Источник

Дополнения

Житие Кассиана Босого. Текст

л. 104 Житие и подвизи вкратце старца Касиана, рекомаго Босого, иже бысть во Иосифове монастыре404, о немже слышах преже мене бывших, иное же своима очима видех

Сей убо честный старец родом града Переславля, от родителей православных, Козма бе имя ему. И егда дошед свершена возраста, и бысть силою крепок и мужествен, и сводворяяся с жывущими в царской полате. И его ради мужества, и крепости, и силы позна его и самодержець, князь велики Иван Васильевич всея Русии405, иже и научи его, самодержьца, праволучно стрелы пущати по знамени, и сего ради бысть от дрьжавнаго в чести и в брежении.

И сей Козма некогда разсуди суету ми//ра

л. 104 об. сего, и честь, и славы его, и позна, яко преходна суть, и в небытие преходить, и, яко дым, вскоре по воздуху изчезает, и прииде в монастырь к преподобному игумену Пафнутию, иже в Боровьске406. Перподобный же, видя его, яко от усердьства от мира сего отбегша, постриже его во иноческый образ и нарече имя ему Касиан; и бысть у старца в послушании. Преподобный же зело любя его за его смирение, и послушание, и за великиа труды его.

Старцу же Иосифу в та времена устав держащу, и видя его старец Касиян1 живуща житием крепким, пребывая в посте и в молитвах, паче же в велицем послушании преподобнаго игумена Пахнутиа, и прилепися к нему духовною любовью о Христе. Старец же Иосиф нача помышляти, дабы //

л. 105. опщее1 житие устроити, еже бы в келиах здравым и могущим не ясти, ни паки питии или что снедно имети, но все бы трапезою и равностию довлетися; такоже и одежа, и обуща – все бы имети обще, своего же никако не имети, но украшатися безоимением и равностию, – якоже бысть и в апостолех, иже во мнозех телесех яко едина душа, иже есть имение всем равно и телесное требование обще всем, – еже не услажатися мира сего красотами, но имети в памяти, еже о души попечение и како изьбыти2 мукы вечныя407. Сказа же сей помысл и Касиану-старцу, и отвеща Касиян: «Бог и пречистыя Богородица твой помысл делом соврьшит, а яз с тобою же».

И егда же преподобный //

л. 105 об. игумен Пафнутие отъиде к Господу, и понудиша на игуменство старца Иосифа408, и паки Иосиф не преста помышляя, дабы совершити свой помысл; и бысть их о сем в совете седмь409. И начяша его советникы понужати Иосифа, дабы прешел рускыя1 обители410 и лучша изобрал ко спасению душам, а собя бы нигде знаема не учинил. Игумен же Иосиф послуша их совета, и взя с собою единого от советник своих – старца Герасима, пореклу Черного411, и пройде вся большая обители; и не познаша его ни во едином монастыре. Егда же прииде на Бело езеро во обитель святого великаго чюдотворца Кирила412, и полюби предание и закон, еже предаде преподобный, узаконоположи2, и како братия пребы//вают

л. 106 по заповеди и преданию святаго чюдотворца Кирила, и великою радостию духовною возрадовася, яко обрете, яже помышляше.

И егда прииде на место, идеже ныне пречистыя обитель, и бысть знамение413: освети молниа, паче солнечнаго света, солнцу же сияющу, а воздуху светлу сущу; бысть же сиа яко от полудьни. И полюби игумен Иосиф место, и начя тружатися с немногою братиею, и пребывая в великих трудех, в посте и в молитвах.

Сей же старец Касиян, о немже нам слово, прииде на другой год ко Иосифу, и видя старца игумена Иосифа и с ним братию в великих трудех стражуща, и поревнова им духовною ревностию, и нача с ними тружатися. И возложи //

л. 106 об. на собя пансыр414, под свитку на наго тело, и пекий хлебы на братию. Правило же его бысть в келье – 6000 молитов Исусовых415 и тысяща поклонов. И егда же разсыпася пансыр, онже возложи на собя веригы тяшки зело416, и тако тружаяся и постяся.

И прииде ему помысл, дабы четыредесят дней не ясти, ни пити, ни паки возлещи на ребрех. И сиа ему наченшу, и пребысть тако дьни 12, и изнеможе. И уведевшу же сиа игумену Иосифу, и, пришед, запрети ему не тако чрез силу тружатися. Он же пакы чрез день вкушая1 хлеб и воду, овогда же и чрез два дьни, и дотолика тако тружаяся, еже от очию ему и свет омрачися. И в та времена бысть у него ученик – старець Иона Голова, пореклу Пушечников417, //

л. 107 и той вожаше его к пению. И тако пребысть 30 дьней не видя, водим учеником. Видя же сия Иосиф-игумен и позна, яко от великих трудов ему и поста сиа бысть, и паки запрети великим запрещением. Он же послуша Иосифа, и мало от поста ослаби, и отздраве очима418.

И паки1 посем не во мнозе времени впаде в немощь, и отняшяся у него ногы, яко не мощи ему ни ступити, и тако, ползая, исполните свою телесную нужу. И во един от то дьни лежащу ему и молящуся пречистой Богородици, и начата звонити литоргию, он же, лежа, возрев на образ пречистыя Богородица, держащаго на руку Создателя всего мира, Превечнаго Младенца, и, прослезися, нача глаголати: «О пречистыя //

л. 107 об. госпоже1 владычице, Мати Божиа, аще ми даси на ногах своих ходити, донели жив буду, никакоже обую сапог на ногу мою, ни пакы шубу на грешное тело мое и до кончины живота моего». И абие в той чяс воста, и, яко лежа, тако и потече скоро в божественую церковь, и многы слезы точя, благодаря пречестную Богоматере. И тако нача2 ходити, и до кончины живота своего не измени обета своего, еже обещася пречистой Богородици: якоже лете, тако и зиме бысть, и во единой ризе хождаше. Некогда же зима бысть многомразна, яко и птицам зябнути, он же никакоже на собя что прибави, но тако терпя, глаголаше собе: «Терпи, грешный Касиане, терпи! Горек мраз, но сладок рай, и аще не ныне умрем, //

л. 108 умрем же всяко». И тако терпя до отпущения божественаго пениа, еще бо в та времена теплыа церкви не бе.

И егда же в старости постиже его и немощь, – бе бо ему от роду 90 лет, – и видя его братиа уже телом изнемогша, сняша с него вериги, и не хотяща ему, и сковаша в них чепи ко кресту, иже и доныне на церкви над колоколы. И егда же он устрабися от болезни, повеле паки иныя сковати, но тяшки не потолику, и паки возложи на ся, – и тако пребысть в них, тружаяся, и до кончины живота своего.

О кресщении царя, великого князя Ивана Васильвичя всея Русии419. И бысть егда родися дрьжавному великому князю Василию Ивановичю всея Руси сын420 – царь и великий князь Иван Василиевич //

л. 108 об. всея Русии1; дрьжавный же государь всея Руси, князь великий Василье возрадовася великою радостию, зело бо о сем много лет моляся, и постяся, и по монастырем великиа милостыня посылая421. Бог же услыша молитвы его.

И егда получи желаемое, посылает старца Тихона Зворыкина422 во Иосифов монастырь с великим смирением к старцу Касияну2, дабы принял от святыя3 купели сына его, великого князя Ивана. Сиа же старцу Касияну слышавшу от старца Тихона, яко родися великому князю сын, бяше убо уже старец в велицей немощи и в старости; и скоро воста от постеля своея, и став предо образом Божиим, и воздаде благодарение и славу Богу, и возрадовася духовною радостию, яко государь желаемое получи, земля Руская //

л. 109 не опусте, и род православных царей рускых не оскуде. И паки возлеже, и нача1 радоватися, и глаголаше: «Еще Бог Рускиа земля не забыл».

Тихан2 же сказа ему приказ дрьжавнаго, яко: «Велел тобе принять от святыя купели сына своего, великаго князя Ивана». Он же усумнеся и рече: «Кто есмь3 аз и откуду, яко дерзнути ми на толикое дело великое, не мощно ми и помыслити, кто есмь аз, грешный?» Видя же его старець Тихон ни мало уклонна, возвещает игумену Нифонту423 и всем преимущим старцем, сказа же им и прещение дрьжавнаго. И слышав сиа игумен и старцы таков приказ от боголюбиваго государя и милостиваго царя, и с великим трепетом потекоша, и начата молити старца Касияна, еже не ослушатися боголюбиваго государя. //

л. 109 об. Он же послуша их и рече: «Буди Божиа воля!»

И егда приеде старец Касиан во град Москву, и уведе государь его приезд, и того часа скоро сам дрьжавный государь всея Русии1 приеде на подворие монастырьское. И егда узре старца Касьана2, и снемь царскый3 венець со главы своея и поклонися, глаголя: «Честный старче Касияне, кланяюся тобе на твоих великих трудех, еже в толицей старости и немощи не ослушася нашего слова и бысть ми сопричастник радости моей, и ныне тобе челом бию: приими от святыя купели во святемь кресщении на руки своя Богом дарованнаго ми сына Ивана ваших ради молитов». Старець же Касиян слыша сиа и рече: «Буди, царю дрьжавный, Божия4 воля и твоя5, государя всея Русии6» //

л. 110 И посла его князь велики с великою честию и брежениемь с сыном своим, великим князем Иваном, в честную святую обитель живоначалныя Троица великаго чюдотворца Сергия424. Игумен же бысть тогда во святей той обители старець Иасаф, еже и бысть митрополит после425.

Егда же крестиша царя, великого князя Ивана Василиевичя всея Русии1, и прияста2 его от святыя купели 3архимандрит Данила Переяславьский и4 старец Касиян426, и даста5 на руки отцу его, великому князю Василью 6Ивановичу, всея Русии самодерзцу; боголюбивый же великий князь приим сына своего у старца Касияна с великою радостию, что желаемое у Бога получил7. И егда же приехаша во град Москву, что же боголюбивый и милостивый отець его, князь великий Василие Иванович всея Русии8, от великиа радости на многых победных милость показа: овех от казни смертныя свободи, а инех ис темницы пусти; и во вся монастыри посла милостыню. //

л. 110 об. И во всем граде Москве бысть благоденьство и радость неизреченная; и не токмо же сиа бысть на Москве, но и во всей Русской земли. 1Архимандрита же и старца2 Касияна великому чрежению и чести сподоби, и великими дарованми одари, и отпущаеть их3 во своя.

И после того поживе старець Касиян полтретя года, и отоиде с миром к Господу. Бысть же всех лет от рожениа его 90 и 3. Богу нашему слава ныне и в бесконечныя веки веком. Аминь.

И бысть некогда загореся кровля4, иже на трапезе древяный верх. И егда зело разгореся, и воста великий5 ветр и начя пламень клонити на келиа, иже близ трапезы стоят. И бысть толик жар, яко вмале не заняшася келии пламенем. Мне же в та //

л. 111 времена лучися быти в келарех427, и зрящу ми толику беду, и не домышляхся, како1 пособити. И текох скоро к старцу Касияну, и падох пред ним, и начях молити его со слезами, дабы помолился Господу Богу и пречистой его Богоматери. А ему стоящу у дверей в кельи своей, и обратився ко образу пречистыя Богородица, держащаго2 на руку своею Превечнаго Младенца, иже стоит в келии его, и рече: «Пречистая, Пречистая! Возлюбила еси место сие, попусти же наказание с милостию». И сотвори «Достойно», и прослезися, и, обратився ко мне, рече: «Не бойся, не оскорбит нас Пречистая выше нашия3 меры». И абие в той час обратися пламень на другую страну, и паки начя //

л. 111 об. пламянь вихром витися вверх, инаго ничего не повреди, и тако паки и пагасе1 от собе2.

О преставлении старца Касияна Босово3 . Благородному и христолюбивому государю, великому князю Василию Ивановичю, всея Русии самодержцу, Пречистыя обители, Иосифова монастыря, грешный чернець, игумен Нифонт со священники и з братнею челом биет4. Прислал еси, государь, ко мне, к своему нищему, велел отписать, коим обычаем старца Касияна не стало5.

И дал Бог, государь, по житие его и конец хрестияньской6. День за десять и болши до7 преставления его мало понемог, а в суботу мясопустную428 по меня прислал: велел себе покаяние проговорити; а сам старец Касиян8 за мною говорил слово в слово и прочее извещение в совер//шенне

л. 112 разуме; и все правило ему отправили причастьное. И егда прииде священник и з Божественым таинством, и Касиан стретил святая в сенех и Божественых таин причастился со страхом и радостию. И потом с пятка на суботу Сырные недели429 паки причастился Божественых тайн, и после того устрабися; и неции от братии начаша к нему приходити, желающе получити от него благословения и прощения; и он с ними беседоваше кротко, обрадованным образом когождо нас 1от скорбий2 утешая. И во время вечерняго собрания в неделю повеле у собя3 говорити вечерню, и потом повеле начати правило на исход души. И на втором кануне4 третей песни и дух Богу предаде.

И5 яз тебе, государю, священники и з братиею – все соборне челом бием6, и должне Бога //

л. 112 об. молити о твоем здравии и о спасении, и о твоей благоверной великой княгине Елене430, и о вашем сыне и нашем государе, благоверном князе Иване Васильевиче.

7В лето 7040, месяца февраля 11, на паметь святого священномученика Власья431, в неделю Сыропусную, в десятый час дьни432 преставися старець Касьян Босой, восприемник от святыя купели в святем крещении царя, государя, великого князя Ивана Васильевича, всея Русии самодержца8.

Житие Кассиана Босого. Перевод

л. 104 Вкратце о житии и подвигах старца Кассиана, по прозванию Босого, что был в Иосифове монастыре*, о котором слышал я от бывших прежде меня [иноков], а иное и своими глазами видел

Сей честной старец родился в городе Переяславле у православных родителей, Козьма было его имя. И когда достиг он совершеннолетия, то сделался физически крепок и мужественен, и стал бывать у тех, кто жил в царских палатах. И за его смелость, и отвагу, и силу стал известен он и самодержцу, великому князю всея Руси Ивану Васильевичу*; Козьма научил его, самодержца, метко стрелять в цель, и за это державный правитель оказывал ему честь и заботился о нем.

Но однажды этот Козьма осознал суету сего ми//ра,

л. 104 об. и чести его, и славы, и понял, что они преходящи, и в небытие уходят, и, как дым, исчезают скоро в воздухе, и [поэтому] пришел он в монастырь к преподобному игумену Пафнутию, что в Боровске*. И преподобный, видя, что он из усердия [пред Богом] бежит от мира, постриг его в монахи и нарек его Кассианом; и был Кассиан у старца в послушании. Преподобный же очень любил Кассиана за его смирение, и послушание, и за великие его труды.

А старец Иосиф в то время был уставщиком; и видел старец Кассиан, что он живет строгим житием, пребывая в посте и молитвах, и особенно в великом послушании у преподобного игумена Пафнутия, и привязался к нему духовной любовью Христовой. И начал помышлять старец Иосиф, дабы //

л. 105 общежительную жизнь устроить, чтобы здоровым и сильным в кельях не питаться, а также не пить и не иметь чего-либо съестного, но всем бы совместной на трапезе и равной для всех пищей удовлетворяться; также и одежду, и обувь – все бы иметь общее, своего же [ничего] никоим образом не иметь, но украшаться нестяжанием и равенством, – как было у апостолов, у которых во многих телесах была как бы одна душа, у которых было имущество, одинаковое для всех, и телесные, нужды, общие для всех, – чтобы не услаждаться мира сего красотами, но иметь в памяти заботу о душе и думать, как избежать вечной муки*. И сказал Иосиф об этом помысле Кассиану-старцу, и ответил Кассиан: «Бог и пречистая Богородица претворят в дело твой замысел, а я с тобою буду».

И когда преподобный //

л. 105 об. игумен Пафнутий отошел к Господу, то принять игуменство убедили старца Иосифа*; однако Иосиф непрестанно думал о претворении своего замысла; и было их, советовавшихся об этом, семь человек*. И начали его единомышленники убеждать Иосифа, чтобы обошел он русские монастыри* и отобрал все лучшее, что способствует спасению душ, а свое бы имя нигде не открывал. И игумен Иосиф послушался их совета, и взял с собой одного из своих советчиков – старца Герасима, по прозванию Черного*, и обошел все крупные обители; и не узнали его ни в одном монастыре. Когда же пришел он на Белое озеро в монастырь святого великого чудотворца Кирилла*, то понравились ему обычаи и правила, которые заповедал и узаконил преподобный, и как братия жи//вет

л. 106 по завету и преданию святого чудотворца Кирилла, и возрадовался он великой духовной радостью, ибо обрел то, о чем помышлял.

И когда пришел он на место, где ныне обитель Пречистой, то было знамение*: осветила [то место] молния, ярче солнечного света, в то время как солнце сияло и воздух был светел, а было это около полудня. И полюбил игумен Иосиф то место, и начал трудиться [здесь] с немногочисленною братиею, и пребывал в великих трудах, в посте и молитвах.

А сей старец Кассиан, о котором наш рассказ, пришел к Иосифу на другой год, и увидел старца игумена Иосифа и бывшую с ним братию, пребывающих в великих страдных трудах, и возревновал им духовной ревностью, и начал с ними трудиться. И возложил //

л. 106 об. на себя Кассиан панцирь*, под рубашку на нагое тело, и пек хлеб на братию. А правило его было келейное – 6000 молитв Иисусовых* и тысяча поклонов. А когда рассыпался панцирь, то он возложил на себя очень тяжелые вериги*, – и так трудился и постился.

И пришла ему мысль, чтобы сорок дней не есть, не пить и, кроме того, не спать лежа. И когда он начал это, то провел так 12 дней, и изнемог. Когда же узнал об этом игумен Иосиф, то, прийдя, запретил ему так чрезмерно трудиться. Но Кассиан снова стал принимать хлеб и воду через день, а иногда и через два дня, и до тех пор так трудился, пока в очах его и свет померк. И в то время был у него ученик старец Иона Голова, по прозванию Пушечников*, //

л. 107 и тот водил его к церковной службе. И так пребывал Кассиан 30 дней ничего не видя, водимый учеником. И увидел это Иосиф-игумен, и понял, что это произошло со старцем от великих трудов и поста, и опять запретил ему [это делать] великим запрещением. И Кассиан послушался Иосифа, и немного ослабил пост, – и выздоровели его глаза*.

А затем вновь, спустя немного времени, он впал в немощь, и отнялись у него ноги, так что не мог он даже ступить и, ползая, исполнял свои телесные потребности. И в один из дней, когда он лежал и молился пречистой Богородице, начали звонить к литургии, а он, лежа, взглянул на образ пречистой Богородицы, держащей на руках Создателя всего мира, Превечного Младенца, и, заплакав, начал говорить: «О пречистая //

л. 107 об. госпожа владычица, Матерь Божия, если ты дашь мне на ногах своих ходить, пока буду жив, никогда не надену я сапог на ноги мои, ни шубы на грешное тело мое до конца жизни моей». И вдруг в тот же час встал, и, как лежал, так быстро и устремился в Божию церковь, и, многие слезы проливая, благодарил пречестную Богоматерь. И так начал он ходить, и до конца жизни своей не изменил своего обета, что обещал пречистой Богородице: как летом, так и зимой, в одной монашеской ризе ходил. И однажды зима была такая морозная, что и птицы замерзали, а Кассиан никак не хотел что-либо прибавить к своей одежде, но так терпел, говоря себе: «Терпи, грешный Кассиан, терпи! Горек мороз, но сладок рай, и если и не сегодня умрем, //

л. 108 то все равно умрем». И так терпел он до конца божественной службы, ибо еще в те времена теплой церкви не было.

И когда в старости постигла его немощь, – а было ему от роду 90 лет, – и увидели его братья уже телом изнемогшего, сняли они с него вериги, хотя он и не хотел этого, и выковали из них цепи к кресту, что и доныне на церкви над колоколами. Когда же Кассиан оправился от болезни, то повелел вновь другие вериги сковать, но не такие тяжелые, и снова возложил их на себя, – и так пребывал он в них, трудясь, и до кончины своей.

О крещении царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича*. Это было, когда родился у державного великого князя всея Руси Василия Ивановича сын* – царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич; //

л. 108 об. и державный государь всея Руси, великий князь Василий возрадовался великой радостью, так как очень об этом много лет молился, и постился, и по монастырям большие милостыни посылал*. И Бог услышал молитвы его.

И когда государь получил желаемое, то послал он старца Тихона Зворыкина* в Иосифов монастырь к старцу Кассиану, с великим смирением [прося], чтобы принял тот от святой купели сына его, великого князя Ивана. Когда же старец Кассиан услышал от старца Тихона, что у великого князя родился сын, он был уже в великой немощи и старости; и быстро встал он с постели своей, и, став перед образом Божиим, воздал благодарность и славу Богу, и возрадовался духовной радостью, что государь получил желаемое, и земля Русская //

л. 109 не опустела, и род православных царей русских не оскудел. И снова возлег он, и стал радоваться, и говорил: «Еще Бог не забыл Русской земли».

Тихон же передал ему приказ державного государя: «Велел он тебе принять от святой купели своего сына, великого князя Ивана». А старец усомнился и сказал: «Кто я и откуда, чтобы осмелиться мне на такое великое дело, нельзя мне и подумать об этом, кто я есть, грешный?» И когда старец Тихон увидел, что Кассиан совсем не склонен к этому, он сообщает это игумену Нифонту* и всем соборным старцам, передав им и приказ самодержца. И услышали игумен и старцы, что таково повеление боголюбивого государя и милостивого царя, и с великим трепетом поспешили они к Кассиану, и начали молить старца, чтобы не ослушался он боголюбивого государя. //

л. 109 об. Кассиан же выслушал их и сказал: «Да будет Божья воля!»

И когда прибыл старец Кассиан в город Москву, и узнал государь о его приезде, то быстро, в тот же час, сам державный государь всея Руси приехал на монастырское подворье. И когда увидел он старца Кассиана, то снял царский венец с главы своей и поклонился, говоря: «Честной старец Кассиан, кланяюсь тебе за твои великие труды, что в такой старости и немощи не ослушался нашего слова, стал сопричастником моей радости. А ныне бью тебе челом: прими на руки свои от святой купели при святом крещении Богом дарованного мне ради ваших молитв сына Ивана». Старец же Кассиан, услышав это, ответил: «Да будет, державный царь, Божья воля и твоя, государя всея Руси». //

л. 110 И послал его великий князь с большими почестями и заботой с сыном своим, великим князем Иваном, в честную святую обитель живоначальной Троицы великого чудотворца Сергия*. А игуменом был тогда в святом том монастыре старец Иоасаф, который после был митрополитом*.

И когда крестили царя, великого князя всея Руси Ивана Васильевича, то приняли его от святой купели архимандрит Данила Переяславский и старец Кассиан* и передали на руки его отцу, великому князю Василию Ивановичу, всея Руси самодержцу; и боголюбивый великий князь принял сына своего у старца Кассиана с великой радостью, что получил желаемое у Бога. А когда приехали они в город Москву, то боголюбивый и милостивый отец его, великий князь всея Руси Василий Иванович, от большой радости многим несчастным милость оказал: одних от смертной казни избавил, а других из темницы выпустил; и во все монастыри послал милостыню. //

110 об. И во всем городе Москве было благоденствие и радость несказанная; и не только в Москве это было, но и по всей Русской земле. А архимандрита и старца Кассиана государь удостоил великой заботы и чести, и одарил большими дарами, и отпустил их восвояси.

И после того прожил старец Кассиан два с половиной года, и отошел с миром к Господу. Всего же было ему от рождения 93 года. Богу нашему слава ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

И однажды загорелась кровля, деревянная крыша на трапезной. И когда она сильно разгорелась, то поднялся большой ветер и начал направлять огонь на кельи, что стоят около трапезной. И был такой жар, что едва не занялись кельи пламенем. А мне в то //

л. 111 время случилось быть в келарях*, и, когда я увидел такую беду, не мог догадаться, как помочь. И устремился я к старцу Кассиану, и пал пред ним, и начал слезно просить его, чтобы помолился он Господу Богу и пречистой его Богоматери. А он стоял у дверей в своей келье и, обратившись к образу пречистой Богородицы, держащей на руках своих Превечного Младенца, – эта икона находится в его келье, сказал: «Пречистая, Пречистая! Возлюбила ты место это, так пошли же наказание с милостью». И прочел «Достойно», и прослезился, и, обратившись ко мне, сказал: «Не бойся, Пречистая не причинит нам страдания выше нашей меры». И тотчас же повернуло пламя в другую сторону, и затем стало //

л. 111 об. пламя вихрем виться вверх, ничего другого не повредив, а потом так и погасло само собой.

О преставлении старца Кассиана Босого. Благородному и христолюбивому государю, великому князю Василию Ивановичу, всея Руси самодержцу, обители пречистой Богородицы, Иосифова монастыря, грешный чернец, игумен Нифонт со священниками и с братиею челом бьет. Прислал ты, государь, ко мне, к своему нищему, и велел написать, каким образом старца Кассиана не стало.

А дал Бог, государь, по житию его и конец христианский. Дней за десять или больше до кончины своей немного поболел, а в субботу мясопустную* прислал за мной: велел прочитать себе чин покаяния; и сам старец Кассиан говорил за мной слово в слово и другое, что я произносил, в пол//ном

л. 112 разуме; и все положенные молитвы совершили ему причастные. И когда пришел священник с Божественными дарами, то Кассиан встретил святыню в сенях и Божественных тайн причастился со страхом и радостью. И потом с пятницы на субботу Сырной недели* вновь причастился Божественных тайн, и после этого он поправился; и некоторые из братии начали к нему приходить, желая получить от него благословение и прощение; и он с ними беседовал кротко, с радостным видом каждого из нас от скорбей утешая. И во время воскресного сбора на вечерню повелел у себя совершать вечерню, а потом велел начать чтение обычных молитв на исход души. И на втором каноне третьей песни отдал Богу душу.

И я тебе, государь, со священниками и с братиею все соборно челом бьем, и должны мы Бога //

л. 112 об. молить о твоем здравии и спасении, и о твоей благоверной великой княгине Елене*, и о вашем сыне и нашем государе, благоверном князе Иване Васильевиче.

В 1532 год, 11 февраля, на память святого священномученика Власия*, в неделю Сыропустную, в десятый час дня* преставился старец Кассиан Босой, восприемник от святой купели в святом крещении царя, государя, великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца.

Житие Фотия волоцкого. Текст

л. 172 Преставися раб Божий старец Фатей, ученик великаго старьца Касиана Босово433, в лето 7062-го, месяца марта 9, на паметь святых великомученик 40, иже в Севастии434, на 6-м часе дьни435, в пяток, на 5 недели святаго поста. А того же дни, на 5-м часе, его перед преставлением и причащали пречистых и животворящих Христовыих тайн. И по причастии святыих тайн на преставлении и образ пресвятые Богородици 1c Превечным Младенцем2 поцеловав, душу свою в руце Богу предаст.

Сей честный старец родом града Киева, от православных и благородныих родителей, Феодор бе имя ему. И егда князь Богдан Путивльскый436 жил на своей вотчине, во граде Путивле, и в те време на сей Феодор служил князю Богдану Пути//вльскому;

л. 172 об. и добродетелнаго ради его нрава князь Богдан у своего сына, князя Владимера437, повелел дяткою ему быти.

Егда же великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодерсца, посланием воеводы с войском взяли град Путивль1438, тогда со князем2 Богданом, и з сыном его князем Владимером, Зи с прочими4 и сего Феодора плениша. И по великого князя велению у Юрья Ивановича Замятнина жил сей Феодор439 неколико лет. Видя же Юрьи Иванович его добронравие и держал у собя его небезсчесна.

Егда же сей Феодор прииде в монастырь к преподобному игумену Иосифу, иже на Волоце, преподобный же, видя его, яко от усердьства от мира сего отбегша, постриже его во иноческий образ, и нарече имя ему Фатей, и дасть его под начало ста//рцу

л. 173 Касиану Босому; и бысть у старца в послушании. Преподобный же Иосиф зело любя его за его смирение и послушание. Уведав же Юрьи Иванович Замятнин, что пострижеся сей Феодор в Осифове монастыре, часто посылаше ему милостыню и грамоты, с великиим смирением1 и2 челобитным молением прося от него, чтобы его посещал писанием полезнаго наказания на спасение души, желаше бо от Бога Юрьи за святыя церкви и за православную веру кровию венчатися, Зи по его желанию4 еже и бысть440.

Слово же мне предлежит о чюдном том старце. И жил в пречистой обители, в Осифове манастыре, постригшись, Фатей неисходно до преставлениа своего полпетадесять лет в великиих подвизех духовных и в воздержании; с начала и до пре//ставлениа

л. 173 об. своего не изменил правила своего келейнаго. Правило же его бе: в день да в нощь по 4 кафизмы, да по два кануна переменные, да статия Евангелия, да шестьсот Исусовых молитв, а седмое сто молитв1 – Пречистой, глаголя сице2. «Владычице моя, пресвятая Богородица, помилуй мя, грешнаго», – да триста поклонов, да иефимон, да полуношницу441; прочее же время упражняшеся на пропитание Божественаго писаниа и на рукоделие. Сна же приимаше в нощь и в день всего три часы или четыре, на земли без постели лежаше; иногда же и на ребрех не лежаше, но сидя в предреченныя3 часы числа сна приимаше. К соборному же пению с великим тщанием к началу хожаше и на крылосе с великим радением стояше. //

л. 174 И много лет устав держал с великим, от Бога дарованным ему, разсужением.

И тако в обетщание его к трудом некогда, в хлебьне ходя, написал Евангелие сполна совсем в двенадцать недель, а в ыное время без службы пребысть и написал Евангелие в девять недель, такоже совсем сполна, а в правиле келейном никакоже собе ослабы не давал. Прочих же книг, – Евангильев, и Псалтырь, и четиих, – много преписал, иже и доныне в обители Пречистой, в Осифове монастыре442, трудолюбное его списание. В кельи же, кроме келейные нужи и рукоделные снасти, отнюдь стяжаниа не имел, разве книг.

И не услажашеся мира сего красотами и не желаше старейшиньства1 или под старейши//ною

л. 174 об. быти. Егда же кто, вражим навожениемь, сатониным действом, разгордяся, оскорбляше его, он же сердечным воздыханием и многыми слезами моляше всемилостиваго создателя всего мира Бога и пречистую Богоматерь и призывая на помощь молитвы великих чюдотворцов и святаго преподобнаго старца Иосифа, еже даровати ему терпение. И вменяше собе скорбь от человек в великое посещение от Бога, человеческыя же помощи нимало не искаше и на отмщение не поучашеся, еже клеветати брата своего. Пищею же довлелся трапезною вкупе з братиею, но и се с великим воздержанием. Егда же прихожаше святая четыредесятница и святая Страстьная //

л. 175 неделя443, тогды наипаче от духовныя теплоты труды к трудом прилогаше.

Прочие же подвизи его и труды и сердечное воздыхание и слезы како могу исписати подлинно от простоумиа моего, но, Бога ради, отцы, и братиа, и господие мои, не позазрите худоумию моему1 и грубости, да не будеть в подсмеяние2 написание се недостойнаго, и худаго, и грубаго черньца Васияна, что есми дерьзнул написати отчасти себе на воспоминание о чюдном том старце Фатее3 пребывании и о подвизех духовных, не ему похвалу поставляя, но укоряя свое непотребьство и окоянную леность, чюдный бо сей старец не требоваше и тогда человеческыя похвалы, егда жил в време//нном

л. 175 об. сем веце, но желаше единыа1 от Бога милости и похвалы.

Или кто помолвит, что яз, тщеславяся, писал себе в похвалу, что яз таковаго старца ученик; и мне то стытко и помыслити от великого моего раслаблениа, занеже яз своим злонравием и слабостию в лености пребываю, аки свиниа в кале, воляюся в непотребьстве444 и во сне препровожаю дьни своя, мучим бысть совестию своею, что есми от добраго древа веть непотребная отросла445; но и свиниа лучши меня, понеже по устроению Божию живет: в какой ея Бог статии устроил, в той и пребывает. А яз от Бога человек устроен и почтен есми от Бога всем, а нимало по заповедем Божиим не шествую своим чином, от Бога дарованным на спасение //

л. 176 душе, но пребываю, аки скот бесловесной, нимало подвизаюся о своем спасении.

Да некли прочет сия, ужаснуся и воздохну, воспомянув собе чюднаго сего старца подвизи и злостраданиа, слезы же и трьпения, и прежде смерти умрьтвие в трудех о Христе Исусе, Господе нашем, емуже слава ныне, и присно, и в бесконечныя векы. Аминь1.

Старца Фотея ученик Исайя поведа446. «Некогда, – рече, – незадолго время до преставления старца Фатея, против недели, учали звонить в будилной колокол ко всенощному. Аз же из задние кельи пришел в прежнюю келью благословитися у старца Фатея поити ко всенощному. Свещник же у него горит, бяше бо старец против всенощнаго мало сна приимаше, но упражняшеся //

л. 176 об. на молитву и пропитание Божественых писаний. И видех старца обрадованным образом и слезны очи имущу.

И нача поведати мне: «Возлег есми приопочинути и видех во сне жену в багряных ризах; пришед в келью ко мне и глагола: «Фатей, дай из-за пазушия жемчюгов»447. Аз же с великим страхом, трепеща, глаголаху ей: «Нет, госпоже, у меня жемчюгу». Она же рече ко мне: «Есть». Аз же прострох руку в пазуху, и обретох, и дах ей пол ну горьсть жемчюгу. Она же рече: «Еще дай». Аз же паки обрав с полгорьсти еще в пазухе жемчюгу и отдах ей. Ана же паки рече: «Дай еще». Аз же поискав в пазухе, и не обретох, и речкох с великим трепетом: «Толко, госпоже». Ана же рече: «Днесь у нас же будешь». Аз же от великого страха пробудихся и ди//влюся

л. 177 необычному видению, и ныне бо от великого страха еще трепещет ми сердце».

Запрети же ученику своему никомуже того поведати. Зело бо любяше его за великое его смирение и послушание и не скрывашеся от него. Рече же ему и се: «Аще слягу, и мне не востати». И поиде ко всенощному едва на великую силу, бяше бо от великого воздержания, и подвигов, и старости изнеможе телом. И пришед после утрени, и от того дьни изнемог и к церковному пению ходити, словословие же Божие изо уст его безпрестани исхожаше и до последняго издыхания с великою паметию. Сия же Исайя поведа после преставления его.

Того же старца Фатея ученик Феодосей поведа448. «Некогда, – рече, – приидох //

л. 177 об. в келию после соборнаго пения не за многими дьньми до преставлениа старца Фатея и обонях в кельи великое благоухание, якоже бысть доволно бывает кажение с ладану. И вопросих брата своего Арсения449 (бе бо Арсеней у старца брежения для пребывал и, егда будет, кадил: бе бо старец велми изнемог), он же глагола: «И яз слышу благоухание то, а кажения не было и огня в кадилнице не бывало». И абие помале преста благоухание. Се же бысть, – рече, – и не в одно время слышах в кельи благоухание перед преставлением его и без кажения».

Сия же слыша яз, непотребный Васиян, и написах себе, умегчевая ниву сердца своего злонравие, поминая старца подвизи и нежелание мира сего наслажения для будущих вечных //

л. 178 благ наслажение, идеже праведнии ликоствуют; еже око не виде и ухо не слыша450, и на сердце человеку не взыде Божие уготование любящим его и творящим волю, его; якоже не мощно алчущому не помянути хлеба451, сице не мочно спастися, иже исхода и суда не поминающему2.

Житие Фотия волоцкого. Перевод

л. 172 Преставился раб Божий старец Фотий, ученик великого старца Кассиана Босого*, в 1554 году, 9 марта, на память 40 святых великомучеников, бывших в Севастии*, в 6-м часу дня*, в пятницу, на 5-й неделе святого поста. В тот же день, на 5-м часу, перед, смертью, и причащали его пречистых и животворящих Христовых тайн. И после того, как перед кончиной причастился Фотий святых тайн и поцеловал образ пресвятой Богородицы с Превечным Младенцем, предал он свою душу в руки Бога.

Сей почтенный старец родился в городе Киеве у православных и благородных родителей, Федор было его имя. И когда князь Богдан Путивльский* жил в своем родовом владении, в городе Путивле, в те времена этот Федор служил Богдану Пути//вльскому;

л. 172 об. и за добродетельный его нрав князь Богдан повелел Федору быть дядькой своего сына, князя Владимира*.

Когда же посланные великим князем Иваном Васильевичем, самодержцем всея Руси, воеводы с войском взяли город Путивль*, тогда вместе с князем Богданом, и с сыном его князем Владимиром, и вместе с другими взяли в плен и этого Федора. И по повелению великого князя этот Федор несколько лет жил у Юрия Ивановича Замятнина*. Юрий Иванович, видя добрый нрав Федора, держал его у себя, оказывая должное почтение.

Когда же сей Федор пришел в монастырь к преподобному игумену Иосифу, что на Волоке, то преподобный, видя, что тот всей душою стремится отречься от мирского, постриг его в монахи, и нарек его Фотием, и отдал под начало ста//рцу

л. 173 Кассиану Босому; и находился Фотий у старца в послушании. И преподобный Иосиф очень любил его за смирение и послушание. А Юрий Иванович Замятнин, узнав, что постригся тот Федор в Иосифовом монастыре, часто посылал ему милостыню и послания, с великим смирением и челобитным молением прося старца, чтобы он навещал его письмами с полезными для спасения души поучениями, ибо Юрий хотел от Бога получить венец мученика, умерев за святые церкви и за православную веру, что по его желанию и сбылось*.

Слово же мне надлежит сказать о чудном том старце. А жил в пречистой обители, в Иосифове монастыре, постригшись, Фотий неисходно до кончины своей 45 лет, в великих духовных подвигах и воздержании; с начала и до пре//ставления

л. 173 об. своего не изменил он своего келейного правила. А правило его было: днем и ночью [читал] по 4 кафизмы, и по два переменных канона, и главу из Евангелия, и шестьсот Иисусовых молитв, а седьмую сотню молитв – пречистой Богородице, говоря так: «Владычица моя, пресвятая Богородица, помилуй меня, грешного», – да [совершал] триста поклонов, и ефимон, и полунощницу*; остальное же время он упражнялся в чтении Божественного писания и в рукоделии. А спал он ночью и днем всего три или четыре часа, лежа на земле без постели; иногда же и не ложился, но сидя вышеуказанное количество часов спал. И к началу соборной службы он с великим тщанием ходил, и на крылосе с великим усердием стоял. //

л. 174 И на протяжении многих лет был уставщиком с большим, Богом дарованным ему, знанием дела.

И так, по монашескому обету, некогда, работая в хлебопекарне, он переписал Евангелие полностью за двенадцать недель, а в другое время, когда он пребывал без службы, то переписал Евангелие за девять недель, также целиком, а в келейном правиле никакого себе облегчения не давал. И других книг, – Евангелий, Псалтирей и книг для чтения, – много переписал, что и доныне [хранятся] в обители пречистой Богородицы, в Иосифовом монастыре*, плоды его трудолюбивой переписки. В келье же, кроме необходимых келейных вещей и инструментов для рукоделия, он не имел никакого имущества, за исключением книг.

И не наслаждался Фотий мира сего красотами, и не желал началствовать над братией или быть помощником начальствую//щего.

л. 174 об. А если кто по дьявольскому наваждению, сатанинскому действию, возгордясь, оскорблял его, то он с сердечным воздыханием и многими слезами молил всемилостиво создателя всего мира Бога и пречистую Богоматерь и призывал на помощи в молитвах великих чудотворцев и святого преподобного старца Иосифа, чтобы даровали ему терпение. И вменял себе Фотий страдание от людей в великую милость от Бога, а человеческой помощи совсем не искал и о мщении не задумывался, чтобы оклеветать брата своего. А пищей он довольствовался трапезною, [вкушая] вместе с братиею, но и это [делал] с великим воздержанием. Когда же наступали святая четыредесятница и святая Страстная //

л. 175 неделя*, тогда он еще больше от духовной теплоты труды к трудам прибавлял.

Другие же его подвиги и труды и сердечное воздыхание и слезы как я могу подлинно описать по простоумию моему, но, Бога ради, отцы, и братья, и господа мои, не осудите худоумие мое и грубость, чтобы не было осмеяно то, что написано недостойным, и плохим, и невежественным монахом Вассианом, который дерзнул написать отчасти себе на память о жизни и духовных подвигах чудного того старца Фотия, не ему похвалу творя, но обличая свой непристойный образ жизни и окаянную леность, так как чудный сей старец не требовал и тогда славы от людей, когда жил во време//нном

л. 175 об. этом веке, но одной желал от Бога милости и похвалы.

Возможно, кто-то скажет, что я, гордясь, писал [это] себе в похвалу, что я такого старца ученик; но мне о том стыдно и подумать от великого моего бессилия, потому что из-за своего злонравия и слабости пребываю я в лености, как свинья в кале, валяюсь в непотребстве* и во сне препровожу дни свои, мучимый своею совестью, что отрос я ветвью непотребной от доброго древа*; даже и свинья лучше меня, потому что по закону, установленному Богом, живет: какое Бог определил ей положение, в том она и пребывает. А я по замыслу Бога создан человеком и почтен всем от Бога, а нисколько, по заповедям Божьим, не следую своим путем, дарованным от Бога к спасению //

л. 176 души, но пребываю, подобно бессловесному скоту, нимало не заботясь о своем спасении.

Может быть, прочтя это, ужаснусь и воздохну, вспомнив чудного сего старца подвиги, и слезы, и терпение, и прежде смерти умерщвление в трудах ради Иисуса Христа, Господа нашего, которому слава ныне, и присно, и в бесконечные времена. Аминь.

Поведал старца Фотия ученик Исайя*. «Некогда, – рассказал он, – незадолго до преставления старца Фотия, накануне воскресенья, начали звонить в будильный колокол ко всенощной. И я из задней кельи пришел в переднюю келью просить благословения у старца Фотия, чтобы пойти ко всенощной. А свещник у него горит, ибо старец мало спал перед всенощной, но упражнялся //

л. 176 об. в молитвах и чтении Божественных писаний. И увидел я старца радостным и со слезами на глазах.

И начал он рассказывать мне: «Лег я немного отдохнуть и видел во сне женщину в багряных одеждах; она пришла ко мне в келью и сказала: «Фотий, дай из-за пазухи жемчугов»*. Я же с великим страхом, трепеща, отвечал ей: «Нет, госпожа, у меня жемчуга». А она сказала мне: «Есть». И я просунул руку за пазуху, и нашел, и дал ей полную горсть жемчуга. Она же сказала: «Еще дай». И я опять собрал за пазухой еще с полгорсти жемчуга и отдал ей. Она же снова попросила: «Дай еще». И я поискал за пазухой, и не нашел, и сказал с великим трепетом: «Больше нет ничего, госпожа». А она ответила: «Сегодня же у нас будешь». И я от сильного страха проснулся, и ди//влюсь

л. 177 необычному видению, и сейчас еще от великого страха трепещет сердце».

И запретил он ученику своему кому-либо это рассказывать. Очень же любил Фотий Исайю за великое его смирение и послушание и ничего не скрывал от него. Сказал он ему и это: «Если я слягу, то мне не встать». И с трудом пошел он ко всенощной, так как от великого воздержания, и подвигов, и старости изнемог телом. И пришел после утрени, и с того дня не мог больше ходить к церковной службе, но славословие Богу из уст его исходило постоянно, и совершал он это до последнего дыхания в полной памяти. И поведал Исайя об этом после его преставления.

Рассказал того же старца Фотия ученик Феодосий*. «Однажды, – поведал он, – пришел я //

л. 177 об. в келью после церковной службы за несколько дней до преставления старца Фотия и почувствовал в келье сильное благоухание, такое обильное, как бывает после каждения ладаном. И спросил брата своего Арсения* (а Арсений у старца находился, опекая его, и, когда надо было, кадил, так как старец изнемог), и он ответил: «И я чувствую это благоухание, в то время как каждения не было и огня в кадиле не бывало». И понемногу прекратилось благоухание. И это было, – сказал он, – и не однажды чувствовал я в келье благоухание без каждения перед его кончиной».

И это слышал я, непотребный Вассиан, и написал для себя, умягчая ниву своего злонравного сердца, поминая подвиги старца и неприятие им мирских наслаждений ради счастья будущих вечных //

л. 178 благ, там где праведники ликуют; того око не видит и ухо не слышит*, и на сердце человеку не придет, что уготовал Бог тем, кто любит его и творит его волю; как нельзя алчущему не помнить о хлебе*, так нельзй спастись тому, кто не думает о конце и Божьем суде.

* * *

404

Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского, основатель волоколамского монастыря Успения Богородицы (1479), позднее получившего его имя. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей» церкви в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры ХV-ХVІ вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек. Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе рассказывается в Надгробном слове Иосифу Волоцкому, Волоколамском патерике, житиях Иосифа Волоцкого, Летописчике Иосифа Санина и др. произведениях древнерусской литературы XVI в.

405

Иван III (1440–1505), великий князь Московский (с 1462), сын Василия II. Проводил политику централизации Руси, присоединил Ярославль (1463), Новгород (1478), Тверь (1482) и др. Был организатором «великого стояния на Угре» (1480), в результате которого на Руси было свергнуто монголо-татарское иго. Во время правления Ивана III, принявшего титул великого князя «всея Руси», велось активное строительство в Москве, новом политическом и культурном центре страны, был составлен Судебник 1497 г., вырос авторитет Московского государства в делах международной политики.

406

Пафнутий Боровский (1394–1477) – игумен основанного им в 1444 г. недалеко от Боровска монастыря Рождества Богородицы, который стал одним из авторитетных русских монастырей ХV-ХVІ вв. Монастырю покровительствовал великий князь Иван III; постриженниками Пафнутия были Иосиф Волоцкий и его брат Вассиан, позднее ставший архиепископом Ростовским. Пафнутий Боровский был канонизирован как общерусский святой на церковном соборе 1547 г. Рассказ о последних днях жизни Пафнутия и канон ему принадлежат боровскому монаху Иннокентию (конец 70-х годов XV в.), житие святого написано Вассианом Саниным (до 1515 г.), Повести отца Пафнутия входят в состав Волоколамского патерика Досифея Топоркова.

408

В агиографических сочинениях об Иосифе Волочком сообщается, что он стал игуменом боровского Рождественского монастыря по завещанию Пафнутия, умершего 1 мая 1477 г., и решению великого князя Ивана III, однако в Записке Иннокентия о последних днях жизни Пафнутия Боровского не упоминается о выборе им преемника.

409

Иосиф Волоцкий, став игуменом Пафнутьево-Боровского монастыря, попытался ввести в нем строгий общежительный устав, но встретил сопротивление со стороны монастырской братии. Его план поддержало только семь человек, в том числе братья Иосифа – Вассиан и Акакий Санины, а также Герасим Черный и Кассиан Босой.

410

По мнению Я.С. Лурье, уход Иосифа из Пафнутьево-Боровского монастыря объяснялся столкновениями нового игумена с Иваном III (на эту причину указывал сам Иосиф), в то время как авторы житий святого связывали уход лишь с наличием сильной внутримонастырской оппозиции. С конца 70-х годов XV в. до начала XVI столетия отношения между Иваном III и Иосифом Волоцким были конфликтными. Во время присоединения Новгорода Иван III провел секуляризацию части церковных и монастырских земель, великий князь покровительствовал еретикам – противникам монашества, поэтому Иосиф совершил переход из Пафнутьево-Боровского монастыря, находившегося под юрисдикцией Ивана III, в земли удельного князя Бориса Волоцкого, где основал свой монастырь Успения Богородицы (1479). См. подробнее: Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель // Послания Иосифа Волоцкого / Подготов. текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 41–47.

411

Герасим Черный – монах Пафнутьево-Боровского монастыря, один из ближайших сподвижников Иосифа Волоцкого. Он поддерживал Иосифа, хотевшего ввести в боровском монастыре строгий общежительный устав, сопровождал его в путешествии по русским монастырям (1478–1479), вместе с Иосифом участвовал в основании волоколамского Успенского монастыря. По свидетельству Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, Герасим Черный какое-то время «вне обители отшельническый живяше» и «толико постящася, яко и внутренняя исхожаше ему и повредити зело утробу». Герасим Черный был профессиональным книгописцем. Иосиф Волоцкий считал его рукописи книгами «мастерского письма». Лев Филолог указывал, что книжное «трудоделие» Герасима Черного «мниси в церкви доныне как богатство некое храняще имеют». По Описи 1545 г. в монастырской библиотеке было 16 рукописей работы Герасима Черного, причем одно из Евангелий он переписал совместно с Иосифом Волоцким, другое Евангелие хранилось «В большей церкви на престоле» (см.; Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 24, 26–31, 33, 35). Герасим Черный защищал интересы монастыря на переговорах с волоцким князем Федором Борисовичем. Иосиф Волоцкий в Послании Борису Васильевичу Кутузову упоминал, что князь Федор, не желая возвращать деньги, взятые им из монастырской казны, «хотел черньца Герасима Чернаго кнутием бити», когда тот напомнил о долге. Когда волоцкий князь захотел отобрать у монаха «Псалтырю добру», то Герасиму пришлось переправить книгу в Троице-Сергиев монастырь. По определению Евфимия Туркова, Герасим Черный, подобно Иосифу Волоцкому, Кассиану Босому и Ионе Голове, является «начальником» и «учителем» русского монашества.

412

Монастырь был основан Кириллом Белозерским в 1397 г. на берегу Сиверского озера. В конце ХV-ХVІ в. он был одним из центров религиозно-политического течения «нестяжателей». Монастырь славился своим скрипторием, имел богатейшее собрание рукописных книг и икон. По данным Жития Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого, в конце 70-х годов XV в. только в нем сохранялся строгий общежительный устав: монастырь был «не словом общий, но делы». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иосиф, скрывая свой высокий сан игумена, жил в Кирилло-Белозерском монастыре больше года, работая в «хлебне», но после разоблачения был вынужден уйти из монастыря, избегая славы. Странствуя по другим русским монастырям, Иосиф убедился, что «един же Кирилов монастырь общества уставы соблю– дати неврежены» Традиции монашеского общежития в Кирилло-Белозерском монастыре, восходящие к греческому Студийскому уставу, принятому в Киево- Печерской лавре, были развиты Иосифом Волоцким в краткой редакции Устава, действовавшего в основанном им монастыре в конце XV в. Этот Устав предполагал личное «нестяжание» монахов, строгую дисциплину, обязательность «рукоделия».

413

В Надгробном слове Иосифу Волоцкому Досифея Топоркова рассказывается о поиске места для основания монастыря и о знамении «ловцу», который «прииде на брег реки Струги, и на том месте молния облиста (бе же тогда воздуху чисту сущу)». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Саввы Крутицкого сообщается, что на место основания монастыря указали «вихорь страшен», «лес ломяще», «молниа паче солнечных лучь». Видимо, эти произведения входили в круг источников для составителя Жития Кассиана Босого.

414

Панцирь – сходный по форме с кольчугой доспех из мелких металлических колец, а также общее название защитных доспехов, одежды из металла.

415

Иисусова молитва – молитва Иисусу Христу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

416

Вериги – железные цепи, оковы, которые носили на теле с целью истязания плоти.

417

Иона Голова Пушечников видимо, происходил из боярского рода Головиных; он состоял на службе у волоцкого князя Бориса, был воспитателем его сыновей Федора и Ивана. По преданию, отраженному в Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога, он постригся в монахи, спасаясь от гнева волоцкого князя Федора Борисовича, который, в «лютости» преследуя кого-то, споткнулся, прищемил язык и сделался «заикой». В Иосифо-Волоколамском монастыре Иона стал учеником Кассиана Босого, одним из доверенных лиц Иосифа Санина. В 1507 г. игумен посылал Кассиана и Иону бить челом великому князю Василию III о защите монастыря «от удельного насильства». В 1510 г. эти же старцы были посланы Иосифом для примирения Василия III с дмитровским князем Юрием Ивановичем, который, по слухам, решил «отложиться» от Москвы. Иона Голова входил в число соборных старцев волоцкого Успенского монастыря, его Иосиф рекомендовал московскому государю как одного из своих возможных преемников на игуменском посту. Ионе Голове волоцкие монахи жаловались на нового игумена Даниила, проводившего уравнительную политику и запрещавшего инокам владеть иконами и книгами, признавая, что он для них авторитетнее Даниила, что они чтут Иону как «отца своего Иосифа». В Житии Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога сообщается, что Иона прославился даром слезотворения, «яко никогдаже ему ланиты своя сухы имети»; испеченный им хлеб помогал воинам сохранить жизнь в бою, больным – исцелиться от водянки и лихорадки.

418

Аналогичные сведения содержит агиографическая миниатюра о Кассиане Босом, входящая в состав Жития Иосифа Волоцкого редакции Льва Филолога: «очи ему от зелнаго поста отемнеста, емуже Иосиф не хотяща пища приимати повеле, и тако пакы очи ему просветистася» (см. подробнее: Житие преподобного Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным / Изд. К. Невоструевым. М., 1865. С. 45).

419

Крещение будущего великого князя Ивана IV Грозного (1530–1584), с 1547 г. царя всея Руси, происходило 4 сентября 1530 г. в Троице-Сергиевом монастыре. Великий князь Василий III выбрал в качестве крестных отцов иосифлян Кассиана Босого, Даниила Переяславского и троицких старцев Иоасафа Скрипицына и Иону Курцева. Выбор князя объяснялся его желанием обеспечить сыну поддержку наиболее влиятельных русских монастырей. Кассиан Босой был выбран в восприемники от купели сына великого князя, возможно, по причине своей близости к двору Ивана III, которого он, еще живя в миру, учил стрелять. О частых визитах Ивана IV в монастырь и о богатой милостыни монахам свидетельствуют данные летописей, приходно-расходных книг Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Обиходник Евфимия Туркова, где описан распорядок пребывания царя в монастыре. В 1563/1564 г. Иван Грозный установил «ежегодный корм» по своем крестном отце, старце Иосифова монастыря Кассиане Босом: в память о старце из московской казны выделялось монастырю по 7 рублей в год. В целом же пожертвования московских государей в Иосифо-Волоколамский монастырь, по подсчетам Евфимия Туркова, составляли около трети всех денежных вкладов.

420

Василий III (1479–1533)– сын Ивана III, с 1505 г. великий князь Московский. Завершил процесс объединения русских земель вокруг Москвы присоединением Пскова (1510), Смоленска (1514), Рязани (1521). Вместе со своей матерью, великой княгиней Софьей, был близок к иосифлянам. По завещанию Василия III Иосифо-Волоколамский монастырь получил два села (Турово и Хотьково) с деревнями, в то время как другие московские государи ограничивались только денежными вкладами, сдерживая рост монастырского землевладения. Иосифляне дали благословение на развод князя с Соломонией Сабуровой и брак с Еленой Глинской, крестили сына Ивана, руководили церемонией похорон Василия III.

421

Брак Василия III с Соломонией Сабуровой был бездетен. После развода с ней великого князя (1525) Соломонию постригли в Рождественском монастыре. В 1526 г. Василий III женился на Елене Васильевне Глинской, однако и у нее детей не было около четырех лет. Иван Васильевич Грозный родился от этого брака 25 августа 1530 г.

422

Монах Иосифо-Волоколамского монастыря Тихон происходил из боярского рода Зворыкиных, в 1509 г. был монастырским казначеем, входил в число соборных старцев, помогавших игумену управлять монастырем. О Тихоне Зворыкине упоминал Иосиф Волоцкий в своем послании к Василию Андреевичу Челяднину. Из этого источника известно, что Тихон Зворыкин подолгу жил в Москве и был вхож в митрополичьи покои. В августе 1530 г. он ездил из Москвы в Иосифо-Волоколамский монастырь с посланиями Василия III к игумену Нифонту Кормилицыну и соборному старцу Тихону Ленкову, где государь просил отпустить к великокняжескому двору старца Кассиана Босого, которого он выбрал в крестные отцы для сына Ивана.

423

Речь идет о Нифонте Кормилицыне, постриженнике и игумене Иосифо-Волоколамского монастыря (1522–1543), известном писателе и книгописце. Во время его игуменства в монастыре находились в заточении Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В 1533 г. Нифонт сопровождал в Москву смертельно больного Василия III и постригал его в схиму. В 1543–1554 гг. Нифонт был архимандритом Ново-Спасского монастыря; на церковном соборе 1549 г. выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки; в 1550 г. принимал участие в Казанском походе. В 1554 г. Нифонт был поставлен епископом Крутицким и Сарским. Последние годы жизни провел в Иосифо-Волоколамском монастыре, скончался в 1561 г. Нифонт Кормилицын работал по составлению сводной Кормчей; он был автором послания Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого»; возможно, ему принадлежат два рассказа о походах на Казань в 1550 и 1552 гг.; не исключено, что он мог быть причастен к созданию Жития Иоанна, мученика казанского. Во время игуменства в Иосифо-Волоколамском монастыре Нифонт «стремился не просто увеличить библиотеку, но собрать и сохранить в монастыре репертуар литературы, представляющей интерес для образованного круга иосифлян». После смерти Нифонта его личная библиотека, видимо, согласно желанию владельца, попала в монастырь, откуда начиналась его церковная карьера. См. подробнее: Дмитриева Р.П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности // Книжные центры Древней Руси... – С. 5, 10–13.

424

Троице-Сергиев монастырь был основан Сергием Радонежским (в миру Варфоломеем) и его братом Стефаном в 1330–1340 гг. Первым игуменом монастыря был инок Митрофан; в 1353–1392 гг. во главе обители стоял Сергий Радонежский, который принимал активное участие в междукняжеской борьбе второй половины XIV в. на стороне Москвы, поддерживал князя Дмитрия Донского в его противостоянии Орде, благословил русскую рать на Куликовское сражение. С 1561 г. настоятели монастыря получили сан архимандритов и право первенства среди игуменов русских монастырей. В 1608–1610 гг. войска Лжедмитрия II вели осаду монастыря, но безуспешно. Троице-Сергиев монастырь поддержал народное ополчение под руководством К. Минина и Д. Пожарского. В 1682 г. в нем укрывалась царевна Софья с братьями Петром и Иваном; в 1689 г. – находился Петр I, готовивший разгром стрелецкого восстания. С XV в. монастырь был одним из самых авторитетных в духовной жизни страны. В нем работали такие талантливые писатели и художники Древней Руси, как Андрей Рублев, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет, Максим Грек, Авраамий Палицын, Симон Ушаков и др.

425

Речь идет об Иоасафе Скрипицыне, монахе, а с 1529 г. игумене Троице-Сергиева монастыря. Он пользовался особым расположением великого князя Василия III, крестил его сыновей (в 1530 г. – Ивана, в 1532 г. – Юрия), присутствовал при кончине князя и постригал его в схиму (1533). После кончины Елены Глинской в борьбе за власть между князьями Бельскими и Шуйскими примкнул к первой партии. В 1539 г. был избран митрополитом Московским. Церковно-политическая деятельность Иоасафа Скрипицына была направлена против иосифлян, митрополит окружил себя нестяжателями. Не раз «печаловался» Ивану Грозному за опальных Бельских, что вызвало гнев сторонников Шуйских, которые «мало не убиша» митрополита. В 1542 г., после избрания митрополитом новгородского архиепископа Макария, Иоасаф был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда в 1547 г. переведен в Троице-Сергиев, где умер и похоронен (1555/1556). Иван Грозный благосклонно относился к своему крестному отцу, считая его жертвой боярских заговоров, однако в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь дал негативную оценку поведения опального владыки: «Иоасаф-митрополит у Троицы с крылошаны пировал». Иоасаф Скрипицын участвовал в редактировании материалов Стоглавого собора 1551 г.; ряд исследователей считает его автором Жития Серапиона Новгородского; А.В. Горский приписывает ему создание пространной редакции Жития Никона Радонежского, написанного Пахомием Логофетом (см. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1890. Ч. 2. С. 14); по мнению Е.Е. Голубинского, митрополит принял участие и в работе над церковным уставом (см. Голубинский Е. История русской церкви. М., 1900–1917. Т. 1. Ч. 1. С. 620–621). Иоасафу Скрипицыну принадлежала значительная по своему составу, объему и уровню художественного оформления библиотека рукописных книг, в числе которых – знаменитая Иоасафовская летопись, сборник сочинений Максима Грека, составленный и правленый автором. Будучи митрополитом, Иоасаф оказывал покровительство Максиму Греку и Исааку Собаке, осужденным на соборе 1531 г.

426

Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «их» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е годы XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е годы XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского. Его автором был духовник царя Андрей, ученик святого, позднее ставший митрополитом Московским и составителем Степенной книги.

427

Если автором этого текста был Вассиан Кошка, то он занимал должность келаря Иосифо-Волоколамского монастыря после Феодосия (1526–1527), до Саввы Слепушкина (1533).

428

Мясопустная суббота – суббота на Мясопустной неделе (предпоследняя неделя перед Великим постом), в которую поминали усопших, родительская Суббота.

429

Сырная неделя, или Сыропустная седмица, – последняя неделя перед Великим постом, в течение которой было запрещено есть мясо, но позволено употреблять сыр и масло.

430

Елена – дочь князя Василия Львовича Глинского, вторая жена великого князя Василия III, великая княгиня с 1526 г. От этого брака у нее было два сына – Иван (1530) и Юрий (1532). В 1533–1538 гг. она была регентшей при малолетнем сыне, великом князе Иване IV. В годы ее правления большую роль в государственных делах играли фаворит княгини И.Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский и митрополит Даниил. Вела активную борьбу с сепаратизмом удельных князей: при ней были ликвидированы уделы Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого, подавлены заговоры Андрея Шуйского и Михаила Глинского. Вела успешную войну против союзных войск польского короля Сигизмунда и крымского хана, заключив в 1536 г. перемирие на выгодных для Москвы условиях. По преданию, была отравлена, умерла в 1538 г.

431

Власий – епископ Севастийский, подвергся гонениям при императорах Диоклетиане и Лицинии, укрылся в горах Аргоса, но был найден, подвергнут мучениям и обезглавлен в 312 г. В России этот святой считался покровителем животных, так как во время отшельнической жизни он исцелял диких зверей.

432

В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца. Десятый час дня 11 февраля – это, по современному времяисчислению, 18 ч. 30 м. вечера.

433

Кассиан Босой (1439–1532) – в миру носил имя Козьма, происходил из знатного боярского рода, жил в Переяславле-Залесском. Когда достиг «совершена возраста», стал служить при дворе Василия Васильевича Темного, обучая его сына Ивана стрельбе из лука. В середине 70-х годов XV в. принял постриг и стал учеником Пафнутия Боровского. После смерти учителя, разделяя идею Иосифа Волоцкого о строгом общежительном уставе, перешел в основанный им монастырь Успения Богородицы, где прославился своими аскетическими подвигами: зимой и летом ходил «в единой ризе» и босиком, носил на теле вериги, соблюдал «жестокие» посты, в результате чего страдал болезнями глаз и ног. Кассиан Босой принадлежал к наиболее авторитетным монахам Иосифо-Волоколамского монастыря: в 1503 г. он находился у постели умиравшего князя Ивана Борисовича Рузского, чей удел, как выморочный, поступил во владение Ивана III; в 1507 г. хлопотал о патронате великого московского князя над монастырем; в 1510 г. способствовал примирению между Василием III и Юрием Дмитровским; в 1530 г. крестил Ивана IV Грозного. Кассиан Босой входил в число соборных старцев и возможных претендентов на игуменство в Иосифо-Волоколамском монастыре. В 1553–1560 годах Вассианом Кошкой было создано Житие Кассиана Босого, которое является основным источником сведений об этом волоцком монахе.

434

Речь идет о сорока мучениках-воинах, пострадавших за христианскую веру в Севастии Армянской: их погружали в озеро, покрытое льдом, ноги разбивали молотом; потом тела их сожгли, а кости бросили в реку. Церковь особо чтит память этих святых, которая отмечается 9 марта и приходится на Великий пост. Этому празднику посвящали поучения Василий Великий, Григорий Нисский, Ефрем Сирин; стихиры для этого дня написали Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский.

435

В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; шестой час дня 9 марта – это, согласно современному времяисчислению, 13 ч. 30 мин. дня.

436

Богдан Федорович, наместник Путивльского княжества (1495–1500), входившего в состав Чернигово-Северской земли, пограничного удела Великого княжества Литовского. Происходил из рода князей Глинских, был троюродным братом М.Л. Глинского. Женой Богдана Путивльского была княгиня Мария Ивановна Ижеславская. В 1495 г. он получил имение в Менском повете; в 1497, 1498, 1500 годах королем Александром Казимировичем награждался за службу новыми земельными владениями. С 1500 г., после завоевания Путивля московскими войсками, служил русскому государю, находясь среди «литвы дворовой». Одно время жил в Ярославле; скончался в Москве в 1512 г.

437

Речь идет о князе Владимире, сыне Богдана Федоровича Путивльского, который вместе с отцом в качестве «почетных пленников» в 1500 г. приезжает в Москву; с 1527 г. живет в Литве; в 1540 г. вместе с сыном Богданом возвращается на Русь. Известно, что Владимир Богданович имел владения в Каневе, был женат на Анастасии Жижемской, происходившей из княжеского рода.

438

В конце XV в. территория Московского государства расширилась за счет присоединения мелких княжеств, расположенных в устье рек Оки и Вязьмы, и приблизилась к границам Великого княжества Литовского. В начале 1500 г. из состава Литвы вместе с «отчинами» и «волостями» вышли князья Василий Иванович Шемячич Новгород-Северский, Семен Иванович Стародубский, Семен Иванович Бельский. Иван III, нарушив договор, принял их «в службу» и объявил войну Литве, обвинив ее в гонениях на православных. В августе 1500 г. московские войска под командованием казанского царевича Магмет-Аминя и воеводы Якова Захарьевича Кошкина заняли города Мценск, Мосальск, Серпейск, Брянск. По сообщению Разрядной книги 1475–1605 годов, «тим походы государевы воеводы Путивль взяли августа в 6 день». Развернувшиеся в 1500–1503 годах боевые действия окончились поражением литовских войск. В результате договора о перемирии к Московскому государству отошли земли Чернигово-Стародубского княжества.

439

Юрий Иванович Замятнин (ум. 1521), у которого в 1500–1509 годах жил Федор, позднее – волоцкий монах Фотий, был заметной фигурой в политической жизни Руси первой четверти XVI в. Первое известие о нем относится к 1495 г., когда «постельник Юшко Замятнин» ездил в Новгород в составе свиты Ивана III. Возможно, он принимал участие в походе 1500 г. на Путивль. В 1512 г. Ю.И. Замятнин «стоял на Туле... для крымского царя приходу»; в 1513 г. участвовал в походе на Смоленск; в 1514 г. ходил в «Литовскую землю» в составе войск В. Шуйского; в 1515 г. совершил поход из Пскова «в немцы»; в 1517–1519 годах вел боевые действия против Литвы, «воевал» Могилев и Полоцк. Воевода Ю.И. Замятнин пользовался расположением великого князя Ивана III, который в 1517 г. вызывал его из Великих Лук в Москву на совет. Юрий Замятнин был тесно связан с Иосифо-Волоколамским монастырем, куда часто посылал старцу Фотию «милостыню и грамоты».

440

– Юрий Иванович Замятнин погиб 28 июня 1521 г, в битве с крымскими татарами Мегмет-Гирея на р. Оке, неподалеку от Серпухова. Крымцы напали на русское войско внезапно, сумев скрытно переправиться через реку; среди погибших были и воеводы, в том числе и Ю.И. Замятнин.

441

Кафизма – название каждого из 20 разделов Псалтири, во время чтения которых разрешалось сидеть. Канон (канун) – христианское богослужебное песнопение, состоящее из нескольких песен в честь церковного праздника или в похвалу святого. Ефимон – вечерняя церковная служба, совершаемая в Великий пост. Полунощница – церковная служба, которая первоначально совершалась в полночь, а позднее – в любой час перед утреней или вместе с нею.

442

Согласно Описи 1545 г., в библиотеке Иосифо-Волоколамского монастыря хранилось 13 рукописей «письма Фотеева». Большая часть созданных им рукописных книг имеет богослужебную тематику, однако в составе сборников Фотия имеются и «четьи» произведения: Повесть о Евстратии, Прение Живота и Смерти, Хронограф русский и др. См. подробнее: Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 25, 28, 29, 31, 32, 34, 40.

443

Четыредесятницей называют Великий пост, установленный в подражание Моисею и Иисусу Христу, которые 40 дней постились в пустыне. Страстная неделя – последняя неделя Великого поста, посвященная воспоминаниям о страданиях Иисуса Христа.

446

Исайя Ртищев был одним из последних учеников старца Фотия Волоцкого. Род Ртищевых происходил из Раховского стана Волоцкого уезда и имел постоянные контакты с Иосифовым монастырем. Отец Исайи – Ртище Васильев сын Александров, неоднократно упоминается в актовых материалах Иосифо-Волоколамского монастыря. Исайя Ртищев (в миру – Сидор, или Исидор) постригся в монастыре Иосифа в 1532–1533 годах и дал за собой игумену Нифонту Кормилицыну сельцо Ивашево «са всем, что к тому сельцю истарины потегло». До Исайи в монастыре постриглись его братья – Иона, Федор, Даниил и Ермолай. Исайя Ртищев пришел в монастырь в зрелом возрасте, ибо во вкладной записи упоминаются его жена и дети. Инок Исайя был близок к игумену Гурию Руготину, который в 1555 г. стал архиепископом Казанским, а Исайю назначил своим казначеем и увез с собою в Казань. Последние известия об Исайе Ртищеве относятся к 1558 г.

447

По древнерусским поверьям, видеть во сне жемчуг – предвестие печали, слез, смерти.

448

Феодосий Плещеев (ум. 1569) входил в число соборных старцев Иосифо-Волоколамского монастыря (1568–1569). Как и старший брат Арсений, он носил монашеское прозвище Луковников, что, возможно, указывает на его службу управляющим отдаленной монастырской вотчиной в Старицком уезде, куда входило село Луковниково с 27 «деревнями и починки».

449

Арсений Григорьевич Плещеев (в миру – Андрей) происходил из старинного боярского рода Рузского уезда. Плещеевы были в числе богатых вкладчиков и постриженников Иосифо-Волоколамского монастыря. Арсений стал монахом до 1545 г., ибо его имя упоминается в монастырской Описи, датированной этим годом. В 1549–1553 годах он состоял в должности казначея и был соборным старцем Иосифова монастыря. Скончался в 1556–1557 годах. По некоторым данным, одно время был иноком Троице-Сергиева монастыря.


Источник: Древнерусские патерики. М.: «Наука», 1999 г., с. 494. ISBN 5–02–011598–3

Комментарии для сайта Cackle