О.В. Губарева

Источник

Глава 2. Образ Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница»)

Богоматерь «Одигитрия». Икона. Конец XIV – начало XV в. Византия

«Блаженство в деснице твоей вовек»61

Древнейшее историческое свидетельство об иконе «Одигитрия» сохранилось в труде византийского историка VI века Феодора Чтеца. Первый образ, писанный апостолом Лукой, был подарен св. Пульхерии, сестре императора Феодосия II (408–450 гг.), его супругой Евдокией. Пульхерия выстроила на берегу моря величественный храм. «Святая же и чтимая икона, которую царица нарекла Проводником, указующим путь ко всевозможным благам, должна была по её распоряжению находиться во храме ради безопасности дворцов, града всего и всего мира. Приказала она также, чтобы каждый вторник при зажжённых свечах с пением псалмов и гимнов обходили с иконою город во отгнание супостата, больным же – во посещение, скорбящим – в милосердное утешение и по-иному недугающим и страждущим – во всесильную помощь»62.

Еженедельные шествия с иконой стали известны всему христианскому миру, и о них сохранились многочисленные рассказы очевидцев63. «Удивительное это зрелище. Тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы лучшие перед нею красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!», – почти тысячу лет спустя писал об этой традиции русский паломник Стефан Новгородец, побывавший в Константинополе в 1348–1349 годах64. Носить икону дозволялось только членам особого братства. Их одежды, длинные красно-коричневые платья, покрывающие голову «наподобие капюшона», напоминали покров Божией Матери. Само несение иконы, которая вместе с ризой и украшениями была необыкновенно тяжелой, воспринималось очевидцами как чудо: «Дивное зрелище: семь или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный <…> руки распрострёт, словно его распяли»65.

Название «Одигитрия» в письменных источниках появляется только в IX веке66 в связи с легендой об исцелении двух слепцов67 и во всем соответствует содержанию иконографии, где Богородица предстоит рядом с Сыном и правой рукой прямо указывает на Него – Путь, Истину и Жизнь (Ин.14:6). Это почти живоносный рефрен песни Канона Божией Матери «Одигитрия»: «Радуйся, радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному».

Христос восседает у Богородицы на левой руке, образующей вокруг Него подобие византийского престола с низкой полукруглой спинкой. Божия Матерь, рождшая и носившая на руках держащего «вся рукою Господа»68, – «престол высокий превознесенный». Как Вседержитель Христос и изображается на иконах «Одигитрии»: Он прямо развернут в мир, правой рукой благословляет, в левой руке у Него свиток – один из наиболее многозначных христианских символов.

Бог Слово, Вторая Божественная Ипостась, является творческой силой Бога. Поэтому книга69 в древней Палестине имела очень широкий мистический смысл. Во-первых – это Сам Бог, Его Божественная природа, Которая заключает в Себе Божественное Слово (Иез.2–3). В образе книги или свитка представлено также все Творение, призванное к бытию Словом: это книга земного и небесного Бытия (Пс.59:9, 138:16, 39:8); это небо земное (Откр.6:14) и небо как место пребывания чинов ангельских (Ис.34:4). Кроме того, свиток – это Книга Жизни (Исх.32:32–33; Флп.4:3; Откр.13:8, 20:15, 21:27, 22:18–19 и др.), и список судеб человеческих (Иер.36), и список грехов человеческих – проступков против Бога (Иов.14:17). Свиток употребляется в Священном Писании и как образ гнева Господня (Зах.5:1–2 и др.). Одно из его значений также образ Закона, данного Бога людям (Втор.28:58–61; 29:20–21 и др., 2Пар.25:4, 34:24 и др. Гал.3:10 и др.). В святоотеческой литературе свитком называли и Саму Пресвятую Богородицу. Так, святитель Григорий Палама в «Беседе на спасительное Рождество Богородицы» говорит о Ней: «Сегодня приготовлена на земле поразительная Книга, не начертания слов, но могущая носить Самое Живущее Слово»70. Как о новом свитке (Ис.8:1), «который приготовило совершающее все Слово Божие <…>, чтобы Самому писать в нем, как тростью, языком Божиим – Духом Святым», пишет о Богородице прп. Иоанн Дамаскин в «Слове» на Её Рождество71.

В иконах «Одигитрия» свиток всегда имеет несколько значений, одни из них постоянны, другие меняются. Часто образ Богородицы соединяется с символом свитка и творения, и Божия Матерь осмысляется как совершенная Книга, где написалось Божественное Слово, творившее мир. «Неописанное Слово Отчее, из Тебе Богородице описася воплощаем»72.

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь, а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь. Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву.

Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь, единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. <…> И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. <…> И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец (Откр.21:2–3,5,6). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем»73.

Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все (Откр.21:7). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы.

При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают (Ин.15:6). Своим апостольским подвигом Богородица-Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста (Ис.49:18).

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин).

Согласно древнейшему грузинскому сказанию74, в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море.

Иверская икона Божией Матери. Прорись

После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим.

Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её Ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом. Цвета одежд Богомладенца неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков (этим временем искусствоведы датируют и Иверскую икону), эти одежды могли быть подчёркнуто царскими. Под золотым гиматием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором (что вероятнее), Царские одежды подходят для Иверской иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.

На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна и «зело ужасно-зрачна, с великими очесами»76. Лик Христа внушает трепет своей суровостью. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом. Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов противления (Еф.5:6) и список грехов человеческих. В Иверской иконе Богородица – престол грозного Бога, окруженного у ног радугой (Откр.4:3), подобие которой образует свисающий мафорий. Она и Скиния Откровения: Отверзся храм скиния свидетельства на небе (Откр.15:5–6), где Бог открылся ап. Иоанну Богослову: Он был облачен в одежду, обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие. <…> Из уст Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным (Откр.19:13, 15).

Недаром именно с Иверской иконой связано афонское пророчество о конце света. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря.

В XVII веке по заказу царя Алексея Михайловича список с Иверской иконы был выполнен для Москвы77. Сделал его в меру и подобие иконописец Иамвлих Романов. Во всё время работы над образом ежедневно служились Литургии, на которых за иконописца молился весь монастырь. Сам же он держался особо строго поста. В 1648 году 13 (26) октября Царь вместе с патриархом Иосифом и всей православной Москвой встречали крестным ходом новую икону у Воскресенских ворот Кремля. Здесь для Вратарницы Российской столицы была устроена часовня, и вскоре Иверская икона, наряду с Владимирской и Смоленской, стала самой почитаемой в Москве. Сложилась традиция ношения иконы по домам, и каждый москвич стремился принять Её как можно пышнее. Само место около часовни почиталось святым, для охраны которого наряжались особые караулы. Во время отсутствия иконы её замещал список (сейчас находится в церкви Николая Чудотворца в Кузнецах в Москве). Иверская часовня простояла до 1929 года. В ночь на 29 июля она была тайком срыта. Чудотворная икона изъята, но впоследствии возвращена и поставлена в Воскресенском храме в Сокольниках. В 1994 году часовню восстановили в первозданном виде. В Иверском монастыре был заказан новый список с чудотворного образа, который по древнему обычаю исполнен безвозмездно.

Седмиезерная (Смоленская) икона Божией Матери

Эта икона по смыслу близка Иверскому образу, но была создана в другой земле и в иные времена. Существуют различные суждения относительно авторства символической программы, высказывается даже предположение о её римском происхождении78. Но ни одно из них не имеет документального подтверждения. Можно только сказать, что впервые иконография, ставшая прообразом Седмиезерной иконы, была воплощена великим Дионисием приблизительно в 1502–1503 году для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре79. С образа Дионисия сохранилось несколько списков, один из которых в XVII веке прославился чудесами и стал называться Седмиезерным.

Богоматерь «Одигитрия». Икона. Около 1502–1503 г. Дионисий и мастерская

Богородица и Христос на иконе Дионисия облачены в праздничные одежды, отороченные широкой золотой каймой с драгоценными камнями. Белая рубашечка Христа без клава; гиматий не закрывает, как обычно, всю Его левую руку, а свисает с плеча мягкими складками, словно перекинутый край богатой мантии. Это, скорее, царские, чем архиерские одеяния. Мафорий Богородицы двусторонний: пурпурный с изумрудно-зеленым подбоем. Золотая кайма на нём расцвечена красными и синими камнями и жемчугом. Из-под распахнутого на груди мафория видна синяя туника с ожерельем, на голове и плече – крупные узорчатые звёзды. Свисающий с рук мафорий образует подобие опрокинутой зелёной радуги у ног величественного Младенца.

Как на иконах «Спас в силах» Он восседает в образе Вседержителя и словно ступает с Небес на землю, Его правая рука свободно отведена к самому центру иконы – к синему треугольнику туники Богородицы. При этом манжет рубашечки Богомладенца точно совпадает с линией каймы мафория, и кисть руки оказывается частью самостоятельной композиции. Синий сегмент с благословляющей десницей часто встречается на иконах святых. Он изображает подаваемое с Небес Божие благословение.

Богородица – «Селение Бога и Славы», «Покров миру, ширший облака», «Троицы таинники просвещающая»80 есть Небесный град Иерусалим, к которому стремятся уповающие на спасение. Золото, жемчуг, синие и красные камни на одеждах святых – знаки причастия к этому Царствующему граду. Его стены сделаны из красного драгоценного камня ясписа, два первых основания – из ясписа и синего сапфира, улицы – из чистого золота, а ворота – из цельных жемчужин (Откр.21:19–21). Обыкновение сравнивать добродетели и духовные дары с золотом и драгоценностями из Священного Писания перешло в иконопись и духовную литературу.

В Царствующем граде на престоле вечно восседает Сам Царь Славы, каким Он и предстал апостолу Иоанну: И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр.4:3). Зелёная радуга (смарагд – изумруд) и лежит на руках Богородицы. При этом правая Её рука, которая в «Одигитрии» обыкновенно указывает на Христа, здесь выражает моление и, как бы складываясь в благословении, призывает шествовать молитвенным путем к Себе в Небесный Иерусалим.

В иконе Дионисия, в отличие от афонского Иверского образа, Небесный Царь и Судия не грозный и карающий. Он всеблагой и милосердный Спаситель, Который ступает навстречу Своему творению.

История иконы Дионисия до нас не дошла, но известно, что она пользовалась почитанием в народе. Один из списков находился в семье монаха Евфимия, жившего в Устюге, близ Ферапонтова и был его родительским благословением. С этой иконой Евфимий вступил на иноческий путь. В 1613 году в 17 верстах от Казани им была основана Седмиезерная пустынь, в которой принесённый образ начал чудотворить. Особенно икону прославило избавление Казани от чумы в 1654 году. В городе находился великий Казанский образ, однако же по велению Богородицы монахи подняли на помощь свою Седмиезерную икону. На встречу ей жители вынесли с крестным ходом Казанскую икону. Святыни сошлись в двух верстах от города, где в честь их сретения был заложен Кизический монастырь. С 1658 года стало традицией 26 июня приносить чудотворный образ в Казань. Эти крестные ходы ещё в начале века, по свидетельствам очевидцев, сопровождались массовыми чудесами81. Икона пережила смуты и войны XX века в доме благочестивой женщины, которая в 90-е годы передала её Казанскому Петропавловскому собору. Украшенная дорогим окладом и киотом, она находится сейчас в алтаре82.

Иерусалимская икона Божией Матери

По преданию, в 988 году император Лев IV Философ подарил этот образ святому равноапостольному князю Владимиру в память о его крещении в Корсуни. Икона считалась одной из главных святынь христианского мира как написанная апостолом Лукой во время его пребывания в Иерусалиме. От первообраза Одигитрии она отличается более всего колоритом и тем, что Богомладенец сидит на правой руке Божией Матери, совершенно повёрнут к Ней83, а Его ножки сложены крестом. Богородица склонила голову к Сыну в печальном раздумье. Её темно-пурпурный мафорий распахнут у ворота и открывает на груди и сбоку у рук ярко-красный подбой изнанки, оттенённый пробелáми. Беспокойный красный цвет привлекает особое внимание и становится чуть ли не главным в иконе. Резко обозначенный, он не дает созерцать вне себя ни лик Божией Матери, ни Христа, облачённого в архиерейскую рубашечку с синим клавом и красным поясом. Этот цвет будто струится по уступам в протянутую руку Пресвятой Богородицы и далее в символическую чашу, обрисованную складками мафория. Матерь Божия словно предуготовляет здесь жертвенный Престол, чтобы сослужить Своему Сыну. Одежды Его указывают на священнодействие Великого Архиерея, приносящего Жертву. Золотые покровы, благословляющая десница и свиток говорят, что перед нами Господь, принимающий Жертву в храме тела Его Пречистой Матери. Завершает создание символического литургического действа крест, образуемый ножками Богомладенца. С него Христос вступает прямо в чашу, и туда же Он полагает свиток – символ творения и греха. Христос Сам есть искупительная и очистительная Жертва, омывающая кровью грешное человечество.

Иерусалимская икона Божией Матери. Начало XVI в. Новгород

По слову Божиему, кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:38). Мы видим Богородицу как «многотекущую реку» и «купели образ»84. Следуя такому сравнению позже в некоторых списках, отвороты мафория Богородицы изображались цвета чистой изумрудной воды, а не красными.

Иерусалимская икона «многосветлое просвещение»85 была очень любима на Руси. Яркость и ясность её зрительного образа были понятны чистому русскому сердцу, не тяготевшему к сложным богословским художественным идеям, которые так любила Византия. Святой равноапостольный князь Владимир в память о крещении новгородцев передал икону Новгороду, где она стала главной святыней. В 1571 году Иоанн Грозный забрал её в Москву. Икона была поставлена за патриаршим местом в алтаре Успенского собора. Отступая из русской столицы в 1812 году, Наполеон вывез её во Францию. Там она была поставлена в Париже в соборе Нотр Дам, позже её следы затерялись.

Близкими по иконографии Иерусалимскому образу являются Грузинский, Царьградский, Гребенский и Шуйский изводы.

Тихвинская икона Божией Матери

Так же просто, в чистых и лаконичных формах несёт в мир проповедь спасения Тихвинская Одигитрия. Как и в Иерусалимской, Богомладенец Христос на Тихвинской иконе восседает на руке Матери, словно на престоле, и обращён к Ней, крестообразно сложив ножки, но с вывернутой правой пятой. Царь Царей, Он благословляет Богородицу-Церковь – Свою главную сотрудницу и путеводительницу творения, как бы указывая: «Достойна».

Тихвинская икона Божией Матери. 1383 г.

Я есть Путь и Истина и Жизнь (Ин.14:6); Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин.15:4), говорит Господь. И Церковь ведёт народы к вечной жизни, потому что только Её Господь благословил быть проводником человечеству. Обращённость Христа и Богородицы друг к другу указывает также на необходимое для спасения богообщение, на важность участия в нём и Бога, и человека. Человек грешен и не может спастись без Бога, а Он слушает лишь того, кто чтит Бога и творит волю Его (Ин.9:31).

На Тихвинской иконе величественный благословляющий Богомладенец изображён во всём Своём могуществе и Славе. Но золотое облачение покрывает ноги, сложенные крестом – образ Евхаристической Жертвы. Здесь, как и в Иерусалимской иконе, Христос «приносящий и приносимый, приемлющий и раздаваемы».

Завершает всеобъемлющий образ учения о Церкви возложенный на крест свиток. Церковь основана на кресте, и на нём утверждается закон Христов: Новый Завет Бога с человеком.

Из Византии на Русь часто привозили красивые и чудотворные иконы, однако не все становились любимыми и «главными». Согласно «Сказанию»86 Тихвинская икона сама в ослепительном сиянии прибыла в 1383 году из Царьграда в Новгородские приделы и стала величайшей русской святыней. С XVI века в монастыре, построенном в её честь Иоанном Грозным, с Тихвинской иконы делались многочисленные повторения, но спрос был так велик, что к XIX веку начала действовать иконописная мастерская, специализировавшаяся только на одной этой иконе. Списки создавались в меру и подобие оригинала и были столь высокохудожественны, что и сейчас, видя их во многих храмах, можно получить точное представление о первообразе.

В годы Второй мировой войны Тихвинская икона была вывезена за границу и находилась в Чикаго. В 2004 году она была возращена Русской Церкви и в настоящее время находится в своем монастыре в Тихвине.

Казанская икона Божией Матери

Этот образ отличается от других Одигитрий своей сокращённой иконографией. Он был явлен по указанию Самой Пресвятой Богородицы, поэтому особенности изображения, несомненно, определяются его предназначением.

После обретения в 1579 году на пожарище в Казани икону принял и перенёс в церковь будущий патриарх всея Руси священномученик Гермоген. Он же написал службу Казанской иконе и «Сказание» о ней. Как показала история, эта встреча была знаменательна, так как в Смутное время (1606–1613 гг.) именно патриарх Гермоген вдохновил рассеянный русский народ, лишённый царя-помазанника, на освободительную войну против иноземцев и разбойничьей власти. Казанская икона стала военным стягом Народного ополчения, которое собралось и победило под её водительством.

Казанская икона Божией Матери. Прорись

Нашла своё объяснение и её необычная иконография. Богородица с Богомладенцем стоят «плечом к плечу», обращённые в мир. Видна лишь одна благословляющая десница Спасителя. Предельно лаконичное поясное изображение приводит на память славословия о Богородице, воспеваемой как «Нерушимая Стена», «Взбранная Воевода победительная». Видимым образом через Свою Казанскую икону Богородица открыла России, что Она её щит и заграда. С тех пор ей молятся, зная, что Она «источает неоскудные милости», «предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравные и богобоящиеся рабы Своя» (из кондака Казанской иконе).

С Казанской иконой связаны ещё многие исторические события России. В 1682 году свт. Митрофаний Воронежский предсказал, что до тех пор, пока Казанская икона будет в Петербурге, враг не вступит в него. Сестра Петра I Наталья привезла в новую столицу чудотворный список, ставший самым почитаемым в городе. Для прославления святыни был выстроен величественный Казанский собор, в котором в Отечественную войну 1812 году молился Божией Матери русский полководец князь Михаил Илларионович Кутузов. После победы в собор были свезены все захваченные у французов полковые знамена и сорок пудов церковного серебра, пошедшего на иконостас и подсвечник к чудотворной иконе.

В настоящее время первообраза Казанской иконы не существует. В ночь на 29 июня (12 июля) 1904 года несколько святотатцев похитили святыню из соборного храма Богородичного монастыря г. Казани. Воров поймали. Один их них утверждал, что сжёг икону, другой – что продал её старообрядцам, у которых существовало предание о получении свободы веры через обретение Казанского образа. В утешение насельницам Казанского монастыря из Греции был прислан список с самой почитаемой в Константинополе иконы «Паммакариста» – «Всеблаженная»87.

Икона Божией Матери «Утоли моя печали»

Начиная с XVI века можно говорить о сужении иконографического содержания образа Одигитрии, которое делается более конкретным. В XVII веке наблюдается упрощение богословия образа, символическая художественная программа, удерживаясь в древних иконах, во вновь создаваемых списках всё больше ориентируется на частные человеческие нужды.

Молитвенное воззвание, исторгнутое из самого сердца, запечатлелось в названии иконы «Утоли моя печали». Так обращаются к Пресвятой Богородице православные, поверяя Ей свои горести и беды. В помощь чающим утешения и укрепления была послана эта икона. В 1640 году её привезли в Москву казаки и поставили в Никольской церкви на Пупышах, где она вскоре прославилась.

Икона Божией Матери «Утоли мои печали». Прорись

Поздняя иконография не стремилась отразить все мистические глубины древней Одигитрии. Образ «Утоли моя печали» был предназначен Небесной Владычицей миру, в котором люди постепенно теряли способность мистического созерцания и соединения с Божественным, а их духовная жизнь всё больше сводилась к исполнению обрядов. Поэтому в своей земной жизни они особенно нуждались в знаках присутствия Бога. Как следствие этого иконописная символика начинает приближаться к прямой мысли, выраженной в живописной метафоре.

Младенец Христос на иконе «Утоли моя печали» полулежит в складках мафория Богородицы, будто в колыбели. Божия Матерь одной рукой обнимает Его, другой в горести подпирает щеку. Она как бы ищет утешения Своей печали во Христе. Развёрнутый свиток в руках у Богомладенца поднимается к лику Богородицы, соединяя Мать и Сына текстом одной молитвы «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, утолившая всяку слезу от лица земли». Обычно все тексты в иконах обращены к Богу, здесь – слова адресованы к Богородице. Это видимое свидетельство того, что Она, утешенная Христом, Сама стала Утешительницей мира.

После упразднения церкви Николы на Пупышах в 1930-х годах икона исчезла, но многие её списки сохранились.

Черниговская (Ильинская) икона Божией Матери

Утратив соборное чувство единения в Боге, заслонив Образ Божий мирской жизнью с её тяготами и проблемами, русский человек, принуждённый жить по земным меркам, с интересом обратился к западной цивилизации, найдя в ней много чудесного и доселе незнакомого для себя.

С изменением человека меняется и храмовое искусство. Возникают новые иконы Божией Матери, значительная часть которых воспроизводит католические образцы. И постепенно Богородица как Утешительница и подательница жизненных благ заслоняет Собою образ Христа Спасителя, как это случилось ранее в Католической Церкви.

Черниговская икона Божией Матери. XVII в.

Черниговская икона Божией Матери «Одигитрия», о которой рассказывается во вдохновенной книге свт. Димитрия Ростовского «Руно Орошенное», была написана в католической традиции, «живоподобно», масляными красками, с коронами на головах Богородицы и Христа.

Чудеса её начались в 1662 году. Восемь дней, с 16 по 24 апреля, образ Богородицы источал слезы. В Ильинском монастыре это наблюдал святитель Димитрий Ростовский вместе со своей паствой. Необычайное явление собирало к иконе множество людей, и по их усердным молитвам подавались утешения, исцеления и даже воскрешение из мертвых.

Святитель Димитрий Ростовский подробно описал в своей книге вместе чудеса и воспел источник этих чудес – Саму Божию Матерь. Плач Богородицы он сравнивал с появлением росы на руне Гедеона (Суд.6:37–38) – знак присутствия Бога среди Своего народа и помощи ему, которое Святыми отцами было истолковано как прообраз непорочного зачатия Девы Марии. Пресвятая Богородица – Руно Орошенное, пишет он, потому что, как руно, «одевает нас Пресвятая Дева милостью Своею, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится, Молитвенница теплая», и, как роса, охлаждает грешников, и «претворяет пламень страстей в Росу бесстрастия». Каждая капля, истекающая из Её очей, – это милость, которой орошает Пресвятая Богородица землю.

Вспомнил святитель Димитрий Ростовский и другие назидательные случаи помощи Пресвятой Богородицы, которые послужили сюжетом для образов «Целительница» и «Нечаянная Радость». Однако он ничего не сказал об иконографии, не описал ликов Божией Матери и Христа, Их одежд, не сказал о том, что Черниговская икона прообразом своим имеет древнюю знаменитую Смоленскую Одигитрию. Св. Димитрий Ростовский просвещал исключительно словом. Он вывел русскую церковную культуру на литературный уровень, став одним из первых духовных писателей новой эпохи.

Икона Божией Матери «Одигитрия» разошлась по Руси в многочисленных списках с разными названиями. Как поётся в акафисте Одигитрии, Она благая Путеводительница к светлому град Иерусалиму небесному, ко Христу, Она изводит человека из рова земных страстей.

* * *

62

Повесть о пречестном и божественном храме Пресвятой Богородицы, именуемой Одигон // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 476.

63

Паттерсон-Шевченко Нэнси. Служителей святой иконы // там же. С. 133.

64

«Хождение» Стефана Новгородца // Памятники литературы Древней Руси. М., 1981. С. 34–35.

65

Там же. С. 35.

66

Продолжатель Феофана // Жизнеописания византийских царей. СПб., 1992. С. 88.

67

«Святая икона Святой Богородицы, называемая Одигитрией, что переводится «Путеводительница», потому что некогда было две слепых, которым явилась Святая Мария, отвела их в церковь Свою и просветила их глаза, и они увидели свет…» Описание святынь Константинополя в латинские рукописи XII века // Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. С. 443.

68

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 12.

69

В древности книга имела форму свитка; книга в форме кодекса появляется после IV века. Поэтому в Библии и в иконах свиток и книга – знаковые синонимы.

70

Беседы (Омилии) святителя Григория Паламы. Часть 3. С. 14.

71

Иоанн Дамаскин, преподобный. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. М., 1997. С. 254–255.

72

Триодь Постная. Неделя 1-я. Утреня Торжества Православия. Кондак.

73

Триодь постная. Неделя 1-я. Утреня Торжества Православия. Канон, песнь 4.

74

Сергий (Спасский), архимандрит. Иверская святыня и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России. М., 1879. С. 57.

75

Гонение на иконы (Первое иконоборчество) началось при императоре Льве Исавре (716–741) было прекращено при св. императрице Ирине (775–802), созвавшей VII Вселенский собор (787) и установившей иконопочитание. Второй иконоборческий период начался при императоре Льве Армянине (813–820). Окончательно иконоборческая ересь была побеждена в Церкви при св. императрице Феодоре (843). Победа над иконоборчеством празднуется Церковью как Торжество Православия в 1-ю неделю (Воскресенье) Великого Поста.

76

Барский В. Второе посещение Св. Горы Афонской. СПб., 1887. С. 138.

77

В XVII веке для России было выполнено на Афоне несколько списков с Иверской иконы Божией Матери. См. исследование Л.М. Евсеева, М.М. Шведова. Афонские списки «Богоматери Портаитиссы» // Чудотворные иконы Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 336–351.

78

Бусева-Давыдова И.Л. Богоматерь Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363–384.

79

Находится в Государственном Русском музее.

80

Дионисию принадлежит первый на Руси цикл росписей на тему акафиста в том же соборе, где находилась эта икона.

81

Симеон (Холомогоров), архимандрит. Схиархимандрит Гавриил, старец Спасо-Елеазаровой пустыни. СПб., 1996. С. 67.

82

Бусева-Давыдова И.Л. Икона Седмиезерная. К вопросу о сложении иконографического типа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. С. 363.

83

По классификации М. Татич-Джурич, именно поза Богомладенца даёт возможность говорить о существовании двух разных типов Одигитрии.

84

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

85

Акафист ко Пресвятой Богородице. Икос 11.

86

Русский архив. 1881. Кн. 2. С. 15–16.

87

Е. Поселянин пишет, что эта икона была единственной древней святыней, оставшейся в Константинополе после взятия его турками в 1453 году. С 1455 года постоянно находится в храме резиденции Константинопольского патриарха. См.: Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. М., 1993. С. 555–557.


Источник: Божия Матерь в Её иконах : Опыт художественно-богословского анализа / О.В. Губарева. - Москва : Паломник, 2006. - 158, [1] с., [16] л. цв. ил. : ил.

Комментарии для сайта Cackle