Источник

2. Поучения Зосимы Верховского

О любви и единодушии духовном

Если кто не имеет чувств любви о Господе и дружелюбного единодушия духовного, должен за это себя осуждать и печалиться, и всячески себя преклонять и молиться об этом усердно, и просить Господа, да сподобит сего дара благодати; ибо сей дар более всех высочайший, более пророчества, мученичества и проч., как об этом изъявил апостол Павел (1Кор. 13:1 и дал.). И как не высочайший? – Потому что от Самого Бога исходит и с Богом соединяется, ибо «любовь есть Сам Бог», возгремел великий богослов и возлюбленный наперсник, «и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4:16). И так, кто не имеет любви, тот да просит от Господа усердно, смиряя себя и укоряя, и да взыскивает ее делами любви. «Просите, и дано будет вам, говорит Господь: ищите, и найдете» (Мф. 7:7); и как дастся молитва молящемуся, так и дар любви старающемуся о ней со смирением и молитвою.

И это прошение и моление благоприятно Господу, так как согласно Его воле и Его хотению. «Да будут все едино», говорит Господь (Ин. 17:21); «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас» (Ин. 13:34). А давший заповедь силен есть и помощь даровать к исполнению ее, если только увидит в нас желание и старание к такому равноангельному, единодушному и дружелюбному житию: потому что в такой любви даже славу Свою полагает Сыне Божий, и Сам молит об этом Божественного Отца Своего: «как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). И еще: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (ст. 22, 23). И еще: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). А что заповедал нам Господь Бог наш? – Явственно, как всего любовь небесную и единодушие небожителей; потому что говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Вот какого блага, истинно же сказать апостольского дара сподобляются все ревностно и со смиренномудрием ищущии. Неужели нерадением и самолюбием и небрежением захочет кто этого потерять и лишиться не только во временной, но и в вечной жизни блаженной участи? Ибо без любви невозможно вселиться в царствие небесное, где Сам Бог – любовь, и все ангелы и все святые в Боге и в любви живут и ликуют вечно.

Если верховные апостолы, принявшие учение от Господа, поучают нас, что любовь выше всех даров: и горы преставлять, и мертвых воскрешать, и ангельскими языками возглашать, – без любви есть ничто. Ибо многие не имеющие любви скажут «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7:22); но увы! услышат: «Я никогда не знал вас» (ст. 23; Лк. 13:25, 27)! Потому что не вижу в вас Моего подобия – любви. Мои суть которые в любви пребывают, эти Мои и друзья и ученики, и где есть Я, там и они пребудут со Мною вечно, во царствии Отца Моего.

Если и на небесах ничего не находится превыше любви; ибо Любовь есть Сам Бог: то от этого должно вразумиться, сколь велика милость Божия к таким, которые удостоились дара любви, изливающегося от Самого Бога в сердца их Духом Святым, как сказано: «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5:5). Не стяжать, или угасить чистосердечную о Боге любовь, то же самое есть, как лишиться Бога, или удалиться от Него; потому что без любви, если изнуришься от поста и подвигов, если всякое злострадание претерпишь, даже и тело сожжешь, если всякие чудеса сотворишь, – ничто есть и никакой пользы.

Любовь, то есть Бог, все небесные силы, все ангельские и архангельские хоры объемлет, животворит, просвещает, освещает, содержит, питает, согревает, воспламеняет, услаждает, веселит. Вот в какое блаженство вводит любовь о Христе Иисусе! – Напротив этого, во ад, где нет любви, все злое и мучительное обретаются; и не имеющие любви должны естественно вселиться где нет любви, и сопребывать вечно с бесами, которые суть враги любви Божией.

Любовь святая объята страданием Христовым, обагрена Его кровью Божественною; ибо любви ради благоволил Христос Бог страдать и кровь Свою проливать, чтобы только нас привлечь в любовь к Себе и между собою. Этою любовью движимый Моисей просит изгладить его из книги жизни за Израиля. Этою любовью упоенный Павел вопиет «анафема» себе от Христа за спасение ближних. Презирающий, или не желающий, и не имеющий такой о Боге любви не повинен ли будет крови и тела Господня? ибо за любовь к роду человеческому Господь страдал, и любовь есть естество Божие, и чуждый любви – чужд и Бога.

И так блюдем себя осторожно от ожесточения и от всего такого, что приводит к разорению и охлаждению единодушия и дружелюбия о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О смиренномудрии

Не самое ли величайшее безумие возноситься помыслом, якобы что для Бога сделали, оставив мир и все что в мире и вступив в жизнь иноческую на ближайшее служение Господу, и тем якобы одолжили Богу, принеся такую Богу жертву? Вот подумайте: если Господь сказал ученикам Своим: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Они, то есть апостолы, имели сердца чистые, нелестные, как Сам Господь о них свидетельствует: «вы чисты» (Ин. 13:10). И еще: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1:47). И жизни они были трудолюбивой, смиренной, тихой, в скудости и простоте, не имея и ночного покоя; от труда рук своих питались, ибо были рыбаками. – Но и это все оставив и пренебрегши, самопроизвольно, неотлучно вместе с народом день и ночь ходили за Господом. И если таких достойных, так ко Господу любовью прилепившихся и уверовавших в Него, избрав, возбранил им Господь подумать, что они сами пошли в след Его, говоря им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал»: нас же не Христу, но мирскому прельщению более внемлющих, так от Христа Господа отчужденных и отдаленных, во всяких житейских сластях и грехах погрязших, покою и веселью и всяким пристрастиям только внемлющим: – таких, говорю, недостойных, не вслед за Христом ходящих, истиннее же сказать, от Христа бегущих, и подражающих миролюбцам за миром гонящихся, – таких нас избрал Господь и всемогущими судьбами Своими призвал в равноангельное служение Себе, говорю, в иноческое житие. Можно ли помышлять, что мы пошли служить Богу? не более ли подобает с удивлением чувствовать такое величайшее Его к нам грешным милосердие, и от благодарности предаваться со смирением во всеусерднейшее служение и благоугождение Ему, за что Он же милосердный опять воздаст стократно в жизни этой, а в будущей жизнь вечную?

Об истинном наслаждении

Подумайте, из какого мы худого состояния и в какое высочайшее достоинство от Самого Бога призываемся! – Призываемся из тленного в нетленное; из смертного в бессмертное; из бесславного в пречудную и недоуменную славу и великолепие: из скорбной и многотрудной жизни в нескончаемую, вечно пребывающую радость, ни на мгновение ока не умаляющуюся, но присноцветущую с непостижимым услаждением, с вечным покоем и Божественным утешением! Переменившись из обветшалости в силу и молодость нестареемую, и приняв всех святых достоинство, честь и прославление, может быть, благолепнее красоты ангельской удобрен и украшен будешь; ибо написано: Ангелы приникнути желают в славу святых. Растворится тебе свобода по всем небесам, с дерзновением приступишь к самому престолу Божию! Со всеми святыми будешь ликовать и красоваться и в раю Божием прохлаждаться. Не попустит тебе тамошнее неисповедимое блаженство твоему уму вспомнить землю, родившую тебя; потому что будешь от приснотекущей благодати Божия в непрестанном восторге, видя Самого Бога. Грехи твои к тому не помянутся, но как все праведные и преподобно пожившие сиять и блистать будешь; из грешника, преступника, ругателя, в Божие содружество вчинишься, и к тому уже пропастей адских и тартарской бездны и темниц и мук геенских не убоишься.

О пречудная любовь Божия, которая изливается на нас Спасителем нашим, Господом нашим Иисусом Христом!

С непотребными и мерзкими и много прогневляющими Его, желает быть с нами вечно в содружестве, да будем сообразны славе Его, да будем сыны Божии и богоподобны, сонаследники Господу нашему Иисусу Христу, сообщники и сожители Его и друзья Божии приискреннии, наслаждаясь всеми небесными благами; а более всего, как в бесконечные веки будет простираться такое наше блаженство.

И по таком откровении обетованных нам небесных благ, хотим отнюдь себя не утруждая и не исправляя в оное достигнуть! Но этому быть не возможно, чтобы грешный, о грехах своих по силе своей удовлетворения не принесший, к безгрешным и праведным во блаженство оных введен был и к ним сопричтен. Это беспрестанно в мыслях и в сердце обнося, постараемся, возлюбленные, всею душою постараемся, чтобы не лишиться нам этого ожидающего нас вечного блаженства. Сам Господь – помощник вседушно об этом пекущимся.

Это, Божиею помощью, написал я, грешный и скудоумный, не для всего мира, но в пользу и назидание, которую дал мне Господь Бог мой, да руководствую ими и да послужу им на вспомоществование их богопосвященной жизни.


Источник: Творения / Преподобный старец Зосима (Верховский) ; Сост., предисл., ком. Т.М. Судник. – Изд. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. - Сергиев Пасад : Тип. Патриаршего изд.-полигр. центра, 2006. – 552 с.

Комментарии для сайта Cackle