епископ Вениамин (Платонов)

Слово в день архистратига Михаила и прочих бесплотных сил94

Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия: да от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Тропарь архан.

Пред лицом молитвенного нашего собрания, на месте, посвященном покровительству и хранению невидимых горних сил, мы свободно можем беседовать об этих высочайших преестественных силах, не стесняясь современным направлением науки, которая не признает ни каких других сил, кроме сил, находящихся в веществе, и не допускает никакого иного мира, кроме мира невидимого, составленного из вещества. Теперь и здесь нет нам дела до всех положений, из каких выходит, и доказательств, на каких опирается современная нам наука, которая по своему направлению жалка, по своему кругозору узка, по началу и основанию близорука, по выводам и умозаключениям шатка и несостоятельна. У нас есть своя высшая наука, из которой мы заимствуем лучшие понятия и вернейшие убеждения, мы имеем свои начала и факты, на основании которых уже не сомневаемся в бытии иного высшего мира, а потому вследствие своего такого убеждения и обращаемся к таинственным существам его с своим молитвенным воззванием.

Кто эти существа и какое мы имеем о них представление? Это блаженнейшие духи, высшие и превосходнейшие нас создания, которые светозарным сонмом предстоят престолу Божию и воспевают вечную хвалу великому своему Творцу и Богу; это первые, светы, воссиявшие от творческой силы троического, несозданного Света. Они так тонки и возвышенны по своей природе, что наш бренный взор не может улавливать их своим видением и примечать их; они столько светоносны и чисты, что с ними не может сравнится и самый блеск солнечных лучей. Ибо мир невидимый – духовный без всякого сравнения превосходит все нами видимое и ощущаемое в этом вещественном мире. К этим-то невещественным силам, окружающим престол и величие Господа, мы простираем свой молитвенный глас, прося их помощи и заступления от всех бед и напастей, которыми мы окружены со всех сторон, и которые могут постигнуть нас во всякое время на всякий час. Слышат ли св. ангелы наше призывание? Внимают ли нашему гласу, и являют ли нам какую-либо действительную помощь? И если являют ее, то как мы можем в этом убеждаться? Вот вопросы, которые сами собой представляются в настоящий день, посвященный церковно св. ангелам? Займемся решением их в честь и славу наших невидимых заступников и хранителей.

Призывая в помощь св. ангелов, мы прежде всего, для искреннейшего и живейшего обращения к ним, хотим знать и убедиться в том, доходят ли до них наши молитвенные гласы? Внимают ли им и имеют ли на нас какое влияние? Может быть они так удалены от нашего мира, что совсем не имеют к нему никакого соприкосновения; может быть они предстоят престолу Царя небесного и наслаждаясь Его лицезрением, совсем не обращают на нас своего внимания? поелику бесплотные ангелы, по своей тонкости и сокровенности не подлежат нашему чувственному наблюдению, то в уразумении их отношения к нам и нашему миру нужно руководствоваться свидетельством св. писания. По учению божественного откровения этот нами видимый мир представляется областью, которую проходят ангелы Божии и являют здесь свои чудесные силы. Так, им подчинены все стихии этого мира, и они управляют силами природы95. Их хранению вверены все племена и царства земные96. Кроме общего ангела, данного каждому царству и народу, есть еще у каждого из нас, свой покровитель, незримый друг в миpe ангельском, который приставлен Отцом небесным надзирать за нами и хранить на всех путях нашей жизни97. Следовательно, хотя св. ангелы составляют свой особый возвышеннейший мир, и предстоят лицу Божию, однако это не препятствует им посещать и нашу дальнюю область, и иметь таинственное общение с нами, своими меньшими братьями. Как это легко и удобно для их тонкой, невещественной природы, можем доходить по собственному соображению. Что значит для них эта необъятная обширность мира видимого? Ни что иное, как какая-нибудь обитель, которой все концы видимы и открыты для их чистейших взоров! С какой быстротой и скоростью они могут переноситься с призывающим их на помощь, можем судить по некоторым явлениям природы. Если молния в одно мгновение ока является от востока и пробегает до запада, то не с большей ли быстротой может пролетает пространственность мира живой дух – ангел Божий? И для нашей мысли нет никакого препятствия обтекать самые отдаленные пределы мира, так что в один момент мы можем возноситься ей на небо, и спускаться долу к тем предметам, которые занимают нас. Поэтому можем судить, что св. ангелам – умным силам, нет никакого препятствия и затруднения предстоять лицу Божию на небе, и являть свою помощь нам – бедным странникам земли.

Но являют ли нам св. ангелы в самом деле своё покровительство и заступление? Точно ли они оказывают нам свои благодеяния, и ограждают нас кровом крыл невещественной своей славы? Вопросы эти получают свою силу, при воззрении на нашу жизнь, исполненную бедствий и несчастий. Если ангелы покровительствуют нам и защищают нас от бед и напастей, то зачем мы претерпеваем различное зло в нашей жизни? И если мы не свободны от зол жизни, то в чем состоит покровительство и помощь нам св. ангелов? То правда, что мы испытываем многоразличные бедствия и скорби в жизни. Но и то правда, что мы всё же препобеждаем их, торжествуем над всеми своими скорбями и продолжаем свое земное странствование. Что же это значит? Кто подкрепляет силы нашего духа в находящих на нас бедах, и хранит самую нашу жизнь от бесчисленных опасностей? Неужели это припишем самим себе, своим собственным силам, своему благоразумию и предусмотрительности? Кто так подумал бы, тот был бы не разумнее самого младенца, который, не надеясь на самого себя, часто с плачем и слезами простирает свои объятия к тем, которые сильнее его и старше по возрасту, и которыми он всегда защищается и оберегается. Если взять во внимание все опасности, какие угрожают нам в жизни и те сопротивные силы, с которыми мы имеем дело, проходя путь своей земной жизни: то окажется, что все мы, как бы ни были зрелы по летам и цветущи по силам не более как слабые и жалкие дети, которые только явились в жизнь и начинают свои первые движения. Мы так слабы и ограничены в силах, что можно сказать, нет той минуты, в которую были бы свободны от какого-нибудь угрожающего зла. Истребительная сила огня, вредоносное дыхание ветра, разящие удары грома, губительное действие заразы, устремление злодейственной руки какого-нибудь недоброго человека, зубы зверей, угрызение ядовитых змей, неосторожность в принятии пищи и питии, потопление в воде, падение с высоты, удар нечаянно отторгшегося камня или дерева от здания,– все это и многое другое может быть причиной нашего неблагополучия или даже и самой смерти. И все это относится только к видимым и явным опасностям нашей жизни, а есть еще силы невидимые и сокровенные, которых действие несравненно страшнее и губительнее, нежели все то, что видимо может ужасать и страшить нас. По уверению св. писания мы подвержены нападению злых духов, которые подобно львам обходят род человеческий, ища кого бы поглотить.98 Мы не можем проникать во все тайны их злоумышления против нас, не можем даже примечать и самое нападение их на нас. Как же нам устоять против их сокровенного и зловредного действия? Нам нужна высшая, более нежели человеческая помощь! Мы и имеем ее в своих невидимых заступниках – св. ангелах. Если мы, находясь под кровом крыл их невещественной славы, не вовсе избавляемся от бед и зол, то это потому, что мы находимся в области изгнания, в стране проклятия, на месте обитания врагов. Возможное ли дело, чтобы мы здесь не испытали какой-нибудь скорби и болезни? В таком случае и земля наша превратилась бы для нас в селение небесное, жилище блаженное! Потому-то претерпеваемые нами бедствия не опровергают покровительства нам ангелов Божиих, без помощи которых мы были бы несравненно злополучнее, или даже совсем погибли бы под тяжестью бед и напастей, при устремлении на нас сил сопротивных. Но почему же, спросит кто-либо, мы видим окончательную гибель многих других людей, лишившихся жизни от разных вредных причин, когда и у них был свой ангел-хранитель? Как же он не сберег их в минуту опасности? Знаем многочисленные примеры самой поразительной и возмутительной кончины людей, но не знаем насколько они веровали в покровительство своих ангелов-хранителей и как обращались к ним за помощью? Притом, кто проникнет в судьбы Божии, почему бывает с людьми то или другое? Знаем, что многих постигает страшный и нечаянный конец, знаем и то, что случающееся с одними может последовать и с нами, потому мы и молимся к своим небесным защитникам, чтобы этого не было.

Как же нам убедиться в действительности являемой нам помощи от св. ангелов? Как удостовериться нам собственным чувством в благотворном на нас действии невидимых наших заступников и хранителей? Раскроем книгу слова Божия и в ней будем примечать, как ангелы Божии являлись благочестивым людям на помощь, и из их примеров будем проразумевать тайну нашей жизни, охраняемой ангелами Божиими. Вот мы в книге Бытия находим, как Иаков, убегая преследования брата своего Исава, оставляет дом родительский и отправляется в дальний путь к дяде своему Лавану. Этот одинокий путник, имея при себе только страннический посох, проходит дикую пустыню Вефильскую. Среди её камней и скал находит себе ночлег и, конечно, не без страха встретит он темноту ночного мрака. На него находит сон и он ободряется чудным видением, в котором дано было ему узреть своих спутников. Он видит пред собой небо отверстым и лестницу, касающуюся небес, по ней восходят и нисходят ангелы Божии – его спутники. И Сам Господь стоял на верху этой лестницы, и беседовал с ним. Пробудившись от сна, Иаков назвал это место домом Божиим и открытыми вратами неба99. Приходилось, конечно, и тебе, христианин, предпринимать путешествие и испытывать уединение во мраке ночи. Кто же тебе благопоспешествовал в пути и устроил счастливое возвращение в дом твой? Это случилось само собой? Нет, с тобой был ангел-хранитель, который сохранил тебя от всякого зла! И опять, когда остаешься один во мраке ночи, кто избавляет тебя от страха, во тьме находящего и дает тебе чувствовать силу и присутствие духа? Ты сам мужаешься? Нет, тебя ободряет присутствие ангела, отсутствие которого возвестилось бы тебе трепетом и смятением души твоей! В книге Товита мы находим, что ангел сделал три благодеяния этому праведнику: возвратил ему серебро, которое он дал в заем одному Мидянину, исцелил его от слепоты и приискал невесту для его сына – Товии. Может быть и ты, который предстоишь здесь, имел какие-либо предприятия в жизни и радовался о счастливом совершении их: кто же содействовал тебе в делах твоих и привел их к желаемому концу? Ты обязан в этом случае самому себе – своим собственным силам? Нет, тебе был помощником ангел, без содействия которого тщетными остались бы все твои труды и расчеты! В книге пророка Даниила читаем, что архангел Гавриил приходил к сему пророку для объяснения ему многих тайн Божиих, которые занимали его ум и сердце100. Может быть и ты, христианин, был когда-нибудь в состоянии мучительных недоумений и каких-нибудь важных размышлений, которые потом нечаянно и как бы случайно разрешились и успокоилась душа твоя; может быть не раз примечал и то, что вместо каких-нибудь пустых, нечистых и грешных помыслов, возникали в уме твоем светлые, чистые, небесные мысли, которые возвышали твой духе, умиляли сердце и располагали к добрым чувствованиям. Откуда приходили к тебе такие мысли? Ты сам их взял из ума своего? Нет: они были следствием прикосновения к тебе светлого духа – ангела Божия! В истории евангельского сказания есть свидетельства на то, что ангел укрепил самого Господа Иисуса, когда Он, готовясь отойти на крестные мучения, находился в смертном подвиге среди деревьев Гефсиманского сада101. Случалось, конечно, и нам быть в скорби и мучении сердца, приходилось испытывать трудную борьбу с тяжкими обстоятельствами жизни. Что же? Неужели мы тогда были оставлены Богом в жертву своих горестей без всякой высшей помощи? Нет, был тогда и с нами ангел, укрепляющий нас, при помощи которого мы перенесли свое несчастье, преодолели скорбные чувствования сердца и утешились!

Кто хочет живым образом ощутить благотворное влияние на нас ангелов Божиих, тот прежде всего должен сознать свои немощи и бессилие, тогда будет в состоянии примечать соприкосновение к нему посторонней благодеющей руки. Кто занят своими совершенствами, и с самомнением думает, что весь успех в его жизни зависит от него самого, тот далек от того, чтобы сознавать помощь св. ангелов! Так как ангелы Божии суть духи тонкие, чистые и невидимые, то и нам, чтобы ощутить их присутствие и помощь, нужно утончать свою плоть и жить духовно. Кто погружен в чувственность и занят только плотью, тому невозможно быть в живом общении с бесплотными ангелами. Ангелы приставлены к нам для того, чтобы содействовать нам во спасение и благих делах, следоват., и наша душа только тогда может быть уверенной в помощи и покровительстве ей светлых духов, когда она занята делом своего спасения и подвизается в добродетели. Оставившие пути добра сами лишили себя утешения чувствовать близость к себе ангелов Божиих. Taкиe люди могут понимать их спасающую руку разве в препятствиях, воздвигаемых ими на пути неправды и лукавства. Так, Валаам, шедший проклинать народ Божий вопреки явному запрещению Господа, не мог ударами жезла принудить своего осла идти вперед, и был обличен в безумии самим этим животным, которое получило тогда чудесно дар слова. Преступный пророк увидел при этом ангела Божия, который преграждал ему путь102.

Итак, нет никакого сомнения в том, что ангелы слышат наше молитвенное призвание, внимают нашим прошениям, помогают нашим нуждам и содействуют нам в деле нашего спасения. И поелику они принимают участие в делах наших, то и придут некогда во славе Господней на последний суд, чтобы быть свидетелями нашего оправдания и призвания к наследию жизни вечной, или нашего осуждения и отвержения от их блаженнейшего сожительства и царства!

* * *

94

Произнесено в 1963 г. в Казанской академической церкви, престол которой посвящен архистратигу Михаилу.

98

Петр. 5:8.



Источник: Платонов Вениамин, еп. Собрание слов и размышлений. Кострома: Губернская типография, 1908 г. – 572 с.

Вам может быть интересно:

1. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

2. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

3. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

4. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

5. Мои дневники. Выпуск 6 архиепископ Никон (Рождественский)

6. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

7. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

8. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

9. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

10. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное Павел Иванович Савваитов

Комментарии для сайта Cackle