епископ Вениамин (Милов)

Животворность знамения Креста Господня

Составители богослужебных книг – святые Отцы Церкви нередко называют образ и знамение Христова креста «животворящими», то есть, созидающими, творящими благодатную жизнь в человеке. В настоящий раз для уяснения понятия «Животворящий крест» мы воспользуемся данными одной Постной Триоди, так как содержание этой богослужебной книги с наибольшей ясностью свидетельствует о подаянии верующим во Христа Божией благодати в самом знаке креста и под его образом. Облагодатствование чрез крест Христов невольно приводит на мысль обратное этому явление – утрату прародителями Божией благодати после вкушения плода от райского дерева познания добра и зла.

До грехопадения Адама и Евы видимым знаком общения с ними Бога было облечение их тел и душ божественным сиянием. Непослушание Богу совлекло с них молниевидное облачение вследствие удаления от них благодати.

Воплотившийся и пострадавший на кресте Сын Божий, Спаситель мира возвратил верующим в Него людям невещественное сияние Божества, эту причину духовной жизни человеческой природы. Он изливает названное осияние на всякого христианина через знамение креста329.

Так, в противоположность древу преслушания, крестное древо вводило и вводит людей в единение со светоносной силой, исходящей от Существа Божия.

Постная Триодь, объясняя слова «животворящий крест», свидетельствует о бытии в Церкви двух непрерывно продолжающихся мистических фактов:

1. Излияния Спасителем Божественной благодати в образе креста.

2. Животворного воздействия крестной силы на существо человека. О каждом из упомянутых фактов скажем отдельно.

ИЗЛИЯНИЕ БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ В ОБРАЗЕ КРЕСТА

Название креста Христова «Животворящим» имеет глубочайший смысл. Образ креста и крестное знамение в Церкви действительно животворны явлением силы Божией при совершении церковных таинств и частных молитв верующих. Всеведущий и вездесущий Господь Спаситель каждый раз и всюду благодатно действует в изображаемом верующими кресте. Он низводит на осеняющих себя крестным знамением силу Св. Духа. «Предлагается крест, – говорит преп. Феодор Студит, и мир радуется пришествию Духа»330.

Мысль об излиянии чрез крест благодати Божией развивается у церковных песнопевцев многократно и в различных образах. По словам Постной Триоди, крест, «как райский источник, изливает миру бессмертие и жизнь, просвещает всю вселенную и возвышает силу Церкви»331. Христоносный крест – древо жизни, неистощимый источник вод благодатных дарований, просветитель и освятитель христиан по душе и телу332. Светоносная крестная благодать сияет ярче солнечной зари всякий раз, как крест изображается в воздухе ли, или в местах жительства с верою и теплой любовью ко Христу. Это сияние изливает вознесшийся на древо креста Христос Спаситель. Поэтому то святый крест всегда носит невечерний свет, испускает «мысленно созерцаемые лучи», приносящие верующим спасение и изглаждение грехов.

По виду крест мал, своей же силой шире небес. Невещественные блистания его светятся по всей Божией Церкви и всюду исходят именно от него333.

У православных церковных проповедников не принято говорить о крестной силе в литургических выражениях, применительно к идее невещественно-благодатного светосияния. Равным образом и в системах школьно-догматического богословия, хотя и ведется речь о сообщении людям благодати таинств Церкви «в видимом знаке и под видимым знаком», но почему-то этот знак определенно не называется крестным знамением или начертанием креста.

Может быть умолчание о невещественном блистании благодати, исходящей чрез крест, вызвано ощутительностью его только для христианского душевного чувства и редкостью зрения его телесными очами. В связи с этим церковные проповедники обычно останавливаются вниманием лишь на всеобщности чувства крестной силы, свойственной личному сердечному опыту христиан, и опускают намеренно факт возможности телесного созерцания благодатного сияния креста. Замечательно, что и церковные песнопевцы называют фактически изливающуюся крестную силу «мысленными лучами» или представляемыми только в уме.

При всем том нельзя забывать и таких явлений в Церкви, когда верующие, – отверстыми Богом телесными очами своими, бывают способны физически видеть крестное сияние, исходящее от пастырских рук при благословении ими пасомых и в момент совершения церковных таинств.

ЗНАЧЕНИЕ СИЛЫ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА В ЛИЧНОМ СПАСЕНИИ

Благодатная крестная сила, светозарнейшая солнца и всегда мысленно окружающая крест, по изволению Господа Иисуса Христа действует во спасение людей разнообразно. Она:

1. сокрушает силу демонов, восстающих на людей,

2. очищает человеческое существо от страстей и.

3. обогащает его благодатными дарованиями.

1.

Христиане, ограждающие себя крестным знамением с верою и призыванием имени Господа Спасителя, спасаются крестом прежде всего от мысленных диавольских влияний. Злые духи постоянно влагают в сознание людей греховные мысли, страстные образы и воспоминания о порочных делах. Кто из искушаемых в момент подобных страстных приражений полагает на себя знамение креста, того запечатлевает крестное осияние. Оно нестерпимо бесам, палит их, и невольно заставляет отступать от соблазняемых на грехи334. Сияние креста уничтожает демонскую крепость и сопротивоборствует христианам в их борьбе с бесами, уничтожая диавольские прилоги в умах искушаемых. Светолучные крестные молнии в верующих всего мира побеждают «темные демонские начала и власти», сокрушают их мощь и обращают в бегство335.

2.

Крест Христов жизнетворен не только, как победитель духов злобы, но и как воскреситель людей от страстей. Он, – говоря языком Постной Триоди, -всегда сущая печать во спасение людей и очищение людей от страстей. Верующие начертанием на себе креста с молитвою ко Христу Спасителю причащаются благодатной жизни. В Таинствах Церкви крестное осияние облекает их одеждой жизни, дарует им свободу от страстного горения и жжения, исцеление от душевных и телесных болезней и как бы крепкие жилы на перенесение борьбы со страстями336.

3.

Животворящий крест Господень является, таким образом, источником благодатных дарований. Силой креста верующие просвещаются и освящаются, в нем получают услаждение радостью и умилением сердца при условии хранения поста337.

Животворящее и светозарное крестное древо, – говоря образно, – благоухает миром жизни, произращает усладу от созерцания образа красоты Божества и наслаждение вечной Его славой. От креста, как от неистощимого источника, неиссякаемо истекает вода нетления и кипит благодатными дарованиями. Крест всех благодатно напояет, «окружает божественным благословением и запечатлевает небесным блистанием. Честным крестом возвышается сила всей вселенной Церкви и каждого верующего во Христа христианского общества»338.

В описании благодатного значения крестной силы мы воспользовались буквальными выражениями Постной Триоди, чтобы свободной передачей их содержания не затемнить подлинной красы литургической речи.

Все сказанное о действии Христа Спасителя чрез образ креста можно обобщить в форме таких заключительных положений:

1. Крестом сообщается верующим светоносная благодать Божия чрез Христа Спасителя во Св. Духе Отчем при условии сердечного призывания имени Иисуса Христа во время борьбы со страстями и демонскими прилогами.

2. Крестная благодать есть просвещающая и освящающая людей Божия сила, знак снисхождения Бога к человеку, щит от страстей и злых духов и сокровище благодатных дарований.

3. Крестное животворящее действие – показатель всегдашней близости Господа Спасителя ко всякому христианину в всей вселенной Церкви.

4. Крест животворящ в том смысле, что изливаемая в образе и начертании его благодать Божия составляет идеальную жизненную силу души и необходимейшие условие раскрытия самых благородных и возвышенных человеческих познаний, чувств и навыков

ЛИТУРГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЖИВОТВОРНОСТИ КРЕСТА ХРИСТОВА

Церковно-богослужебные мысли о кресте Христовом представляют целое откровение тайны крестного действия в Церкви. В них мы находим глубочайшее объяснение животворности св. креста в связи с библейскими прообразами.

Крестная сила спасает от греха людей, вечного осуждения и смерти, всегда поражает демонов, облегчает христианину борения с грехом, благодатно просвещает его и уничтожает в нем страх смерти.

На вопрос о причине животворящей силы св. креста мы находим у церковных песнопевцев ясный ответ. Они говорят, что в изображении знамения креста Сам вездесущий Христос Спаситель всюду благоволит являть Свою благодатную силу верующим. В кресте дан Господом Церкви жезл силы339, непобедимое оружие340, источник обновления от страстей341. Изображение креста с верою и молитвою печатлеет на человеке свет Лица Христова342.

Христиане не только ограждают себя крестным знамением, но и поклоняются образу креста, созерцая на нем Распятого Искупителя мира – Христа. Образ Христова креста, хотя по видимости, есть древо, но «одет Божественною силою, и незримо для телесных очей чудотворит спасение» каждому христианину343. «Он облиставает (верующим) благодать, как пламя огня, источает им дарования, как воды, просвещает их души и помышления, целит недуги, отгоняет страсти, подает им Божие благословение»344. Христос непрерывно показует в Церкви древо Своего креста «светлейшим огня, действеннейшим пламени, попаляющим грехи людей и просвещающим их сердца345.

Честной крест Христов в древности прообразован Моисеевым жезлом. Еще пророк Моисей изображением креста разделил и соединил воды Чермного моря, распростертыми руками в виде креста победил Амаликитян, Патриарх Иаков крестообразным возложением своих рук на детей Иосифа, Ефрема и Манассию благословил их346. Три еврейских отрока в разженной вавилонской печи спаслись от смерти, изобразив крест молитвенным воздеянием своих рук к Богу347.

Христиане созерцают Христов крест, как жертвенник, на котором Господь Иисус Христос принес Свою искупительную жертву за мир, и всегда чудотворящее в Церкви знамение. Действием этого знамения поражаются злые духи. Обычно они назойливо влагают в мысленную силу христиан тысячи соблазнительных помыслов, склоняющих ко греху. Всякий же раз, как искушаемые ограждают себя крестным знамением, демоны прекращают навевать греховные внушения. В этом смысле крестная сила «разрывает вражий сети»348. Всякий злой дух трепещет креста, трясется при виде его, не вынося блистания его349. Крест прекращает мучительство диавола над людьми, попирает вражию силу350, посрамляет ее, как ничтожную351, устрашает, опаляет бесов352 и обессиливает. Они уже не властны мучить страстями человеческое естество, осияваемое благодатию креста353 и не могут терзать его, как волки354 добычу. Ограждаемые крестом христиане противятся диаволу, не боятся его козней и лаяний355, но прогоняют его крестной силой356. Действие благодати креста в личном человеческом спасении непрерывно.

По словам церковных песнопевцев, крест источает верующим жизнь, просвещение, нетление от страстей357, умиротворяет их души, изглаждает грехи и освящает358. Он как звезда на небе, сияет в Церкви359, развязывает связанных страстями, утверждает в добрых навыках и движет их любить Бога360. На этом основании можно сказать, что Христос Спаситель чрез знамение креста проращает людям жизнь361, творит всеобщее спасение и очищение в Церкви362, избавляет грешных от гибели, исправляет их отпадение, обнимает кающихся любовию363. Благодать креста разрушает осуждение на смерть, разрывает в людях узы ада364, прекращает страх пред осуждением Божиим, открывает безмерную благость Господню365, уничтожает греховное бессилие людей для творения добра366. Крестное древо облекает верующих во Христа одеждами вечной жизни и вводит в вечное Царство Божие367.

* * *

329

Среда Сырн. утра, 1 Трипеснец, 1 и 2 тр. 3 п., 4 тр. 9 п.; Пяток Сырн. утра, 1 Трипеснец, 4 тр. 8 п.

330

Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1 тр. 5 п.

331

Четверг 1 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Пяток 1 Седм. Вел. Поста, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 и 3 стихословии.

332

Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра. Ирмос Катавасия по 5 п. Канона, Канон, 2 и 5 тр. 6 п., 4 тр. 7 п., 4 тр. 9п., 1,2–3 стихиры на хвалитех, 1 стихира на целование креста.

333

Неделя 3 Седм. Вел. Поста утра, 4 стихира на целование креста; Понед. 4 Седм. Вел. Поста вечера, 3 стихира на Господи воззвах; Понед. 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихосл., 1 Трипеснец, 1 тр. 1 п. 1 и 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 1 тр. 8 п.; Вторник 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихословии, 2 Трипеснец, 5 тр. 2 п.; Среда 4 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии.

334

Пяток Сырный утра, 2 Трипеснец, 1 и 2 тр. 9 п.; Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 и 5 тр. 9 п.

335

Среда 2 Седм. Вел. Поста утра, Седальны по 2 и 3 стихосл.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 2 и 5 тр. 9 п.; Среда 3 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 1, 2 и 5 тр. 3 п., 1 Трипеснец, 1 тр. 8 п., 2 тр. 9 п., 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п., 5 тр. 9 п.

336

Нед. 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по Полиелее, Канон, 2 и 3 тр. 1 п., 2 тр. 3 п., 1 и 2 Седальны по 3 песни, 3 тр. 4 п., 1 и 4 тр. 5 п., 2 и 3 тр. 8 п.; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 2, 3 и 4 стихиры на Господи воззвах; Пяток 4 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 2 тр. 9 п.

337

Пяток 3 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 2 стихословии; Нед. 3 Седм. Вел. Поста вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

338

Пяток 1 Седм. Вел. Поста утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Пяток 2 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихослов.; Пяток Сырн. утра, 2 Трипеснец, 5 тр. 8 п.; Среда 1 Седм. Вел. Поста утра, Седален по 3 стихосл.

339

О. I., 3 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл., Богород., Седален по 1 стихосл.

340

Там же, Седален по 3 стихосл.

341

О. I., 4 гл. Мал. веч., 1 стихира на Господи воззвах.

342

О. I., 3 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира.

343

О.II., 5 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.

344

О. II., 5 гл. Четверг вечера, 1 стихира на Господи воззвах.

345

О. II., 7 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии.

346

О. II., 8 гл. Пяток утра, 1 стиховная стихира. Среда утра, Блажен, на Литургии, 2 тропарь и 3-й.; 1, 2, 3 гл. Нед. утра. Блаженны – 6 тропарь.

347

Триодь Цветная, Нед. 3 по Пасхе утра, Кан. Миронос., 2 тр. 8 п.

348

О. II., 6 гл. Субб. вечера, 1 стихира на Господи воззвах; Нед. утра, 3 хвалитная стихира.

349

О. II., 8 гл. Нед. утра, 3 хвалитн. стихира.

350

О. I., 1 гл. Среда утра, Седален по 1 стихосл.

351

О. I., 1 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 2 тр. 5 п.

352

О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

353

О. I., 4 гл. Нед. утра, 2 хвалитная стихира.

354

О. I., 4 гл. Среда .утра, Кан. Кресту, 1 тр. 3 п.

355

О. II., 6 гл. Среда утра, 2 стиховная стихира.

356

О. II., 6 гл. Пяток утра, Седален по 3 стихосл.

357

О. II., 6 гл. Субб. вечера, 5 стихира на Господи воззвах; 5 гл. Субб. вечера, 7 стихира на Господи воззвах.

358

О. I., 1 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

359

О. I., 2 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

360

О. I., 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, Богород., 3 п.

361

О. I., 3 гл. Вторник вечера, 2 стиховная стихира.

362

О. I., 3 гл. Четверг вечера, 1 стиховная стихира.

363

О. I., 4 гл. Нед. утра, Кан. воскр., 1 тр. 1 п.; 2 гл. Пяток утра, Кан. Кресту, 2 тр. 1 п.

364

О. I., 4 гл. Нед. утра, Тропарь по Велик, славословии.

365

О. I., 4 гл. Вторник вечера, 3 стихира на Господи воззвах.

366

О. II., 6 гл. Среда утра, Се дален по 1 стихословии.

367

О. II., 8 гл. Среда утра, Седален по 2 стихословии, 2 тропарь, Седален по 3 стихословии, 2 тропарь.


Источник: Чтения по литургическому богословию / Епископ Вениамин (Милов). - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 254 с. - (Серия Православное богословие). ISBN 978-5-7533-0694-4

Комментарии для сайта Cackle