прот. Константин Буфеев

Православное учение о Сотворении и теория эволюции

Содержание

Preface

Предисловие

Вместо эпиграфа I II Введение. Определение понятий Сциентизм Эволюционизм Православие «Христианский эволюционизм» Западный креационизм «Неокреационизм» Часть I. Учение о сотворении мiра Глава 1. О Шестодневе и библейской хронологии 1. О буквальном, а не аллегорическом понимании Шестоднева святыми Отцами 1.1. Буквальное и аллегорическое понимание Библии 1.2. Буквальное отношение к событиям Шестоднева 2. Буквальное отношение к дням Творения 3. О продолжительности дней Творения 4. Соответствие дней Творения великим дням земной жизни Иисуса Христа 5. О библейской хронологии 5.1. Начало календарного летоисчисления 5.2. Возраст «от Адама» 5.3. Возраст «от Сотворения мiра» Глава 2. Православное учение о Боге как Творце и о творении 1. Творение «из ничего» – или развитие «из прежде бывшего»? 2. Бог как Всемогущий и Свободный Творец 3. Бог как Творец и как Промыслитель 3.1. Богословский аспект. Сотворение и Промысл 3.2. Научный аспект. О чем свидетельствует антропный принцип: о Сотворении или о Промысле? 3.3. О Божием Промысле 4. Бог – Творец всего 5. Изменчивость – или постоянство сотворенных видов? 6. Постепенность формирования видов – или мгновенность актов творения? 7. О несуществовании смерти в первозданном мiре 8. Вера в Бога или вера в эволюцию? Глава 3. Православное учение о Боге как Судье и о кончине мiра 1. Связь церковного учения о Конце мiра с догматом о Сотворении 2. О Втором Пришествии Христовом и Страшном Суде Притча о снежке 3. Церковное учение о Воскресении 3.1. О Воскресении Христовом 3.2. О всеобщем Воскресении 4. Царство Небесное и царство земное 4.1. Царство Христово и ересь хилиазма 4.2. Царство антихриста 4.3. Связь хилиазма и эволюционизма Глава 4. Отношение Православной Церкви к историческим вероучениям, основанным на принципе эволюционизма 1. Язычество и гностицизм 2. Саддукейская ересь 3. Каббала 4. Эволюционные учения, осужденные Церковью как еретические 4.1. Оригенизм 4.2. Арианство 4.3. Ересь Иоанна Итала 5. Допустимо ли именовать эволюционизм «ересью»? Часть II. Учение о сотворении человека Глава 5 Существовал ли Адам как историческое лицо 1. Свидетельства Священного Писания и Предания 2. О молитвенной связи с Адамом и Евой 3. Значение праотцев в свете вероучительного содержания православного богослужения Глава 6. О сотворении Адама из праха земного 1. Церковное учение об Адаме перстном 2. О «возвращении» в землю 3. Адам как первый человек 4. Святые Отцы – против эволюционной теории о происхождении человека от обезьяны 5. Об одновременности создания тела и души Адама 6. О несовместимости эволюционизма с церковным учением о сотворении человека из праха земного Глава 7 О сотворении Адама по образу и подобию Божию 1. Образ и подобие 2. О царственном достоинстве человека 3. О богоподобии человека 4. О безсмертии первозданного Адама Глава 8. О грехопадении 1. Связь греха и смерти 2. Последствия грехопадения 2.1. Последствия грехопадения для Адама 2.2. Последствия грехопадения для человеческого рода 2.3. Последствия грехопадения для мiра 3. Причина подобия человека животным: грехопадение 4. Об искуплении греха Адама Христом Спасителем Глава 9. Связь первозданного Адама со вторым Адамом – Христом 1. Христос – Сын Человеческий 2. Христос – Новый Адам 3. Адам как прообраз Христа Создание человека из девственной земли (Быт.2:7) – прообраз рождения Христа от Девы Рай (Быт.2:8) – прообраз Церкви Вдуновение Божие в Адама (Быт.2:7) – прообраз боговоплощения от Святого Духа Наречение Адамом имен животным (Быт.2:19) – прообраз господства Христа над всем мiром Сон Адама (Быт.2:21) – прообраз крестной смерти Христа Нагота Адама в раю (Быт.2:25) – прообраз наготы Христа Глас Господа Бога в раю пополудни (Быт.3:8) – прообраз последних времен Время грехопадения Адама (Быт.3:8) – прообраз дня и часа распятия Иисуса Христа Синаксарь Великого Пятка: Установление вражды между семенем жены и семенем змия (Быт.3:15) – прообраз появления Семени от Девы Марии Брак Адама и Евы (Быт.2:24) – прообраз союза Христа и Церкви Райский сад (Быт.2:15) – прообраз Гефсиманского сада Вкушение запретного плода (Быт.3:6) – прообраз горького пития Древо в Раю (Быт.2:9) – прообраз Креста Простертые к запретному древу руки Адама – прообраз пригвожденных ко Кресту рук Христа 4. Богослужебные тексты – о связи двух Адамов Глава 10. О праматери Еве и Пресвятой Богородице 1. О создании Евы из ребра Адама 2. О вторичности Евы по отношению к Адаму 3. Пресвятая Богородица как Вторая Ева 4. О «ключах девства» 4.1. Мистический аспект 4.2. Научно-апологетический аспект Заключение Литература  
 

Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание

Преподобный Ефрем Сирин

Посвящается иеромонаху Серафиму (Роузу), который превзошел всех богословов ХХ века в способности выразить святоотеческое учение о Начале и Конце.

Духовная эстафета, начатая отцом Серафимом как учителем, миссионером и просветителем, по его святым молитвам, продолжается в нашем скромном труде.

Книга протоиерея Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и теория эволюции» написана в жанре апологетики, на основании Священного Писания и высказываний многих святых Отцов. В ней раскрывается учение Православной Церкви о Сотворении мiра и человека. Впервые при разработке данной темы в качестве источников обильно используются богослужебные тексты Триоди, Октоиха и пр. (326 цитат на церковнославянском языке). Книга содержит всесторонний анализ отношения православного вероучения к теории эволюции. Она снабжена подробным справочным аппаратом.

Этот труд отца Константина будет полезен всем преподавателям и учащимся православных учебных заведений от семинарий и академий до воскресных школ, а также всем людям, интересующимся наукой и богословием. В особенности он представляет интерес для миссионеров и катехизаторов, так как может стать ценным пособием для проведения лекций и диспутов на тему о Боге и творении.

В квадратных скобках содержатся ссылки на источники, указанные в конце книги в разделе Литература.

Preface

This new book by Fr. Constantine Bufeev, filled with the teachings of the saints of the Orthodox Church, is an important contribution to the defense of the Orthodox doctrine of creation in our times, particularly against the modern theory of evolution. It is a worthy companion to and continuation of the work begun in the 1970s by Hieromonk Seraphim (Rose) of Platina (†1982).

It is significant that such a valuable book should come at this point in history from a Russian Orthodox priest who is also a doctor of science. From the last decades of the twentieth century unto today, Russia, which is the Orthodox nation with the largest and most advanced scientific establishment, has also become the Orthodox land with the most visible and organized opposition to evolutionism, on both the scientific and theological fronts.

Criticism of evolutionism arose in Russia within decades of the publication of Charles Darwin’s Origin of Species in 1859. From the theological side, refutations of evolution were voiced by Sts. Theophan the Recluse, John of Kronstadt, Barsanuphius of Optina, and others who would later be glorified as saints by the Russian Orthodox Church. From the scientific side, the most sustained critique of evolution was the fourteen-hundred-page tome Darwinism: A Critical Study (1885) by the Russian naturalist Nikolai Yakovlevich Danilevsky, which was based in part on the research of the Baltic German biologist Karl Ernst von Baer, one of the founders of embryology.

With the Bolshevik Revolution of 1917, any such criticism was suppressed by the new atheist regime. Soviet Communism bound itself to evolutionism from the beginning, regarding it as a parallel in the natural sciences to Marxist doctrine in the social sciences, and using it as a propaganda tool to destroy people’s faith in God. In the wake of the Revolution, the banner of evolutionism was also taken up by the «Living Church,» a movement of Orthodox clergyman of a liberal, modernist persuasion who allied themselves with Communist ideology. In addition to attempting to introduce radical liturgical reforms, establish a married episcopate, and replace monasteries with Communist fraternities, the «Living Church» saw as a key element of its program the adoption of evolutionism as a cardinal Christian teaching.1 For a time the «Living Church» – thanks to favorable status granted by the Soviet government, coupled with ruthless persecution by the same government of the canonical Orthodox hierarchy – was able to take over a large sector of the Orthodox churches in Russia. The faithful Orthodox people of Russia, however, did not accept the new robber «Church,» and thus it eventually died out. Darwinian evolutionism, however, continued to be taught as dogma in all Soviet schools. Orthodox Christians were not allowed to speak out against it, and some of those who did are now counted among Russia’s New Martyrs and Confessors.

This situation changed drastically with the fall of the Soviet regime in 1991, when religious freedom at last returned to the Russian Orthodox Church. Within five years, books against evolution and in favor of the Orthodox doctrine of creation began to come out from the Orthodox press. The year 1997 saw the publication of a Russian translation of a refutation of evolutionism by the American-born Orthodox writer Hieromonk Seraphim (Rose) of Platina, with the title An Orthodox View of Evolution. Significantly, the book was published by the newly reopened Optina Monastery, where Bishop Nektary (Kontzevitch) of Seattle – Fr. Seraphim’s Patristics instructor and his spiritual father after the repose of St. John (Maximovitch) of Shanghai and San Francisco – had once received his spiritual formation under the holy Optina Elders. This book was followed by a plethora of other books and articles in Russian, authored by both theological writers and scientists, which upheld the Orthodox Patristic teaching on creation, and contrasted it with the secular view of evolutionism. Often acknowledging a debt to the pioneering work of Fr. Seraphim, these later authors came to the same conclusions as he did regarding the Six Days of Creation, the state of man and the world before the fall, the age of the earth, the global Flood, etc., simply because the Orthodox tradition is so clear on these topics.

With the blessing of Patriarch Alexy II (†2008), the Orthodox Missionary Center «Shestodnev» (Six Days) was founded in the year 2000 by Archpriest Constantine Bufeev. Fr. Constantine is the rector of the Dormition of the Most Holy Mother of God Church in Arkhangelskoye-Tyurikovo (north Moscow), a doctor of geology and mineralogy, a member of the International Academy of Science (Russian Section), more then 10 years a lecturer at the St. Nicholas-Ugresh Seminary. He was moved to establish the society after one of his parishioners, a teenaged girl named Anna, was reprimanded and given a failing grade for a paper at an Orthodox church school because she accepted the Orthodox Patristic understanding of creation over the secular evolutionary one. If a pious young Orthodox Christian is not even allowed to confess the faith of the Holy Fathers at an Orthodox school, Fr. Constantine thought, something must be done to make Orthodox believers more aware of the Patristic teaching and of the scientific evidence that supports this teaching. His main inspiration in taking on this task was the life and work of Fr. Seraphim Rose. As he wrote:

«In the work of the Shestodnev center, we have always set down as a principle to base ourselves, in the realm of science, only on trustworthy and verified facts. In theology we prefer to use primarily Patristic sources, and we allow no departure from dogmatic Orthodox teachings. In this we are trying to be continuers of the work of Hieromonk Seraphim (Rose) of blessed memory, who, it seems to us, has set forth the only right direction in the theological interpretation of the problems posed by the modern unchurched world».2

From the society’s inception, the well-known missionary priest and author Fr. Daniel Sysoyev served as its secretary. Fr. Daniel was among the first in post-Soviet times to come out with books defending the Orthodox doctrine of creation and critiquing evolutionism. Before his martyric death in 2009, he wrote two books, edited two anthologies, and gave many talks on the subject.

Beginning in 2005, the Shestodnev center sponsored several conferences in Moscow on «The Orthodox Interpretation of the Creation of the World and Contemporary Science,» as part of the International Nativity Educational Readings held annually throughout the Russian capital by the Moscow Patriarchate. Presided over by hierarchs of the Russian Orthodox Church, the Shestodnev conferences have featured talks on both theological and scientific subjects. While most of the speakers have been native Russians, some have come from the United States, Georgia, Ukraine, Serbia, Canada, France and Italy. The theological talks have been given by bishops, priests, monastics, seminary instructors, church-school teachers, catechists, and missionaries. The scientific talks, which comprise the majority, have been given by doctors and professors of biology (biochemistry, molecular and population genetics, zoology), physics, mathematics, geology, and astronomy, who are working in secular scientific/academic institutions. Having decades of experience in their specialized disciplines, these scientists testify that they have not seen conclusive proofs against the Scriptural-Patristic understanding of creation and history, and that on the contrary they have found much evidence substantiating it and offering glimpses into the wisdom and majesty of God.

At the completion of the 2008 Shestodnev conference, thirty-two of these scientists, each holding a Kandidat or Doctor of Sciences degree in their respective fields, sent a letter to Patriarch Alexy II, which read in part:

In the era dominated by «scientific» atheism, which ended not long ago in our country, as is well known it was difficult to propose and discuss scientific models based on the idea of creation. Now, thanks be to God, atheism is not forced as a dogma in political and ideological circles of our society. However, in scientific circles and the realm of education, the deeply rooted ideology of evolutionism is dominant, contradicting the Biblical worldview and the teaching of the Holy Fathers of the Church.3

Now, with Archpriest Constantine’s latest book on the subject of origins, Orthodox Christians in Russia will have another much-needed resource to help them understand and believe in the miracle of God’s creative acts according to the Scriptural-Patristic doctrine of the Orthodox Church, and to arm themselves against the pervasive attacks on this doctrine by an unbelieving world.

Igumen Damaskin St. Herman of Alaska Monastery Platina, California, USA сентября 17/30, 2013 Holy Martyrs Sophia and her three daughters: Vera, Nadezhda and Lyubov

Предисловие

Эта новая книга отца Константина Буфеева, включившая в себя большое количество цитат святых Отцов Православной Церкви, является в наше время важным вкладом в дело защиты православного учения о Сотворении мiра, в особенности от нападок современной теории эволюции. Книга является достойным дополнением и продолжением работы, начатой в 1970-х годах иеромонахом Серафимом (Роузом) Платинским († 1982).

Знаменательно, что столь ценная книга выходит в этот исторический момент из-под пера русского православного священника, имеющего к тому же научную степень. Начиная с последних десятилетий двадцатого века до сего дня, Россия, которая из православных народов имеет наибольший и самый развитый научный потенциал, также соделалась православной страной, являющей наиболее заметное и организованное противостояние эволюционизму – как на научном, так и на богословском фронтах.

Критика эволюционизма поднялась в России с первых десятилетий после публикации «Происхождения видов» Чарльза Дарвина в 1859 году. С богословской стороны, отвержение эволюции было исповедано святителем Феофаном Затворником, святым праведным Иоанном Кронштадтским, преподобным Варсонофием Оптинским и другими, прославленными впоследствии святыми Русской Православной Церкви. С научной стороны, наиболее развернутой критикой теории эволюции явился том в 1400 страниц «Дарвинизм. Критическое исследование» (1885) русского естествоиспытателя Николая Яковлевича Данилевского, который, в частности, основывался на исследовании российского биолога прибалтийского происхождения Карла Эрнста фон Бэра, одного из основателей эмбриологии.

После большевистской революции 1917 года любая критика подобного рода подавлялась новым атеистическим режимом. Советский коммунизм с самого начала связал себя с эволюционизмом, представляя его как естественно-научную параллель марксистской доктрине в науках социальных и одновременно используя его как инструмент пропаганды для разрушения веры людей в Бога. Следуя духу революции, знамя эволюционизма было также поднято «Живой Церковью», либеральным обновленческим движением модернистского толка в православном духовенстве, связавшем себя с коммунистической идеологией. В дополнение к попыткам ввести радикальные литургические реформы, установить женатый епископат и заменить монастыри коммунами «живоцерковники» видели ключевым элементом своей программы признание эволюционизма как основной составляющей «христианского» учения. Какое-то время «Живая Церковь» – благодаря удобному статусу, полученному ею от советского государства, при жестоких гонениях канонической православной иерархии со стороны этого же государства – смогла захватить значительную часть православных храмов в России. Однако верующие православные люди в России не приняли новую отступническую «церковь», и потому она вскоре вымерла. Тем не менее во всех советских школах дарвиновский эволюционизм продолжали преподавать как догму. Православным христианам не разрешалось высказываться против него, а некоторые из тех, кто осмеливался это делать, прославлены ныне в лике новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Ситуация коренным образом изменилась в 1991 году с падением советского строя, когда Русская Православная Церковь наконец вновь обрела религиозную свободу. Уже спустя пять лет в православных издательствах стали выходить книги против эволюционизма и в защиту православного учения о Сотворении. В 1997 году был опубликован русский перевод богословского опровержения эволюционизма «Православный взгляд на эволюцию» православного писателя американского происхождения иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского. Знаменательно, что книга была издана во вновь открытой Оптиной пустыни, где епископ Нектарий (Концевич) Сиэттлский – наставник отца Серафима в учении святых Отцов и его духовный отец после кончины святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского, Западноевропейского и Сан-Францисского – некогда духовно сформировался под окормлением святых оптинских старцев. За этим изданием последовало множество других книг и статей на русском языке, написанных как богословами, так и учеными, которые придерживались православного святоотеческого учения о Сотворении мiра и противопоставляли его светскому взгляду на эволюционизм. Признавая заслугу отца Серафима как первооткрывателя темы, эти более поздние авторы часто приходили к тем же, что и он, выводам относительно шести дней творения, природы человека и мiра до грехопадения, возраста земли, всемiрного Потопа и т.д. просто потому, что православная традиция вполне ясно излагает свое учение по этим вопросам.

По благословению патриарха Алексия II († 2008), в 2000 году протоиереем Константином Буфеевым был основан Миссионерско-Просветительский Центр «Шестодневъ». Отец Константин является настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (на севере Москвы), он кандидат геолого-минералогических наук, академик Международной Академии Наук (Российский сектор), более 10 лет преподавал в Свято-Николо-Угрешской Духовной семинарии. На создание Центра его сподвиг следующий случай: одна из прихожанок, отроковица по имени Анна, получила выговор и неудовлетворительную оценку в Православной школе за свое сочинение, потому что она предпочла православное святоотеческое понимание вопроса о Сотворении светскому эволюционистскому пониманию. Если благочестивая юная христианка не может исповедовать веру святых Отцов даже в Православной школе, – подумал отец Константин, – необходимо что-то предпринять, чтобы сделать православных верующих более осведомленными в святоотеческом учении, а также в научных данных, подтверждающих это учение. Главным источником вдохновения в этом начинании для него послужили пример жизни и труды отца Серафима (Роуза). Как он писал:

«В деятельности Центра «Шестодневъ» мы всегда полагали принципом опираться в науке лишь на достоверные и проверенные факты. В богословии мы предпочитаем использовать, по преимуществу, святоотеческие источники и не допускаем отхода от догматического православного вероучения. В этом мы стараемся быть продолжателями труда блаженной памяти иеромонаха Серафима (Роуза), задавшего, как нам представляется, единственно правильное направление в богословском осмыслении проблем, которые ставит современный расцерковленный мiр» [124, с. 3].

С момента основания Центра его секретарем был известный священник-миссионер и православный автор отец Даниил Сысоев. Отец Даниил был среди первых, кто в постсоветское время выступил печатно в защиту православного учения о Сотворении и с критикой эволюционизма. Прежде своей мученической кончины, последовавшей в 2009 году, он написал две книги, был редактором двух креационистских сборников и провел множество бесед на эту тему.

Начиная с 2005 года, Центр «Шестодневъ» организовал несколько конференций в Москве на тему «Православное осмысление творения мiра и современная наука» в рамках Международных Рождественских образовательных чтений, проводимых ежегодно в Российской столице Московским Патриархатом. На конференциях «Шестоднева», где председателями были архиереи Русской Православной Церкви,4 обсуждались как богословские, так и естественно-научные темы. В то время как большинство докладчиков представляли Россию, некоторые из них приезжали из США, Грузии, Украины, Сербии, Канады, Франции и Италии. Богословские доклады были представлены епископами, священниками, монахами, преподавателями семинарий, учителями церковных школ, катехизаторами и миссионерами. Научные доклады, составлявшие значительную часть выступлений, были представлены докторами наук и профессорами биологии (биохимии, молекулярной и популяционной генетики, зоологии), физики, математики, геологии и астрономии, работающими в светских научных и академических институтах. Имея за плечами десятилетия научного опыта, эти ученые засвидетельствовали, что они не видят убедительных доводов против библейского и святоотеческого понимания Сотворения и истории и что, напротив, они наш ли много доказательств в его подтверждение, каждое из которых пронизано сиянием мудрости и величия Господа.

В завершении конференции «Шестоднева» в 2008 году тридцать два ученых (все – кандидаты или доктора наук в своих областях) направили письмо Святейшему Патриарху Алексию II, в котором говорилось:

«В эпоху господствовавшего недавно в нашей стране «научного» атеизма, как известно, было затруднительно предлагать и обсуждать научные модели, основанные на идее творения. Сейчас, слава Богу, в политической и идеологической сферах нашего общества атеизм не является навязываемой всем догмой. Однако в научных кругах и в сфере образования, по-прежнему господствует единственная и глубоко укорененная идеология эволюционизма, противоречащая библейскому мiровоззрению и учению святых Отцов Церкви» [125, с. 9].

Сегодня, с появлением новой книги протоиерея Константина о Сотворении, православные христиане в России получат еще один насущно необходимый источник, который поможет им понять и поверить в чудо Божественных актов Сотворения, в соответствии со Священным Писанием и учением святых Отцов Православной Церкви, а также поможет вооружиться против распространяющихся отовсюду атак на это учение безбожного мiра.

Игумен Дамаскин (Христенсен),

Свято-Германовская пустынь, Платина, Калифорния, США. Сентября 17/30, 2013.

Святых мучениц Веры, Надежды,

Любови и матери их Софии


Источник: Православное учение о Сотворении и теория эволюции / Протоиерей К. Буфеев. — М.: Русский издательский центр имени святого Василия Великого, 2014. — 438 с.

Комментарии для сайта Cackle