В.И. Добротворский

Источник

VI. О Боге-Совершителе Своих судеб о человеке и мире или Выполнителе Своих вечных определений о них

Благодатное освящение по отношению к каждому человеку продолжается до конца его земной жизни, а по отношению ко всему роду человеческому до скончания века, или до конца мира; потому учение о Боге-Совершителе последней судьбы человека и мира, разделяется на два отдела: о судьбе каждого человека по смерти, и о последней судьбе человечества и мира.

1) Учение о судьбе каждого человека по смерти заключает в себе два пункта: учение о бессмертии души и о состоянии душ умерших людей. а) Смерть телесная, состоящая в разлучении души от тела, не есть прекращение бытия души, – «смерть вошла во вся человеки чрез грех» (Рим. 5, 12) и есть возмездие или наказание за грех; вследствие этого наказания тело человека «возвращается в землю, из которой оно взято, а дух его возвращается к Богу, Который дал его» (Екл. 12:7). Истина личного бессмертия души, утверждается в Свящ. Писании во многих местах как Ветхого, так и Нового Заветов. «Бог не есть Бог мертвых, но живых; ибо у Него все живы» (Лук. 20:38). Кроме прямых и ясных указаний Священного Писания, истина бессмертия души человеческой свидетельствуется всем строем и характером догматического и нравственного учения, а в особенности, – учением о человеке, сотворенном по образу и по подобию Божию, потому имеющем личное самосознание и тем отличающемся от других земных тварей. Достоинство личности, в отличие от простого неделимого, состоит в том, что личность хотя и принадлежит к роду, но сохраняет свою самостоятельность, а не есть только неизменное повторение родового типа, каковы все живые твари, кроме человека. Неделимые умирают, но сохраняется род; человеку принадлежит не родовое, а личное бессмертие; сотворенный по образу и по подобию Божию, человек имеет назначение быть в религиозном союзе и общении с Богом, источником жизни и бессмертия, а потому имеет назначение быть бессмертным.

Истина бессмертия души находит подтверждение и в целесообразном порядке мира; по премудрому и всеблагому устроению Божию, все живые твари в продолжение жизни достигают свойственного им развития; но что касается человека, то только у него лучшие стремления к достижению истины, к осуществлению нравственного идеала, к счастью и блаженству, остаются неудовлетворенными в его земной жизни. Если земная жизнь человека прерывается смертью по причине греха, то творческая воля Божия остается неизменною в своем определении о предназначении человека, в особенности о нравственном предназначении его к святости и совершенству, сообразно святости и совершенству Божию. Для достижения этого предназначения человек должен жертвовать самой своей жизнью; но эта жертва не имела бы смысла, если бы жизнь человека совершенно прекращалась смертью. С учением о нравственном назначении человека, о нравственном законе неразрывно соединяется идея о воздаянии каждому по делам его, по закону правды Божией. Но в продолжение жизни земной нет полного воздаяния человеку и совершенного торжества правды Божией. Учение о полном воздаянии и совершенном откровении правды Божией наиболее решительным образом свидетельствует о бессмертии души человеческой.

α) Отвергают бессмертие души материалисты, потому что отрицают самостоятельность ее, как особого, отличного от тела начала, указывая в частности на то, будто бы сознательная жизнь человека вся замкнута в пределах земной жизни, возникает мало-помалу, развивается, достигает своего расцвета в зрелом возрасте, потом ослабевает, склоняется к упадку и наконец, прекращается вместе со смертью телесною. Но, во-первых, что сознание возникает в человеке и развивается, – это ничего не говорит против его существенной принадлежности человеку. Во-вторых, то, что материалисты называют ослаблением и упадком сознания, относится не к сознанию вообще, а к тому или иному направлению его деятельности, свойственной тому или другому возрасту человека; ослабляясь в одном направлении, сознание обнаруживает свою деятельность в другом направлении, обращаясь к иным, высшим предметам и областям жизни и сосредоточиваясь в помыслах и желаниях, возвышающихся над всем земным и временным.

β) Пантеисты отрицают личное бессмертие человека, но признают его бессмертие в роде, или неумирающую память о нем в потомстве; человек продолжает жить в своих делах, сочинениях и пр. Но дела человека и память о нем не то, что сам человек; притом и память в потомстве – удел весьма немногих исторических лиц. Потому напрасно пантеисты говорят о бессмертии человека; они признают родовое бессмертие; но ничто в пантеизме не может служить ручательством за сохранение рода человеческого, как и всего мира, который представляет собой случайное проявление Божественной сущности. Глубочайшее основание бессмертия души человеческой так же, как и твердости мирового порядка, заключается в учении о личном бытии Бога, Творца мира.

б) Состояние душ, отошедших от сей жизни, изображается в Свящ. Писании, как состояние сознательное, в котором они сохраняют способность испытывать те или иные чувствования, вспоминать, рассуждать, желать, обращаться с молитвою к Богу, взывать о помощи (Лук. 16:22–31. Апок. 6:9–10); потому оно отнюдь не есть состояние мертвенного покоя. Человеку положено однажды умереть, а потому суд (Евр. 9:27), на котором каждому, по делам его земной жизни, определяется его участь, как показывает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре; праведники успокаиваются от тяготы забот, болезней и скорбей земной жизни и наслаждаются блаженством, принадлежа к Церкви, торжествующей на небеси, в общении с Иисусом Христом (Фил. 1:23) и Богом Отцом (Апок. 7:15), но еще не получают полного воздаяния, которое неотделимо от полного откровения царства правды и славы Божией. Напротив, состояние грешников изображается, как состояние мучения и скорби в удалении от Бога и общества святых; но и для них это не есть окончательное состояние полного возмездия за грехи. Для тех из грешников, которые не принесли в земной жизни плодов веры и покаяния, но сохранили искреннюю веру, остается надежда, что вера, как начало духовной жизни, сделается для них и началом блаженной жизни; Господь Иисус Христос имеет ключи ада и смерти (Апок. 1:18), то есть имеет власть изводить оттуда души умерших, прощая им грехи. Между этими двумя состояниями блаженства и мучения, нет какого-либо среднего состояния, хотя есть различные степени блаженства и мучения, соответственно делам каждого человека (Ин. 14:2; Лук. 12:48).

2) О последней судьбе человечества и мира. Учение о последней судьбе человечества и мира заключает в себе следующие частные пункты: а) о состоянии Церкви Христовой, или благодатного царства Божия, в последнее время его существования на земле.

Время это изображается в Свящ. Писании, как время жатвы (Мф. 13:30), к которому достигает полного своего развития и зрелости как добро, так и зло. По изволению Божию, представляющему свободу всем: «обидяй да обидит еще, и скверный да осквернится еще, и праведный правду да творит еще, и святый да освятится еще» (Апок. 22:11), – таково состояние добрых и злых в последние времена Церкви. С одной стороны, царствие Божие достигает необычайных успехов, – евангелие царствия Божия распространяется по всей вселенной, оно привлечет к себе всех, способных принять благовестие об искуплении и воспользоваться им; в царствие Божие войдет полное число язычников и евреев (Рим. 11:25–26); избранные Божии достигнут святости, недоступной прельщению (Мф. 24:24), готовой на всякое терпение до конца. С другой стороны, зло достигнет крайнего своего развития в оскудении веры (Лук. 18:8) и отступлении от нее (2Сол. 2, 3), в полном охлаждении любви, в умножении беззакония, во всех видах нечестия и законопреступности (2Тим. 3:2–8); наконец, откроется человек беззакония, сын погибели, противник Бога Христа, потому именуемый «антихристом» (1Ин. 2:22). В нем сосредоточится всё, что есть на земле греховного и враждебного церкви Божией. Отвергая Бога, он будет выдавать за Бога себя и требовать признания от других (2Сол. 2:4), отверзет уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его (Апок. 13:6), то есть Церковь, – будет иметь власть над всяким коленом и народом, языком и племенем, покоряя себе всех своим могуществом и обольщением; но заблуждение будет простираться на тех, которые не веровали истине, по некоему попущенному Богом действию заблуждения, будут верить лжи. Антихристу дано будет вести войну со святыми и победить их, тогда поклонятся ему все, живущие на земле, кроме предопределенных и избранных ко спасению от создания мира (Апок. 13:7–8). «Тогда будет скорбь великая, какой же не было от начала мира доселе, и не будет, и если бы не прекратились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных прекратятся те дни» (Мф. 24:21–22). Это будет последняя борьба антихристианского направления против веры и благочестия. Она будет прекращена непосредственным явлением на земле самого Главы и Господа своей Церкви, вторым пришествием Иисуса Христа, Который истребит противника и противление духом уст Своих (2Сол. 2:8).

б) С учением о втором, главном пришествии Сына Божия на землю неразрывно соединяется Учение: α) о воскресении мертвых, β) о кончине и преобразовании и γ) о всеобщем суде.

α) Учение о всеобщем воскресении мертвых, имеет твердые основания в Свящ. Писании как Ветхого, так и Нового Завета. «Воскреснут мертвые и восстанут, иже во гробех» (Ис. 26:19). «Мертвые услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, как праведные, так и грешные» (Ин. 5:25–9). – Деисты и спиритуалисты, признавая личное бессмертие души человеческой, отвергают Учение о воскресении тел, имеющих снова соединиться с душами: «материя – бремя для души», говорит Кант; «тело не воскреснет», говорит Шенкель, «потому что оно – препятствие для духа». Но полный человек, созданный по образу Божию, состоит из души и тела; такова творческая мысль Божия о человеке, таким человек сотворен и таков нормальный образ его бытия. Смерть, или разлучение души от тела, вошла в мир через грех, а потому и искупление от греха есть и искупление от смерти, которая именуется «последним врагом» (1Кор. 15:26); как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут в пришествие Его. Но отсюда не следует, как заключают новейшие спиритуалисты, держась учения об условном или «факультативном» бессмертии, что будет воскресение только праведников, а не всех умерших. Господь Иисус Христос Сам учил: «вси сущие во гробех услышат глас Сына Божия и изыдут сотворшие благая в воскрешение живота, а сотворшие злая, в воскрешение суда» (Ион. 5:28–29), то есть воскреснут для осуждения их, воскреснут, потому что грех не имеет силы изменить вечную мысль Божию о природе человека, как существа духовно-телесного, и не изменяет самой природы человека в тех ее свойствах, которые не зависят от его свободы и образа бытия, свойственного человеку. Тела умерших восстанут по действию всемогущей силы Божией, будут иметь качества, соответственно новому состоянию человека (Апок. 20:13); у праведных оно будет сообразно прославленному телу Иисуса Христа по воскресении Его (Фил. 3:21); но этого нельзя сказать о состоянии тел воскресших для осуждения.

β) С судьбою человека нераздельно связана и судьба земли, отданной Богом во власть человека и в жилище ему при сотворении; за грех человека она проклята Богом, покорилась суете и тлению, стенает и мучится доныне. Но когда человек освободится от греха и всех его последствий, достигнет свободы славы, свойственной искупленным чадам Божьим, тогда и сама тварь будет освобождена от рабства суете и тлению. О преобразовании неба и земли, через изменение их, говорится в псалме: «в начале, Господи, Ты основал землю и небеса – дело Твоих рук; они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся» (Пс. 101:26, 27). Искупление человека от греха есть искупление и от всех его последствий как в самом человеке, так и во внешнем мире. По обетованию Божию мы ожидаем нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда (2Петр. 3:13), следовательно, уже не будет никаких последствий греха. Кончина мира, или преобразование настоящего порядка его, предшествуется страшными и грозными явлениями и потрясениями его, губительными для человека.

γ) Всеобщий суд Божий, суд Христов по воскресении мертвых, есть всемирное откровение правды и святости Божией в последний день мира. Пред судилищем Христовым соберутся все народы: «когда Иисус Христос приидет, тогда узрит Его всякое око» (Апок. 1:7). Всеобщий суд есть окончательное торжество добра над злом и окончательное разделение их. Различие между добром и злом есть существенное и непримиримое, оно и выразится на суде Христовом полным и совершенным разделением их. Пантеисты, не признавая этого различия, отвергают всеобщий суд. «Всемирная история есть всемирный суд», говорит Штраус со слов Шиллера. Но весь ход не только всемирной истории, но и истории каждого общества и народа, ход жизни каждого человека есть суд над ними, только еще не окончательный и не решительный.

По определению вечной правды Божией, имеющей открыться на всеобщем суде Христовом, праведники идут в жизнь вечную, а грешники – в муку вечную. Вечная жизнь – удел тех, которые усвоили себе искупление, есть жизнь истинная, всецело удовлетворяющая стремлениям и потребностям богоподобного духа человеческого; следовательно, жизнь преисполненная блаженства и славы в живом, неперестающем общении с Богом и единении с Ним (1Кор. 15:28). Настоящая земная жизнь с самыми высокими своими радостями не может дать нам определенных образов для составления понятия о блаженстве в вечной жизни. «Знаем только, – говорит ап. Иоанн, – что будем подобны ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин. 3:2). – Вечный, говорят пантеисты, есть абсолютный покой, а жизнь – движение и развитие. Но живя в пределах времени, мы не можем отрешиться от его условий и представлять жизнь вне этих условий. Потому не в состоянии познать и определить характера вечной жизни; но не можем не знать, что в Боге неисчерпаемая глубина и бесконечная полнота совершенств, потому в Нем источник нескончаемого блаженства для разумных тварей; знаем также, что все благодатные дары Божии суть только залог будущего блаженства (Еф. 1:14) и начаток будущей славы (Рим. 8:23).

Уделом грешников, отвергших богодарованные средства к искуплению, а также уделом отпадших ангелов будет вечная мука, или смерть вечная, вторая для нераскаянных грешников. Под именем смерти разумеется не уничтожение бытия, на которое нет воли Божией, а отвержение от Бога, источника жизни. В этом отвержении заключается главнейший источник мучения, как чувства крайнего противоречия между своею богосозданною природою и отверженным состоянием; коренное разделение между добром и злом выразится в отделении и отлучении добрых и злых, в уничтожении всяких иллюзий и обольщений, которыми теперь прикрывается зло. Никакой надежды, хотя бы то и мнимой, никаких радостей и утех, потому что надежда и радость – достояние добра. На долю осужденных остается злоба и отчаяние. Учение о вечности мучений выражается в словах и образах, не допускающих мысли об окончании мучений, и нигде нет в Св. Писании никаких указаний и намеков на изменение состояния их. Под влиянием и в духе пантеизма, отрицающего различие между добром и злом по их существу и непримиримой противоположности, составляются учения о всеобщем восстановлении всех, и праведных и грешных, к блаженному общению с Богом (άποκαταστασις, Wiederverstellung). Но различие между добром и злом есть существенное и коренное, непримиримы никогда, оно и выражается в отделении их окончательном и вечном. Мучения вечны, потому что существенно непримиримо и вечно различие между добром и злом. Противно, говорят, бесконечному милосердию Божию подвергать разумные и чувствующие существа вечным мукам. Но бесконечное милосердие Божие и бесконечная любовь Божия к тварям открываются в послании па землю Сына Божия для искупления их. Эта бесконечная любовь отвергнута нераскаянными грешниками. Бог бесконечно милостив, но и бесконечно правосуден. – Противно, говорят, правосудию Божию за грехи временной жизни наказывать вечными мучениями. Но правосудие Божие наказывает зло, когда оно достигает в полную свою меру и созревает в человеке, когда человек отвергает все средства милосердия и долготерпения Божия. Правосудие не изменяет зла в добро, ни добра в зло; оно есть нелицеприятное суждение о том, что добро есть добро, а зло есть зло, – есть оправдание добра и осуждение зла. Иным правосудие быть не может. Временная жизнь есть поле, на котором вместе растут и доброе семя и плевелы, пока не наступит время жатвы, пока не созреют и доброе семя и плевелы (Мф. 13:38–43). Как в утробе матери мы получаем физическую организацию, в которой остаемся на всю земную жизнь, так в продолжение своей земной жизни создаем свой духовно-нравственный организм, с которым остаемся на всю вечность. Пропасть великая утвердится между праведными и грешными в будущей жизни, так что нет перехода от одних к другим (Лук. 16:26), хотя есть различные степени блаженства для праведников (1Кор. 15:41–42) и различные степени мучения для грешников.


Источник: Основное богословие, или Христианская апологетика [Текст] : Православное догматическое богословие: Лекции [для ун-та] / В.И. Добротворский. – Репринт. воспроизв. изд. 1895 и 1896 гг. – СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2005. – 112 с.

Комментарии для сайта Cackle