В.В. Филатов

Источник

Распятие

P. (Мф.27:31–56; Мк.15:20–41; Лк.23:26–49; Ин.19:16–37) во времена римского владычества считалось самой позорной и мучительной казнью для наиболее опасных преступников. Однако Христос, проливший свою кровь и принявший мучения на Кресте во искупление грехов всего рода человеческого, тем самым превратил Крест в символ спасения и вечной жизни. Первым упоминанием о Р. можно признать обращение апостола Павла к Галатам: «кто прельстил вас не поклоняться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1). Древнейшее изображение Р. сохранилось от III в. на гемме из Газы в Британском музее. В иконописи под крестом с Р. обычно изображают гору Голгофу с пещерой. Внутри ее стали изображать голову Адама как первого человека, совершившего грехопадение. В живописи и скульптуре Р. часто предстоят Богоматерь, Иоанн Евангелист и другие очевидцы или участники событий – таким образом, Р. превращается в большую и сложную композицию. При многофигурном ее решении изображаются плачущие жены, и Логин сотник, а над Крестом иногда – фигуры двух плачущих ангелов. Кроме ангелов могут изображаться две женские фигуры, олицетворяющие Церковь Ветхозаветную (удаляющуюся) и Церковь Новозаветную (приближающуюся). Часто по сторонам Р. пишут фигуры двух воинов: один из них подносит на трости губку, пропитанную уксусом, к устам Христа, другой пронзает грудь Христа копьем. На переднем плане помещают воинов, бросающих жребий: они делят одежды распятого. В варианте «Р. с разбойниками» изображаются три фигуры, распятые на крестах, по обеим сторонам Христа два разбойника, один с опущенной головой, другой с лицом, обращенным к Христу, – благоразумный разбойник Pax, которому за его веру в Бога Христом обещан рай – царствие небесное. По способу пригвождения Христа Р. подразделяются на православные (Р. на четырех гвоздях) и католическое (Р. на трех гвоздях, когда обе стопы соединены одним гвоздем).


Источник: Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. - 287 с. ISBN 5-7429-00040-6

Комментарии для сайта Cackle