Источник

Глава 2. Состав Церкви

В каком виде Христос устроил Свою церковь и из кого Он её составил? – «Егда бысть день, говорит евангел. Лука, призва ученики Своя и избра от них дванадесяти, их же и апостолы нарече». (Лк. 6:13) Он же говорит: «По сих же яви Господь и иных семьдесят» (Лк. 10:1) «Павел и Тимофей, раби И. Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущим в Филиппех, с епископы и диаконы» (Филип. 1:1). «Церковь поставляется на епископах, говорит св. Киприан, и всяким действием церкви управляют те же начальствующие лица... Церковь заключается в епископе, клире и всех стоящих в вере», (ч. 1, пис. 17. стр. 139). «Ни епископ да не превозносится пред диаконами и пресвитерами, ни пресвитеры – пред народом, говорит св. Ипполит: потому что из тех и других состоит тело церкви». (Озер. стр. 74, изд. 5.; св. Златоуста читай выше в прим. 11.) «Имя церкви, говорит св. Кирил. Александ., являет собой множество уверовавших, священнослужителей и народ, пастырей и учителей, находящихся под их руководством и управлением», (ч. 7, стр. 504). «Как в теле иное начальствует и как бы председательствует, говорит св. Григорий бог., а иное состоит под начальством и управлением, так и в церквах... Бог постановил, чтобы одни оставались пасомыми и подначальными, а другие... были пастырями и учителями к совершению церкви, и имели к другим такое же отношение, как душа к телу и ум к душе, дабы то и другое недостаточное (пасомые) и избыточествующее (пастыри), будучи подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом духа, представляло одно тело, совершенное и истинно-достойное самого Христа нашей Главы15 (Озер. стр. 73 ) «Без них (епископа и пресвитера) церковь несть избрана, говорит св. Игнатий богон., ниже собрание святое, ниже сонм преподобных» (Трал. л. 7) «Замечательно, говорит св. Кирилл Иерусал., что слово собери, т. е. церковь в первый раз употреблено тогда, когда Бог поставил Аарона первосвященником» (поуч. XVIII, стр. 425 изд. 1824 г.). Из приведённых свидетельств видно, что Христос создал церковь Свою, состоящую из пастырей и пасомых неодоленною, какое устройство останется неизменным до конца мира по предсказанию Господа: «созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18). И ап. Павел говорит о церкви, что она есть столп и утверждение истины. (1Тим. 3:15; Еф. 3:21). А эти слова показывают, что первоначальное устройство церкви никогда не может разориться, о чём подробнее будет сказано ниже, в главе 4.

Отходя на небеса, Христос продолжателями Своего дела, оставил апостолов «Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы», сказал Христос Своим ученикам. (Ин. 20:21; Mф. 28:19; Мр. 16:15, 20.) «Иземь два сребренника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему». (Лк. 10:35). «Куплю дейте, дóндеже прииду», сказал Христос ученикам. (Лк. 19:13). «Христос, оставляя землю, говорит св. Златоуст, поручил апостолам всё то, что сам совершал на земле», (т. IX, Рим. б. 1, 489). Он же говорит: «По Христе убо молим, т. е. вместо Христа, говорит ап. Павел, потому что нам передано дело Его». (т. X, 2 Кор. б. 11, 575). «По преславном же воскресении Своем и вознесении на небеса, читаем в кн. о Вере, дело то спасенное божественным учеником и апостолом поручил». (Л. 30, 59 об.; Деян. 1:8).

Апостолы, исполняя заповедь Христову, распространили Его учение во вселенной. «Они же изшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми». (Мр. 16:20). «По вся дни в церкви и домех не престаяху учаще и благовествующе Иисуса Христа». (Деян. 5:42; 1Кор. 9:16; Рим. 1:16; Гал. 1:11–12) «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их». (Рим. 10:18; Mф. 24:14).

Но апостолы, как не могшие жить всегда порученное им Христом дело передали своим преемникам-епископам. «Яже слышал еси от Мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити», писал ап. Павел епископу Тимофею (2. Тим. 2:2). «Пасите еже в вас стадо Божие», писал ап. Пётр, поставленным им пастырям. (1Петр. 5:2; Деян. 20:28; Титу 2:15; 1:5; 1Тим. 5:20, 22). «Христос был послан от Бога, говорит св. Климент, а апостолы от Христа, то и другое было в порядке по воле Божией... Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих». (Кл. рим., 1 Кор., гл. 42, стр. 100). «Своим преемникам (епископам) они (апостолы) передали свои невода и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на небе и на земле», говорит св. Злат. (т. VIII, 773). Место апостолов, говорит св. Григорий Двоеслов, ныче держат в церкви епископы. Они получили власть вязать и решить, и получили степень управления». (Бес. 26; Иерон. посл. 27; Сим. Солун. л. 393). «Господь, отходя на небеса, читаем в кн. о Вере, изем два сребренника, даде гостинником; кто гостинницы; апостоли и по них восприемницы их, пастырие и учитилие, архиепископи и епископи». (Л. 59 об).

Хотя у Христа кроме 12 учеников было ещё 70, но им Он в церкви не дал никаких прав и власти, поручив церковь только 12 апостолам; только им дал власть вязать и решить, т. е. власть суда над церковью и прочие совершать тайны, и их только послал на проповедь (Мф. 28:19–20; Мр. 16:15–16; см. ниже прим. 189). Вследствие сего ученики из 70 самостоятельного значения в церкви не имели, пока не были поставлены во епископов, каковы: Тимофей, Тит, Епафродит и др., о которых в своих посланиях упоминает ап. Павел.16

Священство делится на три чина: епископов, пресвитеров и диаконов, что видно из писания. «Рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла на дело, читаем в Деян. апостолов, на неже призвах их. Тогда постившеся и помолившеся и возложше руки на ня, отпустиша их». (Деян. 13:2–3). Эти были рукоположены во епископов. (Там же) «Рукоположша же (Павел и Варнава) им пресвитеры на вся церкви». (Деян. 14:23). Ещё: «Сего ради оставих тя в Крите, да недоконченная исправиши и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже аз повелех тебе». (Титу 1:5; 1Тим. 5:22, 19–20, 17). «Ихже поставиша (избранных во диаконы) пред апостолы: и помолившеся возложиша на ня руце». (Деян. 6:6) Ещё смотри: у Симеона Солун. (л. 322); Игнатия бог. (л. 7, 9.); Благовест (Мф. л. 199 об.; Лук. л. 206) и мн. др.; Озер. 67–74 стр.

Кроме священства Христос установил в Своей церкви ещё таинства, т. е. такие спасительные средства, без которых невозможно избежать огня геенского и получить обещанных благ, т. е. спастись; так как только в этих таинствах сообщается верующим благодать Св. Духа, очищающая приемлющих оные от грехов и сообщающая им силу и крепость к борьбе со страстями и похотями. Но совершать установленные Христом таинства могут только святители хиротонисанные.

Из притчи о милосердом самарянине видно, что Христос, искупив больное человечество, пред вознесением Своим на небо поручил оное гостиннику, заповедав ему прилежать больному, т. е. лечить его. А до сего времени Он сам о нём заботился, обмыв его раны и помазав их маслом и вином. (Лук. 10:33–34; Благов. Лук. л. 105, ниже в глав. 8). Чем же гостинник станет его лечить? Благодатью Св. Духа, преподаваемою в таинствах.

Пред своими страданиями Христос установил т. причащения в оставление грехов (Мф. 26:26–28), повелев апостолам творить оное в Его воспоминание (Лк. 22:19; 1Кор. 11:23–26); а по воскресении из мёртвых дал им право крестить (Мф. 28:19; Мр. 16:16) и власть отпускать и удерживать грехи (Ин. 20:22–23). Всего таинств Христос установил семь, по числу даров Св. Духа, которые в церкви Христовой все безусловно необходимы, так как без них, невозможно спастись. – «Вопрос. Скажи ми, что суть сия св. тайны; Отв. Тайны суть знамения верху являемая подлежащая чувствам нашим благодати Божия исполненная, от Господа Бога законоположеные яже оправдание и освящение наше, не точию знаменуют, но и творят е и совершают... понеже телесем обложен есть человек, сего ради кроме видимых и чувственных знамений, благодать Божию не может прияти». (Бол. Кат. л. 353). «Вопрос. Кая суть действа и концы сих седми святых таин; Отв. Всех седми таин сие есть действо, яко дают благодать Божию освящающую и оправдающую приемлющим я. Ибо душу нашу очищают от грех и богоугодну содевают, даров же Божиих различных ко спасению потребных исполняют ю». (Там же л. 357). «Вопрос. Потребно ли есть учение и опасное ведение о седми св. тайнах»; Ответ. Зело потребно есть, ими бо вси освящаемся и спасение содержим, не ведый же и не брегий о них сей погибает«. (Там же л. 353). «Сих же таин аще кто по чину святые соборные и апостольские церкве восточные не употребляет, но пренебрегает я, той без них яко без известных посредств оного крайнего блаженства сподобиться не может», (л. 395 об.). «Аще кто и чисте живя в покаянии, читаем в Златоустнике, а не приемлет таин Христовых, не может спастись». (гл. 51, л. 139. – Ещё см. ниже в глав. 4). «Миропомазание... есть утвержение святого крещения, которое крепка и вооружена устрояет крестившегося, и не победима воина Христова показует от всех навет невидимого врага, по миропомазании бо и Духа Святого восприятие бывает». (М. Кат. л. 39, – Б. Кат. л. 374 – ниже в прил. VI). «Когда видимым образом тело помазуется говорит св. Кирил. Иерус., тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается» (поуч. III, стр. 451). Он же говорит: «Как Христос по крещении и по наитии Св. Духа, изшед победил супостата (Мф., IV), так и вы по св. крещении и по таинственном миропомазании, облекшеся во все оружие Св. Духа, стали против силы супостата и оную побеждаете». (стр. 452).

«Вопрос. Колико есть тайн; Отв. Седмь (Б. Кат. л. 355 об.; М. Кат. л. 37 об.); «Понеже ищете, еже по силе реку во Христе: седмь суть дарования Духа, яко Исаиа глаголет: и седмь тайны церковные через Духа действуемые». (Сим. Солун. л. 68 об.) «Дух познаётся в семи действиях, говорит св. Василий вел., которые перечислил Исаия (Ис. 11:2), Захария (пророк) наименовал Духа Господня седмию очами (Зах. 4:20, – Вас. вел. ч. 3, кн. 5 о Дух., стр. 166). «Веждь убо без всякого сумнения, яко в церкви Божией не две точию суть тайне, но всесовершенно седмь» (Б. Кат. л. 360 об.). «Вся убо седмь тайны потребим суть». (Там же л. 356 об). «Тайну не едина же тварь уставити может, разве сам Бог, иже в ней и ею благодать Свою небесную, и отпущение грехов подает» (там же л. 393).

«Кто может сия тайны строити; Отв. Никто же разве святителей хиротонисанных». (Бол. Кат. л. 358). «Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей таин Божиих», говорит ап. Павел. (1Кор. 4:1). «Если никто не может войти в царствие небесное, говорит св. Злат., аще не родится водою и Духом (Иоан. 3:5). и не ядущий плоти Господа и не пиющий крови Его лишается вечной жизни, а всё это совершается ничем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы», (т. 1, о свящ., стр. 418). «Тем (архиереем) вся божественныя тайны, говорит Симеон сол., и во всех священных архиерейство действующее есть... Чрез тое убо истинное Христианство, и Христовы чрез тое вся тайны». (гл. 77, л. 104; – ещё см. ниже в глав. 3). «Если без сих таинств (крещения и причащ.) невозможно сподобиться Божественного жребия, говорит св. Исидор Пелус., таинства же сии совершаются не иным кем, как священством, то как же тот, кто пренебрегает священство, не оскорбляет божественного, и не пренебрегает душу свою?» (т. 1, стр. 316. изд. 1859). «Он (царь17) не имеет права не только освящать вещество для св. тайн и совершать их, читаем в деяниях VII всел. соб., но и принимать их без священника"», (т. VII, стр. 42, изд. Каз. ак. 1873 г.) «Аще же царие вси, или постницы, говорит Симеон Солун., аще же вси благоговейнии, не имуща, священства, аще же вси купно вернии иже во всей земли, ничто же вящше будет не присужу иерею, и никакоже священнодействуема будут от оных предложеная». (Гл. 88, л. 334. – Оз. 60 и 63 стр.). Таким обр. из сказанного видно, что Христос установил в Своей церкви семь тайн, которые все безусловно необходимы дли церкви, потому что без них, не смотря ни на какую чистую и покаянную жизнь, никто не может спастись, т. е. избежать огня геенского и получить обещанных благ. Строить эти тайны могут только святители хиротонисанные.

* * *

Примечания

15

Представляют ли старообрядцы одно тело нашей Главы-Христа, связанное и совокупленное союзом духа? Конечно, нет, потому что они разделились на множество сект, враждующих между собою, а потому и не представляют одного тела, связанного и совокупленного, чего, впрочем, в расколе и быть не может. На слова ап. Павла: «тшащеся блюсти единение духа в союзе мира». (Еф. 4:3). св. Златоуст даёт такое объяснение: «его нет там, где вражда и разделение». (т. XI, Еф. б. 9, стр. 86). «Если между членами (церкви) нет единомыслия, говорит св. Василий Вел., не сохраняется союз мира, не соблюдается кротость в духе, находятся же разделение, распря и зависть: то очень дерзко было бы назвать таковых членами Христовыми, или сказать, – »что они под управлением Христовым«. (О суде, ч. 5, стр. 9, – Озер. 236). «Находящиеся в разделении не составляют церкви», говорит Феофилакт (1 Кор. гл. I, стр. 167). А так как между нашими старообрядцами существует вражда и разделение, как и между описанными св. отцом раздорниками, то поэтому назвать их членами Христовыми и признать, что они находятся под управлением Христа, никак нельзя. Затем нужно обратить внимание на то, что, если Христос есть Глава единой церкви («Христос глава церкви». (Еф. 5:23; Кол. 1:18); «да и тии в нас едино будут» (Иоан. 16:21–2; Иоан. 10:16), а старообрядческих церквей много, то, спрашивается, которой из них Он есть глава, если все они называют себя церковью Божией и Христовой? Ни которой, потому что, по словам св. Игнатия «идеже разделение мысли и гнев, и ненависть, там Бог не пребывает. Всем убо кающимся оставляет Бог, аще стекутся в единство Христово и к собору епископскому». (Фил. л. 23, Оз 101). Если Бог с раздорниками не пребывает, а наши староб-цы есть раздорники, расколовшиеся и между собой, то как же они могут назвать себя церковью единой и Божией?

16

«И так, читаем в синтагме М. Властаря, 14 пр. Неокесарийского собора говорит, хорепископы носят образ 70 апостолов, как и епископы образ 12, которым Господь, дунув на них, сказал: «примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им», (Иоан 20:22–23) и следующее; – они получим власть – раздавать благодать Св. Духа и другим, но сия власть не дана была семидесяти, как это видно из того, что повествует книга Деяний о Филиппе, одном из семи диаконов... (Деян. 8:12–17). «Итак, хорепископы, восполняющие образ 70 апостолов, не рукополагали ни пресвитеров, ни диаконов, как не могущие преподавать благодать Духа. А почтены хорепископы, говорит правило, только тем, что могут приносить божественные дары, ради попечительного распределения бедным, собираемого в церковь». (Сост. 6. гл.31, стр. 218–9; тоже у Зонара, в Кормч. толк. 14 пр. Неок. соб.).

17

Если царь – помазанник Божий не может совершать тайн, то тем более сего не могут и не должны делать прочие миряне.


Источник: Приложение к "Саратовскому Духовному Вестнику“ за 1910 год. Саратов. Типография Союза Печатного Дела. 1910. Благословляется и разрешается напечатать. Гермоген Еп. Саратовский.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle