Азбука веры Православная библиотека Богословие Догматическое богословие Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. Том 2
прот. Константин Буфеев

Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма. Том 2

Источник

Том 1 Том 3

Содержание

Предисловие

Введение. Философский взгляд на проблему 1. «Я верю в Бога Творца, но не признаю существования эволюции» 2. «Я верю в Бога Творца и также верю в существование эволюции» 3. «Я признаю существование эволюции, но не верю в Бога Творца» 4. «Я не верю ни в Бога Творца, ни в существование эволюции» Часть I. Чарльз Дарвин и дарвинизм Глава 1. «Знамение пререкаемо» Глава 2. К портрету основоположника эволюционного учения 1. Был ли Чарльз Дарвин христианином? 2. «Эволюция» взглядов Чарльза Дарвина 3. Свидетельство Чарльза Дарвина о своей вере Глава 3. Оценка дарвинизма Святыми Отцами Глава 4. Дарвинизм: биологическое или философское учение? 1. О религиозно-философском содержании дарвинизма 2. Философско-гносеологический аспект 3. Эвристическая бесплодность дарвинизма 3.1. Дарвинизм: «теория» или «гипотеза»? 3.2. Отсутствие прогноза 3.3. Ложные научные прогнозы Глава 5. Реакция учёных на ошибочность гипотезы Дарвина 1. Критика дарвинизма в XIX веке 2. Эволюционисты-"антидарвинисты» 3. Концепция «направленной» эволюции 4. «Неодарвинизм» 5. Гипотеза «прерывистой» эволюции Глава 6. Парадигма, приходящая на смену дарвинизму – гипотеза Разумного Замысла Глава 7. Дарвинизм как лженаука 1. «Эмбрионы Геккеля» – фальсификация 2. Серия фальсификаций по обнаружению «предков» человека 3. Обманы, на которых основана дарвинистская медицина 3.1. «Оправдание» абортов 3.2. «Рудименты» 4. Дарвинист Т.Д. Лысенко Глава 8. Научная несостоятельность дарвинизма 1. Проблема происхождения жизни 1.1. Кто прав: Чарльз Дарвин или Луи Пастер? 1.2. Что доказал эксперимент Стенли Миллера? 1.3. Единственное удовлетворительное научное объяснение возникновения жизни – гипотеза Разумного Замысла 2. Изменчивость 2.1. Кто прав: Чарльз Дарвин или Грегор Мендель? 2.2. Генетика – против дарвинизма 3. Существует ли в природе естественный отбор? 4. Борьба за существование 5. Глаз как орган не эволюционного происхождения 6. Проблема отсутствия «переходных форм» 7. Гомология или аналогия? 8. «Кембрийский взрыв» 9. «Древо жизни» или «бамбуковая роща» Глава 9. О смерти в животном Mipe 1. О смерти видов 2. О смерти индивидуумов Глава 10. Дарвин – об эволюции человеческого тела 1. Дарвинизм как «научный тотемизм» 2. О методически некорректной аргументации Дарвина 3. Родословие человека от обезьяны – фикция Глава 11. Дарвин – об эволюции человеческой души 1. Ошибочное мнение Дарвина о происхождении сознания 2. Ошибочное мнение Дарвина о происхождении речи Глава 12. Квантовый взгляд на биологию. Глава 13. Дарвин и евгеника Глава 14. Действие «джина дарвинизма» 1. Дарвин и марксизм 2. Дарвин и фашизм Глава 15. Бренд «Чарльз Дарвин» Часть II. Эволюционное учение В.И. Вернадского в свете православной богословской традиции Глава 1. Вернадский как великий учёный Глава 2. Об отвержении Вернадским христианства и других традиционных религиозно-философских систем Глава 3. Вернадский – сциентист. Вера в приоритет науки Глава 4. Вернадский – эволюционист. Вера в эволюцию Глава 5 Вернадский – о невозможности эволюционного происхождения жизни из неживой материи Глава 6. Вернадский – о происхождении человека Глава 7. Вернадский и «научный социализм» Глава 8. Богословская оценка учения Вернадского о ноосфере Глава 9. Телеологический эволюционизм Вернадского и стихийный эволюционизм Дарвина. Человек как «геологический фактор» – или как «игра случая»? Глава 10. Атеистический эволюционизм Вернадского и «христианский» эволюционизм Тейяра де Шардена. Две телеологии Глава 11. Вернадский – о некоторых трудностях и противоречиях гипотезы эволюции Часть III. Церковная оценка тейярдизма Глава 1. О научной компетенции Тейяра де Шардена Глава 2. Тейярдизм как неудавшийся «синтез» сциентизма и христианства Глава 3. Пантеизм Тейяра Глава 4. Эволюционистский «Бог» Глава 5. Тейяр как «пророк» и провозвестник новой веры Глава 6. «Христос эволюции» вместо Христа Искупителя Глава 7. Сотворение человека – или «гоминизация»? Глава 9. Было ли грехопадение? Глава 10. Ноосфера и будущее человечества Глава 11. Критика Тейяра на Западе Глава 12. Католицизм Тейяра Неутешительный вывод Заключение. Искусствоведческий взгляд на проблему «Удар по Самсону» – рецензия на фильм Н.С. Михалкова «Солнечный удар» Литература К Введению. Философский взгляд на проблему К части I. Чарльз Дарвин и дарвинизм К части II. Эволюционное учение В.И. Вернадского в свете православной богословской традиции К части III. Церковная оценка эволюционного учения Тейяра де Шардена К заключению. Искусствоведческий взгляд на проблему. «Удар по Самсону» – рецензия на фильм Н.С. Михалкова «Солнечный удар»  

 

Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание

Преподобный Ефрем Сирин

Посвящается иеромонаху Серафиму (Роузу), богословские труды которого стали классическим образцом продолжения святоотеческой мысли.

Духовная эстафета, начатая отцом Серафимом как учителем, миссионером и просветителем, по его святым молитвам, продолжается в нашем скромном труде.

Предисловие

Эволюционизм не представляет собой единого и цельного учения. В нём можно выделить несколько направлений – от материалистического до идеалистического (включая пантеизм). Но все они несовместимы с православным вероучением. Это удалось показать протоиерею Константину Буфееву в его новой книге «Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма». Над разработкой этой темы автор трудился более двадцати лет.

Идеи эволюционизма проскальзывали в некоторых философских системах Востока и Запада уже с глубокой древности, но распространения и влияния на современников не имели. Некоторое сходство эволюционизм имеет с метемпсихозом – учением о перевоплощении, где от кармы человека (его душевного содержания) зависит последующее рождение.

Самым известным философом-эволюционистом нового времени был Гегель, который выступил с учением об эволюции самого божества. Бог Гегеля – это абсолют, который потерял самосознание, но затем находит себя через человеческий интеллект. Если Дарвин создал карикатуру человека, то Гегель – карикатуру Бога.

Немецкий биолог, эволюционист и дарвинист Геккель, известный своими скандальными выходками и фальсификациями фактов, прямо называл дарвинизм религией простейших (одноклеточных), а себя – её жрецом. Он требовал от германского правительства превращения церквей в культовые храмы простейших, в которых должны совершаться определённые ритуалы почитания амёбы и других одноклеточных как предков человечества.

Мы говорили, что теория эволюционизма лишена нравственных идей, но вовсе не считаем, что все эволюционисты как личности – это беспринципные и аморальные люди. Примеры истории и повседневный опыт свидетельствуют, что среди эволюционистов и атеистов были и есть люди, отличающиеся такими нравственными достоинствами, как доброта, честность, милосердие к людям, иногда доходящие до самопожертвования. Но эти добродетели исходят не из их мiровоззрения – эволюционизма, а вопреки ему. У современного человечества ещё не полностью иссякли импульсы и инерция нравственных идеалов, которые находят отклик во врождённой совести. Но вместе с этим следует отметить, что эти импульсы всё более слабеют: ветвь, оторванная от ствола, некоторое время ещё сохраняет зелёную листву, а ручей, отрезанный от источника, – влагу, но затем ветвь засыхает, а в источнике испаряется вода.

Мы говорили, что среди эволюционистов встречаются нравственные люди – это факт. Однако факт и то, что идеологи и вожди революций XX столетия были дарвинистами и этим учением оправдывали жестокую селекцию народов, уничтожение целых сословий и даже расизм.

В этой книге отца Константина дан подробный анализ и критика теории эволюции как с религиозной, так и с научной позиции. Автор указывает на внутренние противоречия и алогизм этой теории, а также на сознательное искажение и фальсификацию фактов, которыми пользуются некоторые популисты эволюционизма.

Книга протоиерея Константина Буфеева может служить пособием не только для духовных школ, но и светских учебных заведений.

Мы выражаем отцу Константину благодарность за его большой вклад в христианскую апологетику.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

Вся система взглядов эволюции намного сложнее, чем просто «научный факт» или даже «гипотеза». Это по существу является догматом – вера, включающая многие сферы мышления, а не только лишь научные знания; так что вполне логично обоснованно говорить об этом не менее, чем как о последовательном догмате... В богословии, особенно, эволюция предлагает осознанную альтернативу Православному Христианству по ряду ключевых догматов.

Отец Серафим (Роуз). «Православный взгляд на эволюцию».

Будет ли иметь большее действие то сочинение, которое я предлагаю русским читателям? Хотя утвердительный ответ на подобные вопросы обыкновенно нашёптывается авторам их самолюбием, я должен сознаться, что имею очень мало на это надежды.

Н.Я. Данилевский. «Дарвинизм. Критическое исследование».


Источник: Православное учение о Сотворении и классики эволюционизма / Протоиерей Константин Буфеев. — М. : Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2018. — 336 с. ISBN 978–5–4249–0060–7

Комментарии для сайта Cackle