архим. Сильвестр (Стойчев)

Тема XIX. Космология

Сотворение мира – не истина философского порядка, а один из пунктов нашей веры.

В.Н. Лосский

§41 Творение мира из ничего – «ex nihilo»

Православное богословие учит, что Бог является Первопричиной бытия мира. В книге Бытия говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). В других текстах Священного Писания это утверждение неоднократно повторяется:

«в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них» (Исх. 20:11);

«сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14:15);

«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» (Деян. 17:24);

«Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16);

«Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и всё, что на нём, землю и всё, что на ней, и море и всё, что в нём» (Откр. 10:5–6).

Эта истина, исповедуемая всеми христианами, что также зафиксировано в Символе веры, по выражению В. Н. Лосского, «подводит нас к тайне столь же бездонной, как и тайна бытия Божественного»263, поскольку, «чтобы допустить вне Бога и рядом с Ним что–то другое и от Него отличное, какой–то совершенно новый сюжет, также необходим «бросок» нашей веры»264.

Учение о творении как переходе от абсолютного «ничто» к бытию неизвестно вне библейского повествования о происхождении мира. В античных космогониях мир появляется уже из чего–то, что ему предшествовало: будь то бесформенная материя, которую, созерцая вечные идеи, упорядочил Демиург265, или эманация Божественного266, в результате чего видимый мир носит характеристики какого–то изначального несовершенства, недостатка; либо есть концепции, рассматривающие возникновение мира с сугубо материалистической позиции267.

Христианское учение о творении мира из ничего (ex nihilo) подчеркивает, что Бог не только создал видимый мир во всём многообразии форм (creatio secundo), но также сотворил первоматерию (creatio prima). Таким образом, Бог – Творец всего: и вещества, и формы. Свт. Василий Великий пишет: «Бог прежде, чем существовало что–либо из видимого ныне, положил в уме и подвигся привести в бытие не сущее, а вместе с тем, Он помыслил и о том, каким должен быть мир, и произвел материю, соответственную форме мира»268.

На страницах Писания только в одном тексте употребляется выражение «из ничего»: «Посмотри на небо и землю и, видя всё, что на них, познай, что всё сотворил Бог из ничего» (2Мак. 7:28). Однако существуют непрямые указания на сотворение мира из ничего. В Бытии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Тут употребляется глагол «бара», который в Ветхом Завете встречается более сорока раз и каждый раз указывает на действие Бога, и никогда – на действие человека. Как замечает современный исследователь, «в Шестодневе глагол «бара» появляется трижды, и всякий раз, когда речь идет о творении чего–то принципиально нового, того, что не может быть выведено из предшествующего, но требует специального творческого импульса: во–первых, в первый день, когда говорится о творении материального мира: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1); во–вторых, в пятый день, когда появляются на свет первые живые существа: и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся (Быт. 1:21); и наконец, в шестой, когда сообщается о творении человека: и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1:27). Итак, в каждом случае глагол «бара» фиксирует новый иерархический уровень, новую стадию творения. В этой перспективе очень выразительным представляется появление этого глагола в 50–м псалме: «Сердце чисто созижди (евр. «бара») во мне, Боже""269. И хотя глагол «бара» имеет целый спектр значений, можно сказать, что в Быт. 1:1 это слово употреблено именно в значении творения «из ничего».

Очевидно, что учение о творении мира ex nihilo также является следствием библейского учения о Боге как Совершенном, Абсолютном Существе, следовательно, не может существовать никого иного, совечного – никакого иного начала, никакой праматерии, ничего другого, а потому Бог творит именно из ничего.

Говоря о творении мира из ничего по воле Святой Троицы, необходимо акцентировать внимание на вероучительных следствиях этого догмата270. Отец Георгий Флоровский по этому поводу пишет: «Исповедание безусловной тварности и несамодостаточности мира приводит к различению в Боге двоякого рода определений и актов»271. О каких двояких актах идет речь? Об актах по природе и актах по воле. Рождение Сына и исхождение Св. Духа – это действие естества. Сотворение мира – действие воли. Прп. Иоанн Дамаскин подробно объясняет следствия дифференциации того, что по воле, и того, что по природе: «Ибо мы исповедуем рождение Сына от Отца, то есть из Его естества. И если мы не допустим, что Сын изначала существовал вместе с Отцом, от Которого Он рожден, то введем изменение Ипостаси Отца в том, что Отец, не будучи Отцом, после сделался Отцом. Правда, тварь произошла после, но не из существа Божия, а волей и силой Божией приведена из небытия в бытие, и поэтому не произошло никакого изменения в естестве Божием. Ибо рождение состоит в том, что из сущности рождающего производится рождаемое, подобное по сущности; творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и совершенно неподобно ему по естеству»272.

§42 Причина и цель творения

Если задаться вопросом о причине и цели творения мира, то у святых отцов и христианских авторов можно найти ответ, согласно которому Бог сотворил мир из благости, для того чтобы другие были причастны Его благости. Так, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости»273.

Свт. Филарет Московский пишет следующее: «По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженство, жизнь и благобытие твари»274.

Подобных по смыслу текстов можно встретить немало, но под причиной в этих выражениях не следует понимать что–то, что приводит к желаемым следствиям, к чему–то, в чём есть необходимость, потребность. Бог не имеет ни в чём нужды. В Писании сказано, что Он «не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:25), то есть вообще не имеет необходимости ни в чём, что связано с деятельностью тварных существ. Рассуждая по этому поводу, В.Н. Лосский пишет: «Те нравственные мотивы, которыми иногда пытаются обосновать творение, лишены смысла и безвкусны. Бог–Троица есть полнота любви. Чтобы изливать Свою любовь, Он не нуждается в «другом», потому что другой – уже в Нём, во взаимопроникновении Ипостасей. Бог потому Творец, что пожелал им быть»275. Схожую мысль высказывает и прот. Георгий Флоровский, говоря, что творение – «свободное, «добровольное» Божие деяние, а не неотъемлемое Его свойство или нечто «необходимо» присущее Ему. Итак, мир не является необходимостью, и взглянуть на это можно с двух позиций: со стороны мира, который «мог бы и не существовать», и со стороны Творца, Который «мог бы и не творить""276. Мир сотворен потому, что так захотел Бог, и Его хотение ничем не определяется, не направляется и, тем более, не вынуждается. А некоторые выражения, например, свт. Филарета, надо понимать в ключе не причины, а цели творения.

§43 Участие Лиц Пресвятой Троицы в творении мира

Вопрос об участии Лиц Пресвятой Троицы в деле творения есть частный случай учения об образе откровения Пресвятой Троицы в мире277. В Писании есть несколько текстов, указывающих на участие в творении или всех Лиц, или конкретной Ипостаси: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их» (Пс. 32:6). Под «словом» святые отцы понимают Слово Божие, а под «духом уст» – Духа Святого.

О Сыне Божием как о Творце мира: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Эти слова святого Иоанна Богослова относятся к Божественному Логосу, Слову. Также о Сыне: «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:16).

О Святом Духе: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33:4); «Пошлешь Дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30).

О том, что все три Лица Пресвятой Троицы участвуют в творении мира, христианское богословие учило всегда. Так, священномученик Ириней Лионский уже во II в. писал, что с Богом Отцом всегда присутствуют Сын и Дух, через Которых Он свободно и по доброй воле Своей всё сотворил.

Аналогичные рассуждения можно встретить и у свт. Василия Великого. Он акцентирует внимание на том, что недопустимо мыслить Сына и Святого Духа как некоторые служебные орудия, подчиненные Отцу. Также неприемлема мысль, что действие каждого Лица Пресвятой Троицы в отдельности является несовершенным. Каждое из Лиц обладает полной и совершенной силой для действования. Таким образом, «распределение» деятельности Лиц в творении объясняется исключительно волей Триединого Бога, Который именно так, а не иначе, восхотел создать мир. Никакая необходимость не заставляла Бога творить мир таким образом, но мир сотворен от Отца через Сына в Духе Святом.

Свт. Василий Великий говорит, что если Отец созидает через Сына, то этим ни зиждительная сила в Отце не представляется несовершенной, ни действие Сына не признаётся бессильным. И у Сына не недостаточно созидания, если несовершено Духом. Отец хочет творить через Сына, и Сын хочет совершать через Духа278.

§44 Вечный замысел Творца и творение мира

Хотя создание мира было действием Бога во времени, однако замысел о его создании был у Бога всегда. Такое понимание является следствием убежденности в неизменности Бога.

В Писании есть выражения, указывающие на вечность замысла о творении мира: «Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:18); «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3) (т. е. творение – это переход от вечного (невидимого) Божественного замысла к возникновению (видимого) мира). Таким образом, можно говорить о существовании вечного замысла Божьего о мире и каждой вещи мира, которые Бог по Своей воле приводит к бытию в определенное время.

Для некоторых богословов камнем преткновения стало решение недоумения, как вечный Бог творит что–то временное, при этом в Самом Боге не происходит никаких изменений. Например, Ориген, отвечая на этот вопрос, пришел к еретическому выводу о совечности мира Богу, а сам акт творения рассматривал в нём как вечный и непрерывный. Таким образом стиралась грань между Творцом и тварью, между происходящим по воле и по природе.

Святоотеческое богословие отвергло идею совечности мира Богу. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Тварь произошла... волею и силою Божиею приведена из небытия в бытие... Творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего и созидающего, и есть совершенно неподобно ему по естеству»279.

Проводя различие между актами по воле и актами по природе, святые отцы утверждали, что ни действие по природе (рождение, исхождение), ни действие по воле (творение мира) не привносят в Божественное бытие никаких изменений. В первом случае (действие по природе) Бог не выбирает, быть Ему в трех Лицах или не быть: Он есть Пресвятая Троица. Во втором (действия по воле) – творение «есть переход от вечных Божественных предначертаний к их актуализации во времени»280. Сам акт творения «из ничего» исключает смешение Бога и мира, свойственное для пантеистических систем, так как мир обретает свою, радикально отличную от Божественной, природу. Осуществление акта творения происходит в соответствии с вечными логосами–замыслами Бога. Таким образом, в Самом Боге при творении мира не происходит никаких изменений, так как природа Его не испытывает никаких действий (наподобие эманации) и не претерпевает никаких изменений, – так как замыслы тварного мира были всегда.

Вопрос о том, почему Бог пожелал сотворить мир именно в этот момент, некорректен, так как предполагает, что время существует до творения; в действительности же время связано с творением, как бы включено в акт творения, возникает одновременно с ним. Возникнув, мир начинает изменяться, и это порождает время281: «Время от создания неба и земли исчисляется», – говорит прп. Максим Исповедник282.

§45 Учение о логосах и тропосах

В контексте изучения темы о творении мира необходимо уделить внимание святоотеческому учению о логосах и тропосах, которое в полной мере раскрыто в богословской системе прп. Максима Исповедника. На русский язык эта пара понятий может переводиться по–разному. Логос – как «мысль», «идея», «парадигма», «закон», «произволение» и т. п. В. Лосский считает целесообразным выражение «мысль–воление» или «волевая мысль». Тропос – как «способ», «образ» и т.п. Учитывая достаточно широкий спектр смыслов этих терминов, исследователями наследия прп. Максима предлагается эти понятия не переводить на современные языки, а сохранить их греческие наименования «логос» и «тропос» и таким образом отойти от соблазна заменить многослойное по своему смыслу понятие каким–либо похожим, но отнюдь не тождественным по содержанию словом современного языка.

Следует помнить, что сам преподобный для разъяснения этих понятий пользовался различными словами и обозначал «логос» то как «мысль», то как «благое произволение». Эта концепция позволяет раскрыть учение о творении мира, избегая толкования творения как ступенчатого излияния Божественной полноты или как спонтанного акта, но как осуществление предвечного замысла Бога, который можно представить себе как совокупность логосов. Прп. Максим Исповедник так пишет об этом: «Творец, когда восхотел, осуществил и привел в бытие от века предсуществующее в Нём ведение сущих. Нелепо сомневаться относительно того, что Всемогущий Бог может осуществить что–либо, когда возжелает этого»283. Говоря о соотношении логосов и тварных вещей, можно сказать, что Бог творит мир Своим волевым актом согласно Своему вечному знанию логосов.

Ни в коем случае нельзя мыслить эту совокупность логосов как некий особый мир (по типу мира идей Платона). В противном случае тварный космос должен быть рассмотрен как несовершенная копия идеальной реальности, имеющая гораздо меньшую ценность, чем прототип284. Однако Священное Писание повествует о мире в совершенно иных тонах: мир прекрасен, великолепен, совершенен, и Бог любит Свое творение настолько, что происходит Воплощение. Сам факт Воплощения и Крестной смерти ради спасения творения был бы невозможен, если бы мир был только копией чего–то более возвышенного и прекрасного.

Таким образом, логосы выступают по отношению к миру не как готовые идеальные модели–парадигмы, но как «подлинная творческая сила Божия, реализующая себя в творении»,285 и как «разумные обоснования бытия вещей и явлений»286. Аналогией, позволяющей внести разъяснения, может послужить соотношение между замыслом, существующим в сознании художника, и тем произведением, которое он создает в соответствии с этим замыслом. Очевидно, что сама идея и художественное произведение как ее воплощение не тождественны и произведение не есть просто материальная копия того замысла, который есть в уме художника. Мастер, в соответствии со своей идеей, создает произведение, которое есть нечто новое, другое по отношению к тому замыслу, что есть в уме художника.

Все логосы содержатся во Второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Логосе. Можно использовать святоотеческую аналогию (прп. Максим, «Corpus Areopagiticum») окружности и радиусов, сходящихся к ее центру, для того чтобы продемонстрировать отношение Божественного Логоса и логосов всего существующего. То есть во Втором Лице всё существующее находит свою основу. В творении мира Бог Отец желает творения, Сын–Логос, согласно с логосом всего сущего, который Он в Себе объединяет, совершает волю Бога Отца. Поэтому апостол Павел и говорит о Боге Сыне: «...чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:2), а также апостол Иоанн Богослов «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1–3).

Логосы – это не просто «замыслы», «идеи» о тварном мире, они – упорядочивающие вселенную принципы, придающие ей структуру и смысл. Всё существующее имеет бытие и свое место в иерархии бытия не просто так, но согласно своему логосу. Мир имеет иерархичную структуру287. По удачному выражению выдающегося исследователя богословского наследия прп. Максима C.JI. Епифановича: «Весь мир как бы висит на этих логосах, имея в них истинную свою сущность... Иерархия бытия имеет ниспускающуюся лестницу пяти видов бытия: бытия мысленного, разумного, чувственного (животного), растительного и просто сущего. Но по существу оно распадается на два мира: мысленный (духовный) и чувственный (телесный). К первому относятся ангелы и души людей, ко второму – всё вещественное бытие»288. Иерархичность логосов всего существующего проявляется еще и в том, что логосы индивидуальные289 включены в логосы видовые290 и родовые291.

Божественный Логос – Вторая Ипостась, как основание всех логосов, определяет для каждой вещи292 принципы, способ и цель бытия. Соответственно этому, логосы делятся на логосы естества, логосы промысла и логосы суда, которые охватывают собой всё бытие твари на всём протяжении ее существования. «В логосе естества как бы заключен весь чувственный и мысленный (духовный) мир; в логосе промысла и суда – вся его жизнь, все цели его движений, сводимые к одной высшей – обожению»293. Согласно троякой деятельности Бога по отношению к миру, Бог Сын по воле Отца всё приводит в бытие294 (логосы естества), обо всём промышляет295 (логосы промысла), оценивает и судит (логосы суда)296. Всё существующее через свой «микро» – логос причаствует Логосу – Сыну Божию297.

Человек, как образ Божий, вершина творения, имеет свой особый логос, которым определяется его бытие, деятельность и последующая участь. Соответственно, по отношению к человеку прп. Максим говорит о логосе бытия, логосе благобытия и логосе приснобытия. Логос бытия определяет природу человека как имеющую разумно–духовную и телесно–чувственную составляющие; логос благобытия определяет нормы аскетико–нравственной деятельности человека; и логос вечнобытия определяет конечную цель жизни человека – соединение с Богом, обожение298. Таким образом, причастие человека Самому Себе (Своим энергиям) Бог производит согласно природе (логос бытия), нравственному достоинству (логос благобытия) и действию благодати (логос приснобытия)299.

Понятие логоса тесно связано с понятием тропоса. Как уже отмечалось выше, этот термин также можно переводить по–разному, например: «способ», «образ». Тропос является осуществлением логоса. Кажется, самым удачным вариантом является определение тропоса как «ипостасного состояния». Прп. Максим различает тропос, соответствующий логосу (доброделание), и тропос, противоположный логосу (злоделание)300.

§46 Шестоднев301

Под наименованием «Шестоднев» в святоотеческом наследии подразумевается учение о сотворении Богом мира, описанное в первой главе книги Бытия. Уже с первых веков христианства экзегеты Священного Писания, толкуя этот текст, стремились выразить его смысл, прежде всего, в богословском ключе. Несмотря на это, у святых отцов присутствуют различные точки зрения по вопросу продолжительности дней творения, а также приводятся естественнонаучные сведения.

Провести систематизацию мнений святых отцов по этому поводу, и уж тем более найти консенсус – не самая простая задача. Некоторые авторы, такие как свт. Афанасий Александрийский302, полагали, что можно говорить о мгновенном происхождении всего мира, другие толковали дни творения в буквальном смысле. Важно понимать, что даже когда святые отцы в своих толкованиях Шестоднева приводят какие–то естественнонаучные данные, то эти сведения берутся ими из науки их времени, а не выводятся из Священного Писания. Следовательно, всерьез говорить о какой–то естественнонаучной картине мира, представленной в Писании, не представляется корректным303. Его цель не в том, чтобы представить научную картину мира, но в том, чтобы привести читателя к идее о том, что именно Бог сотворил мир во всём его разнообразии и красоте.

Для этого библейский язык использует чередование образов: свет – тьма, день – ночь, вода – земля. Повествование книги Бытия о творении мира – это пророческое повествование о тайне возникновения космоса, эта тайна требует веры. «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:3) – пишет апостол.

Современный исследователь отмечает, что повествование Шестоднева начинается с перечисления трех отрицательных качеств: безвидности, пустоты и тьмы, которые «устраняются» в процессе творения путем создания: света, пространства и видов творения: «Если тьма устраняется в первый день и за один день, а безвидность начиная со второго дня в течение двух (2–го и 3–го), то пустота устраняется с третьего дня и в течение трех (3–го, 4–го и 5–го): в третий день на земле, в четвертый на небе и в пятый день в море»304. Всё завершается сотворением венца – человека: «Творение человека в Шестодневе противопоставлено творению всего прочего мира. Если ранее Бог обращался к стихиям («Да соберутся воды...», «да явится суша...», «да произведет земля...»), то теперь Он обращается к Самому Себе... Итак, в начале творения Бог говорит, и слово Божие обращено к безмолвию. Но в конце это безмолвие нарушается, творение обретает свои уста: человек получает дар речи, чтобы прославить Творца».

Таким образом, при разъяснении повествования о творении мира в богословском ключе важно понимать вероучительное содержание рассказа, основной смысл которого сведен к учению о Боге как Творце мира, о творении из ничего и о логике порядка творения: от простого к сложному, от материи – к душе живой, человеку.

Вопросы:

Перечислите нехристианские концепции происхождения мира.

Дайте определение таким понятиям, как «дуализм», «пантеизм», «материализм», «космология», «космогония», «эманация».

Объясните, что означает понятие «творить».

В каких смыслах используется глагол «бара» в Священном Писании?

Какие цитаты из Св. Писания говорят о том, что Бог создал мир?

Какие цитаты из Св. Писания указывают, что в творении мира принимали участие все Лица Св. Троицы?

Объясните, что значит творить «из ничего».

Какое отличие действий Бога по воле и по природе?

Объясните, как понимать причину творения. Что говорят по этому поводу свв. отцы и современные богословы (приведите цитаты)?

Объясните, как соотносятся вечный замысел Бога о мире и творение.

Почему мир не может быть совечен Богу? Кто из христианских писателей учил о совечности мира Богу?

Объясните, почему при творении мира в Боге не происходит никаких изменений.

Почему ни действие по природе, ни действие по воле не привносят в Божественное бытие никаких изменений?

Как святые отцы понимают соотношение акта творения и появления времени?

Что такое время? (ответить на основании прочтенной литературы).

Что такое вечность? (ответить на основании прочтенной литературы).

Объясните, что такое логос и тропос. Дайте возможные варианты перевода этих терминов.

Объясните смысл триады: логос бытия – логос благобытия – логос приснобытия.

Объясните смысл триады: логос естества – логос промысла – логос суда.

Объясните, как относятся логосы тварного мира к Божественному Логосу.

Объясните, что собой представляет иерархичность тварного мира.

Объясните, на какие трудные вопросы помогает ответить учение о логосах.

Объясните, используя учение о логосах, как происходит причастие человека Божественным энергиям.

Объясните отличие православного учения о логосах от платоновского учения о мире идей.

Как прп. Максим Исповедник определяет, что такое зло?

Какие цитаты из Священного Писания указывают на троякую деятельность по отношению к миру Божественного Логоса? Растолкуйте эти тексты Священного Писания.

Как соотносятся между собой логосы?

Объясните выражение «ипостасное состояние».

Обязательно к прочтению:

Григорий Палама, свт. Мир не вечен. Гл. 1–2 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16.

Глущенко А., диак. Учение о логосах // Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88.

Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] / URL:

http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/28_Timofeev.pdf

Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 80–107.

Рекомендуемая литература:

Алипий (Кастальский–Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Творение // Догматическое богословие: курс лекций. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1999. С. 158–232.

Беневич Г. И. Апперцепция полемики Прокла Диадоха с Плотином о материи в Corpus Areopagiticum // ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии. СПб., 2014. Т. 3. №1/2 (5/6). С. 309–335.

Брэдшоу Дэвид. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и божественном знании // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5007487/index.html

Буфеев К., прот. К вопросу о «православном эволюционизме» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1320432.html

Буфеев Κ., прот. О кафолическом святоотеческом содержании креационного учения: ответ на статью священника Андрея Ромашко «О сектантском происхождении так называемого научного креационизма» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/417745.html

Вечность // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 94–98.

Время // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 517– 530.

Григорий Палама, свт. Мир не вечен. Гл. 1–2 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 14–16.

Григорий Палама, свт. Небесная сфера. Гл. 3–7 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 16–25.

Григорий Палама, свт. Земная сфера. Гл. 8–14 // Сто пятьдесят глав. Краснодар: «Текст», 2006. С. 25–30.

Глущенко А., диак. Учение о логосах // Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 67–88.

Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] / URL: http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/13_Grilikhes.pdf

Грилихес Леонид, прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Альфа и Омега. 2005. №2 (43). С. 14–28.

Давыденков О., свящ. Бог как Творец мира // Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005. С. 150–166.

Десницкий А. С. «Новая герменевтика» и перспективы православной библеистики // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/492188.html

Десницкий А. С. Вечное возвращение и библейский Исход // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3962614/index.html

Десницкий А. С. Фундаментализм: выход или вызов для православной библеистики? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1240183.html

Епифанович С.Л. Божественный Логос («Всё, что до сих пор говорилось...»). Иерархия бытия («Всё тварное бытие...») // Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 48–54.

Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? / Часть 2. МЗК и проблема времени // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4861353.html

Иваненков В.В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины? / Часть 4. Альтернативные модели // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html

Иваненков В.В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html

Иларион (Алфеев), митр. Вероучение. Творение // Православие. Т. 1. М.: Изд–во Сретенского монастыря, 2012. С. 475–483.

Интервью с прот. Леонидом Цыпиным о его недавно вышедшей книге «Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения» // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/570139.html

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры // Источник знания. М.: «Лодья», 2004.

Иоанн Дамаскин, прп. "Точное изложение православной веры". М.: «Лодья», 1998. 464 с.

Иустин (Попович), прп. Собрание творений. Т. 2 / Под общ. ред. проф. МДА, док. церк. истор. А. И. Сидорова; пер. с серб. С. П. Фонова // Часть II. Отдел первый: Бог как Творец мира. М., 2006. С. 179–258.

Клеман Оливье. Космология, церковный гносис и тайна тварного бытия // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5007365/index.html

Клецов А. Как же Бог творил мир? О роли логосов, Божественных энергий и информации в творении // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4912689.html

Коровчинский Н. Творение, эволюция и креационизм // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] /URL: http://www.bogoslov.ru/text/3825071.html

Логос // Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 45–47.

Лосский В.Н. Тварное бытие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70–86.

Лосский В. Н. Творение. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи. Творение: время и вечность. Творение: космический порядок // Догматическое богословие. М., 1991. С .222–240.

Майоров Д., диак. Предельные вопросы естествознания: взгляд «снаружи». Исход // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3863278.html

Мумриков О., свящ. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их»: опыт библейско–богословского осмысления реалий современной эволюционной антропологии // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2458777.html

Мумриков О., свящ. Вопрос о множественности миров в контексте мировоззрения

М. В. Ломоносова // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2288128.html

Мумриков О., свящ. Космогония и космология: альфа, омега и предельные вопросы // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3107623.html

Мумриков О., свящ. Материя и иерархия мироздания // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1704645.html

Мумриков О., свящ. О проблемах «богословия эволюции» на рубеже XX – XXI вв. // Богослов.RU.Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1415473.html

Мумриков О., свящ. Одиноки ли мы во Вселенной? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/1671247.html

Мумриков О., свящ. Продуктивен ли «Разумный дизайн» как парадигма в современной православной апологетике? // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4472138.html

Мумриков О., свящ. Современные представления о пространстве и времени: естественно–апологетический аспект / свящ. О. Мумриков, иерод. Александр (Урбанович) // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/2230131.html

Мумриков О., свящ. Церковь и естественнонаучные картины мира: проблемы рецепции // Доклад на XVIII Международных образовательных Рождественских чтениях – 2010 // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/ URL: http://www.bogoslov.ru/text/565396.html

Мумриков О., свящ. Библейский Шестоднев в учебном процессе современной школы // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/292368.html

Нестерук А. Логос и космос. Богословие, наука и православное Предание. М., 2007. 420 с.

Полярный А. Об одном из эпизодов «креационно–эволюционной» дискуссии (Бугрова vs Вертьянов) // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/3618713.html

Пометнев С., свящ. «Формат» творения // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/4097628.html

Серебряков Н. С. Проблема соотнесения библейского повествования о творении мира и человека с научным естествознанием // «Вся премудростию сотворил еси...» Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. М.: Изд–во ПСТГУ, 2011. Вып. 1. С. 88–111.

Сошинский С. А. Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи? // «Вся премудростию сотворил еси...» Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. М.: Изд–во ПСТГУ, 2011. Вып. 1. С. 162–243, 311–327.

Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 [Электронный ресурс] / URL:

http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/28_Timofeev.pdf

Туровцев Т.А. Творение и преображение. СПб., 2008. 324 с.

Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 80–107.

Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 108–150.

Фокин А. Учение Оригена о Логосе и логосах (идеях): тексты и комментарии // Богословский сборник. М., 2001. Вып. 8. С. 197–226.

Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь – три Дня Творения / Монография. К.: «Пролог», 2008. 640 с.

Энрю Лаут. Космическое видение прп. Максима Исповедника // Богослов.RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс] / URL: http://www.bogoslov.ru/text/5009847/index.html

* * *

263

Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 222.

264

Лосский В. Н. Тварное бытие // Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 70.

265

Учение о Демиурге (др.–греч. δημιουργός – мастер, ремесленник, творец) как том, кто, созерцая вечный мир идей (гиперуранию), по их образцам создал из вечной бесформенной материи космос, присутствует у древнегреческого философа Платона. Такая концепция является примером дуализма – философского учения, признающего существование двух противоположных начал: идеального и материального. Существуют различные формы этого учения.

266

Такое учение характерно, например, для Плотина (204–269 гг.), в пантеистической (др.–греч. παν – всё и θεός – Бог) системе которого мир происходит в результате эманации (лат. emanatio – вытекание, проистечение): первопричина, называемая Единое, выходит (эманирует) за пределы самой себя и порождает Ум и Мировую Душу. Душа порождает тварный мир по образцу тех идей, которые содержатся в Уме. Существует много пантеистических учений.

267

«Материализм (лат. materialis – вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия – материальное начало, материю. Материализм восходит своими истоками еще к античному атомизму» (Материализм // История философии. Энциклопедия (Сост. и глав. науч. редактор A.A. Грицанов). Минск, 2002. С. 604).

268

Василий Великий, свт. Шестоднев. Беседа 2 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 338.

269

Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013. [Электронный ресурс] URL:

http://theolcom.ru/images/pdf7bible_papers/13_Grilikhes.pdf

270

Это христианское учение есть именно догмат, а не просто идея, теологумен, частное мнение: «Творение мира Богом «из ничего», или приведение всего существующего «из небытия в бытие» (έκ τοΰ μή οντος είς τό είναι ), есть догмат православной христианской веры, то есть непостижимая для разума богооткровенная истина. Она присутствовала в сознании Церкви Христовой изначально», – пишет прот. Ливерий Воронов (Воронов Ливерий, прот. Творение мира. Участие в творении всех Лиц Святой Троицы // Догматическое богословие. Цит. по: Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3586 ).

271

Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 130.

272

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. VIII. О Святой Троице // Источник знания. СПб., 2006.

С. 118.

273

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. II. О творении // Источник знания. СПб., 2006. С. 137.

274

Цит. по: Давыденков О., свящ. Побуждение и цель творения // Догматическое богословие. М., 2005. С. 165.

275

Лосский В. Н. Творение // Догматическое богословие. М., 1991. С. 223.

276

Флоровский Г., прот. Понятие творения у свт. Афанасия Александрийского // Догмат и история. М., 1998. С. 81. Схожая мысль есть у многих других богослов. Например, у румынского богослова о. Думитру Станилоа э. См.: Staniloae D. TDO. Vol. 2. P. 303–302.

277

См. подробнее: Воронов Л., прот. Творение мира. Участие в творении всех Лиц Святой Троицы // Догматическое богословие. Цит. по: Pravmir.ru. Православная электронная библиотека [Электронный ресурс] / URL: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3586

278

См.: Василий Великий, свт. О Святом Духе. Гл. 8; 16 // Творения. М., 2008. Т. 1. С. 107–113; 126–131.

279

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. VIII. О Святой Троице // Источник

знания. СПб., 2006. С. 118.

280

Вечность // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 97.

281

См., напр., определение времени, данное Михаилом Пселлом: «Время – это понятие и имя, созданное человеческой мыслью. Поскольку существуют вещи вечные, всегда сущие и неподвижные, и вещи, подверженные движению и гибели, то философы назвали саму меру движения временем. Ибо время – это не вещь, существующая сама по себе, не тело, видимое глазом, и не бестелесная

сущность, подобно природе, душе, разуму. Нет, время – это вещь, существующая только в мысли. Душа, соединенная с Вышним, пребывает в неизменяемом веке, когда же бывает отторгнута от вечности и лишена покоя ради рождения кого–либо, то она дает у себя место времени. Итак, время – это не иное что, как мера движения» (Пселл М. О всяческой науке [фрагменты] Гл. 75 // Памятники византийской литературы IX–XIV веков. М.: «Наука», 1969. С. 149–151).

282

Цит. по: Флоровский Г., прот. Тварь и тварность // Догмат и история. М., 1998. С. 108.

283

Цит. по: Глущенко Андрей, диак. Значение антропологии преподобного Максима Исповедника для современной православной апологетики. К.: Изд. отдел УПЦ, 2013. С. 72.

284

По замечанию В. Н. Лосского, принять такое учение «значило бы лишить тварный мир его оригинальности и самоценности, принизить творение, а значит и Бога, как его Творца». (Лосский В. Н. Догматическое богословие. Ч. II. Триединый Бог–Творец и Божественные идеи. М., 1991. С. 228).

285

Цит. по: Глущенко Андрей, диак. Указ. соч. С. 72.

286

Киприан (Керн), архим. Антропология святого Григория Паламы. Париж: YMCA–PRESS, 1950. С. 327.

287

Идея иерархичности мира была представлена во многих философских системах. Самым известным примером представления подобного рода является так называемое «Древо Порфирия».

288

Епифанович С.Л. Божественный Логос. «Всё, что до сих пор говорилось...» // Прп. Максим Исповедник и византийское богословие. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 2011. С. 50, 52.

289

Читаем у прп. Иоанна Дамаскина: «Слово «индивид» употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например, точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичест венными

(т. е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например, алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т. е. самый низший вид, например, человек, лошадь и т. п.

В собственном же смысле индивидом называется то, что хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась» (Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 11. О индивиде // Источник знания. СПб., 2006. С. 28–30).

290

См. у прп. Иоанна Дамаскина: «Видом называется то существенное, что подчиняется роду... Виды суть то, на что делится род, и то, что не имеет рода, не есть вид... Вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение» (Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 10. О виде // Источник знания. СПб., 2006. С. 24–26).

291

Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Родом называется то, чему подчиняется вид... Род есть то, что сказывается в отношении многих и различающихся по виду предметов и отвечает на вопрос: что есть предмет?.. В самом деле, род разделяется на виды, является более общим, чем вид, обнимает виды и есть высшее в сравнении с ними понятие». Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 9.

О роде // Источник знания. СПб., 2006. С. 23–24.

292

«Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик вещи являются ее свойства. Место и роль данной вещи в определенной системе выражаются через ее отношения с другими вещами» (Вещь // История философии. Энциклопедия / Сост. и глав. науч. редактор A.A. Грицанов. Минск, 2002. С. 177).

293

Епифанович C.Л. Указ. соч. С. 50.

294

См.: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3).

295

См.: «Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17).

296

«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22); «И дал Ему власть производить и суд» (Ин. 5:27).

297

См.: Глущенко Андрей, диак. Указ. соч. С. 74.

298

Подробнее см.: Епифанович С.Л. Указ. соч. Учение о человеке. «Лучшим выразителем этой гармонии...» С. 54–61.

299

Ср. с текстом прп. Максима Исповедника: «Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким–либо образом причастен Слову... Он, будучи Богом и Духом Божиим... приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух... [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как Законодатель и Предвозвеститель будущих таинств, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства... Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и

[во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает

нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усы новитель» (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XV //

Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 58–59).

300

Ср. с определенным прп. Максимом понятием «зло»: «Зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к [их] цели и решительно не есть что–либо другое» (Максим Исповедник, прп. О различных затруднительных местах Священного Писания // Творения. М., 1994. Кн. 2. С. 26); «Зло есть неразумное движение естественных сил, руководимых ошибочным суждением, к

[чему–либо] иному, помимо цели» (Там же. С. 27); «Зло по природе [своей] является способным к рассеиванию, неустойчивым, многообразным и разделяющим. Если добру по природе свойственно быть соединяющим разделенное и объемлющим [его], то злу, очевидно, свойственно разделять соединенное и разрушать [его]» (Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. Вопрос XVI // Творения. Кн. 2. С. 61); «Порочность есть неправильное использование мыслей, за которым следует злоупотребление вещами» (Главы о любви. Вторая сотница. Гл. 17 // Творения. М., 1994. Кн. 1. С. 109); «Зло, которое есть греховное употребление мыслей, сопровождаемое злоупотреблением вещами» (Там же. Гл. 82. С. 118); «Зло созерцается не как относящееся к сущности тварей, но как относящееся к греховному и неразумному движению их» (Там же. Четвертая сотница. Гл. 14. С. 135); «Для мыслящей души злом является забвение естественных благ, происходящее от страстной привязанности к плоти и миру» (Пролог к помещенным на полях схолиям // Творения. Кн. 2. С. 19).

301

Подробное изучение библейского Шестоднева в КДС предусмотрено в программе предметов «Св. Писание Ветхого Завета» и «Наука и религия», поэтому в курсе догматического богословия рассматривается только основное, богословское содержание Шестоднева.

302

Афанасий Великий, свт. На ариан слово второе // Творения. М., 1994. Т. 2. С. 341.

303

См. подробнее: Тимофеев А., прот. Шестоднев в экзегезе отцов Церкви // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 (Цит. по: Синодальная библейско–богословская комиссия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] / URL: http://theolcom.ru/images/pdf/bible_papers/28_Timofeev.pdf ).

304

Грилихес Л., прот. Шестоднев в контексте Священного Писания // Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Современная библеистика и Предание Церкви». М., 2013 / Синодальная библейско–богословская комиссия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] URL: http://theolcom.ru/images/pdiybible_papers/13_Grilikhes.pdf


Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

Комментарии для сайта Cackle