Источник

Погребать умерших в убожестве есть дело, угодное Богу

30 апреля (13 мая)

(Слово о Магистриане, иже мертвого своей срачицею покры, нага лежаща)

Одно из дел милости телесной состоит в том, чтобы погребать умерших в убожестве или оказывать к тому содействие, по состоянию. Не знаю, как у других, но у вас, к чести вашей должно сказать, братие, доброе дело это доселе всегда находило сочувствие. Сколько ни было в нашем приходе умерших убогих или найденных мертвыми, всегда вы приходили к телу их помолиться за них и оставляли свои лепты на погребение их. Сколько ни было, повторю, у нас умерших убогих, всегда можно было видеть около них в довольном количестве сложенные деньги, и на эти деньги, как вы и сами знаете, для беспризорных умерших устраивалось и погребение приличное, и гроб им покупался, и обрядить их было на что, и свечи ставились при гробе, и могила без затруднения была вырываема. Похваляя вас за это, желаю, чтобы и на будущее время вы остались настолько же сострадательными к умершим бедным братьям вашим, каковыми показывали себя доселе: желаю потому, что погребать умерших в убожестве есть дело, угодное Богу, и, следовательно, никогда не останется без награды.

Был некто Магистриан, которого царь отправил однажды в известное место с поручением. Когда он был в пути, то увидал лежащего мертвого, нагого нищего и явил ему сострадание. Отпустив на некоторое от себя расстояние своего раба, Магистриан снял с себя срачицу и прикрыл ею мертвеца. Прошло довольно времени после сего, и Магистриан, по другому поручению царскому, снова должен был отправиться куда-то в путь. На этот раз с ним случилось несчастие. Выезжая из города, он упал с коня, разбился и возвратился домой. Тут собрались к нему врачи и когда увидали, что у него сильно повреждена нога, пришли к заключению, что необходимо отнять ее, иначе, несомненно, последует смерть. Положивши так между собою, они сказали Магистриану: «Завтра мы придем и исцелим тебя». Когда они ушли, Магистриан позвал раба и сказал ему: «Поди вслед за врачами и выспроси, что они думают о моей болезни?» Раб пошел, и врачи сказали ему: «Ногу у твоего господина необходимо отнять, иначе умрет. Завтра мы скажем ему об этом, а там – как хочет». Раб передал эти слова господину, и Магистриан опечалился, лишился сна и плакал. Ночью он остался один; в комнате его горела лампада. В полночь является ему неизвестный и говорит: «Что плачешь?» «Как же мне не плакать, господин мой, – отвечал Магистриан, – когда я весь разбился и врачи порешили отнять у меня ногу». Явившийся сказал: «Покажи мне ногу». Магистриан показал. Явившийся говорит: «Встань и походи теперь». Магистриан отвечал: «Не могу, ибо нога у меня переломлена». Неизвестный сказал: «Обопрись на меня». Магистриан послушался и с трудом пошел. Неизвестный заметил: «Ты все еще хромаешь?» И после сего, натерши как будто бы чем больную ногу, сказал Магистриану: «Теперь ложись и спи». И к этому прибавил несколько слов о милостыне. Магистриан воскликнул: «Ты уже оставляешь меня?» «Что же тебе еще нужно, – отвечал неизвестный, – ведь ты здоров теперь». Магистриан сказал: «Ради Бога, пославшего тебя ко мне, скажи, кто ты?» Явившийся сказал: «Вглядись в меня и посмотри, не твоя ли это срачица?» – «Ей, моя, сударь, – отвечал Магистриан. Явившийся сказал: «Я – тот, которого ты видел нагим, мертвым лежащим, на которого ты положил свою срачицу; и вот за твое доброе дело Бог послал меня исцелить тебя. Благодари Бога». Сказавши сие, явившийся стал невидим; а Магистриан стал совершенно здоров и прославил Бога.

Итак, и на будущее время не оставляйте, братие, оказывать милость умершим в убожестве, а Господь и вас не оставит милостями Своими. Да и как не помочь убогим умершим? Ведь сердце иногда обливается кровью, глядя на какого-нибудь умершего несчастного бобыля, или странника, или просто найденного мертвым на дороге. Кто, как не добрые люди, должны снарядить таковых в путь-дорогу, поставить за них свечу, проводить их до места последнего вечного упокоения, уронить горячую молитвенную слезу на одинокую их могилу? Ни родных, ни знакомых нет около них; кто заменит таковых? Конечно, мы, мы все, кто бы ни были, должны заменить их; ибо Бог велел нам любить не некоторых только, но всех: всех велел считать братьями своими, ВСЕМ без исключения оказывать помощь и сострадание. Да будет же таким образом, по заповеди Господа, любовь наша всеобъемлюща, и мертвые да не будут забыты нами. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года / Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с.

Комментарии для сайта Cackle