прот. Иоанн Недзельницкий

О почитании Святого Креста

Источник

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь).

Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам:

1) Так как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник. А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня.

2) Крест есть орудие божественного прославления Спасителя (Лук. 24, 26; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом (Иоан. 12, 31–33; 1Кор. 15, 53; Колос. 2, 14–15).

3) Крест – орудие спасения нашего (Галат. 3, 13; Кол. 1, 20) и слава наша.

4) Крест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины.

Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником.

Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельныя последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, возстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельныя последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для возстановления его. Средство это следующее: Второе Лице Пресвятыя Троицы, Единородный Сын Божий добровольно восхотел сделаться человеком, принять на Себя все грехи человеческие, претерпеть за них все, что определила праведная воля Божия, и таким образом удовлетворить за нас вечной правде, изгладить грехи наши, уничтожить самыя последствия их в нас и во внешней природе, т. е. возсоздать мир. Поэтому Единородный Сын Божий и называется в слове Божием «непорочным и чистым Агнцем, предназначенным еще прежде создания мира» (1Петра 1, 19–20), «Агнцем, закланным от создания мира» (Апок. 13, 8). Дабы изгнанные из рая люди ожидали грядущего Искупителя, Бог изрек первое обетование Свое об Искупителе в грозном приговоре обольстителю их диаволу: «Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и Семенем Ея; Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3, 15). Это означает, что Иисус Христос победил диавола прельстившего человеков и избавил их от греха, проклятия и смерти. Веру свою в имеющего придти Агнца, закланного от создания мира, Который принесет Себя видимо для всех в жертву за грехи мира на всемирном жертвеннике Голгофы, на Кресте, ветхозаветные люди выражали жертвоприношениями. В книге Левит (глав. 1–9) читаем о том, как по приказанию Бога народ Божий приносил в жертву Господу из скота крупного (волы) и мелкого (овцы). «Если жертва есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобресть ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения – и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельцы пред Господом; сыны же Аароновы, священники положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова» (ст. 7)... «это всесожжение, жертва, благоухание приятное Господу» (ст. 9). То, что жертвенное животное должно было быть мужеского пола, без порока, по принесении его в жертву приносило очищение грехов людей должно было напоминать ветхозаветным людям, что всемирная жертва – Господь Иисус Христос, безгрешный Сын Божий, принеся Себя в жертву за грехи мира на жертвеннике – Св. Кресте – очистит людей от греха, избавит от проклятия, диавола и смерти. Очевидно, кровь невинного ягненка напоминала людям о невинной крови Спасителя, а жертвенник напоминал собою Св. Крест!

Св. Апостол Павел называет Христа жертвою: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд, так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его, во спасение» (Евр. 9, 27–28). Или: «Как закон, ослабленный плотию, был безсилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римл. 8, 8–4). Жертву Свою Господь принес на кресте. Следовательно, Крест и есть христианский жертвенник.

Для уяснения, что Крест Христов мы справедливо называем жертвенником, прочтем 22-ю главу книги Бытия, где повествуется о жертвоприношении Авраамом. Это, а не другое место Св. Писания избираем мы потому, что принесение Исаака в жертву прообразовало жертву Голгофскую. Как на горе Мориа отец приносит в жертву единственного сына своего, так и на горе Голгофе Бог Отец приносит в жертву Единородного Сына Своего.

«И пришли Авраам и Исаак на место, о котором сказал Аврааму Бог, и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров, и простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего» (9–10 стихи). Вникая в историю жертвоприношения Исаака, мы видим, что здесь жертва – Исаак и устроенный Авраамом – деревянный жертвенник. Исаак прообразовал собою принесенного на Голгофе в жертву Агнца Божия – Иисуса Христа, о Котором в Евангелии от Иоанна пишется: «На другой день видит идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Ссбя грехи мира» (Иоан. 1, 29). Без жертвенника же никогда жертва не приносилась, поэтому и Агнец Христос не мог быть принесен без жертвенника.

В слове Божием, как мы видели уже выше, ясно различаются два предмета при всяком жертвоприношении: жертва – закалываемое животное и притом лучшее из животных своего рода, и жертвенник – предмет неодушевленный, рукотворенный. Например: в книге Бытия 8, 20 (о Ное), Исх. 40, 10 и мн. друг.

До пришествия на землю Сына Божия, те жертвенники, по которым лилась кровь тельцов, овец и других жертвенных животных, как прообразы жертвенника всемирной жертвы, были в глубоком и благоговейном почитании у еврейского народа: они считались предметами святыми. «Жертвенник, говорит Бог Моисею, будет святыня великая, все, прикасающееся к нему (жертвеннику), освятится» (Исх. 30, 28–29). В Новом Завете пред нами жертвенник всемирной жертвы – Крест Господень: по нем текла кровь не тельцов, агнцев или иных животных, но пречистая кровь Сына Божия. Это сравнение жертвенников ветхозаветных с новозаветным внушает нам необходимость почитать Святый Крест Господень. Ведь если жертвенники, облитые кровью жертвенных животных, были почитаемы в Ветхозаветной Церкви за великую святыню, то тем более в Христианской Церкви свят и достопоклоняем крест – жертвенник, обагренный святейшею кровью Спасителя. Если прикасавшиеся к ветхозаветному жертвеннику освящались, то тем более освящаются христиане благоговейно прикасающиеся ко св. Кресту и с любовию лобызающие его.

Затем Крест Господень есть орудие божественного прославления его, как уверяет нас в этом Сам Господь в св. Евангелии (Лук. 24, 26; Иоан. 12, 23). В 24-ой гл. от Луки разсказывается о том, как Спаситель после Своего воскресения из мертвых обратился к шедшим в Еммаус ученикам Своим со словами: «не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (ст. 26). – При торжественном входе Своем в Иерусалим за несколько дней до страданий Своих на кресте Спаситель сказал: «пришел час прославиться Сыну Человеческому» (Иоан. 12, 23). «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертию Он умрет» (Иоан. 12, 32–33). Христос Свое шествие на Крест, принесение Себя в жертву за грехи мира считает за славу, за честь и за неизбежное условие к привлечению в Свое вечное царство всего мира. Отсюда ясно, что Крест есть лествица к славе для Господа Иисуса и знамя победы над диаволом, адом и смертию. Что Бог Отец Небесный возвеличил Сына Своего на кресте, об этом свидетельствует апостол Павел, говоря Филипписеям, что Спаситель смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени (Филип. 2, 6–9). Выражение: посему Бог превознес Иисуса Христа после слов: смерти крестной, показывает что крест был высочайшею ступению неизмеримого Божеского прославления Господа.

Будучи орудием прославления Спасителя крест является орудием победы над диаволом (Кол. 2, 15; Ефес. 4, 8; Псал. 67, 19). В Св. Писании читаем: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он воспринял также оныя, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти, чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2, 14–15). Таким образом, смертью на кресте Спаситель избавил нас от власти диавола. А орудие победы над врагами народа Божия святится, почитается и сохраняется во святом месте. Так меч, которым поразил Давид Голиафа и тем избавил евреев от пленения, хранися в скинии – доме Божием (1Цар. 21, 9), как святыня – знак милости Божией к народу, Крест Господень должен тем более считаться великою святынею для благочестивого христианина. Если город Иерусалим, в котором был распят Иисус Христос, свят (Мат. 27, 53), если свята гора, на которой некогда стояли пречистыя ноги Спасителя (2Петра 1, 18), то тем более свят крест, на котором Спаситель находился всем Своим пречистым телом.

Далее. Мы спасены кровию Христа на кресте. Он примирил нас с Богом именно посредством креста, убив вражду на нем (Ефес. 2, 16). Значит, крест в деле нашего спасения имел великую силу, как орудие нашего спасения. Поэтому надо почитать Крест с любовию. Он – слава наша. Апостолу Петру Христос предлагает крестное страдание, как честь, дважды говоря ему: Иди за Мною во время обеда при Тивериаденском море (Иоан. 21, 18–19). Св. Ап. Павел говорит Коринфянам: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, иудеев и еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1, 23–24). – Слово Божие о кресте для погибающих юродство (безумие) есть, а для нас спасаемых сила Божия (1Кор. 1, 18). Галатам Ап. Павел говорит: «Я не желаю хвалиться разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Галат. 6, 14).

Что значит хвалиться Крестом Христовым? Это значит держать его высоко, на виду как святыню. Православные так и поступают. Они ставят Крест на храмах, и внутри храмов крест занимает первое место. Как святыня, верное оружие против духовного врага, крест на груди у каждого православного христианина; он же осеняет и могилы усопших как знамение их веры в Распятого и надежды воскресения. Сколько врагов одолела Русь крестом в руках и молитвою в сердце! С крестом святым и ныне воин идет на брань за веру Христову, подвизается на войне, и легче ему умирать в надежде на милость Божию по вере. С крестом святым выходит селянин на поле свое и на всякую работу, и легче ему труд и слаже ему свой хлеб трудовой! Легко живется на свете с верою в Распятого и молитвою к Нему, легче и в могиле лежать, когда над нею стоит крест христианский!.. Таким образом то, что служило знаком позора для иудеев, а для язычников римлян орудием казни, мы почитаем за самый дорогой предмет и не стыдимся выставлять его на показ.

Св. Писание пророчески еще в Ветхом Завете говорит о Кресте: «благословенно дерево, через которое бывает правда» (Прем. Сол. 14, 7). Божия правда была оскорблена преслушанием Адама. После прародительского преступления между Богом и людьми возникла как бы вражда (Евр. 2, 15). Эту вражду и упразднил Христос, примирив нас с Богом посредством Креста (Ефес. 2, 16). Отсюда ясно следует, что Крест был тем деревом, посредством которого явилась в мир правда Божия.

Наконец, Крест есть победоносное знамя для каждого христианина. Царь Давид просил у Бога: «даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Псал. 59, 6). Душа псалмопевца Давида жаждала торжества дела Божьего на земле и в доказательство этого торжества «боящиеся Бога», по словам царя Давида, должны были поднять знамя ради истины. И пророк Исаия говорит про Спасителя людей: «Он поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и разсеянных Иудеев созовет от четырех концев земли» (Исаии 11, 12 ср. 62, 10). Таким образом то, о чем молил Бога царь Давид, – должно исполниться с пришествием Спасителя в мир. Значит, у «боящихся Бога», христиан должно быть видимое знамя, поднятое ради истины. И это видимое знамя, это древо, через которое бывает всякая правда, исполняется истина, есть святый крест. Знают это враги Креста Христова (Филип. 3, 2. 18) и потому силятся лишить православных христиан этого важнейшего знамени, обзывая Св. Крест Христов виселицею, эшафотом и произнося на него всическия хулы и ругательства. Они забывают, что при кончине мира «явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земныя и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24, 30). Тогда дадут враги Креста Христова строгий ответ за свои издевательства над знаменем Христовым, над жертвенником всемирным, благословенным древом – святым Крестом!

Так как св. Крест есть величайшая святыня для христиан и покланяться святыне повелено было еще в Ветхом Завете, то понятно, почему христиане кланяются пред св. Крестом и лобызают его... Св. пророк Давид в Псалтири, по внушению Духа Божия, заповедует: «превозносите Господа Бога нашего и покланяйтеся подножию Его. Свято оно» (Псал. 98, ст. 5); а в 131 псалме (ст. 7) призывает к исполнению повеления Божия: «пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Если в силу повеления Божия ветхозаветные люди поклонялись месту, освященному особым присутствием Божиим, то тем более мы, христиане, должны поклоняться Кресту Господню, освященному не только присутствием Господа Бога, но и спасительными страданиями нашего Искупителя и божественною кровию Его. Да и можно ли равнодушно стоять и не преклоняться пред такой великой святыней, если человек искренно верует в Спасителя и хоть сколько-нибудь ценит страдания Его за нас! И мы видим, что все исповедующие веру Христову, от дней апостольских и до ныне, благоговейно преклоняют колена пред св. Крестом Господа нашего Иисуса Христа и с верою целуют это подножие ног Спасителя, – все, кроме одной горсти отпадших от Церкви Христовой (баптистов, штундистов и друг. протестантов), появившихся лишь в недавнее время.

Враги Креста Господня говорят: «как же можно почитать крест? ведь если бы моего родного отца казнили, то неужели я стал бы почитать то орудие, которым его умертвили? да мне противно было бы видеть его». Отвечай им на это, православный христианин, так: Да, если бы твой, или мой отец был преступник и казнен за свои преступления, то нам было бы тяжело видеть то орудие, которым казнили за преступление твоего или моего отца; но представь себе, что преступники мы с тобою; и за тяжкия вины наши оба мы осуждены на смертную казнь, и что какой-нибудь святой человек, сжалившись над нами, пожертвовал собою за нас, принял на себя все наши преступления и предал себя на позорную казнь, чтобы оправдать и спасти нас с тобою. И это орудие, которым его невинного и святого, умертвили, и которое, из орудия казни, обратилось в орудие нашего с тобою спасения, не сделалось ли бы оно для нас священным? Не стали ли бы мы, глядя на него, вспоминать со слезами благодарности о нашем благодетеле, принявшем на себя заслуженную нами казнь, не так-ли? Представьте же себе, что этот благодетель был не простой святой человек, а вместе и Бог, да и спас от заслуженной казни и погибели безчисленное множество подобных грешников, как же нам не почитать священным то орудие, которое Он Сам избрал для принесения Себя в жертву, на котором Он выстрадал в страшных муках наше оправдание пред Правосудием Небесным, и который, обливши Своею кровию, сделал орудием нашего спасения?..

Только не веровавшие во Христа евреи и римские язычники, считая Христа простым человеком, возмущавшим народ против римской власти, распинали Его на кресте, как на эшафоте. Только евреи и римские язычники считали крест орудием казни, как теперь протестанты считают крест виселицею, но всякий, искренно верующий во Христа, как Искупителя своего от греха, проклятия и смерти, считает крест жертвенником, а Христа – жертвою и чтит св. Крест, и хвалится ним подобно апостолу Павлу, который восклицает: «я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галат. 6, 14).

Но, воздавая честь и поклонение Кресту как благословенному древу, чрез которое мы оправданы, Св. Церковь воздает честь Кресту не как веществу, из которого он сделан, не дереву, не меди, не золоту, или серебру, а тому, что он образует. Крест – образ Распятого Господа нашего Иисуса Христа; он представляет нашему зрению и на память нам приводит последния минуты из земной жизни Иисуса Христа: Его страшныя за нас грешных мучения, пречистую кровь, пролитую на кресте, раны, которыми мы исцелились (Ис. 53, 5); а потому верующие, преклоняясь телом своим пред Крестом, сердцем и мыслями возносятся к Распятому на нем.

Итак, ясно из слова Божия, что Крест Христов – великая святыня Церкви Христовой; это – сила Божия для нас спасаемых (1Кор. 1, 18). Поэтому-то истинно верующие во Христа, где бы ни встретили образ Распятого, должны преклонять колена пред ним, вознося ум и сердце свое к Первообразу. Да и как христианину не преклоняться пред крестом Христовым? Если по слову Божию Колоссяне обязаны были помнить узы св. Апостола Павла (Кол. 4, 18), то тем более все христиане должны памятовать о страданиях Христа, потому что:

Его злодеев руки На древо вознесли, Ему страданья, муки Грехом мы нанесли,

должны помнить об Его Кресте, которым открыт нам путь в царство небесное. Через поклонение св. Кресту православные христиане выражают любовь свою к Распятому Господу и памятование об Его крестных заслугах.

«Непобедимая, и непостижимая, и божественная сила Честного и Животворящего Креста не остави нас грешных»!

Протоиерей Иоанн Недзельницкий.

Гор. Миннеаполис. Сентября, 1930 года.


Источник: Протоиерей Иоанн Недзельницкий. О почитании Святого Креста. — Wilkes-Barre: Типография газеты «Свет», 1930. — 12 с.

Комментарии для сайта Cackle