В.В. Филатов

Источник

Почи Господь в день Седьмый

Седьмая заключительная тема Сотворения мира. Изображается Саваоф в белых одеждах и звездчатом нимбе, возлежащий на ложе. Его окружают Силы небесныехерувимы, серафимы и др. Обычно изображается в настенной живописи как заключительный эпизод Сотворения мира. Самостоятельно как четвертая часть иконы сложного богословского содержания была написана в «Четырехчастной иконе» середины XVI в. для Московского Благовещенского собора. Спорная иконография этой иконы была рассмотрена на Московском соборе в 1554 г., созванном специально по делу дьяка Висковатого. В этой части иконы вверху по центру изображен Саваоф, возлежащий на ложе и окруженный Силами небесными (в круге) и звездой с символами Евангелистов. В мандорле прикрытый крыльями Христос, над Ним Саваоф, направляющий на Него луч со Святым Духом. Как определил собор 1554 г., это: «преобразует святое крещение и чашу, которую Спаситель принял плотию в распятии и которая есть оцет, с желчью смешан». В нижней половине композиции изображены сцены земной жизни Адама и Евы: изгнание из Рая, Ангел, поучающий их земной жизни, убийство Авеля Каином и оплакивание тела Авеля.


Источник: Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. - 287 с. ISBN 5-7429-00040-6

Комментарии для сайта Cackle