Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

А.К. Галкин, А.А. Бовкало

Пасха 1918-го

Впредпасхальные дни митрополит Вениамин отдал распоряжение, чтобы «по примеру прошлого 1917 года /.../ и в нынешнем 1918 году /.../ под первый день Св. Пасхи в соборных, приходских и других церквах Петрограда и его окрестностей, в видах удовлетворения религиозных чувств многочисленных православных богомольцев, не имеющих возможности поместиться в самих храмах, пасхальные заутрени отслужены были с подобающею торжественностию, при общенародном пении, на папертях церквей или площадях пред храмами, где это возможно, с устройством для сего особых помостов»731. Сам владыка как священноархимандрит Александро-Невской лавры совершил службу Святой Пасхи – светлую заутреню, литургию и в 3 часа дня – вечерню – в лаврском Троицком соборе.

К Петроградской пастве святитель обратился с вдохновенным пасхальным приветствием, призывая ее войти «в радость Господа своего»:

«Пусть миродержатели тьмы века сего не слагают оружия, но усиленно и дерзко борются с жизнию и светом, пусть пытаются расставлять свои сети и уловлять в них новые жертвы, пусть много, много людей работает греху, пусть даже может показаться в иные минуты, что мрак снова облегает землю и князь мира сего готов торжествовать победу.

Но... вот среди мрака пасхальной полуночи раздается удар церковного колокола, звук его торжественно пронесся в воздухе и глубоко проник в сердца христианские.

Давящей тьмы ночи как будто не бывало. Все исчезло в одном бесконечно радостном возглашении: Христос Воскресе! /.../

Все земное, разделяющее людей, должно быть забыто.

Всякая злоба, вражда, зависть, все страсти самолюбия должны умереть в сей нареченный и святой день. /.../ Всякая печаль должна исчезнуть, как капля, в океане христианской радости. /.../

Велика радость Св. Пасхи. Хотелось бы, чтобы эта радость пасхальная оставалась бы навсегда и любовь Христова не ослабевала бы между нами до конца дней наших»732.

Подъем религиозных чувств народа вылился в Петрограде в беспримерных крестных ходах Пасхальной недели. По мысли митрополита Вениамина в Светлый Четверг, 9 мая (26 апреля), в первый раз в истории города на Неве, многие городские церкви организовали детские крестные ходы в Лавру.733 В них приняли участие тысячи мальчиков и девочек в возрасте от 7 до 15 лет. После молебствия в Казанском соборе соединенное шествие детей в стройном порядке с епископом Нарвским Геннадием во главе двинулось по Невскому проспекту. По приходам заранее готовились к этому дню: накануне провели репетиции детских процессий, специально для малышей устроили легкие хоругви и небольшие иконы. В Александро-Невской лавре юных паломников встречал ее священноархимандрит. Владыка сам отслужил пасхальный молебен и преподал всем детям архипастырское благословение734.

В Светлую Пятницу митрополит Вениамин возглавил общегородское празднование в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В подобной форме оно совершалось в Петрограде впервые, причем центром его архипастырь назначил Покровско-Коломенскую церковь. За образец был избран церемониал, принятый в Константинопольском Патриархате, где этот праздник «имеет своим символическим значением вечность христианской религии»735. Всенощное бдение, совершенное накануне, длилось четыре часа. На литию митрополит Вениамин выходил в церковный сад, который, как и храм, был весь заполнен молящимися. В половине двенадцатого ночи по улицам Коломны двинулся крестный ход. В нем участвовали митрополит и епископ Геннадий. Народ шел с зажженными свечами, в ночной тишине раздавалось громкое пение «Христос воскресе» и пасхальных ирмосов. В самый праздник, после литургии, крестный ход с митрополитом во главе выступил из Покровской церкви к Исаакиевскому собору. По пути к нему присоединялись другие приходы. Соборное духовенство встречало процессию с хоругвями и крестами, и общее шествие направилось к Медному всаднику, а оттуда на Неву для водосвятия. Здесь митрополит Вениамин отслужил молебен о спасении Петрограда, России и об умиротворении междоусобной брани. В середине дня под звон колоколов и всенародное пение пасхальных молитвословий крестные ходы начали расходиться по своим церквам736.

Своей вершины пасхальные шествия достигли в Неделю Антипасхи, 12 мая (29 апреля). По благословению митрополита Фомино воскресенье стало и повторением, и воспоминанием дня защиты Александро-Невской лавры – 21 января. Как весенние ручьи, крестные ходы от всех петроградских церквей стекались на площадь перед Надвратной лаврской церковью, чтобы затем двинуться грандиозным общим потоком по маршруту памятного январского дня, но уже не к Казанскому, а к Исаакиевскому собору. Главным «головщиком» всей процессии митрополит Вениамин назначил настоятеля Покровско-Коломенской церкви протоиерея Василия Акимова. Крестный ход открывали «благообразные и доброгласные» отроки и мужи, несшие фонари и кресты, за ними следовал митрополит с епископами Геннадием и Артемием737.

К этому дню святитель Вениамин выпустил отдельное послание, названное им «Пасхальная архипастырская беседа». Оно было прочитано протодиаконом с помоста, установленного для молебна на Александро-Невской площади. В своем послании, обращенном прежде всего к ушедшим из православной семьи «на страну далече», архипастырь отталкивается от пасхального чуда, внесенного в летопись Киево-Печерской лавры под 1463 годом. «Некто из братии», войдя в Ближние пещеры покадить тела усопших святых, громко воззвал: «Святые отцы и братие, сегодня у нас великий день: Христос Воскрес!»

«И под темными сводами монастырских пещер со всех концов раздалось в ответ: «Воистину Христос Воскрес!»

Мертвые услышали пасхальное приветствие. Усопшие святые ответили на него».

Соединиться в исповедании истины воскресения Христова митрополит Петроградский убедительно зовет всех, до кого донесется тот же клич 455 лет спустя:

«В переживаемые дни родина наша, некогда Русь Святая, православная, превратилась в пещеру погребальную. И наполнена эта пещера телами людей, которые ходят, действуют, много говорят, но которые духовно мертвы для Бога, для веры, для церкви, для блага родины, для любви и сострадания к ближним и для голоса совести своей.

И хочется, весьма хочется встать среди этих живых мертвецов и /.../ громко, голосом, подобно трубе ангельской, воскликнуть:

«Отцы, братие и сестры! Сегодня у нас великий день: Христос Воскрес!» Бывшие дорогие братья наши, дети общей нашей семьи православной, знайте, что трудно «прать против рожна», невозможно бороться с Богом, нельзя искоренить веру. Борьба с Богом, как давным-давно сказано, только обнаруживает безумие восстающих на Бога. Так было, так будет, так и есть теперь. /.../

Поэтому громко и радостно будем восклицать мы: Христос Воскрес! чтобы этот привет разносился по всему лицу земли родной и будил бы духовно умерших людей.

В четверг около храмов Божиих для участия в крестном ходе собирались дети христианские. Они огласили улицы нашего города, наши «пещеры погребальные», своим детским возглашением: «Христос Воскрес!» /.../

Для той же цели, чтобы привет пасхальный проник во все углы наших пещерных переходов – в неделю Антипасхи – Фомино воскресенье идет все-петроградский крестный ход из всех церквей в Лавру, а оттуда к Исаакиевскому и Казанскому соборам.

Пусть мощное – «Христос Воскрес!» – потрясет весь град!

Да совершится и с нашими братьями в неделю Фомина уверенья и их уверение в той истине, что спасение родины только в вере православной. И да сорвется с их уст радостное исповедание Фомы: «Господь мой и Бог мой!» /.../

Сольемся все в одну семью братскую, христианскую. Простим друг другу «вся воскресением», обнимем друг друга и снова радостно воскликнем: «Христос Воскрес!»

И только у Христа воскресшего, и только в вере Христовой будем искать воскресение и всего народа нашего для жизни братской, любовной и мирной...»

Крестные ходы Фомина воскресенья начали расходиться по своим храмам от Исаакиевского собора лишь в пятом часу вечера. В тот же вечер митрополит Вениамин отбыл в Москву. Его сопровождали настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский и член приходского совета Н.К. Либин. Петроградская депутация направлялась в столицу, чтобы доставить оттуда частицу мощей священномученика Патриарха Ермогена. Эта святыня предназначалась для придельного храма в честь страдальца за землю Русскую, который решено было соорудить в подвальном помещении собора. Кроме того, митрополит намеревался согласовать с Первосвятителем сроки и программу патриаршего визита в град Святого Петра.

Свое благословение на устройство в Казанском соборе пещерного храма преподали и митрополит Вениамин, и Патриарх Тихон. Ермогеновский храм задумывался как памятник двум историческим событиям конца 1917 года: восстановлению Патриаршества на Руси и чудесному избавлению митрополита Вениамина в Чудовом монастыре «от смертельной опасности, угрожавшей ему в кошмарные московские дни». Новому приделу собора предстояло свидетельствовать о том, что «трудами пастырства до крови мученичества совершается спасение нашей родины»738.

Митрополит Вениамин сделал все возможное, чтобы встреча мощей св. Патриарха Ермогена прошла как можно торжественнее, чтобы в горячей молитве крепкому защитнику православной веры петроградцы нашли новое утешение «своим измученным, истерзанным, тоскующим сердцам». Церковная депутация возвращалась в Петроград 16 (3) мая московским поездом. К ее прибытию из Знаменской церкви на привокзальную площадь вышел крестный ход с епископом Лужским Артемием. Митрополит осенил мощами собравшихся на четыре стороны, при общем пении «Святителю Ермогене, моли Бога о нас». Процессия вернулась в церковь, где мощи были возложены на престол. В тот же вечер митрополит совершил в Знаменской церкви всенощную. На следующее утро епископ Артемий служил в церкви раннюю литургию. В 9 часов начался крестный ход с мощами в Казанский собор, где митрополичьим чином была совершена поздняя литургия739. К этому дню уже изготовили резной ковчег для хранения частицы мощей, и святыня была установлена на солее собора для всенародного поклонения.

Революционные потрясения 1917 года прервали традицию многоверстных крестных ходов-паломничеств, которые святитель Вениамин поддерживал личным участием с первого года епископства. В мае 1918 года митрополит, несмотря на транспортную разруху, возможность любых провокаций и неожиданного ареста в условиях «военного коммунизма», самоотверженно решил вновь повести за собой верующий народ из Луги и окрестных приходов в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь ко дню праздника «апостола любви». Полученное известие о налете неких вооруженных людей на обитель лишь усилило решимость митрополита выехать на место событий. Расследовать происшествие он поручил епископу Лужскому Артемию, вместе с которым владыка и выехал из Петрограда 18 (5) мая. По дороге в Лугу митрополит посетил Серафимо-Антониевский скит в лаврском имении близ станции Преображенская (ныне – Толмачево), чтобы осмотреть работы по приспособлению его построек для летней детской колонии, обеспечить которую взяло на себя Братство приходских советов.

Как оказалось, вооруженные «посетители» Череменецкого монастыря, при появлении которых братия ударила в набат, были всего лишь очередными комиссарами-реквизиторами «излишков» продовольствия и земельных угодий. Прибывшие на помощь монахам крестьяне выдворили их как грабителей. Тревожный инцидент произошел и в Луге, во время совершения митрополитом всенощного бдения в соборе. Прямо у храма два «товарища» стали агитировать против паломничества в монастырь, заявив, что «ходы эти никому не нужные демонстрации, которые следует просто разгонять пулеметами»740. Толпа силой заставила их удалиться. Тогда к храму подъехал автомобиль с настоящим пулеметом, но народ не растерялся и обезоружил прибывших. Лишь вмешательство начальника лужской милиции разрядило обстановку. «Он успокоил толпу, являлся затем и к митрополиту Вениамину, которому обещал принять все меры к охране порядка, который и был действительно соблюден во все время шествия крестного хода»741.

Несомненно, требовалось большое мужество и глубокая вера в помощь Божию, чтобы возглавить двадцативерстный крестный ход в подобных условиях. Но священномученик Вениамин в основу своей деятельности всегда и всюду ставил цель приносить духовную пользу вверенным его попечению. Доставить религиозное утешение, которое коснулось бы сердец многих-многих сотен простых «безответных людей» – участников процессии – было для святителя превыше всего.

На другой день после службы в Череменецком монастыре, 22 (9) мая, митрополит Вениамин, по особому приглашению депутации от колпинского прихода, совершал литургию в Троицком соборе города Колпина, почти сплошь населенного рабочими. Затем он возглавил грандиозный крестный ход по всему Колпину, издавна приуроченный здесь ко дню «Николы вешнего»742.

В пасхальные дни 1918 года в Петрограде состоялось избрание первого в русской церковной истории единоверческого епископа. Еще 7 марта (22 февраля) 1918 года Поместный Собор принял Определение, касающееся единоверия. В его пункте 19 говорилось об открытии в Петроградской епархии единоверческой Охтенской кафедры, с местожительством епископа в городе Петрограде743.

15(2) марта петроградская единоверческая община постановила возбудить ходатайство об учреждении такой кафедры на точном основании соборного Определения. 19 (6) марта соответствующее прошение было подано митрополиту Вениамину. Его резолюция последовала 2 апреля (20 марта): «Согласен. Представить проект правил об избрании кандидата в единоверческие епископы на Охтенскую кафедру»744. 14(1) апреля состоялось соединенное собрание Храмового Разряда общины с духовенством и мирянами единоверческих приходов Петрограда. Оно приняло необходимый проект, который на следующий день и был представлен митрополиту. 19(6) апреля владыка утвердил правила избрания единоверческого епископа и предложил созвать приходские собрания в Неделю жен-мироносиц, 19(6) мая, а общее собрание представителей единоверческого клира и мирян епархии – 31(18) мая. 25(12) апреля Петроградская Духовная консистория издала соответствующий указ. В назначенный день, 31(18) мая, в Никольском храме на Николаевской улице Божественную литургию совершал митрополит Вениамин в сослужении многочисленного единоверческого духовенства. Под его же председательством после службы состоялось избирательное собрание. Большинство голосов получил настоятель храма, вдовый протоиерей Симеон Шлеев, член Всероссийского Церковного Собора.

Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 7 июня (25 мая) 1918 года избранный кандидат был назначен единоверческим епископом Охтенским. Он считался не викарием, а состоящим «в зависимости от Преосвященного митрополита Петроградского»745. Через несколько дней протоиерей Симеон Шлеев был пострижен в монашество с именем Симон. Его хиротония была намечена на воскресенье 16(3) июня.

На 5-й седмице по Пасхе, 6 июня (24 мая), исполнилась годовщина избрания святителя Вениамина на Петроградскую кафедру. В этот день архипастырь получил множество поздравлений, его посетили представители клира и мирян. В час дня в Казанском соборе, где год назад происходила сама процедура выборов, епископом Артемием был совершен молебен. К его началу в собор прибыл митрополит. Духовенство и молящиеся устроили ему торжественную встречу. Владыка молился в алтаре и после службы, приложившись к мощам св. Патриарха Ермогена, уехал в лавру746.

Своим восприятием событий церковной жизни Петрограда за истекший год митрополит поделился с духовенством и паствой епархии в обширном послании. В нем он также преподал тем и другим глубокие архипастырские наставления.

«Всю свою деятельность я направлял и направляю к тому, чтобы поддержать и укрепить веру, воодушевить малодушных и утешить унывающих.

Везде и всюду, в Петрограде и вне его, в городах: Кронштадте, Ораниенбауме, Петергофе, Царском Селе и деревнях и селах Думского уезда я утешался общей верой нашей в Господа Иисуса Христа, молился с народом и учил его вере и любви Христовой.

/.../ Вера православная под свои знамена св. креста и хоругви стала собирать все больше и больше верующих людей, независимо от их общественного положения и политических взглядов.

Духовенство из своей среды дало пастырей священномучеников, приснопамятных протоиереев Иоанна и Петра. /.../

Детский пасхальный крестный ход и беспримерный по количеству участников и воодушевлению крестный ход в Фомино воскресенье воочию всех своих и чужих свидетельствует об уровне религиозной жизни петроградской паствы.

/.../ Религиозное настроение паствы захватывало и душу архипастыря. Он жил, вдохновляясь этой верой народной, которая окружала его любовию, охраняла и ограждала от всех нападений и оскорблений вражиих и вдохновляла на подвиги.

/.../ Дорогие пастыри церкви Петроградской, воспроизведите в своем сознании все пережитое нами в церковной жизни за минувший год моего архипастырства и еще раз напомните себе, что, исполняя свои пастырские священнические обязанности, вы совершаете дело величайшей важности, которое народ ценит и ставит соответственно ей весьма, весьма высоко.

/.../ Словом и непременно своим примером проповедуйте и разъясняйте учение Христово, что все мы братья, должны любить друг друга, служить друг другу до самопожертвования, прощать друг друга, помогать и давать друг другу, а не требовать, тем более не отбирать друг у друга.

Всякая политика, как реакционная, так и модная прогрессивная, должна быть чужда вас.

Пастырь не с аристократией, плутократией или демократией, не с буржуями или пролетариями, но со всеми и для всех верующих.

На нем нет и не должно быть никакой политической вывески и под такой он не может выступать.

Царство мое, как сказал Христос, не от мира сего и никакой политический строй не может с ним совпадать.

Возлюбленные братья и сестры, все вы боговрученные мне чада паствы Петроградской.

Стойте в вере, мужайтесь и укрепляйтесь.

/.../ Крепче, плотнее объединяйтесь вокруг ваших приходских храмов, чтобы охранить святыни и достояние их, уберечь душу живу русского народа, веру православную и сохранить в сердцах наших любовь Христову, от оскудения и недостатка которой мы так теперь страдаем.

Да будет в каждом приходе малая церковь Христова, духовная семья, где не по имени только, а на самом деле есть отец и дети духовные.

Каждый член семьи приходской, большой и малый, мужчина и женщина, дитя и взрослый, принимай посильное и возможное, но деятельное и живое участие в жизни приходской, служа общему делу приходскому и живя его интересами.

Все вы, возлюбленные пастыри и пасомые, составляя одну семью духовную, одно стадо Христово, поместную церковь петроградскую, содействующую благодати Св. Духа, преуспевайте в вере, любви и всяком благочестии, блюдя единение духа в союзе мира.

Да будете все вы, как дети, радующиеся об отце вашем, а я ваш архипастырь, как отец, о чадах своих веселящийся»747.

Последние пасхальные недели 1918 года церковный Петроград жил ожиданием встречи Святейшего Патриарха Тихона. Первосвятительский визит приурочили ко дню св. Исаакия Далматского (30 мая/12 июня) – престольному празднику кафедрального собора города на Неве. По распоряжению митрополита Вениамина заблаговременно была образована особая Комиссия под председательством епископа Лужского Артемия. Разработанный Комиссией церемониал визита Патриарха в Петроград был отпечатан и разослан по церквам. Для охраны Патриарха и наблюдения за порядком организовали почетную дружину из прихожан храмов города под руководством М.М. Колтовского, сына адмирала Черноморского флота.

Высокий гость прибыл в Петроград 11 июня (29 мая). Первая встреча Его Святейшеству была устроена в Любани, где поезд делал получасовую остановку. В этот город, входивший тогда в Новгородскую епархию, еще накануне выехали епископ Артемий, протоиерей Философ Орнатский и профессор В.Н. Бенешевич. На границе Петроградской епархии, в Тосно, к станции прибыл грандиозный крестный ход, который возглавили благочинный протоиерей Николай Смирнов и местный настоятель протоиерей Петр Щеглов. Дальше поезд шел без остановки, но на всех станциях Патриарха встречали крестные ходы. Святейший из окна вагона благословлял народ.

Хотя в Петроград поезд опоздал почти на два часа, народ терпеливо ожидал его прибытия. Наконец из уст в уста передается радостная весть: «Приехал!» Митрополит Вениамин с огромным букетом роз входит в вагон к Патриарху. (Как известно, «московские комиссары хотели предоставить для Патриарха лишь одно купе в вагоне, но железнодорожные рабочие настояли, чтобы ему был дан особый вагон»748). Через несколько минут Святейший в исторической мантии Патриарха Иоакима вышел на перрон. Могучее, радостное, победное «Христос воскресе» оглашает своды вокзала. В главном зале Патриарх помолился у иконы Божией Матери и Святителя Николая. На Знаменской площади он благословляет народ, собравшийся у подъезда вокзала. Подают экипажи. В первый садятся протодиаконы с Патриаршим крестом, во второй – Патриарх Тихон и митрополит Вениамин.

На площади перед Александро-Невской лаврой целое море обнаженных голов. У Святых ворот установлен помост, где Патриарха встретило духовенство в полном облачении во главе со всеми четырьмя викариями Петроградской епархии – епископами Геннадием, Анастасием, Артемием и Мелхиседеком. С приветственным словом к Патриарху обратился митрополит Вениамин:

«Ваше Святейшество!

Петроградский православный церковный народу собравшись у врат обители своего небесного Покровителя, радостно приветствует ваше пришествие в наш, некогда столичный, град.

Встречаем мы Вас, Святейший Владыка, на том самом месте, на котором в годину великих потрясений и испытаний православные петроградцы, старые и малые, привыкли собираться для молитвы, для возгревания и укрепления духа ревностного стояния за веру нашу христианскую.

Обширные храмы Лавры и площади ее оказались не в состоянии вмещать множество православных людей, приходящих с крестными ходами и готовых идти на подвиги исповедничества и мученичества за веру святую и церковь православную.

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, под покровом которой Вы, Выше Святейшество, получили академическое образование, в стенах которой в дни Вашего Святительства часто молились и имели местопребывание, молитвенно благословляет нынешнее Ваше вступление в нее и просит принять сию св. икону Благоверного Князя Александра Невского.

Угодник Божий и великий заступник за землю Русскую да будет всегдашним помощником в совершении Вами великого подвига Архипастырства Всероссийского во славу церкви Православной и во благо и спасение нашей Родины многострадальной.

Благословен грядый во имя Господне Великий Отец и Архипастырь наш Святейший Патриарх Тихон!»749

Затем Патриарха приветствовали от духовенства настоятель Исаакиевского собора протоиерей Николай Смирягин и от мирян Петрограда А.А.Любищев. В лаврском соборе Патриарх приложился к св. престолу и к мощам св. Александра Невского. После краткого молебствия протодиакон Иоанн Косогорский провозгласил многолетие Святейшему Патриарху Тихону. Первосвятитель, стоя лицом к народу, произнес многолетие «Высокопреосвященному Митрополиту Вениамину со всею его богохранимою паствою», после чего обратился со своим первым словом к жителям Петрограда.

По выходе из собора Патриарха пением «Сей нареченный и святой день» приветствовали монахини петроградских монастырей, а до самых дверей митрополичьего дома стояли дети, встретившие его пением «Христос воскресе!». В покоях митрополита состоялось представление Патриарху депутаций от всех епархиальных учреждений.

В среду 12 июня (30 мая), в день св. Исаакия Далматского, Патриарх служил литургию в Исаакиевском кафедральном соборе. В 1918 году этот день пришелся на праздник отдания Пасхи. В открытом экипаже, под колокольный звон всех церквей, Патриарх Тихон вместе с митрополитом Вениамином подъехал к собору. Навстречу вышел крестный ход. На портике собора Патриарха встретили епископы Геннадий, Артемий и Мелхиседек со множеством духовенства. В богослужении участвовал патриарший архидиакон Константин Розов. На правом клиросе пел соединенный хор митрополичий и Казанского собора под управлением И.Я. Тернова, на левом – братчики: диаконы и псаломщики под управлением диакона Илии Аркадьева. После пения «Приидите поклонимся» митрополит Вениамин поминает «Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Тихона». Во время запричастного стиха слово о патриаршестве произнес священник Андреевского собора на Васильевском острове Николай Платонов. Литургия закончилась крестным ходом вокруг собора по пасхальному чину750.

Вечером Патриарх совершал всенощную в церкви Троицкого подворья на Фонтанке, где он остановился. Утром 13 июня (31 мая), в праздник Вознесения, Святейший возглавил служение литургии в Казанском соборе. Настоятель собора протоиерей Философ Орнатский, который в тот же день праздновал свои именины, приветствовал Его Святейшество речью и проповедовал за патриаршим служением. В конце литургии на площадь вышел крестный ход. На него подняли и чудотворную Казанскую икону, и ковчег с частицей мощей св. Патриарха Ермогена. Патриарх на четырех сторонах от собора осенял народ, а митрополит окроплял св. водою. После службы Первосвятитель в мантии, в преднесении креста, со славою проследовал в квартиру о. Философа. У церковного дома теснился народ, жаждавший еще раз увидеть своего Великого Отца. Патриарх с митрополитом Вениамином и настоятелем-именинником вышел на балкон, чтобы благословить петроградцев и поблагодарить их за радушие751.

В 6 часов вечера в Исидоровском епархиальном женском училище состоялся прием Патриарха Братством приходских советов. Первым приветствовал Патриарха митрополит Вениамин:

«Ваше Святейшество!

Уже три дня Вы пребываете в нашем Петрограде. Совершая богослужение в соборных храмах, Вы могли наблюдать великое множество богомольцев, переполнявших эти храмы. Истинно я свидетельствовал, приветствуя Ваше Святейшество у врат Александро-Невской Лавры, что в Петрограде такое еще множество верующих людей, которое в дни наших богомолений не вмещается в обширных храмах лавры и на дворах ее, и эти богомоления приходится совершать уже на площади вне стен Лавры.

Святейший Владыка! Петроградский церковный народ, пастыри и пасомые со своим архипастырем в переживаемые тяжелые дни привыкли собираться не в храмах только, но и по домам, чтобы укреплять и развивать взаимное общение, воодушевлять и поддерживать друг друга.

Мы в этом отношении подражаем св. апостолам и первым христианам, которые по книге Деяний Св. Апостол не только ходили в храм иерусалимский на молитву, но собирались и по домам и пребывали в общении друг с другом. Одним из таких домов, в которых мы собираемся для взаимного нашего общения, является и настоящий дом.

В нем год тому назад собрались в равном количестве духовные и миряне и общим обсуждением наметили кандидата в архипастыри. Здесь происходил чрезвычайный епархиальный съезд и прошел так мирно, церковно-христиански, что является каким-то исключением среди съездов весны 1917 года.

Когда начались сильные нападения на церковь и стали издаваться декреты, касающиеся церкви, сюда стали стекаться члены приходских советов. Еженедельно происходят собрания, на которых церковные люди и пастыри делятся своими переживаниями, к сожалению, по большей части печальными, утешаются, укрепляются и утверждаются в добром и мужественном каждым из них исполнении и своего христианского долга. Когда стали запрещением преподавания закона Божия в школах детей отлучать от Христа, здесь открылся детский союз, и дети во множестве стали переполнять залы и коридоры этого дома.

Святейший Владыка! В храме Вас приветствовали дети, здесь собрались взрослые.

Благослови и помолись за всех нас, чтобы наше общение и духовное единение росло и крепло, чтобы быстрее воцерковлялись православные люди и начинали жить интересами церковными все, пастыри и пасомые, взрослые и малые, каждый в меру свою, но непременно, обязательно принимая живое, деятельное участие в церковной жизни. Начавшееся объединение православного петроградского церковного народа спасло петроградскую церковь от многих бед. Расширяясь и укрепляясь, оно да ограждает ее от всяких нападений вражиих и на будущее время.

Дорогой Святейший Владыка и Отец наш, благослови всех нас, архипастырей, пастырей и пасомых, чтобы все мы составляли единое живое тело – Церковь Христову, пребывая в любви взаимной, храня единение духа в союзе мира, исполняя каждый свой христианский долг по совести, всегда готовы были мужественно исповедывать свою веру во Христа и радостно страдать за Него и церковь православную!»752

Отвечая на приветствия, Патриарх Тихон поддержал объединение приходских советов, которое по благословению митрополита Вениамина и с его помощью зародилось в Петрограде. Он выразил уверенность, что «рано или поздно это будет везде, что в конце концов в каждой епархии будут такие же Братства, объединяющие приходские общины». При этом он особо подчеркнул, что «что задачи Братства не в том только, чтобы воодушевлять на мучения и смерть, но и наставлять, как надо жить, указывать, чем должны руководствоваться миряне, чтобы Церковь Божия возрастала и крепла. Наше упование – это жизнь, а не смерть и не могила».

14(1) июня митрополит Вениамин сослужил Его Святейшеству за литургией в Иоанновском монастыре. Патриарх посетил также часовню Спасителя в Домике Петра Великого. Вечером в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения при Троицком храме на Стремянной улице состоялся прием Патриархом депутаций от всего церковного Петрограда. В начале собрания митрополит Вениамин, покровитель Общества, обратился к Его Святейшеству с просьбой благословить Общество и освятить евангельским словом ту кафедру, с которой учили народ многие православные церковные витии, начиная с о. Иоанна Кронштадтского, сказавшего с нее первую речь при открытии зала753. Патриарху было преподнесено огромное количество адресов и приветствий. По желанию митрополита их тексты предполагалось напечатать отдельным иллюстрированным изданием.

15 (2) июня Патриарх Тихон на особом пароходе в сопровождении митрополита Вениамина отбыл в Кронштадт. Патриарх молился в Андреевском и Владимирском соборах, совершил панихиду на квартире о. Иоанна Кронштадтского. Побывал он также в Морском Богоявленском соборе и в Троицком храме Общества трезвости. В Петрограде, по пути с пароходной пристани, Патриарх посетил Благовещенское подворье на Васильевском острове, а вечером в Троицком подворье возглавил наречение архимандрита Симона (Шлеева) во единоверческого епископа Охтенского.

В воскресенье 16 (3) июня св. Патриарх Тихон в сослужении митрополита Вениамина и викарных епископов совершил литургию в Троицком соборе Александро-Невской лавры. За литургией состоялась архиерейская хиротония архимандрита Симона «по старопечатным книгам», то есть в полном соответствии с дониконовской богослужебной практикой, которой так дорожили единоверцы. Эта историческая хиротония явилась первой, совершенной Первосвятителем со дня его избрания на патриарший престол. После литургии Патриарх, благословляя народ, проследовал в покои митрополита, а затем с митрополитом Вениамином и викариями направился в лаврскую трапезную принять приветствие от Александро-Невского братства. Затем Патриарх и митрополит Вениамин посетили Никольское кладбище, где была отслужена панихида на могиле митрополита Антония. В шестом часу вечера Патриарх прибыл в Духовную академию, курс которой он окончил ровно 30 лет назад. Оттуда Святейший поехал в Скорбященскую церковь, чтобы почтить память ее настоятеля, протоиерея Петра Скипетрова, претерпевшего мученическую кончину, и благословить его вдову Антонину Николаевну Скипетрову.

Вечером на Николаевском вокзале состоялись торжественные проводы Его Святейшества. В Москву его сопровождали митрополит Вениамин с протоиереем Ф. Орнатским. В Любани на платформе поезд вновь встречало духовенство и значительное количество народа. Из окна вагона Патриарх и митрополит около получаса беседовали с собравшимися754.

Вернувшись из Москвы 21 (8) июня, митрополит Вениамин подытожил дни пребывания Патриарха Тихона в Петрограде в своем послании «К Петроградской пастве»:

«Святейший Патриарх Тихон, выражая в Москве свою радость и удовольствие по поводу оказанного ему приема в Петрограде, поручил мне передать петроградской пастве его благословение и благодарность за ту любовь и сердечное радушие, с которым она встречала его.

С своей стороны и я не могу не поделиться с моею паствою своими чувствами по поводу этого приема.

Внимая моему сердечному желанию и призыву, действительно пространно расширилось любовию сердце твое, дорогая паства!

Дни пребывания Святейшего Патриарха были днями великого праздника. Везде и всюду, где ни появлялся наш дорогой гость, Великий Отец, его с благоговением и радостью во множестве окружали православные.

Каждый, по мере сил и возможности, старался выразить свою любовь и внимание. Дети не отставали от взрослых.

Поэтому: председателям и членам комиссий по приему, духовенству, певцам и участникам богослужений, чинам почетной охраны и блюстителям порядка, служащим и охране Николаевской жел[езной] дороги и всем, всем принимавшим то или другое личное или материальное участие во встрече, приеме и проводах в Петрограде, Кронштадте и по пути следования Святейшего Патриарха, выражаю мою сердечную архипастырскую благодарность и радуюсь общей нашей радостью, что дорогой Гость и великий Отец наш, Святейший Патриарх, остался доволен посещением Петрограда и оказанным ему в нем приемом.

Таких светлых праздников и таких радостей, какие все мы пережили во время пребывания у нас Патриарха, Господь да пошлет нам побольше в наши скорбные и бурные дни»755.

Пожелание священномученика митрополита Вениамина в условиях большевистского режима оказалось неосуществимым. Через два с половиной месяца после патриаршего визита в Петроград власти развязали по всей стране «красный террор», который на десятилетия стал главным инструментом их внутренней политики. Светлая христианская радость, подобная той, что была пережита в июньские дни 1918 года, пришла в город на Неве только через 70 лет, в дни празднования 1000-летия Крещения Руси. Торжества 1988 года, апогеем которых стало всецерковное прославление в лике святых Блаженной Ксении Петербургской, проходили здесь с 14 по 16 июня, т.е. в самую годовщину посещения города Патриархом Тихоном. Для верующих, наконец, «рыдания время преста». Юбилей 1000-летия Крещения Руси стал закатом системы государственного атеизма. Уже осенью 1989 года Собор архиереев Русской Православной Церкви причислил к лику святых исповедника веры Христовой Святейшего Патриарха Тихона, а перед Пасхой 1992 года на церковном небосводе воссияли священномученик митрополит Петроградский Вениамин и иже с ним пострадавшие...

* * *

731

Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской Духовной Консистории // Петроградский церковно-епархиальный вестник [ПЦЕВ]. 1918. № 8. С.4.

732

Вениамин, Митрополит Петроградский. Пасхальное приветствие // ПЦЕВ. 1918. №9. С. 1.

733

Церковная жизнь в Петрограде // Церковные ведомости [ЦВ]. 1918 № 17–18 (Прибавления). С.583.

734

Крестные ходы // Наш век. 1918. № 92 (10 мая). С.4.

735

Там же.

736

Торжество «Живоносного источника» // Петроградский голос. 1918. № 77 (11 мая). С.З.

737

Грандиозный крестный ход // Петроградский голос. 1918. № 77 (11 мая). С.З; С крестным ходом // Петроградский голос. 1918. № 79 (14 мая). С.4.

738

Предстоящее торжество // ПЦЕВ. 1918. № 10. С.2.

739

Встреча мощей // Петроградский голос. 1918. № 82 (17 мая). С.4.

740

Что произошло в Луге? (От нашего специального корреспондента) // Петроградский голос. 1918. № 93 (30 мая). С.4.

741

чъ. Поездка м. Вениамина по епархии // Петроградский голос. 1918. № 89 (25 мая). С.4.

742

Религиозное торжество в Колпине // Петроградский голос. 1918. № 86 (22 мая). С.4.

743

Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о единоверии // ЦВ. 1918.№ 11–12. С.78–79.

744

Российский Государственный Исторический архив. Ф. 831. Оп. 1 Д. 51. Л. 8 – 8 об.

745

Выписки из постановлений Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви // ЦВ. 1918. № 21–22. С. 163.

746

Годовщина избрания митр. Вениамина // Петроградский голос. 1918. № 100 (7 июня). С.4.

747

Вениамин, Митрополит Петроградский. Петроградской пастве // Опубл.: Склярова М. Сосуд избранный. История российских духовных школ в ранее не публиковавшихся трудах, письмах деятелей Русской Православной Церкви, а также в секретных документах руководителей советского государства. 1888 – 1932. СПб., 1994. С. 238 – 242.

748

Рождественский А., протоиерей. Святейший Тихон Патриарх Московский и всея России. (Воспоминания) // Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон в воспоминаниях современников. М., 2000. С.25.

749

Речь митрополита // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 2.

750

В Исаакиевском соборе // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 2–3.

751

В Казанском Соборе // ЦВ. 1918. № 23–24 (Прибавления). С.703.

752

В Братстве Приходских Советов // ПЦЕВ. 1918. № 16. С. 3.

753

Святейший Патриарх в зале Общества религиозно-нравственного просвещения (1/14 июня) // ЦВ. 1918 № 23–24 (Прибавления). С.698.

754

Участник. Святейший Патриарх Тихон в г. Любани // Новгородские епархиальные ведомости. 1918. № 11. С.4.

755

Вениамин, Митрополит Петроградский, † К Петроградской пастве // ПЦЕВ. 1918. №17. С. 1.


Источник: Избранник Божий и народа [Текст] : жизнеописание священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского / Галкин А. К., Бовкало А. А. - Санкт-Петербург : Блокадный храм, 2006. - 382, [1] с., [16] л. ил., портр. : табл.

Комментарии для сайта Cackle