В.В. Филатов

Источник

Мозаика

Особая разновидность живописи, в которой изображения образует набор из разноцветных стеклянных смальт, камней, имеющих различную естественную окраску и прочно закрепленных в отвердевшем известковом, цементном составах (настенная М.) или в масляно-лаковой или воскосмоляной мастиках (станковая или портативная М. – мозаическая икона). В мозаическом наборе частицы различной цветовой окраски, из которых набирается изображение, в обиходе обычно называют смальтой. Изготавливают их из минеральных пород, имеющих различную окраску. Это мраморы и другие камни, собственно смальта – непрозрачное стекло различной окраски, обожженная керамика, золотые и серебряные смальты – стекло, покрытое сусальным золотом, серебром и с поверхности залитое тонким слоем прозрачного стекла. Набор М. осуществляется двумя способами: прямым и обратным. При прямом наборе частицы «смальт» вдавливаются в подвижную вязкую массу (известковую, цементную, масляно-лаковую с пигментом и т.п.). При обратном наборе «смальты» наклеивают на цветной живописный картон. После высыхания клея с тыльной стороны набор заливают обычно цементным раствором с металлической арматурой. После отвердения раствора картон отмачивают и удаляют, открывая ровную лицевую поверхность М. М., набираемые в масляно-лаковую пасту, после отвердения массы шлифуют. К шлифованной группе можно отнести так называемые наборы «флорентийской мозаики», они могут быть настенными и относимыми к прикладному искусству (напр., столешницы). Набор производится из плиток шлифованного камня, вырезанных по контурам шаблонов так, чтобы частицы набора плотно прилегали краями друг к другу. После закрепления набора лицевую поверхность подвергают шлифовке. Особую группу М. составляют мозаические иконы, часто называемые «портативными мозаиками», в которых частицы набора скрепляются воскосмоляной мастикой.


Источник: Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. - 287 с. ISBN 5-7429-00040-6

Комментарии для сайта Cackle