епископ Виссарион (Нечаев)

Костромские поучения за 1895 год

Пастырский голос.
Поучение в праздник перенесения мощей святителя Николая, 9 мая.

«И овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» (Иоан. 10, 4).

В сих словах, содержащихся в евангельской притче о пастыре, указывается на отношение великого Пастыря Христа к овцам Его словесного стада. Безсловесные овцы в странах восточных и южных обыкновенно следуют за пастырем, который идет впереди их. Он хорошо знает каждую овцу, дает ей кличку и достигает того, что овцы на его призывный голос отвечают послушанием, не отстают от стада, не уходят в сторону и таким образом спасаются от опасности заблудиться, попасть в места непроходимые, безводные, покрытые одним песком и камнями, умереть с голоду или сделаться добычею хищного зверя. Подобно доброму пастырю безсловесных животных и Господь Иисус Христос заботится о безопасности своих словесных овец. Он знает каждую христианскую душу и Своим голосом предостерегает и спасает ее от уловления лютейшим зверем, «диаволом, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5:8), от лжеучителей, от мирских соблазнов и искушений. Во время земной Его жизни голос Его неумолкно раздавался в продолжение трех с половиной лет. Это был голос учения или наставления в истинах веры и нравственности, голос обличения врагов истины, голос предостережения от погибели, голос утешительных обетований исполнителям Его заповедей и угроз нарушителям их. Не умолк сей спасительный голос и по отшествии Его от нас на небо с пречистою плотию. Он доселе слышится в Евангелии, которое есть не простая книга, удовлетворяющая человеческой любознательности, но живой проводник благодати, исходящей из уст Его и напояющей жаждущие истины и спасения души. Он слышится также в св. Христовой Церкви, которая есть столп и утверждение истины. Органами Церкви в сем случае служат вселенские и поместные соборы, раскрывшие и утвердившие догматы веры и правила христианского благоповедения, отцы и учители Церкви, устным словом и писанием возвещавшие истину Христову, современные нам пастыри и учители церковные. Авторитет всех этих органов Церкви так велик, что к ним относятся слова Христа Спасителя, сказанные апостолам и в лице их преемникам их служения, пастырям и учителям церковным: «слушаяй вас Мене слушает и отметаяйся вас Мене отметается и Пославшаго Мя» (Лук. 10, 16).

К сожалению, нельзя не сознаться, что между христианами есть не мало людей, которые подлежат этому строгому суду Христову. Они похожи на тех неисправных слуг, которые на ваши требования или поручения исполнить то или другое дело отвечают: слушаю, а между тем совсем не делают того, что обещались сделать. Такие христиане исполнительны на словах, а не на деле. На увещания пастыря Церкви отстать от той или другой греховной привычки, сделать то или другое доброе дело, они отвечают согласием, являются, по-видимому, послушными учениками, на самом же деле совсем не думают об исполнении обещания. Они принимают только к сведению вразумления и наставления, а отнюдь не к исполнению. Они дают свои обещания без возражений только затем, чтобы поскорей отделаться от дальнейших обличений и вразумлений.

Поистине это жалкие люди. О их жалком положении можно судить по сравнению с участию овец отставших от стада и блуждающих вдали от него. Неслушаясь законных пастырей и учителей, они легко поддаются внушениям незаконных учителей в деле веры. Что касается до нравственной жизни, они не только вопреки наставлениям законных пастырей сбиваются с пути благочестия и добродетели, но еще оправдывают себя в этом случае. Например, они не почитают себя обязанными упражняться в молитве, доколе не придет расположение к ней, хотя молитва есть дело неотложного долга; почитают унижением своей чести прощение врагов, кротость и терпение в отношении к обидчикам, хотя честь христианина оскорбляется не исполнением заповеди Христовой о кротости и смирении, а мстительностию и злобою, доходящею до зверства. Горе всем таковым! Горе непослушным гласу Христову, исходящему из уст Самого Христа или из уст богопоставленных пастырей! Если они не идут тем путем, на который указует этот голос и который есть единственный путь ко спасению, то идут путем погибели, от которой да избавит всех нас Господь молитвами святителя Николая Чудотворца.


Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 179. Астерий Амасийский: жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Двухдневное пребывание на св. Афонской горе его императорского высочества великого князя Алексия Александровича архимандрит Леонид (Кавелин)

3. Месяцеслов. Май. Часть 1 архиепископ Димитрий (Самбикин)

4. Охридский пролог – 1. Святая мученица Пелагия Тарсианка святитель Николай Сербский

5. Проповеди – 46. Слово в Неделю Православия священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

6. К кончине заслуженного проф. КазДА П.В. Знаменского профессор Иван Михайлович Покровский

7. Святоотеческая традиция умного делания в духовном опыте Святителя Игнатия – X. ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВО И СОСТОЯНИЕ священник Валерий Духанин

8. Поучение в 27-ю неделю по Пятидесятнице святитель Иустин (Полянский)

9. Религиозно-нравственные стихотворения (юношеские) архимандрит Порфирий (Виноградов)

10. IV. Поправки и дополнения к статье: из академической жизни: магистерский диспут Ректора Подольской Духовной семинарии протоирея Н. П. Малиновского профессор Александр Дмитриевич Беляев

Комментарии для сайта Cackle