4. Письменные сведения об иконах Андрея Рублева
Письменных сообщений об иконах Андрея Рублева много, но большинство из них принадлежит коллекционерам, страстно желавшим иметь в своем собрании икону «рублевского письма» и обычно выдававшим желаемое за действительное, редкие каталоги обходились без икон «письма Андрея Рублева». Кроме того, уже замечено было, что некогда слова «письмо Рублева» значили – «списано с иконы Рублева»526. Такого рода сводки приписываемых Рублеву икон можно найти у И. М. Снегирева527 И Д. А. Ровинского528, А. И., М. И. и В. И. Успенских529, Н. П. Лихачева530 и у других авторов. Этих упоминаний мы касаться не будем, приведем перечень сведений, которые могут иметь значение документального источника.
Целый ряд сведений об иконах «Рублева письма» содержат вкладные книги и описи Иосифо‑Волоколамского монастыря. Приведем некоторые из них. Запись во вкладной книге монастыря: «Лета 7069/1561 дал арфимандрит Симоновский Олексей по своей братии – по Даниле, да по Григорье по Васильевых детех Ступишина образов... да складни путные, обложены серебром, Рублева письма: на одной половине образ Пречистыя со младенцем, да Иоанн Богослов, а другой половине мученик Христов Никита, да Никола Чудотворец, да Первомученик Стефан»531.
Запись Иосифа Волоцкого об иконах Рублева в Послании к Борису Васильевичу Кутузову с жалобой на князя Федора Борисовича: «Да поставил у меня Феодосий иконник иконы Ондреева письма, промена им двадцать рублев. И князь Федор сам приехал в монастырь, да не поехал с монастыря, доколе икон не взял. И яз не почел ему давати того деля, толко мне ему давати и мне погибнути от бога в гресе, да еще нечем будет и братьи покоити»532.
В челобитной волоколамских монахов старцу Ионе Голове в 1515–1522 годах записано: «...преподобного отца нашего государя игумена Иосифа, сам господине Ионе помниши, сколько книг с собою принес и святых икон... четыре иконы, три Рублева письма Андреева»533.
Савва Крутицкий в «Житии Иосифа Волоцкого», составленном в 1540 году, писал: «Иосиф начат князя Федора Борисовича Волоколамского мздою утешати и послал к нему иконы Рублева письма и Дионисиева»534.
В описи икон монастырского собора 1545 года старец Зосима и книгохранитель Паисий отметили девять икон письма Андрея Рублева, назвав иконы: «Да на левой стороне у дверей у царьскых икона пречистые Богородици Одигитриа Рублева письма, обложена серебром и золочена. Оу Пречистые 9 гривен серебрены, 77 золочены, а две не золочены, а у Младенца 8 гривен серебрены, золоченых 7, а осмая не золочена. Да у тое ж иконы пелена оксамитна, крест на пелене, дробниц двадцат серебрены и золочены да обнизаны жемчюжком мелком, да подпись у креста жемчюжком же сажена... за левым клиросом, на столпе. Да в нижнем ряду деисус, писано на нем 6 святых образов, а кажуть Рублева письма, а в середках Спасов образ припись московская, а поставил тот деисус Касьян архимандрит... над царскими дверьми... Да на среднем тябле обложенных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтеча седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золотая, на лице сель»535.
Имеется упоминание об иконах Рублева неизвестной вкладчицей: «...а дала иконы Андреева письма Рублева, а цена им двадцать рублей»536.
В Кирилло‑Белозерском монастыре находилась икона Андрея Рублева «Успение», упоминаемая в приходно‑расходных книгах 1614 года и описях 1621, 1635 и 1668 годов537.
Запись об иконах «Спас» и «Умиление» письма Рублева в Духовной грамоте князя Ю. А. Оболенского (1547–1565): «А жене моей княгине Ульяне приказщики мои дадут милость божию, образ Спасов вседержителев да образ Пречистые Умиленье Ондреева письма Рублева, образ Ивана Предтечи»538.
Согласно описанию середины прошлого века, четыре иконы письма Андрея Рублева находились в церкви Нерукотворного Спаса села Новоспасского (Деденева) Дмитровского уезда: «„Нерукотворный Спас“ и „Богоматерь Владимирская“ – по семейному преданию Головиных – благословение великого князя Василия Дмитриевича в 1391 году родоначальника Головиных Стефана Васильевича Комрина или Ховрина (до крещения – мурза князь Местига‑Пада) и сына его Григория Ховры. Ховрины – потомки императорской фамилии Комнинов, владели некогда в Крыму Судаком, Кафою, Манкубою и Балаклавою и выехали в Россию на службу к великому князю Василию Дмитриевичу. В селе Новоспасском имеется и еще икона Нерукотворного Спаса, – сообщает биограф Головиных П. Казанский, – образ малой меры, писанная также по преданию Рублевым, которая издревле находилась со всеми Головиными в походах... Древний образ Одигитрии – Смоленской Богородицы, писанный блаженным зографом Рублевым, сею святынею благословил великий князь Василий Васильевич Темный крестил своего и родоначальника Головиных, князя Ивана Владимировича Голову»539. Автор сообщает, что икона Одигитрии – фамильная святыня, во всем подобная находящейся в Новодевичьем монастыре. Ею благословляют всех новорожденных, вступающих в брак, сопровождают ко гробу. «Эта святая икона есть защитница, Покровительница, Путеводительница и Наставница всего их рода от колыбели и до могилы, переходя от одного поколения к другому»540.
Архимандрит Леонид сообщает об иконе «Спас Нерукотворный» Андрея Рублева, принадлежавшей Головиным в селе Введенском (Першино) близ Звенигорода (потом Салтыковым)541.
Сохранились упоминания о том, что иконы Андрея Рублева имелись в старообрядческом Данилове монастыре на реке Выг542, и, возможно, нет оснований эти сведения расценивать как «легендарные».
В XVII веке в Образной палате Московского Кремля хранился «застенок Пречистые» письма Рублева543.
Кисти Андрея Рублева приписывалась икона «Богоматерь Умиление» – моление Марфы Иоанновны. После ее реставрации к выставке трехсотлетия дома Романовых она была перенесена ко гробу в Новоспасский монастырь. Размер иконы 9,5х7,5 (вершков)544.
Ряд авторов сообщает о произведениях Андрея Рублева на Волыни545.
Изображение Андрея Рублева и Даниила Черного имелось на иконе Всех святых второй половины XVII века Преображенского старообрядческого кладбища. Перевод иконы имелся в собрании В. П. Гурьянова, издан А. И. Успенским546. Здесь изображены Андрей Рублев, Даниил Черный («Даниил Спосник») и Игнатий‑иконописец, вместе с другими святыми они кладут земные поклоны.
Из миниатюр с изображением Андрея и Даниила следует назвать иллюстрации лицевого свода ХУ. (так называемый «Остермановский летописец»547) и миниатюры лицевых житий Сергия Радонежского XVI и XVII вв.: ГРБ; № 8663, л. 229, 230 об., 262– 290 (см. литографированное издание 1853 г. и БАН, 34.3.4, л. 269 об. – 270548.
* * *
Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб., 1903. С. 41, примеч. 1.
Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842–1845.
Ровинский Д. А. Указ. соч. С. 11, 21, 41, 61–72.
Успенские М. И. и В. И. Заметки о древнерусском иконописании. Св. Алимпий и Андрей Рублев. СПб., 1901. С. 61–72; Успенский А. И. Переводы древних икон, собранные В. П. Гурьяновым. М., 1903. С. 21–25.
Лихачев Н. П. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. С. 42–64.
Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахромееву. М., 1906. Вып. 5. С. 56, прилож. № 244. С. 20–21, № 38, 40 и 44.
Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959. С. 212.
Жмакин В. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. С. 57.
Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи // Богословский вестник. СПб., 1897. Янв. С. 188, 189 и 190; Георгиевский В. Г. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. С. 28–29 и Приложение. С. 1–23; Казакова Н. А. Сведения об иконах Андрея Рублева, находившихся в Волоколамском монастыре в XVI в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1958. Т. 15. С. 319–311; Жмакин В. Указ. соч. С. 57.
Голубцов А. П. Материалы для истории древнерусской иконописи // Богословский вестник. СПб., 1892. Янв. С. 188, 189, 190.
См.: Казакова Н. А. Указ. соч. С. 311. Исследованиями Н. К. Голейзовского установлено, что иконы Волоколамского монастыря переданы в Русский музей.
См.: Варлаам архим. Описание историко‑археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло‑Белозерском монастыре / ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. Примеч. № 36. С. 87– 88; Никольский Н. Кирилло‑Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. СПб., 1897. Т. I. Вып. 1. Приложение 9. С. CVII. Икона находится в ГТГ (см.: Антонова В. И. и Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи. М., 1965. Т. I. С. 280––281. № 228).
Акты феодального землевладения и хозяйства XIV–XVI вв. M., 1956. T. II. № 207. С. 212.
Казанский П. Село Новоспасское. Деденево тож и родословная Головиных, владельцев онаго. М., 1847. С. 6, 17, 23, 113. О Ховриных‑Головиных см.: Долгоруков П. Российская родословная книга. СПб., 1856. Ч. 3. С. 105; Бобринский А. Дворянские роды, внесенные в общий гербовник Всероссийской империи. СПб., 1890. Ч. 1. С. 456–458; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 173–174.
Казанский П. Указ. соч. С. 23.
Леонид архим. Звенигород и его соборный храм с фресками. Сборник ОДРИ на 1873 г. М., 1873. Отд. 1. С. 115.
См.: Рыбников Г. Из путевых заметок по Петрозаводскому и Олонецкому уездам // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1867 год. Петрозаводск, 1867. С. 36.
См.: Забелин И. Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII вв. М., 1872. Материалы. С. 60; Успенский А. И. Церковно‑археологическое хранилище при Московском Дворце в XVII в. M., 1902. C. 68.
Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия дома Романовых / Авт‑сост. А. Речменский. М., 1913. Табл. 3; Дмитриев И. Историко‑археологическое описание Новоспасского монастыря. М., 1909. С. 33.
Иванчин‑Писарев Н. Прогулка по древнему Коломенскому уезду. М., 1884. С. 150; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4. Ч. 2. С. 21, 223.
Перевод издан в кн.: Успенский А. И. Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем и реставратором В. П. Гурьяновым. № 93.
См.: Успенские М. И. и В. И. Указ. соч. Табл. IV.
Там же. Табл. V и VI; Кузмина В. Д. Древнерусские письменные источники об Андрее Рублеве // Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. Табл. 1–8.