Источник

АНТИФОНЫ НА ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ

Антифоны, положенные на литургии оглашенных для великих праздников, состоят из стихов, выбранных из псалмов, содержащих в себе смысл, схожий с празднуемым событием. За каждым стихом первого антифона следует припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. За каждым стихом второго антифона припев: Спаси ны, Сыне Божий, с прибавлением: рождейся от Девы, во Иордане крестивыйся, или на горе преобразивыйся27 и т.д., смотря по празднику, – поющие Ти: аллилуиа. В заключение второго антифона поется: Единородный Сыне. За каждым стихом третьего антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны, именуемые в церковном уставе праздничными, поются в праздники: а) Рождества Христова; б) Богоявления; в) Ваий; г) Пасхи; д) Вознесения; е) Пятидесятницы; ж) Преображения; з) Воздвижения.

Антифоны на Рождество Христово

Первый антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 110-го псалма, прославляющего благодеяния Божии к израильскому народу.

Стих 1: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, в совете правых и в сонме. «Буду прославлять Господа от полноты благодарного за Его благодеяния сердца, буду прославлять и в тесном кругу немногих почтитателей истинного Бога в совете правых, и в многочисленном собрании их в сонме».

Стих 2: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его. Буду говорить: «Велики дела Господни по совершенству и многочисленности и представляют строжайшее соответствие с Его благими и премудрыми намерениями – изыскана во всех волях Его».

Стих 3: Исповедание и велилепие дело Его (т.е. достойно прославления и прекрасно все, что Он делает), и правда Ея пребывает в век века. То есть справедливость в распределении благ, в воздаянии за добро и зло всегда одинакова в Боге, не изменяется со временем и обстоятельствами, так что на нее смело можно полагаться всякому, с твердой уверенностью, что лучше того, как Он поступает с нами, нельзя поступить. Святая Церковь в праздник Рождества Христова словами этого антифона учит нас исповедывать величие дел Божиих преимущественно в воплощении Сына Божия. Через это воплощение открылись любовь и правда Божия. Любовь Божия открылась в том, что целью воплощения было спасение от погибели человека; правда Божия – в том, что эта цель могла быть достигнута не иначе как через удовлетворение правосудию Божию за грехи человека, а для этого надлежало Самому Сыну Божию уничижить Себя до образа раба.

Второй антифон составлен из 1-го, 2-го, 3-го и 4-го стихов 111-го псалма, ублажающего благочестивых.

Стих 1: Блажен муж, бойяся Господа, в за поведех Его восхощет зело. Блажен благоговейно чтущий Господа, – он с любовью и великим усердием старается жить по Его заповедям, с исполнением которых соединено обетование великих милостей Божиих. Далее следует перечисление этих милостей.

Стих 2: Сильно будет на земли семя его, род правых благословится. Не только лично будет ущедрен дарами Божиими человек богобоязненный, но и потомство, семя, его будет сильно по многочисленности и могуществу; благословение Божие, вместе с наследием благочестия и добродетели, будет переходить из рода в род.

Стих 3: Слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. Дом богобоязненного человека пользуется почетом и изобилует богатством, и за будущее ему нечего опасаться, награда его за правду обеспечена за ним и за домом его на долгое время, навеки.

Стих 4: Возсия во тьме свет правым: милостив и щедр и праведен. Даже во тьме бед и напастей для них сияет свет утешения: их утешает надежда на благоволение к ним Господа; они и прежде испытывали оное, и впредь, как и всегда, Он будет для них милостив, щедр и праведен.

В день Рождества Христова эти слова из псалмов напоминают нам о сохранении и благословении благочестивого рода, из которого надлежало произойти по плоти Господу Иисусу Христу. Этот род сохранился до предопределенного времени исполнения обетования о Семени жены, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, постигавшие его в продолжение веков. Перед Рождеством Христовым Царственный род Давидов, который дал миру Спасителя, был в крайнем уничижении, сравнялся с родами простого народа. От величественного древа, некогда осенявшего обширное царство, остался один сухой пень, но под ним сохранились неприметные для глаза корни, и от них прозябла Отрасль, Kоторой было суждено покрыть своей тенью землю и своими плодами оживотворить все человечество (Ис. 11, 1).

Третий антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 109-го псалма, в котором воспевается Христос, как Царь и Священник, как предвечно из чрева прежде денницы рожденный от Отца. Сам Иисус Христос в словах этого псалма являет Свое Божественное достоинство (Мф. 22, 41–46; Деян. 2, 34–36; Евр. 1:13, 7:17).

Стих 1: Рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, Дóндеже положу враги Твоя под ножие ног Твоих. Господь, говорящий это, есть Бог Отец; Господь, к которому обращена речь, есть Бог Сын, предвечно рожденный от Бога Отца и имеющий одинаковое Божественное достоинство с Богом Отцом, и потому, хотя Он есть сын Давида по плоти, Давид называет Его своим Господом – седи одесную Мене. Богу Сыну от вечности принадлежит одинаковая власть с Богом Отцом, но этими словами Бог Отец предопределяет ввести Его в участие Своей царской власти по человечеству, которое будет воспринято Им в личное единение с Его Божеством и прославлено воскресением из мертвых и вознесением на Небеса. Об исполнении этого предвечного предопределения Сам Христос сказал после Своего воскресения: дадеся ми всяка власть на Небеси и на земли (Мф. 28, 18). Дондеже положу враги твоя подножие ног твоих. Это значит, что царская власть Иисуса Христа будет раскрывать Свое могущество постепенно, пока наконец будет ниспровергнуто все ей враждебное; пока испразднится последний враг – смерть (1Кор. 15, 25–26).

Стих 2: Жезл силы пошлет Ти Господь от Сиона и господствуй посреде врагов Твоих. «Много будет у Тебя врагов, – говорит псалмопевец, обращаясь ко Христу, – среди иудеев, язычников, еретиков, безбожников; многие восстанут против Твоей власти, воздвигнут гонения на верующих в Тебя; но Ты над всеми врагами восторжествуешь, Царство Твое распространится по всему лицу земли. Господь, живущий в Сионе, облечет Тебя таким могуществом, жезлом силы, пред которым сокрушатся все противоборствующие Тебе силы. Ты поразишь врагов жезлом железным, раздробишь их как сосуд горшечника (Пс. 2: 9)». Сила истины, сила благодати, действующей в сердцах, сила внешних знамений и чудес – вот этот железный жезл, грозный для всякого заблуждения и нечестия.

Стих 3: С Тобой начало (начальство) в день силы Твоея, во светлостех святых (святостей) Твоих. «С того дня, как откроется через воскресение из мертвых победоносная над смертью и адом сила Твоя, Ты явишься владыкой, началом, вселенной по самому Твоему человечеству, во всем блеске и величии Твоей святости». Этими словами псалмов Святая Церковь в праздник Рождества Христова руководствует нас к созерцанию в вифлеемском Младенце вечного Царя и Бога.

Антифоны на Богоявление

Первый антифон состоит из 1-го, 2-го, 3-го и 5-го стихов 113-го псалма, воспевающего чудеса Божии при исшествии израильтян из Египта и вступлении их в Землю Обетованную.

Стихи 1, 2: Во исходе Израилеве из Египта, дома Иаковля из людей варвар, бысть Иудея святыня Его и Израиль область Его. Изведением из Египта израильский народ отделен от общения с идолопоклонниками и потом при синайском законодательстве объявлен Богом Царством священников, народом святым (Исх. 19, 5–6), т.е. освященным, избранным из всех народов на служение истинному Богу. Бог есть владыка всех народов, но Израиль в области Его владычества сделался особым, любимым Его уделом, и сама страна, где водворился Израиль, стала священной страной, святилищем Божиим, святыня Его.

Стих 3: Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять. Воды Чермного моря, когда увидели народ, предводимый самим Богом, владычествующим над безднами, поспешно расступились, как расступаются сомкнутые ряды войска от быстрого неприятельского натиска, и, образовав собой как бы две стены, очистили проход израильтянам по своему дну. Подобное чудо было при переходе израильтян через Иордан, с тем только различием, что верхняя часть иорданских вод остановилась, а нижняя стекла в Мертвое море, оставив обнаженное русло для переправы.

Стих 5: Что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять? Псалмопевец обращается с этим вопросом к бездушным предметам, словно к живым, потому что уподобляет движение вод реки и моря, при переходе через них народа Божия, бегству людей, испуганных нашествием неприятеля.

В праздник Богоявления Святая Церковь словами псалмов прославляет чудесный переход израильского народа через Чермное (Kрасное) море и Иордан потому, что видит в этом событии прообразование Крещения Иисуса Христа, которое, как и другие Его дела, послужило нашему избавлению от власти дьявола. Как израильтяне были избавлены от преследования египтян в глубинах Чермного моря, и через которое Всесильный Господь неукоснительно проводит тварь на неуклонную и лучшую стезю, подобно тому, как по разделении Иордана в древности народ израильский прошел по суше (Первый канон на Богоявление, песнь 7, стих 2; Второй канон на Богоявление, песнь 7, стих 2).

Второй антифон составлен из 1-го, 2-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 114-го псалма, в котором псалмопевец благодарит Господа за то, что Он услышал его молитвы об избавлении от величайшего бедствия.

Стих 1: Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Я уверен, что Господь всегда услышит меня, и потому люблю Его.

Стих 2: Яко приклони ухо Свое мне, и во дни моя призову. Откуда произошла в псалмопевце уверенность, что Господь услышит его? От прежнего опыта: яко прежде приклони ухо Свое мне. По уверенности в благоволении Божием, основанной на этих опытах, псалмопевец ставит себе в правило и впредь во все дни, пока жив, призывать Бога на помощь.

Стихи 3, 4: Обыдоша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призерах. Я был в смертной опасности, был близок к могиле, беды адовы, но я не пришел в отчаяние: постигнутый скорбью и болезнью, я призвал Бога на помощь.

Стих 5: Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Теперь, испытав на себе милость Господа, услышавшего мою молитву, я торжественно исповедую: милостив Господь – склонен к состраданию; и праведен – готов воздавать добром истинно чтущим Его; и милует -показывает на деле, что не напрасно Его называют милостивым.

Для объяснения отношения этих стихов к празднуемому событию надо иметь в виду, что вслед за этим событием произошло сорокадневное пощение и искушение Христа в пустыне. Тяжело было для человечества Христа положение Его в эти дни; но Христос вышел из него с торжеством и славой при помощи Бога Отца, нарекшего Его в минуты Крещения во Иордане Сыном Своим возлюбленным, на котором почивает все Его благоволение. Надежду на это благоволение и вместе благодарность за ее исполнение Святая Церковь от Лица Христова выражает словами псалма в этом антифоне.

Третий антифон заимствован из 117-го благодарственного псалма, в котором возносится хвала за сохранение на брани вождя и за дарование ему победы. Избранные для антифона стихи этого псалма применены к празднуемому событию ввиду сходства этого вождя с Господом Иисусом Христом, который вслед за тем, как излилась на Него в Kрещении преизобильная благодать Святого Духа, не только явился невредимым от козней дьявола, искушавшего Его в пустыне, но и его победителем. И это-то торжество Христа над врагом прославляется стихами антифона.

Стих 1: Исповедайтеся (славьте) Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 2: Да речет убо дом Израилев, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 3: Да речет убо дом Ааронь, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 4: Да рекут убо вси боящиися Господа, яко благ, яко в век милость Его.

В первом стихе приглашаются к прославлению Господа все Его почитатели, в следующих трех – израильский народ, священнослужители, дом Аарона, и боящиеся Господа, т.е. так называемые пришельцы (прозелиты), или обращенные к вере в истинного Бога язычники (Пс. 113, 17–19). В Новом Завете они также известны под именем боящихся Господа, например Корнилий сотник (Деян. 10:2–22, 13:16–26).

Антифоны на праздник Ваий

(Вход Господень в Иерусалим)

Первый антифон состоит из первых четырех стихов 114-го псалма, тех же, которые, с прибавлением 5-го стиха, вошли во второй антифон на Богоявление.

Второй антифон состоит из 1-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 115-го благодарственного псалма.

Стих 1: Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело, т.е. моя вера в Бога, моего заступника, так во мне была сильна, что от избытка сердца я исповедывал ее устами, хотя терпел тяжкие озлобления и угнетения, смирихся зело, с разных сторон. Эти озлобления и угнетения не поколебали моей веры, не довели меня до ропота на Бога, до отчаяния.

Стих 3: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Вера в помощь Господа не посрамила верующего. Он получил ожидаемую помощь и объят столь великой радостью о милостях Господа, что не знает, чем выразить перед Ним свою благодарность, чем воздать Ему за воздаяние, дарованное верой.

Стих 4: Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. В знак радости о спасении получивший его хочет поделиться ею с ближними. Он хочет, после принесения благодарственной жертвы, устроить для них трапезу, в их присутствии поднять чашу с вином, призвать над ней имя Господне, т.е. торжественно исповедать, что о имени Господнем он получил спасение, и вместе с ними во славу Господню вкусить от этой чаши. Так выражал свою благодарность к Богу ветхозаветный человек; но когда христианин произносит те же слова или слышит их пение, он должен помышлять о спасительной Чаше Нового Завета, которую Господь Иисус Христос, совершая Таинство Евхаристии, взял в пречистые Свои руки и, благодарив, подал ученикам и сказал: пийте от нея вси: Сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета (Мф. 26, 27–28); христианин должен не только помышлять об этой Чаше, но и приступать к ней, вместе с другими, благодаря Бога о Его неизреченной любви.

Стих 5: Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми. Разумеются благодарственные молитвы, соединенные с принесением жертвы.

Третий антифон – тот же, который положен третьим на Богоявление.

Все три антифона содержат благодарность Господу за избавление от величайших бед и врагов. В праздник Ваий подобная благодарность должна одушевлять всякого верующего ввиду того, что в этот праздник мы прославляем Господа Иисуса Христа, как победившего смерть в лице Лазаря, и этой победой, прежде своих страстей, удостоверившего нас во всеобщем воскресении всех людей.

Антифоны во дни Пасхи

Первый антифон взят из 2-го, 3-го и 4-го стихов 65-го псалма, прославляющего милость Божию в изведении евреев из Египта и из Вавилона. Часть псалма назначена для пасхального антифона, конечно, потому, что этот псалом в греческой и славянской псалтири надписан: псалом воскресения28 , и еще потому, что новозаветный праздник Пасхи был прообразован ветхозаветной Пасхой, установленной в память упоминаемого в этом псалме избавления израильского народа от египетского рабства (стих 6).

Стих 2: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Если по поводу чудных дел Божиих, открывшихся в судьбе избранного народа, псалмопевец приглашает все народы к участию в возвеличении имени Бога, в прославлении достохвальных Его дел, хвалы Его, то не гораздо ли благоприличнее этими словами Святая Церковь приглашает все народы к прославлению спасительного для всего мира события, такого, как воскресение Христово?

Стих 3: Рцыте Богу, коль страшна (изумительны) дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. «От страха перед Твоим неодолимым могуществом сами враги Твои не дерзнут открыто признаваться перед всеми во вражде к Тебе, Господи, затаят ее в сердце своем и, хотя лицемерно, смирятся перед Тобою, как фараон лицемерно смирялся перед Тобою, прося Моисея помолиться о прекращении египетских казней».

Стих 4: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний. «Все народы да соединятся в поклонении Тебе и для этого да оставят свое нечестие».

Второй антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 66-го псалма, в котором псалмопевец по случаю обильного урожая (стих 7) молит Бога, да ущедрит Он народ Свой благословениями и на будущее время, и выражает желание, да будет ведом Он всем народам.

Стих 2: Боже ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны29 . «Как теперь, Господи, Ты излил на нас щедроты Твои и благословения Твои, обилие милостей Твоих, даровав плодородие нашей земле, как теперь явил нам светлое, благосклонное Лицо Твое, просветил лице Твое, и помиловал нас, так и впредь не переставай радовать нас Твоим благоволением». Слыша во дни Пасхи эти слова псалмопевца, сказанные по случаю плодородия, мы можем применять их к обетованию нашего Спасителя о духовном плодородии (т.е. о распространении веры Христовой), которыми должны сопровождаться Его смерть и воскресение: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), – и просит Господа, да споспешествует Он Своей благодатию плодоносию Святой Церкви, умножению ее чад.

Стих 3: Да познаем (да познан будет) на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Милости истинного Бога к Его почитателям могут служить к распространению и между неведущими Его познание о Его путях, т.е. промышлении о людях, и побудить к признанию, что только от Него можно ожидать спасения от вечной погибели всем народам.

Стих 4: Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Желание псалмопевца, чтобы все народы прославляли истинного Бога, исповедались Ему, чтобы ведение о Нем распространилось по всей земле и исполнилось в новозаветные времена. Христос, после воскресения из мертвых, заповедал апостолам, чтобы они шли и научили все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28: 20). И апостолы это исполнили: во всю землю изыде вещание их.

Третий антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 67-го псалма, составленного на торжество перенесения Давидом ковчега завета в сионскую крепость и воспевающего благодеяния Божие, явленные израильскому народу при странствовании в Аравии и при занятии Земли Обетованной, а вместе, под образом этих благодеяний, торжество Христа над врагами нашего спасения, Его воскресение, вознесение на Небеса и распространение Евангелия. Применение псалма ко Христу основывается на словах апостола Павла, который сказанное в 19-м стихе псалма относит ко Христу, сходившему в ад и из ада возведшему многих на Небеса, и с Небес пославшему Святого Духа с Его многоразличными дарами: сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех не бес, дабы наполнить все (Еф. 4, 8–10).

Стих 2: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. То же произносил Моисей во время странствования евреев по пустыне, когда израильское ополчение поднималось в путь, и вместе с этим надлежало поднимать в путь ковчег завета. Восстань, Господи, говорил он, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя (Чис. 10, 35). Весьма вероятно, что те же слова были возглашаемы при поднятии ковчега завета из дома Аведдара для перенесения в Иерусалим. Во время празднования новозаветной Пасхи эти слова повторяются весьма часто и содержат в себе следующий смысл: «Яви, Господи, силу воскресения Твоего, и страхом его расточи врагов спасения, и наипаче враждебных Тебе духов злобы поднебесных, как Ты некогда страшен был врагам избранного народа, когда ходил с ним в пустыне, являя Свое присутствие над ковчегом завета».

Стих 3: Яко изчезает дым, да изчезнут. Враждебные Израилю народы приходили в страх при одном слухе о могуществе Бога Израилева (Нав. 2, 11); но еще больше ими овладевал этот страх, когда они лицом к лицу встречались с израильтянами, предводимыми Самим Богом, – тогда они исчезали как дым, рассеиваемый ветром. Подобную силу, страшную силам ада, имеет имя Иисуса Христа, произносимое с верой, и крестное знамение, с верой совершаемое.

Стих 4: Яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешники от Лица Божия, а праведники да возвеселятся. Грешники, тающие как воск от гнева Божия, это: в Ветхом Завете – враги избранного народа и нечестивые в самом этом народе; в Новом Завете – гонители христианства, также внутренние его враги, как еретики и раскольники. Праведники, веселящиеся о Боге Спасителе своем, это: в Ветхом Завете – почитатели истинного Бога, искренние и истинно благочестивые; в Новом Завете – православные и благочестивые христиане.

Антифоны на Вознесение Господне

Первый антифон состоит из 2-го, 3-го, 4-го и 6-го стихов 46-го псалма, в котором псалмопевец по случаю победы, дарованной Израилю всемогущим Богом, призывает все народы славословить Его как Владыку не только богоизбранного народа, но всех народов. Стихи из этого псалма поются на Вознесение Христово потому, что слава всемогущества Божия, изображаемая в псалме, служит образом славы Христа Спасителя, открывшейся в Его вознесении на Небеса. K этому преимущественно относится 6-й стих псалма.

Стих 2: Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Радость, к выражению которой рукоплесканиями и восклицаниями псалмопевец призывает все народы, могла быть только следствием уверования их в Бога Израилева, как единого истинного Бога; а почему они должны в Него уверовать, говорится далее.

Стих 3: Яко Господь вышний страшен, Царь велий по всей земли. Его царская власть, страшная для Его врагов и Его народа, простирается не на один этот народ, но на все племена земные.

Стих 4: Покори люди нам и языки под ноги наша. Только при Его всемогущей помощи израильтяне могли покорить себе ханаанские народы и занять землю их обитания.

Стих 6: Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне. Господь, при помощи Которого израильтянами одержана победа, представляется здесь под образом полководца, торжественно возвратившегося с поля битвы и с восклицаниями и трубными звуками встреченного ликующим народом. Не есть ли это образ Христа, со славой возносящегося на небо после победы, одержанной Им над врагами нашего спасения, сопровождаемого к горним обителям и встречаемого сонмами Сил Небесных, словно трубными звуками, своими славословиями оглашающих небесные своды?

Второй антифон состоит из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 47-го псалма, в котором псалмопевец прославляет Бога за избавление Иерусалима от угрожавших ему союзных царей в царствование Иосафата (2Пар. 20) и восхищается прекрасным видом священного города. Содержание псалма, в применении к празднику Вознесения, возводит мысли христианина к Церкви Христовой, этому новозаветному Иерусалиму, славному тем, что Господь Иисус Христос хотя вознесся телом на небо, обещал пребывать и пребудет в ней неотступно до скончания века, – и также к Небесному Иерусалиму, к Церкви, торжествующей на Небесах, вступление в которую открыто нам вознесением Христовым (Евр. 10, 20).

Стих 2: Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его. Истинный Бог, великий и хвальный всюду, преимущественно открывает Свое величие и достоин хвалы в Святой Церкви Своей, средоточием которой служит Иерусалим с его святилищем на святой горе.

Стих 3: Горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго. Горы (холмы) Сионские – на юге Иерусалима. Они господствовали над всем городом и назывались Верхним, или Давидовым, городом. Ребра северова – это северная, низменная часть Иерусалима. Но и южная и северная часть Иерусалима – одинаково город Царя Великого, истинного Бога, славный Его святилищем, единственным во всем мире в ветхозаветные времена.

Стих 4: Бог в тяжестех чертогах) Его знаем есть, егда заступит и. Бог Израилев напоминает о себе не только в Своем храме, но и в жилищах иерусалимлян, являясь защитником этих жилищ.

Стих 5: Яко се царие земстии собрашася, сни дошася вкупе. Против сих-то союзных царей, шедших на Иерусалим в царствование Иосафата, Господь явил Себя защитником иерусалимских жилищ. Союзники не только не успели в своих замыслах против Иерусалима, но сами погибли в междоусобной битве (2Пар. 20, 23); они, как сказано в следующих стихах псалма, смятошася, трепет прият я (стих 6–7). Подобно этому мятутся на свою пагубу враги Церкви Христовой, неодолимой вратами ада и охраняемой всемощным ее Главой, сидящим одесную Бога Отца, – Богочеловеком Иисусом Христом.

Третий антифон состоит из 2-го, 3-го, 4-го и 5-го стихов 48-го псалма, обличающего неразумие надеющихся на свое богатство, хотя оно не спасет их от смерти и не пойдет за ними на тот свет. Стихи, взятые из этого псалма для антифона, составляют только вступление к обличению и поучительной речи псалмопевца.

Стихи 2, 3: Услышите сие вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней, земнороднии и сынове человечестии, вкупе богат и убог. Предмет, на который псалмопевец хочет обратить внимание всех людей, богатых и бедных, действительно заслуживает всеобщего внимания.

Стих 4: Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум. Слова премудрости и разума, истекающие из уст и сердца псалмопевца, это слова о тщете богатства. Прежде чем предложить общему вниманию эти слова, псалмопевец строго обдумал их смысл и сам, путем сердечного размышления, убедился в их истине.

Стих 5: Приклоню в притчу ухо мое, отверзу (раскрою) во псалтири гадание (загадку) мое. Притчу и гадание, которые псалмопевец обещается изложить, – это опять речь о тщете богатства. Приточной и загадочной эта речь называется потому, что истина, в ней заключающаяся, хотя и очевидна сама по себе, неубедительна для людей – что поистине загадочно. Псалмопевец хочет не только учить, но и сам по смирению внимать своему учению: приклоню ухо мое.

В праздник Вознесения Христова эти псаломские стихи внушают христианам не привязывать сердца к земным благам, но, по наставлению апостола, искать горнего, где Христос сидит одесную Бога Отца (Kол. 3, 1).

Антифоны на Пятидесятницу

Первый антифон состоит из 2-го, 3-го и 5-го стихов 18-го псалма, в котором воспевается величие Божие, открывающееся в творении, и достоинство откровенного закона Божия.

Стих 2: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его (о делах рук Его) возвещает твердь. Небеса свидетельствуют о всемогуществе и премудрости Творца, давшего им бытие и мудрое устройство, и тем побуждают человека к созерцанию славы Божией. Твердь или небесный свод, открывающий перед нами величественное зрелище бесчисленных светил, без слов проповедует, что все это есть дело рук Его.

Стих 3: День дни отрыгает (передает) глагол, и нощь нощи возвещает разум. С каждым днем, освещаемым солнцем, с каждой ночью, озаряемой светом луны и бесчисленных звезд, обновляется перед нашими очами откровение величия Божия; днем оно открывается преимущественно на земле, ночью на небесах.

Стих 5: Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их. Нет ни одного уголка на земле, где бы человек не мог ощутить присутствие Божие, ибо вся земля покрыта небесным сводом, со всех концов земного шара можно любоваться зрелищем солнца, луны и прочих небесных светил, проповедников величия Божия. Святой апостол Павел прилагает эти слова псалма к апостолам, своею проповедью огласившим всю вселенную (Рим. 10, 18), и тем дает разуметь, что и псалмопевец, прославляя величие Божие, открывающееся в небесах, имел в виду не одни видимые небеса, но вместе Церковь Христову – это Царство Небесное на земле, не одни светила на тверди небесной, но вместе светила мира духовного, ярко сияющие на тверди церковной, – апостолов. Таким образом, в словах псалмопевца с изображением того, что всегда видит человек чувственными очами, соединяется пророчество о будущей судьбе Церкви, и это пророчество начало исполняться со дня Пятидесятницы. В этот день апостолы, по сошествии на них Святого Духа, на многих языках стали возвещать величие Божие вслух пришельцев со всего света, и в тот же день обратились ко Христу тысячи людей, и эти люди, собравшиеся на праздник Пятидесятницы из разных стран, возвратившись восвояси, повсюду пронесли слышанное от апостолов, не говоря уже о самих апостолах, которые всю жизнь провели в путешествиях для распространения Евангелия. Поистине во всю землю изыде вещание их. Итак, в праздник Пятидесятницы, внимая пению стихов из 18-го псалма, мы должны благоговейно благодарить и прославлять Господа, благоволившего ознаменовать этот праздник событием, положившим начало всемирному распространению христианства.

Второй антифон составлен из 2-го, 3-го и 5-го стихов 19-го псалма, в котором народ напутствует благожеланием и молитвой своего царя, отправляющегося на брань.

Стих 2: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Так выражают подданные сочувствие царю, идущему на брань. Но как для царя время войны есть время беспокойства, страхов, опасений неудачи, так и для христианина время жизни, как время непрестанной борьбы с врагами спасения, полно скорбей и мучительных беспокойств за спасение. Кто утешит нас в этом случае, как не Дух Утешитель? Поэтому за этим псаломским стихом следует припев: спаси ны, Утешителю благий, поющие Ти: аллилуиа!

Стих 3: Пошлет ти помощь от святаго (от святилища) и от Сиона заступит тя. Как подданные Давида, желавшие ему успеха в брани, обращались с молитвой к святилищу на горе Сионе, отсюда ожидая царю помощи, так и христианская душа преимущественно в храме Божием должна изливать молитву ко Святому Духу, чтобы Он укрепил ее Своей благодатью в борьбе с греховными искушениями.

Стих 5: Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Подражая этой молитве народа о царе, каждый из нас должен просить у Духа Святого, как Сокровища благих, т.е. неиссякаемого Источника всех благ, исполнения наших благих желаний.

Третий антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 20-го псалма, в котором народ благодарит Господа за дарование царю победы над врагами. Можно также думать (судя по 6-му и 7-му стихам), что под образом этого победоносного царя отчасти представляется в псалме Мессия, которому, по совершении подвигов искупления, дана всякая власть на Небеси и на земли.

Стих 2: Господи силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело, т.е. царь не себе приписывает победу над врагами, но с радостью исповедует, что он обязан этой победой единственно всемогущей силе и спасительной помощи Господа.

Стих 3: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его (молитвы уст его не отринул).

Стих 4: Яко предварил еси его благослове нием благостынным. «Ты, Господи, ущедрил его, как возлюбленного Своего, обилием сладчайших благословений, заранее для него приготовленных Твоей любовью». Положил еси на главе его венец от камене честна. Речь идет о венце аммонитского царя, доставшемся Давиду, его победившему (2Цар. 12, 30); но так как Давид был образом Царя Христа, то здесь также разумеется венец вечной славы, которым по человечеству увенчан Сын Божий, победитель смерти и ада (Евр. 2, 9). Если в некоторых стихах 20-го псалма можно усматривать указание на прославление Иисуса Христа, то нетрудно понять, почему эти стихи поют в праздник, посвященный воспоминанию сошествия Святого Духа. Сошествие Святого Духа было плодом прославления Христова, как видно из сказанного евангелистом Иоанном: еще не было на них (верующих во имя Христа) Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 39).

Антифоны на Преображение Господне

Первый антифон взят из разных псалмов.

Стих 1-й есть 2-й стих 65-го псалма: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Тот же стих входит, как было показано выше, в состав первого пасхального антифона.

Стих 2-й есть 19-й стих 76-го псалма: Глас грома Твоего в колеси, осветиша молния Твоя вселенную, подвижеся и трепетна бысть земля. Здесь речь идет о славе Господа, открывшейся в чудесном переходе израильтян через Чермное море. Осушение дна морского было сопровождаемо страшной грозой, причем раздавались под сводом небесным, в колеси, оглушительные громы, от которых трепетала земля, сверкали ослепительные молнии. Это явление славы Божией весьма благоприлично вспомнить в праздник Преображения, как события, в котором открылась слава Богочеловека в сиянии Лица Его подобно солнцу, причем вслух апостолов, словно гул грома, прогремел глас Бога Отца: сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благо воление (Мф. 17, 5).

Стих 3-й составляет слова 103-го псалма: Во исповедание (в славу) и велелепие облеклся еси, одеяйся светом яко ризою. Здесь речь идет о естественном сотворенном свете. Но если этот свет является отражением величия Творца, служа для Него как бы ризою, то не бесконечно ли величественнее тот несотворенный свет, который на Фаворе был непосредственным явлением славы Божественного существа Иисуса Христа?

Второй антифон также взят из разных псалмов.

Стих 1: Горы Сионския, ребра северова, град Царя Великаго. То же во втором антифоне на Вознесение.

Стих 2: И введе я в гору святыни своея, гору сию, юже стяжа десница Его (Пс. 77, 54). Речь идет о приведении израильтян в Обетованную Землю и о даровании им в обладание Сионской горы, славной святилищем, святынею, на ней поставленным.

Стих 3: (избрал Господь) гору Сионю, юже возлюби и созда яко единорога святилище Свое (Пс. 77, 69). На Сионской горе Господь Бог Израилев устроил такое святилище, которое возвышалось на ее вершине, как рог единорога, – величественное и далеко видное.

Во всех трех стихах говорится о священной Сионской горе. В созданном на ней святилище благоволил являть Свое особенное присутствие Господь неба и земли. Подобную славу имеет гора Преображения, потому что на ней открыл славу Своего Божества Богочеловек Иисус Христос, и на ней же был слышан глас Бога Отца: сей есть Сын Мой Возлюбленный.

Третий антифон также заимствован из разных псалмов.

Стих 1-й есть 1-й стих 124-го псалма: Надеющийся на Господа, яко гора Сион, не подвижится во век. «Надеющиеся на Господа, словно неподвижная среди бурь Сионская гора, твердо выдерживают приражения напастей и скорбей, не падают под их тяжестью».

Стих 2-й есть 2-й стих того же псалма: Горы окрест его (Иерусалима) и Господь окрест людей Своих отныне и до века. Как горы, окружающие Иерусалим, служат для него защитой от неприятельских нападений, так и народ Божий находится под защитой своего Господа, – за Ним израильтяне, словно за каменной неприступной оградой. Чувство подобной безопасности испытал апостол Петр на Фаворской горе, когда сказал Иисусу Христу: добро есть нам зде быти (Мф. 17, 4).

Стих 3-й есть слова 14-го псалма, написанного по случаю перенесения, при Давиде, ковчега завета на Сионскую гору: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? «Кто достоин обитать в горних обителях, которых много в доме Отца Небесного, в Царствии Небесном». Об этих обителях должны помышлять, к ним устремлять свои желания и надежду празднующие Преображение Христово, сравнивая их блаженство с тем состоянием, в котором находились апостолы на горе Преображения. В минуту Преображения эта гора, небеси подобяшеся, представляла собой райское жилище, с которым не хотелось расстаться апостолу Петру и с которым, однако же, он должен был расстаться, чтобы познать, что мы не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14). Кто же может надеяться блаженно водвориться в этом грядущем граде? Кто обитает в жилищи Твоем, Господи? Псалом отвечает: непорочный, справедливый, чистосердечный, не делающий зла ближнему ни словом, ни делом, твердый в словах и бескорыстный.

Антифоны на Воздвижение Честного Креста

Первый антифон состоит из 2-го, 3-го и 4-го стихов 21-го псалма, пророчественно изображающего страдания Христа Спасителя и Его прославление, как видно из того, что Сам Христос словами этого псалма (стих 2) взывает к Богу Отцу, оставляющему Его без помощи в страданиях, и из того, что новозаветные писатели приводят стихи этого псалма о Христе как пророчество о Нем, например, стих 19: разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий (Мф. 27, 35; ср. Ин. 19, 23–24), и стих (Пс. 21, 23): повем имя Твое братии моей, посреде церкви воспою Тя (Евр. 2, 12).

Стих 2: Боже Мой, вонми ми, Вскую оставил Мя еси? С этим и следующими словами обращается к Богу Отцу страждущий Христос. «Зачем, Боже Отче, предаешь Меня, по человеческой Моей природе, в жертву Моим врагам? Зачем лишаешь Меня Твоей помощи в страданиях, оставляя Меня наедине с одними Моими человеческими слабыми силами? Боже мой, Боже мой, Вскую Мя еси оставил? (Мф. 27: 47) Далече от спасения моего словеса грехопадений Моих (Пс. 21, 2). Грехопадения всего человеческого рода, которые Я принял на Себя и которые поэтому суть Мои, – они говорят против Меня, громко обвиняют Меня перед судом правды Божией, и эти обвинительные словеса удаляют от Меня спасение, избавление Меня от страданий».

Стих 3: Боже Мой, воззову во дни, и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне (не по безумию Моему). «Непрестанно взываю к Твоей помощи, и Ты не слышишь, не снисходишь Моему желанию. Страдания Мои так тяжки, что исторгают из уст Моих невольный вопль: да мимо идет от Мене чаша сия (Мф. 26: 39); но это несогласно было бы с планом высочайшей мудрости о спасении, через Мои страдания и смерть, всего человечества; потому Ты и не внимаешь Моему воплю».

Стих 4: Ты же во святем живеши, Хвало Израилева. «Я вопию к Тебе, но Ты, внемлющий хвалам Израиля, спокойно обитаешь в Твоем святилище, во святем, не трогаясь Моими воплями». Кто не увидит, как все эти стихи антифона благоприлично приспособлены к празднеству Воздвижения, соединяемому с воспоминанием страданий и крестной смерти Христовых?

Второй антифон состоит из 1-го, 2-го и 12-го стихов 73-го псалма, в котором псалмопевец жалуется на врагов, опустошивших Иерусалимский храм и притесняющих избранный народ. По этой причине этот псалом пригоден для выражения чувств христианина, вспоминающего об осквернении язычниками святых мест страданий, смерти и воскресения нашего Спасителя и видящего доселе эти места в руках у неверных.

Стих 1: Вскую Боже отринул еси до конца? Так могли говорить Богу иудеи, находясь под игом иноплеменных властителей.

Стих 2: Помяни сонм Твой, его же стяжал еси исперва. Гора Сион сия, в нейже вселил ся еси. Вспомни, что мы не чужие Тебе, – мы твое достояние, искони Тебе принадлежащее. Вспомни также, что Сионская гора, оскверненная язычниками, избрана Тобой для обитания в святилище, на ней воздвигнутом.

Стих 12: Бог же Царь наш прежде век, содела спасение посреде земли. Земля, на которой Господь явил спасение израильскому народу и всему человеческому роду, действительно занимала срединное место между странами обитаемого тогда мира.

Третий антифон состоит из 1-го, 2-го и 9-го стихов 98-го псалма, прославляющего могущество Бога Израилева, правду и милосердие Его.

Стих 1: Господь воцарися, да (пусть) гнева ются людие. Седяй на Херувимех, да (пусть) подвижится земля. Царство Бога и Христа Его непоколебимо, хотя бы возмутились против него все народы, хотя бы по всей земле произошли враждебные против него движения. Злоба людей возвела Христа Царя на Крест, воздвигла гонение против Его последователей; но это не могло воспрепятствовать торжеству Царства Божия.

Стих 2: Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми. Господь, Царствующий в Сионе, во Святой Своей Церкви, есть вместе Царь всех народов, даже не вошедших в Его духовное Царство, в Святую Церковь.

Стих 9: Поклоняйтеся Господеви в горе святей Его, т.е. на месте особенного Его присутствия, каковым в ветхозаветные времена была Сионская гора, в новозаветные – церковные собрания христиан. В частности, Святая Церковь этими словами, в день Воздвижения Креста Христова, переносит нашу мысль к святой горе Голгофе и призывает нас поклоняться Кресту Христову, водруженному на этой горе.

* * *

27

В праздник Пятидесятницы вместо: спаси ны, Сыне Божий, поется: спаси ны, Утешителю благий. Утешителем благим именуется Дух Святой, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы и исполнивший их благодатными утешениями, столь нужными для них в предстоящих им скорбях от врагов Евангелия. Равно и для всех христиан благодать Святого Духа служит источником утешения в скорбях.

28

Это надписание дано псалму, вероятно, потому, что в 9-м стихе псалмопевец прославляет Господа, говоря о Нем: положившаго душу мою (евр. нашу) в живот и не давшаго во смятение ног моих (евр. наших). Ближайшим образом это относится к неоднократному избавлению богоизбранного народа от угрожавшей ему со стороны многих врагов погибели. Но в этом избавлении надписатели псалма могли также видеть образ избавления от духовной и телесной смерти, уготованного всем людям смертью и воскресением Богочеловека, отчего этот псалом и назван псалмом воскресения.

29

Замечательно сходство этих слов со словами благословения, которыми священники, по закону Моисееву, должны были благословлять народ: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! (Чис. 6, 24–26). На основании этого сходства полагают, что 66-й псалом был воспеваем в Ветхозаветной Церкви в ответ на священническое благословение и что как в словах священнического благословения, судя по троекратному повторению имени Господа, есть намек на тайну Святой Троицы, так и в словах рассматриваемого псаломского стиха содержится тот же намек. Поэтому и христианин, когда слышит слова этого стиха в дни Пасхи, может славословить Святую Троицу, вспоминая ясное учение о Ней Спасителя, возвещенное Им после воскресения из мертвых: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19).


Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8

Комментарии для сайта Cackle