Глава 3. Для чего Христос установил Церковь со священством и таинствами
Для чего, спрашивается, Христос в таком именно виде, т. е. со священством и таинствами, создал Свою церковь, а не в ином каком, т. е. почему Он не предоставил каждому верующему спасаться единолично и самостоятельно по данным Им заповедям, а установил пастырей и учителей, дав им право суда над верующими и право совершать таинства? Во 1-х для того, чтобы учить, потому что люди сами собою не могут познать истинного Бога и уверовать в Него без проповедника, который, должен быть послан, а не самовольно брать на себя эту обязанность, «Шедше убо научите вся языки», повелел Христос апостолам (Мф. 28:19; Мф. 16:15). «Якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы», сказал Он им. (Ин. 20:21). «Како призовут (имя Господне), в него же не вероваша; говорит ап. Павел. Како же уверуют, его же не услышаша; Како же услышат без проповедующего; Како же проповедят, аще не послани будут»; (Рим. 10:14–15). См. ниже прилож. V.
Что люди не только не могли сами собою без учителей прийти ко Христу, но даже не могли сразу усвоить всего учения апостолов о Боге и наших к Нему обязанностях, то это видно из того, что апостолам первоначально пришлось сообщать верующим самые простые понятия о вере и жизни, а потом предлагать более возвышенное учение о Боге или догматы, т. е. сначала пришлось кормить, как детей, молоком, а потом давать уже твёрдую пищу. Вот как об этом горит ап. Павел. «И аз, братие, не могох вам глаголати яко духовным, но яко плотяным, яко младенцем о Христе. Млеком вы напоих, а не брашном: ибо не у можасте, но ниже еще можете ныне, еще бо плотстии есте. Идеже бо в вас зависти и рвения, и распри, не плотстии ли есте»; (1Кор. 3:1–3; Еф. 5:12–14; 1Кор. 13:11; 1Пет. 2:2.) Ещё он говорит: «И той дал есть овы же... пастыри и учители... Да не бываем ктому младенцы влающеся и скитающеся (колеблющимися и увлекающимися) всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф. 4:11, 14). И ещё читай Евр. 6:1. Что без учителей, конечно, посланных и имеющих благодать Св. Духа, нельзя стать верующим и войти в церковь, доказывается примером Корнилия сотника (Евстафия Плакиды и др.), который, хотя вёл богоугодную жизнь (Деян. 10:2), но сам собою спастись не мог, и должен был, по повелению ангела, послать за ап. Петром. Ап. Пётр научил его истинной вере (Деян. 10:1, 5–6) и ввёл его в церковь через крещение (Деян. 10:48)18.
Но учителями, как видно из евангелия, Христос поставил только апостолов, которым сказал: «шедше убо научи те вся языки». (Мф. 28:19), и ещё: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари» (Мр. 16:15), какого повеления не дал 70 ученикам, хотя они при сем и были (см. ниже прим. 189). Апостолы своё право учить передали своим преемникам – епископам. Апостол Павел так писал епископам Тимофею и Титу. «Завещай сия и учи» (1Тим. 4:11, 16). Ещё: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением». (2Тим 4:2). И ещё: «Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю... держащемуся верного словесе по учению, да силен будет и утешати в здравом учении и противящияся обличати... Обличай их нещадно, да здрави будут в вере». (Титу 1:7, 9, 13; Титу 2:15). Затем апостол Павел заповедывал Тимофею, чтобы он приготовлял и научал вере и будущих учителей (2Тим. 2:2); чтобы он наблюдал, как они проходят своё служение и подвивающихся с ревностью награждал бы (1Тим. 5:17)19.
Что только епископы могут поучать клир и народ, это заповедуют и правила соборные. «Предстоятели церквей должны по вся дни, говорят отцы VI всел. соб., наипаче в дни воскресные, поучать весь клир и народ словесам благочестия». (19 пр.; срав. 58 апост.). Учителями церквей поставлены, епископы, толкуя это 19 пр., говорит Вальсамон... Заметь из настоящего правила, что право учить народ дано одним епископам«. Он же говорит в толковании 64 пр. VI соб. »Учить народ Господень и истолковывать божественные догматы благодатью Всевышнего Духа дано одним архиереям и тем, кому они поручат«. «Смежила уста свои церковь», писал св. Василий В. Неокесарийцам, разумея под устами церкви умершего епископа, (ч. 6, п. 28, стр. 72). «Мы нуждаемся в руководстве и советах учителей, т. е, архиереев, которые имеют великую силу», говорит св. Феодор Студит. (Оглас. поуч. 61, стр. 221).
Но не могут ли учить народ и пресвитеры? Могут, но не самовластно, где и как захотят, а по поручению епископов и не иначе, как под их надзором, будучи ими рукоположены и посланы, потому что дело учительства пресвитерам одним не доверяется. «Прилежащие же добре пресвитеры, говорит ап. Павел, сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиеся в слове и учении» (1Тим. 5:17). Он же говорит; «На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или трёх свидетелех» (1Тим. 5:1920). «Како же проповедят, аще не послани будут»? (Рим. 10:15). «Решительно никого ни во пресвитера, ни во диакона, ниже в какую степень церковного чина, не рукополагать иначе, как с назначением рукополагаемого именно к церкви градской или сельской, или к мученическому храму, или к монастырю». (IV вс. соб., 6 пр.). «Проповедники, говорит св. Златоуст, должны быть посланы» (т. IX. Рим. б. 18, 721). «Пресвитеры учат только по поручению епископов», говорит Вальсамон в толков. 58 апост. пр. «Пресвитеры не имеют места учителя», читаем в Синт. М. Власт. (сост. 5, гл. 29, стр. 217. Читай ещё наставление святительское иерею, ниже в гл. VIII). Таким образом из сказанного видно, что вообще пресвитеры самостоятельными учителями не могут быть и не должны, потому что это дело им ни Христом, ни апостолами, ни соборами не поручено. Если же где в писании пресвитеры и называются учителями, то потому, что они действительно есть учителя, так как учат, но учат вместо епископа и по его поручению. (Вальс.).
Но у безпоповцев дело касательно учительства обстоит ещё хуже, чем у беглопоповцев и австрийцев, потому что эти хотя на самом деле и не имеют истинных пастырей, но по крайней мере считают необходимым иметь их, а те предоставляют право учительства избранному ими более других ловкому говоруну и мастеру перетолковывать вкривь и вкось писание, вроде Худошина, Коновалова и др. Какие же они могут указать тому основания, что и мирянин может быть учителем, если, как мы выше видели, Христос учителями поставил только 12 Своих ближайших учеников, не дав тех же прав 70 ученикам, не говоря о прочих, до тех пор, пока, они не были рукоположены во епископов? (Деян. 13:4–5). А апостолы своё право учительства передали своим преемникам-епископам, о чём было сказано выше.
А вот свидетельства писания, в которых ясно и положительно говорится, что мирянин не может быть учителем без законного посвящения. «Не подобает мирянину пред народом произносите слово, или учити, говорят отцы VI вс. соб., и тако брати на себя учительское достоинство.» (пр. 64 кп. пр.) «О пресвитерах, определяют отцы Анкирского соб., которые идоложертвовали, потом возобновили подвиг за веру… разсуждено: да не лишаются чести седалища, но да не имеют власти совершать приношение, проповедовать и вообще священническое что-либо действовать» (пр. I.) Толков. Аристина. «Священническое же что соделовать не достойны суть, якоже се хлеб и чашу принести, или слово учения к людям сотворить». (Кормч.) – «Твоей любви нужно иметь ту предосторожность, читаем в деяниях всел. соб., чтобы кроме священников Господа никто не смел присвоять себе право учить или проповедовать, будет ли он монах или мирянин, который славится каким-либо знанием. Ибо, хотя должно желать, чтобы все сыны церкви умствовали правильно и здраво, однако не надобно допускать, чтобы каждый, стоящий вне священного чина, принимал на себя звание учителя.» (т. IV. стр. 200)
«Четвёртое же недоумения, паче же не строения, читаем в Кирил. кн., ниже вопрошати подобаше, аще достоит человеку мирскому учительства восхищати достоинство, ниже от возраста или жития стяжавшу достоверное... Зри же ми каковыя посылает (Спаситель) ученики на проповедь, приемшя Дух Святый дуновением, и конечное языки огненные приявших. Но и сокращене рещи, овец содержащий место, како пастырей благочинно исполнят чин, аще же якоже рекл еси мирстии будут, ни единого же сподобльшеся степене, и ни от кого власть имущих поучающе».21 (л. 479. 5 посл.) «Отделяются (от церкви) те, говорит св. Киприан, кои без божественного распоряжения самовольно принимают начальство над безрассудными скопищами, – без законного посвящения поставляют себя вождями, – присваивают себе имя епископа, (как напр. австрийцы), тогда как никто не даёт им епископства». (Кипр. ч. 2, стр. 184). «Ныне стригольницы, ни священиа имуща, ни святительского сана, сами ся поставляют учители народом, от тщеславия и высокоумия, и слушающе их сводят в погибель». (Озер. 246, Мин, чет. Макар, июль л. 805). «(Стригольников) вземших на ся собою достоинства учительства, а не от Бога или от большого святителя поставленных в учители22 (там же 804 л.).
"Понеже и в новом и в ветхом завете не обретается, кто сам себе повелевает учительство, но от Св. Духа повелеваеми и избираеми учители Богом послани, противятся Богу зело еретицы Мартин и Калвин, понеже возбраняют творити заповеди Божия23 и себе самех поставивше учителя». (Соб. мал. л. 93 об. – Оз. 246). «Хиротонисанный, сиречь святительский руковозложенный чин, еже поставляти епископы и попы, и диаконы, и иных церковных чиновников отрину, и вместо совершенного, от простых мужей, рукополагатися им устави, детским играниям, небесная образования, и ангельскую службу уподоби, паче же наруга». (Кирил. л. 264). «И священную литургию укорив, и похулив, и отверже»24 (Кирил. л. 263 об.).
На это возражают: а если мирянин угодит в плен к неверным, или ещё каким-либо образом очутится у них, то неужели он не может проповедывать им веру Христову?25 Нет, может, но под условием, если сам хорошо знает свою веру, может передать всё правильно, объяснить православно и не впасть в еретичество. А так как таковых мирян найдётся немного, то поэтому мирянин, сообщая неверным те первоначальные сведения о вере, сколько он сам знает, должен советовать им обратиться к епископу, который их или сам научит вере или пошлёт священника. Тем более так сделать необходимо ещё потому, что ведь все равно без епископа не обойдёшься, так как недостаточно только научить неверных вере, а их ещё нужно крестить, да не только крестить, но и миром помазать, причастить, а когда нагрешат разрешить в грехах, провинившихся же связать, т. е. отлучить или извергнуть из церкви, рукоположить во священные степени, чего не только мирянин, но и священник не может сделать, так как у него нет ни мира, ни антиминса, ни власти рукополагать, отлучать и извергать из церкви. Таким образом из сказанного видно, что ни мирянин, ни священник учителем в полном значении этого слова быть не могут, потому что если и научат неверных вере, то довести их до дела, т. е. до спасения, без епископа не смогут, так как не имеют всех тех средств ко спасению, какие даны Христом только епископам. А отсюда получается тот вывод, что без епископа не может быть и христианства, (ниже в глав. IV св. Афанасия).
Во-вторых, церковь Свою Христос создал со священством и таинствами для того, что люди, будучи научены и уверовав, не могут войти в церковь, не очистившись от грехов благодатью Св. Духа, которая преподаётся в таинствах, а таинства могут совершать только святители хиротонисанные. Значит, епископы установлены Христом не только для того, чтобы учить, но и для того, чтобы священнодействовать, что и видно из слов Христовых. «Шедше убо научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа», повелел Христос апостолами (Mф. 28:19). Он же им говорит: «сие (т. причащения) творите в Мое воспоминание.» (Лук. 22:19). Ещё: «имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся.» (Иоан. 20:23). – «Воспоминаю тебе возгревали дар Божий, писал ап. Павел Тимофею, живущий в тебе возложением руку моею». (2Тим. 1:6; 1Тим. 4:14; Титу 1:5) Он же писал: «руки скоро не возлагай ни на кого же» (1Тим. 5:22). «Чин епископов преимущественно назначен для рождения отцов: говорит св. Епифаний, ибо ему принадлежит умножать в церкви отцов (духовных) (кн. III, ересь 75). «Руковозложения же силы никто же имать, читаем в М. Катих., точию епископове» (л. 43.). (см. выше.).
Кроме епископов не могут ли совершать тайны и пресвитеры? Могут, но только шесть, и то по повелению епископа и вместо него. «Добри суть священницы и слова служителие, говорит св. Игнатий богон., но лучший есть архиерей он, ему же единому вверена быша святая святых и тайны Божия». (Филад. л. 23). Он же: «Никто же без епископа что-либо да творит от подобающих яже в церкви. Та известна евхаристия да будет, яже от епископа бывает, или емуже той повелит... Не лет есть без епископа ни крестити, ни предложения творити, ни жертвы проскомисати, ниже церковных пиров совершити: но еже аще оному возмнится по благоволению Божию». (Смирн, л. 27). Ещё: «Без епископа ни пресвитер, ни диакон, ни простолюдин; ниже что-либо да явится вам благословно кроме его произволения, таковое бо законопреступно (есть) и Богу враждебно». (Магн. л. 15). Хотя и священниками совершаются некоторые святые таинства, говорит св. Дионисий Ареоп., однако священник не совершает священнаго богоотрождения (крещения) без божественнаго мира, ни освятит тайну божественнаго причащения, если не возложит причащательнаго знака (антиминса) на божественный жертвенник, да и сам священник быть не может, ежели не будет на сие поставлен священноначальником. Посему божественное законоположение препоручило освящение священноначальнических чинов и совершение божественнаго мира, и священное благословение жертвенника только совершительным силам божественных священноначальников». (Оцер. иер. гл. 5, стр. 263). «Един (епископ), и хиротонии и миро действует, говорит Сим. Солун., чрез сия же два достизает всюду и вся той (сам) действует, Бога подражая, и того обилуя благодатию, ибо архиерей есть, вся чрез иереи и прочия клирики (хиротоньствовав тыя) действуя в таинствах, и Дионисий сие глаголет». (Гл. 76 л. 104). Он же; «о пресвитерех канони глаголют, яко по нужди служат отсутствующу епископу, и попущением епископа». (Гл. 250, л. 208 об.). Ещё: «Чрез тыя (апостолы) убо, и преемники тех архиереи, благодать яко свет всем преточествуется, иереи же тоя благодати не имут, но токмо священнодействовати могут и крещати, и сих же без архиерейские не творят мощи (силы), мира же и хиротонии''. (Там же л. 404). «Если хорепископы, имеющие большие преимущества в сравнении с пресвитерами, не могли подавать ни отпущения грехов, ни (благодати) Св. Духа, читаем в Синтагме Матф. Власт., – то тем более пресвитеры не могут ни принимать помыслов, ни решить и вязать грехи, если не получат сию власть от епископа» (сост. 5, гл. 31, стр. 219). «О духовном служении (т. е. священник) подобен есть согрешению нерукоположне действующего, читаем в Номоканоне, иже без повеления и заповеди святительские действует» (л. 57).
Все эти свидетельства говорят во 1-х о том, что пресвитеры всего необходимого для спасения людей не могут совершить, потому что только архиерею вверены святая святых и тайны Божие; во 2-х о том, что если пресвитеры и действуют, то действуют по повелению епископов и вместо них, а это доказывает, что пресвитеры самостоятельного значения в церкви не имеют; в 3-х о том, что если бы пресвитеры, стали действовать без воли епископа, то такое их действование было бы законопреступно и Богу враждебно, и никакой силы не имело бы, потому что действующие без повеления святителя уподобляются «нерукоположне действующим», т. е. мирянам, не имеющим рукоположения.
А может ли мирянин совершать тайны? Нет, не может за исключением крещения, но и то только в смертном случае.26 В добавление к сказанному приведу ещё несколько свидетельств, в которых говорится о том, что не имеющие хиротонии, т. е. рукоположения, не могут священнодействовать. «Сие бо (священство) яко дар особный и самое дело Божие хиротонией даруется, и никтоже воздействить что священных, аще и знаменоносец (т. е. чудотворец) без хиротонии», говорит Сим. Солун. (гл. 66, л. 94 об.). Он же: «Аще убо пресвитере без повеления не имут свободы, и диаконов канони не поминают, како он простец весьма священства не приемый послужит сему таинству, и священному покаяния служению». (гл. 250, л. 209). «Ни един на священство не руковозложенный, и ни тайн строителем быти не может», читаем в М. Катих. (л. 43). «Еже кроме священства прияти хиротонию, священная действовати, читаем в Номоканоне и у Сим. Солун., несть слово рещи о осуждении сицевых... таковии не токмо велие и неисчетное томление подымут, на божественная сице зле возхуливше, ниже бо гласы божественныи от них, ниже божественная дела, понеже благодати рукоположения не имут, но и месть приимут иную, за прельстившихся от них, или негде крещеных, или рукоположеных, сии бо не хоротонисани, не крещени, суть, ничтоже бо дает, неимеяй, и ничтож приемлет что, от неимущаго, аще имнится имети, тем же и прельщен бысть, и веруяй быти священник или крещен, несть, и погибели сих крестивый повинен». (Ном. л. 57; Сим. Сол. л. 392, – Оз. 113 и 226). (Ещё читай выше, VII вс. соб., Сим. Сол.).
Таким образом из сказанного видно, что главным совершителем таинств Христос поставил епископа, а пресвитеры действуют только по поручению епископа и вместо него,27 потому что епископ по множеству дел везде поспеть не может. Миряне же совершать тайны, кроме крещения и то только в смертном случае, никогда и никаких не могут, потому что от них не может быть ни божественного гласа, ни божественных дел, так как они «особного дара» т. е. благодати рукоположения не имеют. Крещённые же ими или рукоположенные на самом деле не крещены и не рукоположены, хотя таковыми и считают себя.28
В-третьих церковь Свою Христос создал со священством и тайнами для того, что если люди и войдут в церковь, то без пастырей не могут достигнуть совершенства, т. е. спасения, по причине легковерия, легкомыслия и проч. недостатков, которые служат причиной частого нарушения заповедей Христовых, почему Христос и установил пастырей и учителей, поручив им пасти верующих, т. е. учить их или напоминать им, чтобы они соблюдали всё заповеданное Христом, а в помощь дал им Духа Святого, Которого без епископа верующие получить не могут. Таким образом епископы и только они одни есть начальники над прочими людьми, могущие узаконять на соборах; только они одни есть судии, могущие наказывать непокорных т. е. связывать их и даже извергать или изгонять их из церкви и тем приводить свои узаконения в исполнение, и только им одним даны ключи царства небесного. Пресвитеры же ни начальниками, ни судиями в церкви не состоят и ключей царства небесного не имеют, а если и действуют, то действуют по повелению епископа и вместо него.
Только епископы есть начальники церкви. «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Св. Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедав нам, повелевает Христос апостолам (Mф. 28:19–20). Он же говорит: «Слушаяй вас, Мене слушает: и отметаяйся вас, Мене отметается».29 (Лук. 10:16; Mф. 10:14–16). «Повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, говорит ап. Павел, яко слово воздати хотяще». (Евр. 13:17; 1Сол. 5:12–13). «Епископу повинуйтеся яко же Господу, говорит св. Игнатий богон., той бо бдит о душах ваших, яко слово отдати хотяй Богу». (Трал. л. 7). «Пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают. Ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их», постановляют апостолы (39 ап. пр.). «Следуя божественным заповедям и каноническим постановлениям о том, что не должно без согласия своего епископа делать и говорить что либо, касающееся церковного благочиния, а тем более относящееся к догматическим вопросам», говорит св. Феодор Студ. (т. II, стр. 324; ещё см. ниже в VIII гл. святит. наставл.). «Апостолы суть начальники, говорит св. Златоуст, которые получили не разные народы и города, но которым всем вместе вверена вселенная... Подлинно, это начальство гораздо выше того (гражданского) и больше сдерживает нашу жизнь, так что если бы оно прекратилось, то всё расстроилось бы и разрушилось.» (т. III. стр. 80). Он же говорит: «Своим преемникам30 они (апостолы) передали и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на небе и на земле.» (т. VIII, стр. 773, т. 1, 753). Ещё: «епископство его да приимет ин (Деян. 1:20), т. е. начальство, священство» (т. IX, стр. 32). «Архиерее же, говорит Сим. Солун.. ради власти и начальства Духа благодатию мажеми, поставиши бо тыя, глаголет, начальники над всею землею» (гл. 206, л. 184 об.). Таким образом из приведённых свидетельств видно, что начальниками церкви состоят только одни епископы, которым Господь вверил людей Своих и за которых они должны будут дать Богу ответ31.
Так как начальниками церкви есть только епископы, то вследствие сего они одни только в церкви и могут узаконять на соборах. «Должно собраться множайшим епископам, писал св. Василий вел., и тако изложити правило». (47 пр. кн. пр.). «Без своего старейшего, читаем в 34 апост. пр., ничто же да творят епископы: но токмо в своем пределе кождо, и старейший же без онех ничтоже творит, полезного ради всем соединения»32. Толк. Аристина: «Не подобает епископом свене (кроме) воли своего старейшаго, рекше без воли своего митрополита, или архиепископа, излише ничтоже, ни епископа поставити, ни о повелениих, ни о правилех новых стязатися, ни продати, ни отдати церковных неких вещей... но ни старейший же митрополит, или архиепископ, без воли всех епископов не может такового творити». (Кормч. апост. 34 и 37; Карф. 95). Толков. Матвея Властаря: «34 пр. св. апостолов епископам каждого народа повелевает делать особо дела подведомых им церквей и прочих мест, а при возникновении чрезвычайного вопроса (каковой приходится возбуждать редко), относящегося к общему состоянию церкви, потребуется ли, напр., исследовать догматы, или рукоположить архиерея туда, где его прежде не было, или исправить общее заблуждение, или что-нибудь подобное, в таком случае должно знать первенствующего у них митрополита и почитать его яко главу тела церкви,– и, собравшись вместе, рассуждать о подлежащих предметах и принимать мнение, всеми признаваемое за лучшее». (Синт. сост. 5, гл. II, стр. 190; там стр. 354). Он же говорит: «Если возникнут общие вопросы, напр., о догматах, – то епископы приглашаются грамотами и, когда соберётся общий сбор, недоумение разрешится; если же вопросы будут частные, то они получают разрешение, в каждой области». (Там-же сост. 200, гл. 9, стр. 355). «Се есть церковь соборная, читаем в Б. Кат., яже не верует веру умышленную, ниже держит тайны от единого коего человека уставленные, но се верует и на се уповает, еже Господь Бог предаде, и в весь мир соборне похвали и прият» (л. 121 об.). «Во временех в исканиих о бежественных же догматех, говорит Симеон Солун., и иных священных преданиих, нетокмо един некий архиерействующих в сем законополагая бе: но повелением и тщанием благочестивых царей, иже всей вселенней благочестия предстательствующий архиерее собирахуся... и сие от апостолов вземше, егда бо о обрезании от некиих внесеся слово, недерзаху себе самых Павел же и Варнава, законополагати, но апостолов синоду». (л. 118; снес. Деян. 15:2, 22–30).
Но если епископ есть единственный начальник церкви, то он же и единственный ей судья, потому что Христос, поручив ему пасти Свою церковь, дал ему и право суда над ней, так что он может связывать непокорных, т. е. отлучать их от тайн и молитвы и совсем извергать из церкви, а покорных разрешать во грехах. «Аще же не послушает их (двоих или троих свидетелей), говорит Христос, повеждь церкви,33 аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь (бо) глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех». (Мф. 18:17–18; снес. 16:19). Он же говорит: «Имже отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся». (Иоан. 20:23). «Власть отпускать грехи, говорит Киприан, дарована апостолам и церквам, утверждённым от них – посланников Христовых, а затем епископам, которые наследовали им по преемству посвящения», (ч, 1. стр. 383). «Имеют бо власть оставляти и удержати, иже на камени епископи сподобльшиися быти благодать прияти», читаем в Благов. (Mф. л. 129). «Место апостолов, говорит св. Григорий Двоеслов, ныне держат в церкви епископы. Они приняли власть вязать и разрешать, и получили степень управления», (бес. 26). «Токмо единым апостолам, читаем у Барония, и тем иже их места содержат, осуждати и кляти лепо есть, а не народу простому и иным (конечно пресвитерам и диаконам), иже власти тоя по чину от Бога не имут». (Бар. л. 388). «Иереев же и протодиаконов грехи, читаем в потребнике, яже извержения томление наводят, епископом суду подлежат, да не дерзает духовник разрешити их». (Потр. Иоас. пред, к Номок. л. 4). «Одним епископам вверена Богом власть судить епископов», читаем в деян. вс. соб. (т. III., стр. 10, изд. 1879 г.). «Исправление и исцеление пресвитеров, т. е. священников, Бог вверил епископам», говорит св. Феодор студ. (пис. 6, т. II, ч. 2 стр. 331). «Он же говорит: «разрешение отлучения от священнослужения зависит от соборного усмотрения», (т. II, стр. 343).
Высшая власть в церкви принадлежит собору епископов, который может узаконять и судить клириков. «Судиа бо есть, во Христове церкви превышший по преданию св. отец соборов, читаем в книге о Вере, не ин кто, разве вселенский собор», (л. 201 об. – Оз. 52). «Сия бо держава высочайшая церковные власти (вселенский соб.), по законоположению св. отец», читаем в Кир. кн. (л. 459 об.). «К сим соборам да приступают пресвитеры и диаконы и все почитающие
себя обиженными, и от собора да приемлют суд», (кн. пр. ант. 20; ещё см. IV, 9; Карф. 15, 117 и др.). «Аще который епископ подвергнется некоему обвинению и, по великим затруднениям, не можно будет собраться многим епископам, то дабы он не оставался долго под обвинением, да слушают его на суде 12 епископов, пресвитера – шесть и свой: а диакона – три». (кн. пр. Карф. 12; ещё см. 29 и 121; апост. 74; о Агапии 1; Ант. 14–15 и др.). «Имать церковь и сие достоинство от Христа, читаем в М. Катих., яко не только простых людей паказует, но и клириков, епискипов же, и архиепископов больших, на соборе вселенском по винам их под запрещение влагати и отлучати». (л. 33). «Сугубое возводит (ап. Павел) на них (Коринфян) обвинение, говорит Феодорит, и что не соразмеряют чести, но чтут без меры, и что, не имея права судить, судят, и судят никого-либо, но учителей... Посему лишил их права судить, назвав уничижением для учителей – подлежать в деле своем суду учеников». (Феодор. ч. 7, стр. 192). «Что убо рече не подлежит ли востязанию и церковным правилам священник, ей, но не тобою той испытается, или истяжется, говорит Никон Черног., но от Бога или множицею от большаго архиерея, ты что пастыря востязуеши овча сый. Что восхищаеши фарисейски Божие судилище, и святительский сан, иже тебе несть вручен ни от Бога вверен», (сл. 40, л. 301 – Оз. 139).
Если епископ есть начальник и судья в церкви Христовой и только он один может связывать и разрешать, то, значит, он же один только и имеет ключи царства небесного, о чём в писании так говорится: «Евангелие. И дам ти ключа царства небеснаго, еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех, и еже аще разрешити на земли, будет разрешено на небеси. Толков... ключа же разумей связующа и разрешающа прегрешением, или прощение, или запрещение, имеют бо власть оставляти и удержати, иже накамени епископи сподобльшиися быти благодать прияти». (Благов. Мф. л. 129). «Небеси ключи нам предаде», говорит Симеон, епископ Солун. (гл. 33, л. 68). «Всем апостолом от Христа даны ключи царства небесного, а ими всем их наместником или восприемником», (снес. кн. о Вер. л. 59 об. см. выше) читаем в Бол. Катих. (л. 129): «Зане сие еже решити же и вязати, говорит Симеон Солун., только епископов есть, и разнии о сем канони глаголют: и явленно, яко и апостолом единым дадеся сие от Христа Бога нашего, апостолов же приемницы епископы. Тем же пресвитери, яко седмьдесятных чин преимуще, и не имут твердости (власти) Духа даяти, сие есть благодати, или хиротонисати, или миро творити, или решение грехов даяти в Дусе. (сравни гл. 77 у него же – Оз. 59 стр.)... Повелением убо (обаче) епископов, сиречь заповедию по нужди34, яко канони глаголют, могут тое и пресвитерие действовати: обаче долженствуют епископом возлагати власть, имущим многшая и вящшая, яко ниже власть пресвитером во всех рассуждати изятоже яже отвержения некрепотствуют (т. е. не имеют крепости – силы или власти) сии решити, токмо епископи: ниже яже убийства, или иереев падения и преротства (клятвопреступления), и прочая. Аще же и вземшии повеления долженствуют вопрошати (например, православные священники), кую власть возьимут весьма решити, не приимшии (напр. беглые попы и миряне). (Сим. сол. л. 393 – Оз. 217 стр.; 250 л. – Оз. 109.). Ещё читай выше из Номокан. – Пресвитеры таким образом если и совершают т. покаяния, т. е. могут разрешить и связать или наложить епитимию, то только по повелению епископа и вместо него, а не самостоятельно; при чём пресвитеры не могут всех разрешить своей властью и силой, что доказывает, что они всем отворить дверей царства небесного не могут.
Таким образом из приведённых свидетельств видно, что начальниками церкви поставлены только апостолы и их преемники – епископы, что только они могут узаконить на соборах, и что только им дано право суда над церковью. Но Усов, защищая беглопоповскую церковь как свою родную, старается доказать, что и пресвитеры могут быть самостоятельными начальниками и судьями церкви, что и они имеют ключи царства небесного, для чего подыскивает в писании такие выражения, в которых говорится, что иереи могут связывать и разрешать, т. е. совершать тайну покаяния, но не обращает внимания на те места писания, в которых говорится, что пресвитеры не могут связывать и разрешать.
Вот что он приводит в защиту своих слов. «Еликие иереов чести благодать Духа сподобила есть... онем речено бысть: елика аще свяжете на земли, будут связани и на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси», говорит св. Златоуст. Но эти слова сказаны Христом апостолам и епископам, а не иереям которых при Христе не было. Из кн. «Сын церковный» разбор см. ниже. «Вязати и решати, крещати и учити, еже и всякому иерею на лежит; читаем в кн. о Вере л. 183. (Эти слова сказаны о папе, «а папа римский епископ есть, и нарицается». (Там же л. 182 об.). «Таже власть и благодать Св. Духа подана есть от Бога патриархом и митрополитом и епископом, и всем священником вязати и решати впадающия в согрешения». (Потр. разр. мол.). «Теми бо (священниками) породистеся рождением вечным, теми царство получисте, руками их вся бывают, теми вам врата небесные отверзаются». На поле против сего написано: «ключа священници имут, врата бо небесная отверзают». Но эти слова не Златоуста, а переводчика или издателя. (Бес. апост. стр. 2288) (Усова стр. 153–4). В приведённых Усовым словах св. Златоуст хотя и говорит в священниках, но разумеет епископов, потому что руками пресвитеров «вся не бывают», так как они не могут освятить мира и антиминса, не могут рукоположить в сан и извергнуть из оного и из церкви. И только руками епископов всё это и прочее бывает.
А вот на какие места писания Усов не обращает внимания. См. из Варения л. 388 и из предисл. к Номокан. л. 4; Симеона сол.; ещё см. прав. Карф. соб. 6, 7, 43 (52) кн. пр. и Кормч.35
Приведя из Златоуста, Зонары, кн. о Вере и из разрешительной молитвы свидетельства о том, что и иереи могут связывать и разрешать, – Усов говорит: «А вы, не обинуясь, утверждаете, что священники не имеют власти вязать и решить, не имеют ключей царства небесного. Не противоречие ли это учению св. отец»? (Усова стр. 154). Далее (стран. 155–6). Усов толкует 39 апост. прав., каковое его толкование и разберём36. А затем говорит следующее: «Что касается дисциплины, т. е. формального подчинения епископам, то, как показано (36 прим.), за отсутствием православных они не имеют возможности и права соблюдать. Это подтверждается и приведённым выше 43 пр. Карф. соб., которое вы прочитали по сокращённому переводу (по Кормчей), не выражающему всю мысль правила. По полным переводам оно читается так: «Кающимся время покаяния, но различию грехов, назначается судом епископов. Пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время надлежащей нужды в отсутствии епископа»37 (52 пр. Карф. соб. кн пр.). Если же священник не примет приходящего на покаяние под предлогом, что не имеет на это повеления от епископа, то подлежит тяжкой ответственности. В кн. «Зонар» читаем: «Иерей аще кто от человек умирает призовёт его, исповедается ему, a иерей не приидет, но зовет речет, яко не имам повеления от архиерея приимати чада, не смею се творити. Аще умрет сей человек не исповедается, то грех той, на иереи том.,. Безумный иерею, добре глаголеши яко не имам повеления, но нужды ради притекающаго к тебе приими Бora ради»38 (гл. 90, л, 6 об.). A 52-е пр. св. апостол осуждает таковых священников ещё строже, глаголя: «Святитель, рекше епископ, или презвитер обращающагося от греха не приемлет, но отрея, да извержется» ... Не ясно ли, делает Усов вывод, что как епископ, так и священник не только имеют, но и положительно обязаны совершать таинство покаяния. A творящий противное становится антихристом. А вы хотите, чтобы все священники стали таковыми, уверяя, что они не имеют права, а потому и не должны вязать и решить. (Да разве это мы уверяем, а не правила соборные?) А всё это для чего? Для того только, чтобы чем-нибудь (нет не чем-нибудь, а божественным писанием и правилами соборными) обвинить старообрядческую церковь (т. е. беглопоповскую, которую Усов защищает как свою родную), будто она, имея священников, не имела ключей царства небесного. Но, как показано, св. отцы свидетельствуют, что и священники имеют сии ключи, или власть вязать и решить». (Усов церк. вр. без еп. 157 стр.).
Не понятно, для чего Усов сделал выписку из Зонара, но ещё непонятнее его ссылка на 52 апост. пр., в котором осуждается не только пресвитер, но и епископ, которому не у кого брать позволения на связание и разрешение грешников. За что же они осуждаются? За неприятие грешников на покаяние. Да разве у нас о том речь? Разве кто-нибудь говорит, что пресвитеры не должны принимать грешников на покаяние? Нет, мы говорим не о том, что пресвитеры не должны принимать, а о том, что пресвитеры не могут связать, т. е назначить кающемуся время покаяния, а связанного епископом не могут без его повеления разрешить, о чём так ясно сказано в приведённом Усовым 52 правиле, что «кающимся время покаяния по различию грехов да назначается судом епископов», и что «пресвитер без воли епископа не разрешит кающегося».
Таким образом 39-е апост. прав. определяет общий порядок действий пресвитеров в церкви всегда и во всём, а 6-е прав. Карф. соб. говорит о том, чего пресвитеры делать не могут; 7-е и 43-е (52) пр. того же соб. говорят об исключительных случаях, когда по причине отсутствия епископа, конечно, временного и местного, а не вечного и вселенского, как у беглопоповцев, некому разрешить умирающего, но связанного епископом, т. е. находящегося в отлучении, то собор, дозволяет пресвитеру разрешить его и сподобить причащения, испросив предварительно повеление епископа. А если сего сделать нельзя, т. е. дождаться разрешения по дальности расстояния и слабости больного, то пресвитер может и до получения разрешения умирающего разрешить и причастить. Но это исключение из общего правила разрешать связанного без получения дозволения епископа говорит ли за то, что всегда и всех кающихся может разрешать пресвитер без дозволения епископа, и даже тогда, когда кающийся не находится в опасности жизни, т. е, когда он здоров? А беглые попы это именно и делают. Понятно, нет, потому что церковь Христова, получившая положительный закон и руководство ко спасению людей, изложенный в книгах ветхого и нового завета и данный гостиннику (Лук. 10:35), и в апостольских и соборных правилах, – не может руководствоваться всегда исключительными правилами и случаями, тем более что правило, которым старообрядцы защищают действия всей своей церкви, говорит только о частном случае, могущем быть только с частным лицом, а не со всей церковью. Но если мы согласимся, что церковь – не частные лица, а вся церковь – принуждена руководствоваться не положительными правилами, а исключениями, как это есть у всех старообрядцев, то это ограничение и стеснение церкви будет служить ясным доказательством, что она одолена, потому что бессильна. Но согласившись в этом с беглопоповцами, мы (да и они с нами) должны будем согласиться и с безпоповцами всех сект, которые также руководствуются исключениями, как и они. Напр., церковь допускает в смертном случае крестить мирянину, но из этого дозволения следует-ли, что всех и всегда могут крестить миряне? Конечно, нет. Точно также и в разрешении грехов церковь допускает в крайнем случае пресвитеру разрешить связанного, и то с дозволения епископа; но следует-ли отсюда, что и всегда, т. е. когда кающийся не находится в опасности жизни, пресвитер может разрешить кающегося без повеления епископа? Тоже нет, потому что и в этом случае требуется разрешение епископа, так как это право дано только ему одному. Если беглопоповцы считают безпоповцев неправыми в том, что у них всех и всегда крестят миряне, то точно также они должны признать и себя неправыми в том, в чём виноваты и безпоповцы, потому что и их беглые попы всегда и всех разрешают без дозволения епископов39.
Но если пресвитеры не могут ни связать кающегося, т. е. низвести его в разряд оглашенных и отлучить на много лет от причащения, ни разрешить связанного без повеления епископа ни запретить в священнослужении клирика, или извергнуть его из сана, а мирянина из церкви; то тем более сего не могут сделать миряне, которым никто ни малейшей власти в церкви не давал. Из множества свидетельств о невозможности мирянам совершать тайн. покаяния (см. Озер. 110–115, 205–210) и, значит, быть судьями в церкви, приведу некоторые. «Аще Богу согрешит, читаем в Благовестнике, не могу аз препростый простити его, но аще кто Божий чин имеяй свяшеннич». (Мф. л. 144). «Разрешити кающагося никтоже может, читаем в Мал. Катехизисе, точию правосланый священник, понеже кроме церкви нет священия и разрешения» (л. 36). «Яко не подобает кроме иерея приимати неким исповеди», говорит Никон Черног. (л. 402). «Аще кто без повеления местного епископа, дерзнет приимати помышления, и исповеди, сицевый по правилом казнь приимет, яко преступник божественных правил, ибо неточию себе погуби, но и елицы у него исповедашася; неисповедани суть, и елицех связа, или разреши, неисправлени суть». (Потр. л. 6 – Оз. 113), «Подобает бо исповеди приемлющему и благословляли, и молитву прощения проглаголати, и прощати, и запрещати и божественных общити тайн достойныя, и како действовал бы, не имея священства... Аще убо пресвитери без повеления не имут свободы, и диаконов канони не поминают, како ин простец весма священства не приемый, послужит сему таинству, и священному покаяния служению». (Сим. Солун. гл. 250 – Оз. 110). «Люди, живущие на земле и ещё обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам; ибо не им сказано: елика аще свяжете на земли»... и проч. (Mф. 18:18) (Злат. т. 1, о свящ. стр. 417), а апостолам и епископам. Если ангелы и архангелы не могут связывать и разрешать, потому что это им не дано, то тем более люди – миряне.
Что же следует из сказанного? То, что начальниками и судьями в Своей церкви Христос сделал только 12 учеников. хотя имел ещё 70 учеников, но тем не дал никакой власти в церкви. (см. 16 и 189 прим.). А апостолы «своим преемникам (епископам) передали свои невода, сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на небе и на земле». (Злат. т. VIII, 773); но не дали этой власти пресвитерам, подчинив их епископам40 (1Тим. 5:17–22), и в 39 прав. повелели, чтобы «пресвитеры без воли епископа ничего не творили, так как ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их». Беглопоповцы же вверились, т. е. сами себя, (а не Христос), вверили пресвитерам, а не епископам, которых у них и нет, а потому, значит, они не суть те овцы (Иоан. 21:15–17), которые поручены Христом не 70 ученикам, а 12-ти и их преемникам – епископам (читай выше).
Таким образом из всего сказанного видно, что Христос установил пастырей и учителей во 1-х для того, чтобы они учили неверных познанию истинного Бога, так как без проповедующего неверные не могут сделаться верующими. «Како уверуют, говорит ап. Павел..., без проповедующего»? Во 2-х для того, чтобы очищать уверовавших от грехов – лечить их (Лук. 10:35) благодати Св. Духа, которая подаётся в таинствах, а таинства совершать могут только святители хиротонисанные и по их повелению пресвитеры. В 3-х для того, чтобы они пасли верующих, обличая, запрещая и умоляя исполнять заповеди Христовы и не нарушать их, а непокорных наказывали бы отлучением и извержением.
Как же после сего можно сказать или подумать, что пастыри не необходимы и что можно быть без них, а особенно без епископов, на которых Христос возложил такие важные обязанности, как научение людей и их пасение (Мф. 28:19–20), лечение (Лук. 10:35) и преподание благодати Св. Духа? (Деян, 8:14–17). Только еретики и раскольники, лишившиеся благодати Св. Духа, а вследствие сего поддавшие под власть духа нечистого,41 могут, вопреки божественному писанию, говорить, что учить, священнодействовать и пасти может всякий и нерукоположенный.
* * *
Примечания
Как отдельные лица, так и целые народы: грузины, армяне и др. уже только в IV веке уверовали во Христа, а мы – славяне ещё позже; но не само собою все эти народы пришли ко Христу, а приведены к вере учителями.
В свою защиту безпоповцы говорят, что ап. Павел в 15 пр. и мирянам повелел учить. Разберём это правило, которое так читается. «Учитель аще и мирский человек будет, искусен же слову учения и нравом чист, таковый да учит, будут бо рече вси научени Богом». (Кормч.) Этими словами апостол говорит не о том, что всякий может быть учителем, если только захочет и имеет к тому способность, а о том, что учителем может быть и мирянин, если искусен слову учения и нравом чист. Но говорит ли апостол сими словами, что мирянин может быть учителем без послания от власти, Богом установленной? Нет, потому что под словом «учитель» он здесь разумеет человека посланного и на то поставленного, что доказывается его же словами, сказанными им в послании к Римлянам: «како же проповедят, еще не посланы будут»? т. е. как сделаются проповедниками и учителями, если не будут посланы? А противоречить себе и говорить в правиле одно, а в послании другое ап. Павел не стал бы. Значит, и в правиле он говорит об учителе посланном, а не самовольно или по избранию учеников учителем ставшим. И о себе апостол говорит, что он не самовольно стал проповедовать (Деян. 9:15; Деян. 22:21), а был поставлен проповедником и учителем (1Тим. 1:11) что он занимался проповедованием, которое ему было поручено Спасителем (Тит. 1:3). Затем ап. Павел говорит, что и все учители не самовольно делаются учителями, а поставляются Богом. «Овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третье учителей». (I Кор. 12:28). Ещё; И «Той дал есть овы убо апостолы... овы же пастыри и учители». (Еф. 4:11). «Никто же сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон». (Евр. 5:4). Об учителях же не посланных, а по избранию учеников, ставших учителями, апостол говорит следующее: «Будет бо время, егда здравого учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешими слухом.» (2Тим. 4:3; снес. Деян. 20:29–30.) Толкуя эти слова апостола, св. Златоуст говорит следующее: «Не может быть ничего выразительнее этого слова: «изберут»; оно означает беспорядочную толпу учителей, которые при том будут рукополагаемы учениками. Изберут, говорит, себе учители чешеми слухом, отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху», (т. XI, 2 Тим. бес, IX, стр. 822). Так обр. в 15 пр. ап. Павел разумеет таких мирян, которые властью церковной – епископами посылаются проповедовать (Рим. 10:15), а не тех, которые входят в чин учительства, никем не посланные (Б., Кат. л. 21), хотя бы на это и было согласие учеников (2Тим. 4:3; снес, антиох. 16; Сард. 2; апост. 14 пр. см. ниже в прил. IV); потому что не ученики поставляют и посылают учителей, а Дух св. через епископов. (Деян. 13:2–4) «Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух св. постави епископы пасти церковь Господа, и Бога, юже стяжа кровию Своею,» говорит ап. Павел. (Деян. 20:28). Так. обр. 15 прав. ап. Павла нисколько не защищает наших старообрядцев и их наставников, которые самовольно делаются учителями, будучи избраны учениками.
Из приведённых слов ап. Павла видно, что пресвитеры находились под надзором еп. Тимофея, который должен был следить за ними, и старательных в слове и учении награждать, а виновных в чём-нибудь наказывать. Но, спрашивается, какие епископы рукополагали беглых попов (Сард. 115; Карф. 100; кн. пр. IV, 6) или определяли к тем церквам (Карф. 79; 1, 8), в которых они служили в расколе? Какие епископы посылали их туда, так как без посланничества от епископа нельзя определяться к церкви? (Апос. 15; ант. 3; IV, 17). Под надзором каких епископов эти беглые попы учили и служили? Какие епископы старательных из них сугубые чести сподобляли? Нет, никакие, потому что у поповцев их нет, а вследствие сего они живут и действуют не по писанию и не по правилам, а самочинно (Рим.10:3).
В приведённом месте патр. Мелетий говорит, что даже и спрашивать не должно о том: можно ли мирянину восхищать достоинство учителя, хотя бы он имел и возраст надлежащий и житием приобрёл известность, т. е. был хорошего жития? Далее выставляет примеры и говорит, что Иоанн Креститель время от рождения и до явления Израилю, т. е до посланничества, (Иоанна 1:33) провёл в пустыне, и благодатью, как рукоположенный, обогатил всех; а также прор. Иеремия (Иер. 1:7; Иер. 2:1), Исаия (Ис. 6:8–9) и др., посланные Богом, говорили слово Господне. И сам Спаситель до проповеди постничеством пустынным и подвигами человеческое естество исправил и усовершил. Учеников Своих Он послал на проповедь тогда, когда они получили Духа. Св. Да и как, спрашивает патр. Мелетий, овцы, т. е. миряне, могут исполнять обязанность пастыря, и как мирские будут поучать, не получивши ни одной степени от власть имеющих? Коли пророки и апостолы без получения Духа Святого и без посланничества не проповедывали, то, как же старообрядцы хотят проповедовать и учить, не получив Духа Св. и не будучи никем посланы? Выходит, что только одни старообрядцы могут делать всё, что захотят; никого не спрашиваясь и никому не подчиняясь.
Наши старообрядцы есть наследники ереси стригольников, а потому они поступают точь-в-точь так, как и те поступали.
Родные по заблуждениям с Мартином Лютером и Кальвином наши безпоповцы тоже возбраняют творить заповеди Божии: помазывать миром, каяться пред священником, собороваться маслом и др., и подобно лютеранам, отвергнув священство, сами себя поставляют учителями.
То же самое сделали и наши безпоповцы, что сделали лютеране, о которых здесь говорится, эти родные братья нашим безпоповцам. Хотя наши безпоповцы и не сговаривались с лютеранами, но так как они одного духу с ними, то и заблуждения у них одинаковые. Лютеране отвергли священство, долее сделали и наши безпоповцы; лютеране не верят писанию о необходимости и вечности священства и тайн, то же и безпоповцы; лютеране но имеют семи тайн, а только две, тоже и безпоповцы; лютеране отвергли литургию, тоже самое и безпоповцы; лютеране отвергают мощи и нужду в них, то же и безпоповцы; лютеране не верят, что антихрист человек будет и придёт видимым образом, тоже и безпоповцы. Вообще, что касается вероучения христианского, то заблуждения наших безпоповцев во многом сходны с заблуждениями лютеран, и только во взгляде на обряды они разнятся между собой. Лютеране обрядам почти никакого значения не придают, а наши безпоповцы наоборот за них то больше и стоят, так что обряды даже меняют на догматы: сложение пальцев на священство, причащение и пр. Лютеране отвергают авторитет св. отцов, а безпоповцы напротив даже словам одного какого либо отца или учителя церкви, и вообще установлениям человеческим, придают большее значение, чем словам Христовым и апостольским и их установлениям. Впрочем, и св. отцам они верят только до тех пор, пока они говорят якобы в их пользу, а в противном случае они им тоже не верят.
Старообрядцы берут все крайности и исключительные случаи, и на них строят жизнь всей церкви и навсегда.
Что только умирающих может крестить мирянин, то это видно из правила Номоканона. «Не второкрещаются, читаем там, иже от причетника, или от простца инока, или диакона, или отца самого, или христианина некоего православного, и по нужде, не сущу священнику, то крещени суть». (Потр. Иосиф. л. 707). Какую же нужду это правило разумеет? Только смерть, что видно из дальнейших слов Номоканона. «Вопрос. Елико аще крещают несвящении, мужие же и жены, или иноци, что достоит творити; Ответ. Аще умрет крестивыйся, прежде нежели постигнути священнику, божественная благодать совершит и, аще ли жив будет, да паки поставит и священник в купель, и молитвы и миро по обычаю творит». (Там же л. 726). Слова ответа: «Аще умрет крестивыйся прежде нежели постигнути священнику», (значит, священник есть на лицо, но он, по слабости имеющего креститься, не успеет прибыть), и: «аще ли жив будет», – показывают, что не священии мужи и жены крестят именно умирающих, которых потом, если останутся живы, нужно принести к священнику, каковые слова показывают, что священник есть, a потому это правило к безпоповцам и не приложимо. Затем слова правила: «Или отца самого» тоже доказывают, что ребёнок умирает, потому что зачем бы правило стало упоминать об отце ребёнка, если бы оно под нуждой не разумело безнадёжного состояния ребёнка? Ясно, что под нуждой, когда отцу приходится крестить своего ребёнка, разумеется смерть, в каковом только случае разрешается мирянину крестить, кто бы он ни был, лишь бы только был православный.
«Пресвитера же и диаконы по образу суще рук, читаем в Кормчей, яко теми церковное правление епископ подевает». (Толк. 55 апост. пр.; читай выше).
Почему же вы, возражают стар–цы, считая крещённых нами не крещёнными, не перекрещиваете их, когда они приходят к вам? Не противоречите ли вы себе, говоря одно, а делая другое? Нет, не противоречим, потому что не перекрещиваем их потому, что они крещены правильно по заповеди Господней во имя Св. Троицы, а таковых (снес. прав. I, 8; II, 7; VI, 95 и др.) перекрещивать не следует, о чём и св. Златоуст говорит: «Яко крещаемого от них (еретиков) егда приходит к соединению к церкви, паки крестите не требе». Не признаём же их крещения за действительное крещение потому, что оно, как совершённое вне церкви, не приносит им никакой пользы, о чём говорит тот же св. Злат.: «аще ли не приидет (ерет.) к церкви, ничто ему несть полезно». (Озер. стр. 183, изд. 5; см. ниже прилож. 4). А почему же еретическое крещение не полезно? Да потому, что одного крещения для спасения недостаточно, а требуется ещё покаяние, так как «по разбитии крестильного корабля, нужно потребная тайна согрешившим (нужна), в нем же оставление грехов о повинных испрашивается, от Бога же иереом даруется». (Б. Кат. л, 389 об.), каковых т. е. иереев у старообрядцев-то и нет. Затем нужны для очищения грехов ещё причащение, елеовсящение, а для получения благодати – т. миропомазания, каковых у них тоже нет. Вот поэтому-то крещение раскольников для них и неполезно, что они им одним спастись не могут.
«Христос сказал апостолам, говорит св. Киприан, а через них и всем начальствующим, преемственно поставляемым на место апостолов: «Слушаяй вас, Мене слушает... Епископу одному предоставлено начальство над церковью». (Ч. I, пис. 54, стр. 304; Его же читай выше). «Слушаем: александрийскаго, ангиохийскаго, иерусалимскаго и великой Русии, яко единоверных константинопольскому архиереов почитаем и приимаем. К ним бо належат оны Христовы словеса: слушаяй вас, Мене слушает, а отмотайся Мене, отметается пославшаго Мя, и истинно есть, кто слушает патриархов, и от них освящаемых и посылаемых, Христа слушает, а кто отметается их, самого Христа Бога отметается той», (кн. о Вер. д. 232).
"Апостолов преемницы – епископы«. (Сим. Сол. л. 393; читай выше).
«Каждый епископ действует по своему усмотрению, говорит св. Кипр., имея дать Господу отчёт в своих действиях». (Кипр. стр. 232, 265, 331, 349, 374).
Совершенный же собор есть тот, на котором присутствует с прочими (епископами) и митрополит», (Антиох 16).
Повеждь церкви, т. е. её представителям, говорит св. Златоуст, аще же и церковь преслушает, буди тебе якоже язычник. Ибо таковый неизлечимо болен». (Mф. т. VII, стр. 620; б. 60). «Аще ли пред двоими или треми свидетели обличен быв не умилится, говорит Феофилакт, тогда пред предстоятелем церкви обличи согрешение». (Благав. Мф. л. 143).
Какую же нужду разумеет блаж. Симеон? Ту, что епископ не может сам везде поспеть, всех окрестить, исповедовать, причастить и прочее сделать; а в малых городах и сёлах поставлять епископов воспрещено. (56 Лаод.). В силу этой-то нужды и допущены помощники епископов – пресвитеры, которые всё должны творить по воле или с разрешения епископа.
В писании встречается как бы разноречие: в одних вестях говорится, что иереи могут связывать и разрешать грешников, а в других – не могут. Как это понимать? А вот как. При рукоположении пресвитер получает от епископа право совершать тайны, в том числе и т. покаяния, с правом разрешать истинно кающихся и налагать на них епитимию, если они заслужили её, как то: молитву, милостыню, пост, путешествие ко святым местам, коленопреклонения или поклоны и подоб. (Прав, испов. отв. 113), чтобы довести грешника до исправления. И даже может отклонить раскаявшегося грешника от причащения, если, впрочем, сам грешник, под влиянием, пастырского увещания, согласится не приступать немедленно по раскаянии к причащению сознавая себя недостойным после тяжкого греха хотя уже и оставленного, но всё ещё свежего в памяти. Если же кающийся придаёт устранение его от причащения не заслуженным и обидным для себя, то пресвитер должен донести о том епископу, не называя кающегося по имени, и ждать от него указаний. (Наст. кн. Булгак. 1025 стр.). Значит, священник может отстранить и не допустить грешника до причащения, но на короткое время и не как имеющий власть, так как оной ему не дано. Но такое отлучение от причащения, или наложение какого-нибудь из перечисленных доброделании, не будет связание или запрещение, которое состоит в том, что связанный или запрещённый низводится в разряд оглашенных. (Кормч. ап. Павла пр. 14; Неокес. соб. 5; гл. 23 об епитимиях), т. е, запрещается ему стоять с верными и причащаться Христовых тайн (6 и 7 Карф. соб. см. ниже), что может сделать, т. е. связать или назначить время покаяния, только епископ (Карф. 52). Но если придёт на исповедь к священнику убийца, которого по правилам нужно отлучить от причащения на 20 л., или клятвопреступник; или придёт священник или епископ (ведь и епископа, исповедует священник), подлежащий за грехи запрещению в священнослужении или даже извержению из сана (25 апост.); или придёт мирянин, подлежащий извержению из церкви (51 апост.); то что будет с ними делать священник, не имея власти и силы ни разрешить их, ни связать, так как такие грешники подлежат только суду собора епископов, а их нет? (апост. 74; Карф. 12, 29, 121; Ант. 4, 5, 11 и др.; Номок.; Сим. Сол., читай выше) Ясно, что священник вообще действует не как начальник и судья, власть имеющий самостоятельно разрешать и связывать или назначать епитимии, но как руки и помощник епископа, который через него содевает спасение вверенных ему. «Архиерей есть, вся чрез иереи и прочия клирики (хиротоньствовав тыя) действуя в таиньствах, и Дионисий сие глаголет». (Сим. Сол. гл. 76). «Пресвитери и диакони по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ» (Кормч. 55 пр. ап. толк.). Так. обр. из сказанного видно, что пресвитер некоторые грехи может связать и разрешить, почему в писании и говорится, что он может связывать и разрешать; а некоторых грехов он ни связать, ни разрешить не может, почему и говорится, что он связывать и разрешать грехов не может, так как это предоставлено только епископам. Впрочем, «связать» в полном значении этого слова т. е. низвести грешника в разряд оглашенных (Кормч. гл. 23 об епит., Mф. 18:17) предать его сатане (1Кор. 5:5) и сделать его язычником и мытарем (Mф. 18:17) пресвитеры никогда и никого не могли и не могут.
39 апост. правилу Усов дал такое детски наивное и курьёзное толкование «39-е ап. пр., толкует он, говорит не о том, чтобы священники не делали ничего без воли всякого? епископа, a лишь без воли православного... Да и без воли православных епископов священник не должен ничего творить лишь тот, который постоянно находится при епископе, a не всякий вообще? живущий вдали от епископа, и потому не могущий каждый раз? брать от него позволения на всякое дело?, предоставленное его власти. – Новообрядец. Но правила обязательны для всех священников. Следовательно, всякий из них, на каком-бы расстоянии не находился, ничего не имеет права делать без его воли. Стар. Но можно-ли это исполнить на деле? и исполняют ли ваши священники? Если, напр., кому-нибудь из них, находящемуся от своего епископа вёрст за 500, нужно отслужить литургию, то он, по-вашему?! обязан? ехать к нему просить дозволения на это? Только воротился и отслужил литургию, вдруг является человек и просит принять его на покаяние. Священник опять обязан? ехать к епископу за 500 вер., просить y него позволения принять пришедшего на исповедь. И так всегда и постоянно!! Скажите с чем это сообразно? (Действительно, ни с чем несообразно такое бессмысленное толкование Усовым сего правила). Исполняется ли так y вас 39 апост. пр. (Нет, так не исполняется, как повелевает Усов, потому что в таком исполнении нет надобности, так как право совершать тайны пресвитер получает при рукоположении раз на всегда, вплоть до смерти или запрещения в священнослужении), как вы требуете?» (Усов стр. 155–6). Это неправда, потому что ни мы, ни правило сего не требует). Такое толкование одного из епископов австрийских показывает, что австрийские пресвитеры, живущие в том городе, в котором живёт епископ, пред отправлением каждой службы или требы, ходят к нему за позволением совершить ту или иную требу, a иногда, надо полагать, и несколько раз в день, a сельские, оказывается по Усову, действуют, вопреки 39 ап. пр., без воли епископа, потому что не имеют возможности за десятки и сотни вёрст ездить в город к епископу за испрашиванием позволения на совершение каждой требы. Странные же дела творятся y австрийцев, если только Усов не вздор говорит!
Для уяснения дела выпишу правила о покаянии и:
из Кормчей Карф. пр. 6-е.
«И помазанию творение, рекше миру совершение, девицы священие, и смирение в народе службы, от презвитера да не будет». Толков. «Святое миро творити и совершити, или освящати девицу, или совершенное прощение сущим в покаянии творити, якоже стояти им не сумненно с верными, и божественных причащатися даров, презвитеру не оставляти того творити, но от епископ таковым подобает быти». Зонара пр. 6 «Архиереями и св. миро совершается и освящается и делается примирение кающихся; ибо кому да о вязать, тем предоставлено и разрешать». Вальсамона. «Прочти так же 43-е (52) пр. настоящего (Карф.) собора, и не найди противоречия с 52 апост. пр., в котором говорится, что епископы и пресвитеры принимают обращающихся, но скажи, что и эти пресвитеры принимают кающихся по дозволению епископов. Таким образом заметь, что худо делают те посвящённые монахи, которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, a тем более не посвящённые, ибо сии последние не могут совершать ничего такого и с дозволения епископского». (Полн. Кормч. помест. соб., стр. 386–8. Прав. 7-е. «Сущаго в беде некоей, иерей хотя примирити к св. жертвеннику, да вопросит епископа, и якоже повелит ему, да творит». Толков. «Прежде писанное правило, от епископа прощению повелевает быти, се же правило повелевает по воли епископа, и пресвитеру таковое творити глаголет бо, аще некто в запрещении сый разболится к смерти, или в некую напасть впадёт, совопрошением епископа, да разрешит его пресвитер от запрещения, и св. даров причащение даст ему: то бо есть глаголет ко алтареви примирение». Зонара пр. 7-е. «Правило говорит: если кто, находясь под епитимией и подвергшись запрещению, приступать будет к св. алтарю в опасности относительно жизни вследствие болезни, или по другой причине, и будет просить о примирении его со св. алтарём, т. е. о допущении его к божественному причастию, а епископ находится в отсутствии; то пресвитер, по словам правила, должен вопросити епископа и тако примирити находящагося в опасности, как тот предложит. А разрешение епитимии справедливо возложено на епископов… как имеющим власть вязать и решать… ибо Христос дал сию власть священным апостолам, а образ, апостолов суть архиереи». Вальсамон. «Из настоящего правила действительно объясняется, что без епископского дозволения священникам не дозволяется принимать исповеди людей и прощать грехи. (Далее говорится тоже, что и у Зонары)... Итак, если и предсмертное примирение священник даёт без епископского дозволения, не как имеющий власть вязать и решить, то тем более он не может принимать исповеди здорового человека». (Там же 390–1 стр.) Прав. 43. «Кающимся противу грехов епископ даёт запрещение: пресвитер же без воли его, ни нужди нашедши, не разрешит кающегося. – «Толкован.» Иже от Бога приемши власть епископи вязати и разрешати, противу числу грехов, и противу обращению кающегося от греха, запрещения повелевают: презвитер же без повеления епископля, ни умножити, ни умалити запрещения не может, ни кающихся в заповеди сущих разрешит, ни божественных даров сподобит их, аще и отшел будет епископ». (Кормч.)
Зонара пр. 43 (52). «Пресвитеру не дано власти разрешать без воли епископа; ибо кому дано вязать, тот может и разрешать; а разрешать – значит или совершенно освободить состоящего под епитимией, или на время, например, по причине опасности; разве только, говорит, епископ находится в отсутствии, а состоящий под епитимией в опасности умереть». Вальсамон. Это правило присовокупляет, что пресвитеры, без воли епископов, не должны принимать помыслы людей и отпускать грехи разве только кто умирает в отсутствии епископа; ибо тогда пресвитер должен примирять находящегося в покаянии, т. е. разрешить от епитимии, по причине крайности дела, чтобы умирающий не скончался, оставаясь под епитимией». (Там 503–505).
из кн. правил Карф. пр. 6-е.
... «Примирити с церковью кающихся, открыто, на литургии, да не будет позволено пресвитеру». Прав. 7-е. «Аще кто, находясь в опасности жизни, будет просити о примирении себя со святым олтарем, в отсутствии епископа: то пресвитер по приличию должен вопросити епископа, и тако, по его разрешению, примирити находящагося в опасности». Толков. Матфея Властаря 6, 7 и 52 пр. Карф. соб. «6-е прав. Карф. соб... примирение кающихся, которое состоит в объявлении помыслов, и врачевание душевных ран посредством епитимий покаяния и обращения к лучшему (ибо так. обр. человек примиряется с Богом), всё это запретило совершать пресвитерам, ибо устроение сего предоставлено архиереям, как могущим вязать и решить в носящим образ апостолов, которым сию власть вручил Христос. Посему очень худо делают те посвящённые монахи (иеромонахи), которые принимают людские помыслы без епископского дозволения, ибо не имеют власти ни вязать, ни решить (а ведь они не чета беглым попам), тем более – монахи не посвящённые, ибо отнюдь не позволительно и дозволять им вообще принимать людские помыслы и судить. И седьмое (прав. того же соб.) полагает, что не должно пресвитерам, без дозволения епископа, делать примирение кающихся и в случае опасности их жизни. – И 43 (52), прав. определяя то же самое, говорит: a если епископ отсутствует и кающийся будет в опасности, в таком случае должен примирить его (с церковью) и пресвитер». (Синт. стр. 291)
Что-же вышеприведённые правила повелевают или запрещают делать? 6-м пр. запрещается пресвитеру принимать кающихся открыто на литургии, т. е. здоровых и не находящихся в опасности жизни; 7-м же пр. дозволяется в отсутствие епископа и пресвитеру примирять кающихся, если они находятся в опасности жизни, но не иначе, как с разрешения епископа; а 43-е пр. дозволяет пресвитеру примирять кающихся, т. е. сподоблять их причащения св. таин и до получения разрешения от епископа, если время не терпит, т. е. если епископ находится в отсутствии, а больной связанный умирает и не может дождаться разрешения епископа. Значит, «под нуждой» разумеется смерть кающегося, а под «отсутствием епископа» – не бытие его только в том месте, где умирает связанный и желающий примириться с церковью, что видно из правил, в которых говорится, что пресвитер должен вопросить епископа. А это доказывает, что епископ есть, но только его нет в том месте, в котором нуждаются в нём. Беглопоповцы же под «нуждой» и «отсутствием епископа» разумеют совершенное небытие епископа во всей вселенной. Но тогда, спрашивается, какого епископа будет вопрошать беглый поп, если, по мнению беглопоповцев, их нет нигде? Ясно, что беглопоповцы действуют не по соборным правилам, а по своим собственным, которые они сочиняют, извращая подлинные правила, а потому напрасно они на Кормчую и ссылаются. Затем нужно обратить внимание ещё на то, что беглые попы во 1-х разрешают не только умирающих, но и здоровых, т. е. всех кряду; во 2-х на то, что они разрешают всех связанных собором епископов 1667 г., чем нарушают вышеприведённые правила. На это они отвечают, что мы не признаём этого собора. Но и ариане, и несториане, и проч. еретики не признавали тех соборов, которые их осудили, но это их не оправдало.
Конечно, Зонара здесь разумеет не беглого попа, а православного священника и, надо полагать, безместного, т. е. заштатного, (потому что не станет же приходский священник отказываться исповедывать умирающего не имением повеления от епископа), – которого справедливо осуждает за то, что он, вероятно, в отсутствие приходского священника, или в ином каком случае отказывается принять на исповедь умирающего потому, что, как находящийся без места, не имеет на то повеления епископа. Но этим единичным случаем дело безвестного священника и кончается до нового такового же случая. Но если бы этот священник, руководясь тем, что ему в крайнем случае дозволяется исповедывать умирающих, стал принимать на исповедь, как то делают беглые попы, и всех людей кряду, то он был бы виноват и подлежал бы извержению по соборным правилам, (VI, 31; VII, 10, кн. пр.)
«Яко не подобает, говорит Никон Черног., иже понужи бывающая, или по смотрению некоему временну исповедания и прощения грехом, всегда та во свидетельства приносити». (сл. 52). «Бывало, говорит св. Симеон нов. бог., что некоторых посещала благодать Божия и без возложения рук священника (в т. покаяния), но то были исключительные случаи, не всем общие; но что бывает исключительно для некоторых, только немногих, того не признаёт общим для всех законом святая церковь.» (ч. 1, сл. 22, стр. 186). «Несть то церковный закон, определяют отцы двукратного собора, иже редко бывает» (Кормч. пр. 17). «Что редкое не закон церкви», читаем в Синт. М. Власт. (стр. 65).
Ведь иметь право совершать т. покаяния, да ещё по нужде, вследствие отсутствия епископа и его попущением (читай выше, Сим. солун. гл. 250), не значит быть начальником и судией церкви, потому что, чтобы быть начальником церкви, нужно иметь право делать всевозможные распоряжения в церкви и возможность все эти свои распоряжения приводить в исполнение; а так как пресвитеры сего делать не могут, то и начальниками в полном значении этого слова быть не могут. Если же они не могут быть начальниками, то тем более судьями, потому что в церкви бывают такие дела, которые решаются соборным судом епископов, а не в т. покаяния. В т. покаяния вяжутся и разрешаются нравственные преступления: воровство, гордость, злопамятство и другие, которые может разрешить и пресвитер, хотя и тут не все, потому что он не может связать и разрешить убийства, падения иереев (выше 35 прим.), не говоря уже о догматических заблуждениях – об ересях, которых, т. е. еретиков, никакие пресвитеры ни судить, ни связать, ни разрешить не могут (См. I, 8; Карф. 79; Двукр. 13 и 15).
Как скоро отступит от нас Св. Дух, говорит Св. Златоуст, приходит к нам дух нечистый, как это и случилось с Саулом». (Римл, т. IX, бес. 28, стр. 821).
