1.Соблазнять не должно. Глава 2. Все противоположное воле Господней есть соблазн. Глава 3. Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагают ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру. Глава 4. Для того, чтобы не соблазнить кого, должно делать и то, что не есть необходимо. Глава 5. В исполнении воли Господней, хотя и соблазняются некоторые, должно показывать непреклонное дерзновение. Правило 34. Об обязанности каждого быть для других в своей мере образцом добродетелей Правило 35. Об унижающих доброе в других Правило 36. О чествовании Святых и о расположении к ним Правило 37. Об усердствующих, по мере сил, милостию Правило 38. Как надобно угощать Правило 39. О твердости в соблазнах Правило 40. О преподающих новые учения Правило 41. Об отсечении соблазнителей, и о пощаде тех, которые более немощны Глава 1. Должно отсекать все соблазняющее, хотя оно, по-видимому, весьма близко к нам и необходимо для нас. Глава 2. Тех, которые более немощны в вере, должно щадить и тщательно возводить их к совершенству; впрочем, щадить без нарушения заповеди Божией. Правило 42. О том, что Господь пришел исполнить Закон Правило 43. О различии заповедей Закона и Евангелия Глава 1. Как Закон запрещает худые поступки, так Евангелие запрещает самые сокровенные страстные движения в душе. Глава 2. Как Закон в каждом добром деле требует совершенства от части, так евангелие требует всецелого совершенства. Глава 3. Невозможно удостоиться Небесного Царства тем, которые не показали в себе, что евангельская правда больше правды подзаконной. Правило 44. О том, что бремя Господне легко, а грех тяжел Правило 45. О равном всех чествовании и о смиренномудрии Глава 1. Не возможно удостоиться Небесного Царства тем, которые во взаимном оказывании друг другу чести не подражают детям. Глава 2. Кто желает в Царстве Небесном удостоиться большей славы, тот должен любить здесь смирение и унижение пред другими. Правило 46. О тщательном преуспеянии в великом или малом Глава 1. Сравнительно с порядком какой соблюдаем в делах маловажных, требуется от нас тщательность и в делах важнейших. Глава 2. Обличенные в презрении важнейшего и в нерадении об оном подвергнутся большему осуждению сравнительно с теми, которые и в менее важном показали в себе страх вследствие веры и тщательности вследствие похвального вожделения. Глава 3. Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшего: но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном. Правило 47. О богатстве и о нищете, и о том, что за ними последует Правило 48. О благотворении братиям, и о занятии для этого работою Глава 1.Должно быть милостивым и щедрым. Кто не таков, тот осуждается. Глава 2. Кто имеет у себя больше, нежели сколько потребно на нужды житейские, тот обязан все сие употреблять на благотворения, по заповеди Господа, который и даровал нам все, что ни имеем. Глава 3. По слову Господню должно не обогащаться, но быть нищим. Глава 4. Не должно заботиться об избытке нужного для жизни, и прилагать старание о пресыщении и о пышности; но надобно быть чистым от всякого вида любостяжания и щегольства. Глава 5. Не должно беспокоиться о собственной своей нужде, и возлагать надежду на приготовленное для настоящей жизни, но надобно препоручать себя Богу. Глава 6. Должно заботиться и иметь попечение о нуждах братий, по воле Господней. Глава 7. Кто в силах, тот должен работать и делиться с имеющими нужду. Ибо кто не хочет работать, тот не признается достойным и есть. Правило 49. О входящем в тяжбу и ищущем удовлетворения себе или другому Глава 1. Не должно входить в тяжбу даже об одежде необходимой к прикрытию своего тела. Глава 2. Не должно ссориться, или мстить самому за себя, но, по Господней заповеди, если можно со всеми надобно иметь мир. Глава 3. Даже в отмщении за обиду другому не должно мстить обидевшему. Правило 50. О мире и примирении Правило 51. Каков должен быть тот, кто покушается исправить ближнего Правило 52. О скорби при виде согрешающих; как должно обращаться с ними, когда их бегать, и когда принимать в свое общество Глава 1. Не равнодушно смотреть должно на согрешающих, но скорбеть и плакать о них. Глава 2. Не должно молчать, видя согрешающих. Глава 3. Входить в сближение с согрешающими не для чего иного должно, а только для того, чтобы побудить их к покаянию, если каким-нибудь способом можно сие сделать без греха. Глава 4. Отвращаться должно тех, которые пребывают в грехе своем, по употреблении всевозможного о них попечения. Правило 53. Какое осуждение тем, которые за нанесенную им, по мнению их, обиду помнят зло Глава 5. Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили пред ним. Правило 54. О произнесении суждения, и о медлении в суждении Глава 1. Не должно осуждать друг друга за то, что дозволено Писанием. Глава 2. Не должно медлить в суждении о том, что дозволено в Писании. Глава 3. Не должно судить о неизвестном. Глава 4. Не должно судить с лицеприятием. Глава 5. Никого не должно осуждать, прежде нежели в его присутствии тщательно исследовано дело его, хотя и много обвиняющих. Правило 55. Об усердии к Богу, об исповедании Божиих дарований, и о благодарении за них Глава 1. Надобно знать и исповедовать, что от Бога даются всякий благий дар и терпение самых страданий за Христа. Глава 2. Не молчать о благодеяниях Божиих, но благодарить за них должно. Правило 56. О молитве; когда, о чем, как и за кого должно молиться Глава 1. Постоянно должно пребывать в молитвах и бдениях. Глава 2. Сперва должно благодарить Бога за самое необходимое для ежедневной телесной потребности, а потом употреблять сие. Глава 3. Молящемуся не должно говорить лишнего, просить у Господа чего-либо тленного и недостойного. Глава 4. Как должно молиться и в каком душевном состоянии. Глава 5. Должно молиться друг о друге и о предстоятелях слова истины. Глава 6. Должно молиться и о врагах. Глава 7. Молиться или пророчествовать мужчине не должно с покрытой, а женщине – с открытой головой. Правило 57. О превозношении заслугами Глава 1. Не должно высоко о себе думать по причине своих заслуг, и унижать прочих. Правило 58. О приобретении и о сообщении другим Божиих дарований Глава 1. Не должно думать, что дар Божий приобретается деньгами, или другим каким примышлением. Глава 2. Каждому, по мере веры, даются от Бога дарования на пользу. Глава 3. Приемлющий благодать Божию даром должен даром давать ее, а не торговать ею по собственным своим прихотям. Глава 4. Кто с благопризнательностью приял первый Божий дар, и тщательно возделал его во славу Божию, тот сподобляется и других даров. А кто не таков, тот лишается дара прежнего, не удостаивается дара для него приуготовленного и предается наказанию. Правило 59. О чести и славе человеческой Правило 60. О различии Божиих дарований, и о взаимном согласии тех, которые по этим дарованиям стоят выше или ниже Правило 61. О малозначительности на человеческий взгляд тех, которые приемлют Божию благодать Правило 62. Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников Глава 1. Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание. Глава 2. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение. Глава 3. В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией. Глава 4. Христианин в искушениях при каждой встречающейся с ним опасности должен припомнить, что сказано на сей случай в Богодухновенном Писании, и таким образом соблюдать себя непосрамленным, а противников приводить в бездействие. Правило 63. О робости и смелости в напастях Правило 64. О радости, какую должно ощущать в страданиях за Христа Правило 65. Как должно молиться и при самой кончине Правило 66. О тех, которые оставили подвизающихся за благочестие, и о тех, которые вместе с ними подвизаются Глава 1. Подвизающихся за благочестие оставлять не должно. Глава 2. Должен молиться об испытуемых в искушениях. Правило 67. О тех, которые скорбят об умирающих Правило 68. О различии настоящего и будущего века Глава 1. Не должно и по воскресении ожидать чего-либо свойственного сему веку, но надобно знать, что в будущем веке жизнь ангельская и свободная от всяких нужд. Глава 2. Не должно думать, что пришествие Господа будет местное и плотское, но надобно ожидать Его во славе Отчей вдруг в целой вселенной. Правило 69. О том, что запрещается или одобряется в Писании Глава 1. Перечисление того, что наравне запрещается и подлежит грозному приговору. Глава 2. перечисление того, что наравне одобряется, или имеет обетование благословения. Правило 70. О тех, кому вверена проповедь Евангелия, когда, кого и чему должны они учить… Глава 1. Те, кому вверена проповедь евангельская, с молением и молитвою должны поставлять диаконов и пресвитеров неукоризненных, заслуживших одобрение прежнею жизнью. Глава 2. В рукоположениях не должно быть легкомысленным и приступать к оным неосмотрительно, ибо не заслужившее одобрения не безопасно. А уличенного в чем-нибудь надобно обнаруживать, чтобы и самому не стать сообщником во грехе и чтобы другие не претыкались, а, напротив, учились бояться. Глава 3. Избранный должен не самовольно приступать к проповеди, но ожидать времени Божия на то благоволения и начинать проповедь, когда велено, а проповедовать тем, к кому он послан. Глава 4. Призванный на проповедь евангельскую должен немедленно повиноваться, а не отлагать сего дела. Глава 5. Не должно учить иначе. Глава 6. Вверенных должно учить всему тому, что повелено Господом в Евангелии и чрез апостолов и что с сим сообразно. Глава 7. Если тот, кому вверено слово учения Господня, умолчит что-нибудь из необходимого нужного для угождения Богу, то он виновен в крови подвергающихся опасности или сделать что запрещенное, или недостаточно выполнить свои обязанности. Глава 8. В рассуждении того, что не определено в Писании ясным повелением, должно увещевать каждого к лучшему. Глава 9. Непозволительно вменять в необходимость другим, чего сам не исполняешь. Глава 10. Предстоятель слова должен быть для других образцом всего доброго, сам прежде исполняя, чему учит. Глава 11. Предстоятель слова должен не своими только добрыми делами ограничивать свою попечительность, но собственным и исключительным делом возложенного на него попечения почитать исправление вверенных ему. Глава 12. Предстоятель слова должен обходить все селения и города, ему порученные. Глава 13. Всех должно призывать в послушание Евангелию, со всяким дерзновением возвещать слово и свидетельствовать об истине, хотя иные препятствуют сему и, как бы то ни было, гонят даже до смерти. Глава 14. Должно молиться о преуспеянии уверовавшим и благодарить за оное. Глава 15. Добрые дела, по благодати Божией совершенные, должно делать и для других известными во славу Божию. Глава 16. Должны прилагать попечение не только о присутствующих, но и об отсутствующих и все делать, как требует сего нужда назидания. Глава 17. Должны внимать тем, которые призывают для благотворения. Глава 18. Приемлющих слово истины надобно утверждать в нем своим посещением. Глава 19. Любящему Господа свойственно с великою приверженностью к поучаемым заботиться о них всеми мерами со всяким тщанием, хотя бы, уча и всенародно и наедине, надлежало пребывать в учении до смерти. Глава 20. Предстоятель слова должен быть милосерд и сострадателен, особливо к страждущим душевно. Глава 21. К вверенным должно быть сострадательным и в телесных их нуждах и заботиться о них. Глава 22. Предстоятелю слова не должно оскудевать в надлежащем тщании о важнейшем, самолично исполняя с усилием маловажное. Глава 23. Не должно величаться, или торговать словом учения из ласкательства слушателям, в удовлетворение собственному сластолюбию или нуждам своим, но надобно быть такими, какими следует быть говорящим пред Богом и во славу Божию. Глава 24. Предстоятель слова не должен употреблять власти своей к оскорблению подчиненных и превозноситься пред ними, а напротив того, степень сана своего обязан более обращать в повод к смиренномудрию пред ними. Глава 25. Не должно проповедовать Евангелия из любопрительности, из зависти и соперничества с кем-нибудь. Глава 26. Для евангельской проповеди не должно пользоваться человеческими преимуществами, чтобы ими не затмевалась Божия благодать. Глава 27. Не должно думать, что успех проповеди производится собственными нашими примышлениями, но всю надежду надобно возлагать на Бога. Глава 28. Кому поручена проповедь евангельская, тот не должен ничего приобретать сверх необходимого для собственной своей потребности. Глава 29. Не должно брать на себя попечения о житейском в угождение людям, которые с пристрастием занимаются этим. Глава 30. Те, которые в угождение слушателям не с дерзновением возвещают волю Божию, раболепствуя пред теми, кому хотят угодить, не подчиняются уже владычеству Господню. Глава 31. Учащий должен предположить себе целью всех возвести в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой, и притом каждого в собственном его чине. Глава 32. Враждебно расположенных должно вразумлять с незлобием и кротостью, ожидая их покаяния, пока не исполнится мера попечения о них. Глава 33. Должно быть уступчивым, а не упорно нападать на тех, которые по страху и богобоязненности отказываются принять к себе проповедующего слово. Глава 34. Должно удаляться тех, которые по бесчувствию не приемлют евангельской проповеди, и не пользоваться их благодеяниями даже в необходимых потребностях тела. Глава 35. Должно удаляться людей, которые остаются непокорными по употреблении о них попечений всякого рода. Глава 36. Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию. Глава 37. Предстоятель слова должен все делать и говорить с осмотрительностью и по многом испытании, с целью благоугодить Богу, как человек, имеющий нужду в одобрении и засвидетельствовании даже тех, которые ему вверены. Правило 71. О том, что наравне заповедано предстоятелям Глава 1. Перечисление того, что сказано наравне об епископах и пресвитерах. Глава 2. О диаконах. Правило 72. О слушателях. Как учащиеся должны различать духовных учителей от не таковых; какие иметь к ним расположения, и как принимать их уроки Глава 1. Слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать что говорят учителя, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться. Глава 2. Имеющие не много сведения в Писании за отличительный признак святых должны признавать плоды Духа, и у кого есть таковые плоды того принимать, а у кого нет, того отвращаться. Глава 3. От правоучащих слову истины должно принимать оное, как от Господа, во славу самого пославшего Иисуса Христа Господа нашего. Глава 4. Не покоряющиеся посланным от Господа не их только бесчестят, но и самого Пославшего, и навлекают на себя суд тягчайший, нежели Содомляне и Гомморяне. Глава 5. Учение заповедей Господних должно принимать как такое учение, которое доставляет нам жизнь вечную и царство небесное, и с усердием надобно оное исполнять, хотя бы казалось и трудным. Глава 6. Обличение и выговор принимать должно как врачевство, которым истребляется немощь и восстанавливается здравие. Из чего видно, что притворяющиеся кроткими по страсти человекоугодия и не обличающие согрешивших все портят и покушаются на самую жизнь истинную. Правило 73. О живущих в супружестве Глава 1. Мужу с женой или жене с мужем разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии или находит препятствие благочестию. Глава 2. Отпустившему жену свою непозволительно жениться на другой, и другому жениться на отпущенной мужем. Глава 3. Муж должен любить свою жену такой же любовью, какой Христос возлюбил Церковь, предав Себя за нее, чтобы освятить ее. Глава 4. Жены, творя волю Божию, должны повиноваться своим мужьям, как и Церковь повинуется Христу. Глава 5. Жены не должны наряжаться для увеличения красоты, но обязаны иметь все старания и попечения о добрых делах, и это убранство почитает истинным и приличным для христианок. Глава 6. Женщины должны в церкви молчать, дома же заниматься беседами о благоугождении Богу. Правило 74. О вдовах Глава 1. Вдова, если имеет еще телесную крепость, должна проводить жизнь в заботе и тщании, помня сказанное и засвидетельствованное Апостолам о Серне. Глава 2. Вдовице, испытанной в перечисленных у Апостола добродетелях, и поступившей в чин действительных вдовиц, надобно пребывать в молениях и молитвах, постясь день и ночь. Правило 75. О рабах и господах Глава 1. Рабы должны во славу Божию повиноваться господам своим по плоти со всем усердием и во всем том, чем не нарушается заповедь Божия. Глава 2. Господа, памятуя об истинно Господе, чем сами пользуются от рабов, то же и для них должны делать по силам, в страхе Божием и с снисходительностью к рабам подражая Господу. Правило 76. О детях и родителях Глава 1. Дети должны почитать родителей и быть им послушны во всем, что не препятствует исполнению заповеди Божией. Глава 2. Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостью и долготерпением, и сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби. Правило 77. О девах Правило 78. О воинах Правило 79. О государях и подданных Глава 1. Государям должно защищать постановления Божии. Глава 2. Высшим властям должно повиноваться во всем, что не препятствует исполнению Божиих заповедей. Правило 80. Каковы вообще, по требованию Слова Божия, должны быть христиане и предстоятели Глава 1. Как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят, или от Христа слышат. Глава 2. Как овцы Христовы, которые слушают единственно голоса собственного своего Пастыря, и за Ним последуют. Глава 3. Как розги Христовы, которые во Христе укоренены, в Нем плодоносны, и делают и имеют все то, что Христу свойственно и Его достойно. Глава 4. Как члены Христовы, которые во всяком действии заповедей Господних или дарований Святого Духа совершенны, соответственно достоинству Главы, которая есть Христос. Глава 5. Как невеста Христова, которая соблюдает чистоту, сообразуясь с единою волею Жениха. Глава 6. Как Божии храмы, которые святы, чисты и наполнены единственно тем, что принадлежит к служению Богу. Глава 7. Как жертва Богу нескверная и беспорочная, которая во всех членах и частях сохраняет здравою богочестие. Глава 8. Как чада Божии, которые преобразуются в образ Божий, по мере дарованной человеку. Глава 9. Как свет в мире; почему и сами не допускают в себя греха, и приближающихся к ним просвещают в познании истины, чтобы они стали, чем должны быть, или обличились, что они такое. Глава 10. Как соль в земле; почему вступающие с ними в общение обновляются духом в нетление. Глава 11. Как слово жизни; почему мертвостию к настоящему уверяют в надежде истинной жизни. Каковы, по требованию Божия слова, должны быть те, которым вверена проповедь Евангельская. Глава 12. Как Апостолы и служители Христовы и верные домостроители Таин Божиих, которые делом и словом неослабно исполняют единственно Господни постановления. Глава 13. Как проповедники Царства Небесного к сокрушению имеющего державу смерти в грехе. Глава 14. Как образец и правило благочестия, чтобы в последующих Господу производить во всем прямизну, а в непокоряющихся чему бы то ни было обличать уклонение. Глава 15. Как глаз в теле, чтобы различать доброе и лукавое, и направлять членов Христовых, к чему каждый обязан. Глава 16. Как пастыри овец Христовых, которые не отрекаются при времени положить за них душу, только бы сообщить им Евангелие Божие. Глава 17. Как врачи, чтобы с великою сострадательностью, сообразно с знанием учения Господня, врачевать душевные немощи, и приводить к здравию и постоянной жизни во Христе. Глава 18. Как отцы и воспитатели собственных своих чад, с великою горячностью любви о Христе готовы передать им не только благовестие Божие, но и душу свою. Глава 19. Как Божии споспешники, всецело посвятившие себя для Церкви единственно делам достойным Бога. Глава 20. Как насадители Божиих розг, которые не насаждают ничего чуждого виноградной лозе, то есть Христу, и ничего неплодоносящего, но со всяким рачением улучшают, что свойственно сей Лозе и плодоносно. Глава 21. Как строители храма Божия, которые приуготовляют душу каждого, чтобы сделать ее соответственною основанию Апостолов и Пророков. Глава 22.
Правило 1. О покаянии, о времени покаяния, о свойствах и о плодах его
Глава 1. Верующие в Господа должны прежде всего покаяться, по проповеди Иоанновой и по проповеди Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ибо те, которые ныне не каются, осуждены будут более осужденных прежде Евангелия.
(Мф. 4, 17): «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
(Мф. 11, 20–22): «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам», и прочее.
Глава 2. Настоящее время есть время покаяния и отпущения грехов, а в будущем веке праведный суд воздаяния.
(Мк. 2, 10): «Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи», глаголет».
(Мф. 18, 18–19): «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного».
(Ин. 5, 28–29): «ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».
(Рим. 2, 4–6): «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его».
(Деян.17,30–31): «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».
Глава 3. Кающиеся должны горько плакать и прочее, что свойственно покаянию, изъявлять от сердца.
(Мф. 26, 75): «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».
(2Кор. 7, 6–7): «Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне». И вскоре потом (2Кор. 7, 11): «Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле».
(Деян. 19,18–19): «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собрав книги свои, сожгли перед всеми».
Глава 4. Кающимся недостаточно ко спасению одно удаление от грехов, но потребны им и плоды достойные покаяния.
(Мф. 3, 7–10): «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
Глава 5. По отшествии из сей жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог, по долготерпению Своему, время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу.
(Мф. 25, 1–12): «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас».
(Лк. 13, 24–25): «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы».
(2Кор. 6, 2–4): «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения. Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии».
(Гал. 6, 10): «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем».