Библиотеке требуются волонтёры

1. Данные пред Богом обеты должно исполнять

(Из жизни преподобн. Петра Афонскаго, Патерик. ч. 1, стр. 12 –17).

Очень многие из христиан дают благочестивые обеты пред Богом. Одни в счастии, другие в несчастии, иные просто, по благочестию, из любви к Богу, говорят: „не буду, Господи, делать того-то худого, или буду делать то или другое доброе.» Все это прекрасно, братие, но не забывайте, что уже если раз дали тот или другой обет пред Господом, то и не медлите исполнить его. Иначе знайте, что Господа обмануть нельзя. Он все видит и знает, и за неисполнение обетов так или иначе, но непременно с вас взыщет. Аще обещаеши обет Господеви Богу твоему, говорит Слово Божие, да не умедлиши воздати его, яко взыскал взыщет Господь Бог твой от тебе и будет на тебе грех (Втор. 23: 21). Так и должно быть непременно: ибо если и слово, которое даем человеку, налагает на нас непременную обязанность держать оное, то сколь несравненно более обязывает нас к тому слово, данное Богу!

Бог есть истина и мы должны и говорить пред Ним только истину и поступать по истине. В противном же случае мы, конечно, оскорбляем Его и подвергаем себя праведному суду Божию; ибо Бог подлинно лжи не терпит и на говорящих и поступающих по лжи гневается (Пс. 5:6). Хотите ли, чтоб мы доказали вам последнее самым делом? Выслушайте следующее повествование из жизни Преподобного Петра Афонского и вы убедитесь в истине слов наших.

Св. Петр, именуемый Афонским, был родом из Царьграда. До иночества он служил в военной службе и имел чин полководца. Так как был искусен в воинском деле, то царь многократно посылал его на войну. Случилось, что в один из походов, попущением Божиим, Петр потерпел совершенное поражение. Он был взят в плен и варвары отвели его в одну из сильных в Аравии крепостей – Самару. Тут обложили пленника тяжкими оковами и ввергли в смрадную темницу, под крепкую стражу, запретив к нему всякий вход, и таким образом лишив его всякого утешения. Неся столь горькую участь, Петр стал испытывать себя: не был ли он сам причиною такого своего несчастия? И вспомнил, что когда то, не один раз, обещал он Богу оставить мир и вся яже в мире, и быть иноком, а между тем и доныне не исполнил своего обещания. Поэтому, вполне сознавая себя достойным своего злополучия, он много и жестоко обвинял себя и с благодарением терпел ниспосланное ему от Бога наказание.

Много уже времени провел Петр в этом горьком заключении и, не чая никаких человеческих средств для освобождения, стал просить помощи у всесильного Бога. Вспомнил также он и о великом чудотворце Николае, к которому питал горячую любовь, и у последнего также стал просить предстательства и заступления. Святитель внял его мольбе, и вот однажды во сне является ему и говорит: „брат Петр, прошению твоему я внял, и скорбь сердца твоего знаю, и человеколюбивого Бога о тебе молил; но за твою прошедшую медлительность в исполнении твоих обетов и Он медлит исполнением моего о тебе ходатайства."–Прошло несколько времени и Свят. Николай паки является Петру, но уже не один, а с великим подзаконным праведником Симеоном Богоприимцем. И последний Петру говорит: „исполнишь ли, что обещаешь?» т.е. будешь ли иноком и проведешь ли остальную твою жизнь в постничестве, с усердием? „Я, раб ваш,» отвечал Петр с глубоким смирением; „при помощи Божией, исполню все это, и, в истине моего обещания, вас же самих полагаю достоверными свидетелями пред Богом.» „Если так, сказал праведный Симеон, то выходи из этой темницы беспрепятственно и иди, куда хочешь.» И Петр тотчас же чудесным образом был освобожден. Но об исполнении обета Свят. Николай напомнил Петру и еще. Когда последний достиг приделов Рима, Свят. Николай и еще явился ему и сказал: „Время, брат Петр, исполнить тебе без отлагательства свое обещание Богу: если же по прежнему замедлишь исполнением, то знай, что поведут тебя связанным в Самарскую темницу.» Петр свой обет исполнил.

Итак, видите ли? Св. Петр только медлил исполнением обета, но и за одну медлительность понес наказание; что же сказать о тех, которые вовсе не думают о своих обетах, забывают их, или совсем и знать их не хотят? Не грешат ли они пред Богом ложью? Не показывают ли в себе недостаток веры в Него? Не обнаруживают ли неблагодарность?

Без сомнения так. Поэтому и наказание вящщее их ожидать должно и ответственность пред Богом тяжчайшая, ибо Бог поругаем не бывает. Убоимся, братие, слыша это, и если дали обет, то и немедленно исполним его, как святой долг пред Богом, в точности и неотложно, как только внушат нам исполнить его истинное благочестие и ревность по благочестию. Исходящая из yст твоих, говорит Слово Божие, сохрани, и сотвори, имже обещал ecu Господеви Богу твоему (Втор. 23:23). Будем же верными в слове и деле пред Господом и тем покажем, что мы истинно любим Его не словом, ниже языком, но делом и истиною. Аминь.


Источник: Поучения по руководству Патерика Печерского / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Изд. Афон. Рус. Пантелеймонова монастыря. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, преемник И.С. Ефимов, 1912. - 162, II с. : ил.

Комментарии для сайта Cackle