епископ Виталий (Гречулевич)

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы

Сказано в Исаакиевском соборе, 15 августа 1871 года.

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную (Кондак праздника).

Сколько отрады и утешения, сколько величия и торжества христианской надежды заключает в себе эта священная песнь церковная, ублажающая всечестное Успение Божией Матери! С умилением и радостию слышим, что Пресвятая Богородица не усыпает в молитвах о нас к Богу.

Не усыпает, потому что день и ночь, каждый час и каждое мгновение, пред Ея Богоматерним, всеобъемлющим и всепроницающим взором открывается безчисленное множество людей, из которых одни окружены несметными полчищами невидимых врагов, ищущих погибели их, – другие удручены скорбями и напастями, третьи страдают тяжкими недугами и жестокими болезнями, все же вообще обременены грехами многими, без всякой возможности освободиться от всех этих бед собственными силами, и даже весьма нередко лишены сознания и чувства, чтобы вопиять Богу о помощи и заступлении. Видит это преблагословенная Матерь всеблагого Бога, и, объемля безпредельною любовию всех земнородных, близко принимает к своему Богоматернему сердцу всякую их беду, всякую слезу, всякий воздох, и непрестанно подъемлет свои пречистыя длани к престолу благодати – на умоление своего Божественного Сына и Господа, да милостив будет неправдам людским, и отвратит праведный гнев Свой, на нас движимый, и избавит нас от всякого зла.

Можно быть вполне уверенным, что и среди предстоящого благочестивого собрания не найдется ни одного человека, сколько нибудь верующого, который бы на себе самом не испытал благотворного действия неусыпаемых молитв Богоматери. Аще бо Ты, Богородице, не бы предстояла за ны молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? И что было бы с нами, если бы хотя на одно мгновение прекратилось столь всемощное заступление за нас Царицы небесной? Наша погибель была бы неизбежна.

Как же отрадно и утешительно должно быть для нас всепразднественое воспоминание о том, что в молитвах неусыпающую Богородицу самый гроб и умерщвление не удержали, но возвратили Ее всегда живою о нас ходатаицею и молитвенницею!

Но избавление нас от временных и вечных бедствий не составляет единственного предмета неусыпных молитв преблагословенные Матери Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Она еще более и главнейшим образом предстательствует о даровании нам небесных благ, и в сих-то предстательствах является непреложным упованием. – Надежда блаженного безсмертия составляет крайний предел наших желаний. Без этой надежды вся наша временная жизнь не имела бы для нас, можно сказать, никакой цены. Без нея все претерпеваемыя нами в жизни бедствия были бы для нас нестерпимым и ничем невознаградимым истязанием. Без нея самыя лучшия блага в жизни были бы для нас одним мимолетным призраком.

Сознавая это, все люди, просвещенные верою, во все времена, одного только искали, к одному лишь стремились, чтобы, последовав узким и прискорбным путем за Божественным Искупителем, получить вечное спасение. И для всех таковых пренепорочная Матерь Господа нашего всегда была и есть всемощною предстательницею и непреложным упованием. Она-то была, как воспевает св. Церковь, для апостолов немолчными устами, для страстотерпцев непобедимым дерзновением, для всех подвижников благочестия светлым благодати познанием.

Посему-то, всегда и везде, в самыя последния минуты жизни, всякая душа христианская, уже напутствованная св. таинствами, последнее надежное убежище находит себе под кровом Царицы небесной, к чему и служит, так называемый, канон на исход души.

Представьте же себе, возлюбленные о Христе братия, в каком недоумении и прискорбии находились ученики Христовы, когда воспевали исходное пение святому Успению самой Матери Божией, и как велика и неописанна была их радость, когда, нашедши гроб Ея праздным, они удостоверились, что в молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста! Оттого-то и для нас так радостен настоящий праздник.

Есть и еще одна сторона в празднуемом событии, усугубляющая нашу радость. Преславное Успение Пресвятой Богородицы представляет духовному взору нашему самое основание, по которому преблагословенная Приснодева переселилась от земли на небо, от временной к вечно-блаженной жизни: якоже бо Живота Матерь к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную. Но воплотившийся от приснодевственной утробы Господь Иисус Христос есть Начальник и нашей жизни, и, яко Первенец из мертвых (Апок. 1, 5), живыми и мертвыми обладающий, в преставлении к животу своей пречистой Матери представил нам образ и дал залог переселения в горний мир и всех земнородных Ея чад по благодати. И с этой-то стороны настоящий праздник сугубо радостен для нас.

Впрочем, возлюбленные о Христе братия, чтобы радость сия пребыла для нас неотъемлемою не только в нынешний благознаменитый день, но и во все последующие дни нашей жизни, и за пределами гроба в жизни будущого века, – потщимся явить себя достойными чадами премилосердой Матери Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, соблюдая во всем Его святый закон и не изменяя Ему ни в чем, в своих же вольных и невольных прегрешениях у Него единого испрашивая милость и прощение, – под руководством св. Церкви. Тогда-то поистине Пресвятая Богородица молитвами своими избавит от смерти души наши, и введет нас в жизнь вечную. Аминь.


Источник: Василий Гречулевич, прот. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы // Странник. 1872. Том III. С. 149-152.

Комментарии для сайта Cackle