святитель Василий Великий

Правило 62. Об искушениях, когда их должно уклоняться, и когда вступать с ними в борьбу; и как встречать противников

Глава 1. Уверовавшие в Бога и крестившиеся долж­ны тотчас быть готовыми и от домашних своих тер­петь искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание.

(Мф. 3, 16–17, 4:1): «И, крестившись, Иисус тот­час вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Ко­тором Мое благоволение. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола».

(Мф. 10, 16–18): «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками». И вскоре потом (Мф. 10, 21–22): «Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется».

(Мф. 10, 38): «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».

(Ин. 16, 1–3): «Сие сказал Я вам, что­бы вы не соблазнились. Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, бу­дет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня», и прочее.

(Лк. 8, 13): «упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью прини­мают, но которые не имеют корня, и временем веру­ют, и во время искушения отпадают».

(2Кор. 1, 8–9): «Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых».

(2Тим. 3, 12): «Да и все, желающие жить благочести­во во Христе Иисусе, будут гонимы».

Глава 2. Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напро­тив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искуше­ние.

(Мф. 6, 9): «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Цар­ствие Твое». И вскоре потом

(Мф. 6, 13): «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

(Ин. 7, 1–10): «После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. Приближался праздник Иудейский – поставление кущей. Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты тво­ришь такие дела, то яви Себя миру. Ибо и братья Его не веровали в Него. На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что я свидетельствую о нем., что дела его злы. Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. Сие сказав им, остался в Галилее. Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно».

(Лк. 22, 46): «встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение».

Глава 3. В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией.

(Мф. 10, 23): «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой».

(Мф. 12, 14, 15): «Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погу­бить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда».

(Ин. 11, 53–54): «С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями».

(Лк. 22, 41, 42): «и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».

(1Кор. 10, 13): «Вас постигло искушение не иное, как чело-веческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».

Глава 4. Христианин в искушениях при каждой встречающейся с ним опасности должен припомнить, что сказано на сей случай в Богодухновенном Писа­нии, и таким образом соблюдать себя непосрамленным, а противников приводить в бездействие.

(Мф. 4, 1–4): «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходя­щим из уст Божиих» и проч.



Источник: Творения : в 2 т. / свт. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской. – М.: Сибирская благозвонница, 2008-2009. - (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). / Т. 2: Аскетические творения ; Письма. - 2009. - 1230 с. / Нравственные правила. 19-101 с. ISBN 978-5-91362-144-3

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Искушение святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ИСКУШЕНИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

3. Творения – О вере преподобный Ефрем Сирин

4. Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний – Слово 121. Об умилостивлении преподобный Антиох Палестинский

5. Философские главы – Глава LXIII. О суждении, утверждении и отрицании преподобный Иоанн Дамаскин

6. Слова – Слово 8 святитель Григорий Богослов

7. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Еда (при немощи) преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

8. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

9. Простые истины сердца – О совершенном обращении к Богу от прелестей мира и грехов святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle