В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова

История древнерусской живописи

Источник

Содержание

Предисловие

Введение Содержание понятия Своеобразие русской культуры и ее художественные связи Периодизация Географические границы Историография Задачи науки Глава I. Киевская Русь. Конец X – середина XI века Русская живопись периода крещения Руси София Киевская Иконы и книжные миниатюры Киевской Руси Глава II. Киевские и русские земли в конце XI И XII столетии Киевская монументальная живопись конца XI – начала XII вв. Иконы и книжные миниатюры Киева позднего XI века Новгородские фрески конца XI – первой трети XII века Иконы и миниатюры первой трети XII века Искусство эпохи архиепископа Нифонта (1131–1156) Русские художественные центры во второй половине XII века Великий Новгород Полоцк и Киев Владимиро-Суздальское княжество Древнерусские иконы и миниатюры второй половины XII века Глава III. Тринадцатый век. Татарское разорение и преемственность истории русской художественной культуры Место искусства XIII в. в истории русской культуры Хронологические рамки. Исторические обстоятельства Основные художественные особенности Периодизация и стилистические группы «Предмонгольский» период Стенописи Иконы и миниатюры Новгорода и северо-восточной Руси «Монументальный» стиль Книжная миниатюра Ростова Переходный этап. Стилистические варианты Новгород и северо-восточная Русь Псков Киево-черниговская традиция Полоцк Книжная миниатюра. Памятники Галицко-Волынской Руси и Ростова Восстановление и развитие традиции Стенописи конца XIII в. Иконопись Иконы Ростова и других центров Северо-Восточной Руси Иконы Новгорода Книжная миниатюра второй половины XIII в. Заключение Глава IV. Четырнадцатый век. «Новая встреча с Византией» Периодизация Особенности византийской живописи XIV в. Художественные центры Руси в XIV в. Первая половина – середина XIV в. Живопись первой трети XIV – «тяжелый стиль» и другие варианты Памятники Владимира и Ростова Муром и Рязань Иконы из северных областей Ростовской епархии Книжная миниатюра. Ростов и Тверь Памятники Новгорода Живопись 1330–1350-х гг. Москва Ростов Иконы Ростовского Севера Живопись Новгорода Псковские фрески и иконы первой половины – середины XIV в. Вторая половина столетия Фрески Новгорода Иконопись и книжная иллюстрация в русских центрах. Москва и Новгород. Фрески и иконы Пскова Развитие иконостаса Иконопись Москвы Иконопись Новгорода Миниатюры и орнамент рукописей Псковская живопись второй половины XIV в. Глава V. Пятнадцатый век. Становление русской национальной школы Сложение нового стиля и московская живописи первой половины XV в. Творчество Андрея Рублева, его предшественников, современников и последователей Миниатюры Евангелия Хитрово и истоки творчества Андрея Рублева Звенигородский чин и творчество преп. Андрея Рублева Росписи Успенского Собора Во Владимире «Св. Троица» преп. Андрея Рублева Московские и владимирские произведения времени Андрея Рублева Иконы и фрески Искусство книги Русская культура периода позднего средневековья и московская живопись второй половины XV в. Творчество Дионисия и его современников Исторические обстоятельства. Особенности культуры Работы в Успенском соборе московского Кремля Творчество Дионисия и его мастерской Московская книжная миниатюра Местные школы в русской живописи XV в. Ростов Тверь Новгород Новгородские росписи Новгородская иконопись Новгородские иллюстрированные рукописи Псковская живопись Глава VI. Шестнадцатый век. Живопись русского царства эпохи Василия III, Ивана Грозного и его преемников Периодизация Иконопись эпохи Василия III (1505–1530) Новгородская живопись эпохи архиепископа Макария (1526–1542) и последующий период (1540–1550-е гг.) Иконопись Пскова первой половины XVI в. Московская живопись периода митрополита Макария (1542–1563) Живопись эпохи «позднего» Ивана Грозного (1565–1584) Годуновская эпоха (1584–1605 ГГ.) Глава VII. Живопись XVII века Список иллюстраций Библиография  

 
Предисловие

Авторы предлагаемой вниманию читателей книги В.Д. Сарабьянова и Э.С. Смирнова – известные ученые, сделавшие немалый вклад в изучение многих памятников, церковного искусства древней Руси, как широко известных, так и мало изученных. Книга является содержательным научным обзором развития русского церковного искусства обширной эпохи от времен крещения Руси и до реформ Петра I, – т.е. периода, единого в своих культурно-исторических границах. Это период древнерусского искусства, характеризуемый, прежде всего, духовной целостностью и глубокой религиозной настроенностью русского народа, которые постепенно утрачиваются в последующие века.

Богатое наследие культуры этого периода является ярким выражением духовного и нравственного величия христианства. В художественных формах древнерусского искусства нашло свое выражение учение Церкви о вечной жизни и спасении, о человеке, как об образе и подобии Божием, о борьбе добра и зла, которая непременно завершится окончательной победой добра, и «будет Бог вся во всем». Эти великие евангельские, церковно-исторические и литургические образы и идеи, облеченные в краски и линии, стали зримым откровением о красоте и совершенстве человека и мира в замысле Божием о твари.

Каждое новое поколение Церкви вносит свое пополнение в мировое наследие православной культуры. В наше время, когда после ожесточенного гонения на Церковь возникла необходимость восстанавливать разрушенное и собирать расточенное, на молодом поколении лежит особая ответственность в том, чтобы восстановленные и вновь построенные храмы, их росписи, святые иконы, облачения, утварь несли в самих себе ту полноту благодатного свидетельства о великой правде Божией, о которой так ярко всегда свидетельствовали своей смиренной красотой русские православные храмы на бесконечных евразийских просторах от Балтики до Тихого океана.

Восстановить это свидетельство можно только через глубокое вхождение в дух и формы великого православного наследия прошлых эпох. Через все века истории Церкви красной линией проходит почитание священных образов, – этих «несходных подобий» святости небесной и земной, превосходящей всякое разумение и всякое возможное рациональное познание. Эти «несходные подобия» – плод благодатных созерцаний вечного в подвиге молитвенного стояния святых иконописцев, и их духовных наставников. И вместе с тем, святые образы есть непосредственное следствие действия благодатных энергий Святого Духа, изливающихся в Церкви и через иконы поистине напояющих все концы земли. Церковь учит, что «зрительные впечатления легко передаются душе» (100 правило Трулльского собора). Потоку мутной и нечистой «информации» современных зрительных впечатлений от массового формотворчества Церковь противополагает светлые, возвышенные, облагораживающие образы Небесных Сил, славящих Господа, и людей, достигших совершенства на узком пути исполнения заповедей Господа Иисуса Христа. И хотя это касается в первую очередь более древних времен, когда народная душа жила более чистой жизнью и была доверчиво предана древней, ничем незамутненной православной традиции, но по существу Церковь никогда не отступала от своих основных задач в литургическом искусстве. Это выражено во все возрастающем числе икон, прославленных явным чудотворением вплоть до самых последних лет. Но для того, чтобы благочестие находило свое наиболее адекватное выражение в красках и линиях, необходимо тщательное изучение этих красок и линий в созданиях великих мастеров, прошлого, необходимо глубоко вглядываться в совершенные образы, воплотившие в себе молитвенный и аскетический опыт подвижников, более всего возлюбивших Бога, и вслед за Ним – Его образ и подобие, т.е. человека, как ближнего своего. И необходим также научный опыт спокойного аналитического исследования технологий, стиля, иконографии этих великих памятников. Без такого научного опыта невозможно, по существу, придти к настоящему пониманию церковного искусства, поскольку в нем, как и во всяком другом искусстве, форма и содержание неразрывно соединены, наподобие тела и души в человеке. этой задаче и отвечает предлагаемая читателям книга.

podpisДекан факультета Церковных художеств, Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерей Александр Салтыков


Источник: История древнерусской живописи / В.Д. Сарабьянов, Э.С. Смирнова. - Москва : Изд. ПСТГУ, 2007. - 752 с.

Комментарии для сайта Cackle