Комментарии

Палладий – еп. Елинопольский (368 – 430 гг.), уроженец Галатии. Какое-то время подвизался в пустыне близ Александрии. Был учеником Евагрия и находился в лагере оригенистов. Палладий являлся другом св. Иоанна Златоуста и ходатайствовал перед папой Гонорием о возвращении его из ссылки. Как сторонник св. Иоанна претерпел ссылку в Сиену (Верхний Египет). По просьбе Каппадокийского префекта Лавса составил собрание житий святых, в основном – египетских преподобных. Биографии Палладия в «Лавсаике» касаются глл. 1, 2, 35, 38, 71, а также Пролог. Упоминается в 9-й песни канона на утрене сырной субботы.

Пролог, 1. Поскольку многие ... ( Πολλών πολλά) – Аллюзия на Лк 1:1. Однако это лишь одно из так называемых литературных общих мест, которых много в данном произведении – как в Прологе, где Палладий пользуется общепринятыми приемами риторики (см. далее: «...решил и я, смиренный»; «...коих видел и о коих слышал»), так и в самом тексте «Лавсаика», где он сознательно избирает «простоту и некрасоту слога»  ( την ιδιωτείαν και то άκαλλές της λεξεως; эти слова также являются риторической фигурой). По поводу литературного стиля Палладия см. комментарий Бартелинка в Palladio 1985, уделившему большое внимание данному вопросу, а также специальные работы по этой теме: Meier 1957, а также в целом: Linner 1943.

Пролог, 1. Списания  ( συγγράμματα) – списки, копии; сочинения.

Пролог, 1. ...разрастаются бесплодным многословием  ( υλομανεω) – Одно из труднопереводимых византийских словообразований. Буквально: «древобеснуются», то есть стремительно разрастаются в древесину, деревенеют (без плодоношения). Имеется в виду беснование вещества  ( υλη – древесина, материя, вещество) бездуховного плода. В итал. переводе (см. Palladio 1985): «одержимые нездоровой плодовитостью».

Пролог, 3. Дабы, имея благочестивое и душеполезное непрестанное врачевство Леты... – Общее место: книга как лекарство от забвения.

Пролог, 4. Ибо кто помнит всегда о смерти... – Бартелинк относит призыв помнить о смерти к периоду раннего христианства, находя истоки его у Платона. Однако вряд ли можно ограничить его данными временными рамками. Память смертная всегда была и является одним из главных помыслов, необходимых для христианина, тем более для монаха, могущим даже заменять собой непрестанную молитву. Одно из многочисленных в монашеской литературе определений того, что есть монах, гласит, что «монах есть болезнующая душа, непрестанной памятью размышляющая [или «печалующая» –  αδολεσχούσа] о смерти и во сне, и во бдении» (Лествица 1.4; PG 88, 633 С).

Пролог, 5. ...не по праздному пожеланию – Коптская версия «Лавсаика» несколько яснее выражает смысл: «Я встречал их не из любопытства, но по сердечной ревности» (De Vogüi 1994. P. 86).

Пролог, 7. ...внутренним деланием  ( ιδιοπραγμοσύνη) – Букв.: «занятость своим делом», или сосредоточенность на своей собственной внутренней жизни. См.: «Сказал старец: чем приобретается смиренномудрие души? И говорит: Когда думаешь только о своем» (Apophthegmatacol. sys. 21.27); «спрошен был старец: каким должно быть монаху? И отвечал: по-моему, как единому со Единым  ( μόνος προς μόνον)» (Ibid., 21.4). Но египетские отшельники не достигали в этом таких крайностей, как сирийские. Так, блж. Феодорит повествует о затворнике Саламане: «... Архиепископ города... узнав о добродетели этого мужа, пришел к нему однажды с намерением преподать дар священства. Приказав проломать часть стены, он возложил руки на Саламана, совершил молитву, многое ему сказал, объяснил, какая благодать ему дана, и затем удалился, не услышав ни единого слова. После этого архипастырь повелел заделать пролом в стене» (История боголюбцев 19.2; PG 82,142D).

Пролог, 9. ...и тому снова подпали, достойно сожаления – Итальянский переводчик счел возможным перевести: «и пали под ее тяжестью, достойно сожаления». Но коптская версия подтверждает другой вариант: «Они подпали страстям уныния и удовольствий: до того, что предали клятву, которую дали» (De Vogüe 1994. P. 88–89).

Пролог, 9.... и тому снова подпали... унынию (άκηδίμ) – Уныние есть одна из восьми страстей. Учение о восьми основных страстях вошло в христианскую аскетику из произведения учителя Палладия Евагрия, известного под названием «О восьми помыслах к Анатолию» (сочинение «О восьми духах зла», известное под именем прп. Нила, часть рукописей также приписывает Евагрию), откуда оно заимствовано прп. Иоанном Кассианом, и затем прочими аскетическими писателями, в том числе и прп. Иоанном Лествичником. Уныние, как часто указывается святыми отцами, – самая опасная страсть, уничтожающая плоды монаха, в особенности борющая пребывающих в уединении (см. в «Лествице» (13.4): «Мужу, пребывающему в безмолвии, оно всегдашний сожитель» [PG 88, 860 А]), что является одной из главных причин тому, что такие церковные писатели, как св. Василий Великий, отдают предпочтение киновии перед пустынножительством. Уныние имеет свойство беспокоить подвижников особенно около шестого часа, «как лихорадка какая, в определенные часы нападающая на больную душу со своими всерасстраивающими действиями (Иоанн КассианОбозрение духовной брани 109 //Добротолюбие 2004. Т. II. С. 86). Евагрий также пишет: «Бес уныния, который также называется «полуденным бесом», есть самый тяжелый из всех бесов» (Слово о духовном делании 12; PG 40, 1273В; рус. пер.: Евагрий 1994. С. 97). Уныние не следует смешивать с печалью, как это часто делается в связи с бытовым употреблением этого слова, подразумевая под ним некую «депрессию». Проявление этой опасной страсти тонко и многообразно и более близко к рассеянности и лености, но не физической, а духовной: «Итак, главное, что производит в нас дух уныния, есть то, что он разленивает, от дел отбивает и праздности научает» (Иоанн КассианТам же. С. 89). В сочинении «О восьми духах зла» уныние названо «изнеможением (ατονία) души» (PG 79,1157D; рус. пер /.Добротолюбие 2004. Т. II. С. 320 – под именем Нила Синайского). Прп. Иоанн Лествичник описывает в «Лествице» (13.2) действие уныния так: «...в псалмопении оно слабо, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно..."(PG 88,860А). Прп. Иоанн Кассиан перечисляет следующие его «всерасстраивающие действия»: «Ужасание от места, отвращение к келии и презрение к братьям, с ним живущим [то есть инокам, одержимым унынием]» (Добротолюбие 2004. Т. И. С. 67). Борьба с духом уныния представляет для инока наиболее тяжкую брань. «Каждая из прочих страстей побеждается одною какою-либо противною ей добродетелью; уныние же для инока есть всепобеждающая смерть» (Лествица 13.9; PG 88, 860С). Но ничто не доставляет больше венцов. Оружием же против уныния прп. Иоанн Лествичник называет рукоделие, память о смерти и молитву с упованием (PG 88, 860А). Также уныние побеждается, как было указано выше, общежительным устроением.

Пролог, 9. Разумно же разрешая пост... не погрешишь – Святые отцы, ставя превыше всех добродетелей рассуждение, советуют придерживаться умеренного поста. Так, блж. Иероним в подобной связи употребляет античное изречение: «Середина – добродетель, крайность – порок» (Письмо к Евстохии, эпитафий Павле; PL 22, 897; рус. пер.: Иероним 1863–1868. Т. 3. С. 45), сетуя при этом, что трудно соблюдать меру во всем. Тем не менее, чуть выше он помещает повествование о блаженной Павле, которая даже самого папу Епифания, пытавшегося убедить ее после болезни выпить немного вина, почти убедила вовсе не пить его. (Сам же блж. Иероним до старости придерживался чрезвычайной строгости жизни.) Также о разумном отношении к посту и о том, в чем должен состоять истинный пост, много поучительного можно найти в творениях св. Иоанна Златоуста, по поводу которого недоумевает историк Сократ: «Но удивляюсь, почему при таких подвигах воздержания он в своих беседах учил пренебрегать воздержанием» (Церковная история 6.21; PG 67, 725В; рус. пер.: Сократ 1996. С. 263).

Пролог, 15. ...никакие не еретики – Текст коптской версии также требует не формальной принадлежности к православной Церкви, а плода веры: «Если они говорят: «Наша вера православная», и если ты исследуешь согласно своему разумению, и если убедишься, что плоды их – плоды православной веры, тогда ты хорошо делаешь, встречаясь с ними. Но если они еретики, творя зло своей важностью и своим лицемерием, они не имеют плода Божия в себе, избегай их видеть» (De Vogüi 1994. P. 92).

Пролог, 15. ...более света в окне – Нам кажется несколько искусственным искать в этой метафоре связь с учением Евагрия, а именно, с приводимой Бартелинком цитатой из его «Сотниц» (4.68), где говорится, что ум через окна чувств взирает на вещи.

Пролог, 15. ...как мелко написанную  ( λβπτόγραφον) книгу – Сердце как рукописная книга – сравнение, как справедливо отмечает Бартелинк, идущее из античной литературы (Платон и др.). В Священном Писании говорится о «скрижалях сердца», на которых записываются грехи (Иер 17:1) и добродетели (Притч 3:3). Но нам кажется более уместным поставить это место в другой ряд. Употребление данной метафоры чрезвычайно близко к тексту сочинения Евагрия «Слово о молитве», известному под именем прп. Нила: «Есть высшая молитва совершенных – некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувств, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое, подобно исписанной книге, и в безгласных образах выражающее волю свою» (рус. пер.: Добротолюбие 2004. Т. И. С. 286). Надо, однако, оговориться, что вопрос о том, является ли этот текст, сохранившийся и вошедший в тексты «Добротолюбия», благодаря псевдоэпиграфу, свободным от еретических заблуждений и органически воспринятым православной традицией, или же он описывает чисто «евагрианский» способ безобразной молитвы, – это вопрос, выражаясь словами А. Г. Дунаева, «немаловажный и нуждающийся в специальном исследовании» (Макарий Египетский 2002. С. 322). Как бы то ни было, в данном тексте выражен тот согласный с православным преданием факт, что молитва являет расположение сердца, как являет его и слышание Слова Божия (см. Иак 1:23), так же как в данной цитате являет его святое общение мужей и жен, говорится ли при этом о книге, как у Евагрия, или о зеркале, как у ап. Иакова и в «Древнем патерике» (21.13): «Говорили старцы: молитва есть зеркало для монаха».

1.0 Исидор  ( Ισίδωρος) – Этого Исидора не стоит путать с Исидором, упоминаемым в «Лавсаике» (19.9), пресвитером Скита, а также с Исидором, упоминаемым в «Лавсаике» (46.2), – нитрийским монахом, ставшим впоследствии епископом Малого Ермополиса, скрывавшимся вместе с Длинными братьями у прп. Иоанна Златоуста, см. у Созомена 8.13 (PG 67,1549В).

1.2 ...не ел мяса – Насколько можно судить из этого и еще одного места «Лавсаика» (38.12), где воздержание от мяса упоминается в числе добродетелей, это было для времени древнего монашества распространенной формой подвижничества, как и воздержание от вина, но не было обязательным для монаха. Так, в житии прп. Антония говорится: «О мясах же и вине не нужно и говорить, потому что и у других рачительных ( σπουδαίοις) подвижников едва ли встретишь что-либо подобное» (PG 26, 853А; рус. пер.: Афанасий 1903. С. 185). См. также у Евагрия: «Относительно того, от каких яств воздерживаться, слово Божие ничего не возбранило есть, но изрекло – се дох вам всеяко зелие травное. Ядитеничтоже сумнящеся (Быт 9:3; 1Кор 10:25, 27). И еще: Не входящее в уста сквернит человека (Мф 15:11). Итак, воздерживаться от неких яств да будет всегда делом нашего произволения и самоохотным подвигом души» (PG 40,1264А; рус. пер.: Добротолюбие 2004. Т. I. С. 724).

1.3 Стыжусь принимать бессловесную пищу, будучи словесен – Бартелинк проводит здесь аналогию с Плотином, который, согласно его жизнеописанию, стыдился того, что находится в физическом теле. Противопоставление платонического презрения к телу и христианского аскетического умерщвления плоти стало слишком общим местом, чтобы говорить здесь об этом. Но близкую аналогию к данному месту можно найти и в «Житии прп. Антония Великого» (45): «Нередко со многими другими иноками приступая ко вкушению пищи и вспомнив о пище духовной, отказывался от вкушения и уходил от них далеко, почитая для себя за стыд, если увидят другие, что он ест». И чуть выше: «Когда хотел вкушать пищу, ложился спать, приступал к исполнению других телесных потребностей; чувствовал он стыд, представляя себе разумность души» (PG 26, 909А; рус. пер.: Афанасий 1903. С. 215). В Александрийской школе, действительно, очень сильна была тенденция крайнего спиритуализма, идущая от Климента и Оригена через Евагрия: истинной пищей подвижника является ведение, гносис; например см.: «Тот, кто носит в себе запечатленный [внутри него] умопостигаемый мир, обуздывает всякое тленное желание. Он стыдится тех вещей, которым раньше радовался, и разум упрекает его за прежнюю нечувствительность к [другим] вещам» (Евагрий 1994. С. 121).

Через Евагрия аскетическая практика обрела свою теорию и словарь аскетических терминов, что затем будет воспринято в русло святоотеческого учения после преодоления оригенистских крайностей. См. также 4-е собеседование прп. Иоанна Кассиана «О борьбе плоти и духа»; о близости творений прп. Иоанна Кассиана и учения Евагрия см. Guillaumont 1962. Р. 77–80.

1.3 Стыжусь принимать бессловесную пищу  ( τροφής)... долженствуя пребывать в раю сладости  ( τρυφής) – Τροφητρυφη – игра слов, так же как и  τοποςτροπος, схватывающая очень важный для аскетической литературы смысловой ряд. Здесь выражается, во-первых, вообще обоснование аскетики, «трудов и потов», см. «Наставления к монахам» (105.3) прп. Феодора Студита: «Разве не знаете, что за такое воздержание и лишение себя мирских удовольствий, мясоядения, винопитий, бань, теплиц и прочего такого, уготовляется великий божественный рай, имеющий древо жизни и воду бессмертия. Здесь же, если возьмем блага даже такие, как в царских чертогах, они не сладость  ( τρυφή), а пища (τροφή) червей...» (рус. пер.:Добротолюбие 2004. Т. IV. С. 276). Во-вторых, здесь находит свое выражение понятие о монашеской жизни и подвижничестве как о стяжании этого райского состояния отчасти уже здесь, в этой жизни, что является для мистически-созерцательного направления свв. Макария Великого и Симеона Нового Богослова (направления, идущего опять же через Евагрия) непременным условием спасения и вкушением истинной пищи – ведения: «Христианство есть пища и питие. И чем более кто вкусит его, тем более возбуждается сладостию ум» (Макарий ЕгипетскийБеседа13; PG 34, 632 С). Согласно автору «Духовных бесед», праведники, «будучи еще во плоти, имели уже в себе оное ощущение сладости и оное действие силы» (Беседа 17.2; PG 34, 625А). См. также прим. к словам «...не думай, что место есть то, чего ищет монах, но образ» в «Житии прп. Георгия Кипрского иже в Хозиве» (33).

2.4 ...отведал после долгого поста  ( νηστής) – Пост, как отсюда видно, кончался «в девятый час», то есть в три часа дня; пост состоял в полном воздержании от пищи и пития. Такой пост, при вкушении пищи один раз каждый день и не досыта, считался умеренным. Патерики и жития содержат многочисленные упоминания о вкушении пищи через день, через два и более (см. Лавсаик 18.14), раз в неделю по воскресеньям (Ibid; Изречения Макария 21; PG 65,972В), имеются даже упоминания о подвижниках, которые довольствовались только причастием Святых Таин, ср. рассказ Феодора Александрийского о прежних скитских подвижниках: «Я застал еще там старцев, – говорил он, – которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним» (Луг Духовный 54; PG 87/3, 2909А). Но на вопрошания учеников старцы советуют умеренный пост – вкушение пищи каждый день и не досыта. См., например: «...Как же ты, авва, в юности своей постился сам по два дня? – сказал авва Иосиф. Точно, постился и по три дня, и по четыре, и даже по неделе, – отвечал старец; но все это испытали отцы, как сильные в добродетели, и нашли, что лучше есть каждый день понемногу, и показали нам путь царский; ибо он удобен для нас» (Apophthegmata, col. sys. 31; PG 65, 329C). Тот же совет содержится в собеседованиях прп. Иоанна Кассиана: «Кто не соблюдает одинаковой меры... тот вредит как молитве, так и целомудрию» (Собеседования 2.22), отвергая по этой же причине распространенный пост до вечера, а в качестве ежедневной нормы предлагается употреблять два небольших хлебца весом около фунта (Собеседования 2.16–26).

3.0 Потамьена – Указание на празднование ее памяти (мученицы Потамьеньг, почившей в котле со смолой при Максимиане) приводит архиеп. Сергий со ссылкой на Хлудовский стиховный пролог и на стиховный греч. синаксарий XII в., см.: Архиеп. Сергий 1901. Т. II. С. 2. В современных церковных календарях празднование ее памяти отсутствует.

4.0 Дидим ( Δίδυμος) Слепец – один из образованнейших людей Александрии, богослов, экзегет, разносторонние познания, начитанность и память которого поражали современников. Прп. Антоний, приходя из пустыни в Александрию (по случаю возвращения из ссылки св. Афанасия, это было одно из трех его посещений, упоминаемых в «Лавсаике» [4.3]), обращается к нему: «Не смущайся, Дидим, что лишился зрения, ибо у тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки; лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят ангелы, которые созерцают Бога и воспринимают свет Его» (Сократ. Церковная история 4.25; PG 67,528А-В; ср.: СозоменЦерковная история 3.15; PG 67,1084 С).

Сократ говорит о нем так: «Дивный, красноречивый и славный всякой ученостью муж Дидим» (Ibid.). Уроки Дидима слушал Руфин во время своего пребывания в Александрии. Блж. Иероним, проведя у него месяц в 386 г., пишет: «Моя голова уже пестрилась сединой и более соответствовала учителю, нежели ученику, но я отправился в Александрию, послушал Дидима и за многое ему благодарен» (Письмо к Паммахию и Океану; PL 22, 745; рус. пер.: Иероним 1863–1868. Т. 2. С. 362). Дидима почитал и Палладий. Евагрий, цитируя его в «Гностике», называет его «великий умозритель и учитель Дидим». Имена Дидима и Евагрия соединяли, но Дидим в своей триадологии всегда оставался в русле святоотеческого богословия. Как утверждает блж. Иероним, он старался и учению Оригена придать православный характер, и Руфин, переводя «О началах» Оригена, использовал дидимовское понимание Оригена. Но Дидиму не удалось избежать некоторых еретических мнений Оригена по поводу апокатастасиса и др., а также церковного (посмертного) осуждения вместе с Евагрием на V Вселенском соборе. Его имени нет в дошедших документах собора, но последующие – VI и VII Вселенские соборы, а также Трулльский собор 692 г. (1-й канон) подтвердили анафему Оригену, Дидиму и Евагрию. Также Гийомон приводит многочисленные свидетельства – древних хроник и прочие, в том числе письмо патр. Фотия: «Кроме того, он [V Вселенский собор] осудил Оригена, Дидима и Евагрия – застарелые недуги верных, – людей, которые состязались в том, чтобы ввести языческую мифологию в Церковь Божию. Они вздорно утверждали, что души предсутцествовали телам...», см.: Guillaumont 1962. Р. 133–140 и библиогр., а также: Diekamp 1899. Р. 90–96.

4.1 ни учителя не посещал – Как сообщает Созомен, Дидим, несмотря на потерю зрения, легко обучился всем светским наукам: грамматике, риторике, диалектике, арифметике, музыке, а также и Божественным наукам: Ветхому и Новому Завету. Сократ Схоластик свидетельствует о том, что Дидим выучился наукам через слух (Церковная история 4.25; PG 67, 525В), тогда как, согласно Созомену, он научился читать пальцами, посредством рельефного алфавита (Церковная история 3.15; PG 67,1084В).

4.4 .. скончался Юлиан – Кончина Флавия Клавдия Юлиана, императора (361 – 363), получившего прозвание Отступника (на деле он не просто отступил от христианства, а пытался вдохнуть новую жизнь в язычество и даже создать некую новую синкретическую религию на основе имеющихся религий, а также магии и теургии), была долгожданною «Божией местью», как ее называет Созомен, и так она воспринималась большинством христиан. Неудивительно поэтому, что имеются многочисленные свидетельства о чудесных извещениях о его кончине. Так, Созомен передает рассказ о некоем родственнике Юлиана, видевшего во сне, когда он ночевал в церкви, совещание апостолов и пророков, жаловавшихся на притеснения от Юлиана, а затем он видел двух мужей, возвестивших, что Юлиан убит (Церковная история 6.2; PG 67, 1294С-1296А); см. также у Феодорита о сирийском монахе Юлиане Саве, который также получил извещение о кончине Юлиана (История боголюбцев 2; PG 82,1316С-1317А).

7.1 ...в Нитрийскую гору – Знаменитая Нитрийская гора, – эти «врата» Египетской пустыни, – золотой век которой как раз застал и описал Палладий, была «потеряна» на карте Египта. Местоположение ее еще в начале нашего века искали в районе Wadi el Natrun – Скитской пустыни, где также находятся залежи селитры (nitron). От этих месторождений, которые разрабатывались со времен античности, и получила свое название местность, и упоминания о них часты в монашеской литературе, в результате чего селитра оказалась неразрывно связана в сознании церковных писателей с подвижничеством нитрийских иноков; см., например, письма блж. Иеронима: «Перейду город Но, обращенный после в Александрию, и город Божий Нитрию, где чистейшею селитрою ежедневно омываются нечистоты многих» (Иероним 1863–1868. Т. 3. С. 465), ср.: Historia monachorum, PL 21, 413В-С. См. также: «...Если же кто из братий спрашивал его, будто без всякого уважения к нему, например: «Авва! Когда ты смотрел за верблюдами, воровал селитру и продавал ее, не били ли тебя сторожа?» – если кто так говорил ему, тому он с радостью отвечал, о чем бы тот ни спрашивал его» (Изречения Макария 31; PG 65,273 С; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 109). Местоположение Нитрийской горы указано в работе: White 1932. К этой горе можно было попасть пройдя путь приблизительно в один день пути по воде от Александрии. О географии, топографии и устройстве Нитрии см.: Читти 2007. С. 60–66.

7.1 ...озеро, называемое Мариа (греч.  Μαρία) – Мареотское озеро.

7.4 Употребляют и вино; и продается вино – Как отмечает Читги, «вещь немыслимая для тавеннисиотов» (Читти 2007. С. 64). Вообще об употреблении вина в монашеских общинах того времени см.: Там же. С. 84, прим. 129.

8.0 Амун (’ Αμοΰν ), также Аммун, Амон. Прп. Амун (†  ок. 350 г.) – один из пионеров древнего монашества в Нитрийской пустыне, где он провел 22 года; умер прежде прп. Антония, в возрасте 62 лет, т. е. не позднее 356 г. Бартелинк считает более правильной форму «Амун»; в русских святцах – Аммон. Амун упоминается в «Житии прп. Антония» (60), в «Истории монахов» (22), в «Церковной истории» Сократа (4.23.3–11; PG 67,509С-512 С) и Созомена (14.1–8; PG 67,900D-901C).

10.0 Памво  ( Πάμβω) – В русских святцах – Памва. Прп. авва Памво, как гласит коптское житие, был в пустыне вторым после Антония Великого. Как и св. Антоний, он был неграмотным простолюдином. Но будучи наставником Длинных братьев (см. ниже), через это связан с оригенистским движением. Его называли αληθινός – «истинный», и вся братия свидетельствовала о его добродетели (то, что эпитет αληθινός опущен в «Лавсаике», как считает Де Вогюэ, – плод антиоригенистской реакции). Коптская версия жития аввы Памво содержится вместе с «Житием Евагрия» во фрагментах коптского синаксария, опубликованного в изд.: АтёИпеаи 1887. Р. 73–124 (франц. пер.: De Vogü 01994. P. 95–102).

10.1 ...братьев: Диоскора епископа, и Аммония, Евсевия, Евфимия – Речь идет о так называемых Длинных братьях, сыгравших большую роль на первом этапе оригенистской смуты. Гийомон считает не подлежащим сомнению то, что это их имел в виду св. Епифаний Кипрский в «Слове якорном» («Анкорате»), сокрушаясь, что заблуждение Оригена распространилось среди самых выдающихся монахов Египта (Guillaumont 1962. Р. 58). «Выдающимися» они были не только высоким ростом (за который и получили свое прозвище), но и познаниями и добродетелями. Патр. Феофил стремился правдами и неправдами привлекать египетских монахов в клир, где царили, согласно св. Иоанну Златоусту, распутство, обжорство и корысть. Так, Диоскора ему удалось рукоположить насильно (что было обычным для того времени, и не только в Египте: брату блж. Иеронима в Вифлееме зажали рот во время диаконской хиротонии) епископом Малого Ермополиса (Hermopolis Parva) – так называемой «горной епархии», которая стала своеобразной монашеской епархией, так как в ней находились, собственно, только обители Нитрии и Скита. Евфимия также удалось на какое-то время обманом привлечь к епископству, но он сбежал от него. Евсевий был рукоположен пресвитером. Об Аммонии см. комм, к 11.0. К Длинным братьям, в Нитрийскую пустыню, бежал от гнева патр. Феофила гостинник Исидор, что послужило толчком к началу первого периода оригенистской смуты. После этого гнев патриарха пал и на них, а затем и на св. Иоанна Златоуста, оказавшего им покровительство, что было причиной «печальных обстоятельств блаженного Иоанна», о чем упоминается в «Лавсаике» (35.12).

10.3 И говорит своему эконому Оригену... <и далее> – Коптское житие содержит весьма подробное описание благотворительной деятельности св. Памво, из которого видны ее масштабы и степень рачительности, которую подвижник проявлял к жертвуемым суммам, несмотря на полное равнодушие к золоту: «Он ничего не давал людям молодым... так же как и имеющим место. Но он выбрал десять верных братьев, которых он посылал каждый год на острова, и в Ливию, и в Александрийские лепрозории, нагружая корабли и зерном, и хлебом, распределяя его среди бедняков и по церквям окрестной пустыни на варварской земле... Каждому давал определенное количество продовольствия в год, посылая служить бедным, прокаженным, вдовам и сиротам» (De Vogüi 1994. P. 101).

10.6 ...не начав пути благочестия – Ср.: Изречения Памво 8; PG 65, 369C-D; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 160.

10.7 ..добродетель основательности слова – Ср.: Изречения Памво 9; PG 65, 369D-372A; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 161.

10.8 ..и размочил – Более пространный текст коптской версии дает лучше понять суть происходящего: когда Пиор приносит с собой хлеб (и оливы) Памво догадывается, что Пиор дал обет не есть чужого хлеба. Но он решает дать ему урок не сохранять своей воли, когда тот направлялся к старцам (De Vogüi 1994. P. 102).

11.0 Аммоний Парот (безухий), получивший это имя за то, что отрезал себе ухо, избегая епископства, – единомышленник Евагрия по увлечению Оригеном. Единомыслие их было столь велико, что Палладий подчас не разделяет их, говоря об «окружении святого Аммония и Евагрия» (τον α γιον A=μμώνιον καί  Εύάγριον) (Лавсаик 24.2). После того, как Аммонию удалось избежать епископства (а «бегать женщин и епископов», то есть рукоположения, оберегая богомыслие, было в обычае египетских монахов – прп. Иоанн Кассиан приводит в сочинении «О постановлениях киновитян» (11.17) это изречение, вошедшее в поговорку), патр. Феофилом был выбран на эту должность его товарищ Евагрий, которому удалось просто бежать, без членовредительства. Сократ сообщает, что, повстречавшись после этого с Аммонием, Евагрий ласково сказал ему: «Худо сделал ты, что отсек себе ухо, за такой поступок ты будешь отвечать перед Богом». «А ты не будешь отвечать, Евагрий, – отвечал тот, – что не отсек у себя язык и ради самолюбия не воспользовался дарованной тебе благодатью?» (Церковная история 4.23; PG 67, 521А). Также Сократ сообщает, что сей добродетельный муж имел столь мало любопытства, что, будучи в Риме вместе с Афанасием, ничего не стал смотреть в городе и захотел видеть только храм Петра и Павла (Там же; PG 67, 520D-521 А).

11.1 ...с тремя другими братьями – См. выше, комм, к 10.1.

11.4 ...из сочинений замечательных мужей – Оригена... – Уже из подобных перечислений, отражающих круг чтения, где Ориген, как правило, стоит на первом месте (то есть сразу же после Священного Писания), видно, что блж. Иероним не преувеличивал, утверждая, что Оригена почитали как апостола.

Ориген находится первым и в списке тех, ради чтения которых св. Мелания «ночи обратила в дни» (Лавсаик 55.3). Горячими почитателями трудов Оригена были великие Каппадокийцы – свтг. Василий Великий и Григорий Богослов вместе изучали его наследие в пустыне близ Неокесарии и составили из его трудов «Добротолюбие Оригена», еще же более он повлиял на свт. Григория Нисского. Им увлекались и Руфин, и блаженный Иероним до 393 г. Последний в одном из писем этого периода пишет, что находит лишь одну причину осуждения Оригена (еще не церковного осуждения) – зависть его красноречию и познаниям, «потому что, когда он говорил, все казались немыми» (Иероним 1863–1868. Т. 1, отд. 2. С. 174). Впоследствии Иероним писал: «Его мнения (dogmata) пропитаны ядом, далеки от Священного Писания, насилуют Писание» (Иероним 1863–1868. Т. 2, отд. 3. С. 363). Прп. Пахомий, согласно его житию, строго наказывал своей братии не только не читать его произведений, но даже не слушать и краем уха того, что он говорит. Попавшуюся ему книжку Оригена он кинул в воду, говоря, что если бы не было там имени Божия, он бросил бы ее в огонь (Vita Prima, 353.30–32 [Lefort]). Прп. Варсонуфий отзывается так о творениях Оригена в ответ на вопрошания ученика: «Они совершенная ложь, совершенная тьма, совершенная прелесть, решительное отчуждение от Бога» (Варсонуфия Аврелиану епископу поучение о мудровании ОригенаЕвагрия и Дидима; PG 86/1,896А). Ему вторит прп. Иоанн Пророк: «Это учение диавольское. Это учение ведет в муку вечную тех, кто внимают ему» (Ibid.; PG 86/1,896C-D). Что касается принимающих учение Оригена и его последователей как среди тех, кого считают внимательными к себе, так и среди отцов, – прп. Иоанн отвечает, что эти люди «не помолились Богу, правда ли это, и оставил Бог их об этом при собственном их ведении» (Ibid.; PG 86/1, 897В).

Что касается единицы измерения прочитанного – в тексте она отсутствует. Бартелинк считает наиболее вероятным, что речь идет о строках, поскольку их количество указывалось в каждой копии книги, в зависимости от чего оплачивались переписчики. Это опускание в тексте единицы измерения прочитанного выглядит странным, насколько бы она ни была само собой разумеющейся.

11.5 Никогда более бесстрастного (άπα,Βέστερον)... – Термин «бесстрастный», άπατης, вошел в аскетическую литературу из словаря Евагрия. Это он «покрестил», по выражению Читти, стоическую концепцию бесстрастия (απάθεια) и развил учение о восьми основных страстных помыслах и о борьбе со страстями, воспринятое затем прп. Иоанном Кассианом, а после него и прочими святыми отцами, в том числе и св. Иоанном Лествичником, с именем которого это учение теперь наиболее отождествляется.

Однако в контексте времени, современному «Лавсаику», «бесстрастный» звучит как «безгрешный» (άναμάρτητον), то есть отсылает к манихейской ереси и пелагианству. По этому поводу блж. Иероним пишет: «Так как Церкви восточные не могут слышать последнего слова [то есть слова anamarteton, άναμάρτητον], то они притворяются, что хотя-де и говорят «без греха», но сказать «anamarteton» не имеют» (PL 22, 1149–1150; рус. пер.: Иероним 1863–1868. Т. 3. С. 347). Здесь же блж. Иероним излагает понимание бесстрастия как полного уничтожения страстей (под которыми понимаются вообще все душевные движения) и богоподобия; против подобного понимания впоследствии будет выступать св. Григорий Палама в своих «Триадах». Согласно общей святоотеческой традиции, страсти живут и в святых, только они ими обуздываются (ср.: Apophthegmata, col. sys. 10.18).

11.6 Придя в Константинов град нужды ради – В рукописях умалчивается о том, ради какой нужды ходил Аммоний в Константинополь: Длинные братья были собраны на печально известный Собор под Дубом (или при Дубе), заочно низложивший св. Иоанна Златоустого. (Этот собор был так назван, поскольку из Константинополя он был перенесен в предместье Халкидона «Дуб»). Диоскор скончался еще в Константинополе, где братья ожидали приглашения явиться на собор, а Аммоний – уже в Халкидоне, после того, как братья услышали решение собора и принесли требуемое покаяние (Сократ. Церковная история 4.15–17; PG 67,500А-501 С; Созомен. Церковная история 8.17.5; PG 67,1558D-1562B). Вообще эту вставку, отсутствующую во многих рукописях, Батлер, за которым следует Бартелинк, считает не относящейся к подлиннику.

12.2 ...не заболел водянкой – Очевидно, данная шутка опирается на словарь писаний Евагрия; см.: «Водяная есть неразумное совращение души с пути, когда по заглушении добродетелей господствуют в ней зло и невежество» (Наставления о подвижничестве4.16 // Добротолюбие 2004. Т. I. С. 726).

14.0 Паисий и Исайя ( Ηαησιος καί Ήσαίας) – из других источников неизвестны. Бартелинк отмечает, что Паисий, упоминаемый у прп. Иоанна Кассиана в «Установлениях киновитян» (5.27) и в Apophtegmata, col. alph., PG 65, 244C, – другой монах.

17.1 О двух Макариях... – Версия В содержит жития двух Макариев как единое целое. В коптской версии «Лавсаика», однако, разделение между ними имеется (De Vogüi 1994. P. 103–108,131–151).

17.2 лет девяносто – Это подтверждается свидетельством Созомена (Церковная история 3.14; PG 67,1069А); согласно коптской версии «Лавсаика», прп. Макарий жил 97 лет (De Vogüi 1993. P. 102–103).

173 ...во внутренней пустыне, называемой Скит ( σκητης) – Название местности, которое долгое время производили от коптского siet – пространная равнина, теперь же, вслед за AS, Oct. VIII. P. 39–48, более принято производить от sihet – «вес сердца» или «вес сердец», что является чрезвычайно удачной, хотя, может быть, и неточной этимологией для слова, ставшего нарицательным для обозначения определенного рода монашеского поселения (см.: Лурье 2000. С. 95 и далее – относительно символического представления о посмертном суде как о взвешивании душ и о внимании себе и Иисусовой молитве как взвешивании себя). Historia monachorum (29) сообщает о Скитской пустыне следующие сведения: «Она лежит среди обширной пустыни на расстоянии суточного пути от Нитрийских обителей. Не ведет туда никакая тропинка, и нет никаких знаков, которые бы указывали путь. Туда ходят по указанию течения звезд... Воды там мало, да и находимая вода – отвратительного запаха, пахнет как бы смолою, но не вредна для питья. Там же живут только мужи, уже усовершившиеся в духовной жизни...» (PL 21, 453 С).

В Ските было положено начало тому типу монашеского поселения, вернее, той схеме, которая впоследствии станет распространенной в Палестине (хорошо известной из житий, принадлежащих перу Кирилла Скифопольского), где отшельники, проводя пять дней в кельях, приходят в киновию на общее богослужение. В Ските, согласно прп. Иоанну Кассиану, жили уже усовершившиеся монахи, что явствует из упоминаний в апофтегмах. Так, авва Илия в апофтегмах рассказывает, что «видел в Ските одного человека, который мог остановить солнце на небе, подобно Иисусу Навину» (Изречения Илии 2; PG 65, 184А-В; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 68). Возможно, в Ските сложилась практика краткой молитвы. Скит был также известен своей литературной деятельностью. Это здесь было составлено житие прп. Онуфрия (пам. 12 июня), надписанное старцем Пафнутием. Монахами Скита была составлена даже Библия-полиглотта на пяти языках. О том, какое значение имел Скит для монашеского Египта, можно судить хотя бы по словам из апофтегмы, сложившейся после первого разорения Скита (в 407–408 гг. варварами-мазиками): «Мир потерял Рим, а монахи – Скит» (Изречения Арсения 21). Об истории Скита и аскетическом учении его отцов см.: Лурье 2000. С. 83–109; Читти 2007. С. 67–70, 118–128.

17.4 ...слоновой болезнью ( ήλεφαντίασε) – Sophocles (и только он) добавляет: вид проказы (leprosy); возможно действительно существовало и такое понимание этого термина, к которому привело какое-то смешение вторичных симптомов этих двух совершенно различных заболеваний. Во всяком случае и описание, и ссылка на Гиезия явно указывают на какое-то кожное заболевание, а не на слоновую болезнь.

17.9 Никогда не оставляй церкви, <никогда не удаляйся от приобщения> – В коптском житии содержатся более подробные наставления: «Не оставайся никогда в субботу без приобщения жертвы, ходя в церковь без перерыва, утром и вечером ежедневно». Первый же наказ такой: «Не ешь мяса, чтобы бес не мог получить удовольствия от мяса через тебя и не вернулся к тебе снова ради удовольствия, и тепла, и вещества плоти». (De Vogüe 1994. P. 108).

17.11 мертвого он воскресил – Подробный рассказ об этом содержится у прп. Иоанна Кассиана, а также в коптской версии «Лавсаика». Кассиан повествует о том, как некий еретик, последователь Евномия, обольстивший многих, приступил к прп. Макарию «со своим искусством словопрения и хотел привести его в затруднение аристотелевским хитрословием, которому Макарий не учился» (Собеседования 15.3). Преподобный предложил показать веру от дел, призвав имя Господне над мертвым. Еретик, устрашившись, бежал из Египта, а прп. Макарий, в условленное время воззвав над давнишним мертвецом, воскресил его и, задав ему вопрос и получив ответ, отправил почивать в мире «в своем порядке до скончания времен» (De Vogüe 1994. P. 108–115).

18.0 Макарий Александрийский – упоминается в коптской версии жития Евагрия как «наш отец». Евагрий спрашивает его, как бороться с блудными помыслами. Тот дает ему совет «не есть ничего не в свое время, и ничего, приготовленного на огне» (De Vogüi 1994. P. 158).

18.18 дабы не вменилось мне в гордость – В коптской версии добавляется: «Я пятьдесят лет провел в подвиге и никогда не уставал так, как в этот день».

18.23 ...пользы ради  ( οικονομίας χάριν) – Это выражение становится яснее в контексте, который дает коптская версия. В ней говорится, что помыслы внушают св. Макарию идти в Рим, чтобы не заставлять больных совершать ради него такое большое путешествие: «Бог дал тебе сердечное расположение и благодать исцеления. Подымайся, иди, ибо это промысел Божий» (De Vogüi 1994. P. 144).

18.24 Космитор (κοσμητωρ) – Уборщик в монастыре (SophoclesLampe).

18.25 ...был пресвитером – Прп. Макарий Александрийский был рукоположен во пресвитера Скита в возрасте сорока лет около 340 г.

19.0 Моисей Эфиоп – Ги (J. Guy) заключает об идентичности трех Моисеев: Моисея Скитского, Моисея Каламонского и Моисея Эфиопа (Apophthegmata, col. sys., chap. I-IX 11 Guy, Flusin 1993). Моисей Скитский, «приятно сиявший... не только деятельными добродетелями, но и созерцанием», известен благодаря прп. Иоанну Кассиану, считавшему его одним из трех Моисеев отшельников (Собеседования 1.1); он жил в Ските ок. 390–400 гг. Моисей Каламонский, согласно тому же прп. Иоанну Кассиану, притек в пустыню, «гонимый страхом смерти за человекоубийство», и затем востек на самый верх духовного совершенства (Собеседования 3.5). Моисей Эфиоп известен из «Лавсаика» и апофтегм. Из апофтегм вырисовывается образ, узнаваемый и внешне, и внутренне: «в ветхой одежде, высокий и черный» (Изречения Моисея 8; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 115); когда его ввели в клир и облекли в стихарь, архиепископ сказал ему: «Вот ты теперь весь стал белым», а он отвечал: «О, если бы, владыко, и изнутри так же, как извне!» Когда же клирики «стали изгонять его из алтаря, говоря: «Ступай вон, эфиоп!» – старец, выходя, говорил самому себе: «По правде с тобою сделано, эфиоп: ты не человек; зачем же ходишь с людьми?"» (Изречения Моисея 4; PG 65,285В; рус. пер.: Достопамятные сказания 1993. С. 114).

22.0 Павел простой  ( Παύλος ο απλός) – В русских святцах, как и в старом русском переводе «Лавсаика», – «препростой». Бартелинк насчитывает четыре версии его жития, среди которых: Historia monachorum 31 и «Церковная История» (1.13) Созомена, см.: Bartelink 1985. Р. 348.

24.2 Те же, кто окружали святого Аммония и Евагрия  ( οι δε περί τον άγιον A=μμώνιον καί  Εύάγριον συντυχόντες) – Возможен и перевод: «ученики святого Аммония и Евагрия», как в старом русском переводе «Лавсаика», поскольку окружавшие Аммония и Евагрия были в подавляющем числе их учениками, и даже скорее учениками Евагрия (35.3:  οι περί τον μακάριον Εύάγριον), как и сам автор «Лавсаика». Далее говорится о братстве Евагрия  ( εταιρείας Εύαγρίου) и об общине  ( συνοδία) Евагрия (35.3), – это уже некое поселение, где кельи учеников находятся вокруг кельи учителя. См.: Guillaumont 1962. Р. 58–59, п. 45–48.

26.2 ...придя в Скит с блаженным Алванием – Блаженного Алвания, или Ал вина, Палладий упоминает как своего спутника также в 47.3. Де Вогюэ считает очевидным, что это сосед Евагрия по Кельям, о котором тот говорил как о человеке весьма кротком, с которым он был в доверительных отношениях и которому поведал о явлении ему бесов-еретиков. См. сохранившийся по-гречески фрагмент жития Евагрия, опубликованный в приложении к изданию De Vogüi 1994. P. 175.

26.3 ...читал наизусть пятнадцать псалмов... затем Притчи – В. М. Лурье отмечает, что данный герой «Лавсаика», хотя и находился в прелести, «едва ли, однако... в своем желании выучить побольше книг не был подражателем отцов древности, то есть начала IV в.», приводя в подтверждение слова скитского аввы Нистероя в пересказе прп. Иоанна Кассиана (Собеседования 6.10): «Посему надобно прилежно изучать на память и постоянно надобно прочитывать с размышлением книги Священного Писания. Ибо это постоянное размышление приносит нам двоякий плод: первый тот, что когда внимание души занято чтением и поучением в прочитанном, она не пленяется никакими сетями вредных помыслов; потом тот, что ничего из пройденного частым повторением, когда мы старались усвоить памяти, не могли понять духом, в то время несвободным, после освободившись от всех развлечений делами и видением, особенно во время ночного безмолвия поучаясь, мы яснее усматриваем, так что, по успокоении и даже погружении в глубокий сон, нам раскрывается разумение сокровеннейшего смысла, который даже и слегка не поняли в бодрственном состоянии» [пер. еп. Петра, с изм.] (Лурье 2000. С. 51 и прим. 89). Также В. М. Лурье приводит анонимную апофтегму, прекрасно характеризующую изменение, происшедшее в течение IV в. в монашеской культуре: отход от ориентации на память, вследствие чего подобный объем прочитанного наизусть становился уже свидетельством о прелести: «Старец сказал: пророки написали книги, и пришли отцы наши, и упражнялись в них, и изучили их наизусть; затем пришел род сей, и списал их, положил их праздными на окна» (Там же, с. 52).

32.2 ...пусть пребывают по трое в келье – Как указывает Д. Читти, по трое в келье жили здесь уже ко времени посещения обители Палладием, что было следствием умножения братии. Первоначально каждый имел свою келью (Читти 2007. С. 51).

32.4 Вторствующий  ( δευτερεύων) – второе лицо после настоятеля в монастыре, полномочия которого не было строго определены уставом. Так, свт. Феофан Затворник пишет относительно устава Тавеннисиотской общины: «Что был в каждом монастыре вторствующий – это определенно сказывается, но относительно обязанностей его в сохранившемся уставе нет ни одного пункта. Может быть, это потому, что во все время образования устава не было ни одного случая, который подал бы повод определить особым правилом действия его. Аввы сами всегда бывали налицо, и сами все исправляли». Далее он указывает, что вторствующему принадлежала определенная часть обязанностей в руководстве обителью и что, возможно, должность эта соединялась с должностью эконома (Феофан Затворник 1892. С. 96). Несколько более определенно говорится об этих обязанностях в 45-м пространном правиле свт. Василия Великого: «Поскольку случается, что настоятель или по телесной болезни, или по необходимости отлучится, или по другому какому обстоятельству оставляет братство, то пусть с одобрения настоятеля и других, способных дать такое одобрение, будет избран другой, чтобы в отсутствие настоятеля мог принимать на себя попечение о братии» (Василий Великий 1901. Ч. V. С. 161–162) – чтобы братство не приняло на себя вида «какого-то народоправления», в нарушение благочиния. Далее в числе обязанностей вторствующего называются следующие: давать ответы приходящим странникам и назидание требующим слова.

34.3 И предстал ангел святому Питируму... – Питирум, прп. (в рукописи «Нового Митерикона», нов. 61 и в каноне сырной субботы, песнь 4, – Питирун); пам. в сырную субботу. В греч. Минеях пам. 29 ноября. Архиеп. Сергий сообщает, что он был учеником прп. Антония Великого и настоятелем первой Фиваидской обители (Архиеп. Сергий 1901. Т. И. С. 533). Бартелинк отсылает к Батлеру (Butler 1898–1904. Т. II. Р. 212) по поводу возможности идентификации его с Питирионом, учеником аввы Антония (Apophthegmata, col. alph. 780; PG 65, 376A), упоминающимся в Historia monachorum 17.

35.0 Иоанн Аикопольский – прп. Иоанн прозорливый, пустынник и затворник египетский (†  394 или 395 г.). Его житие открывает собрание Historia monachorum, по поводу чего блж. Иероним язвительно пишет: «Как врачи, когда думают детям дать горький полынь / Наперед обмажут стакан по краям влагой / Золотистого, сладкого меда [Лукреций. О природе вещей 4], – так он [автор Historia monachorum] в начале книги поставил одного Иоанна, о котором известно несомненно, что он был и православный, и святой, чтобы под прикрытием его включить в число членов Церкви остальных выставленных им еретиков» (Письмо к Ктесифону; PL 22,1151–1152; рус. пер.: Иероним 1863–1868. Т. 3. С. 352). Historia monachorum (1) сообщает о такой его добродетели, что он «пребывал лишь в Боге, ни днем, ни ночью не удаляясь от молитвенной беседы с ним (поп diebus, non noctibus a colloquiis Dei et oratione cessabat)» (PL 21, 391B; рус. пер.: Руфин 1898. C. 2–3). Прп. Иоанн Кассиан пишет о нем: «Сей блаженный Иоанн от юности до совершенного юношеского возраста с таким смирением повиновался своему старцу, что последний даже изумлялся его послушанию». Он приводит три примера его послушания, отводя каждому из них отдельную главу; наиболее известный из них – случай с поливкой сухой полусгнившей ветки (О постановлениях киновитян 4.24–26).

35.3 И говорит блаженный Евагрий... – Это единственное место, где говорится о связи Палладия и Евагрия; оно сохранилось, как считает Бунге, только за счет смешения различных рукописных традиций, препятствующего damnatio memoriae, то есть забвению, вызванному церковным осуждением (см.: De Vogüe 1994. P. 22–23).

35.3.. предпринял путешествие до Фиваиды – Это путешествие Палладий совершил в 394 г., в том же году, что и автор Historia monachorum.

36.1...когда он жил там по ту сторону от Паствы – Св. Паства, Пимнион, Агиапимина – это названия в паломнической литературе для того места, где ангел возвестил пастухам о рождении Господа. По свидетельству игумена Даниила, оно находится на расстоянии версты от Вифлеемской пещеры на восток: «И есть ту была пещера; над тою пещерою создана была церкви добра во имя святаго Иосифа, и ту был мастырь добр; ныне же разорено есть от поганых место то... и то ся место зовет Агиапимина, еже протолкуется святая Паства...» (ППС. Вып. 3 и 9 (1/3), 1885. С. 67–68). См. также: Васильевский 1886. С. 257–261.

36.6–7. Некий пресвитер Иероним ( Ιερώνυμος)... <и далее> – Этот резкий выпад против блаженного Иеронима (†  419–420 гг.), контрастирующий с тоном всей книги, автор которой стремится без осуждения говорить и о павших, и о «живших достойно презрения», – явно носит на себе следы не личной, а «партийной» вражды двух лагерей, на которые оказался расколотым христианский мир на момент оригенистских споров. Причем границы этих лагерей на момент спора были не идентичны с границами православия, и только в VI в. будут расставлены надлежащие акценты в этих спорах. Так, в оригенистском лагере оказывается св. Иоанн Златоуст (известна фраза, сказанная о нем св. Кириллом Александрийским: «Если Иоанн – епископ, то почему Иуда не апостол?»), даже если взаимные пророчества св. Епифания Кипрского и св. Иоанна Златоустого принадлежат к народному преданию («Надеюсь, что ты не останешься епископом»; «Надеюсь, что ты не достигнешь отечества» – оба они сбылись).

Несомненные оригенистские симпатии Палладия, унаследованные им от своего учителя Евагрия, заставляют в 394 г. св. Епифания Кипрского предостерегать св. Иоанна Иерусалимского: «Что касается Палладия галата, который всегда был нам дорог, а ныне нуждается в милосердии Божием, берегись, ибо он проповедует и учит ереси Оригена, чтобы он не вовлек в свое порочное заблуждение некоторых из людей, которым ты доверяешь» (Guillaumont 1962. Р. 74).

38.0 Евагрий Понтийский – ученик великих Каппадокийцев, Василия Великого и Григория Богослова, от которых он воспринял первый импульс увлечения Оригеном (в чем зашел дальше своих учителей). Евагрий получил монашескую одежду из рук св. Мелании (возможно, и Руфина, также находившегося под большим влиянием трудов Оригена); он был учеником двух Макариев – Египетского и Александрийского (его духовным отцом был прп. Макарий Египетский). Евагрий встретил в Нитрийской пустыне единомышленников, и прежде всего Аммония; вокруг них собрались и остальные. Евагрий не был автором той ереси оригенизма, которая была осуждена в 400 г. Александрийским собором. В первый период оригенистских споров его имя даже не упоминается. Знаток творчества Евагрия А. Гийомон (Guillaumont) доказывает, что оригенизм нитрийских монахов действительно имел место (во время следующей стадии оригенистских споров), и документом, выражающим суть этого оригенизма, являются «Гностические главы» Евагрия (Guillaumont 1962. Р. 81–123, особ. 119–123). Евагрий был осужден уже посмертно, на V Вселенском соборе в 553 г., а часть его творений, не содержащая оригенистской ереси, действительно стала органической частью святоотеческой традиции.

Жизнеописание Евагрия отсутствует во множестве рукописей «Лавсаика», в других оно дается в приложении, после эпилога. Де Вопоэ обращает внимание на то, что в тех рукописях, откуда оно было устранено, отсутствует также и глава, посвященная Дидиму (De Vogüi 1994. P. 23), что вполне закономерно.

Коптская версия «Жития Евагрия» содержится в синаксарии, изданном Амелино в 1887 г., оно следует за житием Памво, см.: Amelineau 1887. Р. 104–124. Также греч. фрагмент рукописи XIV в. с поправками Батлера издан Котельером под заглавием «Житие святого Евагрия, написанное Палладием» (см.: De Vogüi 1994. P. 173–175).

38.8...и вновь переменил одежду; и грызло его ораторское тщеславие – В итал. пер.: «...и он еще раз переменил одежды, и в речь его проникло тщеславие», но коптская версия подтверждает другой вариант: «Кипящая молодость, обилие словесного искусства, перемена разнообразных одежд – он менял их по два раза на дню – заставили его впасть в плотские удовольствия» (De Vogüe 1994.P. 158). То есть, речь идет именно об искушении ораторским тщеславием и не об однократной, а о постоянной перемене одежд. Видимо, то, что искушение ораторским тщеславием следовало за блудным искушением и предшествовало ему, было не случайным. Очевидно, для времени создания «Лавсаика» увлечение риторикой и языческой литературой было искушением столь же сильным и столь же неминуемым.

38.10 И составил он три священные книги для монахов , так называемые Антирритики – Как считает Де Вопоэ, не забывчивость причина тому, что упоминается только одна из книг Евагрия (тогда как основными считаются три его книги: «Практик» [или «Монах"], «Гностик» и «Гностические главы», объединяемые «Письмом к Анатолию»), но требование житийного жанра, где «неуместна библиография». Но возможно, упоминаемые «три книги» и есть указание на эти произведения, поскольку  αντιρρητικός, букв.: «Опровергатель», «Прекословитель», является названием сочинения Евагрия будучи в единственном числе, и это сочинение составляет одну книгу (De Vogüe 1994. P. 26).

38.11 ...благодаря своей мудрости – В коптской версии, а также в греческом фрагменте, изданном Котельером, содержится более подробное повествование о беседе Евагрия с «бесами-еретиками». Эта беседа, особенно ее последний эпизод, – наиболее пространная, и по мнению Де Вогюэ, она является автобиографичной и дающей возможность убедиться, что Евагрий действительно был  φράσαι δεινός, то есть силен в искусстве слова. Впрочем, Евагрий лишь воспроизводит здесь основные положения полемики с аполлинаризмом, выработанные его учителями Каппадокийцами: «бесу-аполлинаристу», отрицающему человеческий дух во Христе, Евагрий отвечает, что если Христос вочеловечился, то есть истинно восприял человеческую плоть, плоть Марии-девы, то он восприял и душу, и дух, став человеком совершенным во всем, кроме греха (De Vogüe 1994. P. 169–171,174–175).

41.1 Среди прочих и с Павлой Римской – В месяцеслове архим. Сергия – св. Павла-вдова; по Иерусалимскому канонарию – Савла; †  404 г. Павла сама была знатного рода и замужем за человеком знатного рода; имела в браке пятерых детей; в 32 года потеряла и мужа, и любимую дочь. Тогда, оставив все, отправилась в Палестину с дочерью Евстохией и поселилась в Вифлееме. В 388 г. основала киновию близ Иерусалима, которой управляла под руководством блж. Иеронима, а также мужской монастырь, которым управлял сам блж. Иероним. Скончалась в 58 лет.

46.2 ... встретившись с ... Исидором исповедником – Исидор еп. Ермополиса, непосредственный преемник Драконтия по епископской кафедре.

46.5 ...благороднейший, и единомысленный, и непреклоннейший Руфин, италиец из города Аквилеи – Руфин Тураний, уроженец Аквилеи, †  410 г. Воспитывался в монастыре вместе с блж. Иеронимом. Значительное время подвизался в египетской пустыне. Был пресвитером в Аквилее. Резко разошелся с блж. Иеронимом из-за взглядов на учение Оригена. Перевел главное догматическое сочинение Оригена «О началах» на латынь, как книгу весьма полезную для христиан. (Затем она была переведена блж. Иеронимом для доказательства ее еретичности). Также и многие другие сочинения Оригена дошли до нас благодаря переводам Руфина. Им было переведено сочинение о египетском монашестве Historia monachorum, за которым в русском переводе ошибочно закрепилось его авторство.

54.4 Укрепив свою племянницу Меланию – Прп. Мелания Младшая (Римляныня), †  439 или 440 г. в Иерусалиме, пам. 31 декабря (служба поется 30 декабря). Мелания Старшая была ее бабкой по отцу, но житие ее, содержащееся в Минее, в отличие от текста Палладия, свидетельствует только о благочестивых родителях, но ни словом не упоминает о той, которой она стала наследницей по ревности во Христе (что является следствием близости Мелании Старшей к Евагрию).

55.1 ...из Элии в Египет – Элия (Αίλία), или Капитолина, – название Иерусалима, восстановленного как римская колония после восстания Бар-Кохбы (132–135 гг.).

55.3 ..среди коих Оригена десять тысяч триста строк – Как утверждает Бартелинк, для данного времени обычно измерение количества прочтенного или написанного в строках, поскольку оплата переписчикам производилась построчно. Но в настоящем случае речь вполне могла идти о страницах, особенно если учесть творческую плодовитость Оригена. «Кто мог когда столько прочесть, сколько он написал?» – восклицал блж. Иероним в письме к Павле (PL 22,447).

56.0 Олимпиада, св. прав., †  408–410 г. Будучи поставлена в диаконисы свт. Нектарием (381–397 гг.), явила в своем лице высшую представительницу этого призвания, «наставив в вере многих жен"&nnbsp;(Лавсаик 56.2). За гостеприимство, которое она оказывала приходящим в Константинополь святителям и пустынникам, подверглась гонениям и оклеветанию. В изгнании на о. Кизик, а затем в заточении в Никомидии св. Олимпиада была укрепляема перепиской со свт. Иоанном Златоустом, который также находился в изгнании. Скончалась в заточении.

57.1 ...и как в зеркале отражала блаженная Кандида – Св. Кандида Константинопольская, †  418. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского.

57.3 ..неся иго девства, благочестивейшая Геласия – Геласия, прп. Константинопольская. Упоминается у архиеп. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях, со ссылкой на собрание житий Филарета, архиеп. Черниговского.

60.1 ...мученик, пострадавший в этом месте, по имени Коллуфий – Видимо, местночтимый святой.

60.2 ...Климента Строматевса – Имеется в виду Климент Александрийский, †  213 (?), названный так по заглавию основного своего произведения «Строматы».

63.1 ...Констанция царя – Констанций был императором Востока Римской империи; единолично управлявлял империей в 351–361 гг. На последние годы его правления приходится данный период изгнания свт. Афанасия (с 356 г., после осуждения арианским Миланским собором, и по 361 г.).

64.1 ...в древнейшей стиховной (στιχηρψБиблии – Как полагает Бартелинк, в данном случае «стиховный» означает: написанный краткими параграфами.

67.1 Всех их превосходит благоговением Магна – Указывается у архим. Сергия в списке святых, памяти которых отсутствуют в месяцесловах и синаксариях («Магна Кесарийская, точнее Анкирская»), без даты празднования.

70.5 ...и говорит: «Евстафий..."-Игра слов:  Ευστάθιε – букв.: стойкий, устойчивый (в данном случае – в молитве). Недаром имя чтеца, не приведенное в заглавии, упоминается здесь в первый раз.

71.4 О таковем похвалюся – Аллюзия на 2Кор 12и обычный прием в монашеской литературе: говорить о себе как о другом лице.

71.6 ..поставленным препозитом священных покоев – Препозит (πραιπόσιτος, praepositus) – префект, то есть лицо, облеченное властью. Здесь  πρα,ιπόσιτος του ευσεβεστάτου χοιτώνος (praepositus sacri cubiculi, препозит священных покоев) – должность и сан, предназначавшийся для евнухов.

Комментарии для сайта Cackle