Патриарх Павел
Содержание
I. Жизнь Детство Гимназия Семинария Служба в армии и война Чудесное исцеление. Монашеское призвание Послушничество в Благовещенском монастыре Монах, диакон и наставник послушников в монастыре Рача Преподаватель в богословской школе в Призрене Иеромонах. Студент в Афинах Возведение в сан архимандрита и поставление во епископа Епископ Рашко-Призренский Патриарх Сербский Избрание на патриаршество Программа нового патриарха Слово на интронизации Патриарх, умеющий слушать Перед лицом политической ситуации в Сербии Перед лицом войны На стороне жертв Требование одинакового отношения ко всем Противодействие национализму и остракизму Любовь к врагам Прошения, включенные в великую ектению Прошения, включенные в малую ектению Оставаться человеком... Не желать другому того, чего не хочешь себе Призыв к терпению и упованию на Божественную справедливость Перед лицом косовской драмы Деятельность в лоне Сербской Православной Церкви Восстановление отношений с государством Восстановление и строительство храмов и монастырей Восстановление и создание новых религиозных учебных заведений Преодоление схизмы Поддержание единства в Сербской Православной Церкви Пастырские труды, письменные и устные Духовное влияние патриарха Павла во всем мире Последние годы жизни. Смерть. Похороны II. Образ жизни Монашеский образ жизни, отмеченный уважением к молитвенному правилу. Регулярное участие в литургических богослужениях Простой и скромный Близость к людям Тихий заступник Монах великого смирения III. Апофтегмы Библиография
От автора
Сербский патриарх Павел – один из самых уважаемых и высокочтимых православных предстоятелей Церкви прошлого века, стяжавший широкую известность не только в своей стране, но и во всем православном мире.
Его величие заключалось в смирении, и сила его – та, что совершается в немощи (2Кор. 12:9).
Примечательно и даже удивительно то, что этот внешне маленький и хрупкий человек, смиренно возглавивший Сербскую Церковь, оставался очень простым и вел ту же строгую и упорядоченную аскетическую жизнь, как и в начале своего монашеского пути. Каждый день, вне зависимости от обстоятельств, места, степени усталости, он соблюдал строгий порядок в совершении богослужений, принимал всех верующих, которые этого хотели, в своей домовой патриаршей церкви, где каждое утро без исключения он служил литургию. Он встречал всех с простотой, не различая людей по их социальному положению, духовному или нравственному состоянию, отказываясь от полагающейся его должности платы, делясь со всеми тем немногим, что он оставлял себе на жизнь. Он сам вел все дела по хозяйству в своем скромном жилище, сам покупал продукты, самостоятельно готовил, чинил свою обувь и штопал подрясник. Часто вместе с самыми простыми работниками Патриархии он выполнял неприметные повседневные дела. Отказавшись от машины с водителем, он пешком, без сопровождения передвигался по улицам столицы, охотно общаясь с прохожими, или пользовался общественным транспортом и как самый обычный человек покупал себе билет.
Можно восхищаться и тем, что во время межэтнической и межрелигиозной розни, которую познала Югославия в период его патриаршества, он, безусловно защищая сербский народ, его духовное и культурное достояние – наследие долгой и богатой истории в лоне православного христианства, – становится неустанным ходатаем за пострадавших сербов, в том числе и косовских, перед всеми национальными и международными инстанциями не из политических соображений, но во имя христианства. Как сам он провозгласил в день своего избрания патриархом – руководствуясь одним лишь Евангелием и во имя Бога всегда защищая человека вне зависимости от его религиозной и этнической принадлежности, следуя слову апостола, имя которого он носил: Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал. 3:28). В то время когда многие из его соотечественников поддавались безрассудной логике войны и ослеплению национализмом до такой степени, что оправдывали совершенные своими же согражданами акты насилия, патриарх Павел осуждал насилие, откуда бы оно ни исходило, и постоянно принимал сторону жертв, кем бы они ни были. Перед лицом бесчеловечных поступков как тех, так и других он не переставал призывать: «Будем людьми!» – подразумевая под этим не гуманистическую концепцию человека, но библейское, христианское его измерение как бесконечно ценной, уникальной, незаменимой личности, носительницы в своей природе образа Божия. Взывая о любви к врагам, но в то же время понимая, что этот христианский идеал для многих недостижим, он неустанно просил, чтобы все исполняли хотя бы другую заповедь, тоже библейскую: не делайте другому того, чего бы вы не хотели, чтобы делали вам (см. Лк. 6:31). Во всех конфликтных ситуациях патриарх Павел, укрепляемый внутренним миром аскета, по благодати Божией побеждавший страсти, был мирен, кроток, милосерден, сострадателен и великодушен.
Среди наиболее привлекательных черт личности патриарха Павла стоит отметить тонкий юмор, который он проявлял во всех обстоятельствах, даже в самых торжественных. Юмор часто позволял ему умирять конфликты, снимать напряжение, разрешать проблемы и давать скромно и ненавязчиво ценные поучения, сравнимые с апофтегмами древних отцов. Эта книга представит несколько таких примеров.
Наконец, завораживает и та предельная собранность, какую патриарх Павел проявлял во время совершения Божественной литургии. Некоторые из фотографий, иллюстрирующих эту книгу, о том свидетельствуют. Это настоящие иконы, отражающие смирение, дух покаяния и простоты этого патриарха, который по глубине своей личности и своим делам принадлежит к величайшим патриархам древних времен.
Иконы и фрески с его изображением уже появляются в церквях и монастырях Сербии. Нет сомнения, что в недалеком времени патриарх Павел, уже при жизни признанный святым многими верующими всех стран, будет канонизирован Сербской Церковью и поминаем в лике святых всеми Поместными Церквами.
Уже сегодня многие взывают: «Святой патриарх Павел, моли Бога о нас!»
«Испытывать страх – очень по-человечески. Со временем мы замечаем, что неудачи и переживания имеют свой смысл.
Я вспоминаю, как однажды отправился пешком в один монастырь. Дорога была длинной, шел ливень, а у меня не было зонта. Земля под ногами была мокрой, илистой, так что я едва мог переставлять ноги. Тогда я думал: «За что, Господи? Я же не в кабак иду, почему мне это послано?» И тогда я сказал сам себе: “Где твои терпение и надежда?»
Когда вы способны принять то, что случается, и доверяете Богу, все становится на свои места»