В.В. Филатов

Источник

Страшный Суд

Сюжет, связанный с темами, заимствованными в основном из Евангелия, Апокалипсиса, из Слова Ефрема Сирина и других произведений византийской и древнерусской литературы, а также из народных духовных стихов. Изображаются картины конца света, последнего суда над всем человечеством, воскресение мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Истоки изображения восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее С.С. изображали в византийской, древнерусской и западноевропейской настенной живописи христианских храмов. В древнерусской иконописи самое раннее изображение С. С. относится к XV в. В центре композиции помещен Христос – судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча – ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. По сторонам от центральной группы сидят апостолы, за ними ангелы – стражи небесные. Под апостолами народы, идущие на суд. Справа от Христа праведники, слева грешники. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов); ангелы, свертывающие свиток неба, что символизирует конец мира. Ниже Христа располагается престол. На ней – одежды Христа, Крест, орудия страстей и раскрытая «Книга бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Еще ниже изображается большая кисть руки, держащая младенцев – «праведные души в руке Божьей». Поблизости весы – «мера дел человеческих». Справа от весов ангелы, слева дьяволы, борящиеся за душу судимого человека. В нижней части композиции обычно пишутся сцены «Земля и море, отдающие мертвецов» и другие из «Видения пророка Даниила». В частности, четыре зверя, символизирующие «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Перское и Римское, или антихристово. Особенно большое место отведено сценам ада. Ад – «Геенна огненная» – изображается в образе красного зверя или красной огненной массы; на звере или внутри пламени сидит Вельзевул – господин ада, с душой Иуды в руках. Из огненной пасти зверя поднимается к ногам Адама длинный извивающийся змей – олицетворение греха. На нем как кольца написаны грехи. В самом низу помещаются камеры ада, где мучают грешников. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: Лоно Авраамово; Авраам, Исаак, Иаков с душами праведников, сидящие под райскими деревьями. Также на фоне райских кущ изображают Богоматерь, сидящую на престоле, двух ангелов и благоразумного разбойника, апостола Петра, подводящего праведников к вратам рая. Иногда рай изображается как «Горний Иерусалим» с праведниками в нем. Под ним нередко изображают летящих в рай схимников. Между сценами рая и ада иногда помещают фигуру прикованного к столбу обнаженного человека: это «милостивый блудник», который «ради милостыни избавлен вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».


Источник: Словарь изографа / В. В. Филатов. - М. : Изд-во Православ. Свято-Тихон. богослов. ин-та, 1997. - 287 с. ISBN 5-7429-00040-6

Комментарии для сайта Cackle