епископ Виссарион (Нечаев)

ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ

В первые времена Церкви христовой на литургии, вслед за чтениями Апостола и Евангелия, народу были предлагаемы поучения, содержавшие объяснения этих чтений или общее изложение учения веры. Цель, для которой эти поучения надлежало произносить на литургии оглашенных, а не на литургии верных, на которой они предлагаются теперь, была та, чтобы их могли слушать оглашенные, кающиеся и даже еретики, иудеи и язычники, ибо все эти лица на литургии верных присутствовать не могли. С течением времени, когда разряд взрослых оглашенных по случаю умножения числа христиан крещенных в младенчестве уменьшился и в большей части христианских храмов стали присутствовать одни верные, постепенно терял силу обычай произносить поучения на литургии оглашенных и заменялся обычаем говорить их на литургии верных, и притом в конце литургии, для того чтобы удержать верных в храме до отпуста литургии. Ибо еще Иоанн Златоуст сетовал, что многие христиане его времени ходили в церковь только лишь для того, чтобы послушать красноречивых проповедников, и по выслушивании проповеди самопроизвольно, с нарушением церковного благочиния, уходили из храма, лишая себя той духовной пользы, которую могли бы получить от участия в молитвах при совершении Таинства Причащения. Впрочем, обычай в обязательном порядке говорить поучения прямо после Евангелия по местам держался до IX века45.

Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна.

Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй.

Ряд дьяконских возглашений, составляющих сугубую ектению литургии оглашенных, начинается словами: Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем (рцем – скажем).

Хор на каждое прошение дьякона от имени всех молящихся отвечает троекратным пением: Господи помилуй.

Следующими затем двумя дьяконскими возглашениями Церковь призывает нас к молитве покаяния, к молитве о прощении нам грехов. Первое из них: Господи Вседержителю Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй, – взято из молитвы Манассии, царя Иудейского. Он был идолопоклонником и покровителем идолопоклонства, но в плену у ассирийского царя восчувствовал свою вину перед Богом и свое раскаяние выразил в молитве, начинающейся словами: Господи Вседержителю Боже отец наших (2Пар. 20, 6). Второе возглашение: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй (Пс. 50, 1), – заимствовано из псалма, написанного царем Давидом во свидетельство его раскаяния в грехах против шестой и седьмой заповедей.

Затем следуют возглашения, призывающие нас к молению о наших ближних, живых и усопших.

Рассмотрим сугубую ектению.

1. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе, о господине нашем преосвященнейшем (местном правящем архиерее), честнем (досточтимом) пресвитерстве, во Христе дьяконстве (о дьяконах, служащих во славу Христа), о всем причте и людех, Господу помолимся. Братией во Христе здесь называются члены клира – священнослужители и церковнослужители. Все они посвящены на служение Богу и Его Святой Церкви и потому, несмотря на различие в общественном положении и степенях служения , составляют братское общество во Христе.

2. О Христолюбивом воинстве. Как известно, в состав армии нашего государства входят не только христиане, но также язычники, мусульмане, иудеи. Следовательно, когда все воинство именуется христолюбивым, это именование правильнее разуметь не о всех военных людях в строгом смысле, а только о всех христианских воинах, составляющих большинство в составе войска нашей державы.

3. О братиях наших священницех, священномонасех и всем во Христе братстве нашем. Речь идет не вообще о членах церковного причта во всей Вселенской Церкви, – ибо в этом смысле было уже возглашение (о Святейшем Патриархе), – но местном, приходском, или монастырском духовенстве.

4. Об усопших православных христианах. Между ними сначала достойно и праведно упоминаются лица, имевшие особенное значение для всей Русской Православной Церкви, например, блаженные и приснопамятные святейшие Патриархи; благочестивые (т.е. православные) цари и благоверные царицы, потом лица, приснопамятные для местной приходской церкви или обители, – каковы создатели храма; наконец, все почившие отцы и братия, зде лежащие и повсюду православные. Отцы – это наши предки, братия – это наши современники, скончавшиеся на нашей памяти.

5. О плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся и (о) предстоящих людех, ожидающих от Тебе (от Господа) великия и богатые милости. Плодоносящие – это те, которые снабжают святой храм всем потребным для богослужения (вином, елеем, фимиамом, свечами) или жертвуют деньги для приобретения этих веществ; добродеющие (καλλιεργουντεξ – украшающие) – это те, которые жертвуют непосредственно на украшение храма, на поддержание в нем благолепия. Труждающиеся – это работающие при храме, его стерегущие, наблюдающие за чистотой и т.п.46 Поющие – это не только принадлежащие к чину певцов, но и миряне, помогающие им в пении.

В начале сугубой ектении священник в тайной молитве просит Бога, чтобы Он принял от Своих рабов это прилежное моление (εκτενην ικεσιαν), к которому призывает ектения, и ущедрил всех, чающих от Него богатой милости. Ибо Ты, – велегласно возглашает священник, – милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Это заключительное возглашение относится к тайной молитве священника, хотя произносится после ектении.

Вслед за сугубой ектенией полагается особая ектения об усобших, с произношением их имен, которая, впрочем, возглашается не всегда, а только в случае, если будут о усопших приношения (Служебник), т.е. если потребуется особенное о них поминовение. Затем следует ектения об оглашенных.

Оглашенные, т.е. лица, которые были приготовляемы к крещению посредством оглашений или устных наставлений, с III века разделялись, по степени их успехов в принятии этих наставлений, на так называемых слушающих, коленопреклоняющихся и ищущих крещения. K первому разряду принадлежали лица, только что вступившие в число оглашенных. Слушающими они назывались потому, что на литургию были допускаемы к слушанию чтения из Священного Писания и следующих за ним поучений. Затем они были удаляемы из храма вместе с язычниками и иудеями, после возгласа дьякона: да никто из слушающих, да никто из неверных. Оглашенные дальнейших двух степеней, после выхода слушающих, оставались в храме для выслушания особенных за них молитв и для получения от предстоятеля благословения, и затем также были высылаемы дьяконом. Сперва были произносимы молитвы о коленопреклоняющихся, называемых так потому, что они были обязаны выслушать их стоя на коленах, и, наконец, об ищущих крещения или просвещаемых (елицы ко просвещению). Наряду с оглашенными этих двух степеней были удаляемы бесноватые и кающиеся второй степени (несущие епитимию грешники), известные под именем слушающих. После выслушивания особых о них молитв и принятии благословения они также покидали храм. Из литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста были исключены молитвы за бесноватых, вероятно, потому, что с IV века они составили собой особое чинопоследование, и заклинание бесноватых было поручено особым лицам, которые под именем заклинателей занимали особое положение в клире, с особым посвящением на свою должность. Также были исключены молитвы за кающихся, потому что еще при предшественнике святителя Иоанна Златоуста публичное покаяние было заменено частной исповедью перед одним священником. Из молитв же об оглашенных в составе современного чинопоследования литургии были оставлены только те, которые непосредственно относятся к оглашенным коленопреклоняющимся, а молитвы за оглашенных последней степени – елицы ко просвещению, отнесены к Литургии Преждеосвященных даров, совершаемой в Святую Четыредесятницу, в продолжение которой они готовились к принятию крещения в день Пасхи.

Молитвы об оглашенных, удержанные в современном составе литургии, содержатся в ектении об оглашенных и в тайной молитве священника.

В ектении дьякон приглашает сперва самих оглашенных помолиться о себе: помолитеся оглашеннии Господеви; потом обращается к верным: вернии о оглашенных помолимся,– и указывает, чего именно надо просить у Бога для оглашенных. Мы должны просить у Бога: да помилует их, т.е. чтобы простил им все грехи, совершенные ими вне общения с Церковью; да огласит их словом истины, т.е. чтобы сделал их внимательными к учению истины; да открыет им Евангелие правды, т.е. чтобы дал им уразуметь и с убеждением принять ту евангельскую истину, что наше оправдание зависит единственно от благодати Божией, даруемой нам по вере в искупительные заслуги Иисуса Христа, вере, разумеется, живой и деятельной; да соединит их святей Своей соборней и апостольской Церкви посредством Таинств. Потом дьякон возглашает: заступи, спаси, помилуй и сохрани их Боже Твоею благодатию, – и повелевает оглашенным преклонить главы в знак смирения и преданности, с которыми они должны ожидать милости Божией, испрашиваемой для них в эту минуту священником в тайной молитве.

В этой тайной молитве, сходной с ектенией, священник просит Бога, обитающего на Небесах и милостиво призирающего на смиренных, чтобы Он призрел на оглашенных, смиряющих себя перед Ним в преклонении своих вый (выя -шея), сподобил их бани пакибытия (т.е. чтобы в животворных струях крещения омыл их греховную нечистоту и возродил их к новой жизни по духу), чтобы даровал им оставление грехов и одежду нетления (т.е. чтобы украсил их, как великолепной одеждой, оправданием во Христе и соделал их причастниками нетленной жизни), чтобы соединил их со Святой Церковью. В заключение этой тайной молитвы, священник произносит вслух: да и тии с нами славят пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа... «Через соединение оглашенных с Церковью, – о чем было прошение в конце тайной молитвы о них, – даруй им право вместе с чадами Церкви участвовать в славословии Тебе, Триединому Господу». Тайная молитва об оглашенных на литургии Василия Великого имеет подобное содержание47.

Затем дьякон повелевает оглашенным выйти из храма: елицы оглашеннии, изыдите... Почему в настоящее время на литургии положено молиться об оглашенных, хотя в храме они не присутствуют? Потому что этого требует долг христианской любви. Действительно, во время богослужения мы не видим среди нас оглашенных, но мы твердо знаем, что пока трудами христианских миссионеров и проповедников утверждается и распространяется христианство, всегда будет множество оглашаемых словом евангельской истины и ожидающих через крещение соединения с Церковью Христовой. Их удаленное местонахождение не должно препятствовать нам молиться за них. Для христианской любви нет преград в расстояниях и в недостатке личного знакомства. Притом мало ли между нами новорожденных, еще не крещеных, но уже вступивших в разряд оглашенных через наречение им христианского имени? Пусть мы не присутствуем при обряде этого наречения и при огласительных молитвах, читаемых над ними перед совершением Таинства Крещения, но молиться о них обязаны, как о вступающих в духовное с нами родство во Христе Иисусе Господе нашем. И когда же уместнее исполнить этой долг, как не во время литургии, когда дьякон возглашает: вернии, о оглашенных помолимся. Молитвы об оглашенных могут быть также применены к лицам, которые хотя внешним образом и принадлежат к Православной Церкви, как принявшии в ней крещение, но которые, вследствие беспечности как их самих, так и их родителей и восприемников, незнакомы даже с начатками христианского учения или отлучили себя от Церкви неверием и суемудрием. На нас лежит долг молиться обо всех них, как об оглашенных, чтобы Господь просветил их светом истины, дал им уразуметь их духовную бедность и слепоту, отвратил их от заблуждения и соделал их послушными чадами Святой Православной Церкви.

Но в каком смысле положено на литургии приглашать самих оглашенных молиться о себе и повелевается им преклонить главы и удалиться из храма? Если об оглашенных можно молиться в их отсутствие, то такое приглашение и повеление не совсем понятно без их личного присутствия. Но, во-первых, ничто не препятствует верным, когда оглашенные не присутствуют в храме лично, молиться и преклонять главы от их лица, подобно тому как восприемники, когда совершается последование оглашения их крестных детей, от их лица отрекаются от сатаны, сочетаются Христу, произносят за них Символ веры и поклоняются Христу как Царю и Богу. Во?вторых, никто из нас, именуемых верными, не может по совести сказать, что сохраняет совершенную верность Христу и Его Святой Церкви и в духовном отношении превосходит оглашенных. Поэтому не только к оглашенным, но и к себе самому каждый, признавая себя не лучше оглашенного, должен относить напоминание оглашенным, молиться и преклонить главы. Даже повеление оглашенным удалиться из церковного собрания пусть каждый прилагает к себе, как напоминание, что он или действительно должен удалиться в притвор или на паперть, если впал в тяжкие грехи, либо имеет вражду на ближнего, – или оставаться в храме со смиренным сознанием, что недостоин быть в нем, с чувством сердечного сокрушения о своих грехах, подобно мытарю, стоявшему в храме издалеча и несмевшему поднять очей на небо.

* * *

45

Архиеп. Филарет Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви. С. 115.

46

Другие толкователи под труждающимися (κοπιοντεξ) разумеют тех, которые в древней Церкви или доброволь но, или по поручению Церкви принимали на себя обязанность готовить могилы для умерших, особенно же погребать тела мучеников, а также безродных и убогих. Мы не находим нужным при объяснении этого слова отступать от общепринятого у светских и духовных писателей его значения (1Фес. 2:9, 5:12; 2Фес. 3, 8) и предпочитать ему исключительное, тем более что чин погребателей давно не существует.

47

Вот русский текст этой молитвы: «Господи Боже наш, живущий на Небесах и призирающий на все дела Твои, призри на рабов Твоих оглашенных, преклонивших шеи свои перед Тобою, и дай им легкое ярмо, соделай их почтенными членами Святой Твоей Церкви и удостой их бани возрождения, отпущения грехов и одежды нетления, к познанию Тебя, истинного Бога нашего. Вслух: чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, сегодня и непрестанно и во веки веков. Аминь».


Вам может быть интересно:

1. Объяснение Божественной Литургии – БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ, СВЕЧА ПЕРЕД ЕВАНГЕЛИЕМ, ГОРНЕЕ МЕСТО епископ Виссарион (Нечаев)

2. Изъяснение Божественной Литургии епископ Александр (Милеант)

3. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии Иван Иванович Дмитриевский

4. Отдел 7 (2). О богослужении православной церкви. О литургии – Г. Литургия верных протоиерей Григорий Дьяченко

5. Изъяснение Божественной Литургии праведный Николай Кава́сила

6. Беседы о Литургии митрополит Вениамин (Федченков)

7. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания протоиерей Алексий Уминский

8. Евхаристия архимандрит Киприан (Керн)

9. Проповеди о Божественной Литургии священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

10. Записки о Литургии и Церкви Сергей Иосифович Фудель

Комментарии для сайта Cackle