Источник

VI. Летопись Дома Иконы

«...о, если бы и ты хотя в сей

твой день узнал, что служит

к миру твоему! Но это сокрыто ныне

от глаз твоих... за то, что ты не

узнал времени посещения твоего»

(Лк.19: 42–44)

Летопись Дома Иконы, или краткий хронологический обзор cобытий, связанных с 15-летним Проявлением Мироточивой Иконы Иверской Монреальской Божией Матери

Брат Иосиф получил Иверскую Икону Божией Матери в Рождественском скиту в конце 1982 г. Он сразу вернулся в Монреаль в свою очень скромную темную полуподвальную квартирку (2602, rue St. Hubert) и поставил Икону, как сам рассказывал, между апостольником Великой Княгини Елизаветы Феодоровны и мощами святых Киево-Печерской лавры. Затеплив лампадку перед Иконой, он стал ежедневно читать акафист Божией Матери на французском языке.

Через три недели, 11/24 ноября 1982 г., Икона начала Mиpoточить. Новость об этом чуде разнеслась по всему православному миpy, и с 1983 г. брат Иосиф начал возить свою Икону по приходам и церквам Русской Зарубежной Церкви. В России также начали понемногу узнавать о Мироточивой Монреальской Иконе, главным образом через ехавших в Москву друзей брата Иосифа, которые привозили туда очень много иконок-копий и пропитанной миром ваты. Вскоре это событие произвело особое впечатление и на русское духовенство. У Дома Иконы завязалось регулярное общение с Poccией. Священник о. Тимофей Алферов из поселка Любытино Новгородской области написал Акафист «Пресвятой Владычице Богородице ради Иконы Ея Мироточивыя», который публикуется в данной книге. Им же написана «Месяца ноембрия в первыйнадесять день служба Пресвятей Богородице».

Между тем брат Иосиф переезжает в более светлую маленькую квартиру на 2-м этаж (4804, rue St. Hubert), хотя его очень смущало покидать прежнюю, в которой Икона начала мироточить. Новая двухкомнатная квартира имела преимущество отдельного входа с улицы. Большая комната была отведена под мастерскую, в которой он писал иконы, принимал гостей, разговаривал по телефону. Здесь же находилась Святая Икона. Другую комнату занимал жилец, деливший с ним обиход. Спальня брата Иосифа была в неотапливаемой легкой кирпичной пристройке. Темная прихожая служила кухней и столовой.

Со временем брат Иосиф стал сильно ощущать изнеможение от новой неупорядоченной активной жизни. Apxиепиcкоп Виталий, ставший в 1986 г. митрополитом, очень часто призывал брата Иосифа сопровождать его во всех поездках по епархии, а также по приходам разных частей света, приглашавшим Мироточивую Икону. Брат Иосиф становился тогда послушником и чуть ли не келейником Владыки. Вместе с тем брат Иосиф чувствовал большую ответственность за Икону, которую носил в чехле, висящем на его левом плече. Дому Иконы приходилось довольно часто менять этот чехол, т. к. он быстро изнашивался из-за непрестанного употребления и частых потеков Mиpa. Тяжесть Иконы увеличивалась от обрамляющего её деревянного застекленного киотa с дверкой. Киот также изнашивался, и его тоже нужно было обновлять. Внизу киота было особое отделение, в которое стекало Mиpo на свежеразложенную вату, и из которого затем вынимали эту насыщенную миром вату, не раскрывая дверцы, охраняющей саму Икону. Брат Иосиф щедро раздаривал старые благоухающие чехлы и киоты. Bеpyющиe принимали их с благоговением как великую святыню.

Частые путешествия с митрополитом, и многие другие в одиночку, подорвали здоровье брата Иосифа. Если до явления Иконы брат Иосиф писанием икон зарабатывал себе на кусок хлеба, то теперь он уже не успевал и часто работал по ночам, чтобы оплатить хотя бы квартиру, т. к. за предоставление Иконы он никогда ничего не принимал, дав обет, со времени ее прибретения, не обогащаться ею. Все эти трудности вызвали у брата Иосифа тяжелое заболевание диабетом. Он стал входить в долги и иметь неприятности от хозяина квартиры, которому не мог регулярно платить. В глубокой нужде и болезни он почувствовал, что ему эта жизнь физически невмоготу, и сказал двум своим близким знакомым, что решил уехать с Иконой к своей матери. Двое друзей поняли, что тогда Мироточивая Икона покинет нашу Церковь, и предложили брату Иосифу оплачивать его квартиру. Брат Иосиф согласился. Тогда двое друзей решили создать общество, которое стало понемногу собирать пожертвования. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия и после долгих переговоров общество, под названием «Дом Иконы», было офищально зарегистрировано в Монреале, провинция Квебек, Канада, 6 декабря 1989 г. Дом Иконы исполнял и поныне исполняет все административные обязанности в соответствии с законодательством.

Главной целью основания Дома Иконы были поддержка брата Иосифа и удовлетворение его материальных нужд, а в будущем и создание подобающей духовной обстановки для Святыни. Необходимо было обустроить достойное и благолепное помещение для пребывания Мироточивой Иконы в Монреале, дать людям возможность свободно посещать Святыню, не стесняя брата Иосифа.

Дом Иконы предполагал возможное развитие этого духовного центра почитания Божией Матери в Северной Америке. К сожалению, общество располагало очень скудными средствами, всецело идущими на удовлетворение нужд тяжело заболевшего брата Иосифа.

Помощь и поддержка брату Иосифу, скромно начатая двумя благочестивыми женщинами, постепенно увеличивалась и к концу его подвига стала планомерной помощью во всех его материальных нуждах.

Из-за финансовой невозможности приобретения помещения для Святыни насущной задачей Дома Иконы стало найти подходящую квартиру, где можно было предоставить Иконе хотя бы отдельную комнату-часовню.

В конце 1990 гг. брат Иосиф узнал о сдающейся квартире поблизости от его жилья. Принимая во внимание привязанность к кварталу и упрощение переезда, он решил в нее переселиться. По площади новая квартира была намного больше прежней и также имела отдельный вход с улицы. Брат Иосиф поселился на 2-м этаже по улице Gilford 803. Кроме часовни, квартира имела две спальни, гостинную, большую кухню и маленькую иконописную мастерскую в пристройке. В доме были устаревшие бытовые удобства. Но угловая комната была большой и светлой. Она и стала часовней, в которой брат Иосиф с болыним вкусом расставил все свое множество святынь, икон и мощей, предоставив Иконе красный угол, где она находилась вначале на маленьком столике. Первоочередной заботой Дома Иконы стало приобретение благолепного киота для Святыни. Начали сбор пожертвований спещально на киот. Выписывались различные каталоги с образцами имеющихся в продаже киотов.

Вместе с этим Дом Иконы самостоятельно разрабатывал свой эскиз киота в соответствии с размерами часовни. Брату Иосифу предложили на выбор модели из каталогов и проект киота Дома Иконы. Он остановил свой выбор на последнем.

Выполнение киота заказали очень квалифицированному мастеру-столяру. Сотрудники Дома Иконы принимали непосредственное участие в отделке киота. Рассчитывали предподнести брату Иосифу киот к празднику десятилетия Иконы. Однако изготовитель не успел выполнить заказ к нужному сроку.

После смерти брата Иосифа киот был передан Домом Иконы Свято Иоанно-Предтеченскому собору г. Вашингтона. В него вставлена теперь копия Мироточивой Иконы, написанная тем же иконописцем о. Хризостомом, как бы в утешение всем почитателям Мироточивой, которая скрылась.

Дом Иконы также понемногу обставлял помещение брата Иосифа необходимыми предметами. Для часовни было подарено 2 аналоя, шкафчик со стеклянными дверцами для хранения святынь. Помогли оборудовать кухню.

Дом Иконы стал для совершенно одинокого брата Иосифа большой моральной поддержкой: скромное, но постоянное присутствие, отвечающее на все его материальные нужды и моральные заботы, давало ему необходимую независимость, так как помощь исходила от многих анонимных, скромных, близких и далеких почитателей Мироточивой Иконы Божией Матери. Сознавая это, брат Иосиф всегда за них молился.

В скором времени Дом Иконы превратился в центр сбора всех проявлений Мироточивой Иконы: ее путешествий, чудес и всего того, что появлялось в печати о ней. Все это составляет скромный архив, предложенный читателю нашей книги.

Многие, по разным причинам, не отвечали на призывы прислать сведения о частных свидетельствах. По этому поводу брат Иосиф любил приводить в пример притчу об исцелении десяти прокаженных, из которых только один вернулся поблагодарить Христа, да и тот самарянин. Но, быть может, еще не поздно пополнить архив Дома Иконы.

Брат Иосиф с беспокойством относился к репутации явления чуда. Он возмущался и скорбел, когда узнавал об изданиях католических книг, главным образом во Франции, в которых явление Мироточивой Иконы искажалось всяческой ложью, в особенности о ее хранителе.

Он удивлялся, что ничего не предпринималось против распространяемой лжи. Тогда Дом Иконы взялся за составление маленькой брошюры, содержащей краткое изложение истории Иверской иконы Божией Матери, ее явления в Монреале у брата Иосифа, ее хранителя, с акафистом Иверской Божией Матери на русском языке для всеобщего понимания. Книжка была издана в Москве в 1992 г. и доставлена в Монреаль ко дню празднования десятилетия явления Иконы – 24-го ноября 1992 г. Дом Иконы безвозмездно раздавал и рассылал большое количество фотографий Иконы и брошюры о ней, главным образом в Россию и во все страны нашего рассеяния.

Спустя два года в Санкт-Петербурге, с согласия и при поддержке Дома Иконы, вышла брошюра того же содержания, издание Православного Вестника, «Покаяние» № 2.

Праздник десятилетия явления Иконы явился апогеем Ее почитания. Он был торжественно отмечен в Свято-Николаевском соборе Монреаля Митрополитом Виталием, многочисленным духовенством и приехавшими отовсюду гостями. С большим подъемом был пропет акафист Иверской Иконе Божией Матери всем духовенством посреди церкви во время всенощной. После литургии Дом Иконы предложил всем гостям обильный буфет. Днем брат Иосиф принимал у себя поздравления до поздней ночи.

О. Павел Ивашевич смог тогда взять у брата Иосифа интервью, которое было напечатано в «Православной Руси». Это благодатное торжественное празднество стало апофеозом глубокой благодарности, благоговейной признательности и величания славы нашей всемилостивой Владычицы. Нераздельно с Ней праздновали и Ее преданного и верного избранника-хранителя Иконы, в окружении которого в этот день особенно ощущалось духовное ликование.

Отметим, что в повседневной общественной жизни брата Иосифа большое значение имел телефон. Брат Иосиф отвечал на вопросы и давал советы по телефону, утешал и обещал молиться перед Иконой, он вел и окормлял многих своих духовных чад, проповедывал, комментируя злободневные события. Он также посещал больных с Иконой на дому, в больницах и в домах престарелых.

Люди всегда с радостью возили его с Иконой в Церковь или туда, куда ему было нужно. После этого в машине долго оставалось благоухание от Иконы и счастливое чувство благодати.

Перед каждым путешествием он молился и земно кланялся, испрашивая у Божией Матери благословение, без которого ничего не предпринимал.

Брат Иосиф держал Дом Иконы в курсе своих передвижений и иногда звонил из дальних стран. Были короткие поздки на 2–3 дня (суббота, воскресение или какой-либо праздник), обыкновенно, в Восточные США. Были и более далекие путешествия, за океан, организованные приглашающим приходом. Все заранее испрашивали благословение у Митрополита на приезд Иконы. В последнее время, из-за отдаленности местожительства Митрополита и более редкого с ним общения, брат Иосиф получил от него доверенность, чтобы самому составлять расписание своих коротких путешествий на весь год с условием посещать лишь приходы РПЦЗ.

Ему часто присылали билет на самолет. По приезде почти всегда устраивались радостные и торжественные встречи Иконы, которую он сразу передавал священнику. Потом возили Икону в церковь – молебны, акафист, вечерняя служба и литургия на следующее утро. А брат Иосиф, после длинного путешествия в самолете, часто ночью и с переменой времени, никогда не покидал Икону: несмотря на переутомление и болезнь, следовал на все службы и отвечал на все приветствия, не отказывая в частных беседах.

Дому Иконы случалось иногда сопровождать брата Иосифа в путешествиях с Иконой. Так, в 1994 г. перед Вербным Воскресением брат Иосиф пригласил Е. С. ехать с ним в Леснинский монастырь во Францию, чтобы помочь ему расписывать архангелов на боковых дверях иконостаса зимнего храма. После ночи, проведенной в самолете, мы поехали прямо из аэропорта в Париж на Северный вокзал, где надо было часа два ждать поезда на Жизор, подбадривая себя кофе. Затем несколько часов в поезде до Жизора, откуда знакомый таксист довез нас до монастыря в Провемон. Прибытие в монастырь было неожиданным. Брат Иосиф не любил предупреждать о своем приезде, т. к. не хотел, чтобы его встречали.

Как только в монастыре заметили останавливающееся у главного подъезда такси, зазвонили в колокол, и в миг собравшиеся к моменту выхода брата Иосифа из машины сестры запели радостные Богородичные песнопения. Тут же появился владыка Серафим, приняв из рук брата Иосифа Икону, поднялся на несколько ступеней и благословил всех собравшихся в парадном холле монастыря. У всех, как и у брата Иосифа, счастливые слезы на глазах, затем теплые радостные приветствия и возложение иконы на аналой прямо перед царскими вратами в прилежащем зимнем храме.

Ранними утрами брат Иосиф передает Икону священнику, идущему в храм совершать проскомидию. Каждый день Икона переносится в зимний храм монастыря ради удобства Ее почитания и охраны. После вечерней службы Ее из храма малым крестным ходом относят по темным аллеям в келлию брата Иосифа под задушевный напев «Богородице, Дево, радуйся...».

Всю Страстную Седмицу провели в сосредоточенной молитве в храме.

Со Светлого понедельника приступили к писанию Архангелов.

Для мастерской монастырь предоставил брату Иосифу светлое просторное недостроенное помещение, ныне приспособленное под магазин по продаже духовного чтения и разнообразных церковных предметов.

Перед началом работы брат Иосиф поставил на возвышении мощи святого апостола и евангелиста Луки, покровителя иконописцев и затеплил лампадку. После молитвы брат Иосиф стал традиционно подготавливать огромные доски – боковые двери иконостаса: накладывать все полагаюпцяся слои, дав им просохнуть, шлифовать и, наконец, переносить на них свой рисунок. Точно и уверенно он смешивал привезенные краски и прослаивал их на досках. Можно было только любоваться его мастерством. Он работал молча, с большим напряжением и, наверное, с молитвой.

Гости монастыря скоро узнали о местонахождении брата Иосифа и стали приходить к нему в мастерскую для бесед.

Работа над иконами Архангелов задержала нас на 5 недель в Леснинском монастыре, посл чего брат Иосиф сразу вернулся в Монреаль.

В 1995 году было совершено другое волнительное путешествие с братом Иосифом в Болгарию, по приглашению матушки Серафимы, игуменьи Покровского монастыря в Княжево (София). Матушка давно желала пригласить брата Иосифа с Иконой, но надо было получить на это благословение Митрополита Виталия. Митрополит очень опасался посылать Икону в коммунистическую страну. Матушка Серафима поручила своей сестре, матери Екатерине, подвизавшейся в Ново-Дивееве, штат Нью-Йорк (США), испросить лично благословение Митрополита. Матери Екатерине пришлось несколько раз упрашивать неуступчивого Митрополита. Наконец она упала ему в ноги, чтобы его смягчить, и получила разрешение.

Началась подготовка к путешествию, переговоры по телефону, во время которых старались все предусмотреть. Матушка Серафима осведомлялась о привычках, нуждах, диете брата Иосифа. Дом Иконы очень заботили меры безопасности, которые оказались превосходными. Охрана была двойной: городской и частной. Частная охрана была обеспечена одним состоятельным ревнителем монастыря.

По дороге в Софию брат Иосиф остановился в Париже, передохнуть от смены часовых поясов и съездить в любимую Лесну, чтобы украсить монастырский праздник своей Иконой.

Пребывание Иконы в Болгарии брат Иосиф также приypoчил к монастырскому празднику Покрова Божией Матери.

В Софийском аэропорту Икону встречали духовенство с прислужниками в голубом облачении и ликующие миряне. Много приветствий. Пропели тропарь и величание Иверской иконе и отправились к месту строящегося Собора Успения Божией Матери.

Из Собора крестный ход, во главе с Епископом Фотием, направляется к выходу встречать Пресвятую Богородицу, при большом стечении народа, давно ожидающего прибыия Иконы. Все в духовном восторге и с радостными слезами. Брат Иосиф передает Икону в руки Владыки. Проходят через усыпанный цветами церковный двор к амвону, с приготовленным на нем аналоем в изящно разукрашенной нише будущего алтаря. Икону ставят на покрытый цветами аналой. Все многочисленное духовенство прикладывается к Ней и поочередно читает акафист, начиная с Преосвященного Владыки Фотия, при всеобщем торжественном радостном припевании. Затем Владыка и монастырское духовенство отвозят икону в Княжево (в 10-ти км от Софии), в расположенный на склоне горы Покровский монастырь. Игуменья с сестрами благоговейно и радостно встречают Икону. Матушка горячо приветствует брата Иосифа. Икону вносят в маленький красиво убранный параклис и опять воспевают перед Ней радостный акафист Иверской Божией Матери всем сонмом звонких монашеских голосов.

Брата Иосифа поселили на территории монастыря вблизи главного здания, в котором находится параклис и приемная. Ему отвели светлую келлию в два окна, защищенных железными, красиво выполненными фигурными решетками. Келлия была украшена рядом чудных икон письма Шелехова. Для Мироточивой иконы был приготовлен аналой с висящей над ним лампадой, ведь брат Иосиф и ночью ее охранял.

В течение же всех дней Икона находилась в распоряжении духовенства и народа, прибывающего к ней непрерывным потоком.

Это беспрецедентное для Болгарии событие чудно описано игуменией Покровского монастыря в свидетельстве «Воскреceниe тысячи сердец Мироточивой иконой в Болгарии».

Незадолго перед отъездом брата Иосифа в Болгарию, матушка попросила Дом Иконы прислать точную пропись Mиpoточивой и Ее размеры, т. к. в монастыре хотели написать Ее копии.

На следующий день по приезде, сестра-иконописица просит брата Иосифа дать ей на ночь Икону, чтобы завершить подготовленную заранее по прописи копию Мироточивой. Брат Иосиф смутился, т. к. никогда ночью не расставался с Нею. Тогда ему объяснили, что временная иконописная мастерская примыкает к его келлии. Охрана наблюдает одновременно за двумя помещениями, двери которых выходят в комнату стражей.

Брат Иосиф согласился, и сестры несколько ночей получали Икону. Однако Иосифу не спалось, он временами выходил посмотреть, как идет работа, и был глубоко тронуть и умилен происходящим в мастерской. Вокруг Иконы коленопреклоненно молились монахини монастыря.

Сестры за эти несколько дней закончили две копии Мироточивой, одна из которых осталась в монастыре, другая – у владыки Фотия.

Днем брат Иосиф подолгу беседовал с матушкой Игуменией и часто ездил в Софию наблюдать за потоком людей, медленно, спокойно и молитвенно притекающим к Святой Иконе. Он вливался в толпу, в которой часто встр-Бчал знакомых из разных стран.

При отъезде из монастыря Епископ Фотий пронес Икону крестным ходом к месту, где стояли отъезжающие в аэропорт автомобили. Его сопровождало все духовенство и даже матушка с сестрами, которые, сделав исключение для этого дня, вышли за ограду монастыря проводить Икону и в глубокой печали с Нею простились.

В аэропорту Владыка Фотий благословляет и горячо благодарит брата Иосифа. Брат Иосиф принимает Икону и проходит к контролю, где его останавливают и отправляют на досмотр. Через несколько минут он возвращается, облегченно улыбаясь. К счастью, таможенник оказался верующим. Проходим в зал посадки, и тут начинается невероятное. К Иконе стали поочередно подходить служащие аэропорта. Брат Иосиф снимает чехол, чтобы люди могли к Ней прикладываться, и это продолжалось до самой посадки в самолет.

В 1993 г. сама Матерь Божия поручила брату Иосифу особое послушание – сделать список Своего Мироточивого Образа для России. Единственный раз брат Иосиф дерзнул исполнить такое поручениe. Его точная копия смягчает выражение лика Божией Матери в духе русского письма. Зная, что Е. С. собирается в Москву, брат Иосиф поручил ей передать икону, о чем подробно сообщается в свидетельстве иеромонаха Агафангела: «Передача иконы Иверской Божией Матери в Москве».

Во время холодной монреальской зимы, к концу каждого года, брат Иосиф приурочивал поездку в теплые страны, в том числе и в любимую Испанию, в Аликанте, и оставался там месяца полтора или два. Эта передышка была ему во всех смыслах необходима.

В феврале 1995 г., вернувшись в Монреаль после своего ежегодного отдыха, во время которого он посетил своего старца, прозорливого игумена Климента на Афоне, брат Иосиф передал следующее: игумен считает остро необходимым создать, наконец, подобающие условия для Иконы и Ее хранителя. Надобно заметить, что, несмотря на скромность квартиры брата Иосифа, небесная благодать царила в часовне, где горели многочисленные лампады в легкой дымке ладана и благоухании Иконы и мощей.

Дом Иконы был в полном согласии с требованием игумена, но, к сожалению, не располагал достаточными средствами, чтобы приобрести дом, где Икона находилась бы в отдельной, доступной для посещения часовне, а остальное помещение служило бы основанию маленькой общины, как это мыслилось в самом начале.

Игумен Климент тогда же снабдил брата Иосифа уставом предполагаемой будущей общины, благословил его крестом и иконой Божией Матери и обещал прислать в помощь одного из своих монахов.

Между тем здоровье брата Иосифа ухудшалось. Лечившие его доктора настоятельно советовали особую диету и много отдыха, но он этому не мог подчиниться. Брат Иосиф ежемесячно обязан был ходить к врачу на проверку, чтобы получать предписание на лекарство, без которого он не мог жить. Со временем болезнь вызвала всевозможные осложнения, а он старался навестить как можно больше церквей, т. к. знал, что не долговечен. Поэтому последнее время он мало бывал дома, в коротком промежутке между двумя путешествиями, только чтобы немного прийти в себя, посетить врачей и подготовиться к следующей поездке. Он часто уезжал в длиннейшие путешествия совсем больной, не желая их откладывать, т. к. его ждали очень многие. Болезнь и изнеможение дошли до предела человеческих сил к концу его подвига. Его старец, игумен Климент, сказал ему: «разъезжай с Иконой, пока есть силы». Брат Иосиф часто неимоверно страдал, но никому этого не показывал, упражняясь в терпении и мученической выдержке.

В эти последние дни он провидел и болезненно переживал надвигающиеся церковные нестроения, мучавшие его во время мятежных бессонных ночей. Его охватывали волнение и страх, навеваемые слухами, что у него хотят отнять Икону. К тому же по возвращении из Южной Америки (август 1997 года), он получил от митрополита Виталия письмо, усугубившее его переживания из-за показавшихся ему несправедливыми упреков. Эти страдания усиливались его болезнью и изнеможением.

В таком состоянии, из последних сил, брат Иосиф улетел на праздник в Леснинский монастырь, чтобы проститься с ним. Он предчувствовал свой близкий конец и при прощании кланялся некоторым в ноги. Вернувшись в Монреаль на пять дней, он приготовился к последнему своему путешествию в Афины. Перед отъездом он неожиданно принес Мироточивую Икону Е.С. и повелел ей перед Ней помолиться. Е.С. предложила отвезти его к рейсу, но он отказался, сказав, что его обещали проводить. Впоследствии оказалось, что никто его не провожал, и он уехал один. Из аэропорта брат Иосиф позвонил Е. С. и сказал, что везет Икону с собой.

Незадолго до своего отъезда брат Иосиф распорядился: «Когда будете обо мне писать, прошу не упоминать о моей семье – это требование моей матери». Это, конечно, доказывает его полное осознание близкой кончины. Он также несколько раз с ужасом нас предупреждал о страшной клевете, которой он будет подвергнуть в конце 1997 года, о чем предсказал его старец, игумен Климент.

И действительно, возмутительная клевета, повлиявшая даже на некоторых представителей высшего духовенства, вылилась на страницы афинских газет, которые сообщали о происшедшем уголовном преступлении, снабжая их вымышленными комментариями к полицейскому донесению. Эти клеветнические измышления просочились в американские, канадские и другие печатные источники.

За год до этих событий Дом Иконы начал готовиться к празднованию 15-летия явления Иконы. Главной заботой стала подготовка книги об Иконе и о всех Ее чудесах за это пятнадцатилетие. Дом Иконы приурочил к этому празднеству изготовление на продажу серебряных и бронзовых медальонов с изображением Иверской Божией Матери на одной стороне и креста – на другой. Выполнение медальонов было заказано опытному мастеру-ювелиру.

Но, увы, все эти подготовления оказались тщетными. Страшная кончина брата Иосифа и сразу распространившаяся клевета ужаснули всех знавших его. Митрополит Виталий предупредил Е.С. о случившемся в воскресение 2-го ноября в 4 ч. утра телефонным звонком на ее дачу. Он беспокоился о судьбе Мироточивой Иконы. Е.С. вернулась срочно в Монреаль и узнала, что в конце литургии Митрополит, тяжело переживая клевету, воздержался упомянуть в своей проповеди о происшедшем и не отслужил панихиды. Все последующие заботы, связанные с этой чудовищной кончиной всецело легли на плечи Дома Иконы.

Надо было срочно действовать вместе С Давидом, квартирантом брата Иосифа, который оказался единственным представителем близких и родственников брата Иосифа, признанным административными канадскими органами Министерства Иностранных Дел, т. к. в своем канадском паспорте, кроме адреса и телефона, брат Иосиф указал, кого надо предупредить в случае несчастья: «Давид» (без фамилии). Давиду и позвонили из посольства в Афинах, чтобы объявить о трагедии, и только с ним впоследствии вели переговоры.

Мы (Е.С. и Давид) не знали о местопребывании его семьи, кроме местонахождения его двоюродной сестры, которая, по рассказам брата Иосифа, жила в США, и Давид смог ее предупредить. Оказалось, что она родная сестра брата Иосифа, но он всегда избегал давать какие-либо подробности о своей семье.

Телефонные звонки между Министерством Иностранных Дел (Оттава) и Давидом, Давидом и Е.С. стали беспрерывными в течение первых дней после y6ийства. Полиция передала дело на вскрытие. Мы много раз испрашивали копию полицейского донесения, но так и не смогли ее получить. Между тем велись переговоры о возвращении усопшего по месту жительства, что длилось несколько дней. Надо было также решить, где его хоронить, и Митрополит Виталий дал благословение на нашу настоятельную просьбу похоронить его в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Наконец, тело было доставлено в указанное нами похоронное бюро Монреаля 8-го ноября ночью. В воскресение 9-го ноября мы вдвоем с Давидом были в похоронном бюро, получили все документы, сопровождавшие тело, и нам позволили видеть брата Иосифа, потому что тело его не поддалось тлению. Изуродованный лик успели исправить и убелить потемневшую кожу. На шее были еще следы пятен крови. Из него изливалась жидкость, и думали, что это было в него влито в Греции. Из-за этого похоронное бюро завернуло брата Иосифа в пластиковый мешок для переезда границы в США.

На следующий день, в понедельник 10-го ноября, привезли гроб в Св.-Николаевский собор (Монреаль) и поставили в правый придел. Панихиду отслужили перед открытым гробом, но скрытым под пластиковым мешком братом Иосифом. На следующий день увезли брата Иосифа в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль. Там гроб был поставлен в середине храма, служились панихиды и читалась всю ночь псалтирь. В своем свидетельстве «К годовщине кончины хранителя Иверской Мироточивой Иконы», о. Виктор Потапов описывает, как в ту ночь пластиковый мешок был открыт, и все смогли видеть следы пыток и отсутствие разложения в 13-й день после смерти.

В среду 12-го было отпевание и погребение. У присутствующих совместно пережитое останется навсегда в памяти: умилительное, торжественное и благодатное отпевание и захоронение избранника Божией Матери, хранителя Мироточивой Чудотворной Иверской Монреальской Ее Иконы. От имени Дома Иконы раздавались в конце отпевания иконки Божьей Матери и некролог. Много дивных непосредственных выражений смятения, почитания и любви вызвало это трагическое событие. На отпевании в Джорданвилле были произнесены две прочувствованные проповеди: владыки архиепископа Лавра и протопресвитера Валерия Лукьянова.

Присутствующий на отпевании инок Всеволод, встретивший брата Иосифа уже в гробу, был вдохновлен происходящим и описал свои впечатления в свидетельстве «Преображенное страдание или разговор с убиенным братом Иосифом».

В храме также находилась погруженная в глубокое горе сестра бр. Иосифа, Анджела, единственная представительница его семьи, которую мы смогли предупредить о случившемся и пригласить в Монреаль, откуда поехали на отпевание в Джорданвилль. Все глубоко сочувствовали ее горю и очень переживали, что не могли выразить соболезнование его матери и всей его семье.

В то же время протоиерей Вениамин Жуков сказал о брате Иосифе задушевное слово на заупокойной литургти в Париже (свидетельство: «Памяти брата Иосифа»).

Несколько позже стал изливаться целый поток самых трогательных воспоминаний. Большая часть этого материала помещена в разделе свидетельства Отметим трогательные статьи на французском языке, переведенные на русский, в свидетельствах: «Иосиф Муньос-Кортес – монах-мученик» Жана Бесса и «Воспоминания о Святом Новомученике» Клода Лопеза. Последний также написал «Акафист Святому Новомученику Иосифу» и «Службу отцу нашему монаху-мученику Иосифу».

К сороковому дню по смерти брата Иосифа собрались опять на свежей могиле очень многие его почитатели и друзья. Была отслужена общая панихида в снегу и холоде. На следующий день иеромонах Аверкий отслужил еще раз панихиду, при которой было явлено великое знамение самозажжения свечей на могиле, подробно описанное присутствующей матушкой Maрией Потаповой (в разделе свидетельств).

Мироточивая же Икона скрылась: Матерь Божия не допустила Ее к 15-летнему празднованию явления Своей Иконы и изяла Ее вместе со Своим верным хранителем, Ее избранником, которого и увенчала мученическим венцом. В день 15-тилетия явления Мироточивой Иконы, 11/24 ноября 1997 г., митрополит Виталий служил в пустоватом соборе, перед Мироточивой Бразильской иконой, фотокопией скрывшейся Монреальской, которую выписал из Бразилии для этого дня.

Монреаль быстро почувствовал отсутствие покровительства Божией Матери, и болышие несчастья обрушились на город и на нашу церковь в 1998 г.: в Сочельник Рождества Христова – ледяной дождь, затем пожар нашего Свято-Николаевского собора 25-го января, и разные невзгоды, завершившиеся несчастным случаем падения нашего Первоиерарха в день 16-ой годовщины явления Мироточивой Иконы.

В точном соответствии с выраженной волей брата Иосифа, Дом Иконы распорядился главными его святынями. Аналои и некоторые иконы были переданы сестричеству погоревшего собора. Оставшиеяся вещи, главным образом духовного характера, были собраны и отправлены на временное хранение вицепредседателю Дома Иконы, Марии Сергеевне Потаповой в Вашингтон, для будущего места почитания мученика-избранника Божией Матери брата Иосифа.

Во время этого 1998 г. матушка Мария Потапова со своей прихожанкой Шалой совершили паломничество по местам последнего путешествия брата Иосифа в Греции. Они везде побывали, даже в номере гостинницы, где его пытали и убили. Они все засняли, чтобы поделиться со всеми почитателями брата Иосифа в созданном ими видеофильме.

Тем временем Дом Иконы готовился к первой годовщине смерти брата Иосифа. Им был выполнен проект креста-памятника на могилу мученика. С помощью Божиею крест был качественно изготовлен и водружен к самому дню годовщины, что позволило еще раз собраться многим паломникам и присутствовать на торжественном освящении памятника и многолюдной панихиде.

Эта годовщина духовно отмечена и освидетельствована иноком Всеволодом в его очерке «Победа, победившая мир – к годовщине мученичества раба Божия Иосифа (18/31 октября)».

Еще в конце этого 1998 г. был суд в Афинах над предполагаемым убийцей брата Иосифа. Присутствовали представители нашей Церкви и Дома Иконы: о. Виктор Потапов, его матушка Мария, их прихожанка Шала, а также лично о. Михаил де Кастельбажак со своей матушкой. Об этом суде подробное изложение о. Виктора Потапова в свидетельствах, и в его видеофильме. К концу 1998 г., по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, общество «Дом Иконы» было переименовано в «Фонд памяти брата Иосифа», поскольку его функции значительно изменились. Вместо обслуживания брата Иосифа и Иверской Иконы, Фонд следит за всеми проявлениями, связанными с их светлой памятью с целью ее защиты. Он будет продолжать, по мере возможности и по преимуществу, поддержку тех, о которых брат Иосиф особенно заботился: Свято-Рождественского скита на Афоне, подарившего ему Икону, и Свято-Покровского женского монастыря в Княжево (София).

Дом Иконы считает должным отдать дань памяти незабвенной, самоотверженной соучредительнице нашего общества Елене Александровне Вороновой, скончавшейся от тяжелого заболевания 6 декабря 1997 г., вскоре после смерти брата Иосифа. Эта незаурядная труженица была духовной дочерью святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. После потрясений второй Mировой войны, уже известная балерина, Е.А. Воронова поселяется в Монреале, где создает свою студию классического балета. Все свое свободное время она посвящает делам благотворительности, заботам о содержании церковной утвари и вышиванию для церкви по ночам. Упокой, Господи, ее светлую душу! Более подробное ее жизнеописание напечатано в посвященном ей некрологе в «Православной Руси», № 1,1998 г.

Летопись Дома Иконы останавливается на событиях конца 1998 г., после которых общество было переименовано в «Фонд памяти брата Иосифа». Страшное злодеяние, совершенное над Избранником Божией Матери, в высокой степени знаменательно как явление эсхатологического характера, и мы все – свидетели последовавших грозных знамений и раскрывающейся апостасии.

Председатель Дома Иконы

Монреаль, 2001 год


Источник: «Дом Иконы» «Паломник». Монреаль Москва. 2003

Комментарии для сайта Cackle