В.И. Добротворский

Источник

V. О Боге Освятителе человека

Искупление совершилось; в Лице Иисуса Христа, Богочеловека, явился на земле человек, удовлетворивший правде Божией, понесший наказание за грехи человечества и восторжествовавший над смертью. Но все, что совершил Иисус Христос, совершил «нас ради человек и нашего ради спасения и искупления, – нас ради воплотился и вочеловечился, совершил служение пророческое, первосвященническое и царское», почему Он именуется «Начальником спасения», «перворожденным всей твари», первенцем из мертвых», «новым Адамом», «Спасителем» и «Искупителем». Чтобы быть искупленным, каждому человеку надлежит быть в таком же неразрывном союзе с Искупителем, Богочеловеком Иисусом Христом, в каком каждый состоит с первым Адамом, но не по плоти, а по духу, тем не менее – в союзе также действительном и как бы органическом. «Я есмь лоза», сказал Иисус Христос, «а вы ветви: кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). В этом же смысле теснейшего союза Иисус Христос именуется «Главою», а все люди, соединенные с Ним, «телом Его», или все вместе называются: «Телом Христа», а порознь «членами единого тела». Учение о союзе человека с Иисусом Христом, Начальником и Совершителем веры, есть существенная и характерная особенность христианской религии, отличающая ее от всех других. Это учение в порядке устроения искупления человеческого называется учением об усвоении каждому человеку дела искупления, совершенного Иисусом Христом, или: учением об освящении человека, потому что через союз с первым Адамом – всем людям усвояется грех, а чрез союз с новым Адамом, Господом Иисусом Христом, всем усвояется Его праведность, – Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним (Еф. 1:4). Усвоение человеку искупления, или освящение его совершается благодатию Божиею, которая действует посредством церкви и таинств: отсюда три пункта учения об освящении человека: учение о благодати Божией, о церкви и таинствах.

О благодати Божией

а) Под именем благодати Божией вообще разумеется дар благости и любви Божией к человеку, каковы все творческие и промыслительные действия Божии по отношению к человеку, словом, всё получаемое им от Бога без всяких заслуг со своей стороны. Но все дело искупления человека, усвоение искупления каждому человеку и освящение его, есть дело благодати Божией в собственном и частнейшем смысле. В этом смысле Ап. Павел говорит: «благодатию вы спасены чрез веру, и cиe не от вас; Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8–9). Искупительное действие благодати Божией принадлежит всем Лицам Пресв. Троицы, но в собственном смысле, как действие усвоения искупления и освящения, благодать Божия есть действие Св. Духа. В Ветхом Завете Бог обещал послать в мир Св. Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть и будет всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Ин. 2:28, 32). Иисус Христос сказал о том же обетовании: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин. 14:16–17). Это обетование исполнилось в день пятидесятницы.

б) Благодать Божия необходима как для искупления человека, так и для усвоения дела искупления или для освящения его. Многие видели Иисуса Христа во время Его земной жизни, слышали Его учение, были свидетелями Его дел, но не уверовали в Него, не усвоили себе виденного и слышанного, даже Его ученики, пока не получили Св. Духа. Для усвоения искупления необходимо новое чрезвычайное действие Божие, именно освящающее действие благодати Духа Святого. Слово о кресте и о всем деле искупления, совершенного Иисусом Христом, для одних людей соблазн, для других безумие (1Кор. 1:23), потому никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым (1Кор. 12:3), и без благодати Божией невозможно ни начало, ни продолжение, а тем более усовершенствование в духовной жизни. – Освящение человека состоит в полном и совершенном обновлении его, или в претворении ветхого, греховного человека в нового, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4:24), имеет целью, чтобы человек достиг в меру полного возраста Христова и исполнился всею полнотою Божией (Еф. 3:19). Как грех, вошедши в мир, царствовал к смерти, выражаясь во всех видах преступлений и беззаконий, так и благодать воцарилась к жизни вечной, внося в мир начало новой жизни, открывающееся во всех видах и плодах духовного совершенства. Потому всякое духовное добро в человеке есть действие благодати Божией. Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению (Фил. 2:13), в противоположность тому, как грех, живущий в человеке, направляет все помышления сердца его на зло. Об этом действии благодати Божией выразительно говорит Ап. Павел: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во Мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со Мною» (1Кор. 15:10).

в) Усвоение человеку дела искупления совершается не по заслугам человека и не по делам его, а по благодати, то есть туне, или даром, иначе благодать не была бы уже благодатью (Рим. 11:6). Действие благодати Божией сопоставляется Ап. Павлом с действием греха. Как непослушанием одного человека люди сделались грешными, так и послушанием одного они сделаются праведниками (Рим. 5:19); как преступлением одного – всем человекам осуждение, так правдою одного всем – оправдание (ст. 18); как преступлением одного царствовала смерть, так через праведность одного благодать воцарилась к жизни вечной (17:21); как через первого Адама вошел в мир грех и действовал во всех потомках его, так через второго Адама Господа Иисуса Христа, все могут принимать обилие благодати и дар праведности (Рим. 5:17) по единству природы человеческой в Богочеловеке Искупителе и в нас, людях.

г) Вменение дела искупления каждому человеку совершается благодатью Божьей, свободно принимаемой человеком. Как первородный грех вменяется каждому человеку, когда человек свободно соглашается на грех, так и благодать Божия вменяет каждому искупление, когда человек свободно покоряется ей. Для принятия благодати Божьей со стороны человека необходимы вера и добрые дела. Ибо сказано: благодатью вы спасены через веру (Еф. 2:8), но вера необходима живая и деятельная, потому необходимы и добрые дела, как выражение и плод веры, потому что «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:20); уже сама по себе вера есть дело свободного желания человека, выражает его решимость отстать от греха и обратиться к Богу, эта решимость выражается самим делом. Благодать Божия не стесняет человеческой свободы, напротив, предполагает ее, как при обращении человека к Богу, так и при всех действиях освящения в продолжение всей его жизни. Неправильно учат об отношении благодати Бoжиeй к свободе человека: α) – рационалисты, которые все дело спасения человека приписывают его свободе, разумея под именем благодати вообще творческие и промыслительные действия Божьи, как то: естественные силы и дарования, нравственный закон и пример Иисуса Христа. Но как было показано, собственные силы и средства человека недостаточны для искупления его; творческие и промыслительные действия Божьи только приводят человека к сознанию его собственной недостаточности и греховности, к сознанию необходимости чрезвычайной помощи Божией для искупления от греха, β) Реформаты-кальвинисты всё приписывают благодати Божией, без участия со стороны человека, ограничивая спасительные действия благодати Божией только людьми, предопределенными к спасению. Но предопределение Божие имеет всеобщий характер, потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись – совершается в отношении к каждому человеку по предведению Божию, а не по принуждению, «не потому чтобы Бог хотел одних оправдать, а других осудить без причины: ибо это не свойственно Богу, общему для всех и нелицеприятному Отцу». Янсенисты называют благодать Божию непреоборимою, так что предопределенные Богом исполняют нравственный закон, привлекаемые препобеждающим услаждением благодатию Божиею; но благодать Божия не есть непреоборимая по отношению к свободе человека, она именуется «преизбыточествующею» (Рим. 5:15) и преизобилующею – по обилию даров к жизни вечной,«к препобеждению всякого зла» (Рим. 8:37). γ) Неправильно учат, наконец, об участии человека в деле искупления лютеране, которые утверждают, что человек оправдывается одною верою без дел закона, основываясь на неправильном понимании слов ап. Павла (Рим. 3:20). Под «делами закона» апостол разумеет праведность, которой хвалились иудеи, выставляя её, как заслугу перед Богом. Ап. Павел говорит: «законом только познается грех», но не достигается праведность (Рим. 3:20); потому внушает верующим, чтобы они поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, «принося плод во всяком деле благом» (Кол. 1:10). Авраам и все ветхозаветные праведники верою творили правду (Евр. 11:17–33), выражая свою веру в богоугодных делах.

д) Действия благодати Божией к освящению человека. α) Призывание к спасению. Никто не может прийти ко Мне, сказал Иисус Христос, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44). Иисус Христос уподобляет свое царство брачному пиру, на который люди призываются (Мф. 22:2–3). Призываются все, но только последовавшие этому призыву называются «призванными» (Рим. 1:6–7), призываются через распространение благовествования об Иисусе Христе и промыслительные действия Божии, устрояющие жизнь человеческую. Всеобщность призывания видна из повеления, данного апостолам: «шедше научите вся языки» (Мф. 28:19). Призывание называется также предваряющею благодатию Божиею.

β) Действия освящающей человека благодати Божией: обращение к Богу, оправдание от всех грехов и от наказания за них (Рим. 6:18; 8:1). Под именем оправдания разумеется действительная праведность, даруемая благодатью, а не простое объявление невиновным и освобождение от наказания, по воззрению протестантов, – как это показывают и другие, соединяемые с оправданием действия благодати Божией, каковы: возрождение человека, вследствие которого он делается Сыном Божьим, или усыновляется Богу; обновление, по которому возрожденный от Духа Святого становится «новою тварию» (2Кор. 5:17), «новым человеком» в отличие от ветхого или греховного, и соединении с Иисусом Христом всех, как членов одного тела, которого глава – Христос (1Кор. 12:12). Действие благодати Божией открывается в особенных дарах Духа Святого, которые Он разделяет каждому и во всех видах духовного совершенства, или плодах Святого Духа (Еф. 5:9).

О Церкви

Для усвоения дела искупления всем надлежит быть в таком союзе с Искупителем Иисусом Христом, какой существует между главою и членами, составляющими одно тело; это единение людей с Иисусом Христом и между собою, совершаемое освящающею силою благодати Божией есть Церковь Христова, или царство Божие на земле. Единение церкви с Иисусом Христом, Богочеловеком, есть вместе единение с Богом Отцом и Святым Духом. «Да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будет» (Ин. 17:21). Из понятия о церкви следует, что а) Церковь есть богоустановленное общество, – установленное не повелением Божьим, или заповедью, но непосредственным действием Божьим через искупление и освящение людей. Потому Глава Церкви есть Господь Иисус Христос, Искупитель, а Сила, оживляющая Церковь, есть благодать Святого Духа. Кроме Иисуса Христа никто не может именоваться Главою Церкви Божией; ибо нет другого Искупителя, кроме Иисуса Христа, который Сам всегда пребывает в Церкви Своей, по обетованию: «се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20), и, как вечный Первосвященник, может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7:25); потому же никакое общество, основанное людьми, хотя бы с возвышенными религиозными целями, не может быть Церковью.

б) Искупительное значение Церкви состоит в том, что в ней каждый человек и все члены ее усвояют себе дело искупления и получают освящение действием благодати Божией. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее (Еф. 5:25–26). Освящение и усвоение искупления всеми есть цель и задача Церкви Божией на земле, доколе все придем в единство веры и познание Сына Божия, «в мужа совершенна, в меру полного возраста Христова». В Церкви, таким образом, непрерывно продолжается искупление рода человеческого, доколе не будет достигнута эта цель. В Церкви Божией, еще только созидающейся и возрастающей на земле, есть члены немощные и согрешающие, тем не менее Церковь есть Святая, по святости Главы, Иисуса Христа, по силе освящения, совершаемого в ней Духом Святым. Члены церкви именуются «народом святым» (1Петр. 2:9) и «святыми», как призванные к святости и освящаемые Духом Святым. Протестантское понятие о Церкви, как обществе людей совершенных и святых, заключает в себе отрицание Церкви, потому что никто из живущих на земле не может именоваться чуждым греха, и – отвержение людей, имеющих нужду в искуплении и освящении.

в) Церковь есть общество духовное, по своему характеру и цели, и в этом смысле есть «царство не от мира сего» (Ин. 18:36), но вместе с тем есть общество видимое, отличающееся от других человеческих обществ, но не отдельное от них и состоящее в связи с ними, по единству их членов и по единству высшей цели всех человеческих обществ: утверждения нравственного порядка в мире человеческом. Как общество, состоящее из людей, Церковь не может ограничиваться одной внутренней и духовной своей стороной, без внешнего выражения. Отделяя внутреннюю, духовную сторону Церкви от внешней и видимой, протестанты разделяют неразделимое в жизни, низводят Церковь на степень общества, пытающегося только осуществить на земле невидимую Церковь, которой видимая никогда не существует (ist incongrucnz). Но Церковь Христова, хотя только созидается и возрастает на земле, тем не менее в каждом своем возрасте есть истинная Церковь, есть тело Христово живое, духовное, но вместе и видимое.

г) Жизнь Церкви, ее создание и возрастание, состоит в совокупном действии всех ее членов по мере дарования, какое они получают от Духа Святого. Состав ее членов слагается из иерархии и паствы. Никакое общество не может существовать без представителей и органов, облеченных властью, в особенности Церковь, как общество, имеющее не человеческое, а божественное происхождение. Господь Иисус Христос Сам избрал апостолов; Он сказал им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20:21). Он же поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, то есть Церкви (Еф. 4:11). «Дух Святый поставляет их преемников пасти Церковь Господа и Бога, южо стяжа кровлю Своею» (Деян. 20:28). Богоустановленная иерархия имеет Богодарованную власть, во-первых, учить или проповедывать всем Христианское учение. Об этой власти говорит ап. Павел: «как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедников? и как проповедовать, если не были посланные?» (Рим. 10:14, 15). Следовательно, для того, чтобы учить в Церкви Христовой, надобно быть поставленным для этой цели; во-вторых, власть совершать священнодействия и устроять порядок богослужения; и наконец, в-третьих, власть управления, или пасения церковного общества, которую Господь дал нам, говорит ап. Павел, к созиданию Церкви (2Кор. 10:8).

Церковь Божию составляет не одна иерархия, но вместе с ней и паства; никакое общество не может существовать, как без его представителей и органов, так и без живого союза и взаимодействия всех его членов. Потому каждому члену Церкви подаются многоразличные благодатные дары, дабы каждый служил друг другу тем даром, какой получил (1Петр. 4:10) для созидания Церкви. Если ап. Павел называет себя, а вместе с тем и пастырей Церкви, соработниками у Бога (1Кор. 3:9), служителями Христовыми и домостроителями тайн Божьих (4:1), то и всем верующим, как членам церкви Христовой, заповедуется: «служите друг другу, дабы быть добрыми домостроителями многоразличной благодати Божией». Взаимное отношение между иерархией и паствою выражается в словах ап. Петра к одним: «пасите Божие стадо богоугодно, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример» (1Петр. 5:2–3); к другим в словах ап. Павла: «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17). Потому нельзя назвать правильным устройство римской церкви, в которой преобладаете иерархия, господствуя над паствою, а также устройство протестантских обществ, в которых нет богопоставленной иерархией; иерархия их поставляется паствою, которая преобладает в этих обществах. Если все христиане, как члены церкви, именуются «народом святым», «царственным священством» (1Петр. 2:9), то это наименование относится к освящению каждого Духом Святым, или к личному усвоению искупления, а не к общественному служению к освящению других; для этого служения Духом Святым подается особенный дар благодати; ибо иное дело личное освящение, и иное – общественное служение к освящению других.

Из понятия о церкви следует, что она едина, потому что нет другого имени, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4:12), кроме Искупителя Иисуса Христа, – нет другого средства к искуплению, кроме дела, Им совершенного, и нет другого средства к усвоению искупления, кроме благодати Божией, а потому как едина глава – Христос, так и едино тело Его – Церковь. Единая по своему существу и устройству, она обнимаете всех своих членов, живущих на земле; состоит из многих частных церквей, соединенных между собой единством веры, благодати Божией, взаимной любви и канонического устройства; в этом смысле она именуется вселенскою, или кафолическою, соборною. Она обнимает и всех своих членов, отошедших от земной жизни к церкви торжествующей на небеси, составляя вместе с ними и с тьмами святых ангелов единое царство Божие (Евр. 12:22–24), потому что все небесное и земное соединено под Главою, Христом (Еф. 1:10). На этом союзе и общении земной церкви с небесною основывается почитание святых, ангелов и людей, их икон, останков, молитвы к ним и молитвы за умерших. Обращение к святым с молитвою не заключает в себе мысли о каких-либо иных ходатаях, как думают протестанты, кроме Единого Ходатая и Посредника между Богом и человеком, Иисуса Христа; оно основывается именно на этом ходатайстве Единого Главы Церкви, составляющей одно тело Христово. Еще в Ветхом Завете, обращаясь к Богу с молитвою, именовали Его Богом Авраама, Исаака, Иакова, и тем подкрепляли и усиливали свою молитву. Молитвенное призывание святых заповедуется апостолами: «молитеся друг за друга» (Иак. 5:16) и основывается на том, что святые молятся за живущих на земле и что молитва наша, усиливаемая молитвами других, много может. Почитание икон святых, останков их не имеет ничего общего с суеверием и идолопоклонством, потому что выражает почтение к самим лицам, святым и дорогим для живущих на земле, и, оживляя воспоминание о них, усиливает общение с ними. Иконопочитание, утвержденное VII Вселенским собором, вполне соответствует состоянию Церкви земной, состоящей из людей, существ духовно-телесных, имеющих нужду во внешнем выражении своих верований и своих чувств, и характеру религии, как действительного союза с Богом, наконец, служит гарантией против рационализма и свойственной ему отвлеченности в понимании религии, которая основывается не на отвлеченных понятиях, но на действительном общении Бога с человеком. Отвержение иконопочитания всегда влекло за собой вторжение рационализма. Так было у древних иконоборцев; тоже замечается и в протестантских обществах. Молитвы за усопших несовершенных членов церкви также основываются на заповеди молиться друг за друга (Иак. 5:16), поминать наставников по кончине их (Евр. 13:7), на том, что Иисус Христос обладает и мертвыми и живыми (Рим. 14:9), наконец, на предании Церкви Апостольской.

д) Из понятия о Церкви, её искупительном значении и единстве следует:

α) Необходимость быть членом Церкви для спасения, потому что только в Церкви действует освящающая человека благодать Божия, только в ней каждый может усвоять себе искупление, совершенное Иисусом Христом, и вступать в живой союз с Искупителем; вне Церкви нет искупления и спасения, потому «аще кто церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17), сказал Иисус Христос; и апостол Павел умоляет христиан остерегаться от производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому они научились (Рим. 16:17).

β) Безусловная невозможность устроить на земле какую-либо церковь, кроме той, которая установлена Иисусом Христом и продолжает непрерывно существовать на земле, «будучи утверждена на основании апостолов и пророков, имея краеугольным камнем самого Иисуса Христа, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в Святой храм в Господе» (Еф. 2:19). Другого основания никто положить не может, равно как никто не может разрушить здание, утвержденное на этом основании, т. е. не может разрушить Церкви Божией, по обетованию Иисуса Христа: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18); в этом смысле церковь называется «непогрешимою» в истине и «неоскудеваемою» в благодатных средствах. Общества, отделяющиеся от Церкви и думающие создать новую Церковь, считают Церковь, созданную Иисусом Христом, погрешившею и оскудевшею, вопреки Его обетованию, и строят свое здание не на камне, который есть Христос, а на песке собственных своих измышлений. Церковь, как непрерывно сохраняющаяся от апостолов, на которых она основана, «сущу краеугольну самому Иисусу Христу», называется апостольскою и как истинная Церковь Христова называется православною.

О таинствах

Излагая православно-христианское учение об освящении человека, или об усвоении ему искупления, совершенного Иисусом Христом, мы говорили о благодатной силе Божией, которая освящает человека и о Церкви Божией, в которой благодать Божия действует к освящению человека; остается сказать о средствах, через которые действует благодать Божия в Церкви, или о таинствах, к освящению каждого человека, лично и непосредственно. Благодать, как сила Божия, неограниченна в своих средствах: Дух Божий, где хочет, дышит (Иоан. 3, 8); она действует всеми – и естественными и сверхъестественными средствами промышления Божия к обращению человека к Богу; она действует в Церкви через ее учение, богослужение, пастырское влияние и взаимодействие всех членов Церкви друг на друга; но в таинствах благодать Божия действует непосредственно к освящению каждого человека.

а) Все церковное богослужение в целом своем составе и устройстве воспроизводит и изображает дела Божьи к искуплению человека, всю историю его спасения и таким образом действует к просвещению, оживлению и возбуждению духовных сил человека, к восприятию благодатного освящения. Но таинства суть такие священнодействия, через которые каждому подается благодать Божия, усвояющая ему искупительные действия Иисуса Христа и освящающая главнейшие акты его жизни в живом союзе с Искупителем. Существенное отличие таинств от всех других церковно-богослужебных установлений и неизменную принадлежность их составляют:

α) Божественное установление таинства. Все другие богослужения установлены церковною иерархиею, по богодарованной ей власти священнодействия, но таинства установлены самим Иисусом Христом. Совершив дело искупления, Господь Иисус Христос исходатайствовал от Бога Отца для освящения людей Духа Святого и установил таинства, через которые Дух Святой подается каждому человеку. С видимым действием таинства неразрывно соединяется невидимое, внутреннее действие освящающей человека благодати Божией; тогда как во всех других церковно-богослужебных установлениях и молитвословиях верующие обращаются к Богу с молитвою веры в надежде, что Бог исполнит моление их, по обетованию: «просите и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте и отверзется вам» (Мф. 7:7), когда будет угодно Богу. Но в таинствах сила Божия всегда подается вместе с его совершением к освящению верующих. Она непреложна и действенна и тогда, когда приемлется недостойно, но уже не к спасению и освящению, а к осуждению недостойного.

β) Внешняя сторона в таинствах неотделима от внутреннего действия благодати Божией, сообщаемой в каждом из них; по этой нераздельности внешнего и видимого священнодействия с внутренним благодатным действием Святого Духа они и именуются таинствами, или тайнами духовной жизни, непостижимо открываемыми и являемыми во внешних действиях. Так, при установлении таинств Иисусом Христом, или при указании на них апостолами, определенно говорится о веществе, или внешнем, подлежащем чувствам действии и образе, с которыми соединяется внутреннее благодатное действие. О таинстве крещения сказано: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин. 3:5); такими же видимыми знаками, веществом, или же действием, служит для миропомазания – помазание святым миром, для причащения – хлеб и вино, прелагаемые в тело и кровь Иисуса Христа, для покаяния – исповедание и отпущение грехов, для священства – руковозлодение, для брака – церковное благословение сочетающихся; для елеосвящения – помазание елеем (Иак. 5:14–15).

γ) Необходимость внешней стороны, как существенной принадлежности таинства, неотделимой от внутренней стороны, понятна из той связи, которая существует между делом искупления, совершенным Иисусом Христом, и таинствами. В таинствах каждому человеку усвояется искупление. Но, во-первых, дело искупления совершено действительным явлением Сына Божия на земле во плоти, действительными Его страданиями, смертью и воскресением, потому и дело искупления, как предмет усвоения каждому человеку, должно иметь характер и значение действительного предмета, – подлежать каждому внешним и видимым образом. Для усвоения дела искупления недостаточно иметь только представление, или воспоминание о нем, потому что представление и воспоминание предмета не то, что самый предмет. Для человека, как существа духовно-телесного, имеет характер несомненной действительности то, что является внешним и видимым образом, соответственно характеру его собственного бытия. Таким внешним и видимым средством в таинстве крещения служит вода, в других таинствах – свойственная каждому из них видимая и внешняя сторона их; в таинстве причащения мы вкушаем и пьем не иное что, как действительное тело и кровь Христову, по установлению Иисуса Христа: «сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя» (Мф. 26:26–28). Недостаточно иметь и веру, которая есть только с нашей стороны условие, необходимое для принятия благодати Божией, усвояющей нам искупление; верою мы только принимаем то, что нам подает благодать Божия. Отсюда видно, что таинства не суть только внешние знаки, или символические действия, указывающие на внутреннее действие благодати Божией, по учению лютеран; а тем более не суть только свидетельства веры человека в благодатное действие Божие, как думают реформаты. Таинства суть средства, через которые действует благодать Божия. Наконец, в-третьих, благодать Божия действует чрез таинства, совершаемые в Церкви Божией богопоставленными лицами; потому необходимо внешнее и видимое выражение ее действия, так как церковь есть общество духовное, но вместе и видимое, и все ее действия имеют такой же характер.

б) Искупительная сила и значение каждого таинства. В таинстве крещения человек, погружаемый в воду, погребается с Иисусом Христом, умирает для греха, возрождается и обновляется к благодатной жизни, потому крещение есть: «рождение свыше» (Ин. 3:3), крещаемый получает оправдание от греха первородного и всех других грехов, и делается членом единого тела Христова (1Кор. 12, 13), то есть Церкви; в таинстве миропомазания возрожденный запечатлевается силою Святого Духа и получает залог наследия жизни (2Кор. 1:22; Еф. 1:13–14) в разнообразных дарах Духа Святого. В таинстве причащения, вкушая тело и пия кровь Христовы, верующий соединяется с Иисусом Христом, приобщается к истинной и вечной жизни: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем, – имать живот вечный» (Ин. 6:54, 56). Но человек до конца своей жизни ведет борьбу с грехом и весьма часто порабощается грехом по своей вине; в таинстве покаяния согрешивший снова получает отпущение всех, исповедуемых им, грехов, обновляется духом и снова примиряется с Богом. В таинстве священства подается благодать к освящению всех членов церкви и каждого порознь и к совершению самих таинств; потому если нет священства, как таинства, то нет и других таинств. В таинстве брака, совершаемом на основании союза Христа с Церковью, освящается союз мужа и жены, их семейная жизнь, дабы и дети их, по самому рождению не были «чадами гнева», но предназначались быть чадами Божьими и воспитывались в учении и наставлении Господнем. В таинстве елеосвящения благодатное действие простирается на физическое состояние и соединенное с ним духовно-нравственное состояние больного человека, который в болезни расстраивается и физически и нравственно смущениями совести и мыслью о смерти и суде Божьем. Молитва веры через таинство елеосвящения спасет болящего и воздвигнет его Господь «и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:15); спасет и воздвигнет» – указывают как на духовное, так и на телесное укрепление сил человека. Таким образом, таинства церкви, обнимая всю жизнь человека, от начала до конца, ведут, поддерживают и укрепляют его на пути к полному союзу с Богом в Иисусе Христе.

в) Всех таинств 7. Самого указания на это число нет ни в Свящ. Писании, ни в древнейшем церковном предании. Но в Священном Писании и в Священном предании указываются и исчисляются только эти таинства с их принадлежностями и особенностями, именно: божественным установлением и благодатным обетованием; столько же таинств, а не более и не менее признают и те христианские общества, которые еще в V в. отделились от единой, вселенской Церкви, как то: Несториане, Копты, Абиссинцы, Армяне и христиане св. Фомы, на западном берегу Индии. Протестанты признают только два таинства: крещение и причащение, выходя из мистического понятия о невидимой, внутренней Церкви и не обращая внимания на духовные нужды и потребности человека, живущего на земле и до конца жизни имеющего нужду в благодатном освящении и обновлении. Кроме того, не признавая священства, как таинства, протестантство остается безответным по вопросу об искупительной силе и значении принимаемых ими таинств.


Источник: Основное богословие, или Христианская апологетика [Текст] : Православное догматическое богословие: Лекции [для ун-та] / В.И. Добротворский. – Репринт. воспроизв. изд. 1895 и 1896 гг. – СПб. : О-во памяти игумении Таисии, 2005. – 112 с.

Комментарии для сайта Cackle